Урок химии 9 класс соединения щелочноземельных металлов

Обновлено: 15.04.2024

Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам?

Почему они так называются?

Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы.

Как строение атомов II А определяет их свойства?

Как меняются металлические свойства элементов II А группы с увеличением заряда их ядер?

Каково значение кальция в организме человека?

3. Изучение нового материала

Задание. Заполните таблицу:

Название веществ

Формулы соединений

Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция.

Оксид и гидроксид кальция

Задание. Используя формулы соединений кальция, составьте генетический ряд этого металла (работа у доски)

Ca → CaO → Ca ( OH )2 → CaCO 3

Рассмотрим данные переходы:

1) Ca + O 2 → CaO (демонстрация видеоролика) (ОВР у доски)

2) CaO + H 2 O → Ca ( OH )2 (демонстрация)

Слайд 6 .

Новые слова : гашёная известь, негашёная известь, гашение, известковая вода, известковое молоко

Задание (работа с текстом учебника): используя текст учебника на странице 63, составьте соответствия

А. Оксид кальция

В. Гидроксид кальция

Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты

Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция

Е. Белая взвесь гидроксида кальция в воде

Слайд 7. правильные ответы : 1ве. 2в. 3дв, 4а,5г

? С какими веществами ещё может реагировать гидроксид кальция? (с кислотами и солями)

Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди( II )» ТБ!

Ca ( OH )2 + 2 HCl → CaCl 2 + 2 H 2 O (ТЭД у доски)

Ca ( OH )2 + С uCl 2 → CaCl 2 + Cu ( OH )2 (ТЭД – дома)

Применение гидроксида кальция:

n при побелке помещений;

n для приготовления известкового строительного раствора и силикатного бетона;

n для умягчение воды;

n для производства известковых удобрений;

n получение других соединений кальция, нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств), получение органических кислот;

n Известковое молоко применяют в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока

Задание на дом (дополнительное): Составьте генетический ряд бария

Соли щелочноземельных металлов

На демонстрационном столе – склянки с солями (хлорид, нитрат, карбонат, фосфат, сульфат кальция)

Применение солей:

На наш урок приглашены специалисты разных областей знаний. В своей работе они не могут обойтись без соединений щелочноземельных металлов.

Задание. По ходу выступлений заполните таблицу: (нарисовать на доске)

Слайды 9,10,11,12

1. Выступление строителя:

Самый важный из минералов – известняк (карбонат кальция), без которого не обходится ни одно строительство. Во-первых, он сам является прекрасным строительным камнем. Во-вторых, это сырьё для получения цемента, гашёной и негашёной извести, стекла и др. Известковой щебёнкой укрепляют дороги. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Мел применяют для побелки, а также и в школе – школьный мел.

2. Выступление агронома:

Среднего содержания кальция в почвах (1,37%) вполне достаточно для обеспечения физиологических потребностей растений. Тем не менее, соединения кальция вносят в почвы для химической мелиорации: известковым порошком уменьшают кислотность почв, гипсованием устраняют избыточную щёлочность. Нитрат и фосфаты кальция используются как азотные удобрения.

3. Выступление скульптора:

Минерал скульпторов – мрамор (карбонат кальция). Из него создавал свои прекрасные творения Микеланджело.

Сульфат кальция встречается в природе в виде минерала гипса. Его используют для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс – алебастр.

4. Выступление хирурга:

Гипс используем и мы, медики, для наложения фиксирующих гипсовых повязок. Сульфат магния, известный под названием горькая или английская соль, используют в качестве слабительного средства. Он содержится в морской воде и придаёт ей горький вкус. Сульфат бария благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяют в рентгенодиагностике («баритовая каша») для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Остальные соединения бария токсичны.

Из всех заболеваний подростков на первом месте стоят нарушения опорно-двигательного аппарата. Одна из причин – недостаточное содержание кальция в пище. Замедление поступления кальция в костную ткань вызывает деформацию костей у взрослых и рахит у детей. Человек должен получать в день 1,5г кальция. Наибольшее его количество содержится в сыре, твороге, петрушке, салате. Другой хороший источник пищевого кальция, часто не берущийся в расчет - мягкие кости лосося и сардин, которые мы съедаем при потреблении этой пищи .

5. Выступление биолога (учитель):

Соединения кальция входят в состав скелетов и зубов позвоночных животных. Такие скелеты называются внутренними, и образованы они фосфатом кальция. На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях.

? Перечислите функции скелета

! Опорная, защитная, двигательная, кроветворная

А какой ещё тип скелета встречается в природе?

? Какое соединение кальция входит в состав наружного скелета?

? У каких животных наружный скелет образован карбонатом кальция?

! Раковинные корненожки, кораллы, моллюски (раковина, жемчуг)

? Как образуется жемчуг?

6. Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе , а также у берегов Шри-Ланки и Японии . Пресноводный жемчуг добывается в Германии , России , Китае и странах Северной Америки . В настоящее время ведётся не только поиск природного жемчуга, но и выращивание его в промышленных масштабах (особенно в Японии). Внутрь устрицы помещаются бусинки из прессованных раковин, после чего устрицы возвращаются в воду. Через определённое время бусины, покрытые слоями перламутра, извлекаются из устриц. Искусственный жемчуг в последнее время широко используется как популярный компонент для создания бижутерии и украшений своими руками. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов, при этом стоимость такого жемчуга существенно ниже натурального. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается.

7. Выступление биолога (учитель):

Мы практически ежедневно встречаемся с ещё одним объектом природы, который на 90% образован карбонатом кальция.

Слайд14 - 15 . Отгадайте загадку:

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь , в птенчика
Может превратиться (Яйцо) .

Более десяти лет исследований показали, что яичная скорлупа идеальный источник кальция, который легко усваивается организмом.

Готовят скорлупу так. Яйца моют в теплой воде с мылом, хорошо ополаскивают. Белок и желток выливают из яйца, а скорлупу еще раз прополаскивают и на 5 минут помещают в кипящую воду. Скорлупа яиц, сваренных вкрутую чуть менее активна, но зато готова к использованию. Дозировка от 1,5 до 3 г. в зависимости от возраста. Растереть скорлупу в порошок лучше в ступке. Принимать с утренней едой - с творогами или кашей (раздаточный материал).

Задание: Какие утверждения верны? (Обвести правильные ответы и поменяться в паре для проверки)

  1. Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
  2. Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
  3. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
  4. Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
  5. Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
  6. Алебастр – это полуводный гипс
  7. Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
  8. В организме человека 98% кальция содержится в костях
  9. Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
  10. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных

1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
3. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
4. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
5. Негашёная известь – это оксид кальция СаО
6. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
7. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
8. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
9. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
10. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.

Слайд 16. (ответы)

5. Рефлексия

Обязательное: § 12, вопр.4.

Дополнительное: Составьте генетический ряд бария, запишите уравнения химических

Творческое: Придумайте сказку или задачу с привлечением знаний о щелочноземельных

металлах и их соединений

7. Окончание урока

Источники информации:

1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.

Какие утверждения верны? (Обвести правильные ответы и поменяться в паре для проверки)

1.Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам

2.Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли

3.Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2

4.Помутнение известковой воды вызывает угарный газ

  1. Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
  2. Алебастр – это полуводный гипс
  3. Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
  4. В организме человека 98% кальция содержится в костях
  5. Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
  6. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных
  1. Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
  2. Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
  3. Алебастр – это полуводный гипс
  4. Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
  5. В организме человека 98% кальция содержится в костях
  6. Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
  7. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных

Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.

Задачи урока:

1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;

2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

2. Совершенствовать умения логически мыслить.

3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.

4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.

2. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

ВложениеРазмер
9_klass_otkrytyy_urok_po_khimii.docx 19.97 КБ
soedineniya_shchelochnozemelnykh_metallov.pptx 2.62 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение

  1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
  1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
  2. Совершенствовать умения логически мыслить.
  3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
  4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
  1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
  2. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.

Устная проверка знаний: (у доски)

- строение атома элементов 2а группы

- химические свойства на примере кальция

- упражнение 5 стр. 67

-работа по карточкам

- групповая опережающая работа с коллекцией известняков

- групповая опережающая работа ( лабораторный опыт)

-остальные работают, выполняя задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)

Карточки собрать. У всех на столах таблицы ( приложение 3)

В природе щелочноземельные металлы и магний так же как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.

Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.

Попутно заполняется таблица

1 группа: ( Приложение 2)

Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.

Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.

В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.

2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.

СaO – в производстве строительных материалов

Сa(OH) 2 – в сахарной промышленности для очистки свекольного сока

Наибольшее распространение имеют соли щелочноземельных металлов

2 группа учащихся коллекцию минералов и сейчас они расскажут , какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.

2 группа ( Приложение 2)

Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.

Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки

Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги

Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для облицовки.

Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО 3

Гипс СаSO 4 × 10 H 2 O используется в строительстве, медицине.

Заполняем таблицу до конца

Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.

Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.

4.Закрепление : показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.

5. Итог урока: Что мы сегодня узнали на уроке?

Мы узнали формулы магния и щелочноземельных металлов, названия и их применение.

Конспект урока "Соединения щелочноземельных металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Конспект урока по химии для 9 класса по теме

Соединения щелочноземельных металлов

Тип урока : комбинированный

Общая дидактическая цель: создать условия для изучения новой темы «Соединения щелочноземельных металлов » .

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, все готовы к уроку? Садитесь.

2. Проверка домашнего задания

А сейчас давайте проверим, как вы дома поработали дома с прошлой темой.

  1. Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)
  2. Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra)
  3. Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)
  4. Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявляться восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)

3. Актуализация и коррекция опорных знаний и умений

Сейчас я предлагаю каждому самостоятельно выполнить задания на карточке, которая лежит у вас на столах. Напишите ваше имя и фамилию и свои ответы записывайте прям в нее.

Карточка с заданиями:

1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – …

2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция

3Са+N 2 =Са 3 N 2

3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – …

4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии

5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой?

Закончили? Хорошо, давайте проведем самоконтроль выполнения заданий. На доске представлены правильные ответы и критерии оценки вашей работы. Пожалуйста, проверьте себя. На столах у вас лежат оценочные листы, поставьте в него вашу первую отметку.

Молодцы, давайте перейдем к теме нашего урока. Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть короткие видеофрагменты. По окончании, вы попробуете сами сформулировать тему нашего занятия. Внимание на экран. (показываю видеоролики о соединениях кальция и магния).

Итак, давайте попробуем. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать?

  1. О кальции и магнии
  2. Об их распространенности в природе
  3. О щелочноземельных металлах, а конкретнее об их соединениях.

Верно, давайте запишем тему нашего урока «Соединения щелочноземельных металлов».

Ребята, а какова цель нашего занятия? Как вы думаете?

  1. Узнать, где встречаются соединения этих металлов в природе
  2. Поговорить об их применении
  3. Изучить их физические свойства
  4. Выделить их химические свойства

5. Восприятие и первичное осознание нового материала

Вы сегодня не просто так сидите по группам, изучение соединений щелочноземельных металлов мы будем осуществлять по определенному плану. У вас на столах лежат карточки с заданием, которые вы должны выполнить в группе. Каждая группа рассматривает свой вопрос. Все необходимое оборудование у вас есть. На эту работу у вас 10 минут. По окончании, по одному представителю от группы, его вы выберите самостоятельно, выйдет сюда и расскажет, над чем вы работали всем остальным ребятам.

Я буду подходить к вам, можете задавать мне вопросы. Задание понятно? Тогда приступаем к выполнению.

1 группа: Распространение соединений щелочноземельных металлов в природе, образцы соединений, их химические формулы.

2 группа: Физические свойства соединений щелочноземельных металлов. Жесткость воды.

3 группа: Химические свойства соединений щелочноземельных металлов.

4 группа: Получение и применение соединений щелочноземельных металлов.

6. Первичное обобщение и систематизация знаний

Хорошо, заканчивайте. Я попрошу по одному представителю от каждой группы по очереди выйти сюда и поделиться с нами, над каким вы вопросом работали, что вам удалось выяснить. В процессе выступления остальные ребята могут задать вопросы и записывают к себе в тетрадь основные моменты, касающиеся вопроса.

7. Рефлексивно-оценочный этап

Хорошо, спасибо. Молодцы. Сейчас попробуйте оценить коллективно работу каждого члена группы. Критерии оценки лежат у вас на столах. Полученный результат каждый запишите себе в оценочный лист. Обсуждайте. Готовы?

Ребята, давайте вместе сейчас обобщим все, что было сказано на уроке.

  1. В виде каких полезных ископаемых встречаются соединения щелочноземельных металлов? (известняк, гипс, кварц, кальцит, песчаник, мрамор)
  2. Что такое жесткость воды?
  3. Как получают оксиды щелочноземельных металлов? (обжигом карбонатов)
  4. Какими физическими свойствами обладает карбонат кальция?
  5. С какими неорганическими веществами реагируют оксиды щелочноземельных металлов? ( с водой, кислотами, солями).
  6. Каков характер оксидов щелочноземельных металлов? (основный)

На мой взгляд, все поработали хорошо.

8. Домашнее задание

А сейчас откройте ваши дневники, давайте запишем, что вы будете делать дома. Прочитать §12, выполнить упражнения 4 и 5 письменно. Задание понятно? Убираем дневники.

9. Организованное окончание урока

Задайте мне вопросы. Положите на край стола ваши карточки с заданиями и оценочные листы. Я их соберу и поставлю оценку за работу на уроке. Если вопросов нет, то можете быть свободны. Спасибо за урок, до свидания!

Задача: При разложении известняка, массой 380 грамм образовался газ. Какой объем газа выделился, если выход от теоретически возможного составил 85%? ( )

Соединения щелочноземельных металлов
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Конспект урока по теме

«Соединения щелочноземельных металлов»

Цель: Обобщить знания учащихся и сформировать у них полное разностороннее представление

о природных соединениях щелочноземельных металлов, их свойствах, значении в

природе и использовании человеком

Задачи: 1) обучающие: усвоение учащимися представлений о природных соединениях

щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании

2) развивающие: развитие умений составлять формулы веществ по их названиям и

давать названия по химическим формулам; записывать уравнения

химических реакций и рассматривать их с точки зрения

ТЭД и ОВР; отработка навыков проведения химического

эксперимента; показать взаимосвязь химии с другими предметами

(биологией, географией, ИЗО) и областями деятельности человека

(медициной, строительством, сельским хозяйством, архитектурой)

3) воспитывающие: патриотическое, эстетическое воспитание, формирование навыков

ЗОЖ (по предупреждению заболеваний опорно-двигательной

  1. Для лабораторных работ: штатив для пробирок, пробирка, растворы гидроксида кальция, сульфата меди(II) и соляной кислоты, фенолфталеин, коллекции природных соединений щелочноземельных металлов в чашках Петри;
  2. Для демонстраций: штатив для пробирок, пробирка, оксид кальция, вода, фенолфталеин, скелет человека, зубы млекопитающих, яйца, упаковки от зубных паст, кораллы, жемчуг, мел, мрамор, известняк; коллекция химических соединений щелочноземельных металлов
  3. Для окончания урока: раздаточный материал
  4. Технические средства: компьютер, колонки, медиапроектор, экран.
  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Изучение нового материала: 1) Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция. Оксид и гидроксид кальция. Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)»; 2) Соли щелочноземельных металлов. Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция». Применение солей
  4. Закрепление полученных знаний
  5. Домашнее задание
  6. Окончание урока

2. Повторение пройденного материала

Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы?

Как строение атомов IIА определяет их свойства?

Как меняются металлические свойства элементов IIА группы с увеличением заряда их ядер?

3. Изучение нового материала

Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция.

Оксид и гидроксид кальция

Задание. Заполните таблицу:

? Каким цветом выделены формулы и названия оксидов, гидроксидов, солей?

Задание. Используя формулы соединений кальция, составьте генетический ряд этого металла (работа у доски)

Ответ: Ca → CaO → Ca(OH) 2 → CaCO 3

  1. Ca + O 2 → CaO (демонстрация видеоролика) (ОВР у доски)
  2. CaO + H 2 O → Ca(OH) 2 (демонстрация)

Задание. Из предложенного перечня выберите формулы веществ, с которыми может реагировать оксид кальция. Запишите уравнения возможных реакций (самопроверка).

Na, SO 2 , MgO, HCl, CaCl 2 , KOH

Ответ: Как основный оксид CaO реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли:

1. СаO + SO 2 = CaSO 3

2. CaO + 2HCl = CaCl 2 +H 2 O

  1. Ca(OH) 2 + CO 2 → CaCO 3 (демонстрация биологического опыта «Дыхание») (Качественная реакция)

У травянистых растений газообмен происходит через устьица на листьях и стеблях, у деревьев и кустарников - на стволах через чечевички или трещины

Новые слова : гашёная известь, негашёная известь, гашение, известковая вода, известковое молоко

Задание (работа с текстом учебника): используя текст учебника на странице 63, составьте соответствия

А. Оксид кальция

В. Гидроксид кальция

Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты

Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция

Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)» ТБ!

Ca(OH) 2 + 2HCl→ CaCl 2 + 2H 2 O (ТЭД у доски)

Ca(OH) 2 + СuCl 2 → CaCl 2 + Cu(OH) 2 (ТЭД – дома)

Применение гидроксида кальция:

Соли щелочноземельных металлов

? Опишите физические свойства представленных солей

Данные соединение встречаются и в природе в виде минералов

Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция»

Задание. Рассмотрите образцы и запишите в тетрадь названия природных соединений кальция

Задание. По ходу выступлений заполните таблицу:

А сколько соединений кальция в составе любой зубной пасты! Из зубной пасты доставляются кальций, фосфор и магний. Кальций и фосфор являются основными строительными элементами эмали зуба. На протяжении всей жизни человека они участвуют в обменных процессах. Необходимость такой добавки обусловлена потребностью зубов в этих элементах при кариесе, и в еще большей степени при некариозных поражениях зубов. Некариозные поражения зубов чаще всего связаны с нарушениями функции щитовидной, поджелудочной, половых желез, заболевания ЖКТ и др., а так же с влиянием внешних неблагоприятных воздействий (ежедневная длительная - более 6 часов - работа с компьютером, экологические влияния) вызывающих заметную убыль минеральных компонентов в тканях зуба, ведущих в начале к повышенной чувствительности зубов, а затем к повреждению в виде кариеса. В связи с этим местное применение паст, содержащих фосфорно-кальциевые добавки, позволяет не только предупредить, но и в известной степени компенсировать потери при наличии заболевания.

Проверка работы некоторых учащихся по заполнению таблицы

Выступление биолога (учитель):

! Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе , а также у берегов Шри-Ланки и Японии . Пресноводный жемчуг добывается в Германии , России , Китае и странах Северной Америки . В настоящее время ведётся не только поиск природного жемчуга, но и выращивание его в промышленных масштабах (особенно в Японии). Внутрь устрицы помещаются бусинки из прессованных раковин, после чего устрицы возвращаются в воду. Через определённое время бусины, покрытые слоями перламутра, извлекаются из устриц. Искусственный жемчуг в последнее время широко используется как популярный компонент для создания бижутерии и украшений своими руками. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов, при этом стоимость такого жемчуга существенно ниже натурального. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается.

У нас в Карелии есть город, на гербе которого изображён жемчужный венок на голубом поле. Это Кемь. Именно кемский жемчуг из рек Керети, Кеми и Куземки очень хвалили специалисты, считали его образцом пресноводного русского жемчуга «по цвету, блеску и форме». Карельский жемчуг цвет имел серебристый, чуть-чуть голубоватый. Конечно же, самые крупные жемчужные зерна превращали в бусы. Кроме того, им расшивали одежду и головные уборы поморских девушек. В них каждая поморка по праздникам выглядела настоящей царевной. Такими нарядами очень дорожили, берегли их и передавали из поколения в поколение. Мелким жемчугом украшали оклады икон в монастырях, расшивали праздничную одежду священников. Во времена его былой популярности много драгоценных зерен продавалось и за границу. Хитрые иностранные купцы охотно скупали поморский жемчуг, а иногда ввозили его снова в Россию под видом более дорогого «восточного». Поморский жемчуг практически перестали добывать в кемских реках почти 100 лет назад: мало стало перловиц, упали цены на эти прекрасные дары кемских рек. Но времена меняются: сегодня по подсчетам специалистов, в одной из рек северной Карелии обитает около 5 миллионов жемчужниц. Значит, старинный герб Кеми имеет не только историческое значение. Современная Кемь украшена по-настоящему богатым жемчужным венком!

Мы практически ежедневно встречаемся с ещё одним объектом природы, который на 90% образован карбонатом кальция. Отгадайте загадку:

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь , в птенчика
Может превратиться (Яйцо) .

Тест с взаимопроверкой

Задание: Какие утверждения верны?

  1. Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
  2. Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
  3. Негашёная известь – это гидроксид кальция
  4. Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
  5. Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
  6. Алебастр – это полуводный гипс
  7. Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
  8. В организме человека 98% кальция содержится в костях
  9. Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
  10. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных

Обязательное: § 12 стр. 62-67, ? 1 на стр. 67, закончите конспект урока

Дополнительное: Составьте генетический ряд бария, запишите уравнения химических

Творческое: Придумайте сказку или задачу с привлечением знаний о щелочноземельных

6. Окончание урока

1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


проверочные и зачетные задания по темам "Щелочные металлы" и "Щелочноземельные металлы"


Свойства Щелочноземельных металлов

щелочноземельные металлы: положение в периодической системе, физические свойства, нахождение в природе, химические свойства, соединения.


Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение

Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применениеЦель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.Задачи урока:Образовательные: 1.


Соединения щелочноземельных металлов

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 9 классе по теме:"Соединения щелочноземельных металлов".


Проверочная работа "Щелочноземельные металлы и их соединения" (9класс)

Раздаточный материал для проверочной работы (4 варианта). Дополнительные задания можно дать устно.


Конспект урока "Соединения щелочноземельных металлов"

Конспект урока для 9 класса с элементами ФГОС.


Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы

Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о.

Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является продолжением изучения темы "Щелочноземельные металлы", знакомит с основными соединениями, их свойствами и применением.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"»

Урок химии в 9 классе. «____»__________________ 20 ___ г.

Соединения щелочноземельных металлов.

Цель. Рассмотреть важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

Образовательные: определить свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов; усвоение учащимися представлений о природных соединениях щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании человеком.
Развивающие: развивать химический язык, записывать уравнения химических реакций и рассматривать их с точки зрения ТЭД и ОВР;

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда.

Проверка домашнего задания

Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)

Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? ( Ca, Sr, Ba, Ra)

Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)

Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявляться восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)

Изучение новой темы.

Работа с учебником.

Составьте формулу оксида кальция, определите его характер.

Определите химические свойства оксида кальция.

Даны вещества:K2O, H2O, Cu(OH)2, CO2, BaSO4, HNO3, CaCO3.Составьте уравнения реакций веществ, которые будут взаимодействовать с оксидом кальция.

Составьте формулу гидроксида кальция, определите его характер.

Дайте характеристику гидроксида кальция:

а) по растворимости в воде _______________________________________

б) по кислотности _______________________________________________

в) по степени электролитической диссоциации ______________________

6) Заполните таблицу « Природные соединения кальция и магния»

Закончите схемы реакций.

Для реакций 5 и 6 составьте электронный баланс. Для реакций 7 и 10 составьте полные и сокращенные ионные реакции.

Закрепление.

1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.

14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.

стр. 62-66, упр. 5 стр. 67

Читайте также: