Стиль металл стекло дерево

Обновлено: 18.05.2024

Гранж, лофт и индустриальный — три стиля, которые легко перепутать. Много похожих элементов, сходные цвета и общая аура. Даже история появления этих стилей почти одинаковая.

Но это разные стили, в них есть определённые черты, которые помогают точно определить что именно перед нами — индастриал, лофт или гранж.

Что интересно, корни этих стилей уходят во Францию, в середину XIX века. Только предками этих стилей были совсем другие помещения — просторные чердаки зданий, в которых жили и творили художники. Для больших полотен требовались просторные помещения с высокими потолками, что проще — арендовать для студии недорогой чердак в складчину и работать вместе.

Условия жизни там были отвратительные — это не современный богемный стиль, а действительно старые заброшенные помещения.

И вот, в конце 19 и начале 20-го веков бомонд le grenier (чердак) перебирается в Америку и берёт псевдоним «лофт» . А далее история разделяет этот стиль на несколько. История она вещь непредсказуемая.

Индустриальный стиль

Появился раньше других. Как упоминалось выше, зародился (вернее переродился) он в начале 20-го века в Америке.

Этому способствовало два факта

1. В это время при строительстве зданий стали использовать металлические каркасы — чугун стал дешёвым, сталь ещё пока не применялась в производстве из-за того, что её формула не была разработана.

При строительстве промышленных помещений вместо дерева архитекторы стали использовать железо, а это, в свою очередь, привело к тому, что впервые появились просторные и высокие здания.

2. В начале 20-х годов в Америке резко выросли цены на недвижимость и производства массово переезжали на окраины. Их место заняли новые хозяева — художники, музыканты, артисты. В просторных зданиях не было никакого изыска и никто не называл интерьер «стилем» — какой интерьер, это была часть обыденной жизни — голые стены, бетон, трубы коммуникаций и участки, переоборудованные под мастерскую.

Но! В 1929 г. случилось непредвиденное — крах биржи (если быть точным, 24 октября 1929 года), Великая депрессия, которая продлилась без малого десять лет. Цены на жилую недвижимость в том же Манхеттене упали в два раза, а о стиле мало кто задумывался. Музыканты и художники уже не могли позволить себе такой роскоши – жить в центре Нью-Йорка.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 1

В 40-годы творческая богема вернулась, но это уже немного другая история, история стиля «лофт». А индустриальный стиль вернулся в конце 20 века, когда шло бурное развитие технологий и старые здания никак не соответствовали новым требованиям. Тогда старыми зданиями заинтересовались желающие открыть общественные заведения.

В начале 90-х годов в полуразрушенном здании навели порядок (вывезли мусор и оборудование), застелили полы добротными половыми досками расставили мебель и необычные предметы декора. В одной из «комнат» установили перегородку из хрусталя. и оформили это всё в «индустриальный стиль» Общественность приняла новое веяние благосклонно.

Массово стали появляться гостиницы, бары, рестораны офисы, оформленные в этом стиле. Чуть позже индастриал перебрался и в жилые помещения.

Так появился первый, самый жёсткий, индустриальный стиль.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 2

Как видно на фотографиях — интерьер как иллюзия промышленного здания:

  • отсутствие зон;
  • высокие потолки;
  • много свободного пространства, этот стиль категорически нельзя вписать в небольшие квартиры;
  • много металла — чугунные балки, перекрытия, объекты коммуникаций (трубы и вентиляция);
  • много бетона в естественной цветовой гамме, кирпичные стены, грубая фактура;
  • минимум ярких цветовых акцентов.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 3

В общем, этот стиль можно организовать простыми материалами — кирпичные стены заменяют бетоном и штукатуркой. Металл не убирают, а подчёркивают. Плюс здесь нет большого количества декора и мебели.

Цвета интерьера должны ассоциироваться с промышленными помещениями.

Вообще, это самый жёсткий из трёх стилей. Основные цвета оттенки серого — серо-чёрный, графит, ржавый, серо-коричневый. Добавочные это белый, чёрный, хаки, бежевый.

В этот стиль можно внести элементы других стилей в виде декора и мебели

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 4

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 5

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 6

Главная идея индустриального стиля — жить, как на заводе.

А теперь вернёмся в начало 20 века. Причины возрождения стиля все те же, что и у французов конца 19-го века.

В начале 40-х годов резкий взлёт стоимости на недвижимость, производства из Манхеттена стали опять переносить на окраины, а чтобы избежать нового строительства, пустующие здания стали переоборудовать под мастерские. Но! Было одно важное отличие от волны 20-х готов. Сейчас художники и музыканты хотели не просто творить, но жить в хороших условиях.

Агент по недвижимости Лида Драммонд говорит, что «в 1940-х гг. никто не жил на этих чердаках в Сохо и Трибека. Это были просто коммерческие площади. Но художники Джексон Поллок и Виллем де Кунинг нуждались в больших пространствах, высоких потолках и свете. И не только: часто они хотели жить и работать в одном и том же пространстве – даже если это было незаконно».

Так, к середине 50-х годов появились картинные галереи, просторные мастерские и новые, очень популярные места для тусовок артистов, архитекторов и дизайнеров.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 7

А немного позже, в середине 60-х годов появился спрос и со стороны элиты, которая специально заказывала себе интерьер в стиле облагороженного индустриала.

Стиль лофт со временем претерпел некоторые изменения — изначально (с середины 50-х) это уютное помещение на территории заброшенного завода, некое сочетание нищеты и богатства. Сейчас это скорее сочетание старины — порой искусственно воссозданной — и современности. Поэтому лофт прекрасно уживается на небольшом пространстве квартиры, в отличие от своего собрата, индустриального стиля.

Основная идея лофта — уютное жилое помещение на территории заброшенного завода:

  • кирпич, бетон, деревянные балки и перекрытия;
  • половая доска, коммуникации, окрашенные в чёрный цвет, керамическая плитка или паркет;
  • если лестница, то из металла;
  • освещение лампы без плафонов, точечное освещение, гирлянды светильников, свисающих на разном уровне;
  • цвета, близкие к строительным материалам — серые, коричневые, но вполне допустимы яркие акценты и металл;
  • отопление печки, чугунные радиаторы;

Обязательно должна быть современная бытовая техника и декор, который подчеркнёт индивидуальность.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 8

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 9

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 10

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 11

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 12

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 13

Лофт стал отражением мировоззрения творческих людей — художников и музыкантов — которые стремились жить по своим правилам и уйти от общепринятых условностей.

А вот последний из этих трёх похожих стилей — гранж — шел, так сказать, параллельно индустриальному стилю и лофту.

Гранж

Стиль гранж также происходит из Франции, но его «основатели» — богатые аристократы, уставшие от городской жизни. Они переезжали в провинцию, обустраивались в небольших сельских поместьях. 19 век — период развития классицизма, но этот эффектный стиль никак не подходил для деревенских усадеб. Поэтому дорогие материалы заменяли на более простые и доступные, сохраняя при этом общую элегантность убранства комнат.

Здесь нет золота, лепнины, мебель дорогая, но не вычурная, мягкое рассеянное освещение, натуральные ткани спокойных оттенков.

Было и обратная тенденция — буржуа переезжали в города, прихватив с собой любимые вещи — вазы, статуэтки, светильники.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 14

Главное идея стиля — это богатый интерьер на фоне старого и просторного дома.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 15

Через 50 лет этот стиль распространился на другие страны странах и получил название «гранж».

Главное отличие от лофта и индустриального стиля:

  • большое светлое помещение;
  • возможно оформление кирпичной стеной, окрашенной в светлые оттенки (а иногда и в естественном виде);
  • старая, но элегантная и удобная мебель без вычурности;
  • в качестве декора — картины, элементы художественной ковки, зелень;
  • материалы — кирпич, дерево, плитка, камень;
  • искусственно состаренные предметы, или старые, но недорогие.

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 16

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 17

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 18

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 19

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 20

Лофт , гранж или индастриал? Различия стилей, фото № 21

Второе «возрождение» стиля гранж произошло в Америке, примерно в середине 80-х годов, с лёгкой подачи рок-музыкантов. Гранжем называли один их подстилей альтернативного рока (гранж в переводе с французского означает грязь, а именно здесь присутствует «грязное» звучание гитары).

И этот современный гранж непохож на своего предка — гладкие стены сменились на старый кирпич, паркет заменился на каменный или деревянный пол. Светлые оттенки — на различные оттенки серого. Современный гранж воссоздали бунтари — рокеры, хиппи, рок-музыканты. И сначала он не носил такого названия, это просто были помещения, олицетворяющий привычки хозяина, в котором удобно творить и ничего не отвлекает.

Название «гранж» возникло чуть позже, когда такие интерьеры стали популярны.

Металл и трубы в интерьере: использование в различных стилях

В современном мире довольно распространено использование металла в интерьерах. Интересные решения в виде предметов мебели или различных декоративных или функциональных элементов,из разного рода труб, могут легко вписаться во многие стили. Я попробовала отобрать несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих из них.

Приглядитесь. Мне кажется, в такой обстановке не лишними будут лаконичные акценты в виде светильников, полок, столов или стеллажей, с использованием водопроводных труб. Где-то уместно расположить их первозданном виде — брутальные, металлического цвета, с налетом ржавчины, где-то — в виде яркого акцента, с глянцевым покрытием, которое станет изюминкой интерьера, в интерьер минималистический, с обилием стекла, пластика, больше подойдут хромированные трубы. Вариантов много, а о видах труб я расскажу вам подробнее в следующей публикации.

Стиль лофт — стилизация под промышленный интерьер(фабрики/заводы), огромные пространства, металл, геометричность форм, прямые линии, акцент на различного вида трубы, бетон

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 1

Минимализм — простота и четкость геометрических форм, функциональность, прочность, естественность природных цветов

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 2

Стиль хайтек — функциональность, современность, металические цвета и оттенки, простота форм, четкие линии, использование металла и стекла.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 3

Индустриальный стиль — акцент на элементы промышленного дизайна: трубы, проводку, бетон, металл, все не обработанные поверхности, в том числе и деревянные.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 4

Конструктивизм — функционализм, геометричность форм, металлические каркасы, использование таким материалов как маталл, стекло, бетон, дерево.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 5

Контемпорари — функциональность, простота линий, геометрия форм, использование элементов интерьера стелей хайтек/арт-деко, минимализма, натуральные материалы, сталь, хром.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 6

Постмодернизм — использование металла и стекла, никилерованных и хромированных поверхностей, нейтральные цвет всего интерьера с акцентами ярких единичных предметов, креатив, современный дизайн освещения.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 7

Фьюжн — футуризм, смелые сочетания, нет ограничения в использовании материалов.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 8

Модернизм — функциональность и практичность, метал, стекло, геометрия форм, футуризм, акцент на естественность промышленного дизайна. трубы, балки и так далее.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 9

Техно — промышленные помещения, металлические конструкции, четкая геометрия форм, металл, стекло, натуральный камень, открытая проводка, трубы, балки и перекрытия, бетон, цветовые решения в серых, металических тонах.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 10

Эко-лофт — необработанное дерево, камень, металл, стекло, лен, минимализм, функциональность, практичность, союз брутального и жесткого металла с природными материалами.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 11

Арт-деко — использование промышленного дизайна, эклектики, разнообразие геометрических форм, использование конструкций из металла, бетон, стекло, ступенчатые формы.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 12

Эклектика — смешение стилей, геометрия форм, зигзаги, плавные округлые изгибы.

Металл и трубы в интерьере использование в различных стилях, фото № 13

Несмотря на такое разнообразие стилей и их индивидуальность, они обладают чертами, которые позволяют использовать водопроводные и не только, трубы в интерьере:

  • активное использование в интерьере металла, стекла, натурального каменя, натурального дерева;
  • цвета и их оттенки: черный, серый, белый, хром, металик, серебро;
  • функциональность;
  • демократичность;
  • практичность;
  • рационализм;
  • геометрия в интерьере;
  • экспрессивность.

Как показывает практика, предметы интерьера из водопроводных труб легко вписываются в современную жизнь. Чугун, железо, хром, металл отлично гармонируют с деревом, стеклом, бетоном, натуральным камнем.

Выбирайте наиболее подходящие вам союзы, впускайте металл в вашу жизнь, добавьте характерные акценты своему интерьеру!

Дерево, металл, стекло: идеи для интерьера в съемке «РБК Стиль»

Книгодержатель Pico, Ginger & Jagger (booroom gallery); ваза Pointillist Vessel, Alexander Lamont (салон Krassky); чаша для орешков «Золотые жемчужины», Michael Aram («Дом Фарфора»)

Натуральное дерево, состаренный металл и лаконичное стекло — проверенный способ сделать интерьер уникальным. В съемке «РБК Стиль» ищите самые вдохновляющие примеры.

Игра с деревом, металлом и стеклом способна полностью преобразить любое пространство. К примеру, дерево с его натуральной живой текстурой и теплыми оттенками придаст квартире или загородному дому уют и домашнее тепло, которого так не хватает в холодные дни.

В руках дизайнеров этот материал может превратиться в удобный стул, причудливую ширму, кресло в стиле 60-х годов, а необычное пробковое дерево — в табурет, напоминающий пробку из бутылки с шампанским. Большой плюс — деревянные предметы отлично дружат практически с любой фактурой: от прозрачного стекла до легкого пластика.

Статуэтка Deer, Ethno Suzdal (yachtline.ru) Ваза, Michaёl Verheyden (салон Krassky) Ваза Octogone, Baccarat (салоны Gallery Royal)

Ваза Governador Bowl, фабрика Etel (салон Krassky) Миниатюра кресла Miniatures Y-Chair, Hans J. Wegner (шоурум Vitra)

Ваза Governador Bowl, фабрика Etel (салон Krassky)
Миниатюра кресла Miniatures Y-Chair, Hans J. Wegner (шоурум Vitra)

Ваза Starlet Vessel, Alexander Lamont (салон Krassky) Табурет Cork Family, Jasper Morrison (шоурум Vitra) Бокал для шампанского Narcisse, Baccarat Миниатюра кресла Wiggle Side Chair, Frank Gehry (шоурум Vitra)

Ваза Starlet Vessel, Alexander Lamont (салон Krassky)
Табурет Cork Family, Jasper Morrison (шоурум Vitra)
Бокал для шампанского Narcisse, Baccarat
Миниатюра кресла Wiggle Side Chair, Frank Gehry (шоурум Vitra)

Стул OUD, Christophe Delcourt (booroom gallery) Скульптура Lynx, Corbin Bronze (салон Krassky) Кресло Seagull, Yachtline (yachtline.ru) Кресло-качалка Rocking Nest Chair, Carl Hansen & Søn (салон Krassky)

Ширма EUS, Delcourt Collection, Christophe Delcourt Скульптура «Пантера», Daum (салоны Gallery Royal) Стол придиванный A Swing, Yachtline (yachtline.ru)

Кресло CH24 | Wishbone chair, Carl Hansen & Søn и стол Hero, Studio Piet Boon (все — салон Krassky) Скульптура, коллекция Василия Пепеляева (booroom gallery) Пресс-папье Southern Day, Yachtline (yachtline.ru) Бокал для красного вина «Моцарт», Moser («Дом Фарфора»)

Благодарим за помощь в проведении съемки фабрику компании Yachtline.

Бунтарский стиль: деконструктивизм в интерьере и архитектуре

Фото: Peter23/wikipeda.org

Деконструктивизм — архитектурный стиль, который появился в 1980-х. Считается, что его предшественниками были русские конструктивисты. В своих работах они нарушали правила классической архитектуры, композиции и бросали вызов «геометрическим нормам» того времени. Вместе с экспертом разбираемся, что такое деконструктивизм сегодня, каковы основные черты этого стиля в архитектуре и дизайне интерьеров .

Эксперт в этом материале: Андрей Секерин, руководитель студии дизайна интерьеров SmartRoom

Что такое деконструктивизм

Впервые о деконструктивизме всерьез заговорили в 1983-м, после архитектурного конкурса в Париже, в котором победил Бернард Чуми с проектом парка «Ла-Вилетт». Затем в 1988 году в Нью-Йорке прошла выставка деконструктивистской архитектуры Музея современного искусства. Работы авторов напоминали и русский конструктивизм, и немецкий экспрессионизм начала 1920-х годов. Они воплощали теорию архитектурного хаоса, отрицание формы, акцентировали внимание на геометрии. Одним из теоретиков деконструктивизма был французский философ Жак Деррида, который описал концепцию деконструкции в своей книге «О грамматологии».

Фрэнк Гери. Центр здоровья мозга Лу Руво Кливлендской клиники, Лас-Вегас, 2010

Деконструктивизм в архитектуре — это пренебрежение правилами и канонами, хаос формы и внешнего вида. Функциональность зданий отходит на последний план, куда важнее показать людям, насколько безгранична фантазия автора и как далеко она может зайти. В этом стиле работали архитекторы Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзенман, Филип Джонсон, Фрэнк Гери.

Деконструктивизм в архитектуре

Внешний вид любого здания в этом стиле ломает все стереотипы. Узнать деконструктивистские сооружения можно по следующим признакам:

  • форма важнее функциональности;
  • внешний вид максимально геометричен: много углов, ломаных линий, абстрактных фигур;
  • архитектурные законы других стилей нарушены;
  • обилие металла, стекла и бетона, реже — дерева и пластика;
  • окна разных форм и размеров, могут быть хаотично разбросаны по всему зданию;
  • контраст цветов и форм.

Здания в стиле деконструктивизм призваны показать бесконечное разнообразие форм, объемов и дизайнерских решений, свободных от стереотипов.

1. Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес

Фото:public domain

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе спроектировал всемирно известный архитектор Фрэнк Гери. Зал открылся 24 октября 2003 года, его вместимость составляет 2265 человек. Необычная форма здания символизирует музыкальное движение, звуковые волны. Один из основных материалов здесь — полированная нержавеющая сталь. Она так отражала солнечный свет, что температура в отдельных помещениях соседних домов становилась слишком высокой. Отраженный свет слепил проезжающих мимо водителей, что создавало угрозу безопасности на дорогах. Так что панели пришлось отшлифовать, чтобы избавиться от излишнего блеска. В зале разработана сложная акустическая система, в нем регулярно репетирует и дает концерты филармонический оркестр Лос-Анджелеса. Стены и потолок отделаны дугласовой елью, а пол — дубом.

2. Резиденция Фрэнка Гери, Санта-Моника

Фото:IK's World Trip/wikipedia.org

Фрэнк Гери и его жена купили поместье в Калифорнии в конце 1970-х. Это был обычный двухэтажный дом в колониальном стиле. Архитектор почти полностью сохранил оригинальную постройку, а вот вокруг нее создал настоящий деконструктивистский объект, используя промышленную фанеру и гофрированную сталь. Обе постройки соединяет стеклянная крыша, в некоторых местах дом огражден обычной сеткой-рабицей. У него необычная форма, в которой много геометрии, изломанных линий, выступов. Соседи, увидев творение Гери, были недовольны: оно сильно выбивалось из общего внешнего вида домов в городе. В 2012 году Гери получил за эту работу архитектурную премию Twenty-Five Year Award. Многие называют резиденцию первой деконструктивистской работой архитектора.

3. Пекинский национальный стадион, Пекин

Пекинский национальный стадион «Птичье гнездо» был построен в 2008 году к Олимпийским играм. Проект представлен швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron в апреле 2003 года. Конструкция имеет продолговатую форму, напоминающую вытянутую бетонную чашу. Ее оплетают 24 металлические колонны, которые заменили стены и несущую конструкцию. Внутри нее находятся зрительские трибуны, стадион вмещает более 91 тыс. зрителей. Благодаря специальным прозрачным пленкам, которые натянуты на стадионе, внутрь проникает солнечный свет и есть естественная вентиляция. В 2022 году именно здесь проходили открытие и закрытие зимних Олимпийских игр в Пекине.

4. Музей Гуггенхайма, Бильбао

Фото:PA/wikipedia.org

Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао состоялось в 1997 году, автором проекта стал Фрэнк Гери. На мероприятии присутствовал король Испании Хуан Карлос I, на первой выставке было представлено 250 произведений современного искусства.

Фото:shutterstock

Музей расположен на берегу реки Нервьон и представляет собой удивительное зрелище: его часто сравнивают с футуристическим космическим кораблем необычной формы. Бесконечные плавные изгибы, которые так любит Гери, отражают свет и создают эффект волнового движения. Центральное помещение музея — огромный атриум, который по форме напоминает цветок. Благодаря стеклянным стенам он всегда наполнен светом. Основными материалами для строительства стали песчаник и титан.

5. Танцующий Дом, Прага

Фото:Ignacio Ferre Pérez/flickr.com

После бомбардировок Праги во время Второй мировой войны множество зданий было разрушено. По соседству с одним из разрушенных домов жил будущий президент Чехословакии, а затем Чехии Вацлав Гавел. В 1994 году по его поручению на этом месте началось строительство нового дома. Архитекторами проекта стали Владо Милунич и Фрэнк Гери. На месте бывшего здания в стиле неоклассицизм решено было построить дом, который по внешнему виду отражал бы события «бархатной революции». Так появился Танцующий дом, он стал символом окончания тоталитаризма. Здание получило свое название благодаря башням, напоминающим знаменитые фигуры танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Они сделаны из камня и стекла. Каменную башню увенчал купол с конструкцией из металлических труб, покрытых сеткой из нержавеющей стали. Сегодня здание открыто для посетителей, в нем находятся офисы, отель, галерея, смотровая площадка, ресторан.

6. Парк ла Вилетт, Париж

Фото:Jean-Marie Hullot/flickr.com

Именно с этим проектом Бернард Чуми выиграл архитектурный конкурс 1983 года. Раньше на месте парка находились крупная скотобойня и оптовый мясной рынок. Сегодня Ла Вилетт — третий по величине парк в Париже. Идея создателя в том, чтобы сломать представление о парке как о месте, предназначенном только для расслабления и созерцания. В Ла Вилетт архитектор соединил науку, культуру, разные стили и искусства. В нем множество культурных площадок: театральный квартал, город науки, крупнейший в Европе научный музей, Парижская консерватория и еще три концертных зала, кинотеатр. У парка асимметричная форма, на 55 гектарах расположены разные архитектурные объекты, культурные точки, детские площадки, фуд-корты.

7. Пожарная станция Vitra, Вайль-на-Рейне

Фото:Wojtek Gurak/flickr.com

В 1981 году на заводе мебельной фабрики Vitra произошел пожар. Для разработки проекта собственного пожарного депо директор фабрики пригласил Заху Хадид. Так появился первый реализованный проект будущей архитектурной звезды. Несколько лет спустя помещение начали использовать для проведения мероприятий и выставок Музея дизайна Vitra.

Фото:Sandstein/wikipedia.org

Внутри станции несколько пространств для пожарных машин, душевые и раздевалки для сотрудников, а также конференц-зал и мини-кухня. Депо отлито из бетона и больше напоминает скульптуру, чем здание. Здание характеризуется четкой геометрией, выверенными линиями и практически полным отсутствием цвета.

Деконструктивизм в интерьере

Один из главных признаков деконструктивизма в интерьере — отступление от привычных правил дизайна. Как в архитектуре, деконструктивистское помещение наполнено геометрией, необычными формами, вещами без выраженной функциональности. Обычно деконструктивистские пространства выглядят футуристично и максимально неожиданно.

Основные черты такого стиля в интерьере:

  • композиция с несочетаемыми элементами дизайна;
  • асимметричное размещение декоративных предметов;
  • искажение геометрических форм конструкций (например, U-образные арки, слегка заваленные набок);
  • использование ломаных и пересекающихся линий в оформлении помещений;
  • смешение различных фактур: бетон, дерево, стекло, пластик, металл;
  • необычная форма мебели;
  • нестандартная конструкция потолков.

Комментарий эксперта


Андрей Секерин, руководитель студии дизайна интерьеров SmartRoom:

— Деконструктивизм — это стиль-протест, бунтарство против традиционной архитектуры и конструктивизма.

Такой интерьер в квартире/доме характеризует его обитателя либо, если это общественное пространство, отражает какую-то идею, смысл. Деконструктивизм — про возможность заявить о себе, ломая привычные шаблоны, заявляя протест. Такой подход перешел из архитектуры в интерьер, сохраняя максимальный индивидуализм. Каждый проект в этом стиле не похож на другие.

Деконструктивизм — это вызов современным технологиям. Сложность формы заставляет конструкторов и архитекторов внедрять новый подход к проектированию. Асимметрия форм, острые углы, ломаные черты, искажение пропорций — тяжело представить цельную форму объекта. Что касается цветового оформления — это несочетаемые цвета и другие смелые решения.

Сложные конструкции сильно утяжеляют пространство, если оно не общественное. Чаще всего в частных интерьерах встречаются отдельные элементы деконструктивизма. Возможно применение стиля в мебели, декоре.

Для общественного помещения этот стиль более уместен, чем для личного. Особенно если у него большая площадь. Там это выглядит более эффектно .

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

  • баланс и пропорции;
  • характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
  • использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
  • колоннады;
  • стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
  • кариатиды;
  • портик с фронтоном.

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

  • остроконечные арки;
  • нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
  • витражи;
  • контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
  • аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
  • пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
  • вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
  • богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Читайте также: