Торговля металлом дело исконно воровское

Обновлено: 05.07.2024


О достоинстве гостевом на ассамблеях имеющим (1700г.)СН..
Перед появлением многонародным гостю надлежит быти:
- мыту старательно, без пропускания оных мест;
-бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урону не нанести;
- голодному наполовину и пьяному самою малость.

В гости придя с расположением дома ознакомиться заранее на лёгкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

Явства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не учинить. Зелье же пить в волю, нежели ноги держат, буде откажут - пить сидя. Лежачему не подносить, дабы не захлебнулся, хоть бы и просил. Захлебнувшемуся же слава, ибо сия смерть на Руси почётна.

Ежели меры не знаешь - на супругу положись - оный страж поболее государевых бдение имеет.

Упитых складывать бережно, дабы не повредить и не мешали бы танцам.

Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

Беду почуяв, не паникуй, нескорым шагом следуй в место упомянутое, но по дороге не мешкай и все силы употребляй для содержания в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

Будучи без жены, а то и, дай бог, холостым, на прелести дамские
взирай не с открытой жадностью, но исподтишка - они и это примечают, не сомневайся. Таким манером и их уважишь и нахалом не прослывёшь.

Руками не действуй, сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго.

Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку
хозяйскому, в раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку
уподобляешься ослице Валаамовой, музыкальностью и сладкоголосьем же, напротив, снискаешь многие похвалы гостей.
Помни, сердце дамское на музыку податливо.

Нами замечено, что в ассамблеях и на Невской першпективе иные щеголи в гишпанских панталонах предерзко щеголяют. Указую оных вылавливать, сводить на Литейный двор и пороть кнутом, пока оные панталоны в лохмотья не обратятся. На вопли и звание наказуемых - не взирать

Явства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не учинить.




Лицу подчиненному перед лицом начальствующим надлежит иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальника.

«Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают.» -

«Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.»
Указую господам сенаторам держать речи в присутствии не по-писанному, а токмо своими словами, дабы дурь всякого сразу была видна.

Штурман - натура хамская, до баб и вина охочая. Но за знание наук хитростных в кают-кампанию пущать и алтыны на водку давать.


"Все пожекты зело добрыми быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Ежели кто прожекты начнёт абы как ляпать, тому чина лишу и кнутом драть велю."

. торговля - дело воровское, а посему им жалованье мизерное назначить, и вешать по одному в год, дабы другим не повадно было.

Издавал ли Пётр I указ о том, что «торговля недрами земными — дело исконно воровское»?

В интернете популярен якобы изданный первым российским императором указ, осуждающий торговлю природными ресурсами и призывающий к введению жёстких правил. В Provereno.media уточнили подлинность подобных публикаций.

Обычно формулировка указа, который распространяют интернет-пользователи, звучит так: «Торговля недрами земными — дело исконно воровское, а посему жалованье положить им мизерное. Да по одному в год вешать, дабы другим неповадно было». Картинки с портретом Петра I и подобным текстом без труда можно найти в довольно крупных пабликах во «ВКонтакте», а также в публикациях на Facebook, Twitter, Pikabu, Pinterest, «АйДаПрикол» и других ресурсах. Радикальный по нынешним временам законодательный акт в разные годы привлёк внимание и авторов нескольких художественных и научно-популярных изданий.

Ставший вирусным текст обычно предваряют слова «Указ 1669». Некоторые интернет-пользователи (например, паблик «СССР — Вспомним всё» во «ВКонтакте») считают это число годом издания указа. В таком случае не совсем понятно, какое отношение к нему может иметь Пётр I, родившийся только в 1672-м. Если же имеется в виду номер указа, то в «Полном собрании законов Российской империи» под №1669 значится указ от 12 января 1699 года «Об отсрочке служивым людям, по случаю похода, во всяких судных делах». В нём ничего не говорится о торговле природными ископаемыми. Более того, подобных формулировок вообще нет в указах петровских времён ни в «Полном собрании», ни в сборнике «Законодательные акты Петра I», подготовленном в Академии наук СССР, ни в коллекции указов Петра I на сайте Президентской библиотеки им. Ельцина.

Вызывает вопросы и то, что в разных источниках в интернете разные «занятия» в этом якобы изданном Петром I указе называют «делом исконно воровским». В соцсетях и даже некоторых неакадемических изданиях встречаются версии с упоминанием рыбы, сахара, железа, металла, золота или вообще любая торговля. Отметим также, что нам не удалось найти ни одну из подобных цитат в академических исследованиях или выступлениях авторитетных историков, специализирующихся на Петровской эпохе.

Вероятно, мы имеем дело с относительно свежей стилизацией, похожей на другой популярный в интернете «указ Петра I» о «виде лихом и придурковатом», который подчинённый должен иметь перед лицом начальства. В поддержку этой версии говорят и некоторая использованная в тексте лексика. Например, «Национальный корпус русского языка» фиксирует употребление слова «мизерный» только с 1830-х годов — крайне маловероятно, что его использовали в начале XVIII века, а потом забыли на сто лет.

Таким образом, законодательного акта, который часто упоминают пользователи социальных сетей, судя по всему, никогда не существовало — по крайней мере, соответствующих документов не сохранилось. Подобный указ не упоминают авторитетные исследователи, а впервые подобную формулировку можно встретить в выдуманном интервью Петра I, опубликованном в 1991 году. Впоследствии формулировка немного изменилась, «торговое дело» стали заменять торговлей «недрами земными» и не только, а для большей авторитетности фрагмент, по сути, художественного произведения начали представлять в виде настоящего указа первого российского императора.

Торговля металлом дело исконно воровское

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции

Издавал ли Пётр I указ о том, что «торговля недрами земными — дело исконно воровское»?⁠ ⁠

Издавал ли Пётр I указ о том, что «торговля недрами земными — дело исконно воровское»? Петр I, Закон, История России, Проверка, Борьба с лженаукой, Разрушители мифов, Познавательно, Интересное, Указ, Законодательство, Длиннопост

В интернете популярен якобы изданный первым российским императором указ, осуждающий торговлю природными ресурсами и призывающий к введению жёстких правил. Мы проверили подлинность подобных публикаций.

(Спойлер для ЛЛ: нет, такого указа не было)

Обычно формулировка указа, который распространяют интернет-пользователи, звучит так: «Торговля недрами земными — дело исконно воровское, а посему жалованье положить им мизерное. Да по одному в год вешать, дабы другим неповадно было». Картинки с портретом Петра I и подобным текстом без труда можно найти в довольно крупных пабликах во «ВКонтакте», а также в публикациях на Facebook, Twitter, Pikabu, Pinterest, «АйДаПрикол» и других ресурсах. Радикальный по нынешним временам законодательный акт в разные годы привлёк внимание и авторов нескольких художественных и научно-популярных изданий.

Издавал ли Пётр I указ о том, что «торговля недрами земными — дело исконно воровское»? Петр I, Закон, История России, Проверка, Борьба с лженаукой, Разрушители мифов, Познавательно, Интересное, Указ, Законодательство, Длиннопост

Скажите, пожалуйста, что мне не одному так неловко от заголовка этой карточки.

Также в 2018 году указ упомянул в интервью четырёхкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов. Тогда же стали появляться и первые попытки разобраться в том, существовал ли такой документ на самом деле.

Ставший вирусным текст обычно предваряют слова «Указ 1669». Некоторые интернет-пользователи (например, паблик «СССР — Вспомним всё» во «ВКонтакте») считают это число годом издания указа. В таком случае не совсем понятно, какое отношение к нему может иметь Пётр I, родившийся только в 1672-м.

Если же имеется в виду номер указа, то в «Полном собрании законов Российской империи» под №1669 значится указ от 12 января 1699 года «Об отсрочке служивым людям, по случаю похода, во всяких судных делах». В нём ничего не говорится о торговле природными ископаемыми. Более того, подобных формулировок вообще нет в указах петровских времён ни в «Полном собрании», ни в сборнике «Законодательные акты Петра I», подготовленном в Академии наук СССР, ни в коллекции указов Петра I на сайте Президентской библиотеки им. Ельцина.

Издавал ли Пётр I указ о том, что «торговля недрами земными — дело исконно воровское»? Петр I, Закон, История России, Проверка, Борьба с лженаукой, Разрушители мифов, Познавательно, Интересное, Указ, Законодательство, Длиннопост

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте.

В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.

Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream.

Почитать по теме:

4. Президентская библиотека им. Ельцина. Законодательные акты Петра I

Издавал ли Пётр I указ о том, что «торговля недрами земными — дело исконно воровское»? Петр I, Закон, История России, Проверка, Борьба с лженаукой, Разрушители мифов, Познавательно, Интересное, Указ, Законодательство, Длиннопост

Когда не помнишь, какие указы издал, а нужны новые⁠ ⁠

Когда не помнишь, какие указы издал, а нужны новые

Издавал ли Пётр I указ о том, что подчинённый перед начальством должен «иметь вид лихой и придурковатый»?⁠ ⁠

В интернете широко распространён текст указа, в котором российский император якобы объясняет, как подчинённый должен вести себя при встрече с начальством. Мы проверили, издавал ли Пётр I такой указ на самом деле.

(Спойлер для ЛЛ: мне самому немного жаль, уж больно история забавная, но это фейк)

За своё многолетнее правление Пётр I издал множество указов. Сейчас эти тексты доступны на сайте Президентской библиотеки им. Ельцина. Найти там повеление о «лихом и придурковатом виде» нам не удалось. К аналогичным результатам привёл и поиск по Полному собранию законов Российской империи, которое представлено на сайте Российской национальной библиотеки. В интернете указ о подчинённых обычно датируется либо 9 декабря 1708 года, либо 9 декабря 1709 года. В первом случае мы обнаружили указ о наборе рекрутов «в подмосковных городах и уездах», где нет ничего про «лихой и придурковатый вид», во втором — вообще ни одного документа.

Не знают о существовании такого указа и профессиональные историки. Старший научный сотрудник Государственного исторического музея Геннадий Марштупа говорил, что ему «в источниках не попадался текст с такими словами». Директор Центра истории России нового времени НИУ ВШЭ Игорь Федюкин считает, что подобный указ — это «фейк, причём запущенный, кажется, уже в эпоху интернета». По мнению историка, содержание текста противоречит позиции императора, который, наоборот, считал, что «смущать» собственное руководство и рассказывать о его ошибках государю необходимо. Поддерживает коллег и историк Глеб Казаков, который подчёркивает, что текст «уж больно по своему содержанию и стилю похож на анекдоты, которые и про Петра сочинялись, и про других монархов».

Сомнения в подлинности указа вызывают и использованные в тексте речевые обороты. Национальный корпус русского языка позволяет проверить, как часто и в какие годы применялись те или иные слова и выражения. Например, первое использование слова «придурковатый» зафиксировано в русскоязычном тексте только в конце XIX века — крайне маловероятно, что слово, якобы известное в начале XVIII века, больше, чем на полтора столетия, выпало из оборота. Более того, слово «начальство» на рубеже XVIII–XIX веков зачастую использовалось в значении, отличном от современного: оно означало не группу руководителей, а скорее обязанность руководить чем-либо или кем-либо. Например, были распространены конструкции вроде «принять начальство над» в значении «начать руководить чем-либо».

Самые ранние упоминания этого указа, которые нам удалось найти, относятся к рубежу XX и XXI веков. Украинский писатель Андрей Дурунда в 1999 году издал роман «Слёзы святой Марии», где якобы повеление Петра I стало одним из эпиграфов.

На этот указ ссылаются и другие украинские авторы того времени, например сатирик Евгений Дудар. В детективном романе Татьяны Степановой «Зеркало для невидимки» 2000 года есть такой фрагмент:

«На стене над столом висел красочный плакат с изображением Судьи Дредда во всём его космическом великолепии. Ниже красовался плакат поменьше, где чёрной тушью была написана следующая рекомендация: "Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый. Чтобы разумением своим не смущать начальства". И подпись: Пётр I, царский указ за номером…»

Наконец, в «Записях и выписках» филолога Михаила Гаспарова, опубликованных в 2001 году, говорится, что «выписку» с аналогичным текстом он видел на стенке в здании Российского фонда фундаментальных исследований (существует с 1992 года).

Вполне вероятно, что этот текст родился среди историков конца XX века в виде шутки, но в какой-то момент стал известен широкой аудитории, которая приняла его за настоящий указ, изданный императором.

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день публикуем не больше двух постов.

Правда ли, что выражение «закладывать за воротник» появилось благодаря Петру I? ⁠ ⁠

Правда ли, что выражение «закладывать за воротник» появилось благодаря Петру I? Интересное, Познавательно, Петр I, Алкоголь, Фразеологизмы, Выражение, История, Россия, История России, Борьба с лженаукой, Культура, Вяземский, Длиннопост

Существует легенда, что фраза «закладывать за воротник» и сопутствующий ей жест — щелчок по шее или удар по горлу тыльной стороной ладони — появились благодаря одному решению Петра I. Мы выяснили, так ли это на самом деле.

Фразеологизм «закладывать за воротник» означает «напиться». В Сети ходит несколько версий, объясняющих происхождение этой фразы. По одной из них, Пётр I решил наградить лучших корабельных плотников за работу и выдал грамоты, по которым можно было получить бесплатную выпивку в трактире или кабаке. Всё бы хорошо, но мастеровые часто теряли грамоты и обращались к царю за дубликатом. И тогда Пётр I в качестве альтернативы велел поставить каждому работнику клеймо на шею или на ключицу. По другой версии, Пётр I придумал клейма для того, чтобы работники не переходили на другие работы. В качестве компенсации отметина на теле давала право выпить рюмку водки бесплатно в любом заведении Петербурга. Так или иначе плотники, чтобы показать «царскую грамоту», расстёгивали ворот рубахи и указывали на клеймо щелчком по шее.

У этой версии нет документальных подтверждений, поэтому куда правдоподобнее выглядит объяснение, предложенное советским лингвистом, доктором филологических наук В. В. Виноградовым. В книге «История слов» он пишет:

«Шутливое выражение "заложить за галстук", реже "пропустить за галстук" в значении "выпить хмельного, быть навеселе" в современном разговорном языке применяется не очень часто. Как показывает слово "галстук", выражение это вышло из речи привилегированных классов; образ — заложить — косвенно намекает на военную среду как место его широкого распространения (ср. заложить заряд, мину и т. п.)».

(Виноградов В. В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Толк, 1994)

И Виноградов оказывается прав, потому что известно не только примерное время возникновения фразы, но и её автор. Им был некий гвардии полковник Раевский (не путать с героем войны 1812 года Николаем Раевским). Так его описывал поэт, публицист и государственный деятель П. А. Вяземский:

«Он был краснобай и балагур; был в некотором отношении лингвист, по крайней мере обогатил гвардейский язык многими новыми словами и выражениями, которые долго были в ходу и в общем употреблении, например: пропустить за галстук, немного под-шефе (chauffé), фрамбуаз (framboise — "малиновый") и пр. Всё это по словотолкованию его значило, что человек лишнее выпил, подгулял». (Вяземский П. А. Старая записная книжка. Составление, статья и комментарий Л. Я. Гинзбург. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1927)

В «Старой записной книжке» Вяземский описывает события начала XIX века, а значит, выражению около 200 лет. Академик Виноградов собирал историю слов в середине XX века, и, видимо, в тот момент фразу стали чаще использовать в рабочей среде, поэтому место галстука в этой фразе постепенно занял воротник. Один из примеров использования можно найти в стихах В. Высоцкого: «По речке жизни плавал честный Грека // И утонул, а может, рак настиг. // При Греке заложили человека — // И Грека заложил за воротник».

Правда ли, что выражение «закладывать за воротник» появилось благодаря Петру I? Интересное, Познавательно, Петр I, Алкоголь, Фразеологизмы, Выражение, История, Россия, История России, Борьба с лженаукой, Культура, Вяземский, Длиннопост

Наш вердикт: неправда

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке* и в Вконтакте

В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла).

*Российские власти считают компанию Meta Platforms Inc., которой принадлежит социальная сеть Facebook, экстремистской организацией; её деятельность на территории России запрещена. Ну так, на всякий случай, вдруг кто не в курсе.

Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream и Google.Подкасты.

Правда ли, что выражение «закладывать за воротник» появилось благодаря Петру I? Интересное, Познавательно, Петр I, Алкоголь, Фразеологизмы, Выражение, История, Россия, История России, Борьба с лженаукой, Культура, Вяземский, Длиннопост

правда, тогда же и стали подстаканники вместо погон носить - штрафную в него наливали

Расклеенное клеймо на шею?! Там же артерия проходит! Одна ошибка -и коней алкоголику..

У военных одетых по прусско


Не грустный праздник. Дни Рождения и именины до революции⁠ ⁠

Не грустный праздник. Дни Рождения и именины до революции История, История России, Традиции, Российская империя, Длиннопост

А. И. Корзухин «Бабушкин праздник»

Сейчас людей, празднующих день Рождения, называют именинниками. Именины – день памяти святого, в честь которого назвали человека – могут выпадать на совершенно другую дату. А ведь слова «деньрожденник» почему-то нет.

До революции помимо многочисленных церковных праздников были и праздники частного характера. Главные из них - дни Рождения и именины, из которых именины считались более значимыми. В крестьянской среде детей старались крестить как можно скорее, иногда даже в первый день, а имена выбирали по святцам. Возможно, из-за высокой детской смертности и суеверия, что если младенец умрёт некрещёным, то на том свете его будет ждать «холодный приём». Более того, считалось, что ряды русалок и прочей водяной нечисти пополняют не только утопленники, но и некрещёные дети. Получалось, что именины совпадали с днём Рождения, либо выпадали на следующую дату. В этом случае обычно устраивали один общий праздник. Дворяне чаще выбирали имена детям на свой вкус, поэтому праздновали и то, и другое. При этом не отмечать именины считалось плохой приметой. Народное поверье гласило, что в случае «саботажа» весь год до следующих именин человека будут преследовать неудачи. На празднование именин непременно приглашали крестных родителей. В конце праздника гостям часто раздавали калачи или пироги. Чем больше пирог - тем большее проявлено уважение гостям.

Не грустный праздник. Дни Рождения и именины до революции История, История России, Традиции, Российская империя, Длиннопост

Н. В. Неврев «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»

Разумеется, в каждой семье были свои традиции. Довольно часто люди заказывали молебны за здравие. Героев торжества приходили поздравить все знакомые. Важен был сам факт визита, поэтому старались забежать хоть на минуту. Приглашения для этого не требовалось. В "Записках современника" С. П. Жихарева не раз упоминается эта хлопотная обязанность. «Вчера изъездил пол-Москвы с поздравлениями именинниц и насилу сегодня отдохнул. Будь это не по обязанности, изъездил бы всю Москву и, конечно бы, вовсе не устал». «Целый день таскался с поздравлениями по именинникам. Я, право, не думал, чтоб у меня столько было знакомых Дмитриев; и все они, на беду мою, живут в противоположные частях города: одни в Лефортове, другие на Пречистенке, третьи у Серпуховских ворот, а Цицианов на Поварской. Околесил, конечно, пол-Москвы, покамест добрался до Газетного переулка к чудаку Митро Хотяйнцеву». В другой заметке автор также сетует на обилие знакомых Екатерин.

На сам праздник приглашали отдельно, хотя близкие друзья могли прийти и без подобных формальностей. Типичный пример празднования именин в дворянской среде можно увидеть в поэме «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Дни Рождения выглядели часто аналогично, но с без религиозного подтекста. Описание типичного дня рождения есть в поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша»:

Амфитрион был предводитель —

И в день рождения жены,

Порядка ревностный блюститель,

Созвал губернские чины

И целый полк. Хотя бригадный

Заставил ждать себя изрядно

И после целый день зевал,

Но праздник в том не потерял.

Он был устроен очень мило;

В огромных вазах по столам

Стояли яблоки для дам;

А для мужчин в буфете было

Еще с утра принесено

В больших трех ящиках вино.

Пошел хозяин. Вот за стол

Уселся от мужчин подальше

Прекрасный, но стыдливый пол —

И дружно загремел с балкона,

Средь утешительного звона

Тарелок, ложек и ножей,

Весь хор уланских трубачей:

Обычай древний, но прекрасный;

Он возбуждает аппетит,

Порою кстати заглушит

Меж двух соседей говор страстный —

Но в наше время решено,

Что всё старинное смешно.

В поэме застолье перешло в игру в карты, и в итоге казначей проиграл все имущество и жену-виновницу торжества. Карты действительно были одни из самых популярных развлечений. Играли почти все. Разница была лишь в размере ставок. Пока молодежь танцевала, гости и хозяева старшего возраста сидели за карточными столами.

Не грустный праздник. Дни Рождения и именины до революции История, История России, Традиции, Российская империя, Длиннопост

Л. И. Соломаткин «Именины дьячка»

Несколько слов о самом крещении. Дело это было очень ответственное. Кум должен был приобрести крест и после крещения отблагодарить церковнослужителей. Кума традиционно привозила ризки, то есть отрезы тканей в подарок матери крестника. Среди гостей могла быть повивальная бабка. Тогда родители и гости также благодарили и её, положив ей деньги на поднос. Через шесть недель после крестин мать с ребёнком навещала куму. Та подпоясывала малыша и делала ему подарок. Обряд крещения иногда мог проводиться на дому (за дополнительную плату). Тогда же малыш получал имя. Обычно его выбирали из числа святых, дни которых приходятся либо на день рождения, либо на день крестин, но случалось, что в отдельных деревнях была мода на конкретные имена, и тогда могло оказаться, что в деревне, например, половина парней – Игнатии. Случалось, что родители из-за суеверий давали ребенку при крещении одно имя, а в повседневной жизни использовали другие. Некоторые верили, что, не зная реального имени человека, на него нельзя навести порчу. Крёстными обычно становились родственники, но, если подходящих кандидатов среди них не было, могли позвать со стороны. В этом случае старались выбирать людей зажиточных в надежде на подарки и дальнейшую помощь крестнику. Было и другое суеверие. Если в семье умирали дети (а детская смертность была высокой), то для спасения следующего малыша требовалось пригласить в качестве крестных тех людей, имена которых совпадают с именами родителей. И хорошо если, например, отца звали Иваном. Оперативно найти тезку Пафнутия или Парамона могло стать проблемой. Из воспоминаний А. Т. Болотова: «По свойственному всем женщинам суеверию, чего и чего она ни делала для мнимого сохранения детей в живых: и образа-то по мерке с рождённого писывала, и четыре-то рождества на одной иконе изображала, и крестить-то заставляла первых встретившихся и прочее тому подобное, но всё не помогало. Наконец сказали ей, что надобно в отцы и матери крёстные таких людей сыскать, которые бы точно таких имен были, как отец и мать родные, и точно тех ангелов. Сие постаралась она сделать при крещении сего сына, и потому крестили его один из их лакеев, который по случаю имел точное имя зятя моего, а в кумы насилу отыскали одну маленькую крестьянскую девчонку. Вот до каких глупостей доводит нас иногда суеверие и какими вздорами хотим мы власно как насильно приневолить творца сделать то, что нам хочется! Со всем тем мальчик сей остался жив и сделался потом единым их наследником — обстоятельство, происшедшее, верно, не от того, а от воли небес, но могущее многих женщин утвердить в сём суеверии». Описанный случай произошел в середине 18 века, но суеверие это сохранилось и в более поздние времена. Другие способы помочь малышу «задержаться» на этом свете – как можно скорее после рождения выйти на улицу и пригласить в качестве крёстных первых увиденных людей, кем бы они ни были, или назвать в честь первого встречного, а в идеале и то, и другое.

Не грустный праздник. Дни Рождения и именины до революции История, История России, Традиции, Российская империя, Длиннопост

А. Е. Карнеев «Крестины»

После революции победивший «научный атеизм» признал таинство крещения и празднование именин пережитком прошлого, хотя в отдельных семьях традиция сохранялась. А празднующих день Рождения стали называть именинниками.

Был ли такой указ Петра 1?

"Торговля недрами земными -дело исконно воровское. посему положить им жалованье мизерное и вешать по одному в год, чтобы другим неповадно было." 1669.

Речь идет о номере указа. Указ Петра 1 №1669. Торговля недрами земными-дело исконно воровское, а посему жалованье им положить мизерное. Да по одному в год вешать, дабы другим не повадно было.

1. Перед появлением многонародным гостю надлежит быти:
- мыту старательно, без пропускания оных мест;
- бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урону не нанести;
- голодному наполовину и пьяному самою малость.

2. Лицу подчиненному перед лицом начальствующим надлежит иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальника.

3. «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.»

4. "Все прожекты зело добрыми быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Ежели кто прожекты начнёт абы как ляпать, тому чина лишу и кнутом драть велю."

5. Торговля - дело воровское, а посему им жалованье мизерное назначить, и вешать по одному в год, дабы другим не повадно было.

"торговля РЫБОЙ исконно дело воровское. А посему жалованье им положить мизерное, да вешать по одному в год, чтоб другим неповадно было" (Указ Петра I от 16 декабря 1721 г.) (цит. по: Корзун, 2004: 302).
Почти 300 лет минуло, а в отношении рыболовства (и морского, и речного) так и не могут навести порядок.

. ТОРГОВЛЯ - ДЕЛО ВОРОВСКОЕ, А ПОСЕМУ ИМ ЖАЛОВАНЬЕ МИЗЕРНОЕ НАЗНАЧИТЬ, И ВЕШАТЬ ПО ОДНОМУ В ГОД, ДАБЫ ДРУГИМ НЕ ПОВАД. УКАЗЫ ПЕТРА I
Воскресенье, 26 Января 2014 г. 09:22 + в цитатник

Будучи без жены, а то и, дай бог, холостым, на прелести дамские
взирай не с открытой жадностью, но исподтишка - они и это примечают, не сомневайся. Таким манером и их уважишь и нахалом не прослывёшь.

Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку
хозяйскому, в раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку
уподобляешься ослице Валаамовой, музыкальностью и сладкоголосьем же, напротив, снискаешь многие похвалы гостей.
Помни, сердце дамское на музыку податливо.

Лицу подчиненному перед лицом начальствующим надлежит иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальника.

«Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.»
Указую господам сенаторам держать речи в присутствии не по-писанному, а токмо своими словами, дабы дурь всякого сразу была видна.

"Все пожекты зело добрыми быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Ежели кто прожекты начнёт абы как ляпать, тому чина лишу и кнутом драть велю."

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Вполне мог

1669 это не год издания, а ном ер Указа. Но под таким номером в архиве другой Указ

Читайте также: