Тяжелые металлы в краске

Обновлено: 19.05.2024

Опасность красителей, красок, туши и отравления ими

Острая — едкая щелочь, раздражение кожи или глаз. Хроническая — хронические респираторные или кожные заболевания; канцерогены.

В таблицах ниже приведен перечень вредных красителей и видов опасности, которую представляют некоторые пигменты. Большая часть красителей небезопасна для домашнего применения. Предостережения, касающиеся применения красок, туши (чернил) и красителей, приведены в отдельной таблице ниже.

После ухода на пенсию многие люди начинают заниматься любым хобби и иногда применяют вредные химические вещества. Вследствие метаболических изменений в организме пожилых людей некоторые из них оказываются менее толерантными к растворителям, формальдегиду и гликолевым эфирам.

Опасность травления. Голландская протрава — это 10 % раствор соляной кислоты в воде с добавленным хлоратом калия. Это взрывоопасный реактив, который вступает в реакцию с органическими соединениями, соединениями серы и с серной кислотой, а также с грязью и одеждой.

Опасность широко распространенных пигментов

Вред травящих веществ и химикатов, входящих в состав красителей:

1. Квасцы (двойная соль сернокислого калия и сернокислого алюминия). У некоторых людей может быть аллергическая реакция на квасцы, но специальных мер предосторожности при их использовании соблюдать не требуется.

2. Аммиак (гидроксид аммония). Избегать концентрированных растворов. Аммиак для домашнего употребления разбавлен и менее опасен. Вдыхание его ларов может вызвать раздражение дыхательных путей и глаз.

3. Алюминиево-аммониевые квасцы (двойная соль сернокислого аммония и сернокислого алюминия. Опасность такая же, как при работе с квасцами (см. выше)

4. Каустическая сода (щелок гидроксид натрия). Очень сильное коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути

5. Хлорокс (домашний отбеливатель, 5 % гипохлорит натрия). Коррозионное действие на кожу, глаза, горло и слизистые оболочки. Смешивание с аммиаком приводит к выделению ядовитого газа трех-хлористого азота. При смешивании с кислотами выделяется газообразный хлор, вызывающий очень сильное раздражение.

6. Сульфат меди (медный купорос). Может вызывать аллергию и раздражение кожи, глаз и верхних дыхательных путей. Хроническая экспозиция к порошковому сульфату меди может вызвать изъязвление и перфорацию носовой перегородки.

7. Винный камень (кислый виннокислый калий). Не представляет серьезной опасности.

8. Сульфат железа (железный купорос). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло. В особых мерах предосторожности нет необходимости.

9. Муравьиная кислота (метановая кислота). Сильное коррозионное действие на глаза и слизистые оболочки. Может вызывать изъязвления рта, горла и носовой полости.

10. Глауберова соль (сульфат натрия). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло.

11. Щавелевая кислота. Контакт с кожей и глазами может вызвать сильную коррозию и изъязвление. Вдыхание может вызвать сильное раздражение и поражение дыхательных путей. Следует надевать перчатки и защитные очки.

12. Дихромат калия (бихромат калия) Контакт с кожей может вызвать аллергию, раздражение и изъязвления. Хроническая экспозиция может вызвать аллергию дыхательных путей. Предположительный канцероген. Следует надевать перчатки и защитные очки.

13. Соль (хлористый натрий). Некоторые красители, применяемые для самых разнообразных целей, содержат соль в количествах, достаточных, чтобы оказывать токсическое действие на детей в случае проглатывания. Не представляет серьезной опасности в других отношениях.

14. Карбонат натрия. Коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

15. Гидросульфит натрия (дитионит натрия). Раздражающее действие на кожу и дыхательные пути. В процессе хранения растворы разлагаются с образованием газа двуокиси серы, оказывающего раздражающее действие. При смешивании с кислотами выделяются большие количества газообразной двуокиси серы.

16. Серная кислота (олеум). Очень сильное коррозионное действие на кожу и глаза. Пары могут вызвать поражение дыхательной системы. При нагревании образуется раздражающий газ — двуокись серы.

17. Таннин (дубильная кислота). Слабое раздражающее действие на кожу. Вызывает рак у животных. Обращаться с осторожностью.

18. Хлорид олова (двухлористое олово). Раздражающее действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

19. Мочевина. Не представляет серьезной опасности.

20. Уксус (разбавленная уксусная кислота). Ледяная (чистая) уксусная кислота оказывает очень сильное коррозионное действие, а пары вызывают раздражение. Уксус (примерно 5 % уксусная кислота) более безопасен. Умеренно раздражающее действие на кожу и глаза.

Характеристика отдельных классов красителей по их опасности:

1. Кислые красители. Обычно применяются для окраски шелка или шерсти. Часто требуется добавление в красители вспомогательных химических веществ и/или протрав. Возможно, это один из наименее токсичных классов, но к нему относятся некоторые канцерогенные пищевые и бензидиновые красители.

2. Азоидные или нафтоловые красители. Обычно применяется на целлюлозных волокнах, ацетатах, триацетатах и полиэфирах. Сообщалось о тяжелых аллергиях и кожных реакциях, в том числе депигментации кожи.

3. Основные красители. Обычно применяются для окраски шерсти, шелка и некоторых синтетических материалов. К этому классу обычно относят флюоресцентные красители. Сообщалось об аллергических реакциях, отдельные красители считаются канцерогенами.

4. Прямые красители. Обычно применяются для хлопка, льна и вискозного волокна, извлекаемых из горячих ванн, которые содержат соль. Обычно мало случаев острой опасности, но к этому классу относится большинство бензидиновых красителей, вызывающих рак.

5. Диспергируемые красители. Обычно применяются для водоотталкивающих волокон, таких как триацетат, нейлон, полиэстер и полиакрилонитрил (Dynel, Orlan и Arlan). В то время как другие красители вызывали дерматит при прямом контакте с кожей, диспергируемые краски обусловливают широко распространяющийся дерматит при контакте с конечным продуктом. С большой осторожностью следует применять для окрашивания материалов, но не для одежды.

6. Красители, реагирующие с волокнами. Их называюттакже "водными красителями для холодного крашения", "батиком" или "Procion". Некоторые виды окрашивают целлюлозные волокна, другие предназначены для шерсти, шелка и нейлона. На контейнерах с большими партиями этих красителей имеются этикетки с предостережениями относительно аллергических респираторных реакций, которые дистрибьюторы иногда не воспроизводят на этикетках более мелких упаковок. При применении следует соблюдать особую осторожность во избежание вдыхания этих красителей или их попадания на кожу.

7. Кубовые красители. Большая часть кубовых красителей применяется для окрашивания целлюлозных волокон, а некоторые из них пригодны для окрашивания шерсти и ацетатных волокон. Процесс окрашивания обычно требует использования щелока или каустической соды или в красильной ванне, или при предварительной обработке красителя. Предварительно обработанные краски оказывают разъедающее действие при работе сними или при вдыхании. Другая потенциальная опасность состоит в том, что кубовые красители должны подвергаться окислению после их нанесения. Некоторые кубовые красители окисляются воздухом, но другие требуют обработки бихроматными солями, которые могут вызывать аллергические реакции. Сообщалось, что отдельные кубовые красители сами по себе тоже вызывают аллергию. При работе с кубовыми красителями необходимо соблюдать особую осторожность; не рекомендуется применять красители, продаваемые как пигменты.

8. Другие красящие продукты. Универсальные или единые красители. Эти широко распространенные бытовые красители представляют собой смесь двух или большего числа классов красителей с добавлением соли. Таким образом, ими можно окрашивать самые разнообразные ткани. Волокном "схватывается" только такой краситель, который специфичен для погружаемой ткани. Очевидно, что с увеличением числа смешиваемых красителей повышается потенциальная опасность, и некоторые продукты содержат бензидиновые компоненты. Если эти продукты все же приходится использовать, следует выбирать жидкие продукты и применять только время от времени и с большой осторожностью.

Правила использования художественных, типографских красок и красителей:
1. Использовать только такие краски и красители, химический состав, названия и номера которых известны и для которых есть спецификации безопасности материалов (СБМ).
2. Следует ознакомиться с СБМ и этикетками продукта, чтобы оценить опасность токсичных растворителей, кислот или других химических веществ, входящих в состав красителей, красок, химических добавок, а также протравливающих веществ.
3. По возможности использовать продукты на водной основе Обычно растворители и красители являются наиболее опасными веществами, с которыми работают художники по тканям.
4. Следует покупать предварительно смешанные краски и красители. Безопасными могут быть также краски, расфасованные в пакеты, которые растворяются при погружении последних в закрытом виде в горячую воду. Весьма опасны и легко вдыхаются пигменты и красители в сухом, порошкообразном состоянии.
5. При взвешивании или смешивании порошковых красок или других токсичных порошков следует использовать местную вытяжную вентиляцию или пользоваться перчаточными боксами.

6. Избегать процедур, вызывающих образование пыли. Применения шлифования сухих красок, пульверизации сухих пигментов или красителей на влажные краски или клей и других методов, вызывающих образование пыли, следует избегать или делать это только при наличии локальной вытяжной вентиляции. Если же такие методы применяются в отсутствие вентиляции, следует выбирать пигменты (а не красители), низкая токсичность которых известна; следует надевать респиратор, защищающий от токсичной пыли, а уборку производить мокрой тряпкой.
7. По возможности выбирать методы окрашивания кистью или погружением вместо пульверизации.
8. Распыление красок или красителей следует производить только при наличии локальной вытяжной вентиляции, например кабины для аэрозолей. Дополнительным средством защиты может стать специально подобранный респиратор (для красок на водной основе — респиратор, защищающий от пыли и тумана; для материалов, содержащих растворители, — респиратор, защищающий от красок, лаков и эмалевого тумана).
9. Для того чтобы не допустить контакта красок и пигментов с кожей, следует носить перчатки или пользоваться защитными кремами; пользоваться перчатками при работе с красителями. Пятна красок нужно удалять детским маслом, затем мылом и водой, мягкими безводными очищающими средствами для рук или просто мылом и водой. Для удаления пятен никогда не следует пользоваться растворителями или отбеливателями.
10. Носить защитную одежду, в том числе длинный рабочий халат, специальную обувь и головной убор (в случае необходимости). Эту одежду нужно оставлять в студии, чтобы не приносить пыль домой. Если применяются едкие красители или коррозионные химические вещества, следует надевать защитные очки.

11. Работать на легко очищаемых поверхностях и немедленно вытирать разлитую краску. Не накрывать рабочие столы газетами, если вы работаете с порошками или красителями, которые при высыхании превращаются в порошок. При скатывании и выбрасывании газет образуется пыль.
12. Протирать полы и поверхности мокрой тряпкой. Не подметать.
13. Во избежание проглатывания химических веществ есть, пить и курить следует вдали от рабочего места. Не прикасаться к кистям губами и не держать ручку кисти в зубах. Никогда нельзя использовать кухонную утварь при крашении. Кастрюля, которая кажется чистой, может быть достаточно пористой, чтобы там были остатки красителя в опасном количестве. Тщательно мойте руки перед едой и курением, особенно после того, как держали в руках свинцовые грузила или другие предметы из свинца, порошковые химикаты или пыльные ткани.

14. Все контейнеры с красками, порошковыми красителями и пигментами, растворителями и т. д. следует держать закрытыми, за исключением того времени, когда вы ими непосредственно пользуетесь.
15. Если применяются материалы, содержащие растворители, необходимо соблюдать все правила противопожарной безопасности. (Существует спецификация "Широко применяемые растворители и их опасность".).
16. Если используются художественные и типографские краски или пигменты, содержащие свинец, необходимо регулярно делать анализ крови на содержание свинца.

Опасность, обусловленная вдыханием готовых смешанных и типографских красок

Перечисляемые ниже виды опасности и предостережения касаются таких методов работы с художественными и типографскими красками, как окрашивание кистью и окрашивание посредством погружения, при которых пигменты и растворы не взвешены в воздухе. Пульверизация, окрашивание с помощью аэрографа и другие подобные методы более опасны и требуют использования локальных вытяжных систем, например кабин для пульверизации:

1. Акриловые краски (на водной основе) при высыхании выделяют небольшое количество формальдегида и аммиака. Могут вызывать раздражение дыхательных путей и аллергию. Формальдегид вызывал рак у животных. Следует обеспечить вентиляцию с небольшим объемом обмена, например оконную вытяжную вентиляцию Акриловые краски (на основе растворителей) содержат растворители, кроме того, растворители применяют для их очистки и разбавления. Обеспечить обменную вентиляцию.

2. Художественные масляные краски не содержат летучих ингредиентов, но разбавляются и очищаются токсичными растворителями, такими как скипидар и разжижитель красок. Применять обменную вентиляцию*, например оконный вытяжной вентилятор. Многие художники часто работают, не пользуясь разбавителями красок, а кисти чистят детским маслом и затем мылом и водой. Если растворители не применяются, в специальной вентиляции нет необходимости

3. Алкидные краски содержат растворители, и их очистка и разбавление должны осуществляться с помощью растворителей. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

4. Промышленные масляные эмали и краски содержат самые разнообразные растворители и очищаются и разбавляются растворителями. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

5. Промышленные латексные краски. Вопреки распространенному мнению, они обычно содержат от 5 до 15 % растворителей, и некоторые из них очень опасны, например обнаруженные в латексных красках гликолевые эфиры. Обеспечить обменную вентиляцию.

6. Маркировочные ручки. Перманентные маркеры содержат растворители разной степени токсичности. Акварельные маркеры более безопасны и обычно содержат воду или спирт, разбавленный водой. Следует обеспечить обменную вентиляцию при работе с маркерами, содержащими растворитель.

7. Краски для шелкотрафаретной печати на основе растворителей содержат растворители, и трафареты также необходимо чистить растворителями, в результате этого в невентилируемых студиях художники подвергаются очень сильной экспозиции. Обеспечить местную вытяжную вентиляцию для помещений, где происходит печатание (например, щелевые колпаки), стеллажи для высушивания оттисков и помещение для промывания трафаретов.

8. Краски для шелкотрафаретной печати (на водной основе) — часто специально задерживаемые (медленным высушиванием) акриловые краски (см. об их опасности выше). Они служат превосходной альтернативой более опасным краскам, содержащим растворители. Обеспечить некоторую степень обменной вентиляции.

9. Акварельные, казеиновые, темперные, плакатные краски и т. д. часто содержат небольшие количества консервантов, таких как формальдегид, пароформальдегид, фенол и т. д. Обычно это наиболее безопасные типы красок. В вытяжной вентиляции необходимости, как правило, нет.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Токсичность пигментов

Токсичность пигментов

Здоровье и безопасность не всегда отмечаются в связи с изобразительным искусством, но мы подвержены воздействию большего количества токсинов, чем мы, может быть, знаем. Вы, вероятно, знаете, что кадмий токсичен, но, как обстоят дела с остальными цветами красок? Токсичны ли они? Мы не призываем вас не использовать токсичные краски. Но по факту, наше исследование наводит нас на мысль, что это было бы практически невозможным, однако, вы должны быть осведомлены, с чем имеете дело, и быть осторожными.

Немного из области химии: большинство токсинов, но не все, ассоциируются с тяжелыми токсичными металлами, такими как медь, кобальт, кадмий, свинец. Они в течение времени отравляют организм, и многие из них известны или предположительно являются канцерогенами. Если вы со школы помните периодическую таблицу, вы помните, что они являются переходными металлами из центральной части. И правило здесь таково: если в наименовании пигмента присутствует тяжелый металл, скорее всего, он токсичен.

Нижеследующий список ознакомит вас с высокотоксичными и умеренно токсичными пигментами, используемыми в акриловых или масляных красках, возможно, они используются и в пастельных, и в других сухих красителях. Так как наименование цвета может быть непонятным, в круглых скобках приведено также название пигмента. Название используемого пигмента обычно находится на тюбике, значит – сморите на наклейку. Кроме того, производители красок должны иметь справочный лист безопасных материалов на своих интернет сайтах. Некоторые из оттеночных цветов содержат меньше токсичного пигмента, так, например, оттенок, полученный из красного кадмия, содержит красный толуидин (умеренно токсичен), вместо простого красного кадмия (очень токсичен), однако, он не такой темный, как настоящий красный кадмий.

Высокотоксичные пигменты

  • сурьмяные белила (сесквиоксид сурьмы, сурьмянистый ангидрид)
  • жёлтый барий (хромовокислый барий)
  • выжженная или сырая умбра (оксид железа, силикат марганца или диоксид)
  • красный, оранжевый и желтый кадмий (сульфид кадмия, селенид кадмия)
  • хромовая зелень (берлинская лазурь, хромат свинца)
  • хромовый оранж (свинцовые белила)
  • хромовая жёлтая краска (хромат свинца)
  • кобальтовый фиолетовый (арсенат кобальта, фосфат кобальта)
  • кобальтовый жёлтый (нитрат калия и кобальта)
  • свинцовые белила (карбонат свинца)
  • красный литол (азопигмент соли натрия, бария и кальция)
  • марганцовый фиолетовый (марганцовый пирофосфат аммония)
  • оранжевый молибдат (свинцовые белила, молибдат свинца, сульфат свинца)
  • неапольский желтый (антимонат свинца)
  • стронциевый желтый (хромат стронция)
  • вермильон (сульфид ртути)
  • сульфид цинка
  • цинковый жёлтый (хромат цинка)

Умеренно токсичные пигменты

  • малиновый ализарин
  • чёрная сажа
  • лазурно голубой (станнат кобальта)
  • кобальтовый зелёный (обожженный кобальт, оксиды цинка и алюминия)
  • зеленый оксид хрома (сесквиоксид хрома)
  • синий и зелёный фталоцианиновый (фталоцианин меди)
  • марганцовый синий (манганат бария, сульфат бария)
  • берлинская лазурь (ферроцианид железа)
  • толуидиновый красный и жёлтый (нерастворимый азопигмент)
  • виридиан (гидроксид хрома)
  • цинковые белила (оксид цинка)

Безопасная эксплуатация токсичных красок

    1. Не используйте для краски те же самые ёмкости, которые вы используете для еды и питья
    2. Не держите кисточку для краски во рту! Используйте рукоятку для кисточки или кухонное полотенце.
    3. Тщательно мойте руки после каждой покраски.
    4. Будет лучше, если вы наденете перчатки из латекса во время покраски или, по крайней мере, во время работы с токсичными пигментами.
    5. Надевайте маску от пыли, если вы используете краску в виде порошка. Убедитесь, что она правильно подобрана и держите её в чистоте.
    6. Не принимайте пищу в помещении, которое красите и используйте закрытые питьевые контейнеры.
    7. Так как мы не хотим, чтобы тяжёлые металлы оказались в реках, заверните краску в кухонное полотенце и выбросите в мусор, а не в канализацию.
    8. Если вы шлифуете краску наждачной бумагой, то обязательно наденьте респираторную маску. Держите поверхность краски во влажном состоянии при шлифовке, так как это также поможет не подниматься пыли.

материалы по теме

Металлические пигменты

Металлические пигменты

Металл всегда ценился дороже таких материалов, как глина, дерево или пластмасса, по причине своих физических свойств. Но если его нельзя использовать как основу, то можно пойти на хитрость, и нанести только поверх готового продукта. Таким образом, изделие приобретает все заметные человеческому глазу признаки металла – цвет и блеск. Промышленность взяла это на вооружение и вот уже несколько веков производит металлические пигменты.

Производство пигментов

Производство пигментов

Очень часто при изготовлении различных лакокрасочных материалов используют всевозможные химические вещества и составы, позволяющие при помощи железооксидных пигментов создавать достаточно качественные товары. Всё зависит от того, для чего будет впоследствии предназначен лакокрасочный товар.

Пигменты для красок

Пигменты для красок

Каждая краска состоит из нескольких составляющих. В основе лежит обычно клейкая масса, которая должна скрепляться с поверхностью. Также существует множество цветов красящих веществ. Это говорит о том, что есть различные пигменты краски, которые можно выбрать для любого вкуса.

Выбирайте краски разумно, они могут наносить вред здоровью

Выбирайте краски разумно, они могут наносить вред здоровью

В начале августа несколько индийских производителей красок были сертифицированы как экологически устойчивые, так как в их продукции содержится минимальное количество тяжелых металлических соединений. Однако, существуют и другие краски, в состав которых входят летучие органические соединения (ЛОС), которые разрушают окружающую среду и представляют опасность для здоровья.

Совет по экологическому строительству Индии анализирует множество продуктов, а также вручает логотипы Indian Green Pro, которые производители наносят на этикетки, чтобы символизировать стандарты устойчивости, которым они соответствуют. Подобным образом поступает и Совет по экологическому строительству Австралии, тестируя и оценивая продукцию согласно стандартам Австралии Green Star. Стоит отметить, что аккредитованным агентствами зданиям не начисляются баллы за устойчивость, если установлено, что при строительстве использовались вредоносные краски. Благодаря этому, в последнее время потребительские предпочтения в сегменте лакокрасочной продукции отдаются краскам на водной основе, акриловым и даже молочным краскам из-за низкого содержания ЛОС в их составе.

Тяжелые металлы являются природными элементы с большим атомным весом и плотностью, по меньшей мере в 5 раз больше, чем у воды. Основными вредоносными для здоровья являются такие тяжелые металлы, как свинец, кадмий, ртуть и мышьяк. Данные металлы или их соединения зафиксированы в документах как наносящие вред для здоровья. Популярная форма краски Темпера, используемая в Византии и в средневековой Европе, в качестве одного из компонентов содержала ртутную руду.

Однако, наиболее распространенным тяжелым элементом в красках является свинец. Соединения свинца использовались в качестве пигментов, средства для ускорения сушки, повышения долговечности, сохранения свежести, противостояния коррозии и снижения поглощения влаги. Хромат цинка, известный как желтый цинк или желтый, долгое время использовался в качестве пигмента у художников. Многие расходные материалы, используемые для художественных работ, по-прежнему могут содержать вредные вещества. Современные художники могли бы избежать работы с порошковыми красками и использовать кистевую окраску и технику окунания вместо метода распыления для нанесения краски. Побочные эффекты красок в строительной индустрии в настоящее время являются общепризнанными. К сожалению, краски со свинцом до сих пор широко используются в строительной индустрии.

Акриловые, латексные, эпоксидные и даже некоторые масляные краски, как известно, содержат тяжелые металлы. Грунтовка краски содержит шестивалентный хром, который представляет собой токсичное соединение тяжелых металлов. Такие краски или грунтовки ухудшаются с течением времени и отравляют воздух, подвергая вдыханию канцерогенов. При нагревании красок образуются ядовитые газы. Важно надевать защитную маску при покраске интерьера или экстерьера, во время зачистки зубилом или шлифования окрашенных поверхностей, а также при работе с меловой пылью.

Подобная защита должна быть также активирована во время аэрографии или распыления краски. Краски не должны использоваться небрежно, они легко рассеиваются или поглощаются воздухом, землей или водой. С течением времени токсичность в тканях человека и животных накапливается при непосредственном контакте или через пищевую цепь с катастрофическими последствиями. Для того, чтобы оставаться в безопасности, снизить опасное воздействие тяжелых металлов, всегда выбирайте краски на водной основе, содержащие или требующие растворителя для смешивания. Краски с предварительно размешанным пигментами являются не самым предпочтительным выбором, поскольку некоторые пигментные порошки могут легко рассеиваться в воздухе и улавливаться при вдохе. Будьте осторожны! Каким бы ни был следующий «покрасочный» проект, будь то комната в доме или урок искусства в школе, тщательно выбирайте краски без тяжелых металлов и используйте защитные перчатки и маски при работе с ними.

материалы по теме

Выбираем наливной пол

Выбираем наливной пол

Полы во все времена были визитной карточкой любого дома. Ведь, несмотря на безупречный дизайн и роскошную мебель, первое, что увидят ваши гости, входя в дом или квартиру – это полы. Фактически от выбора полов зависит общее впечатление от вашего жилого или же промышленного помещения.

Тяжелые металлы в краске

Опасность увлечения живописью для здоровья

Опасность, связанная с живописью:

1. Токсичные пигменты. Свинец, мышьяк, сурьма, кадмий, хром, кобальт, марганец и ртуть могут быть проглочены вследствие загрязненности рук, ногтей, пищевых продуктов, чашек и сигарет, а также в результате того, что художник может держать кисть с краской во рту. При смешивании красок из сухих порошковых пигментов образуется пыль, взвешенная в воздухе.

Токсичные ингредиенты: свинцовые белила (пигменты, содержащие основной карбонат свинца и кадмий), желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) могут вызвать рак легких. Ламповая и газовая сажа могут содержать примеси, вызывающие рак кожи. Хроматные пигменты: желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) — могут вызвать изъязвления кожи и аллергические реакции.

Предостережения. Необходимы средства защиты: местная или вытяжная вентиляция, перчаточный бокс или разрешенный к применению респиратор. Художник должен тщательно мыть руки и ногти после смешивания красок и воздерживаться от потребления пищи, питья или курения в студии.

2. Растворители в составе масляных красок, используемые для удаления красок и в составе лаков. Они входят в состав клеев, фиксативов, применяемых для уменьшения вязкости красок, перманентных маркеров, лаков и разбавителей. К растворителям относятся толуол, ксилол, гексан, циклогексан, метанол, мети-лэтилкетон, ацетон, уайт-спирит, метиленхлорид, скипидар, спирты, гликоли, эфиры и др.

а) Предостережения. Применение самых нетоксичных веществ, разбавление веществ и использование местной вытяжной вентиляции, контроль помещений для хранения; удаление тряпок, пропитанных растворителями, в закрытых контейнерах; сведение к минимуму воздействия на кожу, использование респираторов и других средств личной защиты. Контроль за огнеопасными веществами.

б) Краски на водной основе. Токсичные ингредиенты. Акриловые краски — аммиак, формальдегид. Казеиновые краски — гидроксид аммония. Все водные краски — консерванты, например фенилмеркурацетат.

в) Краски на другой основе. Токсичные ингредиенты. Растворители, скипидар, уайт-спирит.

г) Пульверизаторы, аэрозольные баллончики, пистолеты-распылители. Токсичные ингредиенты. Растворители, пигменты, дизельное топливо (изобутаны, пропаны), которое может воспламеняться.

д) Средства для рисования жидкими материалами. Токсичные ингредиенты. Перья и тушь, содержащая растворители; маркеры с фетровым наконечником: ксилол, пропиловый спирт.

Опасности увлечения фотографией и живописью

е) Пигменты, содержащие тяжелые металлы. Художники используют такие краски, как ярко-желтая (мышьяк, кадмий, свинец), красная, белая, зеленая, синяя (главным образом медь, кобальт, алюминий и марганец) и фиолетовая (марганец, кобальт). Кобальтовые краски, применявшиеся художниками в прошлом веке, были часто загрязнены мышьяком.

Земляные краски, такие как желтая и красная охра, красный краситель из марены красильной, оливково-зеленая и коричневая краски, состоят из относительно безвредных соединений железа. Оливково-зеленая краска и красный краситель из марены красильной также в меньшем количестве содержат кремний и алюминий.

Краски состоят также из масла льняного семени, небольших количеств стеарата алюминия и содержат до 80 % пигмента. Примерно за 8000 лет до н.э. египтяне использовали киноварь (сульфид ртути), бриллиантовый голубой и бриллиантовый зеленый (органические соединения меди), ярко-желтые краски (сульфид мышьяка), красную, желтую и коричневую охру (соединения железа) и красный краситель из марены красильной (растительный экстракт).

В период между Римской империей и Ренессансом добавились новые краски: белый карбонат свинца, желтая окись свинца, антимонат и станнат и синие сульфосиликаты алюминия и манганат бария. На протяжении XIX столетия появились новые пигменты, содержащие тяжелые металлы: синие алюминаты кобальта, желтый (сульфид кадмия и окись хрома), красный сульфид кадмия, зеленая окись хрома и фиолетовые (арсенат кобальта и марганец-аммоний фосфат).

Художники часто не мыли руки перед курением и едой, а также облизывали свои кисти. Бедные художники жили, готовили еду и ели у себя в студии. Вода и пища легко загрязнялись тяжелыми металлами из пигментов. Жар из печи, где сжигали одежду, пропитанную старыми красками, и ненужные полотна, был дешевым источником обогрева и мог содержать токсичные пары металлов.

В наши дни художники используют менее токсичные краски, на тюбиках с красками имеются предостерегающие этикетки, и художники знают, что нельзя лизать кисти или сжигать краски в помещении. Сигареты редко скручиваются вручную, питьевая вода поступает по водопроводу, а не берется из ведер, а пищевые продукты хранятся в холодильниках.

ж) Средства для удаления красок:
- Опасность. Раздражение верхних дыхательных путей, дерматит, поражение почек и печени, острая депрессия ЦНС, хроническое поражение мозга — изменения в поведении, потеря памяти, снижение интеллектуальных способностей, спутанность сознания, припадки.
- Токсичные ингредиенты. Метиленхлорид, толуол, метанол, этанол, ацетон, уайт-спирит.

з) Исполнительские виды искусств:
- Виды деятельности. Танцевальные студии, артистические помещения, классные комнаты, ночные клубы, дискотеки, кинотеатры, концертные залы, городские административные центры, арены, хоры, большие и маленькие театры, сооружения для драматических представлений под открытым небом, сцены, гардеробные, костюмерные, гримерные, парки развлечений, ТВ- и киностудии, карнавалы, рок-концерты.
- Экспозиция. Аэрозоли: метил этилкетон, асбест, акриловые материалы, пластики для театральных декораций, костюмы, маски, доспехи, реквизит. Ацетон, красители, фотохимикаты, древесные и металлические опилки, газы, пары, волокна пеньки, пыль, машинное масло.

Токсичные пигменты

I. Высокотоксичные и канцерогенные пигменты:
Сурьмяные белила (трехокись сурьмы) Бариевая желтая (хромат бария)
Жженая или нежженая умбра (окислы железа, силикаты или двуокись марганца)
Красный или оранжевый кадмий (сульфид или селенид кадмия) Желтый кадмий (сульфид кадмия)
Кадмиево-бариевые краски (кадмиевые красители и сульфат бария)
Кадмий-барий желтый (сульфид или селенид кадмия, сульфат бария, сульфид цинка)
Хромовая зелень (берлинская лазурь, хромат свинца) Оранжевый крон (основный карбонат свинца)
Желтый крон (хромат свинца)
Кобальт фиолетовый (арсенат или фосфат кобальта)
Кобальт желтый (кобальт и нитрат калия)
Свинцовые белила (основный карбонат свинца)
Литоль красный (натриевые, бариевые и кальциевые соли растворимого азопигмента)
Марганцевая фиолетовая (пирофосфат марганца и аммония) Молибдат оранжевый (хромат свинца, молибдат свинца, сульфат свинца)
Неаполитанская желтая (сурьмянокислый свинец) Стронций желтый (хромат стронция)
Искусственная киноварь (сульфид ртути) Сульфид цинка
Цинковый желтый (хромат цинка)

II. Умеренно и слабо токсичные пигменты:
Ализарин кармазинный (красочные лаки из 1,2-дигидроксиантрахинона или нерастворимого антрахинонового пигмента)
Газовая сажа (углерод)
Небесно-голубой (лазурный) пигмент (станнат кобальта) Кобальтовый синий (станнат кобальта)
Зелень Ринмана (прокаленные окислы кобальта, цинка и алюминия)
Окись хрома зеленая (окись хрома)
Марганцевая голубая (манганат или сульфат бария)
Берлинская лазурь (ферроцианид железа)
Толуидиновый (ганза) красный (нерастворимый азопигмент)
Толуидиновый (ганза) желтый (нерастворимый азопигмент)
Голубовато-зеленый пигмент (гидратированная окись хрома)
Цинковые белила (окись цинка)

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Вредные вещества в составах красок


В обсуждениях к этому посту неожиданно появилась очень интересная тема про то, какие вредные вещества могут быть в красках и я решила разобраться что к чему. Наверняка к тому же у многих есть привычка облизывать кисточку в процессе работы, чтобы сформировать кончик, вот и выясним что же такого в красках вредного. Я не призываю вас параноить по поводу того, что вы глотнули воды с краской, но знать о возможных опасностях и разбираться в вопросе всегда полезно. Материала про это вообще мало, поэтому если вы что-то знаете по теме - делитесь в комментариях.

Для начала стоит сказать, что все токсичные и опасные вещества в красках обычно не летучие и поэтому пока вы краски не едите, не намазываете на себя или не работаете с аэрографом или шлифмашиной например, опасности для вас нет. Другое дело если вы работаете с растворителями - они как раз летучи и крайне опасны но об этом ниже.

Акварель

Считается безвредной и в большинстве случаев это довольно близко к правде, но не совсем. Дело в том, что при создании любых красок используются пигменты и именно в них содержатся тяжелые металлы и их соли. Самые опасные пигменты - на основе кадмия, кобальта, хрома, свинца и марганца. Опасность в том, что накапливаясь в организме они или не выводятся совсем или выводятся с большим трудом и при накоплении определенного количества могут вызвать тяжелые отравления (что уже случалось с художниками в прошлом). Кадмий это красные и желтые оттенки, кобальт - синие и фиолетовые, марганец - коричневые а хром обычно зеленые. Несмотря на то, что сегодня прикладывается большое количество усилий свести риск отравлений до минимума многие пигменты все-таки остаются небезопасными, поэтому лизать кисточки или нет после такой информации уже вам решать. Связующим в акварели является гуммиарабик - это смола одного из видов акации. Кроме того дорогие бренды, например Sennelier, используют мед для увеличения вязкости краски, вот только съедобными это краски не делает. В США есть специальная маркировка для безвредных красок и веществ ASTM D-4236, обычно она есть на детских товарах и гарантирует безопасность.

Акрил

Как краска на водной основе считается низкотоксичной, к тому же смывается водой с мылом, однако нужно понимать, что акрил - это полностью химия все с теми же пигментами. При работе с аэрографом или шлифмашиной наличие маски и защитных очков - обязательное условие. При попадании на кожу лучше сразу смыть с мылом.

Масло

Представляет собой обычно пигмент на основе очищенного льняного или сафлового масла с некоторыми добавками, само по себе опасности не представляет за исключением аллергий на масла (если конечно не брать в расчет пигменты). Самая большая опасность это растворители. Для работы маслом с их использованием проветриваемое помещение - обязательное условие. Желательно иметь вытяжку и не нюхать вообще растворители поскольку можно схватить отравление. Вред растворителей заключается в их воздействии на кожу, слизистые оболочки, на внутренние органы при всасывании в кровь. Большинство органических растворителей прекрасно растворяют липиды — жиры, из которых состоит оболочка живой клетки. Сильнее всего реагируют нервная система, лёгкие, печень и почки.

Опасность летучих органических соединений состоит ещё и в том, что они легко воспламеняются и при горении выделяют ядовитые газы, а при накоплении определённой концентрации паров в воздухе они могут стать взрывоопасными. Почитайте про самовозгорающиеся тряпки, пропитанные растворителями в худ мастерских - это не сказки, а вполне реальная вещь.

Первые признаки отравления: кашель, резь в глазах, головная боль, головокружение, слабость, боль в животе, обморок, судороги. При малейших признаках отравления нервной системы — судорогах, нарушении координации, состоянии опьянения — вызывать скорую помощь! Также необходимо обратиться к врачу при попадании растворителя внутрь — смертельная доза вещества невелика и может составлять 20–100 мл. Последствия отравления растворителем могут быть самыми разнообразными. В лёгких случаях все симптомы проходят через несколько дней без следа. Но при попадании в организм больших доз этих высокотоксичных соединений — развиваются тяжёлые заболевания: токсический гепатит, острый интерстициальный нефрит, нефроз, бронхит, пневмония. Так что это не шутки.

Уайт спирит - это очищенный бензин (высокотоксичное вещество), пинен - скипидар, то, что они продаются в худ магазинах влияет только на степень очистки, но не изменяет их состав. Чем больше окрашенная площадь, а стало быть и площадь испарения, тем сильнее запахи. Говорят, что проветривать лучше после окончания работы, поскольку все испарения скапливаются вверху, а затем вылетают в форточку вместе с тёплым воздухом. Проветривание в процессе работы приводит к тому, что запахи растаскиваются потоком воздуха по всем помещениям.

В качестве более безвредной альтернативы можно использовать водорастворимое масло, оно по уверениям производителей гипоаллергенно и не требует растворителей в принципе, поэтому подходит даже для беременных, однако избегать проветриваний и работы в перчатках (чтобы исключить контакта с кожей) все же не стоит.

Гуашь, темпера, гибридные краски к сожалению не изучены мной пока глубоко на предмет вредности, поэтому я не могу сказать о них что-то, кроме того, что пигменты в них используются те же самые, что и в остальных красках.

Читайте также: