Титан металл где добывают в россии

Обновлено: 15.05.2024

В 2021 году экспорт титана из России снизился на 22%, составив 14,6 тыс. тонн. Поставки титана из России в Германию и Нидерланды существенно сократились, а вот в США увеличились практически вдвое.

Рынок титана имел серьёзный потенциал для развития, но новая реальность уже начала вмешиваться в существовавшие прогнозы и планы.

На российском рынке, говоря «титан», в большинстве случаев имеют в виду «ВСМПО-Ависма»: именно эта компания является крупнейшим производителем данного металла не только в стране, но и в мире.

По словам эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Пучкарева, доля «ВСМПО-Ависма» на мировом авиакосмическом рынке составляет около 30%.

Однако 7 марта американский авиапроизводитель Boeng, один из основных заграничных партнёров компании, анонсировал временную паузу по части титана из России и, соответственно, приостановку сотрудничества. Аналогичные намерения могут быть и у других корпораций.

Как сильно изменится рынок титана после этих событий?

Приостановка партнёрства Boeing и «Ависма»: титан больше не нужен?

Сотрудничество между «Боингом» и «ВСМПО-Ависма» началось в 1997 году. Около 11 лет назад руководитель американского гиганта даже сказал, что «немного России есть в каждом производимом нами самолёте», но теперь, судя по всему, ситуация изменилась.

Больше того, есть основания полагать, что избавиться от зависимости от российского титана американцы хотели и раньше. Руководство компании заявило, что в течение последних лет прилагало немало усилий к диверсификации поставок и сумело накопить на собственных складах достаточно титана для того, чтобы продержаться в период поиска новых поставщиков.

авиадвигатель

Нью-йоркское издание The Wall Street Journal сообщает, что в последние годы, несмотря на взаимодействие с компаниями из Японии, Китая, Казахстана и самих США, почти треть необходимого металла Boeing получал из России.

Судя по всему, такое распределение — а точнее, принцип «30 на 70» — и было положено в основу диверсификационного подхода, но объёмы поставок были не единственным преимуществом отечественного производителя.

Длившееся почти четверть века партнёрство представляло собой надёжный и бесперебойно работающий механизм: начиная от качества продукции и заканчивая отлаженностью поставок. Заменить такое непросто.

Впрочем, возможно, причина принятого Boeing решения кроется не только в геополитическом обострении ситуации и влиянии экономических санкций.

Дело в том, что за последние годы компания существенно сократила выпуск новых судов на фоне сразу двух громких катастроф с участием знаменитого Boeing-737 Max. Так, согласно официальному отчёту, в 2021 году концерну удалось выпустить лишь 280 пассажирских лайнеров — а именно в их производстве задействовали титан из России.

Активно применять отечественный металл планировали при выпуске Boeing-777 Max, но из-за пандемии и сложностей с сертификацией реализация этой программы сильно отстала от графика. А значит, рекордной потребности в титане у «Боинга» нет.

Поставки титана из России: первым отказался Rolls-Royce

Ещё за полторы недели до того, как корпорация Boeing озвучила своё решение относительно приостановки закупок титана у России, аналогичное намерение выказал британский Rolls-Royce, также использующий этот металл для производства авиадвигателей.

Отказ сложно назвать чем-то неожиданным: начиная с 2015 года, компания последовательно работала над тем, чтобы снизить уровень своей зависимости от российского титана до минимума.

Правда, поставки из России, по информации издания The Telegraph, всё ещё закрывали примерно 1/5 от общих нужд компании.

Экспорт титана: что «ВСМПО-Ависма» будет делать дальше?

Один из очевидных вариантов — поддержание существующих взаимоотношений насколько это возможно, ведь Boeing и Rolls-Royce — далеко не единственные партнёры российской компании, производящей титан.

По информации сайта «Авиация России», за один только январь 2022 года «ВСМПО-Ависма» заключила сразу 3 контракта:

  • на поставку титанового проката с американской компанией Plymouth Engineered Shapes до конца 2024 года;
  • на поставку титановой продукции для самолёта А350 с испанским производителем Aernnova Aerospace до 2028 года;
  • на детали из титановых сплавов для коммерческих самолётов с компанией Barnes Aerospace (снова из США) до конца 2026 года.

Кроме того, в годовых отчётах компании фигурирует множество заграничных партнеров, которые официально не заявляли о планах разорвать отношения.

самолет на полосе

Взять, к примеру, бразильского аэрокосмического производителя Embraer, покупающего весь необходимый для работы титан у «ВСМПО-Ависма», а также британскую Airbus.

По информации издания «КоммерсантЪ», доля отечественных поставок составляет более 60% от необходимого этой компании объёма, причём титан получают прямиком из России — в соответствии со всеми существующими в настоящий момент санкциями и правилами контроля за экспортом.

При этом, что интересно, 1 марта Airbus вместе с уже упоминавшейся выше французской компанией Safran, а также частным инвестором приобрели у французской металлургической компании Eramet совместный актив — предприятие Aubert&Duval для поставок материалов для аэрокосмической отрасли.

И хотя подписание меморандума состоялось буквально на днях, подобные вещи не берутся ниоткуда: к таким сделкам долго готовятся и планируют их тоже заранее. Скорее всего, британский авиапроизводитель, как и коллеги из США, в настоящий момент не нуждается в значительных объёмах титана — и готовит себе запасные каналы поставок.

Но в любом случае этот процесс требует времени, а полноценную замену российскому титану на планетарном рынке авиастроения найти будет сложно.

Осознают это, кажется, не только в России: в оглашённом на днях пакете санкций от Евросоюза ограничений касательно титана нет.

Титан в России. Переориентация как спасение?

Логичный выход из ситуации для России заключается в поиске новых рынков и переориентации на работу с ними.

Речь при этом идёт не только о внутреннем самолётостроительном рынке: отечественные производители хоть и будут заинтересованы в поставках титана, но вряд ли смогут закупать его в тех же объёмах, что зарубежные партнёры.

По мнению руководства «ВСМПО-Ависма», несмотря на то, что основная сфера применения титана — это аэрокосмическая отрасль промышленности, перспективными могут оказаться и другие направления. Среди них — медицина, пищевая индустрия и бытовая промышленность.

Учитывая ситуацию в стране и в мире, к такому развитию «ВСМПО-Ависма» была готова. Во всяком случае, именно так заявил генеральный директор компании Дмитрий Осипов в беседе с «Ъ»:

«У корпорации есть все возможности и ресурсы для снижения возникших рисков. Сейчас мы переориентируем свою сбытовую политику на другие рынки и направления. Уверены, что наши разработки в сфере производства титановых сплавов всегда будут востребованы на других рынках», — рассказал г-н Осипов.

производство самолета из титана

Насколько оправдаются эти надежды, покажет время. С одной стороны, потребность в титане, имевшуюся у той же медицины, пока невозможно сравнить с потребностями авиастроения. С другой — медицине, как и другим отраслям, также придётся перестраиваться на новые рельсы и искать альтернативы привычным поставщикам.

Несмотря на открывающиеся возможности, вряд ли происходящее можно назвать желанным для «ВСМПО-Ависма» раскладом: в конце 2021 года компания подписала с Boeing меморандум о расширении сотрудничества.

Согласно документу, российский производитель должен был стать крупнейшим поставщиком титана для задействованных в гражданской авиации «боингов». Кроме того, достигнутая договорённость подразумевала увеличение загрузки совместного предприятия — с 2009 года работающего в Свердловской области Ural Boeing Manufacturing (UBM).

Boeing и «ВСМПО-Ависма» владели активом пополам. Пока его судьбу не прокомментировала ни одна из сторон.

Титановые руды: свойства, способы добычи и промышленное применение

Титановые руды: свойства, способы добычи и промышленное применение

Титановые руды – это природные минералы, содержащие в своём составе титан (в скобках указано максимальное процентное содержание):

  • рутил, модификациями которого являются анатаз и брукит (свыше 99%),
  • лейкоксен (более 97%),
  • ильменит (почти 93%),
  • перовксит (до 57,8%),
  • лопарит (доходит до 41%),
  • сфен (почти 41%).

Титан – девятый в списке самых распространённых элементов земной коры, его присутствие обнаружено в 70 минералах, но наиболее интересными в плане переработки являются перечисленные выше.

Способы добычи

Более половины титана добывают из россыпей. Добыча в песчаных месторождениях не представляет никакой сложности. Процесс достаточно прост и не требует дробления и измельчения, осуществляется он драгами, земснарядами, экскаваторами, скреперами и другими гидравлическими устройствами.

Карьерный

Иное дело, когда руды залегают жилами на небольшой глубине. В зависимости от твёрдости вскрышных пород, приходится прибегать к их удалению с помощью землеройных механизмов или посредством проведения предварительных буровзрывных работ. После чего, вынутую руду забирают и подвергают дроблению и измельчению для дальнейшей переработки.

Шахтный

Шахтный способ применим при разработке коренных месторождений. Это наиболее затратный и трудоёмкий способ, требующий строительства целого комплекса сложных подземных сооружений, затраты на который окупаются получением целого набора полезных ископаемых, находящихся в составе титаносодержащих руд.

Методы обогащения

Так как процентное содержание диоксида титана (основного минерала титановых руд) изменчиво в зависимости от месторождения, то извлечённую породу подвергают обогащению, подразделяемому на две стадии: отделение пустой массы и выделение индивидуальных минералов.

Мокрое и сухое разделение по удельному весу

Благодаря различной плотности титаносодержащей породы и массы, не обладающей этим природным минералом, становится возможным их разделение в водной или воздушной среде под воздействием физических сил, созданных внутри специальных технических агрегатов. Это – так называемые гравитационные методы обогащения добытого материала.

Флотация

Способность разнообразных материалов удерживаться или не удерживаться на границе сред, пребывающих обычно в жидком и газообразном состоянии, нашла широкое применение в обогащении титановых руд.

В зависимости от первоначального минерала, используют свои специфические свойства химические вещества – образователи флотационной среды. Так, для ильменита в качестве таких сред выступают собиратели в виде жирных кислот. Рутил хорошо флотируется олеиновой кислотой или сульфированными производными углеводородов. Перовскит перед флотацией жирными кислотами необходимо обработать серной кислотой. Существует множество методов и технологий флотации, кроме того, они варьируются в зависимости от месторождений.

В последнее время широкое распространение в качестве флотационного материала получило талловое масло. Впрочем, переработчики руководствуются соображениями стоимости, доступности, минимума токсичности, при выборе материала для флотации.

Титановые руды

Магнитная и электрическая сепарация

Отличие магнитных и электрических свойств титана от других минералов положено в основу соответствующих сепараций – технологий отделения нужного материала от пустой породы под воздействием электрических и магнитных полей в специальных аппаратах. В их список входят: сепараторы, железоотделители, намагничиватели и размагничиватели. А принцип действия этих устройств основан на изменении траектории движения в силовом магнитном или электрическом поле.

Металлургический метод

Завершающей стадией получения титанового шлака является плавка концентрата в виде прессованных брикетов в электродуговых печах при температуре 1500-1700 0 C. Образующиеся в результате металлургического метода отливки содержат до 80% титана.

Промышленное применение

С момента своего открытия в конце XVIII века, титан был оценён специалистами как металл, обладающий лёгкостью, прочностью, жаростойкостью, устойчивостью к коррозии и при этом хорошо поддающийся механической обработке.

Технический титан и его сплавы широко используется в целом ряде отраслей народного хозяйства:

  • Химическая индустрия не может обходиться без титановых изделий, обладающих высокой стойкостью к агрессивному воздействию. Это – специальная арматура, ёмкости, трубы, части машин и механизмов, активно используемых в этой отрасли.
  • Транспорт активно применяет этот материал, в качестве альтернативы другим металлам, благодаря его низкому удельному весу. Что существенно снижает затраты при перемещении грузов в более лёгких и компактных вагонах и поездах. Используется титан и в автомобилестроении для изготовления витых пружин и систем отвода уходящих газов.
  • Незаменим этот материал и в области военной техники. Броня и трубы, глушители и теплообменники, пропеллеры и турбины, являющиеся важными элементами самоходных орудий, танков, самолётов, военно-морских судов и подводных лодок, не обходятся без использования этого минерала.

Химически чистый титан отличается очень высокой жаропрочностью и устойчивостью к механическим воздействиям. Учитывая его лёгкий вес, металл нашёл своё применение в авиации, ракетостроении, космонавтике; при изготовлении электровакуумных приборов и криогенной техники.

Отдельно можно упомянуть медицинские, спортивные и декоративные направления использования этого уникального по своим свойствам материала. Медицинские инструменты и протезы, спортивные снаряды и амуниция, разнообразные декоративно-художественные изделия, известные скульптуры – всё это вместе объединяет между собой такой удивительный материал, как титан.

Месторождения в России и мире

Территория России обладает порядка 20-ью месторождениями титановых руд, расположенными в 9-и металлогенических провинциях, крупнейшими из которых являются:

  • Оклемо-Становская,
  • Тиманская,
  • Уральская.

Также значительными запасами обладают месторождения магматического происхождения Баладекского, Джугджурского, Коларского массивов и находящееся в Амурской области месторождение Большой Сейм. Древние морские россыпи, богатые титановыми рудами размещены на Русской плите и в Сибири. Значительные запасы имеются и на территории Карелии.

За рубежом крупные месторождения докембрийского периода обнаружены в США (Тегавус), Канаде (Лейк-Тио), Норвегии (Тельнес). Запасы ильменита присутствуют на территории Канады, Норвегии, Индии, ЮАР; рутила – в ЮАР, Индии и Австралии. Также титановыми рудами в значительном количестве обладают Бразилия, Мексика и Китай.

Титановая руда

Мировые запасы

Подтверждённые мировые запасы диоксида титана составляют:

  • Китай – 232,9 млн. тонн.
  • Украина – 184 млн. тонн.
  • Россия – 177 млн. тонн.
  • Бразилия – 123 млн. тонн.
  • Индия – 100 млн. тонн.
  • Норвегия – 57 млн. тонн.
  • Канада – 51,4 млн. тонн.
  • ЮАР – 34,1 млн. тонн.
  • Австралия – 21,4 млн. тонн.
  • Остальные страны – 59,1 млн. тонн.

Если оценивать в процентном отношении залежи титановых руд, то ситуация будет несколько иная:

  • Китай – 38%.
  • Россия – 17%
  • Австралия – 10%.
  • Бразилия – 6%.
  • Норвегия – 4%.
  • Индия – 4%.
  • Канада – 3%.
  • Украина – 1%.
  • Другие страны – 17%.

Различия объясняются разнообразием месторождений и трудностью объективной оценки точного количества залежей этого минерала.

Страны, добывающие титановые руды

По состоянию на 2018 год ситуация на рынке титана выглядит следующим образом:

  • Крупнейшими добывающими странами являются Китай, Австралия, Индия, ЮАР.
  • Ведущие производители по переработке руды и выплавке титана выглядят следующим образом: США, Россия, Япония, Китай.

Хотя, ещё в 2005-2006 годах 70% мирового производства ильменитового концентрата обеспечивали Австралия, Норвегия и Украина. А 90% рутилового концентрата выпускали в Австралии, ЮАР и на Украине.

Ситуация с течением времени меняется коренным образом: Китай наращивает как добычу, так и переработку совместно с окончательным производством столь ценного продукта, каким является титан для промышленности.

А другие страны пользуются тем, что доля сырья в окончательной стоимости произведённого продукта (титана) составляет лишь 5%, активно закупают исходные материалы по всему миру, не затрудняя себя разработкой новых месторождений. И на то есть свои объективные причины. Гораздо проще и дешевле заниматься освоением прибрежных морских россыпей, как это делают Австралия, Индия (штаты Керала и Мадрас), США (полуостров Флорида), ЮАР (месторождение прибрежных песков Ричардс-Бей), чем заниматься освоением подземных месторождений, подчас не обещающих высокое содержание нужных полезных ископаемых.

Небесный металл. Как работает единственный в России титановый завод


Рождением салдинского титана можно считать 1957 год. Тогда, в феврале, на заводе №95 (с 1982 года – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение) выплавили первый четырёхкилограммовый слиток. Кусок тусклого металла стал настоящим подарком для советского авиастроения и космонавтики.

Путь к первому слитку был непростым, но удачным. Салдинцы во главе со знаменитым металлургом Владиславом Тетюхиным, ставшим впоследствии руководителем комбината, экспериментировали с титановой губкой. Её делали (и делают до сих пор) на магниево-титановом комбинате АВИСМА (аббревиатура от «АВИаСтроительные МАтериалы») в Березниках (Пермский край) из ильменитового концентрата. Так или иначе, но дерзкий эксперимент 60-летней давности развился в огромный механизм, больше похожий на часы. В 2005 году две площадки, синхронно работающие на расстоянии сотен километров, объединились в одну структуру.

Первый слиток в руках директора ВСМПО Владислава Тетюхина (на фото справа).

Интересная деталь: сырьё для ильменитового концентрата приходится импортировать. Этот факт удивителен ещё и потому, что основа для титановой губки – очень распространённый элемент, он есть везде. Например, несколько лет назад месторождение пытались разработать в Тамбовской области, но сырьё оказалось таким, что покупать за рубежом было выгоднее. До сих пор шутят, что на той инициативе успел заработать политические очки лишь кандидат в местные губернаторы. Впрочем, стоимость сырья в себестоимости готовой продукции невелика – не более 5%, поэтому возить его можно хоть из Австралии.

Титановый механизм


На часах 10:30 утра. По дороге из Екатеринбурга в Верхнюю Салду мы чуть-чуть задерживаемся и… рассинхронизируемся с заводом – не успеваем на загрузку губки и титановой стружки. Её уже спрессовали в большой электрод и по правилам электрометаллургии переплавили в «свечу» высотой больше трёх метров. Искрящийся и переливающийся всеми цветами радуги слиток мы успели увидеть до того, как его откуют, отштампуют, прокатают, обточат и рассверлят на станках.

Обработка заготовок похожа на пекарню, по которой нас водит начальник цеха Андрей Лазутин. Он рассказывает, что на титановой «кухне» биллеты на прессе вытягивают, раскатывают, нарезают и ягко снимают с них фаску. На наших глазах один из прутков режут на куски, нагревают и везут на очередной пресс, где под давлением создаются шайбы – «бублики». А то, что буквально выдирается из куска, на цеховом жаргоне так и называется – «выдра». Шайбу раскатывают на кольцераскатном стане, где важен диаметр. Чем он больше, тем выше потенциал производителя, его возможности. В данном случае раскатывают кольцо диаметром более 3 метров. А вообще, тут делают 1,5-метровые кольца для турбин известных марок самолётов. Заказы на детали подвески поступали и от команд «Формулы-1».

Пресс конкурентов

«Семидесятка» – так с любовью в Салде называют один из двух самых больших в мире гидравлических штамповочных прессов (второй такой установлен на Самарском заводе). Эту многотонную гордость уральского предприятия сделали на НКМЗ – Новокраматорском машиностроительном заводе – и установили в этой кузнице ещё в 1961 году.

«Семидесятка» от НКМЗ штампует титан с усилением в 75 тыс. тонн.

35-метровый жёлто-зелёный гигант сильно напоминает живого трансформера, который с лёгким усилием в 75 000 тонн виртуозно и почти бесшумно штампует бесшовные детали для самолётов. Заводской любимчик за почти шесть десятков лет службы успел отличиться не раз: именно на нём в 1974 году была изготовлена переходная втулка стыковочного узла советско-американского проекта «Союз-Аполлон», а в 2003 году произведена самая большая и тяжёлая штамповка в мире – балка шасси для Airbus A380 весом почти 3,5 тонны и длиной около 5 метров.

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров.

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На наших глазах выдавливается очередной тракбим – деталь для стойки шасси нового самолёта. Рядом лежат уже отштампованные будущая балка крепления фюзеляжа и другие силовые – их тут называют «ответственными» – детали лайнеров. По аналогии с кольцераскатным станом, где важна способность дать больший диаметр, прессу важно давление – от него зависит качество, однородность металла заготовки. В этом уральцы пока первые, но, говорят, не так давно появился 85 000-тонный соперник в Китае. Во всяком случае, о нём пишет китайская пресса, правда, без подробностей. Пока же защитой от потенциального конкурента может стать отсутствие у китайцев сертификатов, без которых отправлять титан в небо – никак.


Впрочем, реальные конкуренты не там, да и опасности кроются не в экономике – во внешнеполитической плоскости. Ни для кого ни секрет, что изрядная доля заказов поступает от американской и европейской авиапромышленности, где без уральского титана по разным причинам не обойтись. У россиян есть и все сертификаты, чего на 100% пока нет даже у японцев, и большой опыт работы с титаном. Однако взаимовыгодная кооперация может оказаться под угрозой, если не прекратиться вовсе: на Западе к России постоянно клеят ярлык агрессора, и политики внимательно следят за сделками с «империей зла». Ситуацию объясняет горькая шутка про то, как экономика идет «вешаться» из-за политических разборок.

Политическая страховка

Продукция высокого уровня передела – мантра, которую наизусть знали министры «росселевского призыва». Со времён первого постсоветского руководителя Свердловской области промышленная политика региона настраивалась на производство не просто заготовок, а полноценных деталей. Ведь если – условно – штамповка для стойки шасси стоит как две «Тойоты Королла», то готовая деталь стоит – тоже условно – как восемь.

Цех механообработки – гордость предприятия. Здесь титановые заготовки приводят в надлежащий вид и готовят к отправлению.

Цех механообработки – гордость предприятия. Здесь титановые заготовки приводят в надлежащий вид и готовят к отправлению. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На выполнение сверхзадачи работает цех механической обработки, где станки рассверливают титановые штамповки сразу в пяти координатных плоскостях, превращая их в черновые детали для самолётов. «Заготовка на станках протачивается, просверливается, а затем подвергается термообработке. Пять координат – это вдоль, поперек, вверх и по двум диагоналям», – объясняет начальник цеха Сергей Таланцев. Впрочем, и тут видна глубина европейской и американской кооперации: один станок – из США, ещё одна линия итальянского производства монтируется на помощь чешской.


Планы по чистовой отделке могут реализоваться уже к 2020 году – на площадке совместного с «Боинг» предприятия Ural Boeing Manufacturing –2. Его открыли в сентябре 2018 года на территории особой экономической зоны «Титановая долина».

В завершение остается добавить, что работает и платит налоги товаропроизводящее подразделение корпорации ВСМПО-АВИСМА на Урале, в городе с населением 42 тысячи, из которых каждый второй дееспособный житель работает на ВСМПО и справедливо считает себя титанщиком.

Сегодня российским титаном «ответственного применения» закрывается около 50% всей потребности Airbus, 35% - Boeing. Среди заказчиков ВСМПО-АВИСМА 50 компаний из 350 стран мира, среди них не только вышеперечисленные гиганты самолетостроения, но ещё и Embraer, Rolls Royce, General Electric, Honeywell, MTU и другие.

Редкие и редкоземельные металлы. Крупные инвестпроекты России

Россия располагает колоссальными запасами редких и редкоземельных металлов, но по объёмам производства «висит» на последних местах мирового рейтинга. По данным Геологической службы США (USGS), на долю нашей страны приходится менее 2% общемирового производства РЗМ.

Напомним, что во времена Советского союза дело обстояло ровным счётом наоборот. Высокоразвитая отрасль фактически была упразднена после распада СССР, и с тех пор мы импортируем стратегически важные ресурсы. Для восстановления прежних позиций была разработана стратегия развития промышленности РМ и РЗМ до 2035 года. В неё включили крупные инвестпроекты по добыче «редкоземов» — в этой статье мы рассмотрим самые нашумевшие инициативы бизнеса.

Освоение Томтора

В Оленёкском улусе Якутии расположилось одно из крупнейших комплексных редкометалльных месторождений России и мира — Томтор. На участке залегает целый ряд «экзотических» полезных ископаемых: ниобий, титан, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и другие. Общие прогнозные ресурсы месторождения оцениваются в 154 млн тонн руды.

Богатства Томтора обнаружили ещё в 1977 году, однако до промышленного освоения он так и не дошёл. С 2014 года лицензионным участком владеет подразделение «Триарк Майнинг» (9,1% принадлежит «Полиметаллу») — ООО «Восток Инжиниринг».

Предприятие было создано специально для отработки Томторского месторождения. Промышленное освоение решено начать с самого разведанного участка «Буранный». Его запасы по категориям B+С1 превышают 42,7 млн т, из них 1,3 млн т приходится на пентоксид ниобия. Общие запасы оксида редких земель составляют 3,2 млн т.

«Восток Инжиниринг» реализует проект в рамках стратегии социально-экономического развития Арктической зоны до 2035 года. Для Томтора построят гидрометаллургический комбинат в забайкальском городе Краснокаменске, где уже действует предприятие «АРМЗ» «ППГХО». Площадка выбрана с учётом уже развитых логистической и производственной инфраструктуры, в том числе для хранения и переработки отходов.

Согласно проекту, производительность гидрометаллургического комбината составит 160 тысяч т руды в год. Предприятие будет выпускать феррониобий, оксиды празеодима и неодима, а также оксиды среднетяжёлой группы редкоземельных металлов.

Осенью 2020 года компания «Триарк Майнинг» представила первичную оценку минеральных ресурсов участка «Буранный». На момент конца января 2019 года выявленные ресурсы были оценены в 13,2 млн т руды с высоким содержанием скандия, ниобия, тербия и иттрия. Содержание оксида ниобия составляет 5,9%, редкоземельных оксидов — 15%, что соответствует 0,8 и 2 млн т соответственно.

На очереди — первичная оценка запасов и завершение предварительного технико-экономического обоснования проекта. Данный этап «Триарк Майнинг» хочет закончить до конца текущего года.

К этому же времени компания рассчитывает получить положительные заключения экспертиз на проектную документацию. На 2022-2023 годы запланировано выполнение строительно-монтажных работ и начало добычи. Выпустить первую партию руды инвестор намерен в 2024 году.

Туганский ГОК: почти готов

Туганское месторождение ильменит-цирконовых рудных песков расположено в Томской области, вблизи областного центра. Лицензионным участком с большим промышленным содержанием минералов, содержащих титан и цирконий, с 2002 года владеет АО «ТГОК Ильменит».

Стоит отметить, что предприятие ещё в то время провело большую работу для начала отработки запасов месторождения. В 2003-2005 годах на базе участка Южно-Александровский построили открытый карьер вместе с горно-обогатительным комбинатом. Затем «ТГОК Ильменит» запустил опытное производство по добыче и обогащению минеральных песков мощностью 125 тысяч т в год, которое впоследствии переросло в промышленное освоение.

Поэтому освоение Туганского месторождения — один из немногих текущих проектов, который близится к реальному старту. С учётом высокой перспективности участка в следующие годы произошло значительное укрупнение проекта.

На площадке «ТГОК Ильменит» уже развита немалая часть инфраструктуры, к тому же отработана технология добычи и переработки ильменитового и цирконового концентратов. Данную продукцию предприятия опробовали на производстве реальные потребители, они же говорили о готовности закупать её в будущем.

В последние годы инвестор активно расширял производственные мощности, в частности, стартовали реконструкция действующей промплощадки и строительство новых инфраструктурных объектов Туганского ГОКа для полномасштабного производства РЗМ. После реализации проекта предприятие сможет выпускать в промышленных масштабах циркониевые, титановые и рутил-лейкоксеновые концентраты, а также кварцевые пески для стекольной промышленности.

В июне 2021 года строительство Туганского ГОКа вышло на завершающий этап, ввод в эксплуатацию запланирован на 4-ый квартал этого года. Мощность ГОКа увеличится до 575 тысяч т рудных песков в год. По оценкам специалистов, комбинат закроет потребности российской промышленности в цирконии на 40%, а через 5 лет — на все 100%.

В этом году к проекту «ТГОК Ильменит» присоединился горнорудный дивизион «Росатома» «АРМЗ». ООО «Объединённые урановые предприятия» подписало с предприятием соглашение о вхождении в проект: «дочка» госкорпорации решила поддержать инвестора, обязавшись выделить более 500 млн рублей на завершение строительства ГОКа с возможностью получить 25% акций актива и право на увеличение доли.

Подробнее о проекте — в интервью с директором ООО «Объединённые урановые предприятия» Русланом Димухамедовым.

Зашихинское месторождение — на два региона

Зашихинское месторождение тантал-ниобиевых руд расположено в Нижнеудинском районе Иркутской области. В данный момент оператором проекта выступает ЗАО «Техноинвест Альянс» (30% принадлежит ЧТПЗ).

Балансовые и забалансовые запасы участка составляют 34,5 млн т руды, в которой содержится порядка 105 тысяч т пентаоксида ниобия и 8,5 тысячи т пентаоксида тантала. По расчётам, промышленное освоение Зашихинского позволит на 100% покрыть потребности отечественной промышленности в танталовом сырье, а также значительную часть потребностей в ниобии.

«Техноинвест Альянс» намерен построить на базе редкометалльного месторождения крупный горно-металлургический комбинат. По проекту добычной актив включит в себя карьер, участок дробления, обогатительную фабрику, а также отвал вскрышных пород и хвостохранилище. На карьере планируется ежегодно получать чуть более 1 млн т руды.

рудник

Технология обогащения руды уже опробована в опытно-промышленных масштабах. В ЗАО «Техноинвест Альянс» хотят достичь объёмов производства на уровне 6,8 тысячи т колумбитового и 7 тысяч т циркониевого концентратов.

Колумбитовый концентрат будет перерабатываться в Забайкалье, на химико-металлургическом комбинате в Краснокаменске. Предполагается, что здесь же будут производить оксиды тантала и ниобия. В будущем компания хочет расширить промплощадку завода для производства диоксидов циркония из циркониевого концентрата, а также выделения из обоих концентратов суммарных оксидов РЗМ.

Сегодня на всех уровнях обсуждаются возможные варианты создания оптимальной логистической инфраструктуры для доставки концентратов из Иркутской области в Забайкалье. В проекте ЗАО «Техноинвест Альянс» указано, что для транспортировки будет построена подъездная автодорога из двух участков, которые соединят Зашихинское месторождение с сетью региональных и федеральных автодорог. В Тулуне компания обустроит пункт перегрузки концентратов, выпускаемых ГОКом, на ж/д транспорт с последующей доставкой на забайкальский химико-металлургический завод.

Зашихинский ГОК должен заработать в конце 2024 года. Предполагается, что комбинат объединят в единый кластер с погранпереходом в Забайкальске для организации поставок продукции в Китай.

Возрождение Тырныаузского ГОКа

Тырныаузское месторождение названо в честь своего «прародителя» — города Тырныауз (Кабардино-Балкария). Стратегически важные полезные ископаемые: вольфрам и молибден — «разместились» в труднодоступной высокогорной местности.

Сразу отметим, что это далеко не новый проект: активная добыча на Тырныаузском месторождении началась в 1940 году. Продукция Тырныаузского ГОКа направлялась преимущественно на нужды оборонной промышленности. В 1942-ом в ГОК пришлось уничтожить, чтобы ценнейшие ресурсы не достались наступающим немцам.

Тем не менее после ВОВ вольфрамо-молибденовое производство отстроили заново. Предприятие просуществовало до рубежа нулевых: в 2001 году комбинат прекратил деятельность из-за сложностей с реализацией продукции. Производство закрылось, и огромное количество вольфрамо-молибденовой руды осталось неосвоенным. К редким металлам, заключённым в высокогорье, пытался подобраться не один инвестор, но до практической фазы никто проект не доводил.

В конце 2017 года Роснедра объявили тендер на приобретение лицензионного участка с целью возобновления отработки запасов Тырныаузского месторождения. В 2018 году участок получило ООО «Эльбрусский горнорудный комбинат» (ЭГРК, учреждено госкорпораций «Ростех»).

По данным «Ростеха», балансовые запасы Тырныаузского месторождения составляют 209,5 тысячи т триоксида вольфрама (содержание — 0,432%) и 36,6 тысячи т молибдена (содержание — 0,076%). Оператором проекта назначили ООО «Невгидромет», совсем недавно компания представила комплексный проект восстановления Тырныаузского ГОКа.

«Невгидромет» планирует вложить 1 млрд рублей в строительство нового гидрометаллургического производства для переработки вольфрамовых и молибденовых руд. Предприятие планируется разместить в индустриальном парке «Невинномысск». Проект включает строительство подземного рудника, обогатительной фабрики, гидрометаллургического завода и необходимых инфраструктурных объектов.

По планам, объёмы добычи на руднике составят 1,5 млн т руды в год. Тырныаузский ГОК будет ежегодно выпускать до 5 тысяч т триоксида вольфрама и 1,5 тысячи т оксида молибдена. Гидрометаллургический завод должны ввести в эксплуатацию в 2022-2023 годах.

Титан - общая характеристика и свойства химического элемента

Титан (Ti) один из металлов периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева. Нашел широкое применение в промышленности, благодаря свои свойствам. В дальнейшем был адаптирован под бытовые потребности, как вещество, обеспечивающее длительный срок службы изделий.

История открытия

Явление нового элемента связано с именами Грегора и Клапрота. Оба выделили его практически одновременно 1791 и 1795 гг. соответственно.

Мартин Генрих Клапрот

Мартин Генрих Клапрот

В 1805 г. был выделен вновь Вокленом из анатаза. При этом чистый титан был получен в Голландии более чем через век после выделения.

Происхождение названия

Свое наименование получил вследствие сравнения с титанами в древнегреческой мифологии М. Клапротом. При этом исследователь не был знаком в полной мере со свойствами элемента, на тот момент они практически не известны.

При этом представители французской школы пытались найти название, соответствующее характеристикам металла. Однако Мартин остановился на мифологии (как было ранее с ураном).

Нахождение в природе

В природе титан представлен в виде соединений с кислородом. Чистые формы не встречаются.

Кристалл титана

Под влиянием метеорологических условий по строению приближается к корунду (соединению алюминия с кислородом). Его обнаруживают в морской глине, в алюминиевых рудах с железом и кремнием.

Титан представлен в минералах: титанит, титаномагнетит, рутил. Известны австралийские, бразильские, канадские месторождения последнего. Минерал представлен в виде букрита и анатаза.

Широко встречаемым минералом служит титанат железа (ильменит). Крупные месторождения представлены в России, Северной Америке.

Крупные месторождения

Лидирующее место занимает Китай, далее следует Российская Федерация, Северная Америка (Канада). Самое крупное месторождение, где добывают титан в РФ, расположено на территории республики Коми и называется Ярегское нефтяное месторождение.

Залежи титана в мире

В десятку стран лидеров по добыче титана входят:

Мировые запасы и производство титана

Представленные в Канаде около 1/5 мировой добычи приходится на ильменитовые руды. В Китае 1/10 часть выпуска обеспечивается месторождением Лак-Тико.

Месторождения титана в России

РФ производит меньше 1% титанового концентрата. Однако месторождение в Коми признано вторым по масштабу после Китая. Также лопаритовые руды экспортируются преимущественно Россией (Ловозерск). Последние используют в производстве редкоземельных металлов (в том числе титана).

Получение титана

Источник металла – диоксид титана. Его образование происходит в процессе переработки ильменита. В результате образуется титановый шлак, который подвергается дальнейшей переработке. К концентрату добавляют серную кислоту, на выходе образуется двуокись титана.

Получение титана

Другой способ заключается в соединении с углеродом (кокс), хлором и дальнейшим нагреванием в присутствии магния.

Также применяют восстановление кальцием диоксида титана. Последний процесс заключается в проведении электрического тока, что ведет к разложению оксида кальция (кислород на аноде и собственно кальций).

Кислород выступает в роли окислителя, кальций, будучи металлом, переходит к катоду, попутно восстанавливая титан. Процесс происходит несколько раз. Исходом реакции служит титановая губка, требующая очищения.

Физические свойства

Элемент расположен в четвертой группе в системе Д. И. Менделеева, под номером 22. В соединении атом обладает валентностью (II). Электронная конфигурация представлена формулой: [Ar] 3d24s2.

Титан в таблице Менделеева

Вес атома (масса) около 47,9 а.е.м. Переход альфа титана в бета титан происходит при температуре 883 0 С. Теплота плавления 18,8 кДж/моль. Подвергается кипению при 3180 0 С. Обладает теплопроводностью, составляющей 22,09 Вт/(м*К).

Титан обладает высокой ковкостью, пластичностью, низкой твердостью. Однако сплавы, содержащие титан, относятся к высокотвердым, но хрупким соединениям.

Серебристое вещество, по строению относится к металлам, имеет голубоватый оттенок. Обладает низкой плотностью. Высокая температура плавления (1670 0 С).

В соединениях Ti способен проявить степень окисления (+2) (Ti+2H2, Ti+2O, Ti+2(OH)2, Ti+2F2, Ti+2Cl2, Ti+2Br2), (+3) (Ti+32O3, Ti+3(OH)3, Ti+3F3, Ti+3Cl3, Ti+32S3) и (+4) (Ti+4F4, Ti+4H4, Ti+4Cl4, Ti+4Br4).

Химические свойства

Устойчив к коррозии, по свойствам приближается хромоникелевой стали. Последнее обусловлено пленкой, образуемой на его поверхности. Воздух не меняет механических свойств.

Химические свойства титана

При нагревании свыше 600 0 С металл становится хрупким, усиливается поглощение кислорода. При нагревании более 910 0 С взаимодействует с газообразными соединениями углерода, реабсорбирует азот.

При присоединении водорода, титан приобретает "водородную хрупкость". Данный эффект проявляется повышенной ломкостью при перепадах напряжения. Устойчив в кислотах.

Использование титана и его сплавов

Выделяют несколько технических сплавов с разной маркировкой ВТ1-00; ВТ1-0. В состав обоих входят:

Читайте также: