Тагильская лаковая роспись по металлу

Обновлено: 20.09.2024

У истоков нижнетагильской маховой росписи находится урало-сибирская роспись. Подобную роспись можно обнаружить в селе Верхняя Синячиха Свердловской области, где таким образом украшали дома. И если вблизи роспись кажется примитивной, то, взглянув издалека, поражаешься красивым узорам. С развитием железоделательного производства на Урале (то есть с эпохи Петра I и начала деятельности династии Демидовых) металлические орудия все шире начинают применяться и в быту простых людей.

Это разная посуда, сельскохозяйственный инвентарь, инструменты и т. п. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками (на первом фото — бытовая утварь, расписанная в нижнетагильском стиле. Артель «Пролетарий. Музей «Дом Худояровых»).

Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию «товаров народного потребления». Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии), которому по наследству досталась Нижнетагильская группа заводов промышленной империи Демидовых. Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей.

Из истории нижнетагильской росписи периоды упадка и расцвета, фото № 1

Кованый поднос с черепаховым фоном. Музей «Дом Худояровых»

В развитии художественного промысла принял живое участие и его сын, Николай Никитич Демидов, который открыл в Нижнем Тагиле художественную школу для детей. Эта школа действовала с 1806 по 1820 гг. При Н. А. и Н. Н. Демидовых начинает развиваться знаменитая нижнетагильская роспись подносов.

В городе работало множество мастеров художественной росписи: Головановы, Бердниковы, Перезоловы, Дубасниковы, Железковы, Наболины, Хрущевы, Ушаковы. Самой известной среди них была династия Худояровых. Четыре поколения крепостных Худояровых прославились не только росписью подносов, но и как художники. Так, Степан Федорович Худояров подарил созданный им портрет Ивана Сусанина композитору М.И. Глинке. С тех пор сходство с созданным С. Ф. Худояровым образом народного героя соблюдали многие исполнители роли Ивана Сусанина.

Кроме того, мастерам Худояровым был известен секрет «хрустального» лака, которым они покрывали расписанные подносы. Этот лак был абсолютно прозрачным и хорошо защищал рисунок от воздействия температуры, влаги и агрессивных сред. Он растворялся лишь в царской водке — смеси концентрированных соляной и азотной кислот. Один из сказов П. П. Бажова посвящен этому лаку. Худояровы тщательно оберегали фамильный секрет этого лака, который в настоящее время утерян. Последним, знавшим технологию хрустального лака, был В.И. Худояров (1831-1870).

В XIX веке был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, «черепаховый» или зеленый; цветок (тагильская роза) выполнен достаточно абстрактно. Перед нанесением рисунка подносы «воронили» — вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.

Из истории нижнетагильской росписи периоды упадка и расцвета, фото № 2

Кованые подносы на разных стадиях изготовления. Музей «Дом Худояровых»

В XVIII — начале XIX вв. разнообразные по форме и размерам подносы собирались из отдельных частей: днища, высокого прорезанного бортика и фигурных ручек, соединенных вместе методом холодной клепки. С обратной стороны листа к подносу крепились ребра жесткости. Такая технология изготовления была очень трудоемкой, поэтому с 30-х годов XIX в. стали делать кованые фигурные подносы, выбитые из одного листа.

На листе железа чертили по шаблону заготовки, вырезали ножницами, складывали по 5-7 штук, закрепляя между собой специально оставленными «усиками», и выбивали молотком на специальной желобильне. Края подноса вытягивались, а затем с помощью заложенной проволоки закруглялись. Затем просекались ручки и бортики. С конца XIX в. перешли на штаповку подносов в специальных формах.

Кроме тагильской розы, мастера писали на подносах и копии известных картин (на заказ), а также абстрактные узоры по шаблону — так получается быстрее.

В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего расцвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила. Достижением мастеров стали высокие эстетические результаты и техническое мастерство, когда живопись на металле становится аналогом живописи на холсте, а бытовые предметы с сюжетным изображением приобретают статус произведений декоративно-прикладного искусства. Изделия тагильских мастеров имели широкие рынки сбыта от Сибири до Архангельска и Кавказа. Впоследствии ставшей знаменитой жостовская роспись подносов берет свое начало из нижнетагильской.

Из истории нижнетагильской росписи периоды упадка и расцвета, фото № 3

Мартюшов Я. Поднос начала XX века. Атель «Пролетарий»

Начиная с последней трети XIX в. нижнетагильская роспись переживает упадок: мастера, стремясь поспеть за увеличивающимся спросом, начинают все больше переходить к шаблонным рисункам и копиям популярных картин. Отрицательную роль сыграли также и потрясения 1914-1920 гг.

В советское время известны артели «Пролетарий» (просуществовала до 1930-х годов) и «Металлист» (работала до 1950-х годов), которые занимались выпуском расписных подносов. А с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе «Эмальпосуда». Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы — похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым.

Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС «О народных промыслах». Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. К сожалению, у многих из них рисунок за много лет стерся. Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И. А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели «Пролетарий».

Агриппина Васильевна Афанасьеваa (1913-2004) сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала вспомненные умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т. д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.

В Нижнем Тагиле появилось профессиональное училище, в котором готовят будущих мастеров художественной росписи. Многие специалисты цеха росписи переучиваются с московской на нижнетагильскую роспись. В настоящее время нижнетагильская роспись занимает достойное место среди других видов росписи: жостовской, хохломской, гжели, палеха, городецкой. Одиннадцать мастеров нижнетагильской росписи являются членами союза художников.

Единство и отличия жостовской и тагильской росписи по металлу. Народные промыслы, способные стать изюминкой современного интерьера

rospis-po-metallu

Современная жизнь народных промыслов – это увлекательная история включения традиций в сегодняшний день. И в интерьерной моде такие идеи и проекты все больше находят популярность. Модные блогеры рассказывают, как бренды русской народной культуры становятся изюминкой интерьера, как они его оживляют, открывая новые грани своего совершенства. Самое время узнать побольше об этих источниках вдохновения. Тема нашей статьи – роспись по металлу. Жостовские и нижнетагильские подносы, истории их создания, особенности исполнения, узоры и мотивы, а также этапы создания и современное развитие промыслов: обо всем этом читайте здесь.

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.

rospis-po-metallu

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки. С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную. Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

rospis-po-metallu

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

rospis-po-metallu

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

rospis-po-metallu

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

rospis-po-metallu

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе. А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием.

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.

rospis-po-metallu

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

rospis-po-metallu

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

rospis-po-metallu

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.

rospis-po-metallu

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

rospis-po-metallu

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.

Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.

Тагильский подносный промысел


Особенной популярностью у отечественных и зарубежных почитателей искусства, пользуются русские художественные лаковые промыслы, они включают в себя изготовление изделий из папье-маше, украшенных жанровой живописью, а также производство железных подносов с декоративной, преимущественно цветочной росписью.

Декоративная роспись подносов зародилась в двух известных ремесленных центрах: это Жостовская фабрика подносного промысла в Подмосковном городе Мытищи и Уральский подносный промысел из города Нижний Тагил. Именно тагильский промысел является родоначальником этого удивительного по красоте и самобытности художественного промысла.

Что послужило стартом для Тагильского промысла

Преобразования и реформы Петра 1, способствовали бурному развитию горнозаводского дела на Урале. Появление подносного промысла в первую очередь связано с производством листового железа на заводах промышленников Демидовых в Нижнем Тагиле.

В связи с развитием горнозаводской промышленности, началось активное заселение Уральской земли русским населением в 18 веке. Ремесленники привнесли в этот регион традицию русской народной декоративной росписи по дереву и бересте, которая в дальнейшем отразилась в лаковой живописи. Особое влияние на развитие росписи по художественным лакам оказала иконопись старообрядцев.

Кто основал лаковую роспись подносов

В середине 18 века, многие уральские старообрядцы занимались иконописью, совмещая с росписью домашней увари, сундуков, шкатулок, а также картин на металлических основах.

Одним из основателей лаковой росписи по металлу считается Андрей Степанович Худояров, организовавший собственную мастерскую. Именно этому художнику принадлежит секретный рецепт необычайно прозрачного и стойкого «хрустального» лака. О его таинственных свойствах ходят легенды, даже среди историков промысла. В скором времени тагильские или как их тогда называли «сибирские» подносы заняли прочные позиции на российских ярмарках и даже вывозились на экспорт за границу.

Основатель Н.Н. Демидов

Н.Н. Демидов желал укрепить позиции уральских промыслов и сохранить традиции уникальных ремесленных знаний. Для этого в 1806 году в Нижнем Тагиле была открыта специальная художественная школа, в которой преподавали именитые выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Копируя известные классические жанровые и портретные произведения, молодые талантливые художники приобщались к высокому искусству. Получили распространение исторические и мифологические сюжеты и стали проникать в лаковую живопись по металлу. Подобную жанровую и сюжетную роспись на подносах создавали в основном под заказ.

К середине 19 века на смену подносам-картинам, приобрели популярность более расхожие и различные по формам подносы с цветочной росписью в маховой технике письма, так характерной для уральской и сибирской народной утвари. Хотелось бы заметить, что уральский подносный промысел оказал своеобразное влияние и на промысел Жостова. Мастера промысла позаимствовали не только металлическую основу для росписи, но и некоторые формы подносов, разработанных именно в тагильском промысле, таких как «гитарный», «прямоугольный», «сибирский» и «круглый».

Грядут изменения

В конце 19 – начале 20 века тагильский промысел приходит в упадок. Подобная участь характерна для большинства центров народных промыслов, поскольку не многим удалось выжить после революции 1917 года и затем возродиться. Тагильский подносный промысел сумел выжить, сохранив для будущих поколений возрожденную с новой силой уральскую роспись.

Восстановление в Нижнем Тагиле коренного уральского письма на новом качественном уровне началось в 1970-е годы. В 1976 году на заводе «Эмальпосуда» начинают проводить эксперименты по возрождению уральской росписи. Большая роль по возрождению стиля уральского письма, принадлежит искусствоведу В.А. Барадулину. В то же самое время в Уральском училище прикладного искусства в городе Нижний Тагил, начались работы по подготовке художников декоративной росписи подносов в технике уральского письма.

Развитие и становление промысла

Развитию и становлению тагильского промысла в конце 1970-х – начале 1980-х годов послужило плотное изучение предметов народного быта с уральской росписью в краеведческих музеях Урала. Также к работе над возрождением росписи привлекались опытные старейшие мастера, владевшие секретными приемами. Среди них художник Агриппина Васильевна Афанасьева. Ее художественные работы стали наглядными образцами для работы молодых начинающих художников.

Техника тагильского письма

Техника письма тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают писать с подмалевка, наносится он пальцами, размечая тем самым основные цветочные массы, затем по подмалевку ведется уже вся роспись в технике двойного мазка.

Таким образом на кисть одновременно набирается две краски, это особая техника так называемой белильной «разживки» или «разбела».

Белила или более светлая по оттенку краска «оживка», набирается на внешний край кисти «носочек», который вращают таким образом чтобы белила легли по контуру цветка или листа.

Благодаря этому не хитрому приему получается плавный переход от насыщенного цвета к белому или более мягкому светлому оттенку, что способствует единению всей цветовой гаммы росписи, добиваясь тем самым «оживления» цветочной композиции.

Основатель Тагильской розы Агриппина Васильевна Афанасьева

Яркие и самобытные подносы А.В. Афанасьевой, отображают все особенности уральского письма. В ее работах можно проследить всю виртуозность владения кистью, легкость и свободу живописного написания цветочных мотивов, а также свежесть и красоту природных оттенков цветов.

Что же отличает Тагильские подносы в технике письма от Жостово?

Одной отличительной особенностью тагильского подносного письма, является то, что цветы в композиции располагаются свободно, не перекрывая друг друга. Также тагильское подносное письмо отличает, что нет многослойной техники письма, цветы пишутся за один прием.

О художниках, возродивших технику письма тагильского подноса

Успех и развитие подносного промысла Нижнего Тагила на разных этапах возрождения помогли обеспечить такие именитые художники как:

Л.Безденежных,Т.Юдина, А.Бабаева, Н.Хохлова, Т.Гуляева, Л.Кизилова, Е.Отмахова, О.Матукова, А.Боголюбова, Е.Вардугина, С. Веселков, И.Смыкова, О.Максименюк, М.Маркина.

Каждый мастеровой художник имеет свой неповторимый почерк и яркой индивидуальной техникой письма. Тамара Юдина например придумала изображение яркой уральской рябины, так полюбившейся почитателями промысла.

Несмотря на современные изменения и пережитые трудности тагильский подносный промысел не угасает. Промысел недавно отметил почетный юбилей 270 лет. Сегодня художники активно участвуют в выставках и конкурсах, которые проходят как в России, так за рубежом. Пробуют новые техники старинной тагильской росписи, подбирая различные виды вензельных декоров и отображая новые пейзажние и жанровые сюжеты, показывая тем самым, что Тагильская роза зацветает вновь.

Нижнетагильские подносы

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов (главный из которых красавица-роза), законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за 270-летний период ее существования.

Лаковая живопись по металлу зародилась в XVIII веке на уральских заводах, принадлежавших Акинфию Демидову. Сперва разрисовывали простые железные пластины, а позже художники стали украшать росписью полезные в хозяйстве металлические подносы. К концу XVIII века были уже сформированы основные сюжеты росписей нижнетагильских живописцев. От местных старообрядцев-иконописцев художники переняли технику трехслойной живописи по красновато-коричневому грунту. Тагильские подносы покрывались прозрачным «хрустальным» лаком, обладающим завидной прозрачностью и блеском. Его изобретение приписывают семье местных живописцев Худояровых.

Расцвет промысла пришелся на середину XIX века, когда при нижнетагильском заводе открылась живописная школа, в которой готовили художников из крепостных мальчиков. Живопись этого периода можно разделить на два вида: реалистическую и народный примитив, схожий с лубком. Примитивные росписи наносились на недорогие изделия, расходившиеся среди крестьян окрестных деревень и заводских рабочих. Подносы, сделанные из качественных металлов, с реалистичными рисунками — историческими сюжетами, красивыми ландшафтами — приобретали люди более состоятельные. В XIX веке в Нижнем Тагиле подносный промысел стоял на втором месте по числу занятых в нем людей.

podnosy-nizhniy-tagil02

После революции и гражданской войны подносный промысел был почти утерян. Однако в 70-х годах в Нижнем Тагиле началось его возрождение. В 1976 году была выпущена первая группа художников в СПТУ № 49, владевших восстановленной техникой тагильской лаковой росписи.

podnosy-nizhniy-tagil03

В 1977 году построен завод по росписи подносов от предприятия «Эмальпосуда», на базе которого в 1991 году по решению трудового коллектива была создана фирма «Метальная лавка». Руками тагильских мастеров-художников восстановлены цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись. Выросла плеяда талантливых мастеров — гордость предприятия.

podnosy-nizhniy-tagil04

За последние тридцать лет изделия промысла экспонировались в крупнейших музеях страны, с успехом вывозились на выставки в Индию, Болгарию, Чехию, Германию, Италию и другие страны.

Читайте также: