Столб из неизвестного металла

Обновлено: 04.10.2024

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Индию, конечно, называют страной чудес, но есть там вещи, которые удивляют даже местное население. Одно из таких чудес – это так называемая Кутубская колонна, установленная в Дели на площади возле минарета Кутб-Минар. За полторы тысячи лет это сооружение так и не покрылось ржавчиной.

Еще одно название колонны – Делийский столб. Исторические источники свидетельствуют, что его установили в 415 году в память об императоре Чандрагупте II, скончавшемся в 413 году. Надпись на санскрите гласит: «Царь Чандра, прекрасный, как полная луна, достиг высшей власти в этом мире и возвел колонну в честь бога Вишну».

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Сначала колонна находилась вовсе не здесь, а на востоке Индии, где стояла перед храмом Вишну. Однако в 1050 году тогдашний правитель страны Ананг Пола распорядился перевезти столб в Дели. Не совсем понятно, как удалось выполнить эту задачу, ведь вес сооружения составляет около 6,5 тонны, а высота - 7 метров 21 сантиметр. Этого металлического колосса можно сравнить с трехэтажным домом.

Кутубская колонна состоит практически из чистого железа: его содержание в ней - 99,72%. На ней есть мелкие пятнышки коррозии, но за прошедшие столетия она так и не покрылась ржавчиной. И это несмотря на здешний климат: ведь с июня по сентябрь в Индии бывает сезон дождей!

Самая вероятная версия: столб изготовлен из нержавеющей стали. Но некогда индийский ученый Чедари выяснил, что в составе Кутубской колонны отсутствуют элементы, усиливающие сопротивление коррозии. К тому же, остается под вопросом, как вообще удалось получить такое чистое железо, ведь даже сегодня это возможно лишь в результате сложных металлургических процессов?

В связи с этим появились гипотезы о том, что колонну Чандрагупта на самом деле отлили атланты или даже космические пришельцы. Или что она, на худой конец, изготовлена из метеоритного железа. Но даже если предположить, что древним индусам попался «небесный камень», каким образом они сумели выковать такую махину? Ведь они не владели теми технологиями, какие есть у нас! К тому же, если бы с неба свалился метеорит подобных габаритов, это привело бы к катастрофе. Тем не менее, в источниках ничего о таком драматическом событии не говорится.

Некоторые эксперты полагают, что столб могли отлить не из цельного куска металла, а из отдельных криц (порций железа массой в несколько десятков килограммов, полученных при нагревании или восстановления руды без ее расплавления).

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Кому-то из сторонников данной версии даже будто бы удалось разглядеть на поверхности изделия следы сварки и механических воздействий. Кроме того, невысокая концентрация серы и неметаллические составляющие могут указывать на то, что железо не плавили.

Между тем председатель Национального комитета по истории Индии доктор Суббарауапп считает, что Делийский столб мог быть изготовлен и ранее V века: надпись говорит лишь о том, в какое время его установили у храма.

Известно, что уже в Х столетии индусы умели изготавливать железные орудия: предположительно именно они или их аналоги использовались для строительства египетских пирамид.

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Не исключено, полагают специалисты, что колонну изготовили, говоря современным языком, методом порошковой металлургии. Он заключается в том, что сварочное железо сначала растирают в порошок, затем просеивают, прокаливают и наконец «сбивают» молотом, превращая в единый монолит.

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Еще одна гипотеза гласит, что металл Делийского столба не ржавеет благодаря примесям, процент которых в его составе Делийского совсем ничтожен… Содержание фосфора в образцах металла в пять раз превышает его концентрацию в современной стали, а вот содержание марганца и серы куда ниже.

Но вот какой любопытный факт: взятые образцы быстро начали ржаветь! Если бы металл содержал элементы, устойчивые к коррозии, то этого бы не случилось. Следовательно, Кутубская колонна по-прежнему остается загадкой, которую не в состоянии разъяснить самые скрупулезные исследователи.

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Делийский железный столб: почему за 1500 лет он не покрылся ржавчиной

Кутубская колонна состоит практически из чистого железа: его содержание в ней - 99,72%. На ней есть мелкие пятнышки коррозии, но за прошедшие столетия она так и не покрылась ржавчиной.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Загадка железной колонны Индии

Загадка железной колонны Индии

За десятки километров от столицы Индии Дели видна высоко взметнувшаяся стройная красно-жёлтая башня Кутуб Минар («Башня Победы»), построенная в XII-XIII вв. в местечке Мехраули. Она состоит из пяти ярусов, напоминая собой телескопическую трубу. Стены башни снаружи украшены ажурной тканью рельефных надписей, вырезанных в красном песчанике. Внутри башни – каменная винтовая лестница, широкая внизу и настолько суживающаяся в верхних ярусах, что на ней лишь с трудом могут разминуться два человека.

По этой лестнице целыми днями движутся два встречных потока людей: вверх и вниз. Люди выходят на галереи каждого яруса, чтобы полюбоваться широкими панорамами делийской равнины с рекой Джумной на горизонте. Одно из сказаний повествует, что император Индии Притви-радж в конце XII века начал строительство этой башни для того, чтобы его дочь могла каждое утро любоваться отсюда рекой, омывающей столицу Индии.

У подножия Кутуб Минар находятся остатки древних храмов и мавзолеев, и среди них, на каменном постаменте, возвышается знаменитая, прекрасно сохранившаяся Железная колонна высотой семь с половиной метра, весом в шесть с половиной тонн и средним диаметром ствола колонны 35 см.

Уникальный металлический столб привлекает всеобщее внимание главным образом тем, что как минимум за пятнадцать с половиной веков на его тёмной отполированной поверхности не появилось ни одного пятнышка ржавчины.

Учёные не могут объяснить, как индийцы более полутора тысяч лет назад сумели исполнить работу, за которую ещё лет 150 назад взялся бы не всякий завод Европы или Америки. При этом железо, из которого была сделана колонна, оказалось столь высокого качества, что оно совсем не ржавеет, хотя в жарком и влажном климате Индии железные предметы обычно разрушаются очень быстро. Химический анализ показал, что содержание железа в колонне невероятно высоко – 99,72%. Есть предположение, что колонна была сделана из метеоритного железа, поэтому она так хорошо сохранилась.

Происхождение Железной колонны точно не установлено. Некоторые историки утверждают, что согласно санскритской надписи на колонне она была отлита в 895 году до н. э. по приказу раджи Дхавы, правителя Дели. Мусульманские летописцы утверждают, что колонна была привезена из северных мусульманских стран. Есть также версии, приписывающие её создание либо императору Чандрагупте II (V в., по обнаруженному в надписи на колонне слову «Чандра»), либо раджпутскому радже Анангпалу (его имя также есть на колонне).

Известный индийский учёный, автор многих работ, посвящённых доисторической металлургии в Индии, Б.В. Суббараярра высказал предположение, что колонна была изготовлена на юге Индии около тысячи лет до нашей эры. Уже тогда индийские мастера постигли секреты выплавки чистого железа, которое ценилось выше золота и драгоценных камней. Свой вывод индийский учёный основывает на найденных археологами в этих местах металлических предметах домашнего обихода с содержанием железа до 95 процентов.

В пользу предположения Б.В. Суббараярра говорит и тот факт, что в стране найдена ещё одна металлическая колонна больших размеров, чем прославленная делийская. Она также отлита практически из чистого железа. Кроме этого, балки металлических перекрытий старинных индуистских храмов Канарк и Пури в штате Ориса изготовлены из 99-процентного железа. Однако тайну Железной колонны, видимо, хранят имеющиеся на ней надписи, расшифровать которые полностью пока не удаётся.

Железная колонна в народе названа «столбом счастья», ведь по распространённому поверью, будет счастлив каждый, кто, прислонившись спиной к этому столбу, охватит его руками. Но слишком толст знаменитый столб

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Эта необычная колонна полностью сделана из железа и находится в городе Дели. Ее возраст оценивается в 1600 лет, но, несмотря на это, на ее поверхности не обнаружено следов ржавчины, как это часто бывает с изделиями из железа, находящимися на открытом воздухе и не покрытыми антикоррозионными составами.

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Железная колонна в Дели имеет высоту 7 метров и практически на 100% состоит из чистого железа. Подробнейший анализ состава, проведенный индийскими специалистами, показал лишь незначительное (менее 0,5%) содержание в ней никеля и фосфора. Эта колонна имеет очень интересную историю. Дело в том, что она не всегда находилась в Дели, на территории комплекса Кутб-Минар, а была перевезена туда из города Матхура. Но вот точная дата этого события неизвестна, предположительно это произошло в XI-XIII веках. Считается, что железная колонна была сооружена в 415 году в честь Чандрагупты II — величайшего правителя государства Гуптов, которое существовало на территории современной Индии. Изначально на вершине железной колонны находилась скульптура птицы, но к настоящему моменту колонна лишилась своего украшения.

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Об этой колонне как о выдающемся сооружении упоминается в трудах средневековых историков и путешественников. Захватившие Индию англичане также были поражены этим необычным памятником древности, который восхищал всех своей сохранностью. Ведь в столь почтенном возрасте железная колонна не имела следов коррозии, что указывало на невероятные познания древних мастеров.

Долгое время считалось, что колонна отлита из единого куска железа, но исследования ученых показали, что она, скорее всего, изготовлена из нескольких отдельных частей, а общий вес колонны составляет 6,5 тонн. Как известно, чистое железо подвержено коррозии, поэтому в современном мире его используют в виде сплавов, где содержатся различные компоненты, предохраняющие его от воздействия влаги и кислорода. Учитывая тот факт, что колонна не имеет следов повреждения, долгое время считалось, что она сделана из особого сплава, секрет которого был известен мастерам древности.

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Но веками поддерживаемый миф о чудесных антикоррозийных параметрах сплава был развеян при детальном изучении. Оказалось, что часть колонны, которая находится под землей, подвержена воздействию влаги, содержащейся в почве, она сохранилась гораздо хуже и изъедена ржавчиной. А вот надземная часть, по мнению специалистов, пережила 1600 лет без существенных повреждений, благодаря нескольким факторам. Основная причина состоит в оксидной пленке, которая образовалась на поверхности колонны, делая ее химически инертной к атмосферной влаге. Образованию этой пленки способствовали частицы фосфора, который был обнаружен в весьма незначительных количествах в составе колонны. Кроме того, в Дели большую часть года стоит сухая и жаркая погода, а значительные осадки бывают лишь с июля по сентябрь, поэтому верхняя часть колонны контактирует с влагой довольно непродолжительное время. Получается, что никакого чудодейственного состава или технологии древних мастеров исследователи в железной колонне не нашли, а увидели лишь цепочку фактов, которые все вместе и привели к возникновению мифа о нержавеющей колонне.

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Сегодня вокруг знаменитой железной колонны установлена ограда: слишком многие желали прикоснуться к ней, так как считалось, что объятия с колонной приносят счастье и исполняют желания. Тем не менее она остается одним из мест паломничества индусов, а также популярной туристической достопримечательностью старой части Дели.

Загадка железной колонны в Дели: почему она не заржавела, ведь ей уже 1600 лет

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Читайте также: