Техника сухая кисть по металлу

Обновлено: 05.07.2024

Этим названием обозначается методика «старения» элементов планера модели, при которой на него накладывается тонкий слой краски путем очень деликатно протирания практически сухой кистью. Любая методика имеет свои плюсы и минусы. Для протирания используют масляные краски, так как они сохнут на кисти не так быстро как акриловые. Как свидетельствует само название: «сухая кисть» перед наложением краски кисть предварительно макнутая в каску должна быть хорошо просушена. Для этого ее протирают о лоскут ткани или просто о лист бумаги до того состояния, когда она перестает красить, и начинает просто пачкать. Существенным недостатком этой методики является быстрая «гибель» кисти. Ее тетина растрепывается и через некоторое время становится непригодной для работы. Советую использовать кисти потоньше и изготовленные из хорошего мягкого волоса. Кисти перед использованием следует промыть в теплой мыльной воде. Затем, после высушивания, следует обрезать кончики щетины.

Кажется, что в методике «протирания» не может быть ничего сложного, но следует помнить несколько правил. Методику «сухой кисти» моделисты самолетов переняли ог «фигурщиков», однако у моделистов изготавливающих фигурки она имеет другое назначение. Там эта методика используется для того, что бы подчеркнуть контуры и черты тела. А у моделистов строящих самолеты она используется в основном с целью нанесения характерных дефектов окраски на планере, но и не только. Одним из новых применений нанесения краски сухой кистью является подчеркивание контура и некоторого «обмана глаз» - создания искусственного эффекта трехмерности. Хотелось бы описать эти две методики, так как они имеют ключевое значение для получения хорошего конечного эффекта при постройке нашей модели. Прежде чем перейдем непосредственно к моделям самолетов, несколько слов об окраске фигур, так как каждый моделист раньше или позже сталкивается с этой проблемой, хотя бы во время создания авиационной диорамы.

Не знаю кто является автором применения методики сухой кисти, но в каталоге фигурок известной фирмы Verlinden за 1986 год (напомним молодежи, что в те времена почти никто у нас и не слышал о работе с эпоксидными фигурами), были показаны прекрасно окрашенные и протертые сухой кистью фигуры предлагаемые к продаже. С тех пор многое изменилось. Теперь для лучшего отображения фактурного вида фигуры моделисты получили в свое распоряжение более совершенные краски и другие новые продукты современной химии. И только иногда задаем себе вопрос: это еще моделизм или уже искусство очень высокого уровня?

Однако основные принципы остались теми же самыми. Начиная работу с фигурками из эпоксидной смолы необходимо. прежде всего, освободить ее от облоя, а затем окрасить всю фигуру сильно разведенной масляной краской из аэрографа. Это проявит все раковины и недолитые участи фигуры. Советую использовать краску темных оттенков, которая хорошо контрастирует с эпоксидной смолой, как правило, имеющей светлые тона. На модельном рынке появились уже специальные заполнители, которые позволяют быстро справится с недостатками литья фигур. Так же можно использовать и традиционную шпаклевку.

После того как мы справились с вышеупомянутыми проблемами, переходим к наиболее важному этапу - окраске. Установка проста: вниз темный оттенок, а наверх более светлый. Однако появляется проблема с окраской мундира. Какие оттенки нужно использовать, что бы ни базовая краска (снизу), которая будет впоследствии протираться более светлым оттенком, ни краска, которой будем ее протирать, не отличались от фактического цвета мундира? Как уже упоминалось, здесь идет речь об «обмане глаз» выполненном так. что бы глазам виделся один цвет - смесь двух, в общем-то, различных цветов, которые и должны составить вместе со светотенями и складками общий воспринимающийся цвет мундира. Обычно этого не удается добиться с первого раза. Частой ошибкой является применений большого различия между базовым цветом и цветом, которым его протирают. Другая проблема возникает при работе с фигурками одетыми в белую зимнюю форму. Протирание белого белым ничего не дает, поэтому базовой краской должна быть светло-серая либо так называемая г рязно-белая. Очевидно, что проблемы нарастают в ходе процесса окраски.

Не углубляясь в очередные тонкости процесса окраски, упомянем только, что опытные моделисты используют для подобных целей специально подобранные смеси художественных масляных красок. Поэтому если кто-то уже заразился «бациллой» изготовления и окраски фигур, то ему потом чрезвычайно трудно возвратиться на стезю прежнего моделизма. Однако данная тема касается не только моделистов изготавливающих фигурки преимущественно в масштабе 1:35 и выше. Авиационным моделистам, эта тема так же не чужда, например, когда

при постройке диорамы мы используем фигурки преимущественно в масштабах 1:72 и 1:48. Нет никаких принципиальных различий вызванных масштабом, с тем же успехом мы можем использовать методику сухой кисти и при окраске фигурок в масштабе 1:72. Наша фигурка, несомненно «оживет».

При постройке моделей самолетов методика сухой кисти может иметь двойное назначение. Во-первых, мы с успехом можем ее использовать для имитации потертости краски, либо ее мелких сколов. Особенно широкое поле для применения этой методики имеют моделисты строящие копии самолетов периода Второй мировой войны. Так как чаще всего планер самолетов того периода был покрыт дюралюминиевыми листами, то мы можем с хорошим эффектом применять здесь протирание «сухой кистью» используя оттенки серебряного либо серо-серебряного цветов. Очевидно, что боевая обстановка способствовала возникновению такого типа дефектов окраски, но все же не стоит с этим перебарщивать. После изучения фотодокументации периода войны, можно прийти к выводу, что местами наиболее сильного повреждения окраски были подножки для посадки в самолет, механизм сдвигания фонаря кабины, часто открываемые эксплуатационные лючки, например лючки укладки боезапаса, либо аккумулятора, а так же передние кромки крыльев и лопастей винта. Очевидно, что протирание краски до «голых» листов обшивки происходило в то время когда самолет долго и интенсивно эксплуатировался, либо когда он летал в тяжелых климатических условиях, например в жарком влажном климате Дальнего Востока. Техника изображения таких дефектов относительно проста. Предлагаю начать со смеси серо-серебряной краски с оттенком базовою цвета (цвета пятна камуфляжа), который будем протирать «сухой кистью». Затем используем смесь соответствующую несколько более светлому оттенку базового цвета. И наконец, наносится уже просто серебряная краска, очень деликатно и умеренно. Нанесенная в такой последовательности краска различных оттенков отобразит реальный эффект постепенного перехода от базового цвета до полностью сколотой краски. Можем гак же протереть «сухой кистью» и пол в кабине пилота. Здесь лучше использовать обратный порядок нанесения оттенков - сначала серебрянка, а затем слегка - цветом пыли и грязи.

Эту методику нельзя использовать при окраске и «старении» моделей современных самолетов. За последние годы дюралюминий в их конструкции вытеснен композитами и высококаче

ственной сталью наряду с титаном и другими металлами. Если просмотреть снимки современных самолетов, сделанные в сборочных цехах, то можно отметить, что их фюзеляжи и крылья окрашены в различные оттенки желтого цвета. Это ни что иное, как грунтовка для защиты панелей из композитов. Поэтому Tornado либо F-16 нельзя протирать серебрянкой. Так же нельзя протирать и базовым цветом, потому что обслуживающий персонал обязан заботиться о сохранности поверхностей машины и быстро закрашивать возникающие дефекты, что бы ни дать возможности окружающей среде нанести повреждения планеру. Такая подкраска в полковых условиях дает в руки моделистов прекрасные возможности. Однако чтобы воссоздать возникший таким образом новый камуфляж необходимо совершенствовать свое умение в обращении с аэрографом.

Второе применение «сухой кисти» при постройке моделей самолетов, использованию при окраске фигур. Элементы внутренности кабины, такие как катапультные кресла, или боковые панели можно после окраски протереть «сухой кистью» с целью придания им более высокого уровня трехмерности. Таким способом создаются искусственные светотени. Подобного эффекта можно добиться и в том случае, когда модель имеет хорошо проработанный протектор на покрышках колес. Окраска покрышек матово-черным цветом нивелирует протектор. После высыхания черной эмали покрышку следует протереть «сухой кистью» краской темно-серого оттенка.

Техника изготовления моделей продвинулась далеко вперед - часто в наборах изготовленных даже не слишком известными фирмами имеются приборные доски, на которых обозначены даже циферблаты приборов. В таких случаях стоит окрасить приборную доску базовым цветом, циферблаты приборов черным, а затем аккуратно протереть доску белой либо серебристой краской. Это приведет к проявлению указателей приборов и разметки на темной поверхности циферблатов. Возможно, что во времена фототравленых наборов и вкладышей с напечатанными циферблатами приборов, многим такая методика покажется архаичной. Тем не менее это прекрасная методика для тех, кто не имеет доступа к наборам такого типа, либо попросту их не использует.

Кажется, что на тему работы с фоторавлением написано уже все. Однако ггри освещении методики протирания «сухой кистью», нельзя нс упомянуть и о протирании фототравленых деталей. Так, например ободки приборов можно протереть после окраски приборной доски базовым цветом. Сразу же после нанесения аэрографом краски на приборную доску легко трем эмаль сначала пальцами, а затем мягким лоскутом ткани. Очевидно, что нужно тереть только вокруг циферблатов приборов, так что бы вытереть эмаль и оставить вокруг циферблата серебристый ободок. Так же можно уже после полного высыхания краски протереть приборную доску «пилкой-полировкой» для полирования ногтей. Такой инструмент можно без труда купить в любом косметическом салоне. Они имеют много достоинств, важнейшее из которых то, что они выпускаются различной грубости. Такие пилки прекрасно подходят для полировки тех мест, где сложно использовать наждачную бумагу. С их помощью мы можем протирать-полировать передние кромки крыльев. Как-известно. при трении воздуха о передние кромки крыльев и воздушных винтов они чрезвычайно хорошо отполировываются. Окрашенные матовой краской эти места уже после недолгой эксплуатации становятся блестящими. Такой эффект можно представить здесь только словесным описанием, так как выполнить его фотоснимок при использовании вспышки весьма затруднительно. Такая техника привлечет внимание моделистов стоящих модели реактивных самолетов, у которых высокие скорости и соответственно большое трение о воздух приводит к такому явлению полировки.

Техника сухая кисть по металлу

Евгений Антропофаг

"Сухая кисть" - это способ нанесения краски на рельефную поверхность (бумага с шероховатостями, холст) кистью, которая приблизительно на 95% выжатата, то есть практически она - сухая. Если использовать сухую кисть поверх влажной краски или же поверх пастели - можно добиться очень плавных переходов, контуры размываются и смягчаются.

"Сухая кисть" - не средство, а метод портретики. Его используют самые умелые художники. Данная техника дает возможность художнику более детально прорисовать картину. Присморитесь к деталям портрета, написанного художником Викторией Влади.

Среди многочисленных и разнообразных видов изобразительного искусства рисование техникой "сухой кисти" занимало и занимает особое место. С давних времен художники в рисовании с натуры и в эскизной работе употребляли данную технику.

Особенно широкое развитие написания картин "сухой кистью" получило в конце прошлого столетия. Достаточно вспомнить, какое распространение получили фоторепродукции картин в технике "сухая кисть", печатаемые огромными тиражами, с образами классиков марксизма-ленинизма, руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, маршалов СССР и руководителей братских коммунистических партий.

Портреты руководителей того времени должны были максимально переносить настроение и энергетику народу, который их созерцал. Поэтому не даром большое распространение для написания картин получила именно техника "сухой кисти".

Портреты, выполненные в этой технике, отличаются особой четкостью линий и штриха и передают психологическую характеристику, отражают настроение портретируемого, и очень эмоциональны.

Этот метод очень хорошо подходит для декорирования негладких поверхностей. И чем они заковыристее, тем лучше. Создать такую поверхность можно при помощи бумаги, салфеток, марли (наклеивая и сосбаривая мокрой кисточкой), а также используя структурные материалы(грунтовки,шпаклевки и т.п.).
Итак, такую поверхность мы создали. Теперь красим все в самый темный цвет, который мы задумали. Особенно тчательно прокрашиваем все впадинки. Красим обычной кистью, можно с водой. Оставляем высыхать. Для акрила хватит и 15 минут.
Теперь нам понадобится грубая СУХАЯ кисть (щетина или для клея) .Желательно плоская около 1 см шириной. Обычной кистью смешиваете следующий цвет краски ( более светлый) для следующего слоя. Смешали и отложили эту кисть. Пришло время чудо-кисти.
Берете грубую кисть и, держа ее перпендикулярно поверхности , захватываете немного краски с палитры и тут же растираете, как бы стряхивая, тюкаете по палитре. На кисти остаются только "следы" краски. И держа кисть , также перпендикулярно работе аккуратно проходите кисточкой по складочкам фактуры, но теперь уже еле касаясь, не попадая во впадинки. Опять даем высыхнуть. Буквально 5 минут. А за это время вымыли чудо-кисть и вытерли НАСУХО.
Следующий слой еще светлее. И также проходим. Количество слоев не ограничено. Сверху лучше пройтись металликом. Даже золотом интереснее пройтись сначала темным, а потом светлым. Но все слои СУХОЙ кистью!
Если что-то не понравилось , снова закрашиваем темным и заново экспериментируем.
В некоторых работах можно использовать два цвета , например основа и сухой слой золота, но многообразие цветов только обогащает работу и делает ее интереснее.

В помощь моделисту – Сухая кисть

kramscalemodels

В помощь моделисту - Сухая чистка - часть 1

История сухой кисти.
В 1960-х годах, введение литого пластика сделал масштабные модели очень популярными, хотя производители не были уверены, что модели будут окрашивать. В комплекте обычно шла инструкция по раскрашиванию, и краски были всегда доступны, но в то же время цвет пластика модели нередко мог быть выбран так, что в окрашивании модели отпадала необходимость, и многие моделисты этим воспользовались.
Качество стандартов за годы улучшалось, роспись моделей стала практически универсальной. Сначала большинство моделей было окрашено с помощью кистей, но введение аэрографа позволило моделистам добиваться гораздо лучших результатов, и постепенно он занял первенство в методах окрашивания моделей. Большинство моделистов в настоящее время гораздо больше уделяют время на окраску моделей, чем на их сборку.
Однако, независимо от того насколько хороша была окрашена модель, она все еще может выглядеть безжизненной, нереалистичной, «как игрушка». Проще говоря, свет и тень выглядят по-разному на масштабных моделях и на оригиналах, так что если окрасить модель в тот же цвет что и оригинал это будет выглядеть нереалистично.
Прошли десятилетия как моделисты искали методы окраски, чтобы добавить жизни, интереса и реалистичности моделям. Сегодня существует множество различных методов и у каждого моделиста есть свой. Цветовая модуляция, предварительное затенение, последующее затенение, смывка — это лишь некоторые из этих методов. Одним из первых методов, которое было разработано это сухая чистка.
Сухая чистка включает прохождение кистью, с небольшим количеством краски по поверхности модели. Только на края и поверхности деталей модели наноситься краска. Таким образом, основные моменты техники это поверхностная структура и выделение краев. Это легко освоить, и является одним из первых методов, используемых почти повсеместно. Сухая чистка модели стала почти стандартной техникой, используемой почти каждым моделистом практически на каждой модели.

Техника лучше всего работает, когда ее используют с осторожностью. К сожалению, она часто используется там, где это не выгодно для модели и моделисты часто перебарщивают с краской, что делает модель очень яркой, контрастной. Поэтому, когда появились новые методы, сухая чистка стала мало использоваться. В свое время, моделисты ни за что не показали бы свою модель, если она не была полностью обработана сухой чисткой, но теперь почти все наоборот, и некоторые моделисты считают, что они должны извиниться и объясниться, почему они использовали сухую чистку на модели. (На фото большой камень, лежащий на пляже. Обратите внимание, что острые края камня кажутся намного светлее, чем остальные. Отчасти это связано с тем, что острые края камня «ловят» больше солнечного света, и становятся светлее, потому что были отшлифованы. Отметьте также и разнообразие цветов на этом камне).
Это позор, потому что сухая чистка является очень полезным методом, если используешь ее в правильном месте и с умеренностью. Сухую чистку нужно рассматривать как один из многих способов живописи в «ящике для инструментов» моделиста, и как любой инструмент он должен быть применен в случае необходимости.
Я вижу, что большинство моделей по-прежнему обработаны сухой чисткой, но лишь частично в отдельных местах и с осторожностью. Сухая чистка должна улучшить модель, будучи не заметной.

Объяснение техники

Типы краски

В помощь моделисту - Сухая чистка - часть 1

Сухую чистку можно сделать при помощи масла, эмали или акриловых красок. Большинство моделистов предпочитают масла или эмали (или их комбинации), потому что они дольше сохнут. В акриловые краски можно добавить замедлитель или разбавить их водой, чтобы они не высыхали слишком быстро.

Цвет краски

При сухой чистке вы почти всегда используете более светлый оттенок краски, чем основной цвет вышей модели. Существует выбор: либо, выбрать другой цвет краски, более светлый оттенок, либо осветлить цвета краски, которая была уже использована. Оба выбора требуют осторожности.
При использовании различных цветов краски более светлого оттенка он должен быть совместим с основным тоном модели. Вы не можете использовать светло-зеленый на любом темно-зеленом, или какой-либо светло-красный на любом темно-красном. Если цвет, который вы используете, не является одним из основных цветов (крайне маловероятно, так как есть миллионы цветов и только 3 основных), это будет смесь других цветов.

В помощь моделисту - Сухая чистка - часть 1


Диаграмма цветового колеса на фото показывает отношение цветов друг к другу. Как вы можете видеть, зеленый цвет больше, чем просто светло-зеленый или темно-зеленый. Он может склоняться и к желтому и к синему оттенку. Выбирая более светлую краску лучше выбрать цвет с подобным тоном, например, если ваш основной цвет – желтовато-зеленый, тогда вы должны выделить более светлым желто-зеленым. Это возможно сделать только на глаз. (На фото представлены соотношения цветов друг к другу).
Вместо того чтобы подбирать другой цвет к вашему основному цвету, вы можете попробовать осветлить его. Первым желанием часто является добавить немного белой краски, и это может быть ошибкой. Взгляните еще раз на диаграмму цветового круга. Вы видите белое на нем? Белый цвет не цвет, но смесь всех других цветов, так что, добавляя белого к вашему основному цвету вы, по сути, добавляете немного всех цветов радуги. Добавление немого белого будет осветлять ваш цвет, но если вы добавите более 10% белого до любого цвета, в конечном итоге это приведет к размытию тона.
Чтобы осветлить цвет, намного лучше добавить другой, более яркий цвет. Чтобы облегчить темно-синий попробуйте добавить голубой. Например, когда сухая чистка идет по краске Tamiya «Desert Yellow» (желтая пустыня), можно начать соединять «Desert Yellow» и «Buff» (цвет буйволовой кожи) в соотношении 50/50. Сначала эффект будет очень тонким – почти незаметный, но в следующих попытках можно добавить еще «Buff», а затем добавить несколько капель ярко-желтой и белой краски.
Совет: Так же, как вы должны избегать осветление краски, добавляя белого, то же относить и к черному. Добавление черного сделают любой цвет тусклым, поэтому попробуйте использовать другую краску с более темным оттенком.

Кисти

Вероятно, вы подумаете, что работать большой кистью будет лучше всего. Сухую чистку трудно делать жесткой кистью, так что лучше использовать старую кисть. Не поддавайтесь искушению использовать дешевую кисть, результаты будут неутешительными. Некоторые люди предпочитают стандартные круглые кисти, а другие предпочитают плоские кисти, поэтому попробуйте оба варианта, чтобы выяснить, что именно подходит вам.

Метод

Смешайте нужную вам краску. Я думаю, что смешивать надо немного светлее, чем использовалась бы для настоящей работы. Опустите кончик вашей кисти в краску и удостоверьтесь, что все щетинки хорошо впитали краску, затем всю лишнюю краску нужно удалить. Бумажным полотенцем осторожно протрите кисть, пока она не будет оставлять практически никаких следов. Затем проведите кистью назад и вперед по выступающим частям модели. Вам нужно будет повторить это несколько раз, так как нужный эффект достигается в медленном и постепенном нанесении краски. Направление кисти очень важно и должно быть перпендикулярно к любым краям или выступающим деталям модели.
Одна из самых больших ошибок не переусердствовать с сухой чисткой, и часто это происходит из-за оставления слишком большого количества краски на кисти. Сначала лучше проверить кисть на старой модели или на каких-нибудь других предметах, например, на пластмассовой коробке, прежде чем вы будете работать с моделью.
Сухую чистку лучше делать в несколько этапов. Каждый этап должен быть светлее предыдущего, наносить краску нужно легкими прикосновениями и площадь покрытия должна быть небольшой.
Когда вы уже некоторое время занимаетесь сухой чисткой, вы можете заметить, что ваше бумажное полотенце стало довольно влажное от краски, и вы можете его использовать вместо палитры, беря достаточное количество краски кистью. Помните, что при сухой чистке, количество краски, которая наносится на модель, должно быть минимально.
Сухая чистка может занять некоторое время, так что будьте осторожны, краски начинают сохнуть на кисти. Возможно, вам придется остановиться и вымыть кисть, а затем начать снова.

Пошаговое руководство

Портреты

Рисуем в технике Сухая кисть
техника сухая кисть мастер класс

Сухая кисть – живописный и графический прием, применяемый в изобразительном искусстве. В основном метод сухой кисти заключается в нанесении при помощи кисти краски на фактурную поверхность.

Кисть при этом должна оставаться практически сухой. В качестве фактурной поверхности может выступать акварельная бумага, холст, негрунтованное полотно, а также различные металлические и деревянные плоскости.

Метод сухой кисти маслом

техника сухая кисть как рисоватьДанная техника работы масляными красками дает возможность произвести детальную прорисовку форм, достигая при этом фотографического эффекта. Кстати, иногда, чтобы добиться максимальной детализации, применяется смешанная техника, сочетающаяся разные материалы. Особенно это касается портретов, так как в них имеются объекты с различной поверхностной фактурой.

Также стоит отметить, что техника сухой кисти – это нечто большее, чем просто «сухотерка», как привыкли называть портретисты. В отличие от «сухотерки», где основными материалами являются акварельная бумага, масляная краска одного цвета и солярка, в ней применяется как техника в черно-белом варианте, так и сухая кисть в цвете. К тому же, технология сухая кисть, по сравнению с классической живописью маслом, позволяет гораздо быстрее выполнить портрет или рисунок.

Техника сухая кисть как рисовать и чем

сухая кисть обучениеЧтобы приступить к выполнению работы по технологии сухая кисть, необходимо приобрести:

жесткие кисти (различных размеров);
масляную краску (к примеру, сажа газовая);
акварельную бумагу или другой удобную поверхность;
разбавитель для краски (масло, солярка, скипидар, вода).
белила гуашевые;
жесткий ластик.
портрет сухой кистью по фотографииПравильное применение связующих элементов (масло, вода) в незначительных количествах – основной прием техники сухая кисть, поскольку очень важно, чтобы кисть была сухой. Это можно увидеть, посмотрев по технике сухая кисть видео.

Также в качестве красителя можно использовать такие материалы, как тушь, акрил и темперу. Плотность и фактура бумаги подбирается индивидуально.

При наличии всех необходимых материалов можно смело приступать к рисованию сухой кистью по фотографии или с натуры, все зависит от опыта. Для новичков желательно изучить курс сухая кисть обучение портрет.

Техника сухая кисть мастер класс для новичков

как рисовать техникой сухая кистьДля начала на бумаге следует нарисовать карандашом едва заметные тонкие контуры, так как слишком броские линии будут просвечиваться через слой краски. На данном этапе желательно не использовать ластик, дабы избежать образования комочков. После этого можно начинать набирать в тоне.

Выдавив нужный цвет краски на палитру, ее необходимо тщательно растереть для достижения однородной массы. После нанесения краски на кисть, следует провести ею по палитре несколько раз, чтобы добиться равномерного распределения по ворсу. Кисть должна быть почти сухой, поэтому если краски на ней много, лучше повторить процесс заново. Чересчур жирная кисть может испортить всю работу.

Далее нужно лишь правильно найти тоновые соотношения. Дополнительно ознакомиться с темой и испытать собственные силы помогут специализированные в технике сухая кисть видео уроки.

Портрет сухой кистью мастер класс

бесплатные уроки сухой кистью видеоПортреты, выполненные в технике сухая кисть, довольно популярны сегодня. Такие работы очень выразительны и реалистичны. Профессиональные портреты по технике сухая кисть цена на сегодняшний день довольно велика.

Однако чтобы понять, как рисовать техникой сухая кисть, а также удивлять всех готовыми портретами, просто необходимо пройти мастер-класс в технике сухая кисть для начинающих. Ведь только с помощью опытных мастеров и пошаговых «инструкций» можно достичь высшего профессионализма. Точная цена на занятия по технологии сухая кисть портрет цена указывается при записи на курсы.

Сухая кисть пейзаж и натюрморт

Михаил Пахомов

Этапы рисования:
1. Для рисунка сухой кистью, можно использовать бумагу или ткань. Бумагу лучше взять текстурированную, например, под холст или под яичную скорлупу. Акварельная бумага отлично подходит для рисования сухой кистью. Нужно обязательно иметь ввиду,что фактура бумаги будет отчетливо проступать в изображении, поэтому для рисовании портрета нужно подобрать бумагу с наиболее тонкой фактурой, очень подходящая для такого рисования итальянская акварельная бумага "FABRIANO". Кисти следует выбрать жесткие, очень хороши из свиной щетины, для более мягких переходов лучше подходят синтетические кисти.
2. Карандашом нанесите на бумагу контуры рисунка. Контур должен быть минимальный, еле заметный. Нужно делать это очень легко и аккуратно, так как краски используются малонасыщенные, и их слой достаточно тонкий. Если жирные карандашные линии будут заметны, то это испортит рисунок. Лучше проработать рисунок заранее на другом листе бумаги, чтобы на этапе нанесения контуров не применять ластик. Он повредит текстуру бумаги, а также может способствовать появлению катышков. Не неровную и в катышках поверхность краски лягут плохо.
3. После того, как контуры рисунка готовы, начинается работа цветом. Перед тем, как приступить к работе краской, её нужно нанести на палитру и растереть с помощью мастихина до однородного состояния. Не должно быть комочков или сгустков, краска должна представлять собой идеальную пасту.
4. Возьмите кистью немного краски, а затем несколько раз проведите ей по палитре. Так краска равномерно распределится по щетине кисти. Краски не должно быть много, иначе можно испортить весь рисунок. Если краска кончилась, то можно взять еще и также точно рассредоточить краску по кисти с помощью палитры.
5. Начинать рисунок следует большой кистью. Проработайте ею основные тона. Затем возьмите кисть поменьше и работайте с более мелкими тоновыми элементами рисунка. И так до тех пор, пока рисунок не будет почти полностью готов. Осторожно втирайте краску в бумагу, не слишком сильно и не слишком много краски.
6. После построения светотеневой конструкции рисунка, можно приступить к детальной проработке, для этого потребуется самая тонкая кисть. Краску на такой кисти можно не растирать, так-как всё равно она берёт на себя минимум пигмента. При рисовании портрета таким образом прорабатываются глаза, губы, волосы и другие мелкие детали.
7. Высветление отдельных деталей при помощи ластика. Уточнение отдельных светлых пятен, линии волос, светлые места и так далее.
8. Нанесение бликов. Блики обычно наносят гуашевыми белилами, когда весь остальной рисунок готов. Такие белила очень быстро сохнут и они непрозрачные. Нужно стремиться к тому, чтобы мазок был минимальный. Гуашь не должна выделяться на фоне очень тонкой фактуры масляной краски в технике сухая кисть.
9. Не забудьте поставить дату и подпись, на свой шедевр))) Это нужно вашим потомкам)))

Техника «сухая кисть» – рисуем быстро и виртуозно

Ч то представляет собой техника «сухая кисть»? Это приём, который применяется в живописи и графике. Краску, в которой мало связующих веществ (воды или масла), кладут кистью на поверхность, имеющую выраженную фактуру. Это могут быть бумага или холст, дерево или металл, а также негрунтованное полотно.

Вдали от дома. Художник Эндрю Уайет
Портрет Генриетты. Эндрю Уайет
Стеклянный дом. Эндрю Уайет

Какие материалы необходимы?

Работы, выполненные в технике рисования «сухая кисть», бывают цветные и чёрно-белые. Кисточки подбирают щетинные, синтетические или колонковые (последние – для детализации картины). Картины помещают под стекло, но можно хранить их в папке, в помещении с сухим воздухом.

Первый снег. Эндрю Уайет
Угол. Эндрю Уайет
Вечер у Кёрнеров. Эндрю Уайет

Достоинства техники «сухая кисть»

Впервые применять данную технику начали восточные мастера в эпоху Средневековья. Например, китайские художники ещё в 14 веке часто рисовали пейзажи, используя тушь, кисти различной формы и длины, а также бумагу и воду. Им удавалось передавать воздушное пространство, даже не используя законов перспективы.

Но особенно популярным приём стал во второй половине 20-го века, на Арбате и в курортных городках. Уличные художники рисовали в технике «сухая кисть» портреты на заказ. Почему именно этот метод получил широкое признание у портретистов:

  • работу можно выполнить очень быстро;
  • технология позволяет выделять мелкие детали, портрет напоминает фотографию;
  • не требуется закреплять графику, потому что масляная краска быстро впитывается в материал и не мажется.

Картины можно сразу свёртывать для транспортировки или вставлять в рамку.

Екатерина. Игорь Владимирович Харламов
Ева. Игорь Харламов
Ирина. Игорь Владимирович Харламов

Как рисовать, используя данный метод?

Освоить приём не составит большого труда:

  1. Бумагу лучше взять ту, которая имеет текстуру «под холст».
  2. Кисти подойдут очень жёсткие – из свиной щетины или синтетические.
  3. Карандашом наносится лёгкий контур рисунка. Желательно не применять ластик, чтобы не нарушить текстуру.
  4. Краску наносят на палитру и растирают до однородной структуры.
  5. Набирают краску на кисть, и проводят ею по палитре, чтобы краска равномерно распределилась по щетине.
  6. Основные тона рисуют большой кистью. Затем берут кисточку поменьше и прорабатывают мелкие детали.
  7. Для нанесения бликов применяются гуашевые белила.

Приём позволяет видеть цвет, который применялся раньше – получается необычный размытый эффект. Мазки получаются неровными, с колючей текстурой. Они сглаживаются при нанесении следующего слоя краски.

Аль Пачино. Антон Фирсов
Душечка. Анастасия Руденя
Портрет африканца. Дядя Том. Владимир Паркин

Сочетание с другими техниками

Используя технику «сухая кисть», можно рисовать практически что угодно. Портреты, пейзажи, натюрморты. Предварительных эскизов не требуется. Приём можно комбинировать с другими техниками. Если художник предпочитает чёрно-белые цвета, его работы напоминают картины, выполненные углём или карандашом.

Интересный эффект даёт приём в акварелях, где он сочетается с глазурью. Глазурь позволяет получить требуемый оттенок, но «прозрачность» акварели придаёт именно «сухая кисть». Если художник предпочитает акрил, работа в технике «сухая кисть» даст ему очень много. Картины, нарисованные акрилом, кажутся плоскими. «Сухая кисть» придаёт им текстуру. С помощью круглой и мягкой кисточки, добавляя маленькие вкрапления, можно значительно увеличить количество оттенков в пейзаже или портрете.

Пейзаж в технике сухой кисти. Пето Погосян
Городской пейзаж. Художник Пето Погосян
Городской пейзаж армянского художника Пето Погосяна
Картина армянского художника Пето Погосяна

Примеры картин

Один из самых известных художников, рисовавших в данной технике – это Василий Ситников (1915-1987). Он очень любил православную архитектуру – монастыри, золотые купола. Самобытный художник, многие свои работы он нарисовал с помощью… сапожной щётки. Эффект был потрясающий, образы словно проявлялись из тумана. Храмы, выполненные в этой технике, казалось, спустились прямо с неба. Много было среди работ Ситникова и женских фигур.

Москва. Василий Ситников
Женский портрет. Василий Ситников
Женские образы в картинах Василия Ситникова
Спасская после дождя-2. Елена Авинова

Одним из наиболее интересных художников-современников, работающих в технике «сухая кисть» является итальянец Отторино де Лукки . Его картины, выполненные акварелью – в основном натюрморты – потрясают воображение своей реалистичностью. Цветы, фрукты, хрустальные вазы – всё это точно светится. Работы де Лукки сравнивают с музыкой, благодаря их гармонии и виртуозной технике художника. Преимущество приёма «сухая кисть» ещё и в том, что его осилит даже начинающий художник. Поверьте в свои силы, и приступайте к работе.

Читайте также: