Урок металлическая связь 8 класс

Обновлено: 04.10.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме «Металлическая химическая связь» (с использованием технологии критического мышления ).

познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;

уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;

создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: - изучение нового материала.
Оборудование: ПК, медиапроектор, на доске - формулы веществ на магнитах, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, образцы металлов и сплавов, листки чистой бумаги, бланк с заданиями.

1. Стадия вызова - Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.

- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу» (слайд 1)

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)

Задачи этой стадии:

самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

самостоятельная актуализация по теме и пробуждение познавательной активности;

на этой фазе работы заслушивается коллективное мнение, знание об этом понятии и выявляются остаточные знания.
На этом этапе не дается оценка знаний. Но кластер пока с доски не стирается.
Учитель ставит перед ребятами вопрос: « А соответствуют ли ваши представления научным понятиям?» и ставит учебную задачу.

Учитель: Что мы изучаем с вами в течение нескольких уроков? Ученики: Химическую связь. Учитель: Что мы знаем о химической связи? Ученики: Типы химических связей, их механизмы образования . Учитель: Какие типы химических связей мы изучили? Ученики: Ионную и ковалентную: неполярную и полярную. Учитель: Какую химическую связь называют ионной? Ковалентной? Какая связь называется ковалентной неполярной и полярной? Ученики дают определение типам связи. Учитель: Ребята, на доске даны формулы веществ распределите их по типам связи. Формулы веществ: NaCl , O 2 , HCl , Na , K 2 S , H 2 S, Mg , H 2 ,Al . У каких веществ вы затруднились определить тип химической связи? Что это за вещества, определите по периодической системе? А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?

Верно. И тема урока сегодня: «Металлическая химическая связь» (Слайд 2)(запись в тетрадях)

Типы химической связи

Неполярная Полярная Учитель: Ребята, у вас на столах лежат образцы металлов и сплавов. Внимательно рассмотрите их. – Вы уже знаете, как взаимодействуют между собой атомы металлов и неметаллов, а также атомы неметаллов между собой.
– Сегодня мы рассмотрим, как будут взаимодействовать атомы металлов между собой. Почему металлы существуют в виде слитка, куска или металлического изделия?
– Что удерживает атомы металла в единое целое?
– Какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят – мы с вами должны ответить на этом уроке ( Слайд 3)
– Целью нашего урока является: ( Слайд 4)

Сформировать понятие о металлической связи.

Изучить механизм образования связи.

Познакомиться со свойствами металлов.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.
Задачи этой стадии:

организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями

активно отслеживать свое понимание (каждому)

Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности. Текст должен быть адаптирован, Читая текст, обсуждают в парах, взаимоопрос.

Металлы – это элементы 1-3 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Что мы сегодня и сделаем.

Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электрических зарядов.

А схему образования металлической связи можно записать так: Ме 0 – ne - ← → Mе n+ атомы ионы металла металла

, где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах. Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупки, а с металлической, как правило, тверды, пластичны, электропроводны, теплопроводны и имеют металлический блеск. Вопросы для обсуждения: 1.Для каких веществ характерна металлическая связь? 2. Какие частицы участвуют в ее образовании? 3.Как образуется металлическая связь? 4. Запишите в тетрадях схему образования металлической связи. 5.Какие свойства характерны для металлов? 6.В следующих предложениях вставьте пропущенные слова и выражения: «Связь в …………. и ……… между …………. посредством ……………………. электронов называют …………………… .(запишите в тетрадях)

3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – ОСМЫСЛЕНИЕ

Учитель: Итак , ребята возвращаемся к нашей схеме. Какой тип химической связи характерен для данных веществ? Какие частицы участвуют в образовании этой связи? Этот процесс можно представить следующим образом:

(демонстрация слайдов 5-8 презентации )

Дайте определение металлической химической связи. (слайд 9) А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 4-5 минут.

Конспект урока по теме "Металлическая связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс) с инструктивными картами, лекционным материалом. Урок с использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

ВложениеРазмер
Конспект урока Металлическая связь 24.2 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс)

С использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.

  • познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
  • уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;
  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
  • развитие познавательных способностей, мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
  • формирование информационно – коммуникативных навыков.
  • воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки и чувства ответственности, умения работать в команде.

Тип урока: - изучение нового материала.

Оборудование: ПК, медиапроектор, планшеты, на каждом столе у учащихся – образцы металлов и сплавов, инструктивные карты к уроку.

Проблемы, решаемые обучающимися:

  1. Что такое металлическая связь
  2. Каков механизм ее образования;
  3. Каковы сходство и различие данного вида связи с ковалентной и ионной
  4. Каковы общие свойства у веществ с металлической связью?

Задача на этапе

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя.

После вступительного слова предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать самостоятельно тему урока

Просматривают видеоролик и формулируют тему урока. Например, «Химическая связь в металлах»

Организовать деятельность обучающихся, направленную на решение проблемной ситуации.

Предлагает работу с инструктивными картами

(часть 1) в режиме ограниченного времени.

Выполняют инструкции части 1 инструктивной карты – работа с теоретическим материалом по выяснению механизма образования металлической связи и ее особенностей. Работают с коллекциями металлов и сплавов.

Организовать деятельность обучающихся, направленную на исполнения действия для достижения поставленных целей и задач.

Предлагает перейти к выполнению части 2 инструктивной карты, для чего выбрать наиболее удобную форму работы –индивидуальную , парную или групповую.

Работа с частью 2 инструктивной карты по выполнению практических заданий на выбор:

съемка видеоролика или

выполнение письменного задания для контроля за качеством усвоения материала.

Групповая, парная или индивидуальная.

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Организует просмотр отснятого учащимися видеоматериала, обсуждение по вопросам механизма образования металлической, ее особенностей и свойствам веществ с данным типом связи.

Обсуждают и комментируют созданный видеоматериал.

Организовать деятельность обучающихся для внесения корректировок в свою работу в случае расхождения с эталоном.

Демонстрирует ролик механизма образования металлической связи, предлагает: выполнявшим письменное задание внести исправления в них, снимавшим ролик – прокомментировать изменения, которые необходимо внести , проанализировать ошибки.

Вносят корректировки в свою работу в письменной или устной форме.

Инструктивная карта к уроку по теме «Металлическая связь»

Работайте с мини – лекцией и §11 на стр.

Ответьте на вопросы устно :

  1. Упорядоченно или хаотично (беспорядочно) располагаются частицы в кристаллах металлов?
  2. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов?
  3. Какие частицы располагаются между узлами кристаллической решетки металлов?

Запишите в тетрадь определение металлической связи и схему ее образования.

Работайте с образцами металлов и выделите 4 основных общих свойства металлов :

  1. Посмотрите на образцы. Вы еще не притронулись к ним, а уже знаете, что это металл. Как вы догадались? Какое свойство металлов

навело вас на это предположение? Запишите в тетрадь: Общие свойства металлов: первое свойство – это ……..

  1. Согните образец. Он сломался? Из него можно было бы вытянуть проволоку? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: второе свойство – это …….
  1. Подумайте, почему только из металлов изготавливают электрические провода. Догадались? Запишите в тетрадь: третье свойство – это …….
  1. Подумайте, почему у металлической кастрюли, стоящей на горячей плите нагреваются даже ручки и крышка – ведь мы их не грели? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: четвертое свойство – это …….

Подумайте, почему все металлы так похожи?

Часть 2 Задание для группы :

Ф.И. учащихся _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте в текст пропущенные слова и снимите видео – ролик «Механизм образования металлической связи»

  • Это атом металла, а это его эн с внешнего уровня.
  • Таких атомов в образце металла много.
  • Они располагаются определенным порядком, образуя кю ру
  • Для завершения внешнего электронного слоя атомам выгоднее свой эн . Но кому? Никто не хочет принимать э ы
  • Тогда атомы металлов просто объединяют свои внешние э ы в общее облако, сами при этом превращаясь в положительно заряженные и ы .
  • Свободное эе облако может легко перемещаться по всему кристаллу металла. Эти э ы общие.
  • Связь между общими э и и атом – ионами за счет сил эо притяжения называется металлической. Все металлы имеют эту связь.

Возьмите раздаточный материал в конверте, планшет и приступайте к съемке ролика

Часть 2 Задание для работы в паре или индивидуально :

Обведите кружком вещества с металлической связью (пользуйтесь таблицей Д.И.Менделеева)

NaCl , O 2 , HCl , Na , K 2 S , H 2 S, Mg , H 2 ,Al

Запишите схему образования металлической химической связи для выбранных веществ. ( См. §11 или мини – лекцию)

Ответьте на вопросы:

Для каких веществ характерна металлическая связь? Ответ:_______________________________

Какие частицы участвуют в ее образовании? Ответ:______________________________________

Какие свойства у металлов определяет металлическая связь? Ответ:____________________________

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы См рисунок в учебнике стр …) «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые формируют общее электронное облако.

А схему образования металлической связи можно записать так:

Ме 0 – ne - ← → Mе n+

где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.

Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.

Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы.

Технологическая карта урока. Тема "Металлическая химическая связь".
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Технологическая карта урока. Тема "Металлическая химическая связь".

УМК: Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян, М. Дрофа 2012г.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_metallicheskaya_himicheskaya_svyaz.doc 49.5 КБ

Технологическая карта урока. Металлическая химическая связь.

Автор: Прудкевич Татьяна Ивановна МКОУ Барсовская ООШ

Тема урока: Металлическая химическая связь.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование и реактивы:

  • Сформировать понятие «металлическая связь».
  • Представить модель механизма образования металлической связи.
  • Развивать навыки сравнения и классификации видов связи.
  • Формировать представления о материальности и познаваемости окружающего мира.

Образовательная задача : используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии, сформировать знания о металлической химической связи; отработать умение записывать схемы образования металлической химической связи.

Развивающая задача : развить умения определять тип химической связи, составлять схемы химической связи, развить знания учащихся, логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная задача : воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний. Поддерживать интерес к изучению химии с помощью нестандартных и творческих заданий.

Предметные: давать определения изученных понятий: металлическая химическая связь; строение простейших молекул.

Личностные: 1)чувство гордости за российскую химическую науку, целеустремленность, 2)умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные: 1)использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; 2)использование основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей; 3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 4)использование различных источников для получения химической информации.

План - конспект урока по химии на тему "Металлическая связь" (8 класс)

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид занятия: Комбинированный урок.

Цель урока: Сформировать представления о металлической связи.

Задачи урока:

• выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

• узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

• обобщить знания о химической связи

Оборудование:

Компьютер, проектор, диск с презентацией.

План урока

  1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
  2. Повторение опорных знаний о ковалентной и ионной связи.
  3. Изучение нового материала:
  4. Закрепление материала.

Ход урока.

1-й этап урока

Вводное слово учителя о цели и задачах урока

Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи. (Слайд 1)

Цели нашего урока: (Слайд 2)

Ø выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

Ø узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

Ø обобщить знания о химической связи

2-й этап урока

подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний

Учитель: Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на следующие вопросы. (Слайд 3)

· Какие типы химической связи вы уже знаете?

· Что такое ионная связь?

· Что такое ковалентная связь?

· Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?

Теперь давайте выполним следующие упражнения.

Упражнение 1 (Слайд 4)

• Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:

Упражнение 2 (Слайд 5)

• Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:

3-й этап урока

Изучение нового материала

Учитель: Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. (Слайд 6) Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются (Слайд 7), и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме 0 – n ē ⇆ Me n +

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Объем металла можно изобразить так (Слайд 8). Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.

Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом». (Слайд 9)

Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. (Слайд 10)

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. (Слайд 11)

Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)

Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов (Слайд 12), находящихся в твердом и жидком состоянии.

Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью. (Слайд 13)

Na ž + ž Na → Na : Na → Na – Na

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов (Слайд 14)

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно (Слайд 15). Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. (Слайд 16) Лучшими проводниками тока являются Ag , Cu , Au , Al .

- пластичность (Слайд 17)

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au , Ag , Cu .

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag , Cu , Al , Pd , Hg

4-й этап урока

Закрепление материала

Теперь посмотрите на картинку и еще раз проговорите, каким образом образуется связь в металлах. (Слайд 18)

Сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей» (Слайд 19-23)

Конспект урока по химии для 8 класса по теме "Металлическая химическая связь"

Цель: сформировать у учащихся понятие о металлической химической связи.

· Образовательные - выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов, узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ, обобщить знания о химической связи

· Развивающие - развивать следующие умения: формулирование понятий, работа с учебником, использование полученных ранее знаний на практике.

· Воспитательные - воспитывать усидчивость, продолжать формировать научное мировоззрение.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

1. Организационный момент: приветствие, список отсутствующих в классе.

2. Актуализация знаний:

• Какие типы химической связи вы уже знаете?

• Что такое ионная связь?

• Что такое ковалентная связь?

• Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи.

Цели нашего урока:

- выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

- узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

- обобщить знания о химической связи

3. Изучение нового материала

Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой.

Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

В чём заключаются металлические свойства?

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме 0 – n ē ⇆ Me n+

Запишем определение: С 67 учебника.Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической.

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь.

✓ Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)

✓ Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов, находящихся в твердом и жидком состоянии.

Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью.

Например: Na. + .Na → Na:Na → Na – Na

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg

Читайте также: