У большинства металлов мало наружных электронов

Обновлено: 05.10.2024

Атомы большинства металлов имеют во внешнем квантовом слое 1, 2 или 3 электрона. Атомы неметаллов во внешнем слое имеют от 4 до 7 электронов. Исключение составляет бор, в атоме которого во внешнем слое только 3 электрона. Для атомов металлов характерна отдача электронов. Атомы неметаллов обладают способностью присоединять электроны. [2]

Атомы большинства металлов имеют на внешнем уровне 1 - 2 электрона, слабо связанных с ядром. Они легко отрываются, обобществляются, образуя так называемый электронный газ. Возникает взаимное притяжение между ионами и обобществленными электронами. [3]

Атомы большинства металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое количество электронов. [4]

Атомы большинства металлов на внешнем электронном слое имеют от 1 до 3 электронов. Исключение: атомы германия Ge, олова Sn, свинца РЬ на внешнем электронном слое имеют четыре электрона, атомы сурьмы Sb, висмута Bi - пять, атомы полония Ро - шесть. Атомы металлов имеют меньший заряд ядра и больший радиус ( размер) по сравнению с атомами неметаллов данного периода. Поэтому прочность связи внешних электронов с ядром в атомах металлов небольшая. Атомы металлов легко отдают валентные электроны и превращаются в положительно заряженные ионы. [5]

В соответствии с занимаемым местом в периодической системе элементов атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне 1 - 2 электрона. Элементарные вещества - металлы обладают только восстановительными свойствами. [6]

В соответствии с их местом в периодической системе элементов атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне 1 - 2 электрона. Металлы обладают восстановительными свойствами. [7]

В соответствии в их местом в периодической системе элементов атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне 1 - 2 электрона. Поэтому в тамических реакциях они отдают валентные электроны, т.е. окисляются. Металлы обладают восстановительными свойствами. [8]

В соответствии с их местом в периодической системе элементов Д. И. Менделеева атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне 1 - 2 электрона. Металлы обладают восстановительными свойствами. [9]

Сродство к электрону атомов металлов, как правило, близко к нулю или отрицательно; из этого следует, что для атомов большинства металлов присоединение электронов энергетически невыгодно. Сродство же к электрону атомов неметаллов всегда положительно и тем больше, чем ближе к благородному газу расположен неметалл в периодической системе; это свидетельствует об усилении неметаллических свойств по мере приближения к концу периода. [10]

Сродство к электрону атомов металлов, как правило, близко к нулю или отрицательно; из этого следует, что для атомов большинства металлов присоединение электронов энергетически невыгодно. Сродство же к электрону атомов неметаллов всегда положительно и тем больше, чем ближе к благородному газу расположен неметалл в периодической системе; это свидетельствует об усилении-неметаллических свойств по мере приближения к концу периода. [11]

Координационное число атомов большинства металлов равно 12, что значительно превышает число свободных электронов. [12]

Термины существенно ковалентный и существенно ионный характер связи Паулинг [ P57J интерпретирует следующим образом. Связи между атомами большинства металлов и атомами кислорода, азота и хлора носят вследствие относительной электроотрицательности соответствующих атомов примерно на 50 / 0 ковалеитный характер. Наряду с постулатом об электронейтральности центрального атома это положение хорошо объясняет известное эмпирическое правило, согласно которому координационное число ионов металлов вдвое больше их положительного заряда. Таким образом, кобальт ( III) и хром ( III) образуют с кислородом оксалат-группы по 6 связей ( используя d spa гибридизованные орбиты) примерно на 50 / 0 ковалентного характера, так что центральный атом остается электрически нейтральным. В случае комплексов железа и алюминия для того, чтобы центральный атом остался электрически нейтральным, он должен образовать 4 связи ( используя имеющиеся s - и р-орбиты) примерно на 75 / 0 ковалентного характера и две чисто ионные связи. Связи между шестью кислородами оксалат-групп являются равноценными, причем каждая из них примерно на 50 / 0 является ковалентной. Таким образом, различие между типами оксалатных комплексов в случае кобальта ( III) и железа ( III) состоит не столько в различном характере связи в них, сколько в разной устойчивости этих комплексов, так как связи в обоих комплексах по своему характеру примерно наполовину ковалентны. [13]

Для атомов металлов характерно наличие большого числа пустых или частично заполненных электронами орбиталей. Рассуждая так, как мы делали это в случае газов, можно предположить, что орбитали соседних атомов металлических элементов в конденсированных состояниях способны перекрываться друг с другом. Но у атомов большинства металлов недостаточно электронов для заполнения всех этих орбиталей. Это согласуется с наблюдаемой высокой подвижностью электронов: электроны легко переходят с одной орбитали на другую и могут переносить электрический ток. С другой стороны, при наличии большого числа доступных орбиталей между соседними атомами может образовываться много связей. Каждая связь в отдельности не может быть очень прочной, поскольку очень мало электронов сдновременно притягиваются к двум ядрам, однако большое число относительно слабых связей обусловливает высокую прочность конденсированных фаз в целом и образование твердых кристаллов или жидкостей с высокими температурами кипения. [14]

Большая скорость спиртового обмена, по-видимому, свидетельствует об интересном механизме обмена. При этом надо иметь в виду, что связь металл - кислород в алкоксидах титана очень прочная. Бредли и Хильер [42] определили, что средняя энергия диссоциации связи ряда алкоксидов титана приблизительно равна 100 - НО ккал / моль. Наличие вакантных d - орбиталей в атомах большинства металлов , алкоксиды которых были изучены, облегчает протекание первой стадии нуклеофильного воздействия молекулы спирта на алкоксид металла, и, по-видимому, вследствие этого энергия активации спиртового обмена оказывается небольшой. При подробном обсуждении механизма спиртового обмена нужно учесть также и тот факт, что большинство алкоксидов металлов, содержащих первичные алкоксидные группы, представляют собой полимеры. Полимеризация происходит в результате образования алкоксидных мостиков, при этом проявляется тенденция атомов металлов к увеличению координационного числа металла. Имеется также возможность обмена между концевыми и мостиковыми алко-ксидными группами в пределах полимерной молекулы. Исследование методом ядерного магнитного резонанса [41 ] показало, что внутримолекулярный обмен в тетраэтоксиде титана при комнатной температуре происходит очень быстро. [15]

Тест к уроку химии по теме "Общая характеристика металлов"

Тест к уроку химии по теме "Общая характеристика металлов"

автор Линда Чт Фев 24, 2011 3:11 pm

Лемешкина И.Е., учитель химии МОУ СОШ №2 г. Жирновска

Проверочная работа по теме «Общая характеристика металлов»
Часть А. Какие утверждения верны?
1. У большинства металлов мало наружных электронов
2. Есть металлы, у которых больше трех наружных электронов
3. Радиус атомов у металлов меньше, чем у неметаллов
4. Активность металлов возрастает с ростом радиуса атома
5. Активность металлов в периоде возрастает слева направо
6. Калий активнее, чем натрий
7. Металлы побочных подгрупп имеют на наружном слое столько электронов, каков номер группы
8. В ряду литий-натрий-калий возрастает основный характер оксидов и гидроксидов
9. Металлы первой А группы называют щелочными
10. У щелочных металлов наиболее ярко выражены окислительные свойства
11. Металлы способны как терять наружные электроны, так и принимать чужие
12. В побочных подгруппах активность металлов возрастает сверху вниз
13. Самый активный восстановитель – это литий
14. Алюминий и цинк образуют амфотерные оксиды и гидроксиды
15. В кристаллической решетке металлов есть свободные электроны
16. Все металлы теплопроводны и электропроводны
17. Самые блестящие металлы – ртуть и серебро
18. Чем больше углерода в сплаве с железом, тем более пластичен сплав
19. В стали менее 2% углерода
20. Дюралюминий мягче, чем алюминий
21. В электрохимическом ряду напряжений самые активные металлы стоят в начале
22. Металлы, стоящие до водорода, вытесняют водород из воды и образуют гидроксиды
23. Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с солями менее активных металлов в растворах
24. Медь может вытеснить серебро из раствора его соли
25. Магний вступает в реакцию с соляной кислотой
26. Ртуть вступает в реакцию с соляной кислотой
27. Азотная кислота и концентрированная серная кислота вступают в реакцию с металлами, стоящими как до водорода, так и после него в ряду напряжений
28. Железо может вступить в реакцию с оксидом алюминия
29. Магний может вступить в реакцию с оксидом меди
30. Электролизом получают самые тугоплавкие металлы
31. В доменной печи в качестве восстановителя используют уголь
32. Углекислый газ применяется для получения металлов из руд
33. Водород не используется в металлургии в качестве восстановителя
34. В гидрометаллургии руды растворяют в щелочах
35. В гидрометаллургии восстановителем меди чаще всего служит железо
36. Разрушение металлов в кислотах не является коррозией
37. Коррозию железа ускоряет наличие щелочи в воде
38. В соленой воде металлы корродируют быстрее, чем в пресной
39. При повреждении цинкового покрытия на железе начнется быстрое окисление железа, а не цинка
40. При повреждении никелевого покрытия на железе в первую очередь будет разрушаться железо, а не никель

Часть Б. Приведите уравнения реакций, о которых говорится в верных утверждениях с № 23 до № 33

Ответы
Верные утверждения:
1, 2, 4, 6, 8, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 27, 29, 31, 35, 38, 40

Линда Свой человек

Деловая игра «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека будь то медицина, промышленность, образование, химия имеет исключительно важное значение. Интерес учащихся к химии снизился еще на начальном этапе в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это влечет за собой слабые знания студентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в дальнейшем. Некоторые студенты задают вопрос «Зачем мне нужна химия, если я буду работать в области далекой от химии?» Но никто и не предполагает, что все разработанные новые технологии, не обходится без стадий химико-технологических процессов.

Но, к сожалению, в последние годы престиж технических специальностей неуклонно снижается, а следовательно и знание точных наук среди которых большую роль играет химия.

Поэтому на протяжении всех лет изучения химии возникает необходимость постоянного поддержания интереса. В связи с этим в образовании разработан ряд программ «Профессиональных проб» и «Элективных курсов» по химии. Которые позволяют определяться с выбором профессий на начальном этапе и вызвать интерес к обучению, активизировать деятельность учащихся, развивать их мыслительные и творческие способности, умение использовать теоретические знания на практике. И вот для развития познавательной деятельности целесообразно использовать игровые технологии.

Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда студенты, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие - эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре студенты получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения. Игровые технологии так же объединены в три формы обучения:

1 ученик - учитель

2 ученик - учебный материал

3 ученик - ученик.

Научно доказано, что при использовании трех форм обучения 80% материала усваивается при передачи ученик-ученик. Такую форму обучения легко организовать с помощью деловой игры.

В процессе проведения «Профессиональных проб», «Элективных курсов» и учебных занятий по теме «Общая характеристика металлов» разработана деловая игра целью которой является: актуализация знаний по теме, организация работы в группах.

Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:

обучающая: обобщить знания по теме - положение металлов в Периодической системе, особенности строения атомов металлов, металлическая связь, свойства металлов;

развивающая: развить логическое мышление, устанавливать связи, между процессом и явлением применять изученный материал на практике;

воспитывающая: воспитать культуру диалогового общения, умение слушать товарищей, вести научную дискуссию.

В процессе дискуссии предусмотрена работа в команде. Одновременно идет освоение ОК и ПК работы в коллективе и команде, нести ответственность за членов команды. Каждая команда занимает свое место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды. Выбираются судьи.

Для данной деловой игры студенты придумывают названия своих команд заранее и готовят эмблемы для каждого участника.

Преподаватель приветствует команды, напоминает правила игры.

Правила игры: соревнуются между собой три команды ( можно по рядам). Каждая команда занимает свое место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды. Команда, давшая правильный ответ получает право ответь на следующий вопрос. Командам задается по 10 вопросов. На подготовку ответа 30 сек. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

По итогам работы групп необходимо аргументировать истинность или ложность высказывания. Ответ должен начинаться словами: «Да, Вы правы, т.к…» или «Но позвольте. »

Какие утверждения верны?

1. У большинства металлов мало наружных электронов

2. Есть металлы, у которых больше трех наружных электронов

3. Радиус атомов у металлов меньше, чем у неметаллов

4. Активность металлов возрастает с ростом радиуса атома

5. Активность металлов в периоде возрастает слева направо

6. Калий активнее, чем натрий

7. Металлы побочных подгрупп имеют на наружном слое столько электронов, каков номер группы

8. В ряду литий-натрий-калий возрастает основный характер оксидов и гидроксидов

9. Металлы способны как терять наружные электроны, так и принимать чужие

10. В побочных подгруппах активность металлов возрастает сверху вниз

11. Самый активный восстановитель – это литий

12. Алюминий и цинк образуют амфотерные оксиды и гидроксиды

13. В кристаллической решетке металлов есть свободные электроны

14. Все металлы теплопроводны и электропроводны

15. Самые блестящие металлы – ртуть и серебро

16. Чем больше углерода в сплаве с железом, тем более пластичен сплав

17. Металлы, стоящие до водорода, вытесняют водород из воды и образуют гидроксиды

18. В электрохимическом ряду напряжений самые активные металлы стоят в начале

19. Медь может вытеснить серебро из раствора его соли

20. Водород не используется в металлургии в качестве восстановителя

21. Ртуть вступает в реакцию с соляной кислотой

22. Азотная кислота и концентрированная серная кислота вступают в реакцию с металлами, стоящими как до водорода, так и после него в ряду напряжений

23. Железо может вступить в реакцию с оксидом алюминия

24. Магний может вступить в реакцию с оксидом меди

25. Электролизом получают самые тугоплавкие металлы

26. Магний вступает в реакцию с соляной кислотой

27. При повреждении цинкового покрытия на железе начнется быстрое окисление железа, а не цинка

28. Разрушение металлов в кислотах не является коррозией

29. В соленой воде металлы корродируют быстрее, чем в пресной

30. При повреждении цинкового покрытия на железе начнется быстрое окисление железа, а не цинка

Верные утверждения:

1, 2, 4, 6, 8, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 24, 26, 29

Подведение итогов.

Судьи объявляют команду победительницу, участники которой получают «5», команда, занявшая второе место - «4», третье место - «3».

Учитель благодарит команды за урок.

Стремление быть первым неуклонно растет, что приводит всех членов команды в положение руководителей и исполнителей, немало важно нести ответственность за членов команды тем самым помочь подтянуться более слабым студентам.

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Проводимая по схеме студент – учитель – студент, она позволяет студентам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение студента происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одногруппниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа, работа в команде со сверстниками (в памяти остается 80% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать.

Список источников

1 Шукайло А.Д. « Тематические игры по химии М.: Сфера, 2010

2 Бререснева Е.В. Современныетехнологии обучения химииМ.: «Центрхимпресс», 2011

3 Шукайло А. Д. « Тематические игры по химии М.: Сфера, 2010

4 Калетина Н. И.и др. Игровой метод в обучении химии. - М.: Высшая школа, 2010.

5 Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2013.

Рабочая тетрадь по химии тема "Металлы и неметаллы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь предназначена для изучения, повторения и закрепления знаний обучающимися 1 курса НПО по профессиям технического цикла. В рабочую тетрадь включены задания связанные с профессиональными навыками.

В начале, перед каждым заданием есть теоритические знания, которые помогут выполнить задания.

В этой тетради много заданий различной сложности, имеются все типы расчетных задач, иллюстрации, которые помогут лучше разобраться в изучаемом материале и выполнить задания.

Если не удается сразу найти правильные ответы, загляните еще раз в учебник и другие пособия по химии, или обратитесь за помощью к преподавателю. После изучения темы с помощью этой тетради, будете свободнее ориентироваться в учебном материале по теме «Металлы и неметаллы».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по химии тема "Металлы и неметаллы" »

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Ростовской области Профессиональное училище № 61

имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩАЯ ХИМИЯ»

ТЕМА: «МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ»


Автор: преподаватель Лепешенко Т.И.

Положение неметаллов в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева 4 – 8

Изменение окислительных и восстановительных

свойств простых веществ-неметаллов 9 - 11

3. Положение металлов в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева.
Особенности строения атомов металлов 12 – 14

4. Физические свойства металлов. Получение металлов 15 – 17

5. Реакции металлов главных подгрупп 18 – 20

6. Важнейшие минералы и применение металлов 21 - 24

7. Проверочная работа по теме

«Общая характеристика металлов» 25 – 26

«Процесс разрушения металлов и сплавов» 27

«Элементы 7 группы главной подгруппы» 28

«Элементы 6 группы главной подгруппы» 29

11. Кроссворд №4 «Простые вещества» 30

12. Кроссворд №5 «Галогены» 31

«Физические свойства металлов. Сплавы» 32 – 33

14. Информационные источники 34


Рабочая тетрадь предназначена для изучения, повторения и закрепления знаний обучающимися 1 курса НПО по профессиям технического цикла. В рабочую тетрадь включены задания связанные с профессиональными навыками.

В начале, перед каждым заданием есть теоритические знания, которые помогут выполнить задания.

В этой тетради много заданий различной сложности, имеются все типы расчетных задач, иллюстрации, которые помогут лучше разобраться в изучаемом материале и выполнить задания.

Если не удается сразу найти правильные ответы, загляните еще раз в учебник и другие пособия по химии, или обратитесь за помощью к преподавателю. После изучения темы с помощью этой тетради, будете свободнее ориентироваться в учебном материале по теме «Металлы и неметаллы».

ТЕМА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ.

Положение неметаллов в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева

Неметаллы ― химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. Качественной характеристикой неметаллов является электроотрицательность.

Электроотрицательность― это способность поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

К неметаллам относят 22 элемента.

Как видно из таблицы, неметаллические элементы в основном расположены в правой верхней части периодической системы.

Для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь (в сравнении: металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи!). В отличие от металлов простые вещества- неметаллы имеют большее многообразие свойств.

При обычных условиях неметаллы имеют сразу три вида агрегатных состояний (а у металлов?):

в).твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии. Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные ― немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.

Неметаллы образуют как одноатомные, так и двухатомные молекулы. К одноатомным неметаллам относятся инертные газы, практически не реагирующие даже с самыми активными веществами. Инертные газы расположены в VIII группе периодической системы, а химические формулы соответствующих простых веществ следующие: He, Ne, Ar, Kr, Xe и Rn.

Некоторые неметаллы образуют двухатомные молекулы. Это H2, F2, Cl2, Br2, Cl2 (элементы VII группы периодической системы), а также кислород O2 и азот N2. Из трехатомных молекул состоит газ озон (O3). Для веществ неметаллов, находящихся в твердом состоянии, составить химическую формулу довольно сложно. Атомы углерода в графите соединены друг с другом различным образом. Выделить отдельную молекулу в приведенных структурах затруднительно. При написании химических формул таких веществ, как и в случае с металлами, вводится допущение, что такие вещества состоят только из атомов. Химические формулы, при этом, записываются без индексов: C, Si, S и т. д. Такие простые вещества, как озон и кислород, имеющие одинаковый качественный состав (оба состоят из одного и того же элемента ― кислорода), но различающиеся по числу атомов в молекуле, имеют различные свойства. Так, кислород запаха не имеет, в то время как озон обладает резким запахом, который мы ощущаем во время грозы. Свойства твердых неметаллов, графита и алмаза, имеющих также одинаковый качественный состав, но разное строение, резко отличаются (графит хрупкий, алмаз твердый). Таким образом, свойства вещества определяются не только его качественным составом, но и тем, сколько атомов содержится в молекуле вещества и как они связаны между собой. Неметаллы в виде простых тел находятся в твердом или газообразном состоянии (исключая бром ― жидкость). Они не имеют физических свойств, присущих металлам. Твердые неметаллы не обладают характерным для металлов блеском, они обычно хрупки, плохо проводят электрический ток и тепло (за исключением графита). Кристаллический бор В (как и кристаллический кремний) обладает очень высокой температурой плавления (2075°С) и большой твердостью. Электрическая проводимость бора с повышением температуры сильно увеличивается, что дает возможность широко применять его в полупроводниковой технике. Добавка бора к стали и к сплавам алюминия, меди, никеля и др. улучшает их механические свойства. Бориды (соединения бора с некоторыми металлами, например с титаном:TiB, TiB2) необходимы при изготовлении деталей реактивных двигателей, лопаток газовых турбин. Как видно из схемы 1, углерод ― С, кремний ― Si, бор ― В имеют сходное строение и обладают некоторыми общими свойствами. Как простые вещества они встречаются в двух видоизменениях ― в кристаллическом и аморфном. Кристаллические видоизменения этих элементов очень твердые, с высокими температурами плавления. Кристаллический кремний обладает полупроводниковыми свойствами. Все эти элементы образуют соединения с металлами ― карбиды, силициды и бориды (CaC2, Al4C3, Fe3C, Mg2Si, TiB, TiB2). Некоторые из них обладают большей твердостью, например Fe3C, TiB. Карбид кальция используется для получения ацетилена.

1. В каких группах и периодах периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева сосредоточены элементы-неметаллы?

2. Элементы VIa группы таблицы Д.И.Менделеева называют халькогенами (рождающие соли). Напишите пять формул солей с различными кислотными остатками, содержащих элементы VIa группы. Назовите эти соли.

3. Напишите по две формулы кислотных оксидов, кислот и оснований. Где они встречаются в природе и какие неметаллы их образуют?

4. Какие неметаллы образуют атомную кристаллическую решетку, какие – молекулярную и какие находятся в виде отдельных атомов?

7. Какие два из неблагородных газов – простых веществ – самые тяжелые? Каково их значение в нашей жизни?

8. Какой из неметаллов – жидкий при 20° С, какие неметаллы – газы и какие – твердые вещества?

9. Приведите химические формулы и названия соединений: а) углерода с бромом; б) фосфора с хлором; в) серы с фтором.

Лекция по Химии на тему "Металлы"

1. Где расположены металлы в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?

2. Каковы особенности строения атомов металлов?
3. В чём различие в строении внешнего энергетического уровня у металлов и неметаллов?
4. Сколько наружных электронов имеют атомы металлов главных и побочных подгрупп?
5. В каких формах могут находиться металлы в природе?
6. Как устроена кристаллическая решетка металлов?
7. Каковы физические свойства металлов?

8. Как можно получить металлы из их соединений?
9. Как ведут себя атомы металлов в химических реакциях и почему?
10. Какие свойства – окислителей или восстановителей – проявляют металлы в химических реакциях?
11. Расскажите об электрохимическом ряде напряжений металлов.
12. Перечислите реакции, в которые могут вступать металлы.
13. Каково значение металлов в жизни человека?

1. Особенности электронного строения металлов.

Металлы - это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители Ме 0 – nе = Ме n+ . Это обусловлено небольшим числом электронов внешнего слоя (в основном 1 - 3), большим радиусом атомов, вследствие чего эти электроны слабо удерживаются с ядром.

2. Положение металлов в ПСХЭ.

Легко увидеть, что большинство элементов ПСХЭ – металлы (92 из 114).

Металлы размещены в левом нижнем углу ПСХЭ. Это все элементы, расположенные ниже диагонали В – А t , даже те у которых на внешнем слое 4 электрона ( Je , Sn , Pb ), 5 электронов ( Sb , Di ), 6 электронов ( Po ), так как они отличаются большим радиусом. Среди них есть s и p -элементы – металлы главных подгрупп, а также d и f металлы, образующие побочные подгруппы.

В соответствии с местом, занимаемым в периодической системе, различают переходные (элементы побочных подгрупп) и непереходные металлы (элементы главных подгрупп). Металлы главных подгрупп характеризуются тем, что в их атомах происходит последовательное заполнение электронных s- и р-подуровней. В атомах металлов побочных подгрупп происходит достраивание d- и f-подуровней.

Закономерности в изменении свойств элементов – металлов.

Признаки сравнения

В главной подгруппе

Число электронов на внешнем слое

У элементов – металлов побочных подгрупп свойства чуть-чуть другие.

В побочных подгруппах ( Cu , Ag , Au ) – активност ь элементов – металлов падает. Эта закономерность наблюдается и у элементов второй побочной подгруппы Zn , Cd , Hg . У элементов побочных подгрупп – это элементы 4-7 периодов – с увеличением порядкового элемента радиус атомов изменятся мало, а величина заряда ядра увеличивается значительно, поэтому прочность связи валентных электронов с ядром усиливается, восстановительные свойства ослабевают.

3. Металлическая химическая связь. Кристаллические решетки.

Связь в металлах между («атом-ионами» ) посредством (большого количества не связанных с ядрами подвижных электронов) называется (металлической связью) .

Все металлы являются кристаллическими телами, имею­щими определенный тип кристаллической решетки, состоящей из малоподвижных положительно заряженных ионов, между которыми движутся свободные электроны (так называемый электронный газ). Такой тип структуры называется металлической связью.

Тип ре­шетки определяется формой элементарного геометриче­ского тела, многократное повторение которого по трем пространственным осям образует решетку данного кристал­лического тела.

Обобщим сведения о типе химической связи, образуемой атомами металлов и строение кристаллической решетки:

- сравнительно небольшое количество электронов одновременно связывают множество ядер, связь делаколизована;

- валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла, который в целом электронейтрален;

- металлическая связь не обладает направляемостью и насыщенностью.

4. Физические свойства металлов

В соответствие именно с таким строением металлы характеризуются общими физическими свойствами.

а) твердость – все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло.

б) плотность. Металлы делятся на мягкие (5г/см³) и тяжелые (меньше 5г/см³).

в) плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие.

г) электропроводность, теплопроводность металлов обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.

д) металлический блеск – электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в ровной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо-белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый цвет. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме Al и Mg , теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет.

е) пластичность. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Некоторые металлы, например, железо, титан, олово и др. способны по достижении определенных температур изменять кристаллическое строение. Это явление получило название аллотропии или полиморфизма, а сами переходы от одного кристаллического строения к другому называются аллотропическими или полиморфными.

5. Химические свойства металлов

Ряд напряжений характеризует химические свойства металлов: чем меньше электродный потенциал металла, тем больше его восстановительная способность.

А) Взаимодействие с неметаллами ( в названиях полученных веществ окончание

2Mg 0 +O2 0 —>2Mg 2+ O 2- (оксид магния)

Fe 0 +S 0 —>Fe 2+ S 2- ( сульфид железа II)

Б) Взаимодействие с водой. Самые активные металлы реагируют с водой при обычных условиях, и в результате этих реакций образуются растворимые в воде основания и выделяется водород

2Na + 2HOH = 2NaOH + H2

2Li 0 +2H2 + O 2– —> 2Li + O 2- H + + H2 0

Менее активные металлы реагируют с водой при повышенной температуре с выделением водорода и образованием оксида соответствующего металла Zn + H2O = ZnO +H2

В) Взаимодействие с растворами кислот. Происходит при соблюдении ряда условий

· Металл должен находиться левее в ряду напряжений металлов;

· В результате реакции должна образовываться растворимая соль, иначе металл покроется осадком и доступ кислоты к металлу прекратиться;

· Для этих реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой в растворе кислоты;

· По особому взаимодействуют с металлами концентрированные азотная и серная кислоты;

2H + Cl – +Zn0 → Zn 2+ Cl2 - +H20

Г) Взаимодействие с растворами солей. При этом соблюдаются следующие условия

· Металл должен находиться в ряду напряжений левее металла, образующего соль;

· В результате реакции должна образовываться растворимая соль, иначе металл покроется осадком и доступ кислоты к металлу прекратиться;

· Для этих реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой в растворе соли;

Fe 0 +Cu 2+ Cl2 – →Fe 2+ Cl2 – +Cu 0

Д) Взаимодействие со щелочами (только амфотерные)

Магний и щелочноземельные металлы с щелочами не реагируют.

Е) Взаимодействие с оксидами металлов (металлотермия).

Некоторые активные металлы способны вытеснять другие металлы из их оксидов при поджигании смеси.

2Al 0 + Fe 2 O 3 = Al 2 O 3 +2 Fe 0

Ж) Коррозия (будет рассмотрена на другом занятии).

6. Способы получения металлов

Существуют несколько основных способов получения — металлов.
а) Пирометаллургия – это получение металлов из их соединений при высоких температурах с помощью различных восстановителей (C, CO, H2, Al, Mg и др.).

— из их оксидов углем или оксидом углерода (II)
ZnО + С = Zn + СО
2О3 + ЗСО = 2Fе + ЗСО2
— водородом
WO3 + 3H2 =W + 3H2O
СоО + Н2 = Со + Н2О
— алюминотермия
4Аl + ЗМnО2 = 2А12О3 + ЗМn

б) Гидрометаллургия – это получение металлов, которое состоит из двух процессов: сначала природное соединение металла (оксид) растворяют в кислоте, в результате чего получают соль металла. Затем из полученного раствора необходимый металл вытесняют более активным металлом. Например:

Обжигом сульфидов металлов и последующим восстановлением образовавшихся оксидов (например, углем):
2ZnS + ЗО2 = 2ZnО + 2SО2
ZnО + С = СО + Zn

в) Электрометаллургия – это получение металлов при электролизе растворов или расплавов их соединений. Роль восстановителя при этом играет электрический ток.

СuСl2 → Сu 2 + 2Сl -
Катод (восстановление): Сu 2+ - 2е - = Сu 0

Читайте также: