Тпп комитет по драгоценным металлам

Обновлено: 21.09.2024

В Торгово-промышленной палате РФ предложили ряд поправок к закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Об этом заявил председатель комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Михаил Дягилев.

«На основании решения правительства РФ механизм регуляторной гильотины в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней распространяется на: федеральный государственный пробирный надзор; государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с Планом мероприятий по реализации механизма регуляторной гильотины была создана рабочая группа «Драгоценные металлы и камни», которая в результате 17 проведенных совещаний подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В законопроекте актуализировались обязательные требования с учетом современного уровня развития и отменялись устаревшие обязательные требования, содержащиеся в действующей редакции закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в других нормативных правовых актах. Актуализированные обязательные требования в законопроекте были направлены на борьбу с внешними рисками (угроза жизни и здоровью людей, предотвращение значительного материального, экологического ущерба) и исключали контроль за рисками внутрихозяйственной деятельности, коммерческими, управленческими и т. п. рисками. Многие вопросы, которые нашли отражение в законопроекте, ранее неоднократно обсуждались на отраслевых совещаниях, в том числе и на заседаниях Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням с представителями Минфина России. Законопроект был направлен на снижение избыточной административной нагрузки на отрасль и применение рискоориентированного подхода при осуществлении государственного контроля», — сказал Дягилев.

По словам Дягилева, в результате в августе 2020 года Минфин России обратился в правительство РФ с предложением исключить вышеуказанные виды контроля в области драгоценных металлов и драгоценных камней из механизма регуляторной гильотины: «Обращение Минфина России было также направлено в Рабочую группу «Драгоценные металлы и камни» для рассмотрения и голосования. Рабочая группа большинством голосов поддержала предложение Минфина России об исключении из механизма регуляторной гильотины федерального государственного пробирного надзора и государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. Решение рабочей группы вызвало удивление и разочарование у большей части бизнес-сообщества. При этом сопредседатель рабочей группы «Драгоценные металлы и камни» от бизнеса, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин в ходе голосования выразил особое мнение по указанному вопросу. Комитет ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням считает необходимым поддержать особое мнение сопредседателя Рабочей группы в части применения механизма регуляторной гильотины в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Законопроект, подготовленный рабочей группой, дважды рассматривался Комитетом ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням в ходе публичного обсуждения в рамках оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта».

Эксперт подчеркнул, что по каждому пункту проекта закона членами рабочей группы предлагались изменения с обоснованием, с учетом наличия или отсутствия рисков для охраняемых законом ценностей, проработкой нормативных правовых актов, которые в дальнейшем необходимо будет разработать для установления правил, порядков и критериев, в целях соблюдения обязательных требований: «И на данном этапе представители госорганов не представляли какой-либо информации о возможности возникновения в дальнейшем проблем с отраслевым законодательством или ослаблением государственного контроля. После проведения процедуры согласования законопроекта с федеральными органами исполнительной власти Минфин России изменил текст законопроекта на 50% и представил доработанный законопроект на обсуждение Рабочей группы с дополнительными изменениями. Последний вариант законопроекта, действительно, содержит в себе противоречия, правовую неопределенность и не соответствует принципам «регуляторной гильотины», так как наполнен старыми обязательными требованиями, перенесенными из отменяемых НПА в полном объёме, без каких-либо изъятий, изменений и актуализации. По большей части такие требования являются вмешательством во внутрихозяйственную деятельность предприятий и создают излишние издержки на их администрирование. Из 74 пунктов последней версии законопроекта Рабочей группе удалось согласовать с Минфином лишь 37».

По его словам, что касается российского законодательства по противодействию отмыванию незаконно полученных доходов, то в части оборота ювелирных изделий оно наиболее строгое на пространстве ЕАЭС и существенно более жесткое, чем предусмотрено международными требованиями ФАТФ: «В части добычи, аффинажа, переработки лома отходов в 2019 году в разы усилена административная ответственность за правонарушения в указанной сфере, приняты изменения в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части установления критериев для включения в Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, а также лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов, по скупке ювелирных изделий и лома таких изделий. То есть, кроме федерального пробирного надзора, установлен еще и лицензионный контроль. Таким образом, уровень контроля в областях с высокой степенью риска не просто достаточен, но и избыточен».

Дягилев полагает, что основной причиной неурегулированных разногласий между регулятором и экспертным сообществом является короткий период для согласования поправок в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», предполагающих частичную отмену и актуализацию обязательных требований: «Отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней является одной из самых зарегулированных и при этом состоит из нескольких достаточно разнородных, но взаимосвязанных сегментов (добыча, аффинаж, переработка лома и отходов, производство и продажа ювелирных изделий). Кроме того, ГИИС ДМДК, призванная модернизировать контрольно-надзорную деятельность в отрасли, перевести её на риск-ориентированный подход и обеспечить прослеживаемость оборота драгоценных металлов и камней, ещё не готова к внедрению. В отличие от предложения Минфина России об исключении видов государственного контроля в области драгоценных металлов и драгоценных камней из «регуляторной гильотины» можно предложить другой выход из сложившейся ситуации: перенос срока принятия новой редакции 41-ФЗ на 01.01.2022 г.; пролонгация действия всех нормативно-правовых актов, до 31.12.2021 г.; установление окончательного срока внедрения ГИИС ДМДК — 01.01.2022 г».

Итоги заседания Комитета ТПП РФ по драгметаллам и камням

24 июня 2021 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, посвящённое обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В дискуссии, направленной на формирование предложений по комплексному совершенствованию правового регулирования в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней приняли участие представители разработчика законопроекта – Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Гохрана России, Минпромторга России, руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества.

С приветственным словом к участникам заседания обратился вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко, который отметил, что обсуждаемый законопроект имеет большое значение для отрасли. Документом уточняются формулировки основных понятий и отдельных положений Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а также дополняется перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности. Проектируемые нововведения касаются всех сфер рынка драгметаллов и драгкамней, некоторые из них уже обсуждались на мероприятиях Комитета, экспертные предложения направлялись Палатой в профильные органы исполнительной власти и были поддержаны регуляторами.

Владимир Падалко выразил надежду, что итогом заседания станут взвешенные предложения, способствующие развитию рынка драгметаллов и их эффективному использованию для социально-экономического развития страны. И государство, и бизнес готовы к диалогу, а задача Торгово-промышленной палаты России – способствовать нахождению взаимоприемлемого решения.

Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» (г. Красноярск) Михаил Дягилев, напомнивший участникам мероприятия о том, что при подготовке законопроекта Минфин России впервые задействовал механизм референтных групп, то есть наиболее активных профессиональных групп граждан и юридических лиц по сегментам отрасли, обладающих общими, охраняемые законом, интересами, которые могут быть затронуты решениями министерства.

Данный порядок разработки проекта нормативного правого акта можно оценить положительно, отметил Михаил Дягилев, многие предложения бизнеса наконец-то были услышаны, которые ранее неоднократно обсуждались на различных отраслевых площадках, содержались в обращениях в федеральные органы исполнительной власти. В том числе – и в ТПП РФ, например, о перевозке материалов с низким содержанием драгоценных металлов или о проблемах приобретения лома драгоценных металлов в отходах потребления у физических лиц и другие. Также в законопроекте представлены ранее обсуждаемые положения в рамках Рабочей группы «регуляторной гильотины», из которой отрасль по предложению Минфина России была исключена. Например, в части механизма приоритетного приобретения драгоценных металлов для пополнения Госфонда России.

Позицию предпринимательства, осуществляющего деятельность в сфере переработки драгоценных металлов, представили заместитель генерального директора по драгоценным металлам АО «СИБПРОЕКТ» Борис Силин, директор Южно-Уральского специализированного центр утилизации (г. Миасс Челябинской области) Алексей Ширяев и начальник юридического отдела ООО «Евромет» Анна Штерн.

Борис Силин обратил внимание на необходимость распространения сферы применения правил совершения операций с инвестиционными драгоценными металлами не только на аффинажные предприятия, что вызвано тем, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие небольшие объемы аффинированного металла, в частности, работающие со вторичным сырьем, будут иметь возможность реализовывать инвестиционные драгоценные металлы физическим лицам, что ускорит оборот таких металлов, а также создаст равные конкурентные условия для всех участников рынка. Учитывая систему прослеживаемости, установленную ГИИС ДМДК, в частности, точки вывода, прозрачность реализации аффинированного металла как инвестиционного, и, соответственно, контроль государства, будет осуществляться в ГИИС ДМДК.

Алексей Ширяев в своём выступлении остановился на необходимости пересмотра критериев для участия в тендерах на переработку драгоценных металлов.

Анна Штерн предложила настоящим законопроектом внести также изменения в термин «обработка (переработка) ломов и отходов драгоценных металлов», установив возможность применения не всей совокупности заявленных в законе способов обработки (переработки), а также возможность получения не только промежуточного продукта металлургического производства, но и вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. Большинство фактических участников рынка обращения бедных ЛОДМ не смогут применять в своей деятельности совокупность механических, химических и металлургических процессов. В связи с чем под угрозой прекращения деятельность большинства добросовестных участников рынка, что в свою очередь может способствовать росту теневого обращения лома и отходов драгоценных металлов.

О проблемных вопросах и предложениях к законопроекту в сфере аффинажа озвучил советник генерального директора ОАО «Красцветмет» Дмитрий Пось.

С комментариями и предложениями по доработке текста законопроекта выступили также исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Збойков, начальник юридического отдела АО «СИБПРОЕКТ» Дарья Симонова, президент Союза «Национальное объединение ломбардов» Андрей Жирных, директор по инновационному развитию АО «Приокский завод цветных металлов» Евгений Сидин, генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов Олег Пелевин, начальник управления торговых операций Департамента операций на товарных рынках Газпромбанка Алексей Фомин.

Все выступающие выразили единодушное мнение участников рынка против введения норм о приостановлении спецучета на основании непредставления в пятидневный срок сведений о продлении прав владения зданиями и пр., а также непредставления/представления недостоверной информации, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», и ограничения правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по скупке и заготовке у физических лиц изделий и продукции, содержащих драгоценные металлы.

Владение помещением для ведения бизнеса не является специфическим требование для отрасли ДМДК. В настоящее время, не имея таких документов (договоров), невозможно ни зарегистрировать, ни вести любой бизнес. При этом в ранее представленных договорах могут быть установлены уже условия о продлении (пролонгации) договора в автоматическом порядке. Возможность приостановления спецучета, является чрезмерным административным барьером. Кроме того, за эти виды правонарушений уже установлена административная ответственность в виде наложения штрафа, размер которого определен статьями 15.43; 15.47 КоАП. Установление дополнительного наказания за одно и тоже правонарушение в виде приостановления деятельности является мерой избыточной и излишней как инструмента регулирования рынка, а также необоснованно и непропорционально тяжести совершенного правонарушения, как мера административной ответственности.

Ограничение права скупщика (заготовщика) на осуществление им иной предпринимательской деятельности представляется избыточным ограничением свободы распоряжения собственностью, ведет к необоснованной монополизации, в том числе, уменьшению стоимости скупаемых вещей за счет ограничения количества скупщиков, не будет способствовать собираемости и переработке ломов и отходов драгметаллов, иных ценных компонентов, содержащихся в таких изделиях, приведет к необоснованному дроблению бизнеса и, как следствие, к развитию теневого обращения ценных компонентов.

Председатель Совета Союза старателей России Виктор Таракановский, председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба и заместитель генерального директора ПАО «Высочайший» по правовым вопросам Анна Денисова высказали категорические возражения специалистов горнодобывающей промышленности против исключения из законодательства нормы, предусматривающей при продаже в приоритетном порядке органам исполнительной власти аффинированных драгоценных металлов авансирование (выдачу задатка) субъектам добычи и производства не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки.

В России, отмечают представители профессионального сообщества, сложилась хорошо отлаженная за последние десятилетия система финансирования предприятий золотодобычи за счёт кредитов, выдаваемых коммерческими банками, которые золотодобытчики использую на закупку ресурсов, необходимых для производства работ по добыче золота. Большинство предприятий получают финансирование под немалые проценты (до 20-25%) и расплачиваются с банками за счёт продажи аффинированных драгоценных металлов.

Принимавшие участие в работе Комитета представители органов власти - заместитель начальника Управления федерального государственного пробирного надзора, пробирных работ и лицензирования Федеральной пробирной палаты Алексей Беркович, заместитель начальника отдела нормативного правового регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Татьяна Беловалова и заместитель руководителя Гохрана России Татьяна Гореленкова прокомментировали выступления представителей отраслевого предпринимательства, подробно ответили на все вопросы, представили обоснования по тем проблемным местам, в которых трудно или даже невозможно достичь консенсуса. В целом, и государство, и бизнес готовы к диалогу с целью принятия оптимальных и согласованных решений для эффективного функционирования отрасли.

Итог напряжённой и эмоциональной дискуссии подвёл председатель Комитета Михаил Дягилев, отметивший высокий уровень взаимодействия и взаимопонимания бизнеса и органов исполнительной власти. Консолидированная позиция отраслевого предпринимательского сообщества будет направлена разработчику законопроекта (Минфин России).

Первоочередные меры государственной поддержки российского бизнеса в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней обсудили эксперты профильного Комитета ТПП РФ

Состоялось заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, посвящённое подготовке предложений по первоочередным мерам государственной поддержки российского бизнеса в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней в связи с экономическими ограничениями, введенными в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.

В ходе заседания участниками мероприятия обсуждались меры, которые позволят сдержать социальную напряженность на рабочих местах, организовать плановую работу организаций по выходу из кризиса, а также будут способствовать сохранению рабочих мест и заработной платы работников.

В дискуссии приняли участие представители Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Гохрана России, руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества.


Открыл и вёл заседание председатель Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Михаил Дягилев, который отметил, что сложившаяся международная обстановка и введение в отношении Российской Федерации мер финансового воздействия требуют принятия незамедлительных мер, которые и предлагается обсудить с участниками различных сегментов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Первоочередные меры поддержки российского бизнеса уже обсуждаются внутри компаний, в отраслевых объединениях и федеральных органах исполнительной власти. ТПП РФ также формирует консолидированную позицию по указанному вопросу. Согласованные в ходе сегодняшнего обсуждения предложения представителей бизнеса в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней будут использованы для представления в государственные органы власти от имени ТПП России.

Многие меры и ранее неоднократно обсуждались в отраслевых объединениях, в том числе и на заседаниях Комитета, и направлялись в заинтересованные органы власти. Некоторые уже даже поддержаны. Сегодня ФОИВы реагируют молниеносно на предложения, которые реалистичны и своевременны, основная задача бизнеса - договориться, что самое главное и осуществимое прямо сейчас.


Председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба рассказал о работе возглавляемого им объединения, проводимой в тесном взаимодействии с Минпромторгом России, по выработке и согласованию с органами власти мер поддержки рынка драгметаллов.

Основная задача в настоящий момент - это обеспечение стопроцентной ликвидности добываемого золота на внутреннем рынке. Объёмы и пропорции продаж золота, отметил Сергей Кашуба, в сложившейся ситуации неопределённости существенно изменятся. В качестве неотложной меры государство в лице Центрального банка, совместно с Минфином России, должно гарантировать закупки драгоценных металлов в полном объёме в период до 2024 года.


В целях поддержки предприятий добывающей отрасли председатель Совета Союза старателей России Виктор Таракановский предложил рассмотреть возможность проведения следующих мероприятий: заморозить цены на дизельное топливо сроком до 31 декабря 2022 года; разрешить гражданам Украины, следующим на работу на горнодобывающие и перерабатывающие предприятия России, пребывание на территории страны в безвизовом режиме на срок до конца 2022 года; обеспечить безусловную поставку аммиачной селитры для производства взрывчатых веществ горнодобывающим предприятиям в строгом соответствии с их заявками по ценам, действовавших по состоянию на 24 февраля 2022 года; внести изменение в КоАП РФ в части обязательности конфискации орудия (техники) незаконной добычи драгметаллов и (или) драгкамней. обеспечение гарантии сохранения первоначальных ставок по кредитам, предоставленных золотодобывающим компаниям, по уже заключенным на 2022 год договорам с банками; выдавать лицензии по заявительному принципу для геологоразведочных работ только действующим предприятиям, обеспеченным финансами, оборудованием, квалифицированными специалистами и имеющими опыт отработки рудных и россыпных месторождений не менее 10 лет; возложить функции по лесоразведению и лесовосстановлению исключительно на государственные и специализированные организации, упростить процедуру и сроки перевода лесных категорий земель из резервных в эксплуатационные; разрешить куплю-продажу золота и серебра между недропользователем и Банком России с целью упрощения цепочек поставки, исключения потерь на комиссиях и своевременной оплаты за поставленные драгметаллы; проработать механизм закупки импортной техники и запчастей для горнодобывающей промышленности к ней через третьи страны, не поддержавшие санкции; сохранить систему отправки документов от золотодобывающие предприятий на аффинажные производства, действующую до введения ГИИС ДМДК.


Вице-президент АО «Полиметалл УК» Александр Плешаков в своем выступлении отметил, что для поддержки отрасли необходимы: ускоренная выдача недропользователям разрешений на сделки в российских банках по получению кредитов и предоставлению займов; упрощение процедуры согласования документов, предоставляемых в Минфин России в целях получения лицензии на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы; организация предоставления целевого финансирования коммерческим банкам под сниженную процентную ставку для золотодобытчиков под реализацию драгметаллов этим банкам.


Начальник Центра клиентской политики филиала АК «АЛРОСА» (ПАО) «Единая сбытовая организация АЛРОСА» Станислав Мартанус в качестве мер поддержки алмазодобывающей предприятий указал на целесообразность осуществления расчётов при экспортных операциях в национальных валютах без привязки к доллару и евро; необходимость содействия в поиске партнёров по предоставлению горного оборудования в связи с уходом из России производителей тяжёлой карьерной техники. Также Станислав Мартанус обратил внимание на возникшие в настоящее время проблемы, связанные с поддержкой торговых офисов, расположенных в основных мировых центрах торговли алмазами, которым для осуществления своей хозяйственной деятельности необходимы платежи от материнской компании в валюте; на значительные временные затраты - от двух до трёх недель, для перевода денег за рубеж, затрудняющие осуществление экспортных платежей. Кроме этого, необходимо оказание содействия в расчётах при закупочной деятельности по товарам, приобретение которых невозможно в Российской Федерации.


Выступление генерального директора ООО «Евромет» Евгения Кулика было посвящено мерам поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов (ЛОДМ), деятельность которых имеет немаловажное значение для экономики страны, поскольку одним из источников чистых драгоценных металлов в Российской Федерации являются именно ЛОДМ.

С целью недопущения ликвидации субъектов предпринимательства, осуществляющих сбор и обработку ЛОДМ, являющихся первой и необходимой ступенью в производстве драгоценных металлов из вторичного сырья, необходимо, прежде всего, ускорение процесса принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней). Принятие соответствующего закона позволит организациям, осуществляющим оборот ЛОДМ, сократить затраты в части их перевозки, будет способствовать появлению дополнительных источников драгоценных металлов, поступающих от физических лиц, а также позволит населению получать дополнительные денежные средства от их продажи.

Также в качестве мер поддержки Евгений Кулик предложил: освобождение от налогообложения доходов физических лиц, получаемых при отчуждении ЛОДМ; усиление государственной границы по контролю за вывозом ЛОДМ с целью недопущения нелегального вывоза за пределы РФ; отмену НДС при импорте ЛОДМ.


В дополнение к уже прозвучавшим предложениям начальник юридического отдела АО «СИБПРОЕКТ» Дарья Симонова добавила такие, как: субсидирование банков для возможности льготного кредитования российских организаций, осуществляющих обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, а также производство драгметаллов для возможности приобретения сырья, поддержки работы производства, научно-исследовательских работ и инженерных разработок; сохранение размера пени по налоговым платежам на уровне, действовавшем до увеличения ставки рефинансирования (в процентном выражении, без привязки к ставке на текущую дату); упрощение требований к заёмщикам в части исключения необходимости предоставления сведений об отсутствии задолженности перед бюджетом и просроченных платежей; предоставление отсрочки по ранее выявленной недоимке, в том числе по итогам вынесенных налоговыми и иными контрольно-надзорными органами решений.


Главный юрисконсульт ОАО «Красцветмет» Дмитрий Пось озвучил ключевые предложения, направленные на поддержку аффинажных организаций и стабилизацию отрасли. Среди них: создание специализированного таможенного поста в Красноярске с целью оптимизации логистических маршрутов; обеспечение прохождение процедуры госконтроля при экспорте и импорте драгоценных металлов в течение одного рабочего дня; выдача генеральных лицензий на экспорт золота, серебра в мерных слитках и металлов платиновой группы в порошках без предоставления на стадии оформления лицензии первичной документации, подтверждающей законность владения драгметаллами; возможность продажи инвестиционных драгоценных металлов физическим лицам аффинажными организациями; предложения по внесению изменений в налоговое законодательство в части применения НДС на различных стадиях хозяйственной деятельности, связанной с драгоценными металлами.


Предложения Ассоциации «Гильдия ювелиров России» озвучил её генеральный директор Эдуард Уткин, который заявил, что без кардинальной либерализации оборота ювелирных изделий отрасль в сложившихся условиях не выживет. Сейчас многие решения ожидаемо будут приниматься властными структурами импульсивно, под воздействием эмоций, без должного экономического обоснования, юридической экспертизы, всеобъемлющего анализа, просчёта наступающих последствий и адекватного обсуждения с участниками рынка.

Минимально необходимыми мерами поддержки могут быть следующие: целесообразно вывести ювелирные изделия из категории объектов, подлежащих контролю в соответствии с законодательством о противодействии легализации преступно нажитых доходов; пересмотреть нормативные акты с целью отмены излишних требований по учёту, отчётности, выполнению инструкций, условиям хранения и перевозки, регламентации технологических процессов; снять налагаемые ГИИС ДМДК ограничений на изготовление ювелирных изделий из материала заказчика — физического лица; срочно изменить порядок ценообразования на драгоценные металлы для внутреннего рынка с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей.


Директор ООО «Костромской ювелирный завод «ТОПАЗ» Аркадий Гутерман поддержал предложение Гильдии ювелиров России о целесообразности изменения порядка ценообразования на драгоценные металлы для внутреннего рынка, а также обратил внимание на необходимость введения порядка добровольного клеймения при экспорте ювелирных изделий.


Генеральный директор Научно-производственного комплекса «Суперметалл» Василий Васекин предложил создать рабочую группу для детального рассмотрения и определения последствий при возможной реализации государством рекомендаций профессионального сообщества.

В качестве мер поддержки он предложил, в частности, установление внутрироссийских цен на драгоценные металлы как фиксированную часть (долю) мировых цен (с учетом курса рубля); сохранение реализации ювелирных изделий и розничной торговли другими изделиями из драгоценных металлов по мировым ценам на драгоценные металлы; введение порядка компенсации затрат импортеров продукции из драгоценных металлов, отмену НДС на сырье и аффинированные драгоценные металлы при обороте драгоценных металлов в России и при экспорте.


Генеральный директор ООО «ЮвелирГолд» Илья Бырдин в своем выступлении остановился на необходимости сохранения налоговых спецрежимов для малого ювелирного бизнеса и предложил отменить НДС при приобретении золота всеми субъектами ювелирной промышленности.


Президент Союза «Национальное объединение ломбардов» Андрей Жирных предложил разрешить также куплю-продажу мерных слитков без НДС и скупочным компаниям.


Генеральный директор ООО «Торговая площадка «РДМ» Алексей Фёдоров предложил предоставить добычным предприятиям возможность предлагать металл участникам отрасли напрямую как в виде готовой продукции, так и в виде минерального сырья, что должно позволить значительно расширить возможности недропользователей для ведения своей финансово-хозяйственной деятельности. Также Алексей Фёдоров предложил в качестве меры поддержки снизить воздействие банковских ограничительных мер на операции по драгметаллам и камням.

В ходе заседания выступающими были высказаны также общие для всего рынка предложения, такие как: введение моратория на проведение плановых и внеплановых проверок, приостановку начатых, а также на применение взысканий и санкций со стороны налоговых и других контрольно-надзорных органов; введение моратория на банкротство компаний и блокировку расчётных счетов; гарантии закупки всех драгоценных металлов Гохраном России и банками у российских производителей; установление льготной ставки кредитования. Также эксперты считают целесообразным в нынешних условиях отложить очередные этапы внедрения в отрасли ГИИС ДМДК.

В работе Комитета принимал участие руководитель Федеральной пробирной палаты Юрий Зубарев, который выразил готовность к дальнейшему и безотлагательному обсуждению предложений, касающихся ГИИС ДМДК, на площадке ФПП.


Заместитель начальника отдела обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Татьяна Третьякова прокомментировала прозвучавшие предложения бизнес-сообщества и проинформировала о работе, проведенной регулятором, по поддержке субъектов рынка драгметаллов и драгкамней.

Сокращены сроки согласования заявлений на выдачу экспортных лицензий.

В настоящее время проходит согласование проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий выдачу Минпромторгом России генеральных лицензий на экспорт металлов платиновой группы, золота и серебра в гранулах и порошках.

Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336, предусматривающее мораторий на проведение всех проверок в 2022 году, за исключением специальных режимов и постоянного государственного контроля (надзора).

В настоящее время Минфином России проводится подготовка Плана первоочередных мероприятий по работе в условиях санкционного давления, в рамках которой министерством будут рассмотрены все поступившие от бизнес-сообщества предложения.

Прозвучавшие в ходе заседания предложения отраслевого предпринимательства будут направлены в ТПП России для дальнейшего направления в Аппарат Правительства Российской Федерации и заинтересованные органы государственной власти.

Читайте также: