Свойства металла в старшей группе

Обновлено: 03.05.2024

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла : гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук.

Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Упражнять детей в отгадывании загадок.

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.

Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

Материал. Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д., изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).

До прихода детей организую выставку «Мир металла» (изображения предметов из металла) и кладу рядом большой конверт с заданиями от Фиксиков с их изображением и письменным обращением к детям.

- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт). Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям:

- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь.

(Ключ от замка)

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает.

Два кольца, два конца,

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот—нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).

- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).

- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).

2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса :

- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.

3. Опытно-экспериментальная деятельность.

Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.

Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.

Определение веса : предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.

Звук металла : предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.

Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?

Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.

(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).

4. Игра «Отгадай, чей звук».

- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит : металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).

5. Игра «Определи на ощупь».

- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).

6. Игра «Кто больше».

- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).

III. Рефлексивно-корригирующий этап.

- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).

- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).

Игра «Правда – неправда»

Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.

- Не нагревается на солнце.

- В воде не тонет.

- На огне нагревается!

- Намагничивает деревянные предметы.

- Под воздействием влаги ржавеют.

- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).

- Металлы звонкие!

- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня, после сна напишем и нарисуем им! Согласны!

Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением

Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Во второй младшей группе ознакомление детей с окружающим миром целесообразнее проводить в игровой форме, включать во время занятий дидактические.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Папа, мама, я — семья» Ознакомление с предметным и социальным окружением Тема: «Папа, мама, я - семья» Вторая младшая группа Подготовила воспитатель: Соколова.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Ножницы»

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Ножницы» Цель: познакомить с историей возникновения ножниц, вызвать интерес к ручному творчеству Материал: ножницы различных видов Ход НОД Восп.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «Невидимка воздух» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением по образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности.

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое ложки» Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое ложки» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Воспитатель.

Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Петрушка идет рисовать» Конспект По познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) Петрушка идет рисовать Задачи: Продолжать учить.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей средней группы «Дерево и его свойства» Конспект занятия по ознакомлению с предметным исоциальным окружением для детей средней группы тему: «Дерево и его свойства» Цель: Расширять.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением «Троицк — город моей души» Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать.

Конспект занятия "Металл и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исследовательская деятельность по ознакомлений детей с металлом, его свойствами и использованием человеком.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_predmetnym_i_sotsialnym_okruzheniem.docx 16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

Металл и его свойства.

Цель: познакомить детей в ходе исследовательской работы с металлом и его свойствами

Задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами металла, его использованием; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

2. Упражнять детей в отгадывании загадок.

3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе исследовательской деятельности и знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».

Материалы и оборудование:

Гвоздь ржавый и не ржавый, металлические предметы, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг), магниты, палаца металлическая и деревянная, металлический и деревянный шарик, металлическая пластина, карточки с заданиями, игрушка Самоделкин.

Воспитатель: Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.

1. Бьют парнишку по фуражке,

2. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

3. Всех на свете обшивает

Что сошьет не надевает.

4. Два кольца, два конца,

5. Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки.

Воспитатель: А из чего сделаны все эти предметы?

Воспитатель: Значит, какие они?

Показать детям несколько предметов из металла, определить, особенности формы, структуру поверхности ( путем ощупывания), температуру.

Воспитатель: Что произойдет с предметами, если их опустить в воду?

Дети: Они утонут.

Воспитатель: Если оставить на солнце или подержать в руках?

Дети: Нагреются. Все эти предметы обладают теплопроводностью.

Воспитатель: У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить. Как вы думаете, что с ним случилось?

Воспитатель: Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показать ржавый гвоздь и не ржавый). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т.е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.

Воспитатель: Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое? Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.

Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали и др.), наоборот притягиваются к нему; при соединении двух магнитов они могут то притягиваться, то отталкиваться друг от друга (показать на примере).

А теперь давайте проведём несколько опытов, чтобы убедиться, что мы с вами назвали правильно все свойства металла.

Опыт № 1.
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.
Педагог. Самоделкин, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Самоделкин. Да я и сам это умею делать, давайте проверим, как это умеете делать вы. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.
Самоделкин заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, верно ли ,что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем отличать металлические предметы от не металлических.
Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?
Ответы детей.

Самоделкин. А я тоже знаю такие предметы!
Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Самоделкин(задумывается). Стул.
Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт № 2.
Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
Опыт № 3.
В емкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический.
Педагог. Что произошло с шариками?
Дети. Деревянный шарик не утонул, а металлический – утонул.
Педагог. Почему утонул металлический шарик?
Дети. Потому что он тяжелее.
Педагог. Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода?
Дети. Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.
Опыт № 4.
Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.
Самоделкин (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!
Опыт №5.
Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.
Педагог. Самоделкин, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.
Опыт №6.
Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.
Педагог. Что произошло и почему?
Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.

Воспитатель: Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)

Игра «Четвёртый лишний» (на карточке найди и зачеркни не металлический предмет)

Воспитатель: С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы).

Воспитатель: Нарисуйте металлические предметы, которые вам запомнились. Расскажите, что вы нарисовали, для чего нужен этот предмет?

-Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.

Воспитатель: Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.

Конспект занятия «Металл, его качества и свойства» в старшей группе

Образовательная: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Развивающая: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Предварительная работа: Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги

Оборудование: Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор, игры с магнитом.

Словарная работа: Металл, металлические предметы, магнит, притяжение, магнетические и немагнетические предметы, ковкость.

Полингвальный компонент: металл – металл - metal

Ход ОУД

Педагог. Ребята, послушайте загадки:

Сам худ, голова с пуд.

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь прибьет.

Как вы думаете, о каком предмете эти загадки?

Дети. Эти загадки о молотке.

Педагог. Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?

Дети. Молоток сделан из металла. Педагог. Да, молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток? Дети. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.

Педагог. В далекие времена молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар, и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Педагог стучит молотком по металлическому предмету.

В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя.

Кузя. Что у вас случилось? Почему так громко стучите? Педагог. Во – первых, здравствуйте.

Кузя. Здравствуйте, где что горит?

Педагог. У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут?

Кузя. Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали? Педагог. Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.

Кузя. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали. Педагог. Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.

Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.

Педагог. Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?

Кузя. Да я и сам это умею делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.

Кузя заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от не металлических.

Игра «Наведи порядок в сундуке».

Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.

Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?

Кузя. А я тоже знаю такие предметы!

Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?

Кузя (задумывается). Стул.

Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.

Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

В емкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический.

Педагог. Что произошло с шариками?

Дети. Деревянный шарик не утонул, а металлический – утонул.

Педагог. Почему утонул металлический шарик?

Дети. Потому что он тяжелее.

Педагог. Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода?

Дети. Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.

Кузя. Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму прут металлический и что–нибудь из него сделаю.

Кузя берет металлический прут и пытается его согнуть.

Педагог. Нет, Кузя, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются, называют кузнецами. (Показ картины из серии «Знакомство с профессиями»).

Педагог. А сейчас мы ее нагреем и сделаем теплой.

Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.

Кузя (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!

Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.

Педагог. Кузя, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.

Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.

Педагог. Что произошло и почему?

Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.

Педагог. Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.

Дети. Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.

Кузя. Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!

Конспект ННОД «Природный материал магнит и его удивительные свойства» в старшей группе Суюндукова Идалия Гильмияновна Конспект ННОД в старшей группе Тема: «Природный материал магнит и его удивительные свойства» Цель: развивать.

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе «Овал и его свойства» Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе. Елена Сушко Программное содержание: 1. Познакомить.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства» Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства». Цель: формирование представления о металле. Задачи: формировать.

Конспект занятия по экспериментированию в детском саду «Свойства и качества бумаги и ткани» Конспект занятия по экспериментированию в детском саду Тема: «Свойства и качества бумаги и ткани» Цель: - познакомить детей со.

Конспект занятия по немецкому языку «Качества и свойства. Слова большой, маленький» Цели: -активизация речевых образцов: «Ist das Mieze? Ja, das ist Mieze. Nein, das ist Bello. Ich bin Mieze. Was macht Mieze? Wie ist Mize?”.

Конспект занятия в младшей группе «Снег и его свойства» Цель: Познакомить детей со свойствами снега, через игру и экспериментирование. Задачи: 1. Знакомить детей с различным состоянием воды;.

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Образовательная задача: - Систематизировать и уточнить представления.

Опытно-экспериментальная деятельность «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов» «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов». Цели. Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные.

Разработка занятия по немецкому языку в группе раннего (дошкольного) обучения «Кто и какой. Качества и свойства» Цели: -активизация речевых образцов: «Ist das Mieze? Ja, das ist Mieze. Nein, das ist Bello. Ich bin Mieze. Was macht Mieze? Wie ist Mize?”.

Занятия по немецкому языку в группе раннего дошкольного обучения «Кто и какой. Качества и свойства» Цели: -активизация речевых образцов: «Ist das Mieze? Ja, das ist Mieze. Nein, das ist Bello. Ich bin Mieze. Was macht Mieze? Wie ist Mize?”.

Конспект занятия в старшей группе «В мире металла»

Конспект занятия в старшей группе на тему :

«В мире металла»

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами металла

Образовательные: продолжать знакомить детей со свойствами и качествами металла с помощью проведения опытов; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении, углублять знания детей о металлических предметах, повторить знание цветов, геометрических фигур, упражнять в счете в пределах 10.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, соотносить по цвету и форме, умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

Воспитательные: воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща, желание помочь окружающим.

Оборудование: презентация, билеты (геометрические фигуры разных цветов + аналогичные наклеены на пол, столы-станции, предметы металлические и деревянные, игрушка, скрепки, магниты, искусственный снег (бумага или пенопласт, таз с водой, ложка деревянная и пластиковая, лист бумаги, гвоздь ржавый и не ржавый, бумажный кораблик, 3 коробки: с инструментами, с украшениями, с детальками для техники, шуруп.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам обратились за помощью Фиксики. Вы же знаете, кто это? (ответы детей)

Все верно, это маленькие человечки, которые живут в нашей технике и чинят ее изнутри. Их родственник попал в беду. Он заблудился и никак не может найти дорогу домой. И Фиксики просят, чтобы мы ему помогли, поскольку они не могут сейчас отлучаться, всюду идет подготовка к Новому году, а они должны следить за исправностью электроприборов. Ну что ребята, поможем их родственнику?

Посмотрите, на экран. Кто это? Это Нолик. Он говорит, что отправляясь в путь, мы должны кое-что вспомнить. Давайте вспомним, во что превращаются Фиксики во время маскировки?

- Они превращаются в болтики и винтики.

А кто знает, из чего сделаны эти предметы?

Слайд 4 – болтики и винтики

Сейчас Дедус поможет нам разобраться во всем.

Воспитатель: А вот и наш потерявшийся. (Показывает детям шуруп). Отправляемся в путешествие! А Фиксики будут нам подсказывать.

2. Основная часть

В дорогу мы отправимся на поезде. Нам необходимо купить билеты, а цена за билет – это ваши знания. Вы называете мне любой предмет из металла, который вы знаете, а даю вам билет.

(молоток, иголка, спицы, ножницы, ложка, вилка и т. д.)

Билеты в форме геометрических фигур разного цвета. (на полу приклеены аналогичные фигуры). Ребенок, получив билет, должен сказать, например: красный квадрат и стать на соответствующую фигуру на полу.

Мини-физминутка с дыхательной гимнастикой.

Когда все заняли свои места, воспитатель становится первым, предлагает повторять за ним.

Ходьба, руки согнуты в локтях. Глубокий вдох, на выдохе проговариваем: Чууух-чууух-чууух.

Воспитатель подводит детей к первому столу (станции)

Эта станция так называется, потому что здесь все никак не привыкнут к порядку. Все ее обитатели перемешались и запутались. Им необходимо отправляться в путь, а они не знают в какую машинку им идти. Давайте поможем им.

На столе лежат предметы из дерева и металла. Необходимо определить, из чего предмет. На машинках указатели: металл, дерево.

Давайте отправим пассажиров в место их назначения.

Воспитатель: как же мы определяем, что предмет металлический? (дети отвечают, что он прочный, тяжелый). Давайте обратимся к подсказке от Симки и Нолика.

- металл блестит. Давайте сравним его с деревянными предметами. Дерево матовое, а металл имеет блеск.

- металл звучит. Если ударить предмет о предмет, что будет слышен звонкий звук, а если ударить деревянные предметы, то глухой звук.

Дети сортируют предметы

Воспитатель: молодцы, справились! Пора бежать, наш поезд отправляется в путь. Занимаем места и едем дальше!

Воспитатель подводит детей ко второму столу (станции)

Станция 2 – Скрепочная

Здесь все очень любят скреплять все скрепками. А наш Профессор (любая игрушка) потерял 10 больших и 8 маленьких скрепок, и никак не может найти их в снегу (раскрошенный пенопласт, порезанная мелко бумага, Как же найти потеряшки, потратив как можно меньше времени?

Фейер подсказывает нам, что еще одно свойство металла (помимо блеска, и звона) – магнетизм. Что же это такое? Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы.

Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали и др., наоборот притягиваются к нему.

Ну что поняли, как найти металлические скрепки?

Воспитатель: ребята, держите каждый по магниту, и приступаем к поиску.

Молодцы, выполнили задание! Давайте пересчитаем, все ли верно? Верно!

Оправляемся дальше! Однако дальше идем пешком.

Остановка 3 – озеро.

Воспитатель: мы подошли с вами к озеру (таз с водой). Как видите нет моста. Скажите, сумеет ли перебраться Шурупчик вплавь? Почему вы так думаете?

Игрек подсказывает нам, что нужно проверить, тонет металл или нет, отпустив любой металлический предмет в воду, можно сравнить, например, с деревом или пластмассой, бумагой.

Дети проводят опыт на металлической и пластиковой ложках, листе бумаги. Убеждаются, что Шурупчик плавать не сможет.

Воспитатель: А почему ему нельзя было сделать, например, спасательный круг и того, что не тонет? Кто знает?

Мася подсказывает нам, что Шурупчик мог заболеть. Есть такая болезнь у металла - ржавчина. Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показать ржавый гвоздь и не ржавый). И его придется лечить, смазывать специальным маслом.

Отправляемся в путь дальше!

Воспитатель с детьми подходят к последнему столу и видят коробочку с инструментами, коробочку с украшениями, коробочку с различными шестерёнками…

Воспитатель: Шурупчик говорит, что это его улица. Какой же дом его? Дети указывают на подходящую коробочку. Вот мы и нашли дом Шурупа, Фиксики должны нами гордиться!

3. Заключительная часть

Фиксики говорят спасибо! И предлагают вспомнить, где мы сегодня были и что нового узнали? Ответы детей.

Фиксики говорят, что Мир металла огромен, и они с радостью помогут нам продолжить его изучение. Ведь металлы бывают разные, и предназначение металлических предметов разнообразно. Это мы заметили, когда увидели дома на улице Шурупа, там были и украшения, и инструменты, и всяческие детали дл техники.

Воспитатель: я думаю, что мы обязательно еще отправимся в этот чудесный мир металлов, чтоб изучить их детальнее.

Прикреплённые файлы:

Конспект открытого занятия по речевому развитию «В мире домашних животных» в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по грамоте «В мире волшебной грамматики»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по грамоте «В мире волшебной грамматики» Цель: Обучающие: активизировать знания детей о предложении, уметь самостоятельно придумывать и определять количество слов в предложении;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла». Задачи: -Познакомить детей со свойствами.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «В удивительном мире бумаги и ткани» Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно.

Конспект по ОБЖ в старшей группе «В мире электроприборов» Конспект по ОБЖ в старшей группе «В мире электроприборов». Елена Владимирова. Цель: Обобщение знаний детей о бытовых электроприборах, их.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие". Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов. Кипарис, пальма, эвкалипт»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов. Кипарис, пальма, эвкалипт» Воспитатель: Ребята, мы на прогулке обследовали деревья "иностранцы", которые прижились и растут не только в нашем городе, но и на нашем.

Конспект занятия «В мире животных»

Конспект занятия «В мире животных» Программное содержание: Закрепить знания и представления детей по изученным темам (домашние животные, дикие животные. Расширять представления.

Конспект ООД по познавательному развитию "В мире металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук; развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

ВложениеРазмер
v_mire_metalla.docx 17.12 КБ

Конспект «В мире металла»

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук; закрепить правила обращения с горячими предметами; развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Материал. Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.,

Организую выставку «Мир металла» (изображения предметов из металла) .

- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? А это что?

- Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.

Ни морщинки не видать. (Утюг)

- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла) .

- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические) .

2. Рассказ о металлах .

Когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны.

Определение веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.

Звук металла: предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.

Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?

Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.

(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю : металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).

4. Игра «Отгадай, чей звук» .

5. Игра «Определи на ощупь» .

6. Игра «Кто больше» .

Назвать как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).

- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.) .

- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют) .

Игра «Правда – неправда»

Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.

Читайте также: