Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов

Обновлено: 18.05.2024

  • Здравоохранение
  • Охрана труда и безопасность работ
  • Автомобильный транспорт
  • Водный транспорт
  • Воздушный транспорт
  • Гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования
  • Дорожное строительство
  • Гражданская оборона и черезвычайные ситуации
  • Железнодорожный транспорт
  • Метрология
  • Метрополитены
  • Нефтегазодобывающая промышленность
  • Охрана окружающей среды
  • Пожарная безопасность
  • Промышленная безопасность
  • Профессиональные стандарты
  • Связь
  • Строительство
  • Федеральные законы. Постановления Правительства РФ
  • Энергетика, Электробезопасность
  • Автомобильный транспорт
  • Гражданская оборона и черезвычайные ситуации
  • Дорожное хозяйство
  • Железнодорожный транспорт
  • Здравоохранение
  • Кадровая служба
  • Контроль технических средств и систем
  • МВД
  • Объекты газораспределения
  • Охрана окружающей среды
  • Охрана труда, Безопасность работ
  • Пожарная безопасность
  • Промышленная безопасность
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
  • Торговля и общественное питание
  • Энергетика, Электробезопасность
  • КОМПЛЕКТЫ ЖУРНАЛОВ (по разным отраслям)
  • Автомобильный транспорт
  • Гражданская оборона и черезвычайные ситуации
  • Железнодорожный транспорт
  • Инструменты
  • Общие плакаты
  • Охрана труда, Безопасность работ
  • Первая помощь
  • Подъемные сооружения
  • Пожарная безопасность
  • Сварочное производство
  • Строительство
  • Энергетика, Электробезопасность
  • Вспомогательные знаки (VS)
  • Запрещающие знаки (Р)
  • Знаки медицинского и санитарного назначения (EC)
  • Знаки по электробезопасности (Т)
  • Знаки пожарной безопасности (F)
  • Предписывающие знаки (M)
  • Предупреждающие знаки (W)
  • Указательные знаки (D)
  • Эвакуационные знаки, (E)
  • Автомобильный транспорт
  • Бухгалтерские бланки, формы
  • Железнодорожный транспорт
  • Кадровая служба
  • Медицина
  • Охрана труда. Безопасность работ
  • Промышленная безопасность
  • Энергетика. Электробезопасность
  • Автомобильный транспорт
  • Гражданская оборона и черезвычайные ситуации
  • Железнодорожный транспорт
  • Охрана труда, безопасность работ
  • Пожарная безопасность
  • Энергетика, Электробезопасность

Главная / Книжные издания (Книги, брошюры) / Железнодорожный транспорт / Путь и путевое хозяйство, (ЦП, ЦДРП) / Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов. Утверждены Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.04.2019 № 729/р

Купить Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов. Утверждены Распоряжением ОАО

Технологические указания устанавливают технические требования к подготовке металлических поверхностей перед окраской, технологии нанесения лакокрасочных материалов и комплексных систем покрытий на их основе, к контролю качества и техники безопасности при проведении работ по окрашиванию, к лакокрасочным материалам и комплексным системам покрытий.
Дата вступления в силу - 08.04.2019 г.
Взамен Технологических указаний по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 № 2794р

СТО 001-2006 Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 30 июня 2006 г.
Опубликован:

    Федеральный закон ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ СП (Санитарные правила) ГОСТ ГОСТ СНиП ГОСТ Распоряжение Государственной корпорации "Трансстрой" Распоряжение Государственной корпорации "Трансстрой"

Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания

Дата введения 2006-06-30

1. РАЗРАБОТАН ОАО "ЦНИИС" (канд. хим. наук Ф.Б.Глазман, доктор техн. наук Г.С.Рояк, кандидаты техн. наук И.В.Грановская, Д.С.Алексеев, инженеры Б.И.Ройтман, B.C.Добкин) при участии ФГУП "ВНИИЖТ" (инж. Г.М.Молгина) по заданию ООО "Группа компаний "Трансстрой".

2. ВНЕСЁН Департаментом развития технологии и стандартизации ООО "Группа компаний "Трансстрой"

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ ООО "Группа компаний "Трансстрой" от 28 июня 2006 г. N ГК/ПН-28.

3. СОГЛАСОВАН Управлением по строительству мостов "Мостострой" ОАО Корпорация "Трансстрой", Управлением проектных работ и инженерной подготовки производства ОАО Корпорация "Трансстрой", Управлением проектирования и инженерной подготовки производства ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ОАО "Мостостройиндустрия", Филиалом "Центр обследования и диагностики инженерных сооружений" ОАО "РЖД", ОАО "Гипротрансмост", ОАО "Институт Гипростроймост", ООО "Инспекция по контролю качества изготовления и монтажа мостовых конструкций (Мостовая инспекция).

5. Настоящий стандарт разработан в соответствии с ГОСТ 1-2002* "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения" и ГОСТ 1.5-2001 "Стандарты межгосударственные. Правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации". Разделы 3-7 настоящего стандарта гармонизированы с отечественными и международными нормативными документами. В них учтены основные положения международного руководства ИСО/МЭК 21:1999** "Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 1.1-2002.

** Доступ к международным и зарубежным документам можно получить перейдя по ссылке, здесь и далее по тексту. - Примечания изготовителя базы данных.

6 Протоколы испытаний лакокрасочных материалов и Технические условия на них находятся у разработчика Стандарта ОАО ЦНИИС.

7. ВВЕДЕН ВЗАМЕН СТП 001-95*

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на окрашивание металлических конструкций мостов, предназначенных для эксплуатации в условиях воздействия на них различных климатических факторов и агрессивной среды.

В стандарте приведены характеристики лакокрасочных покрытий и требования по их нанесению как на заводе-изготовителе, так и на строительной площадке.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.010-80 ЕСЗКС. Воздух сжатый для распыления лакокрасочных материалов. Технические требования. Методы контроля (с Изменениями N 1, 2).

ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения (с Изменениями N 1-4).

ГОСТ 9.104-79 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации (с Изменением N 1).

ГОСТ 9.401-91 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов (с Изменением N 1).

ГОСТ 9.402-2004 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием.

ГОСТ 9.407-84 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида (с Изменениями N 1, 2).

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (с Изменением N 1).

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2).

ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, 3).

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности (с Изменением N 1).

ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.

ГОСТ 12.4.021-75 ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования (с Изменением N 1).

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики (с Изменением N 1).

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия (с Изменением N 1).

ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости (с Изменениями N 1, 2).

ГОСТ 9980.1-86 Материалы лакокрасочные. Правила приёмки (с Изменением N 1).

ГОСТ 9980.2-86 Материалы лакокрасочные. Отбор проб для испытаний (с Изменением N 1).

ГОСТ 9980.3-86 Материалы лакокрасочные. Упаковка (с Изменениями N 1, 2, 3).

ГОСТ 9980.4-2002 Материалы лакокрасочные. Маркировка (с Изменением N 1).

ГОСТ 9980.5-86* Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 9980.5-2009. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии (с Изменениями N 1, 2, 3).

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды (с Изменениями N 1-4).

ГОСТ 17269-71 Респираторы фильтрующие газопылезащитные РУ-60м и РУ-60му. Технические условия.

ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Методы определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2).

ИСО 8501-1:1988. Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий. Визуальная оценка чистоты поверхности. Часть 1. Степень ржавости и степень подготовки стальной основы после полного удаления прежних покрытий.

3. Технические требования к лакокрасочным покрытиям

3.1. Лакокрасочные покрытия должны быть стойкими к воздействию климатических факторов в районах с умеренным и холодным климатом и к агрессивности окружающей среды.

3.2. Группы условий эксплуатации покрытий по первой категории размещения (на открытом воздухе) по ГОСТ 15150 в различных макроклиматических районах приняты в соответствии с ГОСТ 9.104 и изменением N 1 к нему. Обозначение макроклиматических районов эксплуатации лакокрасочных покрытий в соответствии с ГОСТ 15150 приведено в табл.1.

Макроклиматический район с климатом

Значение температуры воздуха, °С

Умеренным и холодным

3.4. Внешний вид покрытия должен соответствовать V классу по ГОСТ 9.032. Покрытие не должно иметь пропусков, трещин, сколов, пузырей, кратеров, морщин и других дефектов, влияющих на защитные свойства.

4. Системы покрытий

4.1. Системы покрытий по ГОСТ 9.401 (число слоев, толщина покрытия, режимы сушки, сочетаемость грунтовок, эмалей и шпатлевок) устанавливается СТО 001-2006 и указывается в проектной документации на окрашивание металлоконструкций в зависимости от условий эксплуатации и требований настоящего стандарта.

4.2. Системы покрытий металлоконструкций, предназначенные для эксплуатации в районах с умеренным и холодным климатом, должны отвечать требованиям ГОСТ 9.401 и назначаться по табл.2 в зависимости от условий эксплуатации для первой категории размещения (на открытом воздухе) по ГОСТ 15150.


Системы покрытий для защиты металлических конструкций от коррозии в различных условиях эксплуатации

Грунтовочный лакокрасочный материал

Промежуточный лакокрасочный материал

Марка покрывного лакокрасочного материала

Ориенти- ровочная толщина комплексного покрытия, мкм

Срок службы покрытия (годы), при условиях эксплуатации

Ориенти- ровочная толщина, мкм

Ориенти-
ровочная толщина, мкм

Epitamarin Zink Rich primer SSPS

Epitamarin Solekote Grey

Hempadur Zink 17360

Hempadur Mastic 45880

Hempathane TopCoat 55210

Intercure 200 HS

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Amercoat 450 S colour

Грунтовка УР-0446 "Уретан-Антикор"

Эмаль УP-1529 "Уретан-Антикор"

Эмаль. АК-1530 "Разноцвет"

Эмаль УР-1529 "Уретан-Антикор"

Эмаль АК-1530 "Разноцвет"

Jcosit EG1 Rapid

Jcosit Elastomastic Pronto

Jcosit EG Phosphfat Rapid

Jcosit EG1 Rapid
с железистой слюдкой

Jcosit EG 4 (5) Rapid с железистой слюдкой

Битумно-полимерные и асфальтобетонные смеси

Jcosit 6630 Praimer

Jcosit EG Phosphfat

Jcosit Elastomastic TF

Jcosit EG 4 или
Jcosit EG 5

1. Применение системы покрытий 16 не допускается для пролетных строений, предназначенных для эксплуатации в районах с холодным климатом.

2. Допускается применение других систем защитных покрытий, не указанных в табл.1, после проведения соответствующих испытаний и по согласованию с заказчиком.

3. Системы защитных покрытий N 31 и 33 для ортотропной плиты, балластных корыт, пешеходных и служебных дорожек.

4 Системы Jcosit обладают стойкостью в воде, морской воде, сточных водах, маслах, жирах, парах кислот и щелочей, растворах солей обледенителей.

5. Характеристики У1, УХЛ1, ХЛ1 - см. табл.1.

6. Система N 19 без покрывного слоя Interthahe 990 применяется для защиты внутренних поверхностей, не подверженных УФ воздействию.

Перечни лакокрасочных и вспомогательных материалов приведены соответственно в справочных приложениях А и Б.

4.3. Системы покрытий для металлоконструкций в зависимости от условий эксплуатации и технических возможностей производства предусматривают выбор лакокрасочных материалов для окрашивания на заводе-изготовителе и на монтажных площадках.

4.4. Для защиты наиболее подверженных коррозии элементов проезжей части целесообразно применять комбинированные металлизационно-лакокрасочные покрытия, состоящие из металлизационных цинковых или алюминиевых покрытий с последующей пропиткой лакокрасочными материалами или системы покрытий на основе цинкнаполненных протекторных грунтов.

5. Технологические процессы получения лакокрасочных покрытий

5.1. Общие положения

5.1.1. Технологический процесс получения лакокрасочного покрытия металлоконструкций включает выполнение операций по окрашиванию на заводе-изготовителе и на монтажной площадке.

5.1.2. Выбор технологического процесса получения покрытия производится в зависимости от системы покрытий в соответствии с данными табл.2.

5.1.3. Процесс получения лакокрасочного покрытия металлоконструкций проводится в соответствии с технологическими картами.

5.2. Подготовка и окрашивание металлоконструкций на заводе-изготовителе

5.2.1. Технологический процесс окрашивания на заводе-изготовителе включает последовательное выполнение операций по подготовке поверхности металлоконструкций, их грунтованию и окрашиванию покрывными лакокрасочными материалами в зависимости от принятой схемы окрашивания и сушки каждого слоя покрытия.

5.2.2. В производственных помещениях, предназначенных для подготовки поверхности и хранения металлоконструкций, температура окружающей среды должна быть не ниже 15 °С, а относительная влажность воздуха - не более 80%.

Подготовку поверхности и хранение металлоконструкций можно проводить и на открытом воздухе при температуре окружающей среды не ниже 5 °С. При этом температура подготовленной стальной поверхности к окрашиванию должна быть на 3 °С выше точки росы.

5.2.3. Подготовка поверхности металлоконструкции должна состоять в её обезжиривании и очистке от окислов (окалины, ржавчины, сварочных брызг и других загрязнений).

5.2.4. При наличии окалины или ржавчины на поверхности металлоконструкций ее удаляют травлением или механической обработкой с предварительным или одновременным обезжириванием.

В отдельных случаях по согласованию с заказчиком допускается окрашивание по плотно сцепленной окалине при наличии положительного заключения по испытаниям лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, для конкретной системы лакокрасочного покрытия и конкретных условий эксплуатации.

5.2.5. На поверхности металлоконструкций, подлежащих подготовке к окрашиванию, не допускаются заусеницы, острые кромки радиусом менее 2,0 мм, сварочные брызги, прижоги, остатки флюса.

5.2.6. Подготовленная под окрашивание поверхность должна соответствовать 1-й степени обезжиривания и 2-й степени очистки от окислов. Технические требования к качеству поверхности и технологии её подготовки устанавливаются ГОСТ 9.402 или ISO 8501-1.

5.2.7. При использовании грунтовки Temaprime ЕЕ допускается подготовка поверхности конструкций до степени Sa 2 по ISO 8501-1:1988. По согласованию с производителем грунтовки Temaprime ЕЕ допускается подготовка поверхности конструкций до степени Sa 1, по сварным швам St 2 и значения шереховатости окрашиваемой поверхности в пределах 20-70 мкм.

5.2.8. Сжатый воздух, используемый при подготовке поверхности и нанесении лакокрасочных покрытий, должен отвечать требованиям ГОСТ 9.010.

5.2.9. Не допускается попадание на подготовленную поверхность элементов металлоконструкций воды, коррозионно-активных жидкостей и их паров.

5.2.10. Качество очистки поверхности от окислов (окалины, ржавчины) и загрязнений непосредственно перед нанесением покрытий должно соответствовать требованиям, указанным в табл.3.

Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев
19 июня 2009 г. N 68

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ В ОАО "РЖД" РАБОТ ПО ЗАЩИТЕ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

1. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан для обеспечения организации в ОАО "РЖД" работ по защите от коррозии (окраска) металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов, производства и контроля качества окрасочных работ с учетом последних разработок в области защиты металлических конструкций от коррозии.
2. Настоящий Регламент предназначен для использования в качестве практического руководства работниками путевого хозяйства железных дорог ОАО "РЖД", а также рекомендован подрядным организациям, выполняющим работы по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов в соответствии с заключаемыми в установленном порядке договорами.

2. Выбор системы покрытий для металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов

3. Система покрытий для окраски металлических конструкций мостов, эксплуатируемых в районах с умеренным и холодным климатом, должна отвечать требованиям ГОСТ 9.401 и ГОСТ 27751. Следует учитывать также эксплуатационные, технологические и экономические факторы, влияющие на выбор системы покрытия.
4. К эксплуатационным факторам, учитывающим условия эксплуатации железнодорожных мостов и условия производства ремонтных работ, относятся:
4.1. Ремонтопригодность.
при выборе лакокрасочных материалов для поверхности с неполным удалением старых слоев краски определяется совместимость с покрывными лакокрасочными материалами в целях предотвращения вспучивания, отслоения, шелушения, и растрескивания покрытия. Данные по рекомендуемым сочетаниям лакокрасочных материалов приведены в технологических указаниях окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов;
4.2. Требуемая декоративность.
Верхний покрывной лакокрасочный материал рекомендуется применять светлого тона для облегчения надзора и уменьшения температурных влияний на пролетное строение. При нанесении слоев краски каждый слой может иметь свой оттенок;
4.3. Требуемая долговечность покрытия.
Согласно ГОСТ 27751 металлические и сталебетонные мосты относятся к объектам первого уровня ответственности. При ремонте и содержании этих объектов должны использоваться наиболее долговечные лакокрасочные материалы. Применяемые системы покрытий должны обеспечивать надежную защиту металлоконструкций на период нормативного срока окраски, соответствующего для полимерных материалов 10 лет.
5. Технологические факторы, влияющие на выбор системы покрытия:
5.1. Совместимость с другими методами защиты;
5.2. Степень подготовки поверхности, необходимая для обеспечения качества окраски;
5.3. Возможность производства работ исходя из климатических условий. Для районов с повышенной влажностью воздуха во время производства работ - свыше 80% - в обязательном порядке необходимо рассматривать возможность применения однокомпонентных полиуретановых материалов, которые позволяют производить окрасочные работы при влажности воздуха до 95%;
5.4. Требования взрыво- и пожаробезопасности;
санитарно-гигиенические и экологические требования.
6. Существенным экономическим фактором, влияющим на эффективность капиталовложений, являются приведенные затраты, по которым определяют в перспективе затраты на эксплуатацию и ремонт покрытия. При определении приведенных затрат производится расчет на срок службы наиболее долговечного покрытия, и их следует учитывать при сравнении различных вариантов покрытий.
7. Системы покрытия и лакокрасочные материалы, применяемые при окраске металлических пролетных строений, приведены в Технологических указаниях окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов (ЦПИ 6/1 издания 2008г). Применение других лакокрасочных материалов допускается после согласования Департамента пути и сооружений ОАО "РЖД".

3. Организация работ по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов

8. Работы по окраске металлических пролетных строений эксплуатируемых железнодорожных мостов производятся в соответствии с упомянутыми Технологическими указаниями окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов.
9. Сдача объектов под окраску подрядчику должна сопровождаться обязательным составлением дефектных ведомостей состояния окрасочного слоя и утверждением разработанных подрядчиком проектов производства работ, согласованных с причастными эксплуатационными службами железной дороги.
10. Технический надзор за выполнением работ осуществляется заместителем начальника дистанции пути по инженерным сооружениям, мостовым мастером или другими работниками, специально назначенными начальником дистанции пути или службы пути железной дороги.
11. Приемка работ производится в установленном порядке приемочной комиссией, назначенной начальником дистанции пути, и оформляется актом, содержащим основные сведения об объеме, стоимости, технологии и качестве выполненных работ. К акту прилагается перечень исполнительной технической документации (с согласованиями имеющихся отклонений от утвержденных технических решений и смет) и сертификаты на применяемые материалы, а также журнал производства работ.
12. Качество очистки конструкций перед окраской, выполнения грунтовочных работ, нанесения промежуточных слоев и других скрытых работ, а также наличие паспортов на использованные при этом лакокрасочные материалы проверяется по мере их выполнения и оформляется соответствующими промежуточными актами.
13. При заключении договора на производство окрасочных работ необходимо в договоре предусматривать, что подрядная организация должна в течение всего гарантийного срока, предусмотренного договором, но не менее 1/2 нормативного межремонтного срока, осуществлять устранение дефектов, обусловленных нарушениями технологии, низким качеством работ и применяемых материалов. Под понятие "дефект" подпадают участки со степенью коррозии, достигшей или превышающей степень Ri3 ИСО 4628 - Часть 3: "Определение степени коррозии" (см. Приложение) или обобщенную оценку внешнего вида по комплексу изменений защитных свойств ГОСТ 9.407 (A3) - 4 балла. Суммарная площадь дефектов на окрашенной поверхности при этом не должна превышать:
1% от общей площади обработанной поверхности изделия в течение первого года эксплуатации покрытия;
2% в течение второго года эксплуатации покрытия;
3% в течение третьего, четвертого и пятого годов эксплуатации покрытия;
4% в течение шестого года эксплуатации покрытия;
14. Из гарантии исключаются повреждения, нанесенные антикоррозионной системе покрытия в связи с внешними воздействиями, включая:
сварку и иные действия связанные с нагревом, плавкой, загрязнением, механическими повреждениями, неправильным использованием, небрежностью, пожаром, взрывом, радиацией, столкновением, прочими аварийными происшествиями;
повреждения, вызванные воздействием агрессивных химических газов, щелочей, кислот;
участки металлоконструкции, которые, по причине своей физической формы, характеристик и конфигурации, создают объективные трудности в осуществление антикоррозионной защиты.
15. Контроль качества лакокрасочного покрытия металлических пролетных строений в течение гарантийного срока проводится при текущих и периодических осмотрах эксплуатируемых железнодорожных мостов комиссиями дистанций пути в установленные сроки, но не реже одного раза в год (при весеннем осмотре).
16. Мостовым мастером по результатам осмотра составляется дефектная ведомость состояния лакокрасочного покрытия с указанием вида дефектов, суммарной площади и объема работ, необходимых для устранения этих дефектов. Объемы работ, которые должны быть выполнены в счет гарантийных обязательств, определяются совместно с представителем подрядной организации, выполнявшей окраску. Дефектная ведомость за подписью начальника дистанции пути или его заместителя с указанием согласованных сроков проведения работ передается подрядной организации для устранения дефектов.
17. В договорах с подрядными организациями следует предусмотреть, что в период гарантийного срока подрядная организация анализирует причины возникновения дефектов в лакокрасочном покрытии, разрабатывает и выполняет необходимые организационно-технологические мероприятия с целью предупреждения их появления при дальнейшей эксплуатации данного, а также других железнодорожных мостов.
18. Выбор подрядных организаций на выполнение работ по защите от коррозии (окраска) металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов осуществляется на конкурсной основе. Конкурсные процедуры осуществляются согласно Положению о порядке размещения заказов на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения основных видов деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 26 января 2005 г. N 89р, и другим нормативным документам ОАО "РЖД".
С вводом в действие настоящего Регламента организации в ОАО "РЖД" работ по защите от коррозии металлических конструкций железнодорожных мостов, утвержденный Регламент от 30 декабря 2005 г. считается утратившим силу на территории Российской Федерации.

Определение степени коррозии

Настоящий регламент устанавливает метод оценки степени ржавления покрытий путем сравнения с наглядными эталонами.
На наглядных эталонах, приведенных из ISO 4628/3, представлены стальные поверхности с покрытием, которые были разрушены до различной степени ржавления в результате комбинированного воздействия сквозной ржавчины, отслоившейся от покрытия, и видимой подпленочной ржавчины.
Ri - степень ржавления.
Оценивают степень ржавления Ri на покрытии с помощью наглядных эталонов, приведенных на рис. 1-5.
В тех случаях, когда наблюдаются различные степени ржавления на разных участках оцениваемой площади, определяют эти степени ржавления вместе с указанием участка, на котором встречается каждая степень ржавления.
Например, если площадь ржавления соответствует рис.3 Ri3, и размеры отдельных пятен ржавчины находятся в пределах от 0,5 до 5мм, то устанавливают степень ржавления Ri3.

Мосты

Надежность мостовых конструкций имеет стратегическую важность для экономики и безопасности страны, а их дизайн нередко определяет архитектурный облик городов и регионов. Комплексные системы покрытий ВМП для долговременной (до 25 лет) защиты металлических, бетонных и железобетонных мостовых конструкций от коррозии разработаны с учетом мирового опыта создания лакокрасочных материалов.

Системы покрытий ВМП прошли полную отраслевую сертификацию и введены во все основные нормативные документы:

  • СТО 001-2006 "Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания", ООО "Группа компаний "Трансстрой";
  • СТО ЦНИИС 01393674-007-2011 г. «Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания»;
  • Технологические указания по окраске металлических конструкций железнодорожных мостов, ОАО "РЖД", 2012 г.

Покрытия прошли успешные испытания и имеют заключения ведущих отраслевых институтов и исследовательских центров: ЦНИИС, ЦНИИ ПСК им. МЕЛЬНИКОВА, ВНИИЖТ, НИИ ЛКП (г. Хотьково), НИЦИАМТ, НИИЖБ.

ЗАЩИТА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОНСТРУКЦИЙ

Для защиты новых металлоконструкций разработаны трехслойные системы, состоящие из цинкнаполненной грунтовки, промежуточного слоя с антикоррозионными пигментами и финишной полиуретановой эмали с повышенной стойкостью к атмосферным факторам.

Для ремонтной окраски компания предлагает системы покрытий на основе толстослойной эпоксидной или проникающей полиуретановой грунтовки.

Системы покрытий для конструкций, подверженных прямому воздействию УФ-излучения

Наименование ЛКМ по слоям покрытия

Срок службы не менее, годы

ЦИНОТАН (цинкнаполненная полиуретановая грунтовка)

ПОЛИТОН®-УР (УФ) (акрилуретановая эмаль) повышенная светостойкость

ЦВЭС®(цинкнаполненная этилсиликатная грунтовка)

ПОЛИТОН®-УР (УФ) (акрилуретановая эмаль)повышенная светостойкость

ЦИНЭП®(цинкнаполненная эпоксидная грунтовка)

ИЗОЛЭП®-mio(эпоксидная эмаль с железной слюдкой)

АЛЮМОТАН® (алюмонаполненная полиуретановая композиция)

ВИНИКОР®-62 марка А (винилово-эпоксидная эмаль)

Системы покрытий для конструкций, не подверженных прямому воздействию УФ-излучения

Примечания к таблицам

1. Для разбавления полиуретановых материалов производства ВМП до рабочей вязкости и промывки технологического оборудования рекомендуется растворитель Сольв-УР ~10% от массы ЛКМ.

2. Цвет покрывных эмалей может быть любой по каталогу RAL.

Системы покрытий для поверхностей ремонтируемых конструкций

(в зависимости от степени подготовки поверхности)

Опыт применения покрытий ВМП:

  • мостовой переход через реку Волга, г. Ульяновск;
  • автодорожные мосты на дороге Джубга-Сочи;
  • вантовый автодорожный мост через реку Обь, г. Сургут;
  • автодорожный мост через реку Кама, г. Березники, Пермская область и др.

При монтаже металлических мостов широко применяются фрикционные соединения на высокопрочных болтах и комбинированные фрикционно-сварные соединения. От их надежности зависит работоспособность мостов. Надежность работы фрикционных соединений во многом определяется значением коэффициента трения контактных поверхностей, наибольшее значение которого обеспечивается дробеструйной или пескоструйной очисткой контактных поверхностей без нанесения или с последующим нанесением композиции ЦВЭС® на заводе-изготовителе. Таким образом, обеспечивается максимальная готовность конструкций для осуществления монтажа, снижается трудоемкость монтажных работ и исключается вредная для здоровья рабочих операция пескоструйной очистки на монтаже.

Фрикционные свойства покрытия ЦВЭС проверены до и после воздействия климатических факторов. Испытаниями подтверждено, что несущая способность фрикционных соединений и коэффициент трения поверхностей, окрашенных композицией ЦВЭС, не снижается в ходе долговременной эксплуатации. Грунтовка ЦВЭС® рекомендована к применению НИЦ "Мосты" в Технологическом регламенте ИС-385-06 от 18.01.2006 г. по устройству монтажных соединений на высокопрочных болтах с покрытием контактных поверхностей фрикционными грунтовками в стальных конструкциях мостов.

Покрытие для контактных поверхностей фрикционных соединений на высокопрочных болтах

ЗАЩИТА БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Для защиты бетонных мостовых конструкций в атмосфере, а также для гидроизоляции их элементов на вмп разработаны полиуретановые системы покрытий, включающие в себя несколько слоев и имеющие различное функциональное назначение.

Грунтовка приникающего действия хорошо впитывается и закрепляется в пористой поверхности бетона, тем самым способствуя повышению механической прочности пропитанного слоя и обеспечивая высокую адгезию последующих слоев.

Промежуточный слой за счет содержания пигментов чешуйчатой формы обеспечивает повышение водо- и влагостойкости, а также водонепроницаемости.

Покрывные эмали предотвращают проникновение коррозионно-активных веществ в тело бетона и придают заданные декоративные свойства.

Системы покрытий для бетонных и железобетонных мостовых конструкций

ФЕРРОТАН®-ПРО(пенетрирующая полиуретановая грунтовка)

ВИНИКОР®-63 (винилово- эпоксидный лак)

Примечания к таблице

  1. При высоких требованиях к декоративному виду конструкций возможно заменить последний покрывной слой полиуретановой эмали ПОЛИТОН-УР на светостойкую акрилуретановую эмаль ПОЛИТОН-УР (УФ) или акриловую ПОЛИТОН-АК.
  2. Цвет может быть любой по каталогу RAL.

Эти системы были испытаны в ведущем специализированном институте России, занимающемся проблемами бетона и железобетона - НИИ ЖБ, на соответствие требованиям, установленным стандартами для лакокрасочных покрытий по бетону. Определены основные показатели качества систем покрытий ВМП на бетоне. На основании результатов установлено, что покрытия:

  • обладают высокой адгезией к бетону;
  • высокая адгезия сохраняется даже при нанесении покрытий на влажный бетон;
  • значительно, на 7 ступеней, увеличивают марку бетона по водонепроницаемости;
  • снижают водопоглощение бетона на 35 %;
  • повышают морозостойкость бетона от 1,5 до 2 раз.

На основании этого они рекомендованы для вторичной защиты бетонных и железобетонных конструкций в атмосферных условиях, а также для гидроизоляции подземных сооружений.

Опыт применения покрытий ВМП:

  • автодорожные мосты на дороге Джубга-Сочи;
  • мостовой переход через реку Волга, г. Ульяновск;
  • мост - путепровод через Димитровградское шоссе, г. Ульяновск;
  • мост-путепровод в своре проспекта Стачки, г. Ростов-на-Дону и др.
  • ЗАКЛАДНЫЕ ДЕТАЛИ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Стальные закладные детали и соединительные элементы железобетонных конструкций в большинстве случаев подлежат обязательной защите от коррозии. Основным и наиболее надежным способом их защиты является цинкование. ВМП рекомендует к применению один из его видов - "холодное" цинкование с использованием цинкнаполненных композиций ЦИНОЛ и ЦИНОТАН. Технология заключается в нанесении на металл лакокрасочных материалов, содержащих в своем составе цинковый порошок. Она позволяет использовать уникальные защитные свойства цинка при отсутствии производственных мощностей для традиционных способов цинкования. Кроме того, испытания подтвердили, что в особо агрессивных условиях, например, в присутствии хлоридов и сульфатов, ресурс цинкнаполненных покрытий значительно превосходит возможности горячеоцинкованных.

Покрытия, наносимые методом "холодного" цинкования, обладают неоспоримыми преимуществами:

  • сочетают в себе достоинства цинковых металлических, а также лакокрасочных покрытий;
  • по защитным свойствам не уступают традиционным цинковым покрытиям, наносимым методом горячего цинкования;
  • наносятся как в заводских, так и в полевых условиях.

Системы покрытий ЦИНОЛ и ЦИНОТАН для стальных закладных деталей и соединительных элементов

Обетонируемые или замоноличиваемые детали и элементы

общая толщина покрытия 80-120 мкм;

общая толщина покрытия 80-120 мкм.

Детали и элементы, эксплуатируемые на открытом воздухе, без возможности обетонирования

ЦИНОЛ® или ЦИНОТАН®, толщина покрытия не менее 80 мкм, с последующим окрашиванием совместимыми с ними атмосферостойкими лакокрасочными материалами. Общая толщина покрытия - не менее 150 мкм.

Читайте также: