Сухая шлифовка металла это

Обновлено: 06.05.2024

О том, как ухаживать за изделиями из нержавеющей стали, мы рассказали в предыдущей нашей статье. Но редко кто задумывается о том, что на долговечность нержавейки влияет правильная обработка ее поверхности.

Чаще всего покупателя интересует вопрос: «Сколько стоит зеркальная труба?» Но вопрос: «Насколько качественна и долговечна полировка трубы?» задается реже. При этом не только правильный уход, но и правильная обработка служат гарантом долговечности в эксплуатации нержавеющей трубы.

Что такое полировка трубы и зачем она нужна?

Полирование – это процесс обработки металлических поверхностей со снятием тончайших слоев обрабатываемого материала и доведением поверхности до нужного класса шероховатости.

Полировка изделий из нержавеющей стали применяется для придания эстетического вида, а также для соблюдения требований санитарных норм. Стоит отметить, что правильно зачищенная и отполированная поверхность повышает коррозионную устойчивость нержавейки, за счет того, что на такой поверхности затруднительны отложения и накопления агрессивных загрязнений.

Степень обработки поверхности может отличаться по своей глубине. Условно такую поверхность можно разделить на шлифованную и зеркальную.

Тип поверхностиМеждународное обозначениеЧто означает
МатоваяMatt; Mill finishМатовая (не обработанная) поверхность
ШлифованнаяBrushedЗачищенная, первичная шлифовка
Satin 180 gritШлифование завершено лентой 180 Grit
Satin 320 gritШлифование завершено лентой 320 Grit
Satin 400 gritШлифование завершено лентой 400 Grit
ЗеркальнаяMirror 400 gritСтепень полировки 400 Grit
Mirror 600 gritСтепень полировки 600 Grit

Что такое Grit? Grit – это размер зерна абразивного материала на шлифовальной ленте (валиках и пр.), которой проводится обработка поверхности. Чем больше число Grit, тем мельче зерно абразивного материала и как следствие-получение более гладкой и однородной поверхности трубы.

Из приведенной выше табл. 1 видно, что поверхность обработанная абразивом 400 Grit относится как к шлифованной, так и зеркальной поверхностям. Как это понять? Означает ли это, что при обработке шлифовальными лентами с абразивом более 400 Grit вся поверхность получается зеркальной?

Не совсем так. Например, наша компания производит шлифованные трубы, поверхность которой соответствует 1000 Grit. С технической точки зрения это не имеет принципиального значения и требует лишь правильного подбора полировальных лент и скорости обработки.

Некоторые наши покупатели (производители полотенцесушителей и изделий для автотюнинга) рассматривают такую шлифовку как подготовку под полировку, которая позволяет экономить время и деньги на последующей полировке до зеркального блеска готовых изделий.

В остальных случаях обработка 400-600 Grit является достаточной для подготовки поверхности трубы из нержавеющей стали к последующей зеркальной полировке.

Зеркальная полировка

Если говорить о зеркальной поверхности, то она получается путем обработки шлифованной поверхности специальными полировальными кругами.

На практике наибольшее распространение получили два вида полировки: «мокрый» способ и «сухой» способ. Каждый из этих способов полировки трубы можно разделить на два этапа, это:

  • Основной. Подготовка и выравнивание поверхности трубы (шлифовка), которая заключается в максимальном удалении всех дефектов (следы прокатных валков, неровностей, шероховатостей и т.п.), образовавшихся в результате производства трубы.
  • Завершающий. Придание поверхности зеркального блеска.

Сухой способ полировки

При данном способе обработки достигается яркий зеркальный блеск поверхности трубы. На первом этапе шлифовки применяются щетки, которые механически «заглаживают» поверхность трубы, а на втором этапе – полировальные диски. Весь этот процесс происходит в сухом виде, без использования специальных смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ).

В результате сухой полировки поверхность трубы сильно нагревается, поэтому процесс шлифования производится в минимально допустимые сроки. За счет экономии на СОЖ и высокой скорости процесса стоимость такой шлифовки снижается, но также снижается и качество подготовки поверхности. Что приводит в дальнейшем к мелким дефектам (царапины, следы валков производства и пр.) поверхности трубы.

Помимо того что нагрев трубы может негативно влиять на структуру металла, он, к тому же, происходит не равномерно. Наибольшего нагрева за счет сухой полировки труба достигает в конце процесса и как следствие – получение дефектов (деформация; появление цветовых пятен; неоднородный цвет поверхности по всей длине трубы; различные физические свойства металла в разных частях трубы, за счет неоднородности структуры зерна в результате перегрева).

Так как поверхность подготовлена «не идеально» и ее шероховатость высока, то в ходе эксплуатации на такой поверхности удерживается большее количество загрязнений, которые портят эстетичный вид трубы вплоть до образования точечной коррозии.

Мокрый способ полировки

Процесс мокрой полировки начинается с полной зачистки и выравнивания поверхности трубы с помощью шлифовальных лент. Это самый трудоемкий процесс во всей полировке, ведь от того как произойдет зачистка поверхности зависит итоговое качество поверхности. В этом и заключается принципиальное отличие сухой полировки от мокрой: сухая полировка как бы скрывает дефекты поверхности, в то время как, мокрая полировка удаляет их, за счет стадии глубокого шлифования.

В этом кроется единственный минус мокрой полировки - меньшая скорость процесса и его большая себестоимость. Если разложить себестоимость по стадиям процесса, то ∼70% это шлифование, а 30% это зеркальная полировка. Однако если к продукции предъявляются не только эстетические требования, но и гигиенические, то мокрая полировка просто не заменима.

Для того чтобы изделие не нагревалось на стадии шлифования используются различные растворы СОЖ. В случае мокрой шлифовки СОЖ представляет из себя масленно-водный раствор. СОЖ не только, защищает от нагревания трубу, но и позволяет дольше использовать шлифовальные ленты и сделать их износ более равномерным, что в конечном итоге сказывается на качестве продукции.

В результате мокрой полировки достигается равномерность структуры, а также однородность цвета поверхности по всей длине трубы (благодаря отсутствию перегрева поверхности). Труба устойчива к загрязнению и при необходимости легко очищается.

Выводы и рекомендации

Для удобства понимания основные плюсы и минусы обоих видов полировки мы привели в табл. 2. Стоит добавить, что на Российском рынке представлены оба способа полировки: сухой способ характерен для трубы, произведенной в Китае, а мокрый способ в основном представлен итальянскими производителями.

  1. Яркое, блестящее зеркало.
  2. Относительно низкая стоимость полировки.
  1. Множество мелких видимых дефектов по всей длине трубы.
  2. Склонна к загрязнению (заляпыванию)
  3. Неоднородность цвета зеркала по всей длине трубы.
  1. Однородная, практически не видимая структура полировки.
  2. Минимум видимых дефектов на 1 метр трубы.
  3. Цвет зеркала однороден по всей длине трубы.
  4. Устойчива к загрязнению (заляпыванию) и легко очищается.
  1. Относительно высокая стоимость полировки.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что и сухой и мокрый способ имеют право на существования, но необходимо правильно подобрать способ полировки для своих целей. Шлифованные и полированные изделия необходимы во многих сферах жизнедеятельности человека. Наши рекомендации по выбору того или иного способа полировки нержавеющих труб представлены в табл. 3.

Полировка металла

Для придания лучших потребительских качеств и привлекательного внешнего вида металлическим изделиям проводят процедуру финишного шлифования. Полировка металла придает изделию декоративный блеск, также выполнение подобной процедуры позволяет подготовить поверхность для нанесения различных материалов.

Полировка металла

Виды работ

Полировка металла может проводиться следующими методами:

  1. механическая или абразивная полировка изделий;
  2. химическая обработка при помощи специальных веществ, к примеру, пасты;
  3. электрохимический способ;
  4. электролитно-плазменный способ.

Некоторые виды финишного шлифования простые, не требуют наличия специальных материалов или оборудования. К примеру, механический метод может использоваться в домашних условиях. Однако добиться существенного результата при их применении практически не возможно.

Недостатки традиционных способов

Полировка металла при помощи традиционных методов, абразивного и химического воздействия на поверхности, имеет определенное количество ограничений в применении. К ним можно отнести:

  1. отсутствие возможности автоматизации процесса. При проведении работы по получению блеска многие предприятия внедряют технологию автоматической обработки, что позволяет значительно сократить время получения целой партии. Химическая, механическая, электрохимическая полировка имеют особенности, которые затрудняют автоматизацию технологического процесса;
  2. затруднение получения зеркальной поверхности при использовании рассматриваемых типов воздействия на металл касается технологических и электрических причин. Экономические причины, прежде всего, связаны с большой стоимостью производственных роботов и станков, которые работают на системе числового программного управления. Технологические определяют невозможность включения традиционных методов полировки изделий из металла для получения зеркальной поверхности.

Полировка нержавейки войлочным полировочным диском

Полировка нержавейки войлочным полировочным диском

Зачастую вышеприведенные проблемы приводят к тому, что рассматриваемая работа выполняется руками при помощи специальной пасты при механическом воздействии. Этот момент определяет значительное снижение показателя производительности, так как обработка на автоматизированной линии невозможна. Из-за использования устаревших методов зачастую производственная линия представляет сбой конвейер, а это отрицательно отражается на стоимости получения изделия, снижает конкурентоспособность предприятия.

Механический метод полировки

На протяжении многих лет использовался механический метод обработки поверхности металлического изделия. Специальные наборы абразивных кругов и лент при сочетании полировочными пастами ГОИ позволяют получить материал с показателем шероховатости Rа = 0,05–0,12 мкм.

К особенностям данного метода паролирования можно отнести:

  1. для автоматизации процесса используются специальные станки, которые оснащают матерчатыми или войлочными кругами;
  2. на абразив наносится определенное количество пасты ГОИ;
  3. рассматриваемая паста гои представляет собой специальный порошок, состоящий из активного вещества, которое оказывает активизирующее воздействие на поверхность изделия;
  4. типичная паста состоит примерно из 60% абразивного компонента и 40% связующего вещества. содержание активизирующей добавки 2%.

Финишное шлифование можно достигнуть только при использовании пасты ГОИ. При этом используется мягкий круг и паста ГОИ с тонким абразивом. При подобной работе расход материала довольно большой: на 1 квадратный метр поверхности приходится 0,3 войлочного круга и абразивного вещества типа ГОИ, примерно, 100 грамм. При обработке сложной поверхности используется ленточный тип материала и тот же абразив ГОИ.

Отдельное внимание следует уделить пасте ГОИ. Она представляет собой специальное вещество, которое создано на основе оксида хрома. Вещество из категории ГОИ выпускается в виде бруска зеленого цвета. Специальные наборы ГОИ содержат бруски с различными показателями зернистости абразива.

Химическое полирование

При химической полировке на поверхность оказывается сочетание воздействия определенного вещества и гальванических паров. Этот процесс определяет образование пассивирующей оксидной пленки, которая приводит к выравниванию микронеровности поверхности.

Качество полирования зависит от соотношения скорости образования пленки и ее растворения в жидкости. Наибольший показатель блеска можно добиться при образовании пленки малой толщины. При химическом полировании металла можно добиться пленки меньшей толщины, чем при электрохимической, что определяет возможность достижения лучшего блеска, но большие неровности детали не могут быть выровнены.

Электрохимическая полировка

Электромеханический метод

Механическая и химическая полировка металла зачастую не приводит к необходимому результату. Это связано с тем, что изделие может обладать повышенной устойчивостью к изменениям структуры. Электрохимический метод – процедура воздействия, которая предусматривает погружение деталей в электролит. Провести подобную работу своими руками зачастую достаточно сложно, так как электролит представлен раствором кислоты. Воздействие происходит при подключении резервуара к источнику питания с напряжение около 20 В.

Этот вид обработки определяет появление пассивирующей пленки, которая приводит к уменьшению показателя шероховатости. Степень изменения качества поверхностной структуры зависит от подаваемого напряжения. Достигаемое качество зависит от типа металла, показателя остаточной деформации, толщины обрабатываемой детали и других моментов.

Электролитно-плазменный способ

Последние годы все большей популярностью стал пользоваться электролитно-плазменный метод обработки.

Специальные наборы приспособлений, которые создать своими руками достаточно сложно, обеспечивают воздействие заряда на деталь. К особенностям конструкции можно отнести:

  1. обрабатываемое изделие становится анодом;
  2. к детали подводится положительный потенциал от мощного источника питания;
  3. в качестве катода выступает рабочая ванна.

Для воздействия на нержавеющую сталь и медных сплавов используют специальный раствор, состоящий из сульфата аммония и хлористого аммония. Их концентрация составляет примерно 5%. При условии, что изделие изготовлено из другого металла или сплава используется раствор с концентрацией приведенных веществ 10%. Полировка металла при использовании подобного набора и метода выполняется в течение 2-5 минут, заусенце можно снять примерно за 20 секунд. Подобные показатели определяют высокую производительность этого способа полировки металла.

Методы шлифования. Мокрое или сухое?

шлифование

Одни и те же абразивы при работе «на сухую» и «на мокрую» всегда отличаются по своей агрессивности, кроме того, нередко бывает, что указанная зернистость не соответствует действительности. Если мы возьмем, к примеру, круг P400 от sia и лист от того же бренда и той же градации, которым будем работать «на мокрую», то получим совершенно разные результаты — мокрая обработка будет значительно грубее. Именно для этих целей мы и затеяли наш эксперимент: часто для достижения нужного результата достаточно обработки шлифмашинкой с 400-м кругом. По нашему опыту, при обработке поверхности с водой (ручным способом) глубина риски возрастает примерно в 2 раза. То есть сухая машинная обработка 400-м кругом сопоставима с мокрой шлифовкой листом P800 вручную. Если мы обработаем деталь, скажем, кругом P240, то результат будет как от мокрой ручной обработки листом градации P400–500. Важно отметить, что если мы будем шлифовать одной и той же градацией одним и тем же способом (допустим, шлифмашинкой, которая дает более стабильные показатели), но в одном случае «на сухую», а в другом — с увлажнением, то мы получим разницу в глубине риски примерно в 1,5 раза, где риска с увлажнением будет грубее.

Отдельный акцент стоит сделать на выборе шлифмашинок для разных работ. Если мы проводим финишную подготовку детали перед покраской, то лучше выбирать шлифмашинку с ходом эксцентрика 2,5–3 мм; если это подготовка под грунт, — можно использовать эксцентрик 5 мм; если нам необходимо вообще полностью снять покрытие, — выбирать стоит машинку с еще большим ходом эксцентрика (минимум 9 мм).

Как мы выяснили, удобнее, быстрее и эффективнее обрабатывать деталь с помощью шлифмашинки «на сухую» — этот метод в авторемонте уже давно стал наиболее популярным. Но, конечно, не всегда есть возможность зашлифовать деталь полностью машинкой. К примеру, основные участки бампера мы уже прошли шлифмашинкой и остальные нужно обработать вручную. Как это сделать проще всего? Допустим, мы не хотим использовать воду, поэтому с машинки снимаем кружок и вручную начинаем им обрабатывать труднодоступные участки. Но так как на машинке 400-й абразив — это одно дело, а при обработке этим же абразивом вручную результат получается значительно грубее. Поэтому после того, как вся шагрень будет спилена, берем двухстороннюю губку sia Ultrafine (синего цвета) и дошлифовываем эти же участки. Важно, что зерно губки должно быть мельче, чем на машинке: например, ориентировочная градация синей губки от sia составляет примерно P800 и зависит от степени нажатия.

Как правило, кто привык дорабатывать сложные участки «на сухую», уже не вспоминает про мокрую обработку. Есть, впрочем, мастера, которые панически не принимают полностью «сухой» метод и утверждают, что с водой им проще работать. Но такой способ все же значительно энергозатратнее: деталь надо просушить, пройтись обезжиривателями на водно-спиртовой основе, чтобы убрать примеси, содержащиеся в воде… В свою очередь, «на сухую» гораздо проще контролировать результат, который при обработке «на мокрую» можно увидеть только после очистки и сушки обработанного участка.

Шлифование металла – секреты правильной шлифовки

В умелых руках шлифование металла превращается в целое искусство. Может показаться, что этот вид обработки совершенно не сложный – бери да шлифуй. Но это мнение пропадает у каждого, кто знакомится с огромным количеством различных инструментов и абразивов для обработки металла.

1 Абразивы и шлифование – что нужно знать?

Сам термин "шлифование", по мнению некоторых знатоков истории, пришел в русский язык из польского. По сути же данный вид обработки является ничем иным, как резанием, только срезается материал абразивными кругами. Последние представляют из себя пористые тела, структура которых состоит из огромной массы мелких минеральных образований – зерен. Между собой зерна соединены так называемой связкой. При взаимодействии с поверхностью металла абразивный круг острыми гранями отдельных зерен снимает тонкий слой и за счет равномерного воздействия оставляет после себя гладкую и ровную поверхность.

На фото - абразивные и шлифовальные круги, peely.ru

Следует учитывать особенности шлифования и закономерности. Первая особенность – высокая скорость снятия стружки. При стандартной обработке шлифкругами скорость вращения круга достигает почти 2000 метров за минуту, при скоростной – все 3000 метров. При токарной обработке скорость ниже раз в 30. Зерна взаимодействуют с поверхностью со скоростью 0,0001 секунды или даже 0,00005!

На поверхности шлифовального круга множество зерен, которые размещены беспорядочно и имеют разную форму режущей кромки. Именно поэтому при взаимодействии стружка получается такой измельченной. На работу шлифовального станка уходит в пять раз больше электроэнергии, чем при работе фрезеровочного агрегата и в 10 раз больше, чем при обработке детали на токарном станке.

Важно помнить, что из-за произвольной формы зерен, их большого количества и сильного размельчения стружки в месте взаимодействия поверхности и шлифовочного круга возникает много тепловой энергии. Деталь может существенно нагреваться, например, шлифование металла сопровождает нагревом до 1000 °С в местах контакта. При такой температуре свойства металла могут существенно измениться, например, сталь может стать более хрупкой. Поэтому важно предусмотреть возможности охлаждения металла и самого круга, а также правильно рассчитать припуск на шлифование.

Фото шлифовальнойй шкурки, carscool.ru

Во время взаимодействия с деталью часть зерен и стружки измельчается и попадает между оставшимися зернами, а другая часть притупляется и для работы необходимо все больше и больше мощности станка. Когда усилие превосходит прочность абразивного материала или связки, которая удерживает материал в целостности, зерно частично или полностью выкрашивается.

2 Режимы шлифования – как не прогадать со скоростью?

На выбор режима влияют несколько факторов: шероховатость поверхности после обработки, заданная точность, характеристики шлифовального круга (количество зерен, связка, глубина врезания) и мощность главного привода шлифмашины.

При обработке периферией шлифкруга учитывают следующие показатели режима резания: скорость круга, глубина резания, скорость перемещения самой детали, возможности поперечной подачи. Скорость круга – параметр, который зависит только от возможностей станка и диаметра самого круга, измеряется в метрах в секунду. При обработке скорость круга остается стабильной. Как правило, на станок устанавливают круг максимально возможного диаметра, допустимого для агрегата, а также задают наибольшее число оборотов шпинделя.

На фото - шлифование металла, technogroup.nsk.ru

Малая прочность и жесткость станка или отдельных деталей приводит к ограничениям скорости, поскольку при высоких скоростях возникают сильные вибрации, вместе с этим уменьшается точность, увеличивается износ расходных материалов, падает производительность.

Черновую обработку выгодно выполнять на максимальной глубине резания, допускаемых параметрами зерна круга, детали и агрегата. При этом важно сохранить глубину резания не больше пяти сотых поперечного размера зерна. То есть с кругом зернистостью 100 она должна быть менее 0, 05 мм. Если превысить рекомендуемую глубину резания для такого круга, то его поры быстро заполнятся отходами и круг придет в негодность.

На фото - шлифование, ua.all.biz

При работе с нежесткими деталями и материалами, а также при появлении прижогов следует уменьшать глубину шлифования. Если же речь идет об отделочной обработке (так называемое "тонкое шлифование"), выбираются небольшие значения глубины – в этом случае существенно повышается точность и класс обработки. Чем тверже и прочнее материалы, тем меньше задают глубину при их обработке, поскольку с увеличением этого параметра увеличивается и затрачиваемая мощность.

При продольной подаче для установления оптимального режима шлифования отталкиваются от долей ширины круга. Черновая обработка предполагает за один оборот детали контакт с 0,4–0,85 ширины круга. Больше, чем 0,9 при продольной подаче не используют, поскольку на поверхности в таком случае остается спиральная полоса непрошлифованного материала.

3 Методы шлифования – шлифование металла в подробностях

Методы шлифования во многом зависят от степени сложности поверхностей. К простым поверхностям относят внутреннюю и наружную плоскость цилиндрической формы, сложные поверхности могут иметь винтовую и эвольвентную форму. Для обработки этих форм чаще всего применяются такие виды шлифования, как плоское, круглое внутреннее и круглое наружное. Если углубится в детали, то круглое наружное шлифование имеет подвиды:

Шлифование металла

Существует просто огромное количество различных операций по обработке металла, все они характеризуются применением определенного оборудования и оснастки. Распространенной финишной обработкой можно назвать процесс шлифования. Оно предусматривает снятие небольшого поверхностного слоя, за счет чего достигается определенная шероховатость и более точные размеры. Рассмотрим особенности данного процесса подробнее.

Шлифование металла

Обработку металла и различных сплавов при применении абразивного материала принято называть шлифованием. Подобная технология позволяет изменить шероховатость и другие параметры наружной или внутренней цилиндрической, а также плоской поверхности. Шлифование металла может проводится при использовании различного специального оборудования. Рассматривая особенности подобной механической обработки нужно уделить внимание следующим моментам:

  1. Процесс шлифования – финишный этап обработки, который проводится для получения определенной шероховатости.
  2. Подобная технология не применяется для изменения размеров в большом диапазоне.
  3. Довести поверхность до требуемой шероховатости можно при использовании современного оборудования можно после термообработки металла.

При проведении рассматриваемой операции учитывается довольно большое количество особенностей:

  1. Скорость круга – параметр, который зависит от наружного диаметра абразива и возможностей станка.
  2. Скорость перемещения детали.
  3. Глубина резания.
  4. Возможность поперечной подачи.

Стоит отметить, что сегодня подобную технологию постепенно вытесняет чистовое точение металла на высоких скоростях и минимальной подаче.

Основные виды шлифовки

Шлифовка деталей может проходить при применении самых различных технологий. Наибольшее распространение получили следующие:

  1. Круглое шлифование металла.
  2. Изменение шероховатости внутренних поверхностей.
  3. Зубошлифование.
  4. Бесцентровая технология.
  5. Шлифование плоских поверхностей.

Кроме этого, классификация может проводится по типу применяемого материала при обработке. Для автоматизации процесса и снижения трудовых затрат используются специализированные станки. Встречаются модели и со встроенным блоком ЧПУ, который автоматизирует процесс и обеспечивает высокое качество получаемой поверхности.

Круглое наружное шлифование

Шлифовка металла при применении подобной технологии предусматривает использование специального оборудования. Среди особенностей круглого шлифования отметим следующие моменты:

  1. В качестве расходного материала применяется абразивный круг. Он вращается вокруг своей оси.
  2. Одновременно с кругом в обратном направлении вращается заготовка. За счет этого существенно повышается эффективность операции.
  3. Может осуществляться продольная и поперечная подача, за счет которых изменяется глубина врезания инструмента и обеспечивается обработка по всей длине.

Принцип круглого шлифования Круглое наружное шлифование

Подобная технология часто применяется для шлифования цилиндрических заготовок. Это связано с тем, что при контакте шлифовального круга с заготовкой цилиндрической формы на момент вращения обрабатывается вся поверхность.

Внутреннее шлифование

Очень часто проводится внутренняя шлифовка металла. Она похожа на предыдущую технологию, но отличается тем, что что абразивный круг находится внутри заготовки. При внутреннем шлифовании металла:

  1. Инструмент и заготовка могут получать поперечную и продольную подачу.
  2. Основное вращение получает абразивный круг.

Для того чтобы повысить эффективность проводимой работы в зону резания подается охлаждающая жидкость.

Зубошлифование

Зубчатые колеса являются частью самых различных механизмов. Сложность формы рабочей части определяет то, что приходится использовать специальное шлифовальное оборудование. Среди особенностей подобной технологии отметим следующие моменты:

  1. Обработке подвергается профиль зубчатого венца.
  2. Круг изменяется под размер эвольвенты зуба.
  3. Для работы с зубчатыми колесами подходят специальные станки.

Зубошлифование

Зачастую поверхность зуба подвергается закалке, за счет чего существенно усложняется процесс механической обработки.

Бесцентровое шлифование

Подобная технология характеризуется тем, что заготовка не закрепляется в центрах. В этом случае шлифовка деталей из металла проходит при подаче вращения только двум шлифовальным кругам, между которыми размещается заготовка. В центральной части находится нож, изготовленный из нержавеющей стали. Он исключает вероятность того, что изделия из-за смещения провалится или ее немного заклинит.

Применение подобного оборудования позволяет существенно ускорить процесс шлифования. Это связано с тем, что применяется сразу два абразивных круга. В продаже встречается просто огромное количество станков, работающих по принципу бесцентрового шлифования.

Бесцентровое шлифование

Шлифование плоских поверхностей

Часто обработке подвергаются плоские корпусные заготовки из различного металла. Проводимая операция по изменению шероховатости поверхности характеризуется следующими особенностями:

  1. Заготовка располагается на специальном столе, за счет которого обеспечивает надежное крепление. Фиксация может быть механической или магнитной.
  2. Основное вращение передается абразивному кругу, возвратно поступательное заготовке или инструменту.

Шлифование плоских поверхностей

Шлифование плоских поверхностей

За счет подбора круга с наиболее подходящим профилем можно провести обработку самых сложных форм. При работе в зону контакта инструмента и заготовки может подаваться охлаждающая жидкость.

Обработка деталей перед шлифовкой

Как ранее было отмечено, шлифование является финишным этапом. Перед ним проводится:

  1. Черновое точение металла. За счет этой операции заготовки придают требуемую форму и размеры с учетом припуска.
  2. Чистовое точение проводится для придания требуемых размеров.
  3. Фрезерование – еще одна технологическая операция, которая предусматривает механическое снятие металла. Чаще всего фрезерованию подвергаются корпусные детали и шестерни.
  4. Термообработка. Для того чтобы существенно повысить твердость поверхности и прочность изделия проводится закалка. Снизить хрупкость структуры можно за счет отпуска и отжига. В некоторых случаях проводится термохимическая обработка, которая предусматривает внесение определенных химических веществ в поверхностный слой.

Обработка деталей перед шлифовкой

Обработка деталей перед шлифовкой

При разработке режимов обработки учитывается припуск на проведение всех технологических операций.

Характеристика и маркировка абразивного инструмента

В большинстве случаев при шлифовании металла применяется абразивный инструмент. Он представлен сочетанием большого количества зерен, которые связаны между собой специальной смазкой. Круг характеризуется следующими свойствами:

  1. Формой. Рабочая часть может изменяться в зависимости от того, какого рода поверхность будет обрабатываться.
  2. Размеры. Абразивный круг выбирается также по размерам в зависимости от габаритов обрабатываемой поверхности.
  3. Тип применяемого материала при изготовлении. Крошка может быть изготавливаться из крошки различной твердости. Большей устойчивостью к истиранию характеризуется алмазная крошка.
  4. Размер зерна. Для чистового шлифования металла выбирается круг с наименьшим размером зерна. Однако, с уменьшением зернистости увеличивается требуемое время для завершения обработки.
  5. Твердость поверхности. Этот параметр один из основных, указывается при маркировке.
  6. Размер посадочного отверстия. Он учитывается при подборе круга под характеристики станка.

Изготовление абразивных материалов проводится в соответствии с установленными стандартами и технически условиями.

Маркировка круга применяется для того, чтобы указать тип используемого материала при изготовлении. Электрокорунд – корунд искусственного происхождения на основе оксида алюминия. В продажу поступает несколько разновидностей круга:

  1. Нормальные 14А и 15А, 16А.
  2. Белый 22А, 23А и 24А.
  3. Хромистые 32А и 33А.
  4. Сферокорунд ЭС.

Могут применяться и карбид кремния. В продажу поступают два типа марок: черный и зеленый. Карбид бора маркируется буквами КБ. В последнее время наиболее востребованы варианты исполнения из синтетического алмаза, маркируются они АСР и АСО, АРВ и АРК.

Абразивные материалы

Абразивные материалы

Все абразивные материалы делятся на варианты исполнения природного и искусственного происхождения. Природные варианты исполнения имеют ограниченное применение из-за нестабильных физико-механических характеристик. Большое распространение получили искусственные абразивные круги, которые могут выдерживать длительное применение.

Читайте также: