Свойство металлов вытягиваться в тонкую проволоку

Обновлено: 04.10.2024

Из 114 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева 92 элемента образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью.

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и плуги. На часах человеческой истории каменный век сменился веком медным, затем — бронзовым, далее — железным.

Все металлы, кроме ртути, в обычном состоянии твёрдые вещества и имеют ряд общих свойств. Металлы — это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные ещё в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.

Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро — с Луной, медь — с Венерой, железо — с Марсом, олово — с Юпитером, свинец — с Сатурном, ртуть — с Меркурием (рис. 44). Совпадение числа металлов, знакомых древним, с числом планет, которые они видели на небе, казалось бы, подтверждало взаимосвязь земных металлов с небесными телами. Когда в XVI в. алхимикам стала известна металлическая сурьма, они долго отказывались признавать её металлом — ведь для сурьмы на небе не хватало планеты.

М. В. Ломоносов определял металл «как светлое тело, которое ковать можно», и относил это свойство к металлам: золоту, серебру, меди, олову, железу и свинцу. А. Лавуазье в «Начальном курсе химии», написанном в 1789 г., упоминал уже 17 металлов. В начале XIX в. последовало открытие платиновых металлов. К настоящему времени число известных металлов возросло до 92.

Пластичность — это важнейшее свойство металлов изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. При этом подвижные обобществлённые электроны смягчают перемещение положительных ионов, экранируя их друг от друга. Поэтому обработка металлов с изменением формы происходит без разрушения.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной два километра.

Все металлы, как вы знаете, твёрдые при обычных условиях вещества. Исключение, как уже отмечалось, составляет ртуть, которая при обычных условиях представляет собой жидкий блестящий серебристо-белый металл.

Металлы различаются по твёрдости. Мягкие — щелочные, например, или свинец, а твёрдые — хром, титан, молибден.

Представление о температурах плавления и плотности некоторых металлов вы можете получить, если внимательно рассмотрите рисунок 45.

Наличие обобществлённых электронов объясняет и такие характерные свойства металлов, как их тепло-и электропроводность. Достаточно даже небольшой разности потенциалов, и беспорядочно движущиеся электроны начинают двигаться строго упорядоченно. Лучшие проводники электрического тока — серебро, медь, золото, алюминий. В приведённом списке они расположены в порядке уменьшения электропроводности.

Свободные электроны обусловливают и такое свойство, как металлический блеск. Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои, вторичные, волны излучения, которые мы воспринимаем как металлический блеск. Прекрасно отражают свет палладий, ртуть, серебро, медь.

Ерундой заниматься - конспектировать §. Учитель, если он отличный учитель, а не педагог сам рассказывает тему и даёт информацию для записи.

Урок по химии 8 класс на тему "Металлы и неметаллы"

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

Урок Металлы и неметаллы

Приложение 1

Задания для 1 группы Металлы

Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Б) кальция ____________________________________ ;

Перечислите особенности строения атомов элементов-металлов:

Приложение 2

Задание 2 .План изучения физических свойств.

2. Температура плавления и кипения.

Электро- и теплопроводность.

Ковкость, пластичность, прочность.

Металлический блеск, непрозрачность.

Приложение 3

Задание 3. Заполните таблицу.

Физические свойства простых веществ

Тепло- и электропроводность

Приложение 4

1. Расположение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева…..

2. У металлов на внешнем энергетическом уровне …электрона

3.У всех металлов имеется ……..блеск

4. Все металлы по агрегатному состоянию …. за исключением …

5. Все металлы …цвета, за исключением …

6. Все металлы проводят ….и….

7. Из металлов можно вытянуть проволоку. Металлы можно прокатать в тонкий лист, так как они …..

8 Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них ……….связи

9. По электронной формуле определите металлический элемент:

А )1s 2 2s 2 2p 4

Б ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1

В ) 1s 2 2s 2 2p 5

Г) 1 s 2 2 s 2 2 p 4 3 s 2 3 p 6 4 s 2

Приложение 5

Название вещества – свойство – область применения.

а) Ртуть – низкая температура кипения – используется в градусниках;

б) серебро – блеск – получение зеркальных поверхностей;

в) алюминий – электропроводность – изготовление проводов ;

г) алюминий – пластичность – получение фольги;

д) золото – пластичность – золочение куполов .

Приложение 6

1.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болелижелудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

2.Какой металл придает нашей крови красный цвет?

3.Он в течение многих лет, был причиной многих бед


Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС


Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

Авторская разработка онлайн-курса


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения.docx

Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения

Урок. Металлы и неметаллы

Приложение 1. Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Сравнение физических свойств простых веществ

Тест за каждый правильный ответ 1 балл

Максимальная сумма баллов - 9 баллов

Приложение 6 - 3 балла

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

От 15 до 20 баллов ------------------ оценка «3»

От 21 до 25 баллов-------------------оценка «4»

От 26 до 29 баллов-------------------оценка «5»

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Предмет ХИМИЯ

Класс 8

Автор УМК О.С. Габриелян

Учитель: Курышева Елена Ивановна, филиал МБОУ СОШ с Наровчат в с. Виляйки, Наровчатского района, Пензенской области

Тема урока: Металлы и неметаллы

деятельностная – научить детей отличать металлы и неметаллы по внешнему виду и их свойствам, сформировать представление о металлах и неметаллах;

предметно-дидактическая – рассмотреть коллекции металлов и неметаллов, найти черты сходства и различия

Планируемые результаты

Обучающийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам своей работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; описывать положение элементов металлов и неметаллов в периодической системе; классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы; характеризовать физические свойства металлов и неметаллов; оформлять отчет; составлять на основе текстовых материалов таблицы; будет знать правила т/б при выполнении лабораторных работ, определения понятий: металлы и неметаллы, пластичность, теплопроводность и электропроводность

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником и другими источниками информации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться : ставить учебную задачу; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации и систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на разнообразные способы решения учебной задачи: применять приемы работы с информацией, систематизацией ее.

Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : принимать другое мнение, строить понятные для партнера высказывания; получит возможность применить : умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Урок решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа и диалог); наглядные ( работа с коллекцией, схемами); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения

Образцы неметаллов (серы, графита, йода, брома, газов водорода и кислорода), коллекции «Металлы» и « Неметаллы», презентация, учебник

Организационная структура урока

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. ( Личностные УУД : смыслообразование)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались…. Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и весёлыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать ещё…

Вопрос. Кто были жители этой страны?

Ответ. Металлы и неметаллы

Учитель организует работу в группах

Работают в группах. ( Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД . Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

Этап актуализации и пробного учебного действия

Работа с пер таблицей, записи в приложении и рабочей тетради

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Задает вопросы. (приложение 2 )

А чтобы объяснить, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера, мы с вами поделимся на две команды, и будем исследовать металлы и неметаллы

( приложение1 )

Задание для команды «Металлы» –

Задание для команды «Неметаллы»

У доски работают представители двух команд.

Перечислите особенности строения атомов элементов металлов и неметаллов

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры. Поэтому электроны их внешнего слоя (а на внешнем уровне у них от 1 до 3 электронов) значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. Отсюда самое характерное свойство металлов – способность легко отдавать электроны, превращаясь в положительные ионы.

Атомам неметаллов, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8 (у бора 3). Для завершения внешнего электронного уровня неметаллам часто оказывается проще присоединить недостающие до заветной восьмерки электроны, чем отдать их.

Мы подошли непосредственно к теме нашего урока

Отвечают на вопросы.

( Коммуникативное УУД .Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

ПРАВКА ЗАГОТОВОК ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ

Заготовки из тонколистового металла и проволоки часто бывают неровными, поэтому перед обработкой их необходимо выровнять. Правка — это слесарная операция по выравниванию заготовок.

Листы из жести правят деревянным молотком — киянкой. Лист кладут на металлическую правильную плиту выпуклостью вверх (рис. 63). Удары наносят начиная с краев листа. Приближаясь к выпуклому месту, следует уменьшить силу удара, но удары наносить чаще. Нельзя ударять по самой выпуклости, так как она от этого еще больше увеличится.

Листовой металл толщиной до 0,2 мм правят деревянным бруском — гладилкой, которую перемещают по поверхности заго товки, лежащей на плите. Тонкую фольгу распрямляют ватным тампоном.

В промышленности листовой металл правят, пропуская его между вращающимися валками листоправильного стана.

Правка проволоки может выполняться разными способами. Выпрямить тонкую и мягкую проволоку можно, протягивая ее между гвоздями, вбитыми в доску (рис. 64, а), между двумя брусками, зажатыми в тисках (рис. 64, б), или вокруг цилиндриче ского стального стержня (рис. 64, в).

Толстую стальную проволоку правят на плите (рис. 64, г), легко ударяя по выпуклым местам молотком. Медную и алюминиевую проволоку выпрямляют киянкой.

Правила техники безопасности

1. Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл и проволока имеют острые кромки.

2. Обязательно надевать рукавицу на руку, удерживающую заготовку при ее правке.

3. Работать только исправным молотком и киянкой.

4. Держать руку, которая удерживает заготовку, по возможности дальше от места удара молотком или киянкой.

5. Не стоять за спиной товарища, когда он работает.

http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno5/metall/images/64.jpg
http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno5/metall/images/63.jpg

Тонколистовой металл толщиной до 0,5 мм правят осторожными движениями деревянной колодкой-гладилкой (рис.). Очень тонкий листовой металл (фольгу) правят ватным тампоном.

В процессе правки используют молотки с квадратным и круглым бойком (рис.).

Для правки непластичных деталей применяются молотки со вставками из твёрдых сплавов (см. рис.).

При правке деталей с окончательно обработанной поверхностью применяют молотки со вставками из мягких металлов и сплавов (медь, свинец, латунь), а также с резиновыми наконечниками (рис.). Такими же молотками правят детали из цветных металлов и их сплавов, тонкостенные трубы.

Деталь из листового металла слесарным молотком правят так. Её кладут на правильную плиту выпуклостью вверх так, чтобы края плотно касались плиты.

Место выпуклости обводят мелом или карандашом. После этого наносят удары молотком от края детали по направлению к выпуклостям. По мере приближения к выпуклости удары следует наносить слабее, но чаще (рис.). В процессе правки деталь постоянно поворачивают для того, чтобы удары равномерно распределялись вокруг выпуклости. Материал под действием ударов будет вытягиваться, а выпуклость постепенно исчезать. Правка продолжается до полного устранения выпуклости.

Качество правки на плите проверяют на просвет или с помощью контрольной линейки.

Толстую проволоку правят молотком на плите или металлической подкладке. Чтобы поверхность проволоки после правки была ровной и гладкой, боёк молотка не должен оставлять на ней вмятин. Поэтому материал, из которого он изготовлен, должен быть мягче, чем проволока. Чаще всего алюминиевую и медную проволоку правят киянкой.

Правку начинают с конца проволоки, нанося частые лёгкие удары на выпуклые места. Проволоку при этом постоянно прокручивают вокруг оси. Качество правки проверяют на глаз или прокатыванием проволоки по плоской поверхности. Короткие отрезки проверяют прикладыванием к краю металлической линейки.

При выпрямлении тонкой проволоки чаще всего используют следующие способы.

1. Проволоку кладут на плиту и наносят лёгкие частые удары молотком, одновременно покручивая её вокруг оси (рис.).

2. Изогнутый участок проволоки помещают между губками плоскогубцев и сильно сжимают.

3. Проволоку протягивают между гвоздями, вбитыми в доску (рис.).

4. Проволоку с помощью ручных тисков или плоскогубцев протягивают между двумя дощечками, зажатыми в тисках (рис.).

5. Концы отрезка проволоки обматывают 2-3 раза вокруг деревянных палочек, а затем несколько раз протягивают его вокруг металлического стержня, зажатого в тиски (рис.).

6. Один конец проволоки закрепляют в тисках между двумя дощечками, а за второй конец вытягивают её на всю необходимую длину.

Определение места сгиба, разреза или всей длины проволоки с соблюдением размеров, указанных на чертеже, называют разметкой. Эту операцию выполняют с помощью линейки, карандаша, угольника и чертилки.

Например, если необходимо согнуть проволоку на расстоянии 100 мм от её начала, то для этого к ней следует приложить линейку так, чтобы нулевая отметка совпала с краем отрезка. Затем на линейке находят отметку 100 мм и напротив неё на проволоке делают метку.

Гибка - это слесарная операция, с помощью которой заготовке придаётся нужная форма. Проволоку диаметром до 3 мм сгибают круглогубцами (рис.) и плоскогубцами (рис.). Для сгибания деталей криволинейной формы применяют круглогубцы. Толстую проволоку гнут с помощью оправок в тисках или используя гибочные приспособления (рис.).

какие есть ФИЗИЧЕСКИЕ свойства металлов??

1) Пластичность - способность изменять форму при ударе, вытягиваться в проволоку, прокатываться в тонкие листы. В ряду - Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn, Fe уменьшается.
2) Блеск, обычно серый цвет и непрозрачность. Это связано со взаимодействием свободных электронов с падающими на металл квантами света.
3) Электропроводность. Объясняется направленным движением свободных электронов от отрицательного полюса к положительному под влиянием небольшой разности потенциалов. В ряду - Ag, Cu, Al, Fe уменьшается. При нагревании электропроводность уменьшается, т. к. с повышением температуры усиливаются колебания атомов и ионов в узлах кристаллической решетки, что затрудняет направленное движение "электронного газа".
4) Теплопроводность. Закономерность та же. Обусловлена высокой подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, благодаря чему происходит быстрое выравнивание температуры по массе металла. Наибольшая теплопроводность - у висмута и ртути.
5) Твердость. Самый твердый – хром (режет стекло) ; самые мягкие – щелочные металлы – калий, натрий, рубидий и цезий – режутся ножом.
6) Плотность. Она тем меньше, чем меньше атомная масса металла и чем больше радиус его атома (самый легкий - литий (r=0,53 г/см3); самый тяжелый – осмий (r=22,6 г/см3).
Металлы, имеющие r < 5 г/см3 считаются "легкими металлами".
7) Температуры плавления и кипения. Самый легкоплавкий металл – ртуть (т. пл. = -39°C), самый тугоплавкий металл – вольфрам (t°пл. = 3390°C).
Металлы с t°пл. выше 1000°C считаются тугоплавкими, ниже – низкоплавкими.

Все металлы являются восстановителями. Для металлов главных подгрупп восстановительная активность (способность отдавать электроны) возрастает сверху вниз и справа налево. Например, Натрий и кальций вытесняют водород из воды уже при обычных условиях:

Ca + 2H2O  Ca(OH)2 + H2¬ ; 2Na + 2H2O  2NaOH + H20

А магний при повышении температуры:

Mg + H2O –t MgO + H2

Восстановительная способность и химическая активность элементов побочных подгрупп увеличивается снизу вверх по группе (например, серебро на воздухе окисляется, а золото нет; медь вытесняет серебро из его соли) :

Cu + 2AgNO3 → 2Ag ↓ + Cu(NO3)2
Cu0 -2 ē → Cu+2 1 О. О. В.
Ag+ + ē → Ag0 2 В. В. О.

Высшая положительная степень окисления для металлов главных подгрупп в их соединениях равна номеру группы (например, NaCl, MgCl2, AlCl3, SnCl4), а для металлов побочных подгрупп в их кислородосодержащих соединениях также часто совпадает с номером группы (например, ZnO, TiO2, V2O5, CrO3, KMnO4).
Свойства оксидов металлов слева направо по периоду и снизу вверх по группе изменяются от основных к амфотерным для металлов главных подгрупп (Na2O и MgO – основные оксиды, Al2O3 и BeO – амфотерные) . Для металлов побочных подгрупп свойства оксидов, в которых металлы проявляют свою высшую степень окисления, изменяются от основных через амфотерные к кислотным ( CuO - основной, ZnO - амфотерный, CrO3 - кислотный) .
Сила оснований, образуемых металлами главных подгрупп увеличивается справа налево по периоду и сверху вниз по группе ( Be(OH)2 и Al(OH)3– амфотерные гидроксиды, Mg(OH)2 - слабое основание, NaOHи – Ca(OH)2 сильные основания) . Гидраты оксидов металлов побочных подгрупп с высшими степенями окисления металла вдоль периода слева направо меняют свои свойства от оснований через амфотерные гидроксиды к кислотам ( Cu(OH)2 - основание, Zn(OH)2 - амфотерный гидроксид, H2CrO4 - кислота) .
В природе металлы встречаются в основном в виде соединений – оксидов или солей. Исключение составляют такие малоактивные металлы, как серебро, золото, платина, которые встречаются в самородном состоянии.
Все способы получения металлов основаны на процессах их восстановления из природных соединений.

Физические свойства
Для металлов наиболее характерны следующие свойства: металлический блеск, твердость, пластичность, ковкость и хорошая проводимость тепла и электричества.

Для всех металлов характерна металлическая кристаллическая решетка: в ее узлах находятся положительно заряженные ионы, а между ними свободно перемещаются электроны. Наличие последних объясняет высокую электропроводность и теплопроводность, а также способность поддаваться механической обработке.

Теплопроводность и электропроводность уменьшается в ряду металлов:
Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg
Все металлы делятся на две большие группы:
Черные металлы
Имеют темно-серый цвет, большую плотность, высокую температуру плавления и относительно высокую твердость.
Типичным представителем черных металлов является железо.
Цветные металлы
Имеют характерную окраску: красную, желтую, белую; обладают большой пластичностью, малой твердостью, относительно низкой температурой плавления.
Типичным представителем цветных металлов является медь.

В зависимости от своей плотности металлы делятся на:
Легкие (плотность не более 5 г/см )
К легким металлам относятся: литий, натрий, калий, магний, кальций, цезий, алюминий, барий.
Самый легкий металл — литий 1л, плотность 0.534 г/см3.
Тяжелые (плотность больше 5 г/см3).
К тяжелым металлам относятся: цинк, медь, железо, олово, свинец, серебро, золото, ртуть и др.
Самый тяжелый металл — осмий, плотность 22,5 г/см3.

Металлы различаются по своей твердости:
— мягкие: режутся даже ножом (натрий, калий, индий );
— твердые: металлы сравниваются по твердости с алмазом, твердость которого равна 10. Хром — самый твердый металл, режет стекло.

В зависимости от температуры плавления металлы условно делятся на:
1. Легкоплавкие (температура плавления до 1539°С) .
К легкоплавким металлам относятся: ртуть — температура плавления —38,9°С; галлий — температура плавления 29,78°С; цезий — температура плавления 28,5°С; и другие металлы.
2. Тугоплавкие (температура плавления выше 1539 С) .
К тугоплавким металлам относятся: хром — температура плавления 1890°С; молибден — температура плавления 2620°С; ванадий — температура плавления 1900°С; тантал — температура плавления 3015°С; и многие другие металлы.
Самый тугоплавкий металл вольфрам — температура плавления 3420°С.

Проверочная работа по теме "Горные породы" по природоведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает три задания: в первом - тринадцать тестовых заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных на знание и понимание; во втором - 2 задания на соответствие - подбор пары и т.д.; в третьем - выбор верных утверждений из четырех предложенных. Работа предложена в двух вариантах для удобства проверки знаний по теме "Горные породы " по предмету природоведение 5 класс. Даны критерии оценивания результатов выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме "Горные породы" по природоведению »

Тест по природоведению «Горные породы» (1 вариант)

Задание 1. Выбери вариант правильного ответа.

1. Метаморфическая горная порода, возникшая в результате преобразования известняка.

А. Гнейс Б. мрамор В. кварцит

2. Сыпучая горная порода различных цветов, образовавшаяся в процессе полного разрушения гранита или другой горной породы. А.Щебень Б.Песок В.глина

3. Жидкий минерал. А.сера Б.ртуть В.железо

4. Самая верхняя оболочка Земли. А.Мантия Б.земная кора В.покрывало

5. Один из природных факторов разрушающий горные породы.

А.воздух Б. солнечные лучи В.вода

6. Микроорганизмы, способствующие разрыхлению горных пород.

А.Бактериофаги Б. бактерии В.вирусы

7. Медленное разрушение горных пород под действием солнечных лучей, воды, живых организмов, ветра.

А.Перенос Б. выветривание В. Шлифование

8. Гидросфера — это .

1.Водная оболочка Земли 2.Каменная оболочка Земли

3.Воздушная оболочка Земли 4.Все живые организмы, населяющие Землю

9.Земля состоит из:

1.Ядра и мантии 2.Мантии и земной коры

Ядра, мантии и земной коры 4.Ядра и земной коры

10. Известняк — это горная порода:

Магматическая 2.Метаморфическая 3. Осадочная 4.Химогенная

11.Процесс разрушения горных пород под действием внешних факторов называется:

Землетрясением 2. Оползнем. 3.Выветриванием 4. Рекультивацией

12+.К какой горной породе относится данное описание? «Плотный камень белого или светло-серого цвета, вскипает под действи­ем кислоты».

1. Гранит 2. Известняк 3. Кварцит 4. Базальт

13.К нерудным полезным ископаемым относится:

Поваренная соль 3. Медный колчедан

Бурый железняк 4. Цинковая обманка

Задание 2. Подберите пару.

1. Найдите соответствие между природным объектом и его характеристикой:

1. Горные породы и минералы, используемые человеком

2.Составные части горных пород или самостоятельные ве­щества

3.Плотные или рыхлые массы, слагающие земную кору

а) Минералы б) Горные породы в) Полезные ископаемые

2.К каким горным породам относятся:

1Гранит и базальт 2.Кварцит и мрамор 3.Песчаник и известняк

а) Осадочные б) Метаморфические в) Магматические

Задание 3. Выпиши номера верных утверждений.

1.Мантия — это внутренняя оболочка Земли.

2.Земная кора значительно толще под материками, чем под океаном

3.Мрамор — это минерал.

4.Гранит — это магматическая горная порода.

Критерии оценивания: 22-23 балла – «5», 17-21 балл – «4», 11-16 баллов – «3», 10 и менее баллов – «2»

Тест по природоведению «Горные породы» (2 вариант)

1. Горные породы, сформировавшиеся из расплавленной каменной массы.

А.Осадочные Б.магматические в, метаморфические

2. Свойство металлов, вытягиваться в тонкую проволоку.

А.Ковкость Б.тягучесть В.плавка

3. Цветной металл. А.Чугун Б. медь В.сталь

4. Природное образование, из которого в промышленных условиях получают один или несколько металлов. А.Ископаемое Б. руда В.сплав

5. Свойство металлов хорошо проводить тепло.

А.Теплостойкость Б. теплопроводность В. теплоизоляция

6. Чёрный металл. А.Алюминий Б. железо А. цинк

7. Цветной металл. Плавится при очень высокой температуре.

А.Олово Б.золото В.свинец

8. Свойство металла, придавать ему любую форму и делать из него разнообразные предметы. А.Ловкость Б. ковкость В. Тягучесть

9.К рудным полезным ископаемым относится:

1. Нефть 2. Бурый железняк 3. Каменный уголь 4. Торф

10.Какое свойство магнитного железняка заставляет отклоняться стрелку компаса?

Ковкость 3. Тягучесть

Металлический блеск 4. Свойство магнита

11. Руда — это полезное ископаемое, из которого получают:

1.Цемент 2..Металлы 3. Удобрения 4. Нефть

12+. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхно­сти Земли называется:

1.Сейсмографом 2.Эпицентром 3. Очагом 4.Жерлом

13. Литосфера — это .

1. Найдите соответствие.

1.Каменная оболочка Земли 2. .Воздушная оболочка Земли

3.Водная оболочка Земли 4.Оболочка Земли, населенная живыми организмами

а) Атмосфера б) Гидросфера в) Литосфера г) Биосфера

2. Узнайте по описанию полезное ископаемое ( подберите пары):

1.Маслянистая жидкость темно-бурого цвета, с резким за­пахом

2.Легкий, темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений

3.Твердый, но хрупкий черный камень, часто с блеском
а) Каменный уголь б) Торф в) Нефть

1.Земная кора — это верхняя оболочка Земли.

2.Горная порода известняк состоит из 3 минералов: кварца, слюды и полевого шпата. 3.Гранит и базальт — это магматические горные породы.

4.Горные породы бывают только в горах.

Читайте также: