Ударный инструмент с металлическими колечками

Обновлено: 21.09.2024

Все о музыкальном инструменте дарбука

Дарбука – древний перкуссионный инструмент, пришедший к нам с Ближнего Востока и Северной Африки. Звук из него извлекается ударами, щелчками, тряской.


Что это такое?

Дарбука представляет собой компактный конусообразный ударный музыкальный инструмент, корни которого уходят к позднему неолиту. Его изображения и описание находили во многих источниках культурного наследия стран Европы, Закавказья, Африки, Ближнего Востока.


У каждого народа миниатюрный этнический барабан конусовидной формы имеет своё название: в Египте – табла, в Иране – тонбак, в Сирии – дербекки, в Индии – тумбакнари. В какой-то исторический период европейцы потеряли к нему интерес, и на несколько тысячелетий он выпал из нашей культуры. Сегодня мы считаем дарбуку восточным экзотическим инструментом.


Изначально барабан изготавливали из обожжённой глины, в качестве мембраны использовали кожу животных или рыб. Сегодня в производстве инструмента участвуют современные материалы, но одновременно выпускаются и традиционные изделия.


У восточных народов к дарбуке всегда было уважительное, почти сакральное отношение. Барабан участвовал в ритуальных обрядах, на свадьбах и похоронах, на бойцовских рингах. Его можно было услышать и в повседневной жизни – на базарах и площадях, так как небольшой инструмент легко переносится к месту событий.


Как в прошлом, так и сегодня под дарбуку поют и танцуют этнические восточные танцы. Современные музыканты европейского и американского континента стали использовать его во время исполнения джаза, рока, блюза, латиноамериканской музыки.


Строение

Кубкообразный барабан на концах содержит по отверстию, одно из них (широкое) покрывается мембраной. Она фиксируется к корпусу разными способами. Традиционный глиняный вариант чаще всего соединён с кожаным верхом верёвками, сплетёнными в виде сетки.


Кольцо с болтами удерживает пластиковую мембрану на металлическом инструменте.

Наружное соединение присуще турецким барабанам, египетские изделия содержат скрытые крепления.


Высота инструмента у разных народов не одинаковая и может составлять от 35 до 60 сантиметров. Диаметр мембраны в какой-то степени связан с высотой барабана, его величина варьируется от 22 до 32 см.

На звучание дарбуки влияет размер, материал и ширина шейки – чем она уже, тем ниже извлекаемые звуки. Гулкий глубинный бас создаётся благодаря резонансу воздуха, схожего с эффектом гудения бутылочной полости с узким горлом.



Разнообразие названий барабана связано не только с этнической принадлежностью, но и с разницей в звучании. Например, египетская табла относится к соло-барабану, дохолла – басовый инструмент, сумбати занимает промежуточную позицию между ними.


Что касается материала, кроме традиционной глины для изготовления корпуса применяют следующее сырьё.

  • Металл – алюминий, медь, латунь. В качестве мембраны у барабана используется синтетический материал в виде тонкого пружинистого пластика. Изделия хороши в качестве повседневных бытовых инструментов. Они устойчивы к холодному и влажному климату, чем не могут похвастаться изделия из природных материалов. На металлических барабанах для настройки звука используются болты, именно они отвечают за уровень напряжения мембраны.

Подобные модели не капризны, прочны и долговечны.


  • Дерево твёрдых пород – клён, орех, берёза, абрикос, бубинг (красное дерево) – используется для корпуса в сочетании с мембраной, выполненной из кожи домашних животных. Деревянные барабаны применяются в арабских обрядовых церемониях и на этнических праздниках.


  • Керамика – имеет обжиг в 1000 градусов, становится спёкшимся монолитным и очень прочным материалом. Она сродни древней глине. Такие инструменты обтягиваются кожей и имеют потрясающее густое звучание. Их применяют для воспроизведения ритмов со сцен больших концертных залов.


  • Стекловолокно – барабаны содержат синтетическую мембрану из майлара и механические настройки. Это лёгкие и прочные изделия с вполне приличным звучанием. Их изготавливают в Канаде и США, комбинируя стекловолокно с древесиной. Американская компания «Рэмо», пытаясь улучшить свою продукцию и приблизить искусственные мембраны к составу натуральной кожи, научилась производить материал с необычными чувствительными волокнами.


В зависимости от материала, корпус дарбуки украшают глазурью, гравюрой, резьбой по дереву, чеканкой.

Следует отметить, что инструменты, изготовленные из натуральных материалов, чувствительны к влаге.

Кожаная мембрана во влажной среде (туман, пасмурный вечер) сыреет и растягивается, теряет своё звонкое насыщенное звучание. Рыбья кожа меньше подвержена изменениям, но и она требует просушивания. В прошлом барабаны высушивали у открытого огня, сегодня ищут другие источники тепла. Некоторые производители размещают в корпусе электрические лампочки. Изделия с пластиковыми мембранами упругость не теряют никогда.


Дарбука имеет огромное значение для многих народов Ближнего Востока, Северо-Западной Африки, некоторых стран Южной Европы, и каждое этническое сообщество видит этот инструмент по-своему, привносит частичку собственной культуры в его образ.

  • Греки свой барабан (тубелеки) оформляют в виде амфоры, его гулкое звучание отличается особой мягкостью.


  • Египетская табла имеет скошенные края, что позволяет плавным линиям подчеркнуть гармоничность и цельность инструмента.


  • Чёткая окружность турецкого барабана, усиленная стальными обручами и болтами, делает внешний вид изделия резким, динамичным, кажется, что такой инструмент способен выбивать бесконечные ритмичные дроби.


  • Марокканцы для мембраны своего тариджа выбирают змеиную кожу. Чтобы инструмент звучал разнообразнее, устанавливают специальную струну во внутреннюю часть барабана.


  • В Ираке кшишба имеет вытянутую форму и напоминает трубу, выполненную из древесины. Мембрана небольшого диаметра изготавливается из рыбьей кожи.


  • Афганская зирбакхали выпускается с дополнительным элементом на мембране, позволяющим звуку вибрировать.


Из всего изобилия кубкообразных барабанов, принадлежащих разным народностям, можно выделить две крупные группы – египетскую и турецкую. Остановимся на них подробнее.

Турецкая

Турецкая дарбука для повседневного применения выполняется из металла, чаще из меди. В качестве мембраны используется синтетическая кожа. Острые края обрамляются стальными кольцами с болтами, участвующими в натяжении мембраны. Инструмент удобен тем, что легко поддаётся настройке.


Диаметр верхней части у турецких изделий варьируется от 20 до 29 см. Барабан во время игры держат под рукой или упирают в ногу, для игры используют щелчковую технику. С помощью ладоней и пальцев рук из инструмента можно извлекать до 50 различных звуков, но при этом диапазон металлических изделий по-прежнему остаётся узким.


Другое дело – прочные керамические дарбуки с кожаной мембраной. Для их изготовления глину высочайшего качества добывают в древнем городе Измире. Под влиянием Египта глиняные турецкие барабаны стали выпускаться с покатыми краями. Их легко отличить по размерам, которые значительно превышают африканские аналоги.


Чтобы избавиться от влажности, внутрь барабана устанавливают прогревающую лампу.

Звучание керамических турецких инструментов многообразнее и утончённее египетских вариантов. Их используют для исполнения изысканной камерной музыки в концертных залах.


Египетская

Данная версия конусного барабана содержит закруглённые края, у неё нет наружных винтовых настроек, поэтому модель выглядит цельной, с мягкими плавными линиями. Египтяне делят свои дарбуки на три вида по размерам и звучанию: самая крупная называется дохола, средняя – сумбати и модель небольших размеров – табла.


В качестве материала для корпуса используют керамику и дерево, а для мембраны – козью или телячью кожу. Широкое распространение среди египетских и сирийских музыкантов получили фабричные металлические изделия. Их выполняют литейным способом из алюминия. Точно просчитывается толщина инструмента, в нужных местах она истончается до 1 см.


Корпус украшают аппликациями, перламутровой мозаикой или фрагментами красного дерева. Затем покрывают несколькими слоями лака для прочности и блеска.

Египетские барабаны незаменимы при сопровождении восточных танцев. Скошенные края облегчают перекаты пальцев, ускоряют ритм, но делают его более мягким, без ярко выраженных щелчковых движений, какие производят с использованием турецких дарбук.


Тонкости игры

В России существуют школы обучения игры на арабском барабане, в которых начинающие музыканты могут прикоснуться своими руками к чудесному восточному инструменту, выбить красивые ритмы, прочувствовать экзотические чарующие звуки.


Позиция

Дарбука относится к компактным барабанам. Её вес позволяет не только с лёгкостью переносить изделие, но и удерживать его во время игры в разных позициях.

  • Сидя: инструмент располагают на коленях, удерживая его одной рукой. Также можно в позиции сидя установить барабан между колен и крепко его зажать.
  • В положении стоя дарбуку прижимают к телу сбоку. В этот момент страховочный ремень перекинут у музыканта через плечо.
  • С барабаном, водружённым на плечо, вполне возможно играть стоя или передвигаться по сцене.



На дарбуке играют двумя руками, где правая является доминирующей и выбивает основной ритм, а левая ведёт фоновую мелодию. Допускается игра с помощью рук и палочки çubuk. Такой способ извлечения звуков из барабана часто можно встретить у цыган Ближнего Востока.


Техники

На арабском барабане базовыми считаются два тона:

  1. низкий, воспроизводимый во время ударов в центральную часть инструмента;
  2. высокий, получаемый от краевых ударов по мембране.


Но профессионализм музыкантов позволяет из миниатюрного барабана извлекать множество ритмичных звуков. Они могут быть в виде звонкого и длительного гула или многократного дрожащего тремоло. Играющий скользит руками по поверхности, издаёт звуки звонкими щелчками пальцев или глухими шлепками ладоней. В дополнение ударяет по корпусу или использует хлопки в ладоши.


Некоторые модели дарбук внутри корпуса содержат съёмные сагаты из металла, обогащающие звучание серебристым позвякиванием.

Ритмичные, завораживающие звуки сделали конические барабаны невероятно популярными. Но немногие сегодня помнят, что этот музыкальный инструмент пришёл к нам фактически из бронзового века и стал неотъемлемой частью культуры многих народов.

Перкуссия - искусство ритма

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «перкуссия»? Если вы врач или студент-медик, то, несомненно, в голову сразу приходит перкуссионный метод исследования сердца и других внутренних органов. Он основан на том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых и пораженных тканей, различен. Если же вы настолько далеки от медицины, насколько близки к музыке, то первые слова, пришедшие на ум – удар, звук, ритм. Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки и т. д.). Так что перкуссия в музыке не так уж отличается от перкуссии в медицине.

Итак, перкуссия – это особая категория ударных инструментов, издающая звуки, которые создают и подчеркивают ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. К перкуссии также относятся ударные инструменты, которые не входят в состав современной ударной установки.

перкуссия

Классификация

Существуют несколько классификаций перкуссионных инструментов.

Например, по высоте звучания можно выделить инструменты:

  • с определенной высотой звучания (большой и малый барабаны, литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики);
  • с неопределенной высотой звучания (треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

По способу образования звука перкуссионные инструменты можно разделить нас следующие классы:

  • Идиофоны, в которых звучание создается за счет тела инструмента (гонг, там-там, треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики). Идиофоны, в свою очередь, делятся на металлические и деревянные, звучащие элементы которых выполнены из металла и дерева соответственно.
  • Мембранофоны, в которых звучание образуется за счет натянутой мембраны из кожи, пластика или других синтетических материалов (литавры, барабаны, бубен, бонги, том-томы).
  • Струнные ударные инструменты (цимбалы, сантур, янцинь).

Музыкальные стили с использованием перкуссии

Давайте разберемся, в каких же стилях уместно использование перкуссионных инструментов.

Во-первых, это этническая и фольклорная музыка, которую мало кто может себе представить без перкуссии. Любая народность использует в своей национальной музыке перкуссионные инструменты, чаще всего дарбуку, тамбурин, бубен, маракасы, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотку, деревянную коробочку, кастаньеты … Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете вспомнить звучание фламенко, кельтской, славянской, скандинавской, латиноамериканской музыки, этнические ритуальные танцы народов Африки. Рисунок и ритм этим мелодиям задают именно удары и звуки, издаваемые перкуссионными инструментами.

Этника

Во-вторых, современная электронная музыка использует множество библиотек перкуссионных сэмплов. Перкуссия используется как в медленных стилях электронной музыки (chill out, downtempo), так и в быстрых танцевальных (techno, house, trance). Перкуссия в электронной музыке придает ей некую остроту, подвижность и определенную направленность. Основные перкуссионные инструменты, использующиеся в электронной музыке: тарелки, гонг, тамбурин, том, бонго, ксилофон, колокольчики и т. д.

Лидирующим брендом, занимающимся производством этнической перкуссии, вот уже более 100 лет является немецкая компания SONOR, а также немецкая MEINL, однако стоит обратить внимание на этно-инструменты бельгийской компании STAGG, китайского производителя FLIGHT, и, конечно, японского производителя с мировым именем PEARL.

Давайте остановимся на наиболее интересных перкуссионных инструментах, которые вы можете с успехом использовать в своем музыкальном творчестве, обогащая его новыми звуковыми акцентами.

Впервые увидев тамбурин, вы легко можете принять его за бубен, и будете глубоко неправы, ибо эти два инструмента принципиально отличаются своей конструкцией. Тамбурин представляет собой один обод (обычно круг или полукруг). Звучащей частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем.

Особое положение занимают тамбурины в шаманских обрядах и других ритуальных танцах, а также используются барабанщиками на современных ударных установках.

тамбурин

Этот западноафриканский ударный музыкальный инструмент выполнен в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи (чаще всего козьей). Это традиционный инструмент Мали.

В настоящее время джембе очень популярен и используется огромным количеством музыкальных коллективов в самых различных музыкальных стилях. Играют на джембе двумя руками, обычно стоя, при этом барабан висит на специальном ремне либо устанавливается на стойку. Но существует и оригинальный способ игры: сидя верхом на лежащем барабане. Джембе имеет три основных тона: низкий удар, высокий и шлепок.

Игра на джембе осуществляется, в основном, ладонями, но некоторые добавляют игру пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.

Материал, из которого изготовлен инструмент, влияет на его звучание, внешний вид, долговечность и на конечную стоимость изделия. Джембы могут быть изготовлены из пластика или дерева и кожи.

Джембе, корпус которых выполнен из пластика, легкие, прочные, «равнодушные» к внешним условиям. Они звучат громко, но их звук далек от аутентичного.

Деревянные джембе имеют более традиционные вид и звучание. Они представляют собой хороший вариант для начинающих музыкантов.

Джембе, выполненные из более качественных пород красного дерева и имеющие в качестве мембраны качественную толстую козью кожу, относят к профессиональным инструментам. У данных инструментов внутри находятся каплевидные желобки для более богатого звука, вырезанные вручную. Конечно, такие инструменты выглядят дорого и очень серьезно.

джембе

Вы решили приобрести джембе и стоите перед серьезным выбором. Новичку выбрать добротный и качественный инструмент довольно сложно. Прежде чем принять решение о покупке барабана, обратите внимание на следующие моменты:

  • Размер и вес. Инструмент должен быть удобен именно для вас.
  • Внешний вид инструмента на предмет «нравится - не нравится».
  • Кожа. Она должна быть толстой и прочной, а не прозрачной, как бумага. Если взглянуть на просвет, то вы должны увидеть относительно равномерное полотно: без шрамов, дыр и порезов.
  • Отсутствие крупных трещин на чаше и ножке. Эти недостатки искажают истинный звук инструмента.
  • Кромка инструмента должна быть ровной, без вмятин и острых краев, закругленной.
  • Веревка должна быть толстой и качественной, а не напоминать нитку.
  • Нижнее металлическое кольцо. Именно кольцо, а не веревка.

Грамотно выполненный джембе и звучит хорошо, и нюансы этого звучания полностью зависят от вас.



Перкуссия в музыке

Перкуссия в музыке

Медики слово «перкуссия» имеют право считать профессиональным термином, ведь, действительно, существует такой метод исследования – перкуссионный. Звук, который возникает при выстукивании здоровых и больных тканей, разнится, и это помогает доктору в диагностике. Перкуссия в музыке тоже связана со звуком, ритмом, а еще ударом. Поэтому пересечение медицины и музыкального искусства в одном слове не является случайностью.



Что это такое?

Перкуссией называют особую группу ударных инструментов со звуковым продуктом, формирующим ритм и делающим на нем акцент. Они встречаются в этномузыке, электронной музыке и других жанрах. Но этно и фолк являются теми категориями, которые в большей степени соприкасаются с термином «перкуссия». Так, всякую национальную музыку исполняют и на перкуссионных инструментах тоже.

Что это за инструменты:

  • бубен;
  • кастаньеты;
  • ковбелл;
  • трещотки;
  • бонги;
  • колокольчики;
  • маракасы;
  • шейкер и прочие.




Это только мизерная часть списка, которая представляет перкуссионные инструменты мира. В мире этномузыку создают десятки и десятки инструментов такого типа. Названия большинства из них обыватель мог никогда и не слышать. Но от этнической музыки образовался удивительный мостик, который перешел в музыку электронную. Это случилось в 80-е годы прошлого столетия. Перкуссия в данном случае представлена уже готовыми, записанными сэмплами. Они обязательно используется в таких стилистических направлениях, как техно, хаус, транс, а еще чилл-аут, брейк-бит и другие. Интересно! Самые популярные в электронной музыке перкуссионные объекты – ксилофон, колокольчики, а еще тамбурин, бонго и гонг. Они помогают композициям стать динамичнее и лучше запоминаться.

Современные джазовые оркестры и рок-группы могут иметь в своем составе перкуссиониста. И это, помимо основного ударника, использующего классические ударные инструменты. К слову, в стандартную ударную установку не входит ни один перкуссионный инструмент. С представителями этой музыкальной категории человек, как правило, знакомится в детстве. Кто-то начинает экспериментировать с обычной погремушки: родители могут с ее помощью подыгрывать известной песенке либо акапельному исполнению. А ребенок, чуть повзрослев, также может пробовать создавать той же погремушкой ритм, повторять ритм известной песенки.

В детских магазинах несложно найти простой набор детских перкуссионных моделей, в котором будет бубен, маракасы, простые колокольчики.



Есть ряд классификаций этих инструментов. Первая делит их по высоте звучания. В перкуссионном ряду присутствуют изделия с заданной чистотой звучания и неопределенной. К первым относят барабаны (большой и малый), литавры, колокольчики, здесь же ксилофон и вибрафон. Ко второй – тарелки, бубен, обычный треугольник, там-там, кастаньеты.

По пути звукообразования образцы перкуссии бывают также нескольких видов.

Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре

Ударные инструменты стали частью симфонических оркестров с середины 19 века. Ранее они использовались эпизодически, при исполнении определенных произведений. Например, в свои произведения любили включать партии ударных инструментов такие композиторы как Берлиоз, Глинка. Особая роль в популяризации ударных оркестровых инструментов принадлежит композиторам русской школы.

14876544_1659526741006060_3661758815688149583_o.jpg

Рассмотрим инструменты, которые чаще всего можно встретить в симфоническом оркестре.

Треугольник

Маленький и компактный, треугольник выполнен из металлического прута, согнутого в форме треугольника со стороной около 20 см. Треугольник подвешивают на струне так, чтобы он свободно висел, не соприкасаясь ни с чем. Удары производят металлической палочкой, извлекая чистый и звонкий звук.

Треугольник PEARL PET-80.jpg

Треугольник – это инструмент высокого звучания, на котором можно исполнять простые и сложные ритмические рисунки. Звучание треугольника яркое и звонкое, отлично сочетающееся со смычковыми, деревянными и медными духовыми инструментами.

treugolnik-orkestr.jpg

Звучание треугольника часто можно встретить в произведениях танцевального характера, так как он придает им особую веселость и живость. Роль треугольника в других произведениях сводится, обычно, к приданию им красочности, звучности, некой искристости и одновременно изящества.

Кастаньеты

О кастаньетах слышали многие, сразу представляя себе испанку, танцующую фламенко, держа в руках чашечки кастаньет и щелкая ими в такт своим движениям. Действительно, кастаньеты являются национальным испанским инструментом. Две деревянные чашки, напоминающие раковины, скрепленные шнурком, надеваемым на большие пальцы рук. Обычно кастаньеты изготавливают из самшита или чёрного дерева. При игре используют обе руки, но кастаньеты, которые располагаются в левой руке крупнее, они имеют более низкий тон и призваны отбивать основной ритмический рисунок. Стоит отметить, что кастаньеты используют сами танцовщицы, в процессе исполнения танца. Но это мы говорим о национальной испанской музыке и традиционных кастаньетах.

КАСТАНЬЕТЫ STAGG CAS-W.jpg

6eb5bcb75c47237a59d91d6a53a4d2c0.jpg

Кастаньеты можно услышать в симфоническом оркестре при исполнении живых и мелких ритмов, которые так характерны для испанских и неаполитанских народных танцев. Кастаньеты позволяют усиливать и ослаблять звук, отлично сочетаясь в звучании с деревянными духовыми инструментами, с мелкими ударными, такими как треугольник, бубен и малый барабан, подчеркивая штрихи смычковых инструментов, их всегда прекрасно слышно в оркестре.

КАстаньеты.jpg

Бубен и тамбурин

Эти два ударных инструмента очень похожи, поэтому часто взаимозаменяемы в оркестре.

Тамбурин - это инструмент в виде обруча 25 - 35 см в диаметре, чаще всего затянутого с одной стороны кожей, обруч имеет отверстия, в которые вставлены небольшие металлические пластинки, которые при потряхивании ударяются друг о друга и издают дребезжащий звук. У бубна дополнительно имеются три проволочки с бубенчиками, натянутые внутри обруча.

ТАМБУРИН STAGG STA-1208.jpg

При исполнении партий, данные инструменты располагают в любой руке. Извлекать звук можно различными приемами, например, можно свободной рукой (пальцами или всей ладонью) наносить удары по кожаной мембране и самому обручу, трясти инструмент так, чтобы металлические пластинки звенели, производить удары о бедро и т.д. Можно даже с помощью специального ремня подвесить тамбурин на шею, чтобы освободить обе руки для исполнения сложных ритмических рисунков, либо расположить тамбурин на подставке и наносить удары барабанными палочками.

opisanie-tamburina-i-osobennosti-igry-na-nem.jpeg

Тембр тамбурина довольно специфичен, что связано с сочетанием ударных звуков кожаной мембраны со звенящими звуками металлических частей (пластинок, бубенчиков). Тамбурин отлично звучит в сочетании с группой смычковых инструментов в оркестре а также с духовыми инструментами. Партии для тамбурина или бубна можно встретить в произведениях танцевального жанра, испанской музыке или для создания образов Востока.

Малый барабан

Малый барабан выполнен в форме цилиндра высотой 12—15 см и диаметром 35 - 40 см. В верхней и нижней частях барабан затянут в кожу, также на нижней стороне натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), придающие звуку малого барабана характерную «трескучесть».

Малый барабан PEARL MUS1455M.jpg

Звукоизвлечение происходит при помощи палочек различной конфигурации (деревянные палочки с наконечниками, металлические метелки и т.д.), которыми ударяют по верхней мембране. Удары производят обеими руками, редко используется одновременный удар двумя палочками. Чтобы получить приглушенный звук, барабан накрывают материей или ослабляют струны.

Малый барабан позволяет исполнять самые мелкие ритмы в любом темпе, этим он и отличается от других ударных в оркестре, он подвижен и дает простор для творчества и экспериментов в технике исполнения. Звук малого барабана богат: от чуть слышного шороха, то грохота.

Малый барабан хорошо звучит совместно с духовыми инструментами, но может использоваться и в одиночном соло как, например, в «Болеро» М. Равеля, где он непрерывно звучит в течение всего произведения именно как солирующий инструмент.

В оркестре, как правило, присутствует только один малый барабан, который используется в маршевых музыкальных фрагментах для придания звучанию оркестра большей четкости и динамичности.

Тарелки

Тарелки обычно используются в паре и представляют собой два диска (диаметром 30-60 см) с выпуклостями и отверстием для ремешка, за который их держат во время игры.

638.970.jpg

Извлечение звука происходит путем удара тарелок друг о друга, удар происходит косыми скользящими движениями, также можно использовать трение одной тарелки о другую. Звук тарелок довольно продолжительный, заглушить который можно, прикоснувшись к краю тарелки. Также можно использовать удары палочками по подвешенной тарелке, изменяя силу и темп ударов.

thumbnail430_tarelki.jpg

На тарелках исполняют, как правило, простой и крупный ритм, так как мелкие ритмические рисунки на тарелках хоть и возможны, но из-за протяжности звука, сливаются и теряют свою четкость. Звук тарелок может быть как ярким, резким и звенящим, так и легким, шелестящим.

В оркестре звук тарелок сочетается с медными духовыми инструментами, а также с большим барабаном, когда требуется большая сила звука и звон. Тарелки используют в оркестре в моменты, когда нужно подчеркнуть кульминацию, придать звучанию яркость и для создания особых звуковых эффектов.

Большой барабан

Большой барабан, используемый в симфоническом оркестре, имеет большой диаметр (около 70 см) и может быть двух видов: более широкий затянутый кожей с обеих сторон или менее узкий обруч, затянутый кожей только с одной стороны. Во втором случае обруч крепится на стойке так, что может вращаться и располагаться под наклоном, чтобы музыканту было удобно наносить удары специальной колотушкой.

small_shop_items_catalog_image45407.jpg

На большом барабане отбивают простой и крупный ритм. При этом звук получается низким и глухим, сочетающийся с контрабасом, литаврами и тарелками.

Bass_drum_and_mallets.jpg

Большой барабан в оркестре может добавить динамики, особых изобразительных эффектов и поддержать басовые голосовые партии.

Там-там

Там-там — это большой (диаметром около 110 см) диск, выполненный из бронзы или меди, подвешенный на специальной стойке.

unnamed (1).jpg

Удары производят колотушкой для большого барабана, также используют палочки для литавр или треугольника. Интересный нарастающий звук с задержкой можно получить, если произвести скользящий удар мягкой колотушкой.

32173.jpg

Звук у там-тама вибрирующий, похожий на звук колокола, длительность которого можно регулировать. Используют там-там в крупных ритмических рисунках. В оркестре звучание там-тама сочетается с крупными инструментами, например, контрабасом, арфой, медными духовыми инструментами и используется для достижения специальных эффектов или в кульминации.

Интересен тот факт, что в древние времена в африканских племенах изготавливали там-там из шкуры буйвола, который в процессе эволюции превратился в металлический гонг, а концертный гонг так и называется «там-там». Вот такие эволюционные метаморфозы

Литавры

Литавры – это ударные инструменты в виде полушарий диаметром 60-80 см, затянутым кожаной перепонкой. Высота тона литавров зависит от размера котла и от натяжения перепонки: самый низкий звук имеет самый крупный котел со слабым натяжением мембраны. Изменять степень натяжения кожи можно с помощью механизмов, которые бывают трех видов: винтовой (на ободе котла), рычажный и педальный (с ножной педалью). Последний является более современными и функциональным, так как позволяет настраивать литавры быстро, например, во время паузы в партии.

unnamed (2).jpg

Удары производят особыми палочками, имеющими шарообразную головку, обтянутую мягким фильцем. Получаемый звук зависит от размера палочек: так для получения сочного и сильного звука используют палочки с крупными головками, со средними – для более подвижных фигур, с маленькими – для легкого и подвижного звука. Для исполнения четких ритмических рисунков используют палочки с жесткими войлочными наконечниками.

timpani_1200x480_b648a18b8160e5b7965c4aa7f0093692.jpg

Литавры дают творческий и динамический простор музыкантам, так как позволяют исполнять самые затейливые ритмы (включая tremolo) с различными оттенками и скоростью, прекрасно сочетаясь практически со всеми инструментами в оркестре.

scale_1200.jpg

В оркестре обычно используют литавры трех размеров, каждый из которых имеет свой диапазон настройки. При использовании всех размеров диапазон литавр довольно внушительный: от ми-фа большой октавы до фа-соль малой.

Колокола

Колокола часто используют в оперных спектаклях для имитации звука церковных колоколов. Они представляют собой стальные трубы (оногда пластинки), подвешенные к специальной раме, по которым ударяют молотком с резиновой головкой.

9.jpg

Колокольчики или металлофон

Это набор металлических пластинок различной длины, которые расположены в хроматическом порядке подобно клавиатуре фортепиано. Звукоизвлечение происходит при ударе по пластинкам специальными молоточками руками или при помощи клавишного механизма.

КОЛОКОЛЬЧИКИ STAGG PCH125.jpg

Glockenspiel-malletech.jpg

Колокольчики с ручными молоточками звучат высоко, их звук ярок, звонок и продолжителен, клавишных – более сухой и короткий. Колокольчики позволяют исполнять мелкие ритмические рисунки, особенно это касается клавишного механизма, но делают это нечасто, ибо из-за длительности звуки сливаются, превращаясь в шум.

depositphotos_319518390-stock-photo-selective-focus-on-bar-chimes.jpg

Звучание колокольчиков сочетается с арфой, флейтой, скрипичной группой инструментов и используется для декоративных моментов в партиях.

ksilofon.jpg

Ксилофон

Ксилофон похож по своему устройству на колокольчики, но его пластины выполнены из дерева и расположены иногда в другом порядке. Звучность ксилофона помогают улучшить резонаторы. Если же их нет, то звук получается сухим, резким и непродолжительным.

Ксилофон STAGG XYLO-SET 37 SYN.jpg

Звукоизвлечение происходит также при помощи деревянных палочек и позволяет получить диапазон от «до» первой октавы до «до» четвертой. Ксилофон позволяет исполнять различные пассажи практически с любой скоростью, удачно соединяясь в звучании с деревянными духовыми и смычковыми инструментами.

a183.jpg

Ксилофон в оркестре добавляет звуку ритмическую четкость и дополнительную изобразительность.

Использование ударных инструментов в составе симфонического оркестра призвано добавить ритма и четкости другим оркестровым инструментам, а также расставить акценты и спецэффекты. Инструменты же других групп поддерживают и уточняют высоту тона ударных.

Ударный инструмент с металлическими колечками

Тарелки (англ. cymbals) — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.


Тарелки

Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции.

Основные приемы игры: удары различными палочками и колотушками, удары тарелок друг о друга (парные тарелки), игра смычком.

Виды тарелок


Тарелки

Парные тарелки (Clash cymbals)

Подвесные тарелки (Suspended cymbal)

Райд (Ride cymbal)
Крэш (Crash cymbal)
Хай-хэт (Hi-hat cymbal)
Сплэш (Splash cymbal)
Чайна (China cymbal)
Сиззл (Sizzle cymbal)

Пальцевые тарелочки (Finger cymbals)

Известные производители тарелок


Zildjian
Sabian
Paiste
Wuhan
Alesis
Meinl
Istanbul
Bosphorus
UFIP

Названия

В нотах тарелки могут обозначаться на разных языках:

Английский: Cymbals
Французский: Cymbales
Немецкий: Becken (Tellern для парных тарелок)
Итальянский: Piatti, cineli
Испанский: Platos

Сплавы для тарелок

Тарелки (ударный музыкальный инструмент) производят из 4 основных сплавов, в основе каждого из них лежит медь, — колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

В прошлом, сплавы, которыми пользовались некоторые мастера были тщательно охраняемыми секретами. Современный химический анализ сделал такой подход невозможным, но, тем не менее, некоторые источники до сих пор делают подобные заявления. Изготовление тарелок содержит множество секретов, но состав сплава к ним не относится.

Колокольная бронза (Bell bronze), B20

Также известна как колокольный металл, это сплав, традиционно используемый для создания тарелок высокого качества, гонгов, и, как можно понять из названия, колоколов.

Как правило указывается, что состоит сплав из одной части олова к четырем частям меди, то есть 20% составляющая олова, и это является самой распространенной формулой. Но всегда существовали отклонения. Колокола разных размеров отливаются с добавлением различных количеств олова, а некоторые производители колоколов, гонгов и тарелок используют небольшие, но значительно меняющие характер сплава, элементы, а именно — серебро, золото и фосфор.

Этот сплав относится к так называемым двухфазным — имеется в виду, что определенная часть олова не растворилась в «зернах» меди, а разместилась между ними. Таким образом металл приобретает твердость, но становится более хрупким, чем однофазные сплавы, это также влияет на то, как металл реагирует на ковку (hammering) и точение (lathing) металла. Таким образом применение механизированных методов производства очень ограниченно.

Выдается из общего ряда в этой группе Фирменный сплав Пайсти (Paiste Signature Alloy), известный раньше как Звуковой сплав (Sound Alloy) и запатентованный во многих странах. Патент США особенно интересен, так как в нем обсуждаются сравнительные преимущества колокольной и ковкой бронзы (см. ниже), и даются указания на то, что Paiste владеет секретной технологией, которая позволяет делать тарелки из листового металла. В больших оркестрах, как правило, используются тарелки из колокольной бронзы, которые обладают большим динамическим диапазоном, чем любые другие.

Примеры: Anatolian, Bosphorous, Istanbul, Masterwork, Meinl Byzance, Paiste Signature и Traditionals, Paiste 602 и некоторые Exotic Percussion, Paiste Sound Creation и Sound Formula, Sabian HH и HHX, Sabian AA и AAX, большая часть Sabian Signature, Saluda Mist, Saluda Voodoo и Saluda Voodoo EX, Spizzichino, Ufip, Wuhan, Zildjian A и A Custom, Zildjian K и K Custom, Zildjian Z Custom.

Ковкая бронза (malleable bronze), B8

Это сплав олова и меди, содержащий не более 8% олова. Это однофазный сплав и ему может быть методом холодной прокатки придана листовая форма, что невозможно в случае колокольной бронзы. Этот сплав доступен в готовой форме как листовой металл различных категорий и уровней толщины.

Большинство тарелок учебных серий делаются из ковкой бронзы, которая является подходящим для этого материалом. Тарелки из ковкой бронзы хорошего качества могут быть запущены в широкое производство, являются выгодным приобретением и, так как их чувствительность ниже, чем у колокольной бронзы, более подходят для начинающих музыкантов.

Начиная с середины 20 века, делались попытки создать тарелки высшего качества из ковкой бронзы, изначально в целях экономии. Как говорится в уже упомянутом патенте Paiste:

«Менее, чем три десятилетия назад, в целях экономии проводились эксперименты с обычными бронзовыми листами или пластинами, которые содержат 8 весовых частей олова. В результате было подтверждено и признано правильным «правило старой бронзы». Необходимо понять, что путем тщательной обработки тарелки можно добиться значительных результатов в качественном отношении, используя бронзовый лист или пластину, которая содержит 8 весовых частей олова, но эти результаты не могут даже близко подойти к тому, чего добивались с традиционно изготовленными тарелками, которые содержат 20 весовых частей олова.»

Не все согласятся с этим неутешительным заявлением, написанным по прошествии значительного времени после создания очень успешной серии Paiste 2002. В частности, тарелки высшего качества из ковкой бронзы оказались особенно подходящими для громкой музыки. Лучшие из них в данный момент приближаются, а некоторые заявляют, что достигли результатов, равных по качеству лучшим тарелкам из колокольной бронзы.

Примеры: Harpy H, Meinl One of a Kind, Meinl Custom и Amun, Meinl Lightning и Raker, Meinl Classics и отдельные Generation X, Meinl Trooper и Cadet, Meinl Meteor и Marathon B18, Orion Solo Pro и Solo Pro Master, Orion Viziuss, Paiste 2002 и Giant Beat, Paiste 802 и Alpha, Paiste 502 и отдельные Exotic Percussion, Pearl Pro, Sabian B8 и B8 Pro, Sabian Pro Sonix, Saluda Glory, Zildjian ZXT и ZBT.

Латунь (Brass)

Некоторые из лучших традиционных гонгов и тарелок типа china изготавливаются из латуни, но в основном этот сплав используется для изготовления тарелок для начинающих и игрушек, а также для «демонстрационных» тарелок, которые некоторые производители ударных установок предоставляют для демонстрации в витринах магазинов.

Обычная латунь для тарелок — это около 38% цинка в меди, сплав, легко поддающийся обработке, легкодоступный на рынке в виде листов и самое дешёвое сырье для тарелок, которое обычно используется. Тембр звучания — тёплый, но тусклый, по сравнению с любой бронзой и очень немногие барабанщики пользуются такими тарелками.

Примеры: Harpy B, Meinl Marathon M38, Orion Twister, Paiste 302 и некоторые Exotic Percussion, Pearl, Royal.

Нейзильбер (Nickel silver)

Это сплав меди и никеля (обычно без серебра), и для некоторых типов ученических тарелок используется около 12% никеля. Очень немногие специализированные тарелки высшего уровня также изготавливаются из этого сплава, также как и гонги, которые приобретают более современное и экзотическое звучание.

Нейзильбер поддается ковке и доступен в виде листов, обладает ярким звучанием, но без мерцания и чувствительности бронзовых сплавов с оловом. В первой половине 20 века тарелки из никелевых сплавов производились и использовались в гораздо больших масштабах, нежели сейчас, и большинство старых записей были сделаны, скорее всего, с использованием тарелок, которые содержали значительное количество никеля.

Примеры: Некоторые модели Foremost, Meinl Streamer и Marathon N12, Paiste 402 и некоторые Exotic Percussion, Sabian Signature Glennies Garbage, Saluda SSX, некоторые Zilco.

Прочие металлы

Также тарелки делают из бронзы с добавлением кремния и алюминия, но эти сплавы не получили большого распространения.

Meinl FX9 — это сплав меди, марганца, олова и алюминия, который применяется в производстве новой серии Meinl Generation X, вышедшей в 2003 году. Предыдущие модели этой серии изготавливались из ковкой бронзы. Компания-производитель описывает FX9 не как бронза, что должно означать, что в основе лежит не медь. Вместе с этим, существует мнение, что слово «бронза» должно быть использовано в отношении двухфазных сплавов, которые используются в данных ситуациях.

Сплавы Saluda GH это серия из четырех различных сплавов, каждый основан на меди и состоит в общем из одиннадцати элементов. Все они уже сняты с производства. Saluda описывает их как «гибкая бронза» (flex bronze).

В отличие от тарелок, некоторые гонги изготавливают из нескольких металлов, сплавленных вместе. Используется множество различных металлов. Части некоторых традиционных гонгов, как то лучшие из «сосковых» гонгов, делаются из сплавов, основанных на железе.

Видео: Тарелки на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Читайте также: