Технология художественной обработки металлических материалов

Обновлено: 18.05.2024

Художественная обработка металла представляет собой в некотором роде работу творческого направления. Давно известное, появившееся еще в глубокой древности, это занятие не зря называется искусством малых форм. В результате применения навыков и талантов мастера, материал, из которого далее производится изделие, приобретает большую выразительность, не лишенную эстетической ценности. Стоит заметить, что данное искусство начиналось с обработки золота, но постепенно перенеслось на более широкий круг материалов и даже сплавов.

Основные технологии художественной обработки металлов

Особого внимания заслуживает технология художественной обработки металлов, которая имеет несколько отличающихся друг от друга разновидностей. Первой и, пожалуй, самой древней выступает технология литья. Этот процесс многогранен и разнообразен. Так, может быть использован разный металл или сплавы, различают характер моделей, их форму и конструкцию, способ заливки. Вторая, не менее древняя технология – это ковка. Как подметили наши предки, на материал гораздо легче воздействовать, если он раскален до определенной температуры.

Художественная обработка металла

В современном мире художественная обработка металла четко распределена по видам проводимых работ: слесарно-кузнечные, граверные и чеканно-дифовочные, черневые и сканно-эмальерные, литейные. Также к современным способам художественной обработки относится гальванопластика. Гальванопластика представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких операций, в результате которых можно получить гальванокопии. Сначала изготовляются непосредственно сами формы. Затем на формы наносится электропроводящий слой и зарядка. Финальным этапом формы погружаются в гальванованну и происходит процесс наращивания металла.

Художественная обработка металла - наука, которая требует, кроме теоретических знаний, наличие большого практического опыта и эстетического вкуса. Ранее считалось, что для осуществления процесса творения прекрасного обязательно необходим талант, без которого обучение не даст результата. Сейчас же, зная основы ремесла и соблюдая все правила изготовления типовых изделий, можно, при наличии необходимого инструмента и оборудования, создавать шаблонные шедевры. Но настоящие эксклюзивные изделия и теперь доступны лишь действительно талантливым мастерам, способным придать обычной вещи неповторимый шарм и красоту.

Удивительное искусство

Технология художественной обработки металлов во многом зависит от выбора рабочего материала. Дело в том, что ассортимент материалов, поддающихся данному процессу, довольно обширен. К этой категории относятся цветные и драгоценные металлы, а также их сплавы, некоторые другие материалы. Важной при выборе технологии является и толщина материала. К примеру, если толщина до 0,7 миллиметра, можно применить чеканку, если более, то скорее подойдет гравирование. К умению применить творческий подход в работе следует прибавить знания свойств материалов, совокупность этих условий составляет комплекс умения и высокой квалификации.

Гравирование

Современная художественная обработка металла включает в себя не только разнообразные технологии. В перечне выполняемых работ, помимо изготовления оригинальных изделий, присутствуют работы по реставрации старинных вещей. Можно сказать, реставрация – процесс даже более сложный, чем само производство, ведь, чтобы приступить к нему, необходимо изучить материал изделия, а порой даже попытаться повторить манеру исполнения предыдущего мастера. Искусство художественной обработки прошло долгий путь развития, при этом не потеряло своего очарования, благодаря чему удачно сочетается с современными модными тенденциями.

О кафедре


История кафедры
В 1956 году в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ) была организована кафедра «Технология металлов», которая являлась общетехнической. Позднее из ее состава выделились кафедры: «Технология машиностроения» (заведующий И.И. Муханов)» и «Металлорежущие станки и инструменты» (заведующий В.Э. Думпе), которые стали основой машиностроительного факультета.

В 1956 г. начались научные исследования по проблеме «Упрочнение металлических сплавов». Началом создания научной школы следует считать 1962 год, год открытия аспирантуры и начала работы городского научного семинара по проблемам материаловедения. Подготовка кандидатов и докторов наук велась на базе научных исследований по единому направлению «Теория и новые технологии упрочнения сплавов», которое сохранилось и сегодня.

Сорок один год кафедрой материаловедения заведовал Л.И. Тушинский, он открыл специальность «Материаловедение в машиностроении». Научные интересы Заслуженного деятеля науки РФ, профессора Л.И. Тушинского, основанные на идее связи реальной структуры материалов с конструктивной прочностью, развивались при интеграции новых представлений о процессах упругой, пластической деформации и разрушения, физики конденсированного состояния и материаловедения. Все теоретические и экспериментальные исследования в научной школе «Проблемы современного материаловедения» проводились в тесной координации с ведущими научными коллективами и их лидерами в СССР, Польше, Англии и других странах.

  • около 450 заседаний семинара,
  • примерно 500 научных докладов,
  • 16 выступлений видных ученых из западных стран,
  • 52 выступления ученых-материаловедов из других городов России,
  • около 90 обсуждений кандидатских и докторских диссертаций.

Непосредственно постоянными участниками семинара защищено 8 докторских и 46 кандидатских диссертаций. Таким образом, научный семинар «Проблемы современного материаловедения» явился действительной школой подготовки кадров высшей квалификации.

С 1997 года кафедрой руководил Анатолий Андреевич Батаев, доктор технических наук, профессор. Форма организации учебного процесса – дневная, бюджетная и контрактная. Обучение ведется в лабораториях: технологии металлов (V-121), конструктивной прочности (V-163), электронной микроскопии (V-264), металлографии (V-262), термообработки (V-263); художественных студиях (V-121,V-261).

На кафедре исследуются самые прогрессивные технологии упрочнения, разрабатываются и внедряются новые материалы. Ежегодно по направлению "Материаловедение и технологии материалов" набирается группа 25 человек. После четырех лет обучения студенты получают академическую степень бакалавра.

С 1998 г. кафедра обучает студентов по направлению «Технология художественной обработки материалов». Подготовка в этом случае идет по направлениям:

  1. Компьютерный дизайн художественных изделий.
  2. Технология художественного литья.
  3. Технология обработки художественных изделий давлением.
  4. Обработка металла лазером и плазмой.
  5. Обработка художественных изделий с использованием металлообрабатывающих центров.

С 2013 года кафедра ведет подготовку студентов по направлению «Наноинженерия». В процессе приобретения профессиональных навыков учащиеся научатся работать с приборами, системами и элементами, в основе которых лежат нанотехнологии. В основном профессиональная деятельность бакалавров связана с инженерным направлением в инновационной сфере. Выпускники могут трудиться инженерами-метрологами в области нанотехнологий и наноматериалов или наноинженерами. Они занимаются проектированием узлов в электронных приборах и робототехнических комплексах. В исследовательской сфере они осуществляют работу, направленную на поиск новых материалов и раскрытие свойств имеющихся. Большое количество вакансий сконцентрировано в сфере медицины и биотехнологии, поэтому в эти области привлекается наибольшее число талантливых специалистов, которых, в свою очередь, манят впечатляющие перспективы роста.

Образовательные программы «Наноинженерия» и «Материаловедение технологии материалов» входят в список приоритетных направлений подготовки, утвержденных Президентом России. Эти направления стратегически важны для развития экономики России. Студенты, обучающиеся на приоритетных специальностях, имеют шанс получить стипендии Президента и Правительства РФ.

Для подготовки студентов на кафедре «Материаловедение в машиностроении» существуют центр коллективного пользования «Современные металлообрабатывающие технологии», научно-образовательные центры «Оптическая и растровая микроскопия Carl Zeiss», «Нанотехнологии». Более того, у студентов есть доступ к самому современному оборудованию и научным лабораториям Сибирского отделения РАН.

Отличительной особенностью кафедры является индивидуальное обучение студентов. Научными руководителями назначаются преподаватели и аспиранты кафедры. Индивидуальная научная работа рассматривается как обязательная учебно-научно-педагогическая нагрузка всех сотрудников кафедры. Выбор тем студенческих работ в рамках бакалаврской и магистерской подготовки осуществляется, как правило, в соответствии с выигранными грантами и хоздоговорными работами. В научном отношении индивидуальные работы направлены, в конечном счете, на повышение конструктивной прочности деталей машин и оборудования в машиностроении, а так же на новые достижения в области дизайна и художественного совершенства металлических изделий.

При разработке теории и технологии упрочнения металлических сплавов на кафедре воспользовались практическими достижениями металлофизики, линейной механики разрушения и теории дислокации. Исследователи не ограничились констатацией научных фактов. Рассмотрены варианты практической реализации структурной теории прочности при конструировании оптимальных структур промышленных сплавов. Металлообрабатывающей промышленности предложена новая разновидность высокотемпературной термомеханической обработки – регулируемое термопластическое упрочнение.



Международная летняя школа GEM


Выпускные работы студентов направления "Технология художественной обработки материалов"



Сотрудники, аспиранты кафедры



Ежегодный конкурс рисования диаграммы состояния "Fe-Fe3C" с завязанными глазами.

Технология художественной обработки материалов

Программа обучения предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать не только сложные комплексные задачи в области дизайна, искусства и технической эстетики, но и находить грамотные технологические пути их решения для последующего изготовления изделий из различных материалов. За время учебы приобретаются практические навыки работы с различными материалами, применяемыми в декоративно-прикладном искусстве, а также знания о технологических процессах при производстве художественных изделий из металла, стекла, эмалей и других материалов.

Актуально

Программа готовит специалистов в области художественной обработки материалов, компетентных в вопросах эстетики, дизайна, материаловедения, технологий обработки, сочетающих способности художника, инженера и технолога.

Научная деятельность

Направления научной деятельности: разработка и применение новейших технологий обработки материалов с целью их использования при создании художественных изделий.

Лаборатории

Учебный процесс и научную деятельность обеспечивают специализированные учебные классы и лаборатории:

  • Классы рисунка, живописи, скульптуры и пластического моделирования
  • Лаборатория дизайна
  • Лаборатория визуализации и компьютерной графики
  • Экспериментальная лаборатория горячих эмалей
  • Лаборатория ковки и пластической обработки;
  • Лаборатория художественного литья;
  • Технологическая линейка специализированного цифрового оборудования для изготовления изделий.

Международное сотрудничество

Студенты имеют возможность пройти семестровое обучение в зарубежных вузах-партнерах (Великобритания, Германия, Италия, Китай, Корея, США, Финляндия, Франция, Чехия, Япония).

Также студенты могут участвовать в различных международных проектах, стажировках, выставках, мастер-классах.

Основные дисциплины:

  • рисунок
  • цветоведение
  • композиция
  • скульптура и пластическое моделирование
  • компьютерные технологии
  • трехмерное твердотельное моделирование объектов
  • мастерство
  • художественное материаловедение
  • технология художественной обработки материалов
  • основы реставрации металлических памятников и предметов декоративно – прикладного искусства
  • технологии нанесения покрытий
  • технологические процессы производства эмалей
  • технологическое оборудование
  • проектирование и изготовление художественных изделий.

Где работать?

Научно-производственные организации, компании, занимающиеся разными видами дизайна, ювелирные мастерские, реставрационные фирмы, предприятиях по выпуску изделий декоративно-прикладного искусства.

Куратор профиля:

Багаутдинов Анвар Ильгизович, специалист Экспериментальной лаборатории по горячей эмали.

Технология художественной обработки металлических материалов

Срок обучения – 4 года (очная).
Квалификация (степень), присваиваемая выпускникам _бакалавр_______________
Концепция образовательной программы
Программа обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив его развития.
Цели и задачи образовательной программы
Цели ОПОП
1. Практическая реализация требований ФГОС ВО по направлению «Технология художественной обработки материалов» как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности вуза, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы труда в области строительства и эксплуатации инженерной инфраструктуры.
2. Разработка и выбор современных материалов различных классов, технологий их обработки с учетом художественных закономерностей формирования готовой продукции, создание готовых художественных изделий.

Задачами ОПОП ВО являются:
• разработка учебного плана, графика и содержательной части учебного процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов»;

  • создание системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в вузе;
  • использование в рабочей документации критериев объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза по профилю подготовки «Технология и техническая эстетика современных строительных материалов и изделий»;
  • обеспечение единства в учебных планах и программах общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Технология и техническая эстетика современных строительных материалов и изделий»;
  • обеспечение возможности оценки эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Технология и техническая эстетика современных строительных материалов и изделий»;
  • выбор материалов для изготовления художественно-промышленной продукции; определение физико-химических, технологических и органолептических свойств выбранных материалов; разработка технологических процессов обработки выбранных материалов, включая расчет технологических параметров; выбор оборудования, оснастки и специального инструмента для производства готовой продукции; организация контроля качества материалов, технологических параметров и готовой продукции;
  • разработка художественных эскизов готовой продукции; выбор художественных критериев для оценки эстетической ценности готовой продукции, изготовленной из материалов различных классов; реставрация художественных объектов; изготовление художественных ансамблей из материалов разных классов; оценка художественной совместимости различных материалов;
  • разработка художественных эскизов готовой продукции; выбор художественных критериев для оценки эстетической ценности готовой продукции, изготовленной из материалов различных классов; реставрация художественных объектов; изготовление художественных ансамблей из материалов разных классов; оценка художественной совместимости различных материалов.

Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники
производственно-технологическая;
художественно-производственная;
научно-исследовательская.
Стратегические партнеры программы (работодатели)
ООО "Фабрика керамических изделий", ООО "Шахтинская керамика", ООО "Медитек", ООО "Макспол"

Профиль: Технология художественной обработки металлов

Трудоемкость ОПОП ВО - 240 з.е.

Срок обучения – 4года (очная форма обучения)

Квалификация, присваиваемая выпускникам – бакалавр

Концепция образовательной программы
Концепция образовательной программы направлена на достижение целей деятельности университета в части подготовки современного кадрового потенциала производства легкой промышленности и машиностроения. В сочетании с аккредитованной программой магистратуры «Техника и технологии машиностроительного и художественного литья» программа подготовки бакалавров - это первая ступень двухуровневого образования, нацеленного на решение вопроса подготовки квалифицированных специалистов в области дизайна промышленных и художественных изделий из металла. Концепция разработана в соответствии с ФГОС и примерной основной образовательной программой ВО подготовки бакалавров направления 29.03.04 Технология художественной обработки материалов. Программа определяет основные подходы к организации образовательной деятельности: цели, задачи, основные виды деятельности и ожидаемые результаты, сформированные в соответствии с потребностями рынка труда совместно с представителями ведущих предприятий отрасти. Реализация программы предполагает комплексное изучение дисциплин художественного и технического циклов, проведение практик на производственных предприятиях, творческих мастерских и в музеях, выполнение выпускных квалификационных работ по дизайну, технологиям изготовления и реставрации художественных и технических изделий из металлов.

Цели и задачи образовательной программы
Цели и задачи образовательной программы бакалавриата - развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки для осуществления производственной деятельности, направленной на дизайн и изготовление конкурентоспособной художественной и технической продукции и основанной на применении современных методов и средств проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники
Бакалавр по направлению подготовки 29.03.04 Технология художественной обработки материалов по профилю подготовки Технология художественной обработки металлов должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, производственно-технологическая, художественно-производственная, научно-исследовательская, проектная.
Для выполнения всех видов деятельности бакалавр должен знать соответствующие стандарты, директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы, а также уметь использовать современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

Стратегические партнеры программы (работодатели):
ПАО «Роствертол», ООО «ПК НЭВЗ», ООО Комбайновый завод «Ростсельмаш» и др., производственные художественные мастерские, дизайнерские и рекламные агентства.

Технологии художественной обработки материалов

Технология художественной обработки материалов – специальность, объединившая художественные и технологические дисциплины. Студенты по итогам обучения смогут не только изобразить изделие, а и изготовить его. Получение теоретических знаний и практических навыков позволяет в дальнейшем реализовать себя в рекламе, промышленном дизайне, других сферах деятельности.

Технологии обработки материалов

Описание

Подготовкой специалистов по дизайну и обработке материалов занимаются высшие учебные заведения (код 29.03.04). В процессе обучения учащиеся осваивают:

  • компьютерное моделирование и проектирование;
  • классические и новейшие технологии обработки;
  • художественные приемы, повышающие эстетическую ценность готовой продукции.

Технологии обработки материалов - описание специальности

Учебный процесс построен таким образом, чтобы будущий специалист имел возможность создать эскиз изделия и воплотить его в конкретный объект, представляющий художественно-техническую ценность. При реализации проекта он должен использовать материалы двух и более классов, умело их совместить. Для этого необходимы не только дизайнерские навыки, но и инженерная подготовка.

Поступление и обучение

В России 32 ВУЗа обучают студентов технологиям прикладной обработки материалов.

Специальность

Уровень подготовки – бакалавриат. Поступление возможно только на базе полного среднего образования (11 классов).

Вступительные испытания для абитуриентов:

  • математика (профильный предмет);
  • русский язык, информатика, химия или физика (на усмотрение учебного заведения);
  • иностранный язык (на усмотрение учебного заведения);
  • творческий конкурс или собеседование.

Срок обучения зависит от выбранной формы:

  • очно – 4 года;
  • заочно – 5 лет;
  • очно-заочно – 5 лет;
  • вечерняя – 5 лет.

Профильные дисциплины

В программе подготовки акцент сделан на следующих предметах:

  • рисунок;
  • живопись;
  • композиция;
  • компьютерный дизайн;
  • промышленный дизайн;
  • скульптура и лепка;
  • 3D визуализация;
  • разработка и создание художественных объектов;
  • технология художественной обработки;
  • художественное материаловедение.

Технологии художественной обработки материалов - обучение

Студенты проходят практику на кафедре и в лабораториях университета, а также на производстве. В учебную практику обязательно включается научно-исследовательская работа.

Навыки

Выпускники высших учебных заведений готовы к самостоятельной работе.

Технологии художественной обработки материалов - работы

Их знания позволяют:

  1. Выбирать наиболее оптимальный материал для изготовления продукции, учитывая его характеристики и эксплуатационные особенности.
  2. Определять свойства материалов визуально и с использованием физико-химического анализа.
  3. Разрабатывать современные технологии обработки материалов и внедрять их в технологический процесс.
  4. Самостоятельно выбирать инструменты и оборудование для изготовления промышленно-художественных объектов.
  5. Контролировать параметры продукции, производственный процесс, качество материалов.
  6. Придумывать и создавать эскизы предметов.
  7. Заниматься реставрацией.
  8. Подбирать материалы, учитывая их художественную совместимость.
  9. Оценивать эстетическую ценность конкретного изделия, руководствуясь художественными критериями.
  10. Изготавливать композиции из разных материалов.
  11. Проектировать объекты из материалов разных групп.
  12. Участвовать в проектировании участков мелкосерийного выпуска продукции.
  13. Возглавить дизайнерский отдел на предприятии, организовывать и контролировать работу подчиненных.

Перспективы

Технолог и художник по материалам может реализовать творческий потенциал в мастерских по обработке гранита, мрамора, других камней, на ювелирных фабриках, в компаниях, занимающихся разработкой промышленного дизайна.

Технологии художественной обработки материалов - специалист по камню

Одна из наиболее востребованных и прибыльных сфер деятельности – дизайн и изготовление памятников, надгробий. Мастера получают фиксированный оклад и процент от заказов. Оплата труда специалистов без опыта или с минимальным опытом стартует с 45-50 тысяч рублей.

Технологии художественной обработки материалов - ювелир

Кем еще может работать выпускник факультета «Технологии обработки материалов»? На рынке труда есть спрос на:

  • дизайнеров мебели, изделий из керамики и малой пластики;
  • специалистов по созданию и росписи витражей;
  • 3D дизайнеров;
  • художников по металлу, дереву, стеклу.

Технологии художественной обработки материалов - работа с витражами

Промышленный дизайнер

Востребованная профессия с хорошими перспективами. Промышленный дизайн охватывает разные производства:

  • текстильное;
  • кожгалантерейное;
  • мебельное;
  • деревообрабатывающее;
  • автомобилестроительное;
  • проектирование машин, станков и другого оборудования.

Главная задача промышленного дизайнера – придумать и создать продукцию, в которой эргономика сочетается с эстетикой и функциональностью.

Промышленный дизайнер

Эргономичность готовых образцов – основной критерий оценки работы специалиста. Работа над проектом включает все этапы: от создания эскиза и его визуализации до конструирования отдельных элементов продукта и презентации его прототипа.

Промышленные дизайнеры часто участвуют в научных исследованиях, касающихся эргономики, а также контролируют испытания опытных образцов перед их запуском в серийное производство.

Востребованному работнику нужны знания в области инженерии, механики, рисования, а также чувство стиля и цвета. Промышленные дизайнеры не создают чертежи самостоятельно – их задача сводится к оптимизации существующих товаров, чтобы повысить их эстетическую и практическую ценность, привлекательность в глазах потребителей.

Промышленный дизайнер

Заработная плата по России в среднем – 70-75 тысяч рублей. Крупные компании предлагают штатным сотрудникам 150-170 тысяч рублей.

Дизайнер-визуализатор

Визуализатор разрабатывает и оформляет 3D-объекты. Его услуги востребованы в рекламе, киноиндустрии, при разработке сайтов, компьютерных игр, мобильных приложений.

Дизайнер-визуализатор

Все чаще открывают подобные вакансии архитектурные бюро, студии дизайна интерьера, компании по созданию упаковки. Оплата труда – 45-55 тысяч рублей, встречаются предложения с окладом 205 тысяч.

Профессии будущего

Технический прогресс не замедляет обороты, рождая потребность в новых профессиях. Среди них – science-художники и дизайнеры носимых энергоустройств. Появление этих профессий прогнозируют в 2021-2023 годах.

Science-художник

Специалист, использующий в своем творчестве научные достижения и данные исследований. Эта деятельность взаимодополняющая, когда творец может предложить работу, в которой отображена окружающая действительность, грядущие изменения. Важно, чтобы готовый продукт вызывал у зрителя или пользователя яркие эмоции.

Science-художник

Наглядный пример для иллюстрации – писатель Жюль Верн, придумавший и подробно описавший в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Иными словами, Science-art задает направление развития.

Дизайнера носимых энергоустройств

Носимые энергоустройства – товары и гаджеты, предназначенные для индивидуального использования. Все они генерируют энергию небольшой мощности. Дизайнер придумывает концепцию и форму, подбирает цвета и фактуры, с которыми пользователю будет комфортно взаимодействовать.

Дизайнера носимых энергоустройств

К носимым энергоустройствам относятся не только гаджеты, а и обувь, одежда, аксессуары. Появление профессии прогнозируют к 2025 году, но базовую подготовку можно получать уже сейчас.

Читайте также: