Сварка толстого металла полуавтоматом в несколько проходов

Обновлено: 18.05.2024

Соединение массивных деталей с использованием полуавтоматической сварки проводится в соответствии с ГОСТ 14771-76. Для обеспечения прочности соединений необходимо соблюдать общие правила: правильно подготавливать кромки деталей, устанавливать величину сварочного тока в определенных диапазонах, обеспечивать поступление необходимого количества углекислого газа в зону сварки.

Технологические особенности сварки толстого металла полуавтоматом

Чтобы свариваемые металлоконструкции выдерживали нагрузки, требуется создать надежные соединения:

  • швы должны прочно соединять все элементы изделия;
  • необходимо снять напряжения, которые возникают после сварки внутри сплавов. Для этого можно использовать предварительный подогрев. После сварки рекомендуется обеспечить медленное остывание;
  • важно получить определенный технологией катет шва, это также усиливает металлоконструкцию.

При этом следует учитывать, что при работе на больших токах возникает риск деформации, это значит, что контрольные размеры детали изменятся, а форма конструкции будет отличаться от той, которая планировалась.

Необходимое оборудование и материалы

Для работы потребуются:

  1. Мощный сварочный аппарат. Максимальное значение сварочного тока – не менее 250 А.
  2. Баллон для хранения и транспортировки углекислого газа. Существуют емкости объемом 5, 10 и 40 литров. Баллоны красят черной краской.
  3. Редуктор для понижения давления газа. Требуется использовать специальное устройство для СО2. Желательно наличие подогревающего элемента.
  4. Шланг и хомуты – для подключения баллона.

Для сварки сталей полуавтоматом используют проволоку типа Св-08Г2с или аналогичную для сварки углеродистых сталей 08х18н9т, а также эквивалент для сварки коррозионностойких сталей. Диаметр – 1 до 1,6 мм. Распространенные катушки весят 5, 15 и 18 кг.

Как правильно варить толстые заготовки

Примерная стоимость проволоки для сварки углеродистых сталей на Яндекс.маркет

В некоторые аппараты, работающие от сети 220 вольт, помещаются только маленькие бухты с проволокой.

Настройка аппарата и газового оборудования

Сварочные полуавтоматы разных производителей устроены по-разному. На лицевой панели располагаются как минимум два-три регулятора:

  • настройка скорости подачи проволоки – регулируется частота вращения электромотора, который двигает проволоку;
  • изменение силы тока – параметр влияет на скорость плавления присадки в сварочной ванне;
  • настройка индуктивности – изменение касается характеристик тока. При минимальных значениях глубина проплавления металла меньше, а шов более выпуклый. Для сварки толстых заготовок рекомендуется увеличить до среднего или еще больше.

Совет: настраивать аппарат можно на слух. Во время сварки расплавление проволоки происходит очень плавно, полуавтомат издает ровный шуршащий звук.

После подключения редуктора к баллону с углекислым газом требуется выставить давление на выходе. Для работы в помещении достаточно 1-1,5 кг/кв. см. Если на редукторе установлен расходомер, то следует выставить 10-12 литров в минуту.

Подготовка к проведению работ. Обработка кромок

Сварочные работы с использованием полуавтомата следует производить только с чистыми заготовками. На поверхности не должно быть ржавчины, масла и грязи. В противном случае, будут появляться поры.

Правильная разделка кромок – важный этап подготовки деталей под сварку. Для обеспечения формирования качественных швов следует снять фаски в соответствии с ГОСТ 14771-76 – в зависимости от типа соединения. Если все сделано правильно, то соединение получится прочным. Важно добиться того, чтобы металл был проплавлен по всей своей толщине.

Процесс сварки

Толстые заготовки не допускается варить за один проход. Последовательность действий после подготовительных работ:

  1. Сборка элементов на прихватки.
  2. Проверка размеров будущей детали.
  3. Проваривание корня шва.
  4. Заполнение канавки между кромками в несколько проходов.
  5. Создание облицовочного шва.
  6. Обработка соединений при помощи болгарки с зачистным кругом.

Прихватка представляет собой полноценный короткий шов длиной около 15-25 мм с шагом 45-50 см. Варится на таком же токе, что и все изделие. Прихватки следует располагать так, чтобы будущее изделие приобрело жесткость и его не «повело» во время обварки.

Если требуется исключить (или максимально уменьшить) деформации от нагрева, рекомендуется зафиксировать деталь на сборочном столе с помощью зажимов, струбцин. Можно временно прихватить его к верстаку или стальной плите.

Первый проход. Корень шва

Коренной шов – это первое и самое важное сварное соединение между кромками, которое максимально удалено от лицевой части деталей. Важно добиться, чтобы с обратной стороны образовался валик, плавно соединяющий оба элемента.

Если коренной шов проварен с дефектами, в процессе эксплуатации детали могут появиться трещины, которые способны привести к разрушению всей конструкции.

Во время работы необходимо следить, чтобы деталь не нагревалась слишком сильно. Если используется метод сварки каскадом, коренной шов не требуется.

Заполнение пространства между свариваемыми кромками

Толстый металл необходимо сваривать за несколько проходов, заполняя пространство между кромками. Часто применяют каскадный способ сварки или метод «горка»:

  • «каскад» – этот вариант предполагает одновременное формирование корня шва и заполнение пространства между кромками. Сначала варится отрезок корневого соединения длиной около 20-25 см. Следом накладывается второй шов протяженностью 40-50 см, половина которого ложится на коренной. Третий – длиной 60-65 см – частично (на две трети) перекрывает предыдущие, а ⅓ станет корневым. Четвертый шов (также около 60-65 см) должен перекрыть третий и выйти на толщину металла над корневой частью второго. Этот метод похож на сварку «ступеньками»;
  • «горкой» – после сварки корня варится второй шов, соединяющий кромки и перекрывающий первый. После него накладываются третий и четвертый (облицовочный).

Благодаря тому, что полуавтомат позволяет непрерывно подавать проволоку в сварочную ванну, можно формировать длинные швы с высокой скоростью.

Сварка в вертикальном и потолочном положениях

Особенности работы в положениях, отличных от горизонтального, заключаются в том, что металл трудно удержать, под воздействием силы тяжести он стремится вытечь из сварочной ванны. Чтобы избежать этого, применяют два способа.

  1. Уменьшение величины сварочного тока на 15-20%. Металл нагревается менее интенсивно и быстрее кристаллизуется.
  2. Сварка с отрывом. Накладываются короткие швы, идущие друг за другом. В вертикальном положении следует идти снизу вверх. Сварка сверху вниз не допускается из-за возможных непроваров.

По возможности следует избегать работы в положениях, отличных от горизонтального. Сварка вертикальных и потолочных швов требует более тщательной подготовки кромок, считается менее производительной и более трудоемкой.

Особенности сварки порошковой проволокой

Если при работе с омедненной проволокой требуется защитный газ, то применение порошковой его не требует. Процесс напоминает сварку электродом – с образованием шлаковой корки, которую необходимо удалять. Обмазка проволоки содержит элементы (флюс), которые при нагреве защищают сварочную ванну от воздействия воздуха. Отличительные особенности:

  • высокая мобильность – не требуется перемещать баллоны по рабочей площадке;
  • множество разновидностей марок проволоки позволяет подобрать ту, которая необходима в конкретных условиях;
  • порошковую проволоку часто применяют во время уличных работ, в этом случае порывы ветра не мешают процессу в отличие от сварки с газом.

Главный минус – высокая стоимость. В среднем порошковая проволока на 50% дороже обычной омедненной.

Дефекты, возникающие при сварке массивных деталей. Как избежать проблем

Во время проведения работ могут возникать проблемы, влияющие на качество соединений.

  1. Недостаточное давление газа. Требуется увеличить подачу.
  2. Ветер сдувает газ. Необходимо использовать защитные ширмы или производить сварку в помещении.
  3. На поверхности металла присутствуют грязь, краска или масло. Следует удалить посторонние частицы или жидкости с кромок.
  4. Низкое качество свариваемых сплавов, газовой смеси или проволоки. Рекомендуется использовать проверенные материалы.
  5. Слишком высокое напряжение сварочного тока. Уменьшить напряжение.
  1. Установлено чрезмерное давление газа на выходе из редуктора, сильный поток сдувает расплавленный металл. Уменьшить давление.
  2. Аппарат настроен неправильно. Следует отрегулировать силу тока и скорость подачи проволоки.

Если металлоконструкция сложной формы и есть опасения, что при сварке она деформируется, сборщики часто прихватывают в ответственных местах дополнительные временные усилители из уголков, швеллеров или арматуры. Они позволяют удержать размеры изделия в заданных пределах. Когда деталь остынет, их можно срезать.

Сварка массивных деталей полуавтоматом считается самым производительным способом. При минимуме усилий можно получить красивые и надежные соединения.

Основные способы сварки толстого металла. Классификация сварных швов по способу наложения

Для сварки толстого металла в основном используются два метода – электрошлаковый и электродуговой. Оба этих метода позволяют получить качественный шов и не требуют дорогостоящих дополнительных материалов.

Электрошлаковая сварка

Электрошлаковая сварка (ЭШС) позволяет сваривать металлические детали толщиной до 60 см. Принцип ЭШС состоит в том, что в зазор между торцами двух свариваемых металлических деталей помещают шлаковую массу. Эта масса расплавляется электрической дугой, создаваемой между электродом и металлическими деталями. После расплавления шлака дуга гаснет, а через шлаковую массу протекает ток, который при правильно подобранных параметрах сварки равномерно нагревает сварочную ванну до высоких температур.

В шлаковую массу добавляется присадочный материал, который плавится вместе со шлаком и краями соединяемых деталей. Поскольку расплавленный металл тяжелее шлака, то он опускается вниз зазора и там застывает. Расплавленная масса же поднимается вверх. В результате этого процесса происходит сварка вертикального зазора.

Для того чтобы расплав не вытекал за пределы зазора, сбоку с двух сторон ставятся специальные пластины – ползуны. Они охлаждаются водой и постепенно перемещаются вверх.

Схема электрошлаковой сварки

Существует три метода осуществления ЭШС:

  1. В расплав непрерывно подается присадочный электрод, который расположен в горизонтальной плоскости.
  2. Используются пластинчатые электроды, которые заменяют собой ползуны. Благодаря перекрытию зазора, создается эффективный расплав, что позволяет соединить зазоры деталей без добавления присадки.
  3. Объединение первых двух методов. При этом используются пластинчатый и плавящийся электроды.

Преимущества и недостатки ЭШС

Основные достоинства ЭШС:

  • защита шва от воздействия атмосферы жидким шлаком;
  • малая чувствительность процесса к изменению величины тока и даже его кратковременному прерыванию;
  • сварка толстого металла за один проход;
  • возможность сваривать необработанные торцы деталей;
  • малый расход электроэнергии и дешевизна шлаков;
  • высокий КПД.

Оборудование

Для выполнения операций ЭШС используются автоматы или полуавтоматы. Второй тип оборудования используется редко, так как вручную перемещать тяжелое оборудование по вертикали для человека довольно трудно.

Автоматы для ЭШС обычно включают:

  • автоматически двигающийся сварочный аппарат с медными ползунами;
  • источник питания;
  • устройства подачи флюса и проволоки;
  • систему управления.

В зависимости от конструкции автоматы для ЭШС могут быть подвесные или самоходные (рельсового или безрельсового типа).

Электродуговая сварка

Электродуговая сварка (ЭДГС) представляет собой вид неразъемного соединения деталей, получаемого путем плавления металла электрической дугой, возникающей при подаче на электрод и металл напряжения от источника тока. При воздействии на соединяемые детали такой дуги образуется сварочная ванна из расплавленного металла, после остывания и застывания которой формируется шов, соединяющий детали.

При сварке изделий большой толщины (более 20 мм) с помощью ЭДГС невозможно проварить всю толщину изделия. Поэтому в этом случае используется многослойное наложение швов. Перед тем как начать сварку толстого металла, требуется подготовить его торцы. Чаще всего кромки торцов стачиваются под некоторым углом. Между деталями оставляют зазор.

При выполнении первого корневого (соединительного) шва используется тонкий электрод толщиной в 1-3 мм. Его использование позволяет зафиксировать детали и избежать прожога.

Последующее заполнение сварочного шва осуществляется электродом большего диаметра. При этом слой должен прокладываться по неостывшему предыдущему слою. Толщина слоя для достаточного прогрева не должна быть больше 4-5 мм.

Классификация ЭДГС

ЭДГС бывает следующих типов:

При ручной ЭДГС сварщик вручную перемещает электрод, в результате чего образуется сварной шов. При полуавтоматической сварке присадочная проволока подается автоматически, а электрод передвигается вручную. При автоматической сварке и проволока, и электрод передвигаются автоматически.

Наиболее распространенным является ручная ЭДГС. При выполнении такого рода сварки используются:

  • сварочный аппарат;
  • ручной инструмент сварщика;
  • приспособления для облегчения сварки.

Сварочный аппарат является, в первую очередь, источником питания для электрической дуги.

В качестве источников питания при ЭДГС используются сварочные трансформаторы, выпрямители (инверторы) или генераторы.

сварка нержавейки

Примерная стоимость инверторных источников тока на Яндекс.маркет

Сварочный трансформатор предназначен для понижения напряжения сети в более низкое напряжение горения дуги и обеспечения необходимого тока. Сварочные выпрямители состоят из понижающего трансформатора и полупроводникового выпрямителя. Они питают дугу постоянным током. Генераторы обеспечивают питание электродуги путем преобразования механической энергии в электрическую.

Кроме источника питания, в состав сварочного аппарата входят электрод, держатель для электрода и провода, подключающие источник питания к сварочной ванне. Электрод обычно представляет собой присадочный материал с обмазкой, предназначенной для защиты сварочной ванны от воздействия внешней атмосферы. Держатели для электрода бывает винтового или зажимного типа.

организация рабочего места сварщика

Примерная стоимость электрододержателей на Яндекс.маркет

В качестве приспособлений сварщик должен использовать защитную маску, которая фильтрует УФ- и ИК-излучения дуги, респиратор и специальную одежду. Кроме того, в качестве ручного инструмента сварщику положено иметь молоток, зубило, металлическую щетку.

Сварные швы

При сваривании толстостенных деталей могут возникнуть поры или трещины. Для их предотвращения при сварке применяют методы:

В первом случае вначале на участке стыка в 200-300 мм формируют слой №1. После очистки его от окалины на него наваривают слой №2, который в 2 раза длиннее первого. Далее отступают на 200-300 мм от начала слоя №2 и наваривают слой №3. Таким образом заполняют весь сварочный шов швами с двух сторон от слоя №1.

При сварке металла толщиной от 20 мм используется каскадный метод. По сути, этот метод является разновидностью метода «горка». В этом случае весь шов делится на отрезки в 20 см. Сначала проваривается самый нижний участок в 20 см. Затем поверх первого слоя кладется второй слой длиной 40 см. Поверх второго слоя кладется третий слой длиной 60 см. Таким образом укладывают слои до заполнения шва над участком №1. После этого от участка №1 варят короткие швы в обе стороны. Благодаря этому, зона сварки будет все время нагрета, и там не образуются трещины.

При блочном методе шов сначала варят по отдельным участкам (блокам), а промежутки между ними заваривают до окончания завершения сварки всего шва.

Особенности сварки труб с толстыми стенками

Трубы с толстыми стенками используются в различных областях народного хозяйства и промышленности. Например, в трубопроводе «Турецкий поток» используются трубы с толщиной стенок в 39 мм, а в трубопроводах высокого давления могут использоваться трубы с толщиной стенок до 52 мм.

Если толщина стенок труб превышает 20 мм, то сварка таких труб может осуществляться с использованием слоев с увеличенной толщиной. Такой метод позволяет увеличить прочность соединения на 10-15%. При этом сварка таких труб должна осуществляться одновременно 2 сварочными аппаратами – один из них наносит обычный слой, а второй – толстый слой.

Как показал опыт, уже имеются результаты по сварке стыков с увеличенной толщиной слоя, при которых стыки в 45 мм были сварены за 3 прохода при толщине одного слоя в 15 мм. При этом стык имел два типа скоса кромок, один из которых Y-образный, а другой – двухступенчатый.

Как варить полуавтоматом толстый металл

Как варить полуавтоматом толстый металл: расход газа и толщина проволоки

Сварка полуавтоматом массивных изделий осуществляется в соответствии с ГОСТ 14771-76. Чтобы получить хороший провар металла и обеспечить тем самым наилучшую прочность сварных соединений, очень важно правильно подготовить кромки металла, а также подобрать нужную величину сварочного тока.

Как варить полуавтоматом толстый металл

Не менее важно выбрать и проволоку подходящего диаметра, которой можно было бы варить толстый металл. Также нужно отнестись с особым вниманием к количеству подаваемого углекислого газа в зону сварки. Его должно быть достаточно для проведения сварочных работ.

Для сварки толстых металлов потребуется достаточно мощный полуавтомат, который смог бы выдать полноценные 250 Ампер сварочного тока. Также потребуется углекислый газ и проволока. Для сварки толстого металла полуавтоматом предпочтительно использовать сварочную проволоку типа Св-08Г2с или другую, которая была бы предназначена для сварки углеродистых сталей.

Как варить полуавтоматом толстый металл

Диаметр проволоки, также нужно выбирать как можно больше. Но однозначно то, что для сварки толстого металла нужна будет сварочная проволока диаметром более 1 мм. Лучше отдать предпочтение сварочной проволоке 1,6 мм, которая поставляется в катушках весом до 18 кг.

Какой расход газа должен быть при сварке полуавтоматом

После того как величина сварочного тока подобрана нужно будет выставить давление углекислого газа на выходе из редуктора. Для сварки толстого металла вполне достаточно будет порядка 10-12 литров углекислоты в 1 минуту.

Как было сказано выше, чтобы получить прочное и надежное сварное соединение очень важно правильно подготовиться перед сваркой толстого металла. Для этого металл очищается от ржавчины и грязи, а также, пятен масла на поверхности.

Какой расход газа должен быть при сварке полуавтоматом

На следующем этапе необходимо будет снять фаски со свариваемого металла. Фаски снимаются в соответствии с ГОСТ 14771-76. Правильное снятие фасок гарантирует хорошее проплавление толстого металла при сварке и гарантированно обеспечивает надёжность соединению.

При сварке толстого металла полуавтоматом очень важно знать, что не допускается выполнять всего один проход. Как минимум нужно три прохода с созданием облицовочного шва.

Как варить полуавтоматом толстый металл: расход газа и толщина проволоки

Процесс сваривания массивных заготовок полуавтоматом выглядит следующим образом:

  • Сначала металл подготавливается;
  • С металла снимаются фаски;
  • Заготовки фиксируются и соединяются прихватками;
  • Далее следует проваривание корневого шва;
  • Затем канавки между кромками заполняются металлом;
  • Выполняется облицовочный шов;
  • Полученное сварное соединение обрабатывается болгаркой с зачистным кругом.

Как видно, сварка толстого металла полуавтоматом достаточно сложный и трудозатратный процесс. Возможно, именно по этой причине полуавтоматическая сварка в основном и используется для того, чтобы варить кузовной металл и заготовки небольшой толщины. Однако варить толстый металл полуавтоматом можно, главное знать, как правильно это делается.

Пошаговая инструкция по сварке полуавтоматом для начинающих




Полуавтоматическая сварка (MIG), это своеобразная эволюция ручной электродуговой сварки (MMA). Даже, несмотря на доступность MMA инверторов, для бытового использования лучше применять MIG сварку. Но, чтобы полностью оценить ее преимущества, нужно знать, как варить полуавтоматом. На самом деле, в этом нет ничего сложного.

Сварка полуавтоматом

Для сварки металла полуавтоматом, применяется специальная проволока и защитный газ. Газ подается на горелку через сварочный рукав вместе с проволокой, защищая сварочную ванну от воздействия внешней среды.

Электродная проволока выпускается в бобинах. Ее толщина:

Для металлов тоньше 4-х мм применятся проволока 0,6-0,8 мм, толще – 1-1,2 мм.

Защитный газ – углекислота или смесь CO2 с аргоном. Чистый углекислый газ дешевле – но шов получается хуже и от сварки получается больше брызг, чем при использовании смеси с аргоном.

Особенности сварки полуавтоматом:

  • автоматическая подача сварочной проволоки – повышает скорость и качество сварки;
  • варит тонкий металл – толщина заготовок начинается от 0,5 мм;
  • универсальность – полуавтоматический аппарат варит сталь, нержавейку, чугун и цветные металлы;
  • на готовом сварочном соединении нет шлака;
  • во время сварки практически нет дыма.

С другой стороны, полуавтомат громоздкий за счет баллона с газом. Кроме того, на сильном ветру варить в газовой среде не получится – ветер будет выдувать углекислоту из под горелки.

Сварочный полуавтомат: принцип работы

Для того чтобы при использовании сварочного полуавтомата не «убить» устройство. А также не получить травму самому следует знать о правилах техники безопасности и принципе работы аппарата.

Сварочный полуавтомат состоит из:

  • корпуса, в котором находится мощный трансформатор;
  • шланга для подачи тока и газа к горелке;
  • кабелей для подключения к «массе» и электрической сети;
  • механизма подачи проволоки.

устройство профессионального аппарата

Также для сварки полуавтоматом потребуется приобрести бобину со специальной сварочной проволокой и баллон с углекислым газом.

Принцип работы полуавтоматического аппарата следующий:

  1. Сварочный ток подаётся на горелку одновременно с защитным газом.
  2. В качестве электрода в горелке используется сварочная проволока, которая подаётся в автоматическом режиме с помощью специального механизма.
  3. Между свариваемым изделием и проволокой образуется электрическая дуга, которая расплавляет металл в среде защитного газа, что позволяет получить качественный шов без окислов.

прницип работы горелки

Основные правила техники безопасности при работе со сварочным полуавтоматом следующие:

  • корпус сварочного аппарата должен заземлён;
  • запрещается использовать устройство даже при незначительных механических повреждениях или любых других неисправностях;
  • при значительных перерывах в работе следует обязательно отключать устройство от электрической сети и выключать подачу защитного газа;
  • не проводить работы рядом со легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
  • во время работы использовать защитную маску и перчатки.

Как только основные принципы работы с полуавтоматом будут усвоены можно приступать к практическим работам.

Что нужно знать о сварке полуавтоматом

Прежде чем варить, нужно учесть тонкости работы сварочного аппарата.

Как правильно варить полуавтоматом:

  • плюсовая клемма подключается к горелке, минусовая к заготовке;
  • для каждого вида металла применяется специальная проволока. Например, для алюминия – алюминиевая, для нержавейки – нержавеющая и т.д.;
  • сила тока и скорость подачи проволоки это взаимно связанные настройки. Чем больше ток – тем больше скорость и наоборот;
  • используемый на горелке токосъемный наконечник, должен соответствовать диаметру проволоки. Эта деталь относится к расходным материалам, поэтому требует периодической замены;
  • от настройки механизма подающего проволоку, зависит качество шва;
  • шланг, подающий проволоку, должен быть жестким – иначе он может перегнуться и подача проволоки застопорится;
  • металл тоньше 1 мм лучше сваривать точками, если не нужно получить герметичный шов. Так заготовка не перегреется и не прогорит;
  • если напряжение сети, ниже номинального, например 190, а не 220 вольт – лучше применять проволоку меньшего диаметра. Например, вместо 0,8 взять 0,6 – аппарату справится с ней гораздо легче, и шов получится качественным.
  • для сварки полуавтоматом без газа применяется специальная проволока, при этом плюсовая клемма подключается к заготовке.

При сварке в нижнем положении, горелка держится под углом примерно 60 градусов по отношению к заготовке. Расстояние до заготовки 5-15 мм. Горелка ведется от себя – «углом вперед».

Перед началом работы нужно откусить кончик проволоки, торчащий из горелки. На нем образуется шарик, который плохо проводит электричество – горелку будет тяжелее разжечь.

Нужно периодически чистить наконечник и сопло горелки от брызг. Если этого не делать подача проволоки станет прерывистой. Поэтому применяются специальные силиконовые аэрозоли, которые защищают поверхности от налипания – нужно брызнуть им внутрь горелки.

Что нужно для газовой сварки

Комплект газосварщика


Оборудование для газовой сварки Источник prosvarku.info
Чтобы воспользоваться сваркой металла ацетиленом, необходимо иметь следующий комплект оборудования:

  • ацетиленовый генератор или баллон с другим горючим газом;
  • баллон с техническим кислородом;
  • редукторы: один для кислорода, другой для ацетилена;
  • сварочную горелку с набором сменных наконечников;
  • два шланга для подачи O2 и C2H2;
  • комплект инструментов из газового и разводного ключа;
  • очки с защитными стеклами;
  • спецодежду для сварщика.

Общие правила сварки

Как и в любом деле, у сварки полуавтоматом, есть база, которую обязан знать сварщик.

  • при сварке деталей толщиной более 3-х мм, между ними делается зазор 1-2 мм. Это нужно для полного проплавления металла. Если зазора не будет – шов получится поверхностным;
  • от нагрева металл тянет, чтобы обеспечить равномерность зазора, делаются прихватки сверху и снизу заготовки. Если длина провара большая – число прихваток увеличивается;
  • нужно следить за равномерным наплавлением шва на обе заготовки.

Это простые правила, которые нужно помнить.

Видео описание

Газосварка: первые шаги.

Правый и левый методы сварки

Правый способ сварки


Пламя движется слева направо впереди присадочного прутка Источник youtu.be
Сварка ацетиленом и кислородом осуществляется левым и правым методами – это вовсе не жаргон, а предусмотренное и утвержденное ГОСТом правило. Если горелка перемещается слева направо (ориентируетесь по своим рукам) впереди присадочного прутка, то есть, пруток как бы подталкивает факел, то это правый способ. При левом способе действие производится наоборот — справа налево, где сварочный пруток как бы убегает от горелки.

Нельзя сказать, что качество соединения одним методом лучше, нежели другим, но правый способ применяется для металла толще 5 мм. Однако левый метод получается лучше с эстетической точки зрения – сварщик постоянно наблюдает шов и может добиться его постоянной ширины и толщины. А ешё левый вариант позволяет пламени как бы разливаться по металлу и это в значительной степени снижает риск пережога заготовки. Движение мундштука осуществляется строго по одной линии. А вот пруток движется не только прямо, но и совершает колебательные движения в стороны – это позволяет создать более прочный шов.

Настройка сварочного аппарата

От правильности настройки полуавтомата зависит качество сварочного шва. Что нужно настроить:

  • Силу тока.
  • Скорость подачи проволоки.
  • Давление газа.

В комплекте есть инструкция, в которой указаны рекомендуемые настройки для разных видов швов и пространственных положений. Их нужно воспринимать как ориентир, т.к. не существует такого эталона, который можно было бы применять на всех аппаратах. Поэтому настройки индивидуальны. Задача – получить ровное горение дуги, глубокий провар и красивый сварочный шов.

Поскольку проволока поступает в горелку вместе с углекислотой, нужно выставить давление газа. Оно делается в пределах 1-2 атмосфер.

Для настройки полуавтомата подойдут ненужные куски металла, с такой же толщиной, как и основные заготовки. Начинающий мастер не сможет сразу выставить оптимальные настройки аппарата, поэтому эксперименты нужно проводить на металле, который не жалко выкинуть. Нормальный шов – гладкий и равномерный, без прерываний и резких наплывов. Разобраться в настройках полуавтомата помогут уроки на видео в статье.

Технология газовой сварки

Как уже было сказано, сварка ацетиленом и техническим кислородом осуществляется путем смешивания этих газов (C2H2 хорошо горит, а O2 – идеально поддерживает горение) и воспламенения для нагрева обрабатываемых поверхностей. Кислород здесь, по сути, выполняет две функции:

  • Образующийся в генераторе C2H2 имеет малое давление на выходе из резервуара, но его подхватывает струя кислорода и увлекает в горелку.
  • Когда сварщик поджигает смесь у сопла, у него есть возможность регулировать мощность факела барашковым краном, отвечающим за подачу кислорода, поддерживающего процесс горения.

Виды сварочных швов

Разные типы сварочных швов отличаются настройками. Тип сварочного шва различается по виду соединения и пространственному положению заготовок.

По пространственному положению:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • потолочный;
  • нижний.

По типу соединения:

  • в стык;
  • тавровое;
  • в нахлест;
  • угловое.

Самые простые соединения заготовок – сварка внахлест и встык в нижнем положении.

Вертикальный шов

Чтобы полноценно пользоваться сваркой, нужно знать, как варить вертикальный шов полуавтоматом. Направление вертикального шва зависит от толщины заготовок:

  • Толщина заготовок до 3-х мм – направление сверху вниз.
  • Толщина более 3-х мм – направление снизу вверх.

Горелка находится под углом 45 градусов к заготовке. Как правило, требуется уменьшать сварочный ток и скорость подачи проволоки по сравнению со сваркой аналогичных заготовок в нижнем положении.

Для получения качественного шва, от сварщика требуется выдерживать 3 вещи:

  • Равномерную скорость движения горелки.
  • Расстояние от горелки до заготовки.
  • Правильный угол.

Важно не перегревать свариваемый металл, чтобы он не стекал вниз. Остальное сделает сварочный полуавтомат.

Полуавтоматическая сварка или ручная дуговая сварка?

Чтобы научиться варить, как полуавтоматической, так и ручной дуговой сваркой нужно изучить азы и долго практиковаться. Если же говорить об эффективности и простоте, то данные виды сварки не так сложны в освоении.

Полуавтоматическая сварка или ручная дуговая сварка?

Однако эффективность полуавтоматической сварки оказывается на порядок выше. Особенно это заметно при работе с тонкостенными изделиями из металла. В свою очередь, ручная дуговая сварка более проста в обращении. Для её работы нет необходимости использовать газобаллонное оборудование и какие-то дополнительные расходные материалы кроме электродов.

Итак, подведя итоги можно сказать вот о чем:

Полуавтоматическая сварка применяется для выполнения специфических работ, связанных с кузовным ремонтом или сваркой цветных металлов. Такой вид сварки позволяет получить красивый и аккуратный сварной шов.

Ручная дуговая сварка электродами проще в использовании и применяется она для соединения черных металлов. Какой вид сварки выбрать в первую очередь зависит от работ, которые нужно будет выполнять.

Чем лучше и легче варить полуавтоматической сваркой или электродами

Сегодня стоимость сварочных аппаратов для полуавтоматической и ручной дуговой сварки не такая высокая как годами раньше. Кроме того, выпускаются комбинированные сварочные инверторы позволяющие варить в двух режимах — MMA и MIG/MAG. Лучше, конечно же, иметь один такой аппарат, чем несколько, чтобы до конца прочувствовать разницу, а также в полной мере воспользоваться универсальностью оборудования.

Сварка тонкого металла

В сваривании деталей толщиной до 1 мм, нет ничего тяжелого. Даже наоборот, варить тонколистовой металл сварочным полуавтоматом не сложнее чем толстый.

Тонколистовой металл сваривается двумя способами:

  • обычный – любые типы соединений;
  • заклепочный – заготовки ложатся внахлест и варятся через заранее сделанные отверстия в верхнем листе.

Есть несколько правил такой сварки:

  • сила тока и скорость подачи проволоки уменьшается;
  • нельзя задерживать горелку на одном месте – получится либо наплыв сварочного валика, либо прожег заготовки;
  • при заклепочном методе – сварка начинается с центра нижней заготовки. Если начать варить с краев верхней – металл просто зальет отверстие, т.е. хорошо заварить не получится

Если не требуется получить герметичное соединение – не нужно варить сплошным швом. Для тонких деталей, достаточно точек с промежутком 1-5 см. Процесс сварки, можно посмотреть на видео к статье.

Технология и виды

В основу технологии полуавтоматической сварки положен примерно тот же принцип что и в обычном соединении металлических деталей с помощью электрической дуги.

В этом в принципе схожесть и заканчивается, и начинаются различия:

  1. Во-первых, в отличие от традиционного процесса сварки с помощью обычного электрода, где сгораемая обмазка металлического стержня образует пространство свободное от кислорода, в полуавтомате роль обмазки играет газ, проходящий через сопло горелки.
  2. Во-вторых, вместо держателя используется специальное устройство – горелка и рукав для одновременной подачи как проволоки, так и газа.
  3. В-третьих, кроме управления горелкой, в полуавтомате нужно научиться управлять и подачей проволоки, поскольку рычаг регулировки находится на рукоятке горелки.

Сегодняшние технологии используют два основных метода соединения металла в защитной газовой среде:

  1. В среде активного газа (углекислый газ) MAG (Metal Active Gaz).
  2. В среде инертного газа (аргона или гелия) MIG (Metal Inert Gaz).

Третий вид полуавтоматической сварки использует специальную проволоку, но из-за дороговизны таковой пока не получил широкого распространения.

Сварка толстых металлов

При сварке заготовок тоще 4 мм, с кромок снимаются фаски. Это делается для получения глубокого провара. Горелка ведется не по прямой линии, а с небольшими колебательными движениями. Например, зигзагообразные, спиральные, вперед-назад и т.д. Так шов получится глубже и шире.

  • между деталями делается зазор 1-2 мм;
  • ширина сварочного шва должна равняться толщине заготовки (примерно), например, если варятся 2 детали, толщиной по 6 мм, шов должен зайти на каждую их них по 3 мм;

Если толщина заготовок более 5 мм, может потребоваться варить в несколько проходов. Первый шов делается по центру, второй и третий – сверху и снизу первого шва.

На практике, понять, как работать полуавтоматом не сложно. Получить приемлемые результаты можно уже на первый день обучения. Главное – не бояться экспериментировать и помнить, что настройки полуавтомата индивидуальны для каждого сварщика.

Виды сварных швов, выполняемых с помощью полуавтомата.

Независимо от того, каким способом соединяется металл в процессе сварки, различается всего три вида сварного шва – это точечный, сплошной и сплошной прерывистый.

Сварные точки, нанесенные с интервалом в несколько миллиметров или сантиметров, называются точечным швом.

Сплошной ряд сварных точек, нанесенный полуавтоматом на металл, расположенный вплотную к перекрытию, составляет сплошной точечный шов. Этот вид шва применяется для сварки как тонкого металла, так и толстого. В автосервисах обычно такой шов непопулярен, поскольку кузов обязан иметь определенную «эластичность», чтобы уменьшить вероятность проявления усталости металла, а сплошной шов имеет повышенную жесткость. Сплошной сварной шов используется при сварке баков, необходимых в хозяйстве, или для сваривания стальных металлоконструкций.

Сплошным прерывистым швом, как правило, соединяют в кузове силовые элементы, где применяется более толстый металл.

Как варить полуавтоматом тонкий металл

Как варить полуавтоматом тонкий металл - с газом и без него

Полуавтоматическая сварка получила большую популярность при сварке тонколистового металла из нержавеющей стали и цветных металлов. Можно варить полуавтоматом и чугун, зная, как это правильно делается.

В общем, там, где нужно получить хорошее качество сварного шва, используют полуавтоматы для сварки.


В последние годы наблюдается существенный недостаток информации на рынке среди электриков относительно преимуществ установки стабилизаторов напряжения. Многие ошибочно полагают, что стабилизатор напряжения не так уж и нужен и полезен в электроустановке, или наоборот, это некая «роскошь». В сочетании с отсутствием ликвидности или необходимостью снижения затрат они сознательно решили не устанавливать стабилизатор. Если вы не знаете где купить качественней стабилизатор тогда мы вам поможем стабилизаторы напряжения ЭНЕРГОТЕХ достойный и проведений вариант.

Плюсы сварки полуавтоматом

Сварка инверторным полуавтоматом имеет огромное количество положительных сторон:

  • Она идеально подходит для новичков;
  • При сварке полуавтоматом нет шлака;
  • Не нужны электроды;
  • При полуавтоматической сварке практически отсутствует разбрызгивание металла.

Плюсы сварки полуавтоматом

Что касается недостатков, то они связаны в первую очередь с тем, что нужен газ, поэтому оборудование для полуавтоматической сварки достаточно громоздкое. Также, варить полуавтоматом неудобно в сильный ветер, поскольку сквозняк сдувает защитный газ, что плохо сказывается на сварочном соединении.

Как подготовить полуавтомат к работе

В том случае, когда используется катушка несколько большего диаметра, чем нужно, следует воспользоваться специальным адаптером. Проволока выводится из механизма примерно на 15 см, после чего её излишняя длина обрезается.

Как подготовить полуавтомат к работе

Далее нужно установить баллон с газом, проверить, снабжена ли система предохранителями. Обязательно следует обратить внимание на то, правильный ли был выбран режим сварки полуавтоматом, а также подходящий ли в баллоне газ для сваривания какого-то конкретного металла.

Сварка полуавтоматом для начинающих

Варить бытовым инверторным полуавтоматом можно различные по толщине металлы, начиная от 0,2 мм и заканчивая 4 мм и выше. Здесь все во многом зависит от мощности полуавтомата, силы сварочного тока, а также диаметра используемой проволоки для сварки.

Сварка полуавтоматом для начинающих

Несмотря на простоту использования полуавтомата, при сварке следует придерживаться следующих советов:

  • Крайне важно выбрать правильный режим сварки полуавтоматом;
  • Тонкий металл варят полуавтоматической сваркой на пониженных токах, до 75 Ампер;
  • Скорость подачи сварочной проволоки выше, чем при сваривании толстых металлов;
  • Вести горелку вдоль сварочного шва нужно равномерно, чтобы не появились наплывы металла или не образовался прожог;
  • Точечную сварку полуавтоматом всегда лучше начинать от центра заготовки.

Чтобы сварной шов полуавтоматом получился красивым, нужно тщательно очистить металл. Это очень важно и для собственной безопасности, ведь следы краски и других загрязнений способны выделять вредные испарения, которые могут оказывать вредное воздействие на человеческий организм.

Как варить полуавтоматом тонкий металл - с газом и без него

При сварке тонких металлов полуавтоматом выдерживают угол между поверхностью и горелкой в 45 градусов. При этом присадочный материал должен обладать продолжительным периодом плавления.

Перед сваркой тонкого металла необходимо досконально изучить весь технологический процесс, поскольку это поможет избежать многих распространённых ошибок.

Читайте также: