Тема металлы и неметаллы

Обновлено: 24.04.2024

Простые веществаа — химические вещества, состоящие исключительно из атомов одного химического элемента, в отличие от сложных веществ. Являются формой существования химических элементов в свободном виде; или, иначе говоря, химические элементы, не связанные химически ни с каким другим элементом, образуют простые вещества. Известно свыше 400 разновидностей простых веществ.

Химические вещества, состоящие исключительно из атомов одного химического элемента, в отличие от сложных веществ. Являются формой существования химических элементов в свободном виде; или, иначе говоря, химические элементы, не связанные химически ни с каким другим элементом, образуют простые вещества. Известно свыше 400 разновидностей простых веществ.

На странице -> решение задач по химии собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам химии.

Простые вещества

Прежде чем приступить к рассмотрению свойств простых веществ, необходимо вспомнить некоторые закономерности, характеризующие способность свободных атомов к перестройке электронной конфигурации. Так, у свободных атомов элементов III периода наблюдаются следующие тенденции:

Простые вещества

Результатом реализации отмеченных тенденций, присущих свободным атомам, является образование соответствующих связей в простых веществах. Как известно, в периодах наблюдается постепенный переход от активных металлов (щелочные металлы) к типичным неметаллам (галогены).

При рассмотрении тех же тенденций у свободных атомов в группах периодической системы наблюдаем следующие изменения:

Простые вещества

С указанными характеристиками свободных атомов можно связать усиление металлических свойств и ослабление неметаллических с ростом зарядов ядер у элементов одной и той же группы.

Металлы и неметаллы. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы

Простые вещества, характеризующиеся атомным (ионным) строением и наличием свободных электронов, являются металлами. Эти вещества обладают металлическим блеском, электро- и теплопроводностью. По химическим свойствам металлы являются типичными восстановителями (т. е. легко отдают валентные электроны).

Все простые вещества, образованные атомами элементов дополнительных подгрупп, являются металлами.

Типичными неметаллами являются такие простые вещества^ которые, как правило, состоят из молекул с атомной и ковалентной связью. Не имея свободных электронов, неметаллы по физическим свойствам характеризуются отсутствием электронной проводимости, металлического блеска и т. п. По химическим свойствам многие из них являются энергичными окислителями, так как их атомы обладают сильной склонностью к присоединению электронов.

Рассмотрим фрагмент периодической системы, составленный из элементов главных подгрупп:

Простые вещества

Как видно из этой схемы, типичные неметаллы располагаются в правом верхнем углу системы, а металлы — в ее левом нижнем углу.

Валентность перехода, или относительность деления на металлы и неметаллы, выражается в наличии ряда простых веществ, являющихся как бы полуметаллами. При обычных условиях простые вещества, образованные этими элементами, имеют незначительную электропроводность . Поэтому их нельзя отнести ни к неметаллам, ни к металлам. Иногда их называют металлоидами (т. е. неполными металлам). Атомы этих элементов в простом веществе соединяются ковалентными связями. При этом нередко образуются прямые кристаллические структуры, подобные структуре алмаза, в которых каждый атом связан с несколькими другими.

Следовательно, одна из причин относительности деления простых веществ на металлы и неметаллы тесно связана со знанием атомов элементов.

Другая причина относительности такого деления заключается в состоянии внешних условий. Так, при обычных условиях металлы, как известно, характеризуются наличием свободных электронов. Металлическая связь осуществляется и в твёрдом и в жидком состоянии. Но если перевести в пар при определённых условиях (высокие температуры и низкие давления), то он теряет свое характерное свойство — электропроводность. У неметаллов в условии высокого давления наоборот возникает электронная проводимость, что является результатом глубоких изменений в структуре вещества.

Таким образом, структура вещества, тип химической связи, простого вещества могут изменяться под воздействием соответствующих внешних условий. Хорошо известным примером такого рода изменений являются различия физических свойств у различных аллотропных модификаций одного и того же элемента.

Аллотропия

Способность одного и того же элемента существовать в виде нескольких простых веществ называется аллотропией. В настоящее время известно около 400 простых веществ. Причина образования различных аллотропных видоизменений одного элемента кроется в возможности образования новых связей между атомами при изменении внешних условий. В результате образуются молекулы нового состава или новые кристаллические вещества, отличающиеся пространственным расположением атомов.

Так, например, существуют обыкновенный кислород и озон, отличающиеся друг от друга числом атомов в молекуле: кислород О2, и озон О3. Озон образуется при прохождении через воздух электрических разрядов.

Для серы известны два аллотропных видоизменения: ромбическая и призматическая сера. Выше температуры 95,6° С существует призматическая сера, ниже — ромбическая. Изменяется кристаллическая форма (ясно из названия) — изменяются и физические свойства.

Для олова переход одной модификации (серое олово) в другую (белое олово) совершается при температуре 18° С. Здесь также происходит изменение типа кристаллической решетки.

Наличие нескольких аллотропных видоизменений характерно для всех элементов четвертой группы. Рассмотрим, как влияет изменение структуры на физические свойства простых веществ элементов этой группы. Как известно, углерод и кремний принято относить к неметаллам, германий — к полупроводникам, олово и свинец — к металлам. Однако такое деление условно. В этом можно убедиться, рассмотрев, например, аллотропные видоизменения углерода.

В алмазе каждый атом углерода находится в центре правильной треугольной пирамиды (тетраэдр) и соединен ковалентными связями с четырьмя соседними атомами углерода (рис. 6). Таким образом, в таком кристаллическом веществе нет отдельных молекул (это понятие здесь теряет свой смысл). Связи между атомами углерода весьма прочны. Этим объясняется исключительно высокая твердость алмаза, высокая температура плавления и кипения.

В структуре графита плоские слои из атомов углерода расположены шестиугольниками. При этом расстояние между слоями больше расстояния между соседними атомами углерода, находящимися в одном слое (рис. 7). Для образования связей в шестиугольниках от каждого атома углерода требуется три электрона, четвертый же остается «свободным». Этим объясняется электропроводность графита. Поэтому графит используется для изготовления электродов.

Точно так же отличаются физическими свойствами кристаллические модификации олова: белое олово обладает электронной проводимостью, серое является полупроводником.

Выше мы отмечали, что переход одного аллотропного видоизменения в другое происходит при соответствующих условиях. Однако дело в том, что скорость указанного превращения, как правило, незначительна, различные простые вещества одного элемента могут сосуществовать.

Простые вещества

рис. 6. Структура алмаза

Простые вещества

Если различия между физическими свойствами аллотропных модификаций одного элемента нередко велико, то по химическим свойствам они чаще всего близки. Отличия касаются, главным образом, окислителей (озон — более активный окислитель), скорости реакции с участием простого вещества.

Понятие об окислительно-восстановительных процессах

При первоначальном знакомстве с химией рассматриваются четыре вида химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и двойного обмена.

Простые вещества

Цифры над символами элементов означают окислительное число. Мы видим, что одни реакции (1, 3, 5, 6) идут с изменением окислительного числа элементов, другие (2, 4, 7) — без его изменения. На этой основе все химические реакции условно делят на два типа: реакции, идущие с изменением окислительного числа элементов — окислительно-восстановительные реакции — и реакции, течение которых не сопровождается изменением окислительного числа. Первые реакции играют огромную роль в жизни человека, в окружающем нас мире. Окислительно-восстановительные процессы имеют место при горении, дыхании, при получении серной кислоты из серы или сульфидов металлов, при выплавке металлов из руд, при коррозии металлов и сплавов, при работе химических источников электрической энергии.

Что же лежит в основе перечисленных выше процессов? Почему одни простые вещества легко вступают в реакцию друг с другом, тогда как другие нет.

В основе рассматриваемых процессов лежит такая перестройка электронной структуры атомов, составляющих соединение, которая ведет к изменению окислительного числа элементов. Таким образом, в этом случае, как правило, имеет место переход электронов от одних атомов, ионов, молекул к другим. Правда, иногда изменение окислительного числа сопровождается не передачей электронов от одного атома (иона) к другому, а смещением электронных пар:

Простые вещества

(вертикальной линией условно обозначена середина межатомного расстояния в рассматриваемых молекулах).

В первом случае из двух простых веществ образуется ионное соединение, во втором — ковалентное полярное. Окислительное число элементов в простых веществах принимается равным нулю.

Окислительное число хлора и в поваренной соли, и в хлористом водороде равно -1, хотя указанные соединения различаются типом химической связи (что и представлено на схеме).

Окислителями называются вещества (атомы, ионы, молекулы), которые в ходе химической реакции присоединяют электроны или оттягивают их от других атомов. В только что рассмотренных примерах в качестве окислителя выступал хлор (С12). В результате реакции окислительное число хлора понизилось.

Восстановителями называются вещества (атомы, ионы, молекулы), вторые в ходе химической реакции отдают электроны для образования ионной или ковалентной связи. В тех же примерах в качестве восстановителей выступали соответственно натрий и водород. В результате реакции окислительное число восстановителей повысилось.

Принципиальная возможность электронной перестройки, наличие потенциального окислителя или восстановителя определяются строением атомов, строением вещества в целом.

Реализация этой возможности в общем случае находится в зависимости от многих факторов: наличия соответствующего партнера, концентрации окислителя и восстановителя, температуры, среды, в котоорой осуществляется реакция, и т. п.

Рассмотрим это на примере реакции взаимодействия двух простых веществ натрия и хлора:

2Na + С12 = 2NaCI

Как известно, для атомов натрия характерно «стремление» к отдаче электрона, для атомов хлора — к присоединению. Следовательно, в данном случае имеет место взаимодействие активного окислителя и активного восстановителя. Реакция осуществляется довольно легко: попаренная соль образуется с большим выделением тепла, в чём легко убедиться на практике. Процессы взаимодействия многих металлов с хлором идут самопроизвольно или при незначительном нагревании (для увеличения скорости реакции). Образовавшиеся при реакции ионы натрия (Na + ) и хлора (СI - ) обладают завершёнными электронными конфигурациями и поэтому, представляет себе возможность течения обратной реакции, мы понимаем, что Na + будет очень плохим окислителем, а СI - — плохим восстановителем. Для осуществления такой реакции потребуется значительная затрата энергии (высокие температуры). При обычных условиях натрий и хлор из поваренной соли получают электролизом расплава поваренной соли.

Ранее, рассматривая вопрос о положении водорода в периодической системы, мы указывали на сходство водорода как со щелочными металлами, так и с галогенами. Это сходство проявляется, в частности в том, что подобно щелочным металлам, водород может выступать в качестве восстановителя, но с другой стороны, подобно галогенам, способен быть и окислителем. Причина двух способов изменения электронной конфигурации нейтрального атома водорода заключается в особенности строения атомов I периода (первый энергетический уровень заполняется двумя электронами). Изменение

окислительного числа водорода можно представить следующим образом:

В первом случае водород выступает как восстановитель, во втором — как окислитель. Например:

Простые вещества

Таким образом, мы прежде всего должны учитывать принципиальные возможности присоединять или отдавать электроны, т. е. возможности, прямо вытекающие из строения атомов и окислительного числа элемента в соединении. В нашем примере водород (Н2) может выступать и в роли окислителя и в роли восстановителя. Какая из этих двух возможностей будет реализована, зависит от партнера по реакции, от того, с каким веществом (окислителем или восстановителем) будет взаимодействовать водород.

Как же связать окислительные и восстановительные свойства простых веществ с положением элементов в периодической системе? Рассмотрим конкретные примеры. Например, окислительная способность в ряду галогенов убывает от хлора к йоду:

Восстановительную способность металлов отражает ряд активности (напряжения) металлов который составлен с учетом последовательности вытеснения металлов из растворов их солей.

По-иному будет выглядеть ряд, иллюстрирующий способность металлов образовывать соединения с кислородом или азотом, водородом или фтором и т. д.

В группах периодической системы восстановительные свойства простых веществ, как правило, усиливаются, а окислительные — падают. Однако это общее положение нуждается в уточнении, когда мы приступаем к изучению некоторых конкретных примеров. Число реакций, в которых данный элемент может выступать, скажем, в качестве восстановителя, достаточно велико, а процесс окисления— восстановления зависит от многих факторов, которые мы пока еще не рассматривали.

Услуги по химии:

Лекции по химии:

Лекции по неорганической химии:

Лекции по органической химии:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Металлы и неметаллы

Наш мир наполняют различные простые вещества – металлы или неметаллы. При существовании 120 химических элементов, Вселенную наполняют более 400 простых веществ. Этот парадокс связан с понятием аллотропии – явлением образования одним химическим элементом двух и более простых веществ. Например, атом кислорода может формировать молекулярный кислород О2 и озон О3.

План урока:

Физические свойства металлов

Металлы – химические элементы, атомы которых в процессе реакции стремятся отдавать электроны. Они обладают металлической кристаллической решеткой и общими физическими свойствами. На данный момент известно более 87 металлов.

Для металлов характерен ряд свойств:

  • твердость (кроме ртути, которая представляет собой жидкость);
  • металлический блеск;
  • проводимость электрического тока и тепла;
  • пластичность.

Металлы при ударах не разрушаются, а меняют форму. С этой особенностью связано то, что из них производят проволоку, металлические листы и др. Развитие бронзового и железного века связано с производством товаров из металлов.

Физические свойства неметаллов

Неметаллы – химические элементы, атомы которых стремятся принять чужие электроны. Для них характерны атомные и молекулярные кристаллические решетки. Для атомов неметаллов не характерны общие физические свойства. На данный момент существует 22 неметалла.

Для неметаллов характерен ряд свойств:

  • хрупкость (неметаллы нельзя ковать);
  • отсутствие блеска;
  • непроводимость электрического тока и тепла.

Расположение металлов и неметаллов в периодической таблице Д.И. Менделеева

Определить, является простое вещество металлом или неметаллом, можно с помощью периодической таблицы Менделеева. Металлы располагаются ниже диагонали «водород-бор- кремний-мышьяк-теллур-астат», а неметаллы выше.

Красные ячейки – неметаллы, синие – металлы

Элементы, расположенные вблизи диагонали, обладают смешанными свойствами: проявляют как металлические, так и неметаллические свойства. Они называются полуметаллами.

Красные ячейки – полуметаллы

Полуметаллы имеют ковалентную кристаллическую решетку при наличии металлической проводимости (электропроводности). Валентных электронов у них либо недостаточно для образования полноценной ковалентной связи, либо они не удерживаются достаточно прочно из-за больших размеров атома. Поэтому связь в ковалентных кристаллах этих элементов имеет частично металлический характер.

Закономерности в таблице Д.И. Менделеева

Каждый атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и нейтроны находятся в ядре, который несет положительный заряд. Вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Атомный номер указывает на количество протонов.

Чем больше заряд ядра, тем сильнее к нему притягиваются электроны. Т.о., атому сложнее отдавать электроны. Поэтому в периоде слева направо, с увеличением порядкового номера металлические свойства ослабевают, а неметаллические – усиливаются.

Неметаллы стремятся принять электроны от других атомов. Период в таблице указывает на количество электронных уровней. По мере увеличения числа орбиталей электроны отдаляются от ядра и атому сложнее удерживать электроны на последних уровнях. Т.о., в группе сверху вниз количество орбиталей возрастает, поэтому металлические свойства усиливаются, а неметаллические – уменьшаются.

Способы получения металлов

Большую часть металлов получают из оксидов при нагревании.

Металлы, имеющие на внешнем уровне один-два электрона, получают с помощью электролиза расплавов.

Химические свойства металлов

Все металлы проявляют восстановительные свойства. Легкость в отдачи внешнего электрона применяется в фотоэлементах. Степень активности определяется рядом активности. У самых активных на внешнем уровне располагается по одному электрону.

Общие химические свойства металлов выражаются в реакциях со следующими соединениями.

Активные металлы реагируют с галогенами и кислородом. С азотом взаимодействуют только литий, кальций и магний. Большинство металлов при взаимодействии с кислородом образуют оксиды, а наиболее активные металлы – пероксиды (N2O2).

2 Ca + MnO2 → 2 CaO + Mn(нагревание)

Водород в кислотах вытесняют только те металлы, которые в ряду напряжений стоят до водорода.

Более активные металлы вытесняют из соединений менее активные.

  • Химические свойства щелочных и щелочно-земельных металлов (реакции с водой)

2 Na + 2 H2O → 2 NaOH + H2

Способы получения неметаллов

Неметаллы синтезируют из природных соединений с помощью электролиза.

2 KCl → 2 K + Cl2

Также неметаллы получают в результате окислительно-восстановительных реакций.

SiO2 + 2 Mg → 2 MgO + Si

Химические свойства неметаллов

Неметаллы проявляют окислительные свойства. Самый активный неметалл – фтор. Он бурно реагирует со всеми веществами, а некоторые реакции сопровождаются горением и взрывом. В атмосфере фтора горят даже вода и платина. Фтор окисляет кислород и образует фторид кислорода OF2.

Неметаллы вступают в реакции со следующими веществами.

3 F + 2 Al → 2 AlF3 (нагревание)

S + Fe →FeS (нагревание)

Меньшей активностью обладают такие неметаллы как бор, графит, алмаз. Они могут проявлять восстановительные свойства.

2 C + MnO2 → Mn + 2 CO

Коррозия металла

Коррозия – это процесс разрушения металлов или металлических конструкций под действием кислорода, воды и вредных примесей. Не все металлы подвергаются коррозии. Их стойкость зависит от ряда факторов.

  • На благородных металлах не образуется коррозия.
  • На поверхности алюминия, титана, цинке, хрома и никеля есть оксидная пленка, которая предотвращает процессы коррозии.

Различают несколько видов коррозии – химическую и электрохимическую.

Химическая коррозия

Химическая коррозия сопровождается химическими реакциями. Она образуется под действием газов.

Электрохимическая коррозия

Электрохимическая коррозия – процесс разрушения металлов или металлических конструкций, который сопровождается электрохимическими реакциями. В большинстве металлов находятся примеси. В процессе коррозии электродами могут служить не только металлы, но и его примеси.

Например, в железе могут находиться примеси олова. В этом случае на аноде электроны переносятся от олова к железу и металлы растворяются, т.е. железо подвергаются коррозии. На катоде восстанавливается водород из воды или растворенного кислорода. Электрохимическая коррозия может сопровождаться следующими процессами.

Анод: Fe 2+ - 2e → Fe 0

Катод: 2H + + 2e → H2

Способы защиты от коррозии

В промышленности популярны различные методы защиты металлов от коррозии.

Покрытия защищают поверхности от действия окислителей. Ими служат различные вещества:

  • покрытие менее активным металлом (железо покрывают оловом);
  • краски, лаки, смазки.
  • Создание специальных сплавов

Физические свойства сплавов и чистых металлов отличаются. Поэтому для повышения стойкости в сплав необходимо добавить дополнительные металлы.

Биологическая роль металлов и неметаллов

В организмах содержится множество различных металлов и неметаллов. Различных химических элементов в организме может не хватать, поэтому приходится потреблять их извне.Химические элементы можно разделить на две большие группы – макроэлементы и микроэлементы.

К макроэлементам относятся вещества, содержание которых в организме превышает 0,005 %. Эта группа включает водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.Микроэлементы – элементы, содержание которых не превышает 0,005%. К ним относятся железо, медь, селен, йод, хром, цинк, фтор, марганец, кобальт, молибден, кремний, бром, ванадий, бор. Каждый макро- и микроэлемент в организме выполняет определенную функцию.

Применение металлов и неметаллов

В синтезе химических препаратов и лекарств применяются чистые металлы и неметаллы. В органической химии металлы используются в качестве катализаторов, а также при получении металлорганических соединений. Неметаллы служат исходным сырьем для получения чистых кислот и других химических соединений.

Урок по химии 8 класс на тему "Металлы и неметаллы"

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

Урок Металлы и неметаллы

Приложение 1

Задания для 1 группы Металлы

Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Б) кальция ____________________________________ ;

Перечислите особенности строения атомов элементов-металлов:

Приложение 2

Задание 2 .План изучения физических свойств.

2. Температура плавления и кипения.

Электро- и теплопроводность.

Ковкость, пластичность, прочность.

Металлический блеск, непрозрачность.

Приложение 3

Задание 3. Заполните таблицу.

Физические свойства простых веществ

Тепло- и электропроводность

Приложение 4

1. Расположение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева…..

2. У металлов на внешнем энергетическом уровне …электрона

3.У всех металлов имеется ……..блеск

4. Все металлы по агрегатному состоянию …. за исключением …

5. Все металлы …цвета, за исключением …

6. Все металлы проводят ….и….

7. Из металлов можно вытянуть проволоку. Металлы можно прокатать в тонкий лист, так как они …..

8 Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них ……….связи

9. По электронной формуле определите металлический элемент:

А )1s 2 2s 2 2p 4

Б ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1

В ) 1s 2 2s 2 2p 5

Г) 1 s 2 2 s 2 2 p 4 3 s 2 3 p 6 4 s 2

Приложение 5

Название вещества – свойство – область применения.

а) Ртуть – низкая температура кипения – используется в градусниках;

б) серебро – блеск – получение зеркальных поверхностей;

в) алюминий – электропроводность – изготовление проводов ;

г) алюминий – пластичность – получение фольги;

д) золото – пластичность – золочение куполов .

Приложение 6

1.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болелижелудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

2.Какой металл придает нашей крови красный цвет?

3.Он в течение многих лет, был причиной многих бед


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Смешанное обучение


Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения.docx

Приложение 7 Критерии оценивания выполнения заданий приложения

Урок. Металлы и неметаллы

Приложение 1. Задание 1. Составьте электронные схемы строения атомов:

Сравнение физических свойств простых веществ

Тест за каждый правильный ответ 1 балл

Максимальная сумма баллов - 9 баллов

Приложение 6 - 3 балла

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

От 15 до 20 баллов ------------------ оценка «3»

От 21 до 25 баллов-------------------оценка «4»

От 26 до 29 баллов-------------------оценка «5»

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Предмет ХИМИЯ

Класс 8

Автор УМК О.С. Габриелян

Учитель: Курышева Елена Ивановна, филиал МБОУ СОШ с Наровчат в с. Виляйки, Наровчатского района, Пензенской области

Тема урока: Металлы и неметаллы

деятельностная – научить детей отличать металлы и неметаллы по внешнему виду и их свойствам, сформировать представление о металлах и неметаллах;

предметно-дидактическая – рассмотреть коллекции металлов и неметаллов, найти черты сходства и различия

Планируемые результаты

Обучающийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам своей работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; описывать положение элементов металлов и неметаллов в периодической системе; классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы; характеризовать физические свойства металлов и неметаллов; оформлять отчет; составлять на основе текстовых материалов таблицы; будет знать правила т/б при выполнении лабораторных работ, определения понятий: металлы и неметаллы, пластичность, теплопроводность и электропроводность

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником и другими источниками информации, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться : ставить учебную задачу; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации и систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на разнообразные способы решения учебной задачи: применять приемы работы с информацией, систематизацией ее.

Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : принимать другое мнение, строить понятные для партнера высказывания; получит возможность применить : умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Урок решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа и диалог); наглядные ( работа с коллекцией, схемами); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения

Образцы неметаллов (серы, графита, йода, брома, газов водорода и кислорода), коллекции «Металлы» и « Неметаллы», презентация, учебник

Организационная структура урока

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. ( Личностные УУД : смыслообразование)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались…. Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и весёлыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать ещё…

Вопрос. Кто были жители этой страны?

Ответ. Металлы и неметаллы

Учитель организует работу в группах

Работают в группах. ( Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД . Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

Этап актуализации и пробного учебного действия

Работа с пер таблицей, записи в приложении и рабочей тетради

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Задает вопросы. (приложение 2 )

А чтобы объяснить, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера, мы с вами поделимся на две команды, и будем исследовать металлы и неметаллы

( приложение1 )

Задание для команды «Металлы» –

Задание для команды «Неметаллы»

У доски работают представители двух команд.

Перечислите особенности строения атомов элементов металлов и неметаллов

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры. Поэтому электроны их внешнего слоя (а на внешнем уровне у них от 1 до 3 электронов) значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. Отсюда самое характерное свойство металлов – способность легко отдавать электроны, превращаясь в положительные ионы.

Атомам неметаллов, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8 (у бора 3). Для завершения внешнего электронного уровня неметаллам часто оказывается проще присоединить недостающие до заветной восьмерки электроны, чем отдать их.

Мы подошли непосредственно к теме нашего урока

Отвечают на вопросы.

( Коммуникативное УУД .Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простые вещества металлы и неметаллы»

Цель урока: выяснить физические свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе их строения.

  • исследовать свойства металлов и неметаллов путём эксперимента (лабораторная работа);
  • сравнить свойства металлов и неметаллов и объяснить причины различий в свойствах этих веществ;
  • сформировать представление о том, что свойства веществ обусловлены строением.
  • развитие познавательных умений (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выполнять эксперимент, объяснять результаты опытов, работать по маршрутному листу, находить информацию в интернете);

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня наша работа будет выполнятся на рабочем листе.

2. Ориентировачно-мотивационный этап.

А сейчас обратите внимание на столах находятся формулы каких-то веществ. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить эти вещества на две группы, используя какой-то общий признак.

Работаем в группе.

Вопрос: На какие группы вы разделили вещества? Какой признак вы использовали?

Ответ: 1—группа простые вещества

2—группа сложные вещества

признак—количество атомов в молекуле

Почему вы отнесли данные вещества к сложным веществам/ к простым веществам (Определения)

Простые вещества разделите на две группы.

Вопрос: Какие это вещества по составу?

Ответ : металлы и неметаллы.

Тема урока. « Простые вещества металлы и неметаллы »

В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного Полюса. Много трудных месяцев передвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и канистры из олова с керосином – запасы на обратную дорогу. Однако главная беда поджидала Р. Скотта на обратном пути. На складах, которые они оставили, не осталось керосина, он весь вытек. В начале 1912 г. экспедиция полярного исследователя Роберта Скотта к Южному Полюсу погибла.

В чём же крылась причина исчезновения керосина? Почему тщательно подготовленная экспедиция закончилась трагически? Мы можем с вами ответить на данный вопрос?

Ответить на данный вопрос мы сумеем в конце нашего урока. Объясняя данную трагедию с точки зрения химии. Но для этого мы должны изучить ………. (цели урока)

Цель урока: изучить свойства металлов и неметаллов

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про металлы. Мы можем перечислить множество предметов, в состав которых они входят. Но что мы с вами знаем о металлах. На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Ионы некоторых металлов могут убивать бактерии и другие микроорганизмы.

Дверные ручки, сделанные из латуни, сплава меди и цинка могут самоочищаться.

На торжественных обедах императору и его почетным гостям по приказу Наполеона III подавалась посуда, изготовленная из алюминия.

Давайте посмотрим видео о металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ .

  • Изменились ли ваши убеждения?
  • Кто хочет поделиться? (спросить несколько человек)

На сегодняшний день ученые исследовали более 90 видов металлов. Но в древности их было известно только 7, и каждому из них соответствовала своя планета:

  1. Золото Au – Солнце;
  2. Серебро Ag – Луна;
  3. Медь Cu – Венера;
  4. Железо Fe – Марс;
  5. Олово Sn – Юпитер;
  6. Свинец Pl – Сатурн;
  7. Ртуть Hg – Меркурий.

Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

Но ведь чтобы начать изучение простых веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов.

Золото Au – 1 стол;

Серебро Ag – 2 стол;

Медь Cu – 3 стол;

Железо Fe – 4 стол;

Олово Sn – 5 стол;

Свинец Pl – 6 стол;

Ртуть Hg – 7 стол.

Выступление групп с места

Свойства вещества зависят от его строения. Вспомним вид химической связи и схемы образования данной связи.

Определите тип химической связи и запишите схему образования данной связи.

Металлы и неметаллы – в чем разница и как понять, когда металлические свойства усиливаются, а когда ослабевают

Металлы и неметаллы – в чем разница простыми словами

Металлы – это такие элементы, которые стараются отдавать свои электроны. Неметаллы – наоборот, стараются их принимать. Вам надо понять, почему это происходит, и что значат фразы типа «металлические свойства усиливаются, а неметаллические ослабевают». Сейчас я вам это объясню.

Почему металлические свойства слабеют «слева направо»

Итак. В атоме есть три частицы: протоны, нейтроны и электроны. У протонов заряд +1, у электронов -1. У нейтронов заряда нет.

Протоны и нейтроны находятся в ядре. Поэтому заряд ядра всегда плюсовой. А электроны крутятся вокруг ядра и притягиваются к нему, потому что у них заряд минусовой.

Электроны крутятся по электронным уровням – как планеты по орбитам вокруг Солнца.

Атомный номер показывает, сколько в атоме протонов. Как видите, это количество постоянно увеличивается.

Заряд ядра атома увеличивается

Чем больше протонов, тем сильнее они «тянут» к себе электроны. Сравните:

Сравниваем силу притяжения электронов к протонам

Вывод – чем больше становится протонов, тем сильнее они удерживают электроны. Тем сложнее становится эти электроны отдавать. Поэтому слева направо, с увеличением порядкового номера (и, соответственно, числа протонов) металлические свойства слабеют, а неметаллические усиливаются.

На заметку – про радиус атома

Чем сильнее протоны притягивают электроны, тем ближе эти электроны становятся к протонам. Поэтому радиус атома уменьшается, атом как бы сжимается из-за увеличения заряда.

Почему неметаллические свойства слабеют «сверху вниз»

Идем дальше. Период в таблице показывает количество уровней (тех самых орбит), по которым летают электроны.

Сверху вниз период увеличивается и число уровней растет

Чем больше период, тем больше этих орбит и тем дальше оказываются электроны от ядра. Сравните:

Кому сложнее удерживать электроны на последнем уровне? Меди, конечно, потому что эти электроны в два раза дальше от ядра, чем, например, у лития. Их проще становится отдать, чем пытаться удерживать.

Следовательно, «сверху вниз» количество уровней, по которым движутся электроны, растет, удерживать их становится сложнее, поэтому металлические свойства усиливаются, а неметаллические – слабеют.

Еще про радиус

Если смотреть на таблицу «сверху вниз» радиус ядра растет, потому что уровней становится больше.

Да, заряд атома тоже растет, но все-таки расстояние перевешивает. Чем больше уровней, тем труднее становится держать электроны, даже несмотря на то, что заряд увеличивается.

  1. Слева направо в таблице металлические свойства слабеют, неметаллические усиливаются из-за того, что ядро сильнее тянет к себе электроны.
  2. Сверху вниз металлические свойства усиливаются, неметаллические слабеют, потому что уровней становится больше, и удерживать электроны на последних уровнях становится труднее.

Из этих двух положений следует, что в правом углу таблицы Менделеева будут сосредоточены неметаллы, а в левом – металлы.

Я нашел вам вот такую картинку, на ней показаны все неметаллы. То, что выделено курсивом – это так называемые металлоиды – вроде и не совсем металлы, и в то же время не неметаллы. Нечто среднее.

Неметаллы и металлоиды в таблице Менделеева

Это основа основ. Надеюсь, я объяснил понятно и вы разобрались. Если нет – перечитайте еще раз, задайте вопросы мне в комментариях. Только когда разберетесь – читайте дальше.

Свойства металлов

Эти свойства проявляются в разной мере, но все-таки присущи всем металлам:

  1. Плавятся.
  2. Их можно ковать.
  3. Обладают металлическим блеском.
  4. Проводят электрический ток. Это происходит благодаря металлической связи, которая соединяет их атомы.
  5. Проводят тепло.
  6. Твердые – это касается всех, кроме ртути.

На сегодняшний день металлов известно 87.

Свойства неметаллов

У них почти все наоборот:

  1. Ковать нельзя, потому что они хрупкие.
  2. Не обладают металлическим блеском.
  3. Не проводят электрический ток (за редким исключением – кремний и графит могут быть проводниками).
  4. Очень плохо проводят тепло.
  5. Есть твердые, газообразные, жидкие.

Неметаллов на данный момент 22.

Это первая статья по химии на нашем сайте. Напишите, что не так, что нравится и не нравится. Я буду думать, как сделать материал лучше.

И еще – есть идея записывать видеоролики с объяснениями. Лично вам удобнее разбираться в чем-то, читая текст, или просматривая видео?

Читайте также: