Урок по фгос металлы

Обновлено: 18.05.2024

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического значения металлов в различных областях, использования ИКТ.Инновационность по методам обучения - использование методов ,включающих каждого ученика в познавательную деятельностьпо овладению содержанием урока. При разработке урока использовались технология критического мышления и технология деятельностного подхода при организации различных форм учебной деятельности.

ВложениеРазмер
urok_khimii_v_8a_klasse.docx 37.4 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Российский межрегиональный конкурс педагогов «Региональное образование:

взгляд в будущее»

Номинация: Открытый урок.

Открытый урок по теме «Металлы - простые вещества» для учащихся 8 классов.

Учитель: Федосеева Ольга Николаевна.

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» 2014-2015 учебный год.

Урок химии в 8а классе (С элементами системно-деятельностного подхода).

Тема: Простые вещества – металлы.

Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением.

Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах.

Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.

- словесные (беседа, рассказ);

-практические; (выполнение лабораторной)

-частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки)

методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов, работы в паре.

Тип урока: Комбинированный

  • Презентация в PowеrPoint.
  • Проектор
  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  • Учебник: О. С. Габриелян, Химия, 8 класс,
  • Инструктивная карточка для проведения данного урока
  • наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
  • интернет – ресурсы .

II. Организационный момент урока.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение физических свойств металлов.

IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов»

Учитель: Приветствует детей ,знакомит с присутствующими коллегами .

Учитель : Обратите внимание, на ваших столах лежит карточка-тест по теме «Металлы» Посмотрите, прочтите и отложите в сторонку. (Стадия осмысления)

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию………………. за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов …………….

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи: Н 2 , Na, K Cl, H Cl

Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ.(Формируем потребность в знании)

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.

Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

Учитель . (Подвожу к осознанию темы)

Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы).

С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)

Какие вещества называются простыми?

Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся )

(запись в тетрадь) (Слайд№1)

Учитель . Давайте вместе спланируем нашу работу.

Вспомним ,что обозначает термин – химия?

Учащиеся . Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. ( Планируем совместную деятельность с учениками.) (Слайд№2)

План изучения темы.

1.Повторить особенности строения металлов и металлическую связь.

2.Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.

3.Выяснить значение металлов.

Учитель. И так повторим особенности строения атомов металлов и связь, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Запишем в тетрадь информацию для запоминания(Слайд№3).Вернёмся к рассказу. (Слайд№4).

Работаем в парах по инструктивной карте№1 . Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповые методы) (Приложение 1).Время на выполнение заданий -5 минут.

Делаем вывод о положении металлов согласно, предложенных схем. Переносим схемы на периодическую таблицу ( Слайд№5).

Учитель . Ребята, какая схема более правильная и почему?

Учитель . Трое учащихся у доски готовят к проверке (Задание №2,№3 инструктивная карта-приложение 1.)

Проверяем. Работаем по заданию№4.Делаем вывод о строении металлов и наличии металлической связи.

Учитель. Внимание видеосюжет . С таринная легенда. (Простые вещества металлы и неметаллы – кадр №2)

Учитель: Почему царь назвал кузнеца главным? (проблемный вопрос)

Изучение физических свойств металлов.

Учитель. Ребята, давайте вспомним строение кристаллической решётки металлов.

Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки? (положительные ионы и атомы металлов)

Какие частицы перемещаются между положительными ионами и атомами металлов. (Электроны)

Почему эти электроны называются свободными?

Учитель Внимание - видеосюжет. (Общая характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека. Кадр№3)

Какие физические свойства обуславливают свободные электроны? Запишите их в тетрадь в процессе просмотра видеосюжета.

Учитель. Теоритически с физическими свойствами металлов мы познакомились. А теперь давайте познакомимся на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2).Время-5 минут.

Не забываем правила работы по ТБ : (Вспоминаем в процессе беседы)

  • Выполняй работу строго по инструкции.
  • При выполнении работы будь аккуратен.
  • Во время эксперимента не отвлекайся.
  • Фиксируй результаты.

Учитель : Сделаем вывод .Какие физические свойства характерны для металлов? Какие физические свойства обуславливают свободные электроны?

Вернёмся к проблемному вопросу. Почему кузнеца ,царь назвал главным? (Дискуссия)

Ответы учащихся, основанные на строении металлов ( Кристаллическая решётка, металлическая связь, характерные физические свойства)

Учитель (Работа с учебником) (страница 87)

На основании данных таблицы ,сравните физические свойства металлов и неметаллов).Учащиеся делают вывод, сравнивая агрегатное состояние, виды химической связи и физические свойства).

Учитель. Скажите, пожалуйста ,а зачем нам нужны знания о металлах?

Учащиеся выступают с проектами по темам. (Презентации прилагаются)

1 презентация - металлы в нашей жизни.

2презентация - металлы в медицине.

3презентация - металлы в организме человека.

Учащиеся класса работают с планом «Резюме» (Слайд№6).Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (оценивание результатов деятельности товарищей)

Возвращаемся к вопросу. Учащиеся делают вывод о значении металлов в быту, медицине, в организме человека.

Учитель : Вернёмся к тестам – карточкам. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы , подпишите и передайте на первую парту.(Учим проводить взаимопроверку)

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

Такой урок интересен тем ……

Учитель : Домашнее задание на выбор. (Творческие задания)(Слайд№8)

Синквейн. Кластер. Интеллектуальная карта по теме «Металлы»

Всем спасибо за урок. Оценки. Дополнительные оценки продиктую после просмотра инструктивных карт.

Инструктивная карта к уроку на тему «Простые вещества-металлы»

Работа в группах.

1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?( Составьте схему)

2.Докажите с точки зрения строения атомов различия между жителями царства.

Технологическая карта урока по теме "Общая характеристика металлов" (9 класс) по ФГОС

Цель урока: создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся о металлах как химических элементах и простых веществах, физических свойствах металлов, применяя причинно-следственные связи.

Виды деятельности : наблюдение химических явлений, анализ и сравнение теоретического и практического материала, перенос информации из одного вида в другой, установление причинно-следственных связей.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, групповая (организация 4 групп), индивидуальная.

Планируемые результаты

  1. Предметные: умение устанавливать внутрипредметные связи; характеризовать вещества на основе его строения; записывать и анализировать уравнения химических реакций. Приобретение навыков работы с текстовой информацией .

2. Метапредметные Познавательные УД: самостоятельно выбирать признаки классификации, умение определять класс химического по строению атома, класс простого вещества по характерным свойствам; делать обобщения; проводить ана­логии.

Личностные УД: умение выявлять учебные пробле­мы, решать их, определять направления собственной учебной деятельности, анализировать.

Регулятивные УД: умение строить логическое рассуждение; устанавливать причинно-след­ственные связи в изучаемом круге явлений, умение работать с разными информационными источниками (Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, учебный материал и т.д.).

Коммуникативные УД: умение аргументировано представлять итоги своей деятельности, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками.

3. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к само­развитию и самообразованию на основе мо­тивации к обучению и познанию.

Материально-техническое обеспечение : ПС, оборудование и реактивы для химических опытов, коллекция металлов и соединений металлов - 1 на группу.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Даёт установку на работу на уроке

· Форма работы на уроке

· Формы фиксации результатов деятельности

· Необходимые принадлежности к уроку

Слушают, задают уточняющие вопросы

4. 2. Актуализация

Цель: подвести учащихся к определению темы урока.

1. Средневековых немецких шахтеров злил другой дух, Никель, который никак не давал извлечь медь из руды, которая была очень похожа на медную. Только в XVIII веке из этой руды выделили металл, который и назвали никелем.
2.Долгое время самым дорогим металлом было золото. Алхимики веками пытали сделать золото из разных компонентов. И это удалось в 1941 году, когда американцы Бейнбридж, Андерсон и Шерр при бомбардировке атомов ртути быстрыми нейтронами, получили золото. Правда, оно было радиоактивным.
3. За всю историю человечества было добыто 165 000 тонн золота, причём половина этого количества — в ЮАР. Если отлить его в единый слиток, получится куб со стороной всего 20 метров.
4. Самые дорогие столовые приборы Наполеона III были изготовлены из алюминия – нового и необычного в то время металла. Они подавались на торжественных обедах только императору и самым почётным гостям. Другие гости пользовались приборами из обычных золота и серебра.

5.Только 7% добываемого в мире титана используется в машиностроении. 13% идет на производство бумаги, 20% - на производство пластика, а 60% - на производство краски.
6. Ртуть легко разрушает поверхностную пленку оксида алюминия, без которой алюминий быстро окисляется на воздухе. Именно поэтому ртуть нельзя перевозить в самолетах: если ртуть разольется в самолете, она может проделать дырку в фюзеляже.
7. Платина в переводе с испанского буквально означает «серебришко». Такое пренебрежительное название платине дали конкистадоры. Дело в том, что будучи исключительно тугоплавкой, платина не поддавалась переплавке и ценилась вдвое ниже, чем серебро. Сейчас на мировых биржах платина дороже серебра примерно в 100 раз.

Знакомит обучающихся с интересными фактами о металлах.

Ставит задачу: определить тему урока.

Конкретизирует задачу урока: дедуктивный путь – от общего к частному.

На текущем уроке необходимо определить общую характеристику металлов.

Слушают, задают вопросы, анализируют.

Предлагают тему урока, записывают тему в тетрадь.

3. Изучение материала урока.

Цель: продолжить формирование умений переводить символьную информацию в графическую, строить логические выводы и фиксировать их в вербальном и графическом виде.

1) Задание №1 группам:

За 2 мин составить схемы строения атомов натрия, кальция, алюминия.

Группа №4 получает задание опережающего типа: составить схему строения атома скандия.

Проверка: представители групп поясняют схемы строения атомов металлов на доске.

2) Фронтально: определите общее в строении атомов и сделайте вывод о положении атомов металлов в Периодической системе.

2) Демонстрация хим. эксперимента: а) горение магния в кислороде, б) горение меди в хлоре; в) соединение железа с серой.

Задание №2 группам:

Проанализируйте химические реакции и сделайте вывод об окислительно-восстановительных возможностях атомов металлов, отразите с помощью схемы.

Фронтально вопросы : как изменяются восстановительные свойства металлов в периоде и группе? С чем это связано? Почему Sn, Pb, Bi, Po, атомы которых содержат 4,5,6 электронов, являются металлами?

Задание №3 группам:

За 2 мин запишите известные вам физические свойства простых веществ – металлов. Найдите соответствующие определения в учебнике.

Проверка: каждая группа называет одно из свойств, остальные сверяют свои записи (металлический блеск, твердость, пластичность, электро- и теплопроводность, высокие температуры плавления).

Физкультминутка.

Задание №4 группам (ответим на 4 почему):

Группе предлагается выдвинуть гипотезу, объясняющую вопрос: «Почему металлы имеют такие свойства?» (гипотезы записываются на рабочих листах и озвучиваются каждой группой).

Каждая группа выбирает карточку с одним вопросом о физических свойствах металлов:

«Почему металлы пластичны?»

«Почему металлы имеют металлический блеск?»

«Почему металлы тепло- и электропроводны?»

«Почему металлы имеют высокие температуры плавления?»

Задание №5 группам (самый - самый):

С помощью дополнительного материала (учебник, Интернет) найдите необходимые сведения и поделитесь ими с другими.

1 группа: «Металлы с t о пл. выше 1 000 о С считаются

тугоплавкими, ниже – низкоплавкими»;

2 группа: «В порошке все металлы, кроме Аl и Mg, теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет»;

3 группа: «При нагревании электропроводность металлов уменьшается, т.к. с повышением температуры усиливаются колебания атомов и ионов в узлах кристаллической решетки»;

4 группа: «Металлы тонут в воде, но литий является исключением».

Задание №6 группам:

Исследуйте образцы соединений металлов и сделайте вывод о том, в каком виде встречаются металлы в природе.

Взаимопроверка и оценивание : одну из тетрадей передать другой группе для сравнения и оценивания.

Консультирует обучающихся 4-ой группы (построение схемы строения атома металла побочной подгруппы).

Корректирует выводы учащихся.

Проводит хим. эксперимент и ставит проблемную задачу:

определите общее свойство атомов металлов?

консультирует обучающихся, проводит коррекцию знаний.

Корректирует ответы учащихся.

Озвучивает задание, следит за временем выполнения.

Предлагает обратиться к учебному материалу в учебнике (доп. материале) или вспомнить, какая химическая связь у металлов, как осуществляется, какая кристаллическая решетка.


Дополняет ответы учащихся:

1) W используется в качестве нити накаливания в лампах;

2) Не только блеск, но и серый цвет металлов обусловлен тем, что электроны отражают световые лучи, а не пропускают, как стекло.

3) Любой сплав обладает гораздо меньшей проводимостью, чем чистое вещество. Это связано со слиянием структурной сетки и как следствие нарушением нормального функционирования электронов.

4) Плотность металла тем меньше, чем меньше атомная масса металла и чем больше радиус его атома. Металлы, имеющие ρ < 5 г/см 3 считаются легкими металлами, металлы с плотностью больше 5 г/см 3 называются тяжелыми.

Даёт установку на работу в группе (3 мин).

Предлагает решить учебную проблему в группе.

работают с ПС им. Д.И. Менделеева;

записывают схему строения скандия

Записывают вывод в тетрадь.

Фиксируют результат своей работы – баллы (от 1 до 2)

Записывают схемы химических реакций, составляют электронный баланс, уравнивают уравнения реакций.

Делают вывод: металлы как простые вещества проявляют восстановительные свойства. Схема: Ме 0 - n ·е → Ме + n

Проводят самооценку вывода: фиксируют посредством выставления 1 накопительного балла.

Проводят сравнительный анализ строения атомов металлов, делают вывод: атомы этих элементов, как и атомы металлов, имеют относительно большой радиус атомов.

Самопроверка и фиксация баллов по числу совпадений.

Выявляют причинно-следственные связи, решают проблему в группе и фиксируют вывод: металлическая химическая связь очень прочная и осуществляется посредством общего электронного облака, которое и определяет характерные свойства металлов (отражение лучей, пластичность и т.д.)

Работают с разными источниками информации, сообщают результаты поиска.

- самый тугоплавкий W (3390 0 C) , легкоплавкий – Hg (-39 0 С);

- самые блестящие Ag, Hg, Pd. Это свойство используется при производстве зеркал;

- - самый электропроводный Ag, В ряду Ag, Cu, Au, Al, Fe электропроводность уменьшается; Наибольшая теплопроводность - у Bi и Hg.

- самый легкий металл – Li ( ρ =0,53 г/см 3 ), самый тяжелый – Os ( ρ =22,6 г/см 3 ).

Записывают результаты всех групп в тетрадь.

Анализируют коллекции, составляют кластер: «Металлы в природе» (оксиды, соли – сульфиды, карбонаты, сульфаты).

1) Сбор в одну копилку: группам поочередно предлагается закончить предложение:

- Атомы металлов имеют …………………;

- Металлические свойства – это ……………..;

- Физические свойства металлов обусловлены ……….;

- В природе металлы распространены в виде …………

2) Индивидуальная работа: химический диктант «Верите ли вы мне?» (правильность суждений отметить знаками «+» и «-»).

1. У металлов мало наружных электронов.
2. Есть металлы, у которых больше трех наружных электронов.
3. Радиус атомов у металлов меньше, чем у неметаллов
4. Восстановительные свойства металлов возрастают с ростом радиуса атома.
5. Электропроводность металлов зависит от числа внешних электронов.
6. Щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений – солей.
7. Металлы побочных подгрупп имеют на наружном слое столько электронов, каков номер группы
8. Все металлы – восстановители.
9. Чем больше радиус атомов металла, тем больше его плотность.
10. Металлы способны как терять наружные электроны, так и принимать чужие.

(Верные ответы: 1, 2, 4, 6, 8)

Предлагает выступить представителю группы, корректирует ответы.

предлагает суждения, следит за временем выполнения задания.

Делают обобщенные выводы.

Осуществляют взаимопроверку и оценку результатов.

5. Итог урока. Домашнее задание

Подведение итога урока: подсчет всех набранных баллов и выставление оценки. Рефлексия.

Разработка урока химии в соответствии с ФГОС по теме: "Металлы" (9 класс)

Цель урока: Сформировать представления о металлах, их физических свойствах и нахождении в природе.

1. Образовательная: характеризовать химические элементы-металлы на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов; характеризовать зависимость физических свойства от типа кристаллической решетки;

2. Развивающая: продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по работе в парах/группах ; продолжить формировать умения работать с источниками информации, сопоставлять и делать выводы.

3. Воспитательная: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; осознанное и доброжелательное отношение к одноклассникам.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием информационных технологий.

Оборудование: проектор; периодическая система химических элементов,

коллекции металлов, рабочая тетрадь по химии Т.А. Боровских.

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

(При входе в класс раздает учащимся цветные (желтый, красный, зеленый) фишки, идет формирование групп) н астраивает учеников на успешную работу

Повторение пройденного, выполнение заданий.

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Проводит анализ контрольной работы.

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Алхимики считали, что под влиянием планет в недрах земли произошло зарождение этих веществ. Какие планеты были известны в древности и чем они управляли?

Если не могут ответить, читает стихотворение.

Семь металлов создал свет по числу семи планет (учитель: назовите эту великолепную семерку ).

Медь, железо, серебро дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец. Сын мой, сера их отец.

А еще ты должен знать, всем им ртуть родная мать.

· Юпитер управляет Оловом ,

Поскольку другие планеты и объекты Солнечной системы , включая Уран , Нептун , Плутон , астероиды и т. д. были открыты сравнительно недавно, в алхимии не было для них соответствующих символов.

В какую группу можно объединить эти вещества?

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Называют положение угаданных 7 металлов в ПСХЭ о особенности строения их атомов (у доски 3 учащихся от каждой группы пишут электронную формулу двух заданных металлов).

Презентация или просмотр видео. Работа в рабочих тетрадях упр.№ 1,2,3 стр 62 (взаимопроверка и выставление отметок в паре)

Тестовые задания из учебника стр. 141.

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Говоря про золото употребляют выражение: «Настоящий самородок». Что же такое самородок?

Учащиеся самостоятельно читают параграф и отвечают в рабочей тетради на вопрос№1 стр. 62

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Собирает рабочие тетради для проверки.

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Самый легкий металл?

Самый тяжелый металл?

Самый мягкий металл?

Самый твердый металл?

Самый легкоплавкий металл?

Самый тугоплавкий металл?

Лучший проводник электрического тока?

Какие металлы называют черными?

Какие металлы называют цветными?

Какой металл придает нашей крови красный цвет?

Металл, входящий в состав мела?

Жидкий металл?

В какой металл заворачивают шоколад?

Какой металл убивает бактерии?

Какой металл называют металлом солдатиков?

Какие металлы называют благородными?

Самый пластичный металл?

Самый распространенный металл в земной коре?

Чего боится железо?

Игровой момент «Тёмный ящик»

На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:

• 1.Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

• 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

• 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

• 4.Сырьём для получения этого металла служит боксит.

• 5. Его называют « крылатым металлом»

В коробочке – алюминиевая ложка.

Вопрос: В каком городе поставлен памятник алюминиевой ложке?(задание на дом).

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Заполняют карточку: сравнительная характеристика физических свойств металлов(демонстрационный стол) и неметаллов. Консультирует, направляет

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

1. Нахождение в природе;

2. Физические свойства;

3. Применение.

4. Биологическая роль.

2)Найти высказывания ученых о металлах.

3) Привести суру из священного Корана, в которой говорится о металле.

4)Задания после параграфа.

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Комментирует и выставляет отметки учащимся в классный журнал и дневники.

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Металлы.Обобщение по теме. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Металлы.Обощение темы." составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Металлы.Обобщение по теме. 9 класс.»

Войтихина Галина Алексеевна МБОУ лицей село Долгоруково Липецкой области

Уровень образования

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман Химия 9 класс, базовый уровень, Москва «Просвещение» 2016

Металлы. Обобщение темы.

Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся о металлах: зависимость свойств металлов от строения их атомов; специфичность физических и химических свойств простых веществ металлов и их соединений; промышленные способы их получения и практическое применение металлов и их соединений.

Закреплять умения максимально эффективно работать с тестовыми заданиями, приближенными к заданиям ОГЭ.

Развивающая:

Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли и делать выводы.

Воспитательная:

Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: 1) объективность и реальность окружающего мира; 2) причинно-следственные связи между явлениями; 3) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта; 4) истинность научных знаний и законов природы.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся учатся характеризовать:

химические элементы (1,2,3 групп и Fe) на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

связь между составом, строением и свойствами металлов;

химические свойства металлов и их соединений (оксидов и гидроксидов),

закономерности изменения свойств щелочных и щелочноземельных металлов в пределах главных подгрупп,

Метапредметные:

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

Личностные УУД: Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Регулятивные УУД Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Познавательные УУД: Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты

Коммуникативные УУД: Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием технологии развития критического мышления

Основные понятия

Металл, восстановитель, металлическая связь, металлургия

Межпредметные связи

Биология, физика, география

компьютер, проектор, презентация, документ камера

Оборудование

Реактивы: растворы солей: AgNO3, FeCl3, BaCl2. Реактивы для распознавания: хлороводородная кислота, гидроксид натрия, сульфат калия.

Лабораторная посуда: пробирки, держатель.

Приемы, средства, методы

фронтальная работа, групповая работа, индивидуально дифференцированная

Подготовка к уроку

Учащимся дано задание на дом – повторить химические, физические свойства металлов и способы их получения.

Отдельным ученикам найти поговорки, пословицы, занимательные четверостишья о металлах. Четверостишья должны быть заучены наизусть.

Технологическая карта урока с использованием технологии развития критического мышления

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационно - деятельностный этап

Определение потребностей и мотивов

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

На слайде планеты солнечной системы

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах

Все, от песчинок малых, до планет

Из элементов состоит единых

-Как вы думаете, как связана тема нашего урока с изображением солнечной системы, которое вы видите на экране?

Алхимики считали, что

Семь ………….создал свет

По числу семи планет….

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец.

Помни! Сера им отец.

И спеши мой друг узнать-

Всем им ртуть родная мать!

Запишите, пожалуйста, тему урока в свой рабочий лист. Учитель записывает тему на доске

Пользуясь оглавлением учебника стр 208 глава 7, скажите металлы каких подгрупп изучены?

- Если уже изучены основные подгруппы металлов, какова, по вашему мнению, цель сегодняшнего урока?

Сформулируйте каждый для себя цель и запишите ее в рабочий лист.

Химия это наука о …….

Что интересует человека о веществе?

строение - свойства – применение (Запись на доске учителем)

Эти три смысловых блока мы возьмем в основу нашего обобщения.

Сегодня каждый из вас должен провести самооценку своих знаний по данной теме на каждом этапе урока, а оценку учителя вы получите на контрольной работе, отдельные учащиеся на ОГЭ по химии и будет замечательно, если эти результаты будут совпадать.

Разработка урока по химии с учетом требований по ФГОС "Общие свойства металлов" (9 класс)

Содержание темы предполагает обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, закрепить материал по теме «Металлы», навыки решения задач, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные :

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

-умение характеризовать физические и химические свойства металлов;

- умение распознавать вещества

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Физика. 7,8 классы. Тема «Плотность вещества», Физические свойства металлов;

Литература 6 класс «Пословицы и поговорки»

1.Учебник Химия. 9 класс О.С.Габриелян.- М: Дрофа, 2009.

2. Химическое оборудование и реактивы;

4. мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта.

Интернет-ресурсы.

фронтальная -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «металлы» и «неметаллы»

- мотивировать обучающихся к изучению темы.

Учитель: Металлы – всех недр земных владыка. Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Из 114 химических элементов 92- металлы и каждый металл по- своему интересен и удивителен.

-Какие металлы вы знаете?

Решение шарад. (работа парная – по две шарады).

Двенадцать пар – не забывай! –
У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край,
Так учат в школе дети.
Но если СЕ ко мне прибавить,
То вмиг в металл я превращусь.
Еще к тому могу добавить,
Что в первой группе окажусь.

Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
А с Б – я уже неметалл.

Менделеев впервые меня предсказал.
Французский ученый – название дал.
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.

С КА – активный я металл,
с ГЕ – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз.

Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.

(На, три, й – натрий.)

2-3 ученика решают задачу :

Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил – неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

1. Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?

2. Какой металл самый тугоплавкий?

3. Какой металл самый легкий?

4. Самый тяжелый металл?

5. Какой металл придает нашей крови красный цвет?

6. Самый твердый металл?

7. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

8. Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)

9. Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)

Личностный :

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение решать расчётные задачи;

- умение называть вещества изученных классов, составлять уравнения химических реакций;

Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре.

II этап. Обобщение знаний, умений, навыков

Учебные задания

и методы работы с информацией

Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.

Задание №1 Учитель называет названия веществ, ученики поднимают карточку с формулой названного вещества:

Пищевая сода – NaHCO 3 ;

Поваренная соль – NaCl .

Задание №2. Физические свойства металлов. Форма работы-

Задание 3. Исследовательская работа. Демонстрация опыта.

Учащиеся наблюдают за процессом, записывают уравнения реакций.

1. Взаимодействие СаО с водой.

2. Добавление к Са(ОН)2 фенолфталеина.

3. Добавление НС l .

4. Приливание раствора Na2CO3

Учитель заслушивает ответы обучающихся, обобщает их. Форма работы

Познавательный: умение выделять необходимую информацию.

Регулятивный – умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать определение основным понятиям темы.

Личностный – проявление интереса и активности в выборе решения.

Задание №4 Расшифровать пословицы. Учитель читает пословицы на языке химии.

- Куй феррум, пока горячо;

- Слово- аргентум, а молчание – аурум;

- Звери живут за неметалл;

-Купрумного гроша не стоит;

- Белый как кальций цэ о три.

Планируемый результат Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.

III этап Закрепление знаний

- стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера;

-планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Итоговое тестирование.

Форма работы -

Планируемый результат Личностный:

- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Познавательный:

- умение сформулировать алгоритм действия, выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Регулятивный:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка

Результат деятельности

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самооценка

Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна ) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Читайте также: