Технология 7 класс художественная обработка металла презентация

Обновлено: 03.05.2024

Художественная обработка
металла
• Это древнее мастерство, которое
продолжает развиваться и в сегодняшнее
время.
• Художественная обработка —
мастерство изготовления вещей,
удовлетворяющих эстетическое (красота),
творческое начало в человеке. В
процессе производства изготавливается
продукция, обладающая изысканностью,
выразительностью и художественной
ценностью.

Виды художественной
обработки металлов:
Литьё;
Ковка;
Чеканка;
Металлопластика;
Гравировка;
Филигрань;
Эмалирование.

Художественное литьё
• Полученный, в результате плавления,
жидкий материал, разливается в нужные,
заранее заготовленные формы. После
охлаждения, отливки используют, как
готовую продукцию, или как составную
часть основного изделия.
• Форму для отлива готовят до начала
основных работ. Если выливаемый
продукт обладает сложной
конструкцией, готовят несколько форм,
а полученные в результате отлива
детали соединяют между собой.

Ковка металлических изделий
• Ковка — древний метод обработки
металла. Суть процесса — придание
заготовке нужной формы при помощи
ударов молота. Под ударами молота
деталь изменяется и постепенно
принимает желаемую форму.
• Свойство металла, обеспечивающее
«правильное» изменение, без трещин и
разрывов, называется ковкостью.
Ковкость, в большинстве случаев, присуща
драгоценным металлам, обладающим
пластичностью и вязкостью.

Художественная чеканка
• Чеканка — создание рельефного
изображения, на тонком листовом металле,
при помощи молотка и специального
стержня. Ударяя «разгонным» молотком по
стержню, чеканщик оставляет следы на
листе и постепенно придает ему
объемный вид. Используя короткие и
частые удары, мастер выстукивает металл
до получения нужной формы. После чего,
предварительный этап считается
законченным и начинается,
непосредственно, процесс чеканки или
выбивка декора.

Металлопластика
• Металлопластика — метод художественной
обработки металла, отдаленно
напоминающий чеканку, однако, имеющий
ряд существенных отличий.
• Для данного способа характерно:
• тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по
сути, являющиеся фольгой.
• использование скульптурных стеков как
рабочих инструментов.
• особенности процесса обработки более
похожи на лепку, с ее плавностью линий и
движений.

Технология производства:
• Первый этап работы — отжиг изделия
и охлаждение.
• Затем предварительно созданный
рисунок, на прозрачной бумаге,
прикладывают к фольге и обводят
специальным приспособлением, до
тех пор, пока рельеф не отобразится
на поверхности.
• Процедура продолжается до
получения нужного результата.

Художественная гравировка
• Гравировка — популярный и
распространенный метод обработки
изделий, предполагающий нанесение
рисунка или рельефа на заготовку.
Рисунок наносится специальным
инструментом — резцом.

Филигрань
• Филигрань — оригинальный способ
обработки металла, применяющийся в
ювелирном деле. Изготовление
филигранных изделий —
исключительно ручная работа,
выполняемая специальными
инструментами.

Художественное эмалирование
• Эмалирование — это взаимопроникновение
двух различных структур — металла и
стекла. В результате процесса изделие
остается таким же прочным, но
приобретает блеск и стойкость к
химическим веществам.
• Художественное эмалирование —
недорогой и быстрый способ цветового
обогащения изделия из металла.
Материалом для эмалирования, чаще
всего, служит медь и драгоценные металлы.
Так производят вазы, бижутерию, картины.

Презентация "Художественная обработка металла" 7 класс

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

(из опыта работы)

Учитель технологии: Знароченков А. М.

При изучении курса технологии (индустриальные технологии) для мальчиков есть раздел учебного материала, который вызывает особое внимание и интерес учителя и его учеников. Это раздел «художественная обработка материалов», то есть древесины и металлов, как основных поделочных материалов. При изучении этого раздела кроме интереса возникает ряд трудностей, как организационного характера (наличие материала, инструментов, различных принадлежностей), так и методического управления процессом обучения. В учебниках технологии для 7 класса дано описание нескольких видов художественной обработки металлов: тиснение по фольге, ажурное плетение из проволоки (ажурная скульптура из металла), басма, просечной металл, чеканка. Остановимся на чеканке по металлу и ажурном плетении из медной проволоки, так как эти технологии наиболее полно отработаны у нас на уроках.

Организация рабочего места учителя

Все инструменты для

работы находятся на рабочем столе

учителя и раздаются обучающимся по мере выполнения ими задания. Смена инструментов проводится под контролем учителя в тот момент, когда проводится переход от одной технологической операции к другой.

Учитель организует работу учеников, поясняет содержание каждой

технологической операции при выполнении чеканки, показывает

приёмы работы каждым отдельным инструментом. Указывает места

на металлической пластине, на которые обучающемуся следует обратить

своё внимание, то есть провести работу.

Рабочее место обучающегося

На рабочем месте обучающегося

находится минимум инструментов

и принадлежностей для выполнения

чеканки, только те, которые

необходимы на данный момент

- чекан, применяемый в данный

момент в работе.

Инструменты для выполнения чеканки

При отсутствии специально

Их можно изготовить из старых

кернеров, воротков, зубил,

напильников, из стальной

проволоки-катанки. Из твёрдых

пород древесины: дуба, бука,

Рабочие части таких инструментов затачиваются под рабочую

форму расходников, лощатников, бобошников, а также и под другие

инструменты, чтобы получить определённую фактуру поверхности чеканки.

Работа над металлическим рельефом

ведётся с верхней лицевой стороны и

с обратной изнаночной. Рисунок

Картинки аккуратно обходят

расходником. Фон вокруг картинки

С обратной изнаночной стороны

  • Чеканка на тонколистовой стали-работы обучающихся

Чем аккуратнее перенесён рисунок на металлическую пластину,

чем внимательнее и организованнее велась работа над металлическим

рельефом, тем лучше и выразительнее смотрится готовое изделие.

Чеканка на тонколистовой стали-работы обучающихся

чеканки по металлу

в творческих работах обучающихся.

Памятник с танком.

Чеканка на тонколистовой стали- работы обучающихся

Чеканка на тонколистовой стали, работы обучающихся

Ажурное плетение из медной проволоки

При изготовлении декоративных

изделий из проволоки может быть

очень интересным применение технологии

плетения из медной проволоки. Она

легко обрабатывается: плющится,

скручивается, сгибается. При полировке

приобретает красновато-золотистый блеск.

Разноцветные бисер и бусинки – детали, которые красиво смотрятся в сочетании с медной проволокой.

Ажурное плетение из медной проволоки,

организация рабочего места

Для изготовления декоративно-

художественных изделий из медной

проволоки не требуется много материалов

и инструментов. Слесарные тиски,

несколько круглых оправок, круглогубцы,

облегчённый слесарный молоток, медная

проволока сечением 1,5 – 2.0 мм для

каркаса изделия и сечением 1 мм

для связки отдельных деталей вместе.

Методические разработки учителя,

медальоны и обереги

Учебные работы обучающихся

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет собой уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данный раздел программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инстру­ментом, станками и оборудованием, ценить красоту.

Художественная обработка материалов требует серьезных зна­ний и умений в обращении с ручным инструментом и станоч­ным оборудованием. Одновременно с этим она представляет собой уни­кальную возможность соединить трудовую подготовку с эстети­ческим воспитанием, без которого невозможно добиться высо­кой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает жела­ние к последующей деятельности. Именно поэтому данный раздел про­грамма предлагает вести обучение трудовым навыкам в нераз­рывной связи с художественной обработкой материалов и ста­вит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инстру­ментом, станками и оборудованием, ценить красоту.

Презентация "Художественная обработка металла – пропильной металл"

Презентация «Художественная обработка металла – пропильной металл»

Подготовил: Дёмин Н.В., учитель технологии МБОУ «СШ №18» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

- сформировать у учащихся умение создавать изделие в технике пропильного металла.

- научить технологическим приемам художественной обработки металла, изготовлению изделия в технике пропильного металла;

- продолжить развитие политехнического кругозора учащихся;

- воспитывать точность, аккуратность, ответственность при индивидуальной работе над частью общего изделия;

  • продолжить знакомство учащихся с техническими профессиями мастеров художественной обработки металла.

Беседа по вопросам:

- Как производится правка листового металла?

  • Назовите основные свойства металла из меди, алюминия, стали.
  • Люди каких профессий работают с тонколистовым металлом

Выполнение практического задания:

- Покажите приёмы работы с чертилкой и надфилями

- Какие правила безопасности необходимо соблюдать при обработке металла?

Изложение нового материала

Из глубокой древности дошли до нас металлические изделия мастеров, которые до сих пор хранятся во многих музеях мира и радуют наши глаза неповторимостью своей красоты. Художественные работы с металлом были широко распространены и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII - IV в.в. до н.э.

К наиболее простым можно отнести технику просечного металла (пропильной металл, просечная чеканка, ажурная просечка). В XV - XVII веках на Севере, особенно в Вологодской области, технику ажурной просечки листового металла применяли при изготовлении многих предметов быта. Листами и полосками с просечными узорами обивали деревянные сундуки, подголовники, шкатулки и ларцы, подсвечники и светильники. Плотники и резчики украшали дом разным декором. Вдоль конька крыши мастера укрепляли ажурный гребень, по краям которого устанавливали иногда миниатюрные башенки с флюгерами, вырезанными из жести со знанием дела.

Материалы для работы

Наиболее часто просечные изделия выполняются из тонкой листовой стали, называемой в быту кровельным железом. Поскольку в ней содержится мало углерода, она обладает достаточно высокой пластичностью – легко гнется, режется ножницами и просекается стальными сечками. Для изготовления различных бытовых предметов применяют и цветные металлы.

Инструменты для работы с пропильным металлом

просечки квадратных отверстий

Просечки круглых отверстий

клещи просечные с

просечки и штампы

набор выколоток, просечек, пробойников

Насадка на дрель

для резки металла

Ножницы для просечки

- Работу начинают с подготовки заготовки, т.е. правки металла.

- После этого выбирается или рисуется рисунок будущего изделия на бумаге.

- Затем переводим рисунок на заготовку.

- При выпиливании замкнутых контуров сверлим отверстия.

- Для вырезания используют слесарные инструменты.

- Если заготовка большая помним об экономной разметке.

- Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него можно положить цветной фон.

- Готовый узор монтируют на изделие мелкими гвоздями, которые будут служить декоративными элементами.

Изделия из пропильного металла

Изделия из просечного железа (петля-жиковина, личина)

Изделия из пропильного металла - шкатулки

Изделия из пропильного металла - светильники Изделия из пропильного металла - предметы быта Изделия из пропильного металла - флюгеры Изделия из пропильного металла - дымники Украшения фасада дома Изделия из пропильного металла.

гребни фронтонов (Горьковскаяобл.).

Навершие просечное XIII век

Украшения колонн и вазы Элемент коньковой решетки Водосточные трубы.

Водосточная труба с деталями из просечного металла (а), навершия или воронки труб (б, в, г, д), слив (е)

Правила безопасности 1. При разметке заготовки не укладывать чертилку в карман халата. 2. Работать напильниками, слесарным лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками. 3. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку. 4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой. Практическая работа 1. Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, эмблему-накладку на сумку, накладки на замочные скважины и др.). Подберите из книг и журналов подходящий рисунок или нарисуйте его сами. 2. Подготовьте листовую заготовку из металла (меди, латуни, алюминия, стали) для работы. 3. Перенесите на заготовку с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. 4. Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий. 5. Обработайте внутренние и наружные контуры соответствующими инструментами. 6. Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой. 7. Покройте лаком изготовленное вами изделие. Закрепление нового материала

1. Где применялись и применяются художественные изделия из пропильного металла?

2. Назовите последовательность работ при изготовлении изделий в технике пропильного металла.

3. Из каких основных частей состоит слесарный лобзик?

4. Каким образом выпиливают изделия из очень тонкого металла?

5. Какими инструментами зачищают, шлифуют и полируют поверхность изделия?

Презентация по технологии на тему "Художественная обработка металла" 7 класс

Художественная обработка металлаУчитель технологии МБОУ «Гимназия №1» г. Мари.

Правила безопасной работы
не размахивай инструментом;
соблюдай осторожность при работе с металлом и режущим инструментом;
не толкайся и не мешай другим;
аккуратно выполняй полученное задание;
будь осторожен в обращении с лаками красителями;
при получении травмы немедленно обратись за помощью к учителю.

описание последовательности выполнения операций: Для изготовления художествен.

описание последовательности выполнения операций:
Для изготовления художественной открытки берем пустую банку из-под напитка.
Аккуратно отрезаем от банки верхнюю и нижнюю части.
Получившийся цилиндр разрезаем, разворачиваем и выпрямляем заготовку.
Закрепляем рисунок на заготовке при помощи скотча.
Давилкой переводим рисунок на заготовку.
Проявляем рисунок на заготовке наждачной бумагой
Разными давилками делаем тиснение рисунка, переворачивая заготовку то внутренней, то наружной стороной (также можно сделать фон и др. элементы).
Готовый рисунок вставляем в заранее приготовленную рамку и лакируем.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретический материал по теме

Проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретический материал по теме

1. Что такое фольга? а) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и твердый металл.

1. Что такое фольга?
а) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и твердый металлический лист;

б) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и гибкий металлический лист;

в) тонкий (толщиной от 0,001 до 0,2 мм) и упругий металлический лист.

2. Какие инструменты используются для выполнения тиснения по фольге? а) штам.

2. Какие инструменты используются для выполнения тиснения по фольге?

а) штамповки;
б) давилки;
в) рихтовки;
г) гладилки.

3. Какие металлы не применяются для изготовления фольги? а) сталь, чугун; б.

3. Какие металлы не применяются для изготовления фольги?

б) алюминий, медь;

4. Тиснение по фольге – это: а) получение рельефного изображения на фольге;.

4. Тиснение по фольге – это:

а) получение рельефного изображения на фольге;
б) вырезание орнаментов и фигурок из фольги;
в) получение объемных предметов из фольги;
г) получение изображения на фольге с помощью красок.

в) пресс для правки;

г) деревянную гладилку или тампон

Ответы 1. – б 2. – б 3. – а 4. – а 5. – г 0 ошибок – оценка «отлично», 1-2 о.

Ответы
1. – б
2. – б
3. – а
4. – а
5. – г
0 ошибок – оценка «отлично»,
1-2 ошибки – оценка «хорошо»,
3 и более ошибки – повторить материал урока.

домашнее задание: совершенствование навыков тиснения.

домашнее задание:
совершенствование навыков тиснения.

Краткое описание документа:

Художественная обработка металла. Урок на тему: "Тиснение фольги".

  • обучить детей приемам тиснения по фольге и грамотному подбору инструментов.
  • развивать интерес к предмету, эрудицию, эстетическое восприятие, фантазию и творческое мышление.
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру общения, аккуратность и трудолюбие.
  • изготовить художественную открытку.

Метод обучения: рассказ с иллюстрациями, показ приемов работы и практическая работа.

Оборудование и материалы: тонколистовой металл, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, рабочие доски, фольга, ножницы, эскизы рисунков, мерительные инструменты, компьютер, рамки для открыток.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Художественная обработка металла

Художественная обработка металлов была
популярна еще в глубокой древности. После
того как человечество научилось
использовать металлические предметы в
бытовых целях, появились украшения.
Интерес к металлическим изделиям, которые
способны украшать быт или служить в
качестве личных украшений, не утрачен до
сих пор. Все так же пользуются спросом
чеканка, фигурное литье, ковка, гравировка и
другие приемы.

3. Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы — знание
особенностей и качеств материала, его
технологических и рабочих свойств. Так, при
работе с металлами используется как чистое, без
дополнительных примесей сырье, так и
различные сплавы. Попадающие в производство
материалы делятся на две основные группы:
черные;
цветные.

4. Основные виды используемых материалов:

Углеродистая сталь — упругий
металл со способностью к
закаливанию. Сталь хорошо куется и
режется, и производится как
сортовой продукт. При
изготовлении изделий из стали
методом художественной
обработки, используются сорта У8 и
У10.
Медь — мягкий, поддающийся ковке,
красноватый материал, легко
обрабатывается, но несколько вязок.
Медь хорошо паяется, проводит
электричество и тепло, и часто
используется для производства
художественных изделий.

5. Основные виды используемых материалов:

Бронза — соединение меди и олова.
Применение бронзы практикуется в литье и
инкрустации.
Латунь — сплав цинка и меди, более твердый и
менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко
обрабатывается, и пригодна для инкрустации и
чеканки.

6. Основные виды используемых материалов:

Цинк — белый с
синеватым оттенком
металл. Материал плохо
куется, но удобен для
паяния и несложен в
обработке. Цинк часто
используется при
гравировке и в литье.
Олово — мягкий, белый
материал. Олово
используется для лужения
и инкрустации, и входит в
множество сплавов.

7. Основные виды используемых материалов:

Алюминий — легкий, хорошо
поддающийся обработке
материал.
Свинец — мягкий, плохо
окисляющийся металл, часто
используется для литья. Оксид
свинца чрезвычайно ядовит.
Серебро. Вне сплавов,
используется редко из-за
излишней мягкости, поэтому в
готовых изделиях, чаще всего,
присутствует сплав серебра и
меди. Также серебро
применяется при проведении
инкрустационных работ.

8. Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:
Хрупкость материала — качество противоположное
пластичности, что на практике означает способность к
быстрому саморазрушению, при внешнем механическом
воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза
легко раскалывается на куски.
Упругость — особенность, означающая восстановление
формы и объема, при прекращении внешнего
воздействия. В наибольшей мере данные свойства
присущи отдельным сортам стали.
Плавкость — способность металла переходить в жидкое
состояние при нагревании. Плавкость широко
используется как в промышленном, так и кустарном
производстве изделий из металла.

9. Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие,
позволяющее изменить физическое состояние материала.
Главная цель обработки — производство необходимых в
повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши
или произведений искусства.
Художественная обработка, в отличие от промышленного
производства металлических изделий — мастерство
изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое,
творческое начало в человеке. В процессе производства
изготавливается продукция, обладающая изысканностью,
выразительностью и художественной ценностью.

10. Видами художественной обработки металлов принято считать:

11. Фигурное литьё

Литье - древнейший вид обработки металлов. На Руси
художественное литье получило развитие уже в VI-VIII вв.
Изделия отливали из бронзы, серебра и золота. Литыми
вещами славилась Киевская Русь. Прекрасные образцы
литейного искусства имелись и в XVII в. в северных русских
городах: Новгороде, Владимире, Суздале. В технике литья
изготовляли браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья.
Отливали и более крупные предметы: подсвечники,
паникадила, кувшины-водолеи, колокола.

12. Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью
металла, качеством, возникающим
при термическом воздействии на
материал. Полученный, в результате
плавления, жидкий материал,
разливается в нужные, заранее
заготовленные формы. После
охлаждения, отливки используют,
как готовую продукцию, или как
составную часть основного изделия.
Форму для отлива готовят до начала
основных работ. Если выливаемый
продукт обладает сложной
конструкцией, готовят несколько
форм, а полученные в результате
отлива детали соединяют между
собой.

14. Литье

Литье подразделяют:
по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
по устройству и материалу форм. Временные формы
— песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из
воска, гипса или металла.
по методу литья: центробежное, под давлением,
стандартное.
Плавится металл в особых печах. Поскольку температура
плавления у разных материалов отличается, при
отсутствии механизма фиксации температуры,
необходим визуальный контроль над процессом. После
плавления металл разливают по формам, дают
заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

15. Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка — древний метод обработки металла. Суть
процесса — придание заготовке нужной формы при
помощи ударов молота. Под ударами молота деталь
деформируется и постепенно принимает желаемую
форму.
Свойство металла, обеспечивающее «правильную»
деформацию, без трещин и разрывов, называется
ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща
драгоценным металлам, обладающим пластичностью и
вязкостью.

16. Ковка металла

17. Особенности холодной ковки

История художественной обработки металла сообщает о
методе «холодной ковки», повсеместно
использовавшемся в Киевской Руси. Посредством
«холодной ковки», мастера по золоту, выковывали из
слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.
Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в
уплотнении изделия под ударами молота. На втором —
обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и
т. д. В наше время данный способ используется только в
ювелирном деле.
Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что
означает художественную обработку листового металла
толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в
Древней Греции, величайшим скульпторам античной
эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй
богов.

18. Художественная ковка

Прекрасным примером русского
кузнечного искусства XIII в. может
служить шлем Ярослава
Всеволодовича, выкованный из одного
куска железа.

19. Художественная ковка

В народном творчестве XVIII в. привлекают
внимание затейливые кованые светцы и
подсвечники, кованые паникадила. Примерами
высокого развития ремесла могут служить
искусно выполненные ограды, перила, балконные
решетки Петербурга. Изделия, сохранившиеся в
музеях нашей страны, дают полное
представление об этой отрасли декоративного
искусства. Они свидетельствуют о богатстве и
своеобразии русской художественной ковки.

20. Просечное железо

Рождение искусства просечного железа
относится к самым отдаленным временам
развития кузнечного дела. Ковка и просечка
столетиями мирно сосуществовали и успешно
развивались вплоть до прошлого века.
В древнерусском декоративном искусстве
просечной металл распространился очень
широко. "Плоскостное узорочье" вплетали в
белокаменную резьбу ВладимироСуздальской Руси подзорами крыш и куполов,
фонарями, дверными петлями. В домах
просечными полосами оковывали сундуки,
поставцы, шкатулки.

21. Просечное железо

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные
его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью.
Или наносился зубилом дополнительный узор.
Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили,
лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в
яркие цвета. Но иногда фона не было вообще - просечной
ажур смотрелся на просвет.
Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок
наносили так, чтобы просветы создавали свой
дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от
вырубки орнамента не было - вырубленная часть имела
самостоятельную художественную ценность.
Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края
его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало
изделию большую скульптурность.

22. Как осуществляется чеканка

Ковкость металла, его способность к
растяжению хорошо использовали
древние художники, создав особый вид
художественной обработки металла чеканку.
Чеканка — создание рельефного
изображения, на тонком листовом
металле, при помощи молотка и
специального стержня. Ударяя
«разгонным» молотком по стержню,
чеканщик оставляет следы на листе и
постепенно придает ему объемный вид.
Используя короткие и частые удары,
мастер выстукивает металл до
получения нужной формы. После чего,
предварительный этап считается
законченным и начинается,
непосредственно, процесс чеканки или
выбивка декора.

23. Чеканка

В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные
сосуды-кратиры новгородского Софийского собора,
находящиеся в Оружейной палате новгородского
кремля. Скульптурная чеканка отличается тонкостью
выполнения и легкостью линий. Движение фигур
хорошо связано с силуэтом сосудов.
В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и
золоту. Мастера московской Оружейной палаты
проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой
утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов.

Для выбивки декора используют стержни
— чеканы определенного профиля.
Наиболее ценными считаются изделия,
изготовленные из цельного куска
заготовки.
Чеканка по твердой модели — метод,
применявшийся в древности для выделки
фигур. Тонкий лист, из драгоценного
металла, «разгоняли» по железной
модели, а затем снимали получившийся
рисунок.

25. Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида
работ, качественно отличающихся друг от друга:
1.Чеканка по листу;
2.Чеканка по литью (оброну).
Чеканка по листу — это создание нового произведения,
при помощи специальных инструментов.
Второй случай — доведение до нужного уровня заранее
отлитой, или вырезанной методом оброна, формы.
Чеканка литья применяется для придания форме
четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке
отливки, полученные в земляных формах.

26. Особенности металлопластики

Металлопластика — метод художественной обработки
металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако,
имеющий ряд существенных отличий.
Для данного способа характерно:
тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути,
являющиеся фольгой.
использование скульптурных стеков как рабочих
инструментов.
особенности процесса обработки более похожи на
лепку, с ее плавностью линий и движений.

27. Технология производства:

Первый этап работы — отжиг изделия и
охлаждение.
Затем предварительно созданный
рисунок, на прозрачной бумаге,
прикладывают к фольге и обводят
специальным приспособлением, до тех
пор, пока рельеф не отобразится на
поверхности.
Процедура продолжается до получения
нужного результата.

28. Отжиг

29. Как осуществляется гравировка

Гравировка — популярный и распространенный метод
обработки изделий, предполагающий нанесение
рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится
специальным инструментом — резцом.
Гравировка делится на два вида:
плоскостную;
обронную.
Плоскостная гравировка означает финальную
стадию декорирования предмета. Это нанесение
контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.
Обронная гравировка подразумевает нанесение
рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в
трехмерном пространстве.

30. Гравировка

История гравировки но металлу насчитывает не одно
тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с
искусной гравировкой, выполненной кавказскими
художниками-граверами еще в начале первого
тысячелетия до новой эры. В основном это оружие боевые топоры и кинжалы, украшенные
гравированными орнаментами и изображениями
животных.
Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и
других городов оставили нам прекрасные образцы
гравировки на различных металлах.
Неповторимым своеобразием отличались медные
павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки
изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок,
журавлей, всадников и скоморохов, украшая их
резцовой гравировкой.

31. Травление кислотой или щелочью

Травление считается
разновидностью гравировки.
Техника данного метода
состоит в покрытии
металлического изделия
воском, и нанесении рисунка
на покрытую воском
поверхность. Далее, следует
помещение заготовки в
кислоту или щелочь, где
происходит протравливание
изображения и,
соответственно,
потускнение остальной
поверхности.

32. Филигрань

Филигрань (скань) - один из древнейших видов
художественной обработки металла. Получается скань
от скручивания, ссучивания двух проволочек,
образующих "веревочку". Туго скрученная проволока
смотрится особенно эффектно, напоминая ряд
плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью,
т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще
более красивым. В технике зерни изготовлялись изделия
Киевской Руси еще в X в.
Развитие филигранного искусства, приостановленное
монголо-татарским нашествием, вновь приходит к
расцвету в XV-XVI вв. Изделия с филигранью включают
самые различные материалы: драгоценные камни,
эмаль, дерево, резную кость.

33. Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань — оригинальный способ обработки металла,
применяющийся в ювелирном деле. Изготовление
филигранных изделий — исключительно ручная работа,
выполняемая специальными инструментами.
Существует множество разновидностей филигранной техники,
таких как:
напайная;
рельефная;
напайная с эмалью;
ажурная;
рельефная;
объемная.
Тиражирование изделий из филиграни происходит методом
литья и гальванопластики. Использование штампов
допускается только для воспроизведения фоновой
филиграни.

34. Художественное эмалирование

Эмалирование — это взаимопроникновение двух
различных структур — металла и стекла. В результате
процесса изделие остается таким же прочным, но
приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

35. Эмалирование

Художественное эмалирование — недорогой и
быстрый способ цветового обогащения изделия
из металла. Материалом для эмалирования, чаще
всего, служит медь и драгоценные металлы. Так
производят вазы, бижутерию, картины.
Сама по себе эмаль — это нанесенный на металл
тонкий, расплавленный слой массы, обладающей
физическими свойствами стекла. Производят
эмаль, подвергая термической обработке
легкоплавкое стекло.

36. Эмалирование

Художественные эмали делятся на:
прозрачные;
фондон;
непрозрачные;
опаловые.
Эмаль производится в
промышленных масштабах в виде
плиток или порошка, и имеет
соответствующую, цветовую
маркировку. Однако, окончательный
цвет изделия, определяется
характером обжига и качественными
показателями металла, его реакцией
на эмаль при обработке.

37. Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает
определенный набор характеристик
элементов художественной обработки,
таких как:
Матирование. Матированной считается
отличная от полированной
декорированная поверхность изделия.
Чернение. Сплав из серебра, меди,
свинца и серы — чернь, накладывают на
заготовку, с предварительно
выгравированным рисунком.
Поверхность заготовки, не
подвергающаяся чернению, должна быть
отполированной и не иметь дефектов.

38. Декоративная отделка

Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия
подвергают оксидированию химическим или
электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование
происходит при контакте с растворами или
электролитами, в состав которых входит
двухромовокислый калий. При цветном оксидировании
изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую
процедуру продукцию, для придания блеска, полируют
мягкими щетками.

39. В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие — тончайшая
металлическая пленка, наносимая на поверхность
предметов, для увеличения их износостойкости,
прочности, долговечности.
Гальваническое покрытие широко используется и
в ювелирной промышленности, где материалами
для него служат редкие и драгоценные металлы:
золото, серебро, родий.

Читайте также: