Свойства металлов и неметаллов урок

Обновлено: 30.06.2024

Тип урока: обобщения и закрепления изученного материала. Цель урока - создать условия для обобщения и закрепления изученного материала в ходе выполнения различных заданий и решения проблемных задач обучающимися с учетом их возможностей.

ВложениеРазмер
Урок по химии в 8 классе по теме "Металлы и неметаллы". 95 КБ
Рабочий лист 75 КБ
Презентация к уроку "Металлы и неметаллы" 1.49 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

Урок по химии 8 класс

Тема урока: Металлы и неметаллы

Тип урока : обобщения и закрепления изученного материала

Цель : Создать условия для обобщения и закрепления изученного материала в ходе выполнения различных заданий и решения проблемных задач обучающимися с учетом их возможностей.

  1. Создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся через выполнение творческих заданий и решение проблемных задач
  2. Способствовать развитию умений работать в группе через организацию соревновательного духа в ходе занятия
  3. Продолжить работу по формированию коммуникативной, информационной, общекультурной компетенций у обучающихся.

Начать наш урок я хотела бы с рассказа об одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще.

- Скажите, кто были жители этой страны? ( Металлы и неметаллы ). (Слайд 1)

- Объясните, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера.

Таким образом, тема нашего урока металлы и неметаллы, продолжаем с ними знакомиться.

Работать вы сегодня будете на рабочих листах, за каждое выполненное задание вы получаете определенное количество баллов, по окончанию урока вы их суммируйте и выставляете себе оценку, согласно шкале. Задания разного уровня сложности вы сами определяете уровень сложности, но в блоке вы выполняете только одно задание.

1 блок Физические свойства: (2-3 мин)

  • 1уровень (1балл) в таблице указаны признаки металлов и неметаллов, все они перемешаны, ваша задача распределить, какие из них к чему относятся и дописать во второй колонке.
  • 2 уровень (2 балла) вставить пропущенные слова в текст

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне 1-4 электрона

2. У всех металлов имеется металлический блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию твердые , за исключением ртути

4. Все металлы серого цвета, за исключением металлов золото, медь.

5. Все металлы проводят электрический ток и тепло

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них металлической с вязи.

  • 3 уровень (3 балла) по стихотворению ответить на вопросы и занести их в таблицу

Да! Целые века недаром,

Назвали именем металлов

О! Металлическая связь!

О ней скажу я, не скупясь:

Волшебница и чаровница

Иная, вряд ли с ней сравнится.

Придаст металлам блеск чудесный,

И механизм тут интересный.

Свет, поглощается поверхностью металла

В ответ же электроны (их не мало)

Нам посылают волны излучения.

И это электронное волнение,

С тобою мы, как блеск воспринимаем,

Металл от неметалла отличаем.

А лучше всех известно всем давно,

Свет отражает: ртуть, медь, серебро.

Не тратьте понапрасну силы даром,

Металл не враз разрушите ударом.

Природа очень мудро поступила

Пластичностью металлы наградила

И в этом свойстве миллионы лет

У золота соперников достойных нет!

Кусочек малый весом грамм всего

В нить можно вытянуть до дома моего.

Свет вдруг погас. И сразу безысходность..

Металлов свойство - электропроводность

Позволило вдохнуть в ночную тьму

Искусственные «солнце» и «луну».

Бежит, спешит ток в медных проводах

В посёлках, деревнях и городах,

И сразу в каждом доме мир светлей,

Добрее, интересней и теплей.

Металлам свойство важное дано

Они проводят хорошо тепло.

Забыл, как это свойство называется.

Пусть кто-нибудь помочь мне постарается.

На этом рассуждение прерву

Металлам оду после допишу.

1.Какие века называли в честь металлов?

2.Какой вид связи в металлах?

3.Какие физические свойства обуславливает металлическая связь?

4.Назовите самый пластичный металл?

5.А какой металл лучше проводит электричество?

6Какое свойство просит подсказать автор?

1. Медный, бронзовый. железный,

2. Металлическая связь

3. Блеск, пластичность, электропроводность

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ 2,3,4.

Металлы и неметаллы образуют различные сложные соединения, второй блок расчетный.

2 блок математический 5-6 минут

Определите молекулярную молекулярную массу следующих соединений, расчеты записывать.

CuCl 2 →64+35,5×2=135

2 уровень (2 балла)

H 2 SO 4 →1×2+32+16×4=98

H 3 PO 4 →1×3+31+16×4=98

Al 2 (SO 4 ) 3 →27×2+(32+16×4)×3=342

NH 4 Cl→14+1×4+35,5=49,5

Fe 2 (SO 4 ) 3 →56×2+(32+16×4)×3=400

3 уровень (3 балла) Вычислить массовую долю (ω%) кислорода в следующих соединениях:

Al 2 (SO 4 ) 3 → (16×7)÷342×100=32,7%

Fe 2 (SO 4 ) 3 →(16×7)÷400×100=28%

H 2 SiO 3 →(16×3)÷78×100=61,5%

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ 5,6.

3 тур – Разгадай-ка

1уровень (3балла) Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:

Какие группы элементов мы внесли в кроссворд?

Какое ключевое слово образовали?

2 уровень (4 балла)

  1. Тяжелый, единственный жидкий металл при обычных условиях (Ртуть)
  2. Самый распространенный элемент на земле (Кислород)
  3. Серебристо-белый легкий металл, главный материал для авиационной техники (Алюминий)
  4. Ржавеющий металл (Железо)
  5. Самый распространенный элемент во вселенной (Водород)
  6. Элемент-«светоносец» (Фосфор)
  7. Газ, составляющий 78 % (по объему) воздуха (Азот)
  8. Газ, используемый в световых рекламах (Неон)

3 уровень (6 баллов) . по описанию химического элемента, его определить и указать по каким именно признакам вы его определили, и что для вас было ново. (карточки)

Задача 1. С этим веществом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бруски этого вещества. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого вещества носит одно из государств в Южной Америке. Это вещество применяется в фотографии, для получения зеркальных поверхностей. А также это вещество обладает бактерицидными свойствами и убивает бактерии. В церкви крестом из этого вещества «светят воду». Что это за вещество? (Серебро)

Задача 2. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. А в 20 веке из меня сделали статую Свободы в Америке. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. В чистом виде я тягучий, вязкий красноватого цвета. Со временем мои изделия покрываются темно-зеленой пленкой. Красивый поделочный камень-малахит содержит меня в своем составе. В древности из меня делали топоры, щиты, монеты. Даже век в честь меня назвали. Что это за вещество? (Медь).

Задача 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Меня называют «камнем, упавшим с неба» - это серебристо-белое блестящее вещество, которое обладает способностью к намагничиванию. Мой покровитель – бог войны Марс. Человек использует в основном не чистое вещество, а его сплавы – чугун и сталь. Страшны враг этого вещества – ржавчина. Я один из элементов жизни, меня содержит кровь, и именно я определяю ее цвет. При недостатке меня у человека возникают головные боли, утомляемость. Я не образую самородков, поэтому в древние времена меня ценили очень дорого. Что это за вещество? (Железо).

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ 7,8,9.

СЛАЙД10 Подведение итогов:

Подсчитайте свои баллы и поставьте себе оценки в звездочки, согласно разбаловке.

СЛАЙД 11 Домашнее задание

  • §14, вопрос №4 письменно.
  • §15, вопрос №5 письменно.

Выучить определения из параграфов

СЛАЙД 12 Бонусное задание – фраза-1 балл

переведите с химического языка на общепринятый фразы:

1« Не все то аурум, что блестит» (Не все то золото, что блестит)

3.Феррумный характер (Железный характер)

4.Слово аргентум, а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото)

5.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)

7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине)

Карточка для 3 задания 3 уровень

Задача 1. С этим веществом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бруски этого вещества. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого вещества носит одно из государств в Южной Америке. Это вещество применяется в фотографии, для получения зеркальных поверхностей. А также это вещество обладает бактерицидными свойствами и убивает бактерии. В церкви крестом из этого вещества «светят воду». Что это за вещество?

Задача 2. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. А в 20 веке из меня сделали статую Свободы в Америке. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. В чистом виде я тягучий, вязкий красноватого цвета. Со временем мои изделия покрываются темно-зеленой пленкой. Красивый поделочный камень-малахит содержит меня в своем составе. В древности из меня делали топоры, щиты, монеты. Даже век в честь меня назвали. Что это за вещество?

Задача 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Меня называют «камнем, упавшим с неба» - это серебристо-белое блестящее вещество, которое обладает способностью к намагничиванию. Мой покровитель – бог войны Марс. Человек использует в основном не чистое вещество, а его сплавы – чугун и сталь. Страшны враг этого вещества – ржавчина. Я один из элементов жизни, меня содержит кровь, и именно я определяю ее цвет. При недостатке меня у человека возникают головные боли, утомляемость. Я не образую самородков, поэтому в древние времена меня ценили очень дорого. Что это за вещество?

Металлы и неметаллы

Наш мир наполняют различные простые вещества – металлы или неметаллы. При существовании 120 химических элементов, Вселенную наполняют более 400 простых веществ. Этот парадокс связан с понятием аллотропии – явлением образования одним химическим элементом двух и более простых веществ. Например, атом кислорода может формировать молекулярный кислород О2 и озон О3.

План урока:

Физические свойства металлов

Металлы – химические элементы, атомы которых в процессе реакции стремятся отдавать электроны. Они обладают металлической кристаллической решеткой и общими физическими свойствами. На данный момент известно более 87 металлов.

Для металлов характерен ряд свойств:

  • твердость (кроме ртути, которая представляет собой жидкость);
  • металлический блеск;
  • проводимость электрического тока и тепла;
  • пластичность.

Металлы при ударах не разрушаются, а меняют форму. С этой особенностью связано то, что из них производят проволоку, металлические листы и др. Развитие бронзового и железного века связано с производством товаров из металлов.

Физические свойства неметаллов

Неметаллы – химические элементы, атомы которых стремятся принять чужие электроны. Для них характерны атомные и молекулярные кристаллические решетки. Для атомов неметаллов не характерны общие физические свойства. На данный момент существует 22 неметалла.

Для неметаллов характерен ряд свойств:

  • хрупкость (неметаллы нельзя ковать);
  • отсутствие блеска;
  • непроводимость электрического тока и тепла.

Расположение металлов и неметаллов в периодической таблице Д.И. Менделеева

Определить, является простое вещество металлом или неметаллом, можно с помощью периодической таблицы Менделеева. Металлы располагаются ниже диагонали «водород-бор- кремний-мышьяк-теллур-астат», а неметаллы выше.

Красные ячейки – неметаллы, синие – металлы

Элементы, расположенные вблизи диагонали, обладают смешанными свойствами: проявляют как металлические, так и неметаллические свойства. Они называются полуметаллами.

Красные ячейки – полуметаллы

Полуметаллы имеют ковалентную кристаллическую решетку при наличии металлической проводимости (электропроводности). Валентных электронов у них либо недостаточно для образования полноценной ковалентной связи, либо они не удерживаются достаточно прочно из-за больших размеров атома. Поэтому связь в ковалентных кристаллах этих элементов имеет частично металлический характер.

Закономерности в таблице Д.И. Менделеева

Каждый атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и нейтроны находятся в ядре, который несет положительный заряд. Вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Атомный номер указывает на количество протонов.

Чем больше заряд ядра, тем сильнее к нему притягиваются электроны. Т.о., атому сложнее отдавать электроны. Поэтому в периоде слева направо, с увеличением порядкового номера металлические свойства ослабевают, а неметаллические – усиливаются.

Неметаллы стремятся принять электроны от других атомов. Период в таблице указывает на количество электронных уровней. По мере увеличения числа орбиталей электроны отдаляются от ядра и атому сложнее удерживать электроны на последних уровнях. Т.о., в группе сверху вниз количество орбиталей возрастает, поэтому металлические свойства усиливаются, а неметаллические – уменьшаются.

Способы получения металлов

Большую часть металлов получают из оксидов при нагревании.

Металлы, имеющие на внешнем уровне один-два электрона, получают с помощью электролиза расплавов.

Химические свойства металлов

Все металлы проявляют восстановительные свойства. Легкость в отдачи внешнего электрона применяется в фотоэлементах. Степень активности определяется рядом активности. У самых активных на внешнем уровне располагается по одному электрону.

Общие химические свойства металлов выражаются в реакциях со следующими соединениями.

Активные металлы реагируют с галогенами и кислородом. С азотом взаимодействуют только литий, кальций и магний. Большинство металлов при взаимодействии с кислородом образуют оксиды, а наиболее активные металлы – пероксиды (N2O2).

2 Ca + MnO2 → 2 CaO + Mn(нагревание)

Водород в кислотах вытесняют только те металлы, которые в ряду напряжений стоят до водорода.

Более активные металлы вытесняют из соединений менее активные.

  • Химические свойства щелочных и щелочно-земельных металлов (реакции с водой)

2 Na + 2 H2O → 2 NaOH + H2

Способы получения неметаллов

Неметаллы синтезируют из природных соединений с помощью электролиза.

2 KCl → 2 K + Cl2

Также неметаллы получают в результате окислительно-восстановительных реакций.

SiO2 + 2 Mg → 2 MgO + Si

Химические свойства неметаллов

Неметаллы проявляют окислительные свойства. Самый активный неметалл – фтор. Он бурно реагирует со всеми веществами, а некоторые реакции сопровождаются горением и взрывом. В атмосфере фтора горят даже вода и платина. Фтор окисляет кислород и образует фторид кислорода OF2.

Неметаллы вступают в реакции со следующими веществами.

3 F + 2 Al → 2 AlF3 (нагревание)

S + Fe →FeS (нагревание)

Меньшей активностью обладают такие неметаллы как бор, графит, алмаз. Они могут проявлять восстановительные свойства.

2 C + MnO2 → Mn + 2 CO

Коррозия металла

Коррозия – это процесс разрушения металлов или металлических конструкций под действием кислорода, воды и вредных примесей. Не все металлы подвергаются коррозии. Их стойкость зависит от ряда факторов.

  • На благородных металлах не образуется коррозия.
  • На поверхности алюминия, титана, цинке, хрома и никеля есть оксидная пленка, которая предотвращает процессы коррозии.

Различают несколько видов коррозии – химическую и электрохимическую.

Химическая коррозия

Химическая коррозия сопровождается химическими реакциями. Она образуется под действием газов.

Электрохимическая коррозия

Электрохимическая коррозия – процесс разрушения металлов или металлических конструкций, который сопровождается электрохимическими реакциями. В большинстве металлов находятся примеси. В процессе коррозии электродами могут служить не только металлы, но и его примеси.

Например, в железе могут находиться примеси олова. В этом случае на аноде электроны переносятся от олова к железу и металлы растворяются, т.е. железо подвергаются коррозии. На катоде восстанавливается водород из воды или растворенного кислорода. Электрохимическая коррозия может сопровождаться следующими процессами.

Анод: Fe 2+ - 2e → Fe 0

Катод: 2H + + 2e → H2

Способы защиты от коррозии

В промышленности популярны различные методы защиты металлов от коррозии.

Покрытия защищают поверхности от действия окислителей. Ими служат различные вещества:

  • покрытие менее активным металлом (железо покрывают оловом);
  • краски, лаки, смазки.
  • Создание специальных сплавов

Физические свойства сплавов и чистых металлов отличаются. Поэтому для повышения стойкости в сплав необходимо добавить дополнительные металлы.

Биологическая роль металлов и неметаллов

В организмах содержится множество различных металлов и неметаллов. Различных химических элементов в организме может не хватать, поэтому приходится потреблять их извне.Химические элементы можно разделить на две большие группы – макроэлементы и микроэлементы.

К макроэлементам относятся вещества, содержание которых в организме превышает 0,005 %. Эта группа включает водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.Микроэлементы – элементы, содержание которых не превышает 0,005%. К ним относятся железо, медь, селен, йод, хром, цинк, фтор, марганец, кобальт, молибден, кремний, бром, ванадий, бор. Каждый макро- и микроэлемент в организме выполняет определенную функцию.

Применение металлов и неметаллов

В синтезе химических препаратов и лекарств применяются чистые металлы и неметаллы. В органической химии металлы используются в качестве катализаторов, а также при получении металлорганических соединений. Неметаллы служат исходным сырьем для получения чистых кислот и других химических соединений.

Разработка открытого урока по химии 10 класс "Сравнительная характеристика металлов и неметаллов"

Тема урока совпадает с темой календарно-тематического планирования.

Цель урока: сформировать понятие о положении металлов и неметаллов в ПС, строении их атомов, физических и химических свойствах металлов и неметаллов и их окислительных и восстановительных способностях.

Задачи урока: - образовательные: - сформировать понятие о строении и свойствах металлов и неметаллов; - научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды; - проверить знания о строении металлов и их физических свойствах. - развивающие: - совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания; - развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; - создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности. - воспитательные: - воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды некоторыми неметаллами и тяжелыми металлами); - воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: комбинированный, традиционный, изучение нового материала.

Форма урока: урок систематизации полученных ранее знаний

Методы и приемы: приемы активизации познавательной деятельности учащихся; групповая деятельность; исследовательская деятельность; ИКТ (презентация).

Средства обучения: компьютер; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; коллекции металлов и неметаллов; учебник «Химия» для 10 класса естественно-математического направления, авторы Н.Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А Заграничная и др., Алматы: Мектеп, 2014 г.

Основные понятия: окислитель, восстановитель, электроотрицательность, аллотропия.

Организационный момент ц .

I. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

II. Актуализация знаний (выявление уровня ЗУН и корректировка, первичное закрепление и контроль):

1) Характеристика элемента металла и неметалла

ü Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева

ü Нахождение в природе

ü Строение атомов металлов и неметаллов

ü Окислительно-восстановительные возможности атомов металлов и неметаллов

ü Изменение свойств атомов металлов и неметаллов в периоде и группе

2) Характеристика простых веществ металлов и неметаллов

ü Строение металлов и неметаллов

ü Физическиесвойства металлов и неметаллов

ü Химические свойства металлов и неметаллов

III. Закрепление.

IV . Подведение итогов урока.

Организационный этап.

I. Актуализация знаний.

Несмотря 1 на то, что урок проводится в 10 классе, можно предложить учащимся загадки по теме урока. – Ребята, вам будут предложены загадки, которые нужно отгадать.

1.В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …(кислорода 1 )

2.Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …(углерод
1 )

3. Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь. (ЗОЛОТО 1 )

4. Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я (АЛЮМИНИЙ
1 )

- Как вы думаете, к каким элементам относятся 1 эти элементы? Следовательно ц , какова тема нашего урока? Верно, сегодня на уроке мы будем говорить о металлах и неметаллах. Итак, запишите тему нашего урока: «Сравнительная характеристика металлов и неметаллов, их физические и химические свойства». (На слайде показана тема урока и цель).

Изучение нового материала.

- Действительно, все ц элементы делятся на две большие группы: металлы и неметаллы. Еще в древности люди обращали внимание на то, что известным в то время металлам в присущи определенные признаки, такие как металлический блеск, ковкость, теплопроводность, пластичность. Эти общие существенные и отличительные признаки стали характеризовать весь класс металлов. Так в результате такого обобщения появилось понятие «металл». А противоположностью этого понятия стало такое понятие как «неметалл».

- Вообще же в химии принято делить все элементы на металлы и неметаллы в зависимости от химических и физических свойств простых веществ (т.е от способа, которым осуществляется связывание отдельных атомов в простом веществе). Если связь металлическая, то соответственно простое вещество – металл с набором свойств. Неметаллам в определение дать труднее из-за их разнообразия. Главным у критерием может служить отсутствие ВСЕХ (без исключения) свойств металлов.

Но мы то с вами не «древние» люди, и легко вспомним определение понятий элементов металлов и неметаллов.

Неметаллы – хим ические ц элементы, атомы которых принимают электроны для завершения внешнего энергетического уровня 4 и более электронов и малому радиусу 3 атомов , отрицательно образуя при этом отрицательно заряженные ионы (анионы). Исключение составляют водород (1s 1 ) и гелий (1s 2 ), которые тоже рассматривают как неметаллы. Неметаллы обычно обладают большим спектром степеней окисления в своих соединениях. Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (предвнешнего) электронного слоя, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы (катионы).

1. Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ.

В настоящее у время известно 88 элементов, относящихся к металлам и 22 элемента, включая инертные газы, - к неметаллам.

-Все Неметаллы (кроме Н) находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В - Si – As – Te - Аt. Металлы, соответственно, - в левом нижнем углу. Окислительные свойства неметаллов по ПСХЭ усиливаются к концу периода и к началу группы главной подгруппы. Элементы, расположенные вблизи диагонали (назовите – Ве, А l , Ti , Ge ) – являются амфотерными. Если металлы занимают полностью 1-2 группы ПС, то неметаллы расположены вместе с металлами в главных подгруппах 3 - 8 групп.

2. Нахождение в природе.

- Металлов, как вы поняли, в природе в значительно больше, чем неметаллов в . Металлы в природе встречаются в 3-х формах:

1. в свободном виде;

2. как в свободном виде, так и соединениях;

3. только в виде соединений.

Самый в распространенный у металл на Земле – алюминий (более 8% от земной коры).

Только в соединениях – щелочные, щелочно-земельные металлы, как в свободном виде, так и виде соединений – никель, олово, свинец, главным в образом в виде соединений – медь, серебро, ртуть; только в свободном в виде – золото и платина.

Неметаллы в в природе бывают самородными м (азот и кислород в составе воздуха), сера в земной коре. Чаще всего – в виде соединений а (в первую очередь – это вода и растворенные в ней минеральные соли, затем – минералы и горные породы. Самыми распространенными м из неметаллов являются – кремний, водород и кислород, а редкими являются – иод, селен и теллур и мышьяк.

- 3. А) Каковы ми же особенности ми строения ап атомов неметаллов?

- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

- небольшой радиус атомов

- стремятся принять электроны

- характерные связи: ионная и ковалентная

- все неметаллы – р-элементы.

Способность принимать электроны – это проявление окислительных свойств атомов элементов.

В) Особенности м строения атомов с металлов:

- имеют сравнительно большие размеры (радиусы), поэтому и их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. 2.

- наличие на внешнем энергетическом уровне 1—3 электронов.

- характерный тип химической связи – металлическая. Это означает, что валентные электроны слабо связаны с конкретным атомом, поэтому в узлах кристаллических решеток находятся + ионы, между ними – свободно вращаются электроны, образуя так называемый «электронный газ»;

- металлы делятся на s -, p -, d - и f -элементы.

Самое характерное химическое свойство всех металлов — их восстановительная способность, т. е. способность атомов легко отдавать внешние электроны, превращаясь в положительные ионы .

4. Характеристика простых веществ металлов и неметаллов.

Какое понятие используется для количественной характеристики неметаллов? (ЭО)

Сравнивая значения ЭО неметаллов, можно сделать вывод, что один и тот же элемент в зависимости от расположения в ряду ЭО по отношению к одним элементам проявляет себя как окислитель, к другим – как восстановитель. Ниже всего значения ЭО – у металлов, выше всего – у неметаллов. Это мера неметалличности.

5. Физические и химические свойства металлов . Поработаем с учебником и раздаточным материалом (коллекции металлов и неметаллов, заранее на столы раздаются коллекции металлов и неметаллов, по возможности на каждую пару). Вам предлагается провести небольшое исследование. Сравните физические свойства полученных образцов металлов и неметаллов. Заполните в виде таблицы. В таблице должны быть отражены следующие моменты:

На задание дается около 8 минут, затем на слайде проверяем записи учеников.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/130d/0013fcb4-2bb7ceb6/640/img4.jpg

6. Общие химические свойства металлов и неметаллов. – Металлы проявляют следующие химические свойства, характерные для большинства представителей этой группы (металлов). Все металлы – сильные восстановители. В реакциях отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы – катионы. Взаимодействуют с неметаллами, с водой (не все металлы, рассмотрим более подробно на следующих уроках), реагируют с кислотами (за исключением некоторых представителей) и некоторыми солями. Запишем в виде схемы:

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/images/okruzhayushhij_mir/Jelezo_2.jpg

Для неметаллов характерны следующие общие химические свойства: если металлы проявляют себя исключительно восстановителями, то неметаллы могут проявлять и окислительные и восстановительные свойства в зависимости от природы взаимодействующего вещества. Среди неметаллов есть исключения, например фтор, который проявляет себя только как окислитель.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/038f/000c7326-8deed67c/640/img16.jpg

1.Назовите расположение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. (неметаллы расположены в верхнем правом углу ПС от линии бор-астат, остальные элементы - металлы).

2. Разделите элементы на две группы:

Se, Ca, Zn, Fr, As, Ar, Li, Rn, N, Sr.

А) Металлы : Ca, Zn, Fr, Li, Sr.

Б ) Неметаллы : Se, As, Ar, Rn, N

3. В чем заключается особенность физических свойств металлов, характерных только для них (ковкость, электропроводность, металлический блеск и т.д)? (данная особенность связана с наличием металлической кристаллической решетки у металлов).

VI . Рефлексия . Что я узнал сегодня на уроке?

Что для меня уже известный факт?

Чтобы я хотел еще узнать?

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Тема урока: «Простые вещества металлы и неметаллы»

Цель урока: выяснить физические свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе их строения.

  • исследовать свойства металлов и неметаллов путём эксперимента (лабораторная работа);
  • сравнить свойства металлов и неметаллов и объяснить причины различий в свойствах этих веществ;
  • сформировать представление о том, что свойства веществ обусловлены строением.
  • развитие познавательных умений (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выполнять эксперимент, объяснять результаты опытов, работать по маршрутному листу, находить информацию в интернете);

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня наша работа будет выполнятся на рабочем листе.

2. Ориентировачно-мотивационный этап.

А сейчас обратите внимание на столах находятся формулы каких-то веществ. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить эти вещества на две группы, используя какой-то общий признак.

Работаем в группе.

Вопрос: На какие группы вы разделили вещества? Какой признак вы использовали?

Ответ: 1—группа простые вещества

2—группа сложные вещества

признак—количество атомов в молекуле

Почему вы отнесли данные вещества к сложным веществам/ к простым веществам (Определения)

Простые вещества разделите на две группы.

Вопрос: Какие это вещества по составу?

Ответ : металлы и неметаллы.

Тема урока. « Простые вещества металлы и неметаллы »

В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного Полюса. Много трудных месяцев передвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и канистры из олова с керосином – запасы на обратную дорогу. Однако главная беда поджидала Р. Скотта на обратном пути. На складах, которые они оставили, не осталось керосина, он весь вытек. В начале 1912 г. экспедиция полярного исследователя Роберта Скотта к Южному Полюсу погибла.

В чём же крылась причина исчезновения керосина? Почему тщательно подготовленная экспедиция закончилась трагически? Мы можем с вами ответить на данный вопрос?

Ответить на данный вопрос мы сумеем в конце нашего урока. Объясняя данную трагедию с точки зрения химии. Но для этого мы должны изучить ………. (цели урока)

Цель урока: изучить свойства металлов и неметаллов

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про металлы. Мы можем перечислить множество предметов, в состав которых они входят. Но что мы с вами знаем о металлах. На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Ионы некоторых металлов могут убивать бактерии и другие микроорганизмы.

Дверные ручки, сделанные из латуни, сплава меди и цинка могут самоочищаться.

На торжественных обедах императору и его почетным гостям по приказу Наполеона III подавалась посуда, изготовленная из алюминия.

Давайте посмотрим видео о металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ .

  • Изменились ли ваши убеждения?
  • Кто хочет поделиться? (спросить несколько человек)

На сегодняшний день ученые исследовали более 90 видов металлов. Но в древности их было известно только 7, и каждому из них соответствовала своя планета:

  1. Золото Au – Солнце;
  2. Серебро Ag – Луна;
  3. Медь Cu – Венера;
  4. Железо Fe – Марс;
  5. Олово Sn – Юпитер;
  6. Свинец Pl – Сатурн;
  7. Ртуть Hg – Меркурий.

Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

Но ведь чтобы начать изучение простых веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов.

Золото Au – 1 стол;

Серебро Ag – 2 стол;

Медь Cu – 3 стол;

Железо Fe – 4 стол;

Олово Sn – 5 стол;

Свинец Pl – 6 стол;

Ртуть Hg – 7 стол.

Выступление групп с места

Свойства вещества зависят от его строения. Вспомним вид химической связи и схемы образования данной связи.

Определите тип химической связи и запишите схему образования данной связи.

Урок по химии 8 класс на тему "Металлы и неметаллы"

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

Урок Металлы и неметаллы

Приложение 1

Задания для 1 группы Металлы

Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Б) кальция ____________________________________ ;

Перечислите особенности строения атомов элементов-металлов:

Приложение 2

Задание 2 .План изучения физических свойств.

2. Температура плавления и кипения.

Электро- и теплопроводность.

Ковкость, пластичность, прочность.

Металлический блеск, непрозрачность.

Приложение 3

Задание 3. Заполните таблицу.

Физические свойства простых веществ

Тепло- и электропроводность

Приложение 4

1. Расположение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева…..

2. У металлов на внешнем энергетическом уровне …электрона

3.У всех металлов имеется ……..блеск

4. Все металлы по агрегатному состоянию …. за исключением …

5. Все металлы …цвета, за исключением …

6. Все металлы проводят ….и….

7. Из металлов можно вытянуть проволоку. Металлы можно прокатать в тонкий лист, так как они …..

8 Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них ……….связи

9. По электронной формуле определите металлический элемент:

А )1s 2 2s 2 2p 4

Б ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1

В ) 1s 2 2s 2 2p 5

Г) 1 s 2 2 s 2 2 p 4 3 s 2 3 p 6 4 s 2

Приложение 5

Название вещества – свойство – область применения.

а) Ртуть – низкая температура кипения – используется в градусниках;

б) серебро – блеск – получение зеркальных поверхностей;

в) алюминий – электропроводность – изготовление проводов ;

г) алюминий – пластичность – получение фольги;

д) золото – пластичность – золочение куполов .

Приложение 6

1.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болелижелудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

2.Какой металл придает нашей крови красный цвет?

3.Он в течение многих лет, был причиной многих бед

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Особенности методической работы в онлайн-образовании


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения.docx

Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения

Урок. Металлы и неметаллы

Приложение 1. Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Сравнение физических свойств простых веществ

Тест за каждый правильный ответ 1 балл

Максимальная сумма баллов - 9 баллов

Приложение 6 - 3 балла

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

От 15 до 20 баллов ------------------ оценка «3»

От 21 до 25 баллов-------------------оценка «4»

От 26 до 29 баллов-------------------оценка «5»

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Предмет ХИМИЯ

Класс 8

Автор УМК О.С. Габриелян

Учитель: Курышева Елена Ивановна, филиал МБОУ СОШ с Наровчат в с. Виляйки, Наровчатского района, Пензенской области

Тема урока: Металлы и неметаллы

деятельностная – научить детей отличать металлы и неметаллы по внешнему виду и их свойствам, сформировать представление о металлах и неметаллах;

предметно-дидактическая – рассмотреть коллекции металлов и неметаллов, найти черты сходства и различия

Планируемые результаты

Обучающийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам своей работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; описывать положение элементов металлов и неметаллов в периодической системе; классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы; характеризовать физические свойства металлов и неметаллов; оформлять отчет; составлять на основе текстовых материалов таблицы; будет знать правила т/б при выполнении лабораторных работ, определения понятий: металлы и неметаллы, пластичность, теплопроводность и электропроводность

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником и другими источниками информации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться : ставить учебную задачу; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации и систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на разнообразные способы решения учебной задачи: применять приемы работы с информацией, систематизацией ее.

Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : принимать другое мнение, строить понятные для партнера высказывания; получит возможность применить : умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Урок решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа и диалог); наглядные ( работа с коллекцией, схемами); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения

Образцы неметаллов (серы, графита, йода, брома, газов водорода и кислорода), коллекции «Металлы» и « Неметаллы», презентация, учебник

Организационная структура урока

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. ( Личностные УУД : смыслообразование)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались…. Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и весёлыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать ещё…

Вопрос. Кто были жители этой страны?

Ответ. Металлы и неметаллы

Учитель организует работу в группах

Работают в группах. ( Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД . Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

Этап актуализации и пробного учебного действия

Работа с пер таблицей, записи в приложении и рабочей тетради

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Задает вопросы. (приложение 2 )

А чтобы объяснить, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера, мы с вами поделимся на две команды, и будем исследовать металлы и неметаллы

( приложение1 )

Задание для команды «Металлы» –

Задание для команды «Неметаллы»

У доски работают представители двух команд.

Перечислите особенности строения атомов элементов металлов и неметаллов

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры. Поэтому электроны их внешнего слоя (а на внешнем уровне у них от 1 до 3 электронов) значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. Отсюда самое характерное свойство металлов – способность легко отдавать электроны, превращаясь в положительные ионы.

Атомам неметаллов, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8 (у бора 3). Для завершения внешнего электронного уровня неметаллам часто оказывается проще присоединить недостающие до заветной восьмерки электроны, чем отдать их.

Мы подошли непосредственно к теме нашего урока

Отвечают на вопросы.

( Коммуникативное УУД .Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

Читайте также: