Технология нанесения лака на металл

Обновлено: 20.09.2024

Покраска металликом

Покраска

Количество машин, окрашенных «металликами» растет, но вот страдают в ДТП они почему-то точно так же, как и остальные. А в ремонтной окраске такие покрытия не так просты, для качественного результата здесь маляр должен обладать определенной квалицикацией. Причина этого в том, что металлические частицы, содержащиеся в этих красках, — это нерастворимые инородные тела, которые могут вести себя в лакокрасочном слое совершенно непредсказуемо.

Поэтому для успешной работы с металлизированными эмалями маляр должен не только оттачивать навыки нанесения, но и разбираться в теории — понимать важнейшие свойства «металликов», принципы «поведения» этих красок.

Подготовка к работе

Допустим, у нас в ДПТ был поврежден автомобиль, окрашенный светлым серебристым металликом. Затем повреждения были восстановлены и автомобиль был подготовлен к покраске.

Не будем углубляться в нюансы ремонта или замены той или иной детали. Остановимся на том, что восстановленные детали загрунтованы по всей плоскости, тщательно зашлифованы (под металлик это делается абразивным материалом P400-Р500 «по-сухому» или P800-Р1000 «по-мокрому») и предназначены для полной перекраски. Этот момент важен, поскольку в этом случае стоит вопрос о точности подбора цвета краски, или о необходимости выполнения плавного перехода на соседние кузовные детали.

Кстати, для нашего примера не просто так был выбран именно серебристый металлик. Светлые и серебристые цвета более сложны в ремонтной окраске, чем темные, поскольку содержат много алюминиевого зерна и очень непредсказуемо отражают световые потоки.

Результат здесь зависит от множества факторов: при каком давлении распылять, соблюдены ли пропорции смешивания с разбавителем, какой толщины слой наносить, какую паузу между слоями выдерживать и т. д.

Если допустить серьезные ошибки на этапе приготовления или нанесения краски, это может свести все наши старания на нет, вплоть до необходимости полной перешлифовки и перекраски.

Например, если мы попытаемся «сэкономить» и будем использовать при покраске разбавитель «левой» фирмы, цвет металлика может значительно уйти!

Дело в том, что фирменные разбавители для металликов специально разработаны так, чтобы за время их испарения алюминиевые частички «утонули» на положенную глубину и заняли правильное расположение в слое краски (от этого зависит ее оттенок). Если заменить разбавитель, например, на более быстроиспаряющийся, это может привести к изменению оттенка на более светлый и появлению таких неприятных дефектов, как полосы и «облака».

Помочь избежать подобных ошибок позволит внимательное отношение к рекомендациям производителя по применению материалов: пропорции их приготовления, выбор разбавителей, рабочая вязкость, условия нанесения и т.д.

Для разбавления базы следует применять только оригинальный разбавитель, а его тип и скорость испарения должны соответствовать температуре, при которой будет вестись покраска.

Но будет еще обиднее, если работу придется переделывать из-за дефектов, вызванных собственной неаккуратностью. Это могут быть жировые кратеры (плохо обезжирили), грубые вкрапления пыли (не обдули), пузырьки и другие дефекты.

Чтобы свести к минимуму риск появления подобных дефектов, перед окраской не забудьте тщательно обезжирить поверхность, а затем удалить пыль при помощью обдува сжатым воздухом и специальной липкой салфетки.

Вернемся к герою нашей статьи. Вот он, родимый: оклеен, обезжирен и готов к покраске.

Можно заливать краску в бачок окрасочного пистолета и… Кстати, о пистолете.

Окрасочный пистолет для «металлика»

Для качественного нанесения современных базовых эмалей необходимы краскопульты с низким давлением воздуха на выходе (HVLP или LVLP). Дешевые конвенциональные пистолеты для этого не подходят. Они имеют высокое давление, которое хоть и позволяет иногда получить широкий факел, но при нанесении «выбивает» из ЛКМ очень много растворителя, в результате чего краска ложится на поверхность практически без него. На металликах это неизбежно приводит к возникновению полос и «облаков», особенно на серебристых цветах. Вот, полюбуйтесь…

Полосы на металлике

Если же мы используем более прогрессивные краскопульты систем HVLP или LVLP, риск появления таких дефектов значительно снижается. Низкое давление на выходе у таких пистолетов дает возможность перенести на поверхность достаточно растворителя для того, чтобы зерна металлика уложились правильным образом.

Не забудьте перед покраской убедиться, что краскопульт обеспечивает достаточно широкий и равномерный по всей ширине окрасочный факел, а отпечаток факела имеет правильные очертания.

Для нанесения базовых эмалей рекомендуется использовать пистолет с диаметром сопла 1,3-1,4 мм. Давление воздуха должно быть точно выставлено непосредственно на пистолете (как правило 2-2,2 бар) и не колебаться в процессе работы. Воздух должен быть очищен от масла и влаги.

Покраска серебристым металликом

«А «металликом» красить умеешь?». Такой вопрос в 90-х годах задавали любому маляру, который приходил устраиваться на автосервис. Сегодня маляры легко справляются с обычным «металликом», поэтому к их квалификации предъявляют уже новые требования: например, навыки работы со светлыми «металликами»

Технология

В эмалях с металлическим эффектом важнейшую роль играет отражение света. Как известно, в составе этих красок, помимо цветовых, присутствуют еще и эффектные пигменты — алюминиевые частицы. Они выполняют роль своеобразных крошечных зеркал, отражающих падающий свет, что и придает покрытию эффект сверкающего блеска.

Более того, если на деталь, окрашенную металликом, посмотреть с разных сторон, то хорошо видно, что интенсивность этого блеска непостоянна — она то убывает, то прибавляется. Например, мы смотрим на машину с определенной точки, в которой покрытие ярко светится и искрится, затем машина поворачивает (угол наблюдения меняется) и покрытие постепенно темнеет. Эти изменения оттенка, от светлого к темному и обратно, называются «флоп-эффектом».

Главная и самая сложная задача для маляра при работе с металликами заключается в том, чтобы правильно «уложить» частички алюминия на поверхность. Правильно — значит параллельно подложке и друг другу. Если нам удастся сориентировать эти частицы таким образом, покрытие в этом случае будет иметь оптимальные оптические характеристики.

Но если «серебро» ляжет в слое краски хаотично, оно будет рассеивать свет в разные стороны, что приведет к нарушению флоп-эффекта, искажению цвета и возникновению характерных для металликов полос и «облаков».

Правильная и неправильная ориентация металлических частиц

Как мы уже знаем, серебристые цвета в этом плане особенно капризны, поскольку они почти не содержат цветовых пигментов. Их цвет обеспечивается практически одним только алюминиевым зерном, отвечающим за флоп-эффект. При работе с такими цветами маляру нужно быть особенно внимательным, он должен четко понимать как ведут себя алюминиевые частицы в слое краски.

Факторы, влияющие на металлик. Толщина слоя и другие

На ориентацию алюминиевых частиц влияет множество факторов. Все эти факторы так или иначе связаны со скоростью испарения растворителя и глубиной «утопания» алюминиевого зерна в слое краски.

В первую очередь, для равномерного разложения «серебра», необходимо избегать как слишком мокрого, так и слишком сухого нанесения базы.

Слишком толстый слой будет содержать больше растворителя, который будет дольше испаряться в поверхности. Соответственно, толстый слой будет дольше оставаться жидким. В этом случае алюминиевые частицы будут «тонуть» в нижнюю часть слоя и перед высыханием ориентироваться вертикально по отношению к подложке. Глубоко утонувшее зерно практически полностью утрачивает способность отражать падающий на него свет, что приводит к искажению цвета — он темнеет.

И наоборот. Если краска нанесена на поверхность слишком сухо, растворителя в таком слое получается меньше, испаряется он быстрее, и зерна алюминия не успевают утонуть на «правильную» глубину и занять нужное положение в слое краски. Они остаются на поверхности слоя, отражая слишком много света, что приводит к осветлению покрытия и потере насыщенности цвета. Кроме того, база, которая легла на поверхность «ежом» приводит к повышенному расходу лака, его неравномерной усадке и понижению блеска после сушки.

Как в первом, так и во втором случае также возможно образование полос и «облаков».

Чем толще слой металлика, тем дольше он будет оставаться жидким, тем глубже в нем успеет утонуть зерно и тем темнее будет общий оттенок покрытия. И наоборот.

Правильно нанесенный слой металлика — это слой средней толщины, не сухой и не жирный. В таком слое зерна алюминия залегают на положенную, стандартную глубину, ориентируясь параллельно подложке. При этом обеспечивается наилучшее проявление «флоп-эфекта», достигается однородность цвета и хорошая укрывистость краски.

Все остальные факторы, так же как и фактор толщины слоя, зависят от скорости испарения растворителя и глубины залегания алюминиевых частиц.

  • При превышении рекомендованного давления нанесения из окрасочного факела «выбивается» больше растворителя, а значит на поверхность его перенесется меньше, испарится он быстрее, зерно останется в слое выше, и покрытие приобретет более светлый оттенок.
  • Чем ниже вязкость наносимой краски, тем тоньше получается слой и быстрее его испарение. Соответственно, за более короткое время зерно успеет утонуть на меньшую глубину, и покрытие получится светлее.
  • Чем выше температура воздуха в окрасочном помещении, тем выше скорость испарения растворителя, и тем светлее получится оттенок покрытия.
  • Чем больше расстояние от краскопульта до окрашиваемой детали, тем меньше растворителя переносится на поверхность. Значит испарится он быстрее и покрытие будет выглядеть светлее.
  • Чем быстрее проходы, тем меньше растворителя окажется на поверхности, и тем светлее будет выглядеть покрытие.
  • Чем более быстрый разбавитель применяется, тем выше скорость его испарения, а значит зерно в слое останется выше и покрытие будет более светлым.

Методы влияния на оттенок металлика

Методы влияния на оттенок металлика. Понимание этих взаимосвязей на практике может помочь нивелировать небольшие различия в оттенке и «вытянуть» цвет

На рисунке ниже схематично показано, как влияет глубина залегания алюминиевых частиц на общий оттенок покрытия.

Зависимость оттенка от глубины залегания зерна

Из схемы видно, что при правильном расположении зерна наш глаз воспринимает и цвет покрытия, за который отвечают цветовые пигменты, и зерно, равномерно расположенное в слое (рис. А).

Если зерно не успело утонуть на нужную глубину и осталось в верхней части покрытия, оно «загораживает» свет цветовым пигментам, и наш глаз видит лишь свет, отраженный зерном, из-за чего покрытие воспринимается как более светлое (рис. Б).

Глубоко утонувшее зерно закрыто цветовыми пигментами и почти не отражает свет, в результате чего оттенок покрытия получается более темным (рис. В).

Следите за руками! Техника нанесения

При нанесении металлика критично важную роль играет техника распыления. Важно правильно удерживать краскопульт и придерживаться равномерной скорости движения. Если хоть на секунду приостановить движение и слой краски напылится толще, чем рядом — полос и «яблок» не избежать.

Держать пистолет нужно строго под прямым углом к окрашиваемой поверхности. Иначе, при наклоне, в верхней и нижней частях факела расстояние до поверхности будет разным, а значит в одном месте слой получится толще, в другом — тоньше.

Возникновение полос и облаков

Неравномерность толщины слоя краски приводит к различной ориентации алюминиевых частиц на различных участках слоя. Из-за этого возникает дефект, который обычно называют «облака» или «яблоки»

Количество слоев и межслойная сушка

Итак, для достижения наилучшего результата окраску металликом следует вести равномерными «полумокрыми» слоями: не сухими, но и не слишком мокрыми. Количество слоев?

Зависит от укрывистости базы, но чаще всего используется классическая технология: 2+1.

То есть наносятся два кроющих слоя (их допускается наносить чуть более мокро), после чего напыляется так называемый капельный слой (он же эффектный, дымчатый, выравнивающий и т.д.) — он нужен для коррекции оттенка и устранения «яблочности».

Капельный слой наносится следующим образом. Понижаем входное давление на пистолете до 1-1,5 атм. (при нажатом курке и без изменения подачи, либо с немного увеличенной подачей) и после того как последний слой базы поматовел, с чуть большего расстояния (приблизительно 30 см) напыляем полумокрый капельный слой. Этот слой, словно «дождик», должен аккуратно и равномерно капельками покрывать поверхность. Образовавшиеся капельки после нанесения быстро растянутся и покрытие станет гладким.

Обычно 2-3 слоев базы хватает, но для плохоукрывистых цветов иной раз мало не то что трех, а и пяти слоев. В этом случае поможет колеруемый грунт, о котором нужно позаботится заранее.

И не забывайте о межслойной выдержке. Недостаточная пауза может послужить поводом для облачности и других дефектов, поэтому наносите следующий слой базы только после того, как предыдущий стал матовым. Обычно это 5-10 минут (при 20 °C).

Нанесение лака

Итак, мы нанесли базовую эмаль, но, тем не менее, выглядит наш автомобиль пока еще довольно убого. Чтобы довести дело до логического завершения, осталось нанести поверх базы прозрачный лак. После этого покрытие станет не только сказочно красивым, но и стойким к внешним воздействиям (база сама по себе не отличается атмосферостойкостью).

Двухслойное покрытие

В отличие от однослойных металлизированных красок первого поколения, современные «металлики» представляют собой двухслойную систему: поверх базовой эмали нанесен прозрачный лак

Главный вопрос: через сколько можно наносить лак?

Здесь важно не прохлопать момент, так как базовая эмаль сохраняет способность «впитывать» последующие слои не сколько угодно, а строго определенное время. Если это время упущено, адгезия между базой и лаком будет нарушена, и в процессе эксплуатации лак с пересушенной базы может отслаиваться.

Иногда маляры допускают грубейшую ошибку: базу наносят вечером, а лаком покрывают с утра, аргументируя это тем, что краска за ночь наверняка подсохнет. С металликами такой подход в корне неверный!

Лучше всего при нормальной температуре покрывать базу лаком уже минут через 15-20. Это оптимально. За это время из базы испарятся растворители, она заматовеет и будет полностью готова принять на себя лак.

Но если поспешить и покрыть лаком еще мокрый базовый слой, это может вызвать последующее матовение ЛКП, а также появление «облаков» (зерна как бы «слипаются», неравномерно отражая свет). Поэтому в условиях низких температур время выдержки нужно увеличивать (до полного матовения базы).

Максимальное время, при котором не происходит нарушения сцепления между базой и лаком обязательно указывается в технической документации к той или иной эмали. У разных производителей это время может быть разным, но в целом практика показывает, что если мы не покроем базу лаком в течении часа, максимум двух, то максимальной адгезии у нас уже не будет.

Поэтому если вы опоздали, базовый слой должен быть заматирован и перекрашен заново.

Подробнее о нанесении лаков читайте здесь.

Перед нанесением прозрачного лака базовый слой необходимо обработать липкой салфеткой для удаления опыла, пыли и ворса.

По завершении работ…

В работе маляра есть еще один немаловажный момент, которому обычно не придают должного значения. Это мойка пистолета после работы с металликом. Если выполнять эту операцию небрежно, то в пистолете могут оставаться частицы «серебра», которые потом либо засоряют дюзу и портят форму факела, либо вылетают на поверхность при очередной покраске.

Поэтому по завершении работ позаботьтесь о чистоте инструмента. Тщательно промойте окрасочный пистолет растворителем и продуйте сжатым воздухом. Не жалейте на это времени и сил.

Искренне восхищаясь блеском свежеокрашенного крыла или капота, да еще и металликом, да еще и серебристым, да еще и без «яблок», да еще и… (простите, увлеклись) начинаешь испытывать неподдельную радость от владения автомобилем. Такой он красивый, блестящий, гладкий, свежий, неподражаемый, совершенный, коррозионноустойчивый, на четырех колесах, пятиступенчатая коробка передач… Простите, опять увлеклись…

Как выбрать прозрачный лак для металла?

Металл символизирует прочность и долговечность, но в то же время он легко подвергается воздействиям, портящим его внешний вид. Он легко вступает в реакцию с воздухом, водой, влажностью и химическими растворами. На сегодняшний день есть много различных способов избавиться от повреждений металлической поверхности, но лучше использовать средства для профилактики их появления. Для этого достаточно лишь покрыть поверхность специальным лаком. Лак обволакивает металл прозрачным защитным слоем, а также может придать ему легкий оттенок.



Виды лаков

Чтобы выбрать наиболее подходящий лак для металла, нужно подробно изучить состав и действие каждого вида. Рассмотрим краткую характеристику некоторых из них.

Битумный лак

Как следует из названия, он содержит в себе битум и полимерные смолы. После высыхания средство придает покрытию черный оттенок, похожий на тонировку. Им можно покрывать не только металл, но и деревянные, и каменные поверхности. Продукт является термостойким, прочным и безопасным для здоровья человека. На данный момент он очень популярен на рынке, так как помимо всех перечисленных преимуществ, отличается еще и невысокой ценой.




Полиуретановый лак

В его состав входят полимеры, которые при нанесении создают прочное сцепление с поверхностью. Он обладает антикоррозийным свойством, поэтому используется для обработки металлических изделий. Этот лак может быть незаметным (бесцветным), глянцевым и даже матовым. Покрытие может иметь разный оттенок, может использоваться в качестве защитного слоя перед нанесением краски на металл.


Акриловый лак

Он образует весьма стойкую пленку, хорошо переносящую постоянную влажность и перепады температуры. Лак выпускается в виде аэрозолей и обычной жидкости, которая наносится с помощью кисти. В современном мире он чаще всего используется при обработке поверхности деталей автомобилей. Продукт легко переносит воздействия химических веществ и даже может продлить срок службы различных металлов.



Алкидный лак

В отличие от предыдущих видов, после высыхания он придает поверхности металла глянцевый блеск. Продается средство в форме спрея и в жидком виде.

Лак является водостойким, термостойким и устойчивым к механическим воздействиям.



Печной лак

Из-за особой термоустойчивости этот вид применяется только для кирпичных кладок и печей.



Полезные советы и маленькие хитрости

Как правило, поверхность металла перед нанесением лака шлифуют. Делается это специальным аппаратом, а затем наждачной бумагой, так как после аппаратной шлифовки на поверхности остаются царапины, а наждачка помогает их сгладить. После того, как поверхность станет глянцево-матовой, можно считать, что шлифовка закончена.

Лаковое покрытие будет ложиться лучше, если его наносить аэрозольным способом. Используя этот метод, можно избежать разводов. Следует учесть, что при многослойном нанесении нужно ждать полного высыхания предыдущего слоя.





Вывод

Перед тем, как окончательно определиться с выбором лака, нужно учитывать, что такие средства могут защищать поверхность перед покраской, а могут выполнять и просто декоративную функцию. Каждый из описанных видов является стойким к перепадам температуры и влажности, а некоторые даже в разной степени защищают от механических повреждений. Выбирать следует исходя из вида металла и последующих эксплуатационных условий.



О том, как происходит лакировка полированого диска, смотрите в следующем видео.

Лак по металлу: разновидности, свойства и применение

Металл является довольно прочным материалом с отличными эксплуатационными характеристиками. Однако даже металлические конструкции подвержены воздействию негативных факторов и могут быстро испортиться. Для защиты таких изделий выпускаются специальные средства. Одним из самых надежных защитных покрытий является лак. Разновидности, свойства и применение данного материала будут рассмотрены более подробно в данной статье.



Особенности и преимущества

Производители лакокрасочных покрытий выпускают довольно много разновидностей лака по металлу. Каждый вид такого изделия будет иметь свои технические характеристики.

У всех лаков для металлических поверхностей есть общие качества:

  • в состав данного материала обязательно входят вещества, которые защищают металл от коррозии;
  • создаваемое лаком покрытие отличается высокой прочностью и износостойкостью;
  • смеси не только создают долговечное покрытие, но и продлевают срок эксплуатации металлических конструкций;
  • хорошо защищают поверхность от воздействия влаги и других негативных внешних проявлений.


Виды и форма выпуска

На современном рынке отделочных материалов существует множество лаков, различных по составу и свойствам, которые можно использовать для защиты металлических поверхностей.

Классификация смесей выглядит следующим образом:

  • «Кузбасслак» или битумный лак;
  • покрытие, на основе полиуретана;
  • лак на акриловой основе;
  • алкидные смеси;
  • термостойкие растворы для печей и каминов;
  • лак «Цапон».




Лаки для металла выпускаются в основном в виде прозрачного раствора. Однако встречаются черные и цветные смеси, а в некоторые виды бесцветных составов можно добавлять пигменты.

Помимо оттенка, лакокрасочные материалы различаются по уровню блеска создаваемого покрытия:

  • матовое;
  • полуматовое;
  • блестящее глянцевое покрытие;
  • полуглянцевое;
  • высокоглянцевое.



По форме выпуска различают однокомпонентные и двухкомпонентные составы. Однокомпонентные смеси уже готовы к нанесению. Такие лаки не очень популярны, так как уступают по качеству двухкомпонентным составам.



Двухкомпонентные смеси разделены на основу и отвердитель. Для приготовления раствора компоненты необходимо смешать друг с другом. Делать это нужно непосредственно перед началом ремонтных работ.



«Кузбасслак»

«Кузбасслак» изготавливается на основе натурального или искусственного битума. Для улучшения технических характеристик покрытия при производстве смеси используются специальные добавки. После высыхания такой смеси на металлической поверхности формируется прочная пленка, которая защищает конструкцию от механических воздействий.

Битумный лак можно использовать в процессе травления металла. Те участки, которые травлению не подлежат, необходимо покрыть «Кузбасслаком». Образовавшаяся пленка надежно защитит обработанную поверхность от воздействия химических веществ.



Битумные смеси, в свою очередь, делятся еще на несколько подвидов, отличных по некоторым содержащимся компонентам. Некоторые характеристики растворов могут различаться, в зависимости от состава.

У всех разновидностей битумных растворов следующие положительные свойства:

  • небольшая цена;
  • отличные антикоррозийные характеристики;
  • высокий уровень защиты от воздействия влаги;



  • смесь создает высокопрочное покрытие;
  • эластичность и упругость;
  • устойчивость к температурным перепадам.



Полиуретановый

Полиуретановый лак часто применяется для создания надежного защитного покрытия внутренней части различных металлических емкостей и резервуаров. Данный материал также можно использовать для отделки металлических конструкций внутри и снаружи помещения.

Среди преимуществ смеси можно выделить следующие качества:

  • высокий уровень адгезии;
  • отличные показатели износостойкости;
  • надежная защита от коррозии;



  • выдерживает большой диапазон температур: от минус шестидесяти до плюс восьмидесяти градусов;
  • устойчивость к агрессивным средам;
  • высокая прочность создаваемого покрытия;
  • увеличивает срок эксплуатации металлических конструкций.

Бесцветную смесь на основе полиуретана можно соединять с красящими веществами для получения нужного цвета. Такое покрытие зачастую используют в качестве финишной отделки.



На акриловой основе

Смеси на основе акрила не уступают по качеству другим лакам по металлу. Одной из отличительных особенностей акриловых составов является высокая скорость высыхания покрытия.



После высыхания лак образует на металлических конструкциях очень прочную водонепроницаемую пленку. Благодаря таким свойствам, смесь идеально подходит для обработки изделий из металла, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности воздуха или часто вступают в контакт с водой.

Акриловый лак имеет следующие преимущества:

  • в составе материала нет токсичных веществ;
  • укрепляет поверхность и повышает срок эксплуатации металлических изделий;
  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • пожаробезопасен;
  • препятствует появлению коррозии;
  • устойчивость к влиянию солей и масел, благодаря чему часто используется для покрытия автомобилей;
  • защищает конструкции из металла от влияния негативных факторов внешней среды;
  • отличные показатели адгезии.




Алкидный

Алкидные лаки образуют на поверхности прочное блестящее покрытие. Данный раствор изготавливается на основе алкидных смол с добавлением различных добавок. Форма выпуска зависит от производителя материала. На строительном рынке можно найти алкидный лак в виде аэрозольного баллона или в обычной банке.

Выделяют следующие плюсы такого покрытия:

  • после высыхания лака на поверхности образуется высокопрочная защитная пленка;
  • устойчивость к средствам бытовой химии и другим агрессивным веществам;
  • подходит для строительных работ как внутри, так и снаружи помещения;
  • термостойкий;
  • водостойкий;
  • высокие показатели сцепляемости со многими материалами.



Термостойкий

Термостойкая смесь для печей и каминов выдерживает влияние высоких температур (свыше двухсот пятидесяти градусов). Данная смесь зачастую используется в качестве добавки к алкидным лакам и растворам на акриловой основе. Печной лак создает надежное антикоррозионное защитное покрытие.



Лак «Цапон»

Смесь «Цапон» является разновидностью нитролака. Раствор создает не только прочное защитное покрытие, но и декорирует поверхность, так как в его состав можно добавлять цветные пигменты. При добавлении определенных красящих веществ, консистенция лака может стать более густой, похожей на жидкий гель.

Такой вид нитролака можно использовать для грунтования металла. Грунтовка «Цапон» препятствует образованию ржавчины и отлично защищает поверхность от разрушения.



Как выбрать и как применять?

Перед тем как сделать выбор в пользу того или иного лака по металлу, необходимо учесть множество факторов.

При выборе подходящего покрытия можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Изучите ассортимент смесей для обработки металлических покрытий. Каждый вид лака имеет свои особенности и технические характеристики.
  • Учитывайте область применения лакокрасочного материала. Смеси для наружных работ должны обладать хорошей влагоустойчивостью и стойкостью к перепадам температур.
  • Нужный цвет покрытия. На современном рынке строительных материалов можно встретить не только прозрачные лаки по металлу, но и пигментированные варианты.
  • Желаемый уровень блеска готового покрытия. За матовой поверхностью легче ухаживать. Глянцевое покрытие выглядит более привлекательно, но не очень практично, так как подвержено различным загрязнениям и появлению царапин, которые отчетливо будут видны на блестящей поверхности.



Советы и рекомендации

  • Чтобы выбранный вами лак отвечал всем заявленным характеристикам и позволял создавать прочное и долговечное покрытие, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией по нанесению смеси. Каждый вид лака по металлу требует соблюдения особых рекомендаций по нанесению..
  • Процесс подготовки металлической поверхности перед началом работ не зависит от конкретного вида лака и в первую очередь заключается в хорошей зачистке основания. Металлическая конструкция очищается от пыли, грязи и ржавчины, после чего обезжиривается. Наносить лак можно при помощи малярной кисти, краскопульта или распылительного баллончика (если вы приобрели аэрозоль).
  • Обычно раствор по металлу наносится в три слоя. После нанесения каждого последующего слоя необходимо делать перерыв для того, чтобы высох предыдущий. Время высыхания нужно смотреть на упаковке материала



Как наносить лак, смотрите ниже в видео.

Лак в баллончике: все особенности использования автомобильного лака для пластиковой, керамической и хромированной поверхности

Лаки в баллончиках – один из самых распространенных в быту и профессиональной сфере лакокрасочных материалов. Объясняется их популярность простотой и удобством в использовании. Лаки в баллончиках легко распылаются и в большинстве случае аккуратно налегают на любую поверхность, придавая ей привлекательный блеск и свечение.


Для формирования комплексного представления о данной разновидности лакокрасочных материалов необходимо рассмотреть основные сферы применения лаков в баллончиках, их виды и свойства, особенности выбора и нанесения, а также ряд преимуществ данного вида лаков.


Содержание

Сферы применения лаков в баллончиках

Лаки в баллончиках используются в широком спектре профессиональных сфер, а также для решения сугубо бытовых задач.


Таким образом, можно выделить три основных сферы применения лаков в аэрозолях.

  1. Решение бытовых задач. В данной сфере, как правило, использую универсальный состав. При помощи лаков в баллончиках покрывают и лакируют различные виды мебели, крупные игрушки и аксессуары, придают свечение поверхностям. Зачастую, лаки-спреи используются в творчестве для создания различных произведений искусства.
  2. Строительство и строительный бизнес. В данном случае лаки в баллончиках применяются для лакировки и придания блеска поверхностям и строительным фурнитурам.
  3. Автомобилестроение и сервис. Лаки-спреи используются для ремонта кузовов, лакировки и придания блеска автомобилям


Это, конечно, не весь спектр сфер, в которых могут быть полезны лаки в баллончиках. Применяются они и, например, в электронике и технической сфере.


Однако, именно в повседневной жизни, строительстве и работе с автомобилями лаки-спреи отличаются особой ценностью и пользой.








Виды лака в баллончиках

В большинстве своем, на рынке предлагаются лаки на водной основе. Среди них можно выделить два вида — полиуретановые и акриловые лаки, отличающиеся отсутствием ярко выраженного запаха, склонностью к быстрому высыханию, эластичностью и прочностью, экологичностью и пожаробезопасностью.


Несмотря на все достоинства, лаки-спреи на водной основе обладают и существенным недостатком – они мало влагоустойчивы. Полиуретановые лаки в большинстве своем используются для того, чтобы защитить покрытие и поверхности из дерева, металла или пластика от риска деформации.


Реализуется эта защитная функция полиуретановых лаков за счет того, что в их состав входят полиэфиры и диизоцианты, делающие данный вид лаков в баллончиках стойким к воздействию (физическому и химическому), эластичным и прочным.


Полиуретановые лаки в свою очередь делятся на два вида в зависимости от количества компонентов в составе и необходимости дополнительной подготовки материала к применению:

  1. Однокомпонентные – готовые для использования сразу после покупки, не требующие дополнительных манипуляций;
  2. Двухкомпонентные – предполагающие особую подготовку перед применением (смешивание утвердителя и лакокрасочной основы, причем необходимо грамотно рассчитать требуемое количество смеси, так как она трескает и желтеет при длительном хранении).


Акриловые лаки представляют собой тягучую, растворимую в воде жидкость без запаха. Ключевой элемент в составе – жидкий полимер (акриловая дисперсия). Как и полиуретановый лак, акриловый спрей отличается прочностью, благодаря чему он активно используется для лакировки, защиты и укрепления древесных поверхностей и изделий.

  • Однако в банях и ваннах, выполненных в древесном декоре, использовать акриловые лаки не стоит, так как они мало устойчивы к воде.
  • Тем не менее, акриловые краски являются самыми безопасными для людей, а также устойчивы к ультрафиолету.
  • Именно за счет этого они долго сохраняются на поверхности при лакировке мебели.
  • Помимо выше рассмотренных лаков в баллончиках, в основе своей имеющих воду, существует также и нитроцеллюлозный лак-спрей.
  • Данный вид лаков в баллончиках в своем составе главными элементами имеет органические смеси, смолу.


Он отличается быстрыми темпами высыхания и безопасностью для человека. Может использоваться также для покрытия деревянной мебели. Часто применяется в декоративных целях. Например, для ремонта или декорирования автомобилей.









Особенности выбора лака в баллончике

Ключевая проблема выбора лака в баллончике – соотношение его свойств и целей лакировки. Как правило, при выборе происходит колебание между тем, выбрать глянцевый или матовый, цветной или прозрачный лак.


Глянцевый лак подойдет для объектов в темных тонах, а также для вещей, которые мало подвержены деформации и повреждениям. Все они будут заметны, в случае покрытия таких поверхностей глянцевым лаком. Именно глянцевый вид лаков-спреев позволяет подчеркнуть линии и рисунки, придать особенно эффектный блеск.

  • Матовый спрей удобен в том плане, что его присутствие на поверхности вещей облегчает уход за ними.
  • Подойдут матовые спреи и тем, кто ограничен в бюджете. Как правило, они экономичнее в использовании и цене в сравнении с глянцевыми лаками.
  • Также, в отличие от глянцевых лаков, придающих более драматический, мистический и яркий эффект, матовые лаки сохраняют покрываемые поверхности и вещи естественными, не изменяя их цвета и текстур.


Однако важно понимать, что то, насколько прочным окажется покрытие, мало зависит от того глянцевый или матовый лак был использован. Главный критерий прочности – производитель и стоимость лака.


Говоря же о том, какому лаку отдать предпочтение, цветному или прозрачному, стоит отметить следующее. Прозрачный лак универсален, абсолютно незаметен и может использоваться для элитной мебели, сделанной из дорогого дерева.


Цветной же лак выбираю для более дешевой древесины, решая тем самым сразу несколько проблем.

  • Во-первых, цветной лак может визуально улучшить качество недорогой древесины.
  • Во-вторых, он придает насыщенность цветам.
  • В-третьих, хорошо справляется с защитой поверхностей.









Раскрывая проблемы и особенности выбора лака в баллончике, стоит отметить, что особенно проблематичен и такой аспект как выбор цвета покрытия, если речь идет о цветном лаке. Как правило, выбирают черный или белый в зависимости от исходного цвета поверхности. Это самые универсальные и часто встречаемые в магазинах цвета.


Техника нанесения лака из баллончика

Первым этапом нанесения лака в баллончике является тщательная подготовка поверхности или же основания.


Если речь идет о недавно нанесенном слое краске как основании, то поверхность для нанесения должна быть безукоризненно сухой и гладкой. Старые же слои необходимо, кроме прочего, очистить и обезжирить. Если поверхность не будет должным образом очищена, то после высыхания лака на поверхности появятся следы и бугры от старых нечистот.


Далее необходимо подготовить само помещение перед началом покраски. Оно должно быть хорошо продуваемым или вентилируемым, в должной мере освещенным. Температура в помещении должна превышать 20 градусов.


После того, как два этих подготовительных этапа были пройдены, а именно помещение и основа подготовлены, можно перейти непосредственно к нанесению лака.


Процедура работы с лаком следующая:

  1. Необходимо встряхнуть баллон с лаком
  2. Далее нужно нанести специальный проявочный слой посредством распыления на расстоянии 35-40 см. Категорически запрещается долго распылять краску в одном месте, так как могут образоваться подтеки.
  3. После нанесения оставляем средство на 10 минут для высыхания. Время высыхание может отличаться. Как правило, оно написано в инструкции.
  4. Как только проявочный слой высок, необходимо нанести еще 2-3 слоя лакировки и просушить их. Просушивание происходит естественным путем, либо с использованием специальных инфракрасных обогревателей.


Остатки лака можно использовать потом, уже при другом процессе лакировки. Но важно привести в порядок распылитель после текущего использования. Сделать это можно примерно так — необходимо перевернуть баллон, а после начать распыление до момента остановки.


Достоинства лаков в баллончиках

Говоря о видах, особенностях и применении лаков в баллончиках, необходимо также прояснить, в чем же специфические преимущества данного вида лакокрасочных материалов.

  1. Простота составов и их готовность к непосредственной эксплуатации без дополнительных средств и оборудования. Лаки в баллончиках распылаются сами, не нужны ни валики, ни кисти. Их не надо, за редким исключением, смешивать или разводить;
  2. Удобство в использовании и мобильность. За счет небольшого и удобного формата в виде баллона, лак легко переносится и может использоваться в любом помещении;
  3. Бюджетная цена и экономичность;
  4. Быстрота высыхания состава – как правило, необходимо всего пара минут для схватывания и, зачастую, финального высыхания лака;
  5. Пригодность для широкого спектра материалов (металл, пластик, древесина);
  6. Доступность для применения новичкам;
  7. Широкий спектр текстур, видов и цветов.


Советы и рекомендации по выбору

Стоит отметить, что на современном российском рынке представлено множество различных фирм и видов лаков баллончиках.


Простому обывателю, обычному человеку легко потеряться во всем этом многообразии. Именно поэтому особенно важно разбираться в производителях и марках.


Так, самыми известными, востребованными и надежными считаются:

  1. Mobihel 1K. Хорош и проверен при лакировке авто. Отличается прозрачностью, плотностью и высокой скоростью высыхания.
  2. Brulex. Акриловый лак, в большинстве применяемый в декоративных целях, для придачи сияния и блеска металлу, пластику или древесине. Не подвержен желтизне, быстро сохнет.
  3. Holex. Акриловый лак-спрей, особенно популярный для покраски кузова автомобиля за счет быстрой сушки, стойкости и долговечности.


Также при использовании лаков в баллончиках, необходимо всегда держать в уме и следующие советы.

  • Во-первых, всегда тренируйтесь на незаметном месте или дополнительной поверхности.
  • Во-вторых, никогда не забывайте встряхивать баллон перед использованием.
  • В-четвертых, соблюдайте меры безопасности: надевайте защитные перчатки, респираторы и прочие приспособления, рекомендуемые производителями.


Все эти советы и выше рассмотренные сведения о лаках в баллончиках помогут сделать правильный выбор при покупке лака и последующем его правильном нанесении.

Автомобильный лак: акриловый и полиуретановый. Какой лучше для покраски авто? Виды, особенности нанесения лака (98 фото)

Автомобильные аварии и столкновения легко могут повредить самый качественный и дорогостоящий лак. Иногда защитное покрытие автомобиля можно повредить по более прозаической причине – человеческий вандализм или когти питомца.


Виды автомобильных лаков

Автомобильные лаки представляют собой химические соединения, созданные для формирования защитного покрытия на металлических деталях транспортных средств.


Классификация лаков по составу:

  • Прозрачный лак;
  • Структурный лак;
  • Акриловый лак;
  • Базовый лак;
  • Водный лак.


Прозрачный лак предназначен для покрытия кузова автомобиля с целью защиты исходного (цветного) лакокрасочного покрытия от сколов и царапин, а также от загрязнения дороги.


Структурный лак — единственный, предназначенный только для элементов из пластика. Акриловый лак называется двухкомпонентным. Наносится в один слой и затвердевает. Для этого используется полиакриловая смола. Затем на акриловый лак наносится цвет металлик или матовый.


С другой стороны, базового слоя бывает достаточно, если слой краски выглядит нормально. Конечно, их не смешивают вместе, а накладывают слоями на кузов автомобиля.


Лак на водной основе также сочетается с прозрачным лаком для получения покрытия с максимальным блеском. Для максимального глянца можно добавить лаки-спреи, которые делят на бесцветные, акриловые и грунтовочные лаки.










Состав автомобильных лаков

Обычные лаки выпускаются на основе растворителей, носителями которых являются смолы. Лаки на водной основе представляют собой дисперсию смолы. Как обычные лаки, так и лаки на водной основе в автомобильной промышленности делятся на однокомпонентные и двух компонентные лаки.


Однокомпонентные лаки – это лак, который образуется после соединения основной смолы с пигментами и разбавителем основы, это быстросохнущие матовые или шелковисто-матовые лаки, которые необходимо дополнительно защитить бесцветным лаком


Делим их на следующие разновидности:

  • Базовый однотонный без добавок;
  • Базовая смола + пигменты + плюс металлические добавки;
  • Базовая смола + пигменты + металло-жемчужные добавки;
  • Базовая смола xyralik + пигменты + добавки металлик-жемчуг-ксералик;
  • Специальная основа (трехслойная) — это лак, у которого дополнительный слой — бесцветный цветной лак.


Двухкомпонентные финишные покрытия доступны в бесцветной или цветной версии с добавлением растворителя и отвердителя, эти лаки не требуют дополнительной защиты. Эти лаки доступны в системах MS, HS, VHS и UHS.


Финишные двухкомпонентные покрытия бывают:

  • Акриловый лак;
  • Полиуретановый лак;
  • Полиакриловый лак.


В состав входят: лак + отвердитель + разбавитель в различных пропорциях. Кроме того, автомобильные краски по степени глянца делятся на:

  • Высокий блеск: 89% произведенных автомобилей;
  • 1% полуглянцевый;
  • 1% полуматовый;
  • 9% мат, последний модный в автомобилестроении — требует соответствующего качества смол и специальной защиты. Но его сложно поддерживать в изначальном состоянии.










Базовые автолаки

Эта разновидность составляет 80% лаков, производимых в мире. Эти лаки создаются после объединения соответствующих базовых смол с пигментами (что дает бесконечные возможности цвета) и базового растворителя в пропорциях, зависящих от производителя, от 1: 0,5 до 1: 1.


Такая смесь имеет относительно короткий срок затвердения от нескольких часов до максимум 48 часов, в зависимости от производителя.


Быстрое время испарения от 15 до 30 минут с достижением матового или шелковисто-матового эффекта. Все базовые лаки требуют дополнительной защиты, покрывая их бесцветным лаком.


Акриловый лак составляет около 10% — это двухкомпонентный лак, он создается путем соединения акриловой смолы с пигментами, отвердителем и разбавителем в различных пропорциях в зависимости от типа смолы.


Типы автомобильного лака

Не всегда с первого взгляда можно сказать, с каким лаком мы имеем дело. Для неспециалистов супермаркеты предлагаем их в основном три, самые популярные акрил, а также металлик и жемчуг.


При лакировании может возникнуть ряд проблем. В случае с автомобилями с акриловым лаком, возможно, не подойдет соответствующая толщина покрытия. Это касается и металлического, или жемчужного лака.


Что касается последнего, то, когда он неравномерно отражает солнечный свет, эффект лакировки будет выглядеть неестественно. Визуальное восприятие должно быть одинаковым независимо от угла обзора. Видимые границы старого и нового лакокрасочного покрытия также считаются дефектом.










Как правильно подготовить машину к лакированию

Перед нанесением лака необходимо прежде всего очистить автомобиль от всех загрязнений. Вначале мы рекомендуем использовать только воду, а затем воду с подходящим моющим средством, желательно для стирки.


Благодаря этому вы избавитесь от песка и пыли. Очень важно обезжирить поверхность перед покраской. Таким образом можно избавиться от силиконов и воска. Используются специальные растворители, не повреждающие лакокрасочное покрытие. Теперь можно переходить к основной работе.

  • В самом начале нужно измерить слой лакового покрытия. Это будет важно при полировке, чтобы не нанести слишком толстое покрытие.
  • Если дефект небольшой, выберите лак для ретуши, состоящий из цветного и бесцветного слоя. Он немного похож на лак для ногтей и дает точные мазки.
  • После каждого этапа, то есть сначала окрашивания, а затем глянца, необходимо дождаться высыхания перед нанесением следующего слоя.


Лучше не наносить более двух слоев каждого типа. В дальнейшем можно использовать полировальную пасту.


При более крупном ремонте лучше всего окрасить весь конструктивный элемент автомобиля, чтобы не было перехода, хотя для растушевки можно использовать разбавитель. Чаще всего аэрозольные или пистолетные лаки состоят из двухцветного набора и бесцветного слоя.

Читайте также: