Урок по химии 8 класс простые вещества металлы и неметаллы

Обновлено: 18.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА р.п. РОВНОЕ РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

Подготовила и провела

  1. Класс: 8
  2. Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллы
  3. Базовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.
  4. Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению состава и строения простых веществ металлов и неметаллов, изучению их физических и химических свойств с последующим закреплением полученных знаний в виде выполнения упражнений.
  5. Предполагаемые результаты обучения:

-личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-метапредметные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации(составление таблицы), использование различных источников для получения химической информации.

-предметные: определять простые вещества металлы и неметаллы;перечислять отличительные физические свойства металлов и неметаллов; составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов и неметаллов.

  1. УУД, формируемые (базовые) на уроке : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах, исследуя свойства металлов и неметаллов, описывать простые вещества с помощью химических формул и химических уравнений, составлять опорный конспект.
  2. Тип урока: изучение нового материала
  3. Формы работы учащихся: работа с учебником, работа в парах, работа с Интернет-ресурсом
  4. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное) :

Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, Интернет-ресурс

Структура и ход урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ ( название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность преподавателя ( функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д. )

Должны знать; должны уметь

Актуализация знаний учащихся

2. Моделирование. Химические формулы простых веществ

3.Образцы некоторых металлов и неметаллов

Беседа. Какие вещества называются простыми?

На какие группы делятся все простые вещества?

Как по внешнему виду отличить металл от неметалла? ( Демонстрация металлов и неметаллов). Какие физические свойства металлов вам известны?

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Основа опорного конспекта на слайде

Знакомит со строением и физическими свойствами металлов и неметаллов.

Демонстрация кристаллических решеток металлов и неметаллов

Вводит понятия веществ молекулярного и немолекулярного строения

Демонстрирует видеофрагменты о физических свойствах металлов и неметаллов

Химические свойства простых веществ. К какому типу относятся данные реакции?

Сравнивают физические свойства

металлов и неметаллов.

Составляют таблицу, используя полученные сведения из видеофрагментов и слайдов презентации.

Дополняют опорный конспект

Выполняют задание стр.81 в.2,3

Первичное закрепление материала

Дает задания разной уровни сложности из учебника. Дифференцированный подход. Индивидуальная помощь при составлении химических уравнений.

Работа в парах. Выполнение заданий стр.81, в. 4, 5 , 6

Объявляет критерии оценивания работы на уроке

Ученик работает на доске с выполненным заданием в.6 стр.81.

Остальные проверяют и подсчитывают число заработанных баллов

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Образцы некоторых металлов и неметаллов

Моделирование. Химические формулы простых веществ

  • Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
  • Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «металлы» и «неметаллы» посредством нестандартных заданий для самостоятельной работы.
  • Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету, «химического» стиля мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.
  • Воспитательные : способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
  • Метапредметные : обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
  • Предметные : создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.

Методы урока: частично-поисковый,частично-исследовательский, иллюстративный,эвристический; работа в паре и в группах,тестирование, работа с коллекциями,самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная,групповая,фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование : ПСХЭ,коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация урока, подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат MicrosoftPower Point-2007.

Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий – программы MicrosoftPowerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Урок позволяет создать ситуацию успеха,психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым.Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

1. Организационный момент.Вступительное слово учителя.
2. Актуализация темы.
3. Формулировка темы урока.
4. Целеполагание.
5. Изучение нового материала.
6. Заполнение таблицы
7. Первичная проверка понятия материала.
8. Физкультминутка.
9. Литературная разминка
10. Рефлексия.
11. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
12. Домашнее задание.

Основное содержание
Деятельность учителя

Приветствие учащихся ( Презентация , слайд 1)

2. Актуализация темы

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов.
1. Что такое вещество? На какие две группы делятся все вещества?

2. Какие виды химической связи наблюдаются в веществах

( Презентация , слайд 2)
3. Дайте характеристику металла как простого вещества, опираясь на знания из курса физики ( Презентация , слайд 3 – схема)

3. Формулировка темы урока

Знания о простых и сложных веществах подводит нас к формулировке темы урока. Но прежде чем записать ее в тетрадь прошу вас отгадать загадку. В одной удивительной и загадочной стране жили два народа. Жители большого народа обладали твердым, но пластичным характером, они были теплы в общении и носили блестящие одежды. А жители малого народа носили разные одежды, были холодные и хрупкие. Что это за два народа? Какова же тема урока? ( Презентация , слайд 4)

Формулируют тему урока: «Простые вещества – металлы и неметаллы».
Записывают тему урока в тетради.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока, будут следующие слова:
«Сами, трудясь. Вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте еще» Д.И.Менделеев( Презентация , слайд 5)
Я не случайно взяла эти слова. Сегодня вы многое будете делать самостоятельно, сами будете добывать знания. Предлагаю вам сформировать цели урока исходя из темы.
Цель урока: Познакомиться с понятием металлы и неметаллы, их физическими свойствами. Выявить отличие металлов от неметаллов ( Презентация , слайд 6)

Формулируют цель урока, исходя из темы: научиться отличать металлы от неметаллов.

5. Изучение новой темы

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, которому в этом году исполнилось 300 лет, определял металл как «твердое, непрозрачное, светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» ( Презентация , слайд 7)
Эти свойства относятся к металлам. А какие еще физические свойства характерны для металлов?
А что мы можем сказать о неметаллах? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Н.А.Морозова( Презентация , слайд 8).

Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть — родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Вам было дано опережающее задание, найти металлы, известные еще в древности и соответствующие им планеты. Назовите их? ( Презентация , слайд 9)

Какое вещество не относят к металлам? Почему?.

Опытным путем вы убедились, что свойства металлов отличаются от свойств остальных веществ. Все металлы обладают рядом общих физических свойств. Назовите их? ( Презентация , слайд 11).

Ребята коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов.

Учащиеся отвечают с места.

Работа в паре по карточкам – заполнение таблицы.
Я даю консультацию, если это необходимо.

Записывают общие свойства металлов в тетрадь

6. Первичное закрепление понятия материала

Сейчас вам предстоит решить первую контекстную задачу, а именно по описанию угадать, что это за вещество и является ли это вещество металлом или неметаллом ( Презентация , слайды 12, 13, 14, Приложение 3 )

Предлагаю вам разделиться на три группы и поработать с текстом. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать выданные картинки, а также привлекать ваш жизненный опыт. Для этого учащиеся первого ряда соберутся у первой парты, учащиеся второго ряда соберутся у второй парты, учащиеся третьего ряда соберутся у третьей парты. На обсуждение дается 2 мин., после чего каждая группа отчитается о проделанной работе.

Работа в группах с информационными текстами по описанию вещества

После обсуждения и коллективной работы, отчет каждой группы.

«Гимнастика дляглаз» Вращение глазами по часовой стрелке и обратно.

Делают упражнения для глаз.

8. Литературные ребусы

1. Корабли меня обходят.
Знает лоцман наизусть.
Если л на д заменят,
То металлом окажусь.

( Мель – медь . Презентация , слайд 15)

2. С «ка» – активный я металл,
С «ге» – я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в таблицу еще раз.

( Калий – галлий . Презентация , слайд 16)

3. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.

( Уран – буран . Презентация , слайд 17)

Учащиеся все вместе отгадывают ребусы.

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально. ( Приложение 2 )
После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания. ( Презентация , слайд 18) Поставьте оценку, согласно критерию: одно задание – два; два задания – три; три задания – четыре; четыре задания – пять. ( Презентация , слайд 19)

Индивидуальная работа по выполнению тестового задание.
Самопроверка и взаимопроверка теста.

10. Подведение итогов урока

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным. Почему одни химические элементы образуют простые вещества металлы, а другие не образуют?
Для этого нам надо знать еще и химические свойства металлов. А их мы изучим на следующих уроках.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового мы узнали о металлах?
  • Решили ли мы проблему отличия металлов от неметаллов?
  • К каким выводам пришли?

Ученик задает вопрос.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

11. Оценки за работу на уроке

Оценки выставляю за работу на уроке и за выполнение теста.

12. Домашнее задание

Параграф учебника , подготовить презентации о металлах на выбор: (железо, алюминий, медь, серебро, золото, свинец, олово, натрий, магний, ртуть) ( Презентация , слайд 20)

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Тема урока: «Простые вещества металлы и неметаллы»

Цель урока: выяснить физические свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе их строения.

  • исследовать свойства металлов и неметаллов путём эксперимента (лабораторная работа);
  • сравнить свойства металлов и неметаллов и объяснить причины различий в свойствах этих веществ;
  • сформировать представление о том, что свойства веществ обусловлены строением.
  • развитие познавательных умений (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выполнять эксперимент, объяснять результаты опытов, работать по маршрутному листу, находить информацию в интернете);

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня наша работа будет выполнятся на рабочем листе.

2. Ориентировачно-мотивационный этап.

А сейчас обратите внимание на столах находятся формулы каких-то веществ. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить эти вещества на две группы, используя какой-то общий признак.

Работаем в группе.

Вопрос: На какие группы вы разделили вещества? Какой признак вы использовали?

Ответ: 1—группа простые вещества

2—группа сложные вещества

признак—количество атомов в молекуле

Почему вы отнесли данные вещества к сложным веществам/ к простым веществам (Определения)

Простые вещества разделите на две группы.

Вопрос: Какие это вещества по составу?

Ответ : металлы и неметаллы.

Тема урока. « Простые вещества металлы и неметаллы »

В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного Полюса. Много трудных месяцев передвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и канистры из олова с керосином – запасы на обратную дорогу. Однако главная беда поджидала Р. Скотта на обратном пути. На складах, которые они оставили, не осталось керосина, он весь вытек. В начале 1912 г. экспедиция полярного исследователя Роберта Скотта к Южному Полюсу погибла.

В чём же крылась причина исчезновения керосина? Почему тщательно подготовленная экспедиция закончилась трагически? Мы можем с вами ответить на данный вопрос?

Ответить на данный вопрос мы сумеем в конце нашего урока. Объясняя данную трагедию с точки зрения химии. Но для этого мы должны изучить ………. (цели урока)

Цель урока: изучить свойства металлов и неметаллов

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про металлы. Мы можем перечислить множество предметов, в состав которых они входят. Но что мы с вами знаем о металлах. На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Ионы некоторых металлов могут убивать бактерии и другие микроорганизмы.

Дверные ручки, сделанные из латуни, сплава меди и цинка могут самоочищаться.

На торжественных обедах императору и его почетным гостям по приказу Наполеона III подавалась посуда, изготовленная из алюминия.

Давайте посмотрим видео о металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ .

  • Изменились ли ваши убеждения?
  • Кто хочет поделиться? (спросить несколько человек)

На сегодняшний день ученые исследовали более 90 видов металлов. Но в древности их было известно только 7, и каждому из них соответствовала своя планета:

  1. Золото Au – Солнце;
  2. Серебро Ag – Луна;
  3. Медь Cu – Венера;
  4. Железо Fe – Марс;
  5. Олово Sn – Юпитер;
  6. Свинец Pl – Сатурн;
  7. Ртуть Hg – Меркурий.

Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

Но ведь чтобы начать изучение простых веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов.

Золото Au – 1 стол;

Серебро Ag – 2 стол;

Медь Cu – 3 стол;

Железо Fe – 4 стол;

Олово Sn – 5 стол;

Свинец Pl – 6 стол;

Ртуть Hg – 7 стол.

Выступление групп с места

Свойства вещества зависят от его строения. Вспомним вид химической связи и схемы образования данной связи.

Определите тип химической связи и запишите схему образования данной связи.

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы" химия 8 класс

Цель урока : Освоение учебного материала по теме и формирование умений школьников :

Предметные : уметь описывать свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе строения их атомов и простых веществ

Метапредметные :

- познавательные : уметь найти и выделить необходимую информацию , сравнивать , устанавливать причинно - следственные связи , аргументировать

- регулятивные : адекватно оценивать свою деятельность

- коммуникативные : уметь слушать и слышать , работать в паре

Личностные : осознанно относиться к обучению по теме

Материал к уроку :

1. Раздаточный материал ( кроссворд , тексты № 1,2)

2. Презентация к уроку
3. Демонстрационный опыт : Превращение красного фосфора в белый

Организация начала урока

1. Работа с кроссвордом ( в парах , проверка на слайде )
Назовите ключевое слово
2. Проанализируйте список : Fe , Au , O 2, Mg , Zn , Cu , Ni ( проверка на слайде )
Какое вещество в этом списке будет лишним ? Обоснуйте .
3. Помогите сформулировать тему урока

Экспедиция полярного исследователя Р . Скотта к Южному полюсу в 1912 году погибла из - за того , что потеряла весь запас горючего : оно находилось в запаянных оловом баках .
Сделайте заключение о причинах такого результата с позиции химических процессов . Согласны , что надо в этом разобраться ?

Работа с новым учебным материалом

Состав простых веществ . ( по ходу урока оформляются записи в таблицу : металлы / неметаллы )
1. ( З ) Охарактеризуйте положение атомов металлов в Периодической таблице элементов .
2. ( П ) ( У ) Приведите примеры и запишите формулы простых веществ металлов .
3. ( З ) Охарактеризуйте положение атомов неметаллов в Периодической системе элементов .
4. ( П ) ( У ) Приведите примеры и запишите формулы простых веществ неметаллов .
Строение простых веществ .
5 . ( З ) Назовите особенности строения атомов металлов .
6. ( З ) ( П ) Назовите вид химической связи , характерной для простых веществ металлов ? Аргументируйте свое мнение .
7. ( У ) Составьте схему образования металлической связи .
8. ( З ) Назовите особенности строения атомов неметаллов ?
9. ( З ) ( П ) Назовите вид химической связи , характерной для простых веществ неметаллов ? Аргументируйте свое мнение .
10. ( У ) Составьте схему образования ковалентной неполярной связи .
Физические свойства простых веществ .
( работа текстом стр .70-71 учебника ) работа в парах
11. ( З ) Назовите какие общие физические свойства характерны для простых веществ металлов ?
12. ( З ) По каким физическим свойствам отличаются металлы ?
13. ( П ) Обоснуйте взаимосвязь строения и физических свойств .
( работа с текстом стр . 73, 78) работа в парах
14. ( П ) Сравните физические свойства металлов и неметаллов .
15. ( У ) Сформулируйте понятия : Простые вещества металлы это… . Простые вещества неметаллы это…
Демонстрационный опыт «Превращение красного фосфора в белый»

Химический элемент фосфор образует два вещества : красный фосфор и белый фосфор , которые отличаются по свойствам . Такое явление носит название аллотропия , а эти простые вещества - аллотропные видоизмемнения .
( работа с текстом учебника стр .75 - 76)
16. ( З ) А какие еще элементы способны образовать несколько разных простых веществ ?
17. ( П ) ( У ) Сравните свойства аллотропных видоизменений . Результаты оформите в виде таблицы . ( работа в парах )
1 ряд : кислорода и озона ( работа с текстом № 1)
2 ряд : графита и алмаза ( работа с текстом № 2)
3 ряд : белого и серого олова ( работа с текстом учебника стр .77-78)
18. ( П ) Сделайте вывод о том , почему аллотропные видоизменения кислорода отличаются по свойствам ?
19. ( П ) Сделайте вывод о том , почему аллотропные видоизменения углерода и олова отличаются по свойствам ?
20. ( П ) ( У ) Обоснуйте свое мнение , почему деление на металлы и неметаллы является условным . Приведите примеры , доказывающие относительность деления химических элементов на металлы и неметаллы .

Диагностика освоения темы

Выберите правильный ответ : ( см . слайд )
1. Какое простое вещество неметалл при обычных условиях будет газообразным ?
1) H 2 2) графит 3) Br 2 4) S
2. Назовите аллотропные видоизменения фосфора :
1) озон и кислород 2) графит и алмаз 3) красный и белый 4) белое и серое
3. Назовите самый пластичный драгоценный металл :
1) Au 2) Ag 3) Pt
4. Причина электропроводности металлов заключается в :
1) наличии в узлах решетки атомов 2) наличии в узлах решетки катионов 3) наличии подвижных обобществленных электронов

Вернемся к вопросу урока : Сделайте вывод , почему экспедиция к Южному полюсу потерпела неудачу , с позиции химических процессов .

1. Оцените свою работу на уроке : Я оцениваю свою работу на уроке на …… ., потому что …
2. Закончите любое из предложений по своему выбору ( см . слайд )

Проект урока химии 8 класс "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Цель: Формирование представлений о металлах и неметаллах, их физических свойствах.

Основное содержание темы, термины и понятия: изучение физических свойств металлов и неметаллов, аллотропия, аллотропные модификации.

Планируемые результаты

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между металлами и неметаллами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

- умение характеризовать физические свойства металлов и неметаллов

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Физика: агрегатные состояния вещества, тепло - и электропроводность, плотность.

раздаточные коллекции металлов и неметаллов, компьютер, мультимедийный проектор, слайды-изображения простых веществ-металлов и простых веществ-неметаллов

Формы работы

Технология изучения темы I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «металлы» и «неметаллы»;

- мотивировать обучающихся к изучению темы.

Учащиеся делятся на 4 группы. Урок начинается с просмотра слайдов о веществах (диск СД «Образовательная коллекция 1С»)

Учитель: «На какие две группы можно разделить все вещества?»

Ученики: «На простые и сложные»

Учитель: «Назовите простые вещества»

Ученики: « Простые вещества – металлы и неметаллы»

На каждый стол выдаётся коллекция металлов и неметаллов. В штативе пять пробирок, закрытых пробками. Пробирки пронумерованы: 1 - сера, 2 - медь (медная проволока), 3 - цинк, 4 – углерод (уголь), 5 – магний (стружка).

Задание 1. Определите по внешнему виду металлы и неметаллы. Выпишите номера пробирок в два столбика, назовите известные вам вещества.

Учитель: «По каким признакам вы разделили данные вещества на металлы и неметаллы?»

Ученики: указывают на характерный цвет и блеск.

Учитель: «Как ещё можно отличить металлы от неметаллов?»

Ученики: «По строению атомов элементов»

Задание 2. Запишите строение атомов элементов серы и магния. Почему сера проявляет свойства неметалла, а магний является металлом?

Учитель: «Известно, что все химические элементы живут в большом многоэтажном доме. Однажды сера и магний поссорились. Сера любила хвастаться своими свойствами и всегда утверждала, что неметаллы больше нужны людям, чем металлы. Скромный магний молчал».

Учитель: «Что вы думаете по этому поводу?»

Ученики з атрудняются ответить.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение отличать металлы от неметаллов по строению атома

Коммуникативный:

- умение выполнять учебные задания в группе

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Учебные задания и методы работы с информацией

Научить школьников: характеризовать физические свойства металлов и неметаллов по плану

Учитель, обобщая высказывания обучающихся, формулирует тему урока или предлагает это сделать наиболее подготовленным ученикам.

Тема урока «Простые вещества – металлы и неметаллы».

Каждой группе предлагается выполнить задание.

I группа. Опишите общие свойства металлов по следующему плану:

1) Агрегатное состояние; 2) Цвет, блеск, запах; 3) Тепло и электропроводность; 4) Пластичность, хрупкость; 5) Плотность, t плавления.

Источник информации– учебник «Химия 8 класс», О.С.Габриелян,§14.

II группа. Опишите общие свойства неметаллов по следующему плану:

1) Агрегатное состояние (примеры); 2) Цвет, блеск, запах (примеры); 3) Тепло и электропроводность; 4) Пластичность, хрупкость.

Источник информации – учебник «Химия 8 класс», О.С.Габриелян,§15.

III группа. Поясните явление аллотропии на примере кислорода и олова. Опишите свойства аллотропных модификаций кислорода и олова. Источник информации – диск СД «Образовательная коллекция 1С».

IV группа. Опишите области применения серы и магния.

Познавательный:

Регулятивный

- умение выполнять учебное действие по плану в соответствии с целью.

Коммуникативный

- умение работать с информацией; - умение выполнять учебные задания по вариантам.

Предметный

- умение описывать физические свойства металлов и неметаллов

III этап. Диагностика качества освоения темы

Варианты заданий

Установить степень усвоения темы «Простые вещества – металлы и неметаллы»:

- стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера;

- научить школьников: ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.

Задание №1 (репродуктивный уровень). Перечислите свойства металлов и неметаллов.

Задание №2 (частично-поисковый уровень). Пользуясь справочными материалами и представленным образцом серы, опишите её индивидуальные свойства по предложенному плану:

1) Агрегатное состояние; 2) Цвет, блеск, запах; 3) Тепло и электропроводность;

4)Растворимость в воде; 5) Пластичность, хрупкость; 6) Плотность, t плавления.

Задание №3 (эвристический уровень)

В лаборатории упала полка с банками химических веществ, в результате железные опилки перемешались с порошком серы. Каким образом можно отделить железо от серы?

-творческое отношение к процессу выбора выполнения заданий.

-умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания.

Открытый урок по Химии 8 класс "Простые вещества-неметаллы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.

Задачи:

•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.

• развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;

• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы:

• компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества –неметаллы» в программе Power Point;

•образцы веществ-неметаллов для демонстрации: сера, йод, красный фосфор, уголь, ряд электроотрицательности, ПСХЭ;

Тип урока: урок приобретения новых знаний, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации. При разработке урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и элементы технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Химии 8 класс "Простые вещества-неметаллы"»

УЧРЕЖДЕНИЕ МБОУ »ЖИТНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПОЧЕПСКОГО РАЙОНА

________________БРЯСКОЙ ОБЛАСТИ________________

УРОК ПО ТЕМЕ

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА- НЕМЕТАЛЛЫ

Учитель химии

первой категории

Открытый урок по химии в 8 классе.

Тема: Простые вещества- неметаллы.

Стадия «Вызов».

1.Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Для темы оставьте место. (По желанию к доске идет ученик)

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg

2.Задание классу: исключите лишний химический элемент. Это сера- а почему? Сера-это неметалл. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Итак, запишите тему нашего урока: «Простые вещества – неметаллы». Для работы на уроке нам нужны учебник, тетрадь,

На доске ключевые слова: неметаллы; электроотрицательность; галогены, инертные газы; жидкие, твердые, газообразные; желтый, красный, черный, белый, зеленый…; аллотропия. Составьте рассказ из этих слов, предположите о чем пойдет речь на уроке. (Выслушать рассказ, выяснить цель урока – записать на доске).

3. Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет. Работа в парах (2 мин.)

В начале урока в конце урока

1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)

2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. (нет)

3. Белый фосфор ядовит. (да)

4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. (да)

5. Инертные газы в реакции не вступают. (да)

6. «Оловянная чума» - заболевание. (нет)

7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)

8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. (нет)

К ключевым словам и утверждениям мы вернемся в конце урока.

Актуализация знаний. (Работа в парах)

А сейчас вспомним некоторые понятия, изученные на прошлом уроке, которые нам сегодня пригодятся. Закончите предложения.

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию………………. за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов …………….

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl

Сверьте свои ответы

Стадия «Осмысления».

1. Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 73. (Ученик читает).

По мере изучения материала мы будем заполнять маршрутный лист. Итак, первая строка – положение в ПСХЭ. Из известных 114 химических элементов всего 22 приходятся на неметаллы.

Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний треугольник и побочные подгруппы верхнего занимают металлы. (Ученики заполняют 1 строку)- Работа в парах. Какие химические элементы относятся к неметаллам? Перечислить эти элементы

Закрепление. Выполните задание №1 учебника на странице76, используя в учебнике страницу 74 (первый абзац). (Работа в парах). Читают.

Что такое благородные газы? Нам расскажет (Черкезова З)….

2. Особенности строения атомов. Читают.

Выполните задание №2 на маршрутном листе. ( Работа в паре). Читают.

3. Следующая строка – химическая связь в простом веществе. Прочитать.

Выполнить задание №3.( Прочитать на странице 73 последний абзац и второй абзац страницы74). (Физкультминутка)

4. Чтобы заполнить следующую строку – способность к аллотропии давайте выясним, что такое аллотропия? Для этого угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички?

“…Внимание! Внимание! Внимание!

Похищен один из самый распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.

Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.(Мамедов М

расскажет нам об этом. Заполнить строку. (Если время позволяет – выполнить задание 4 в рабочей тетради).

5. Физические свойства. Обратите внимание на столе образцы неметаллов. Это сера, уголь, йод, красный фосфор. А вы, используя информацию в тексте на странице 76 рассмотрите таблицу. Читают и делают вывод о свойствах МЕ и НЕМЕ

Стадия «Рефлексия». Итак, таблицу мы с вами проанализировали. А сейчас выполните тест(материал в кимах).

Итак, подведем итог.

1. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока?

(Ученик идет к столу, отвечает и дает самооценку своему ответу).

2. Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое и ставим плюс или минус.

3. Напишите синквейн на тему «Неметаллы». Работаем в группах по 3- 4 человека. Зачитать.

Самооценка. Закончите фразы, поставьте себе отметку за работу на уроке.

Сегодня я понял, что……

Сегодня на уроке я работал на……….(поставь себе отметку).

Домашнее задание §14, упр.3

Составить кластер по теме «Неметаллы», используя данные таблицы.(для сильных учащихся)

Технологическая карта урока по теме «Простые вещества-неметаллы»

1. На столе инструктивная карта. Прочитайте стихотворение и запишите химические знаки упомянутых в нем элементов. Слайд 1

2. Исключите лишний элемент из этого ряда. (1 мин.)

1.Читают стихотворение, записывают знаки.

3. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Запишите тему урока. Слайд 2. Для урока нам нужны учебник, тетрадь на печатной основе, инструктивная карта. Свою работу на уроке вы оцените сами, для этого при выполнении заданий будете ставить плюс на полях тетради и в инструктивной карте, если верно, минус- если нет.

Записывают тему урока в тетрадь.

4. На доске ключевые слова. Составьте рассказ из этих слов, предположите, о чем пойдет речь на уроке?

Работаем в парах в течение 1 минуты. Читают рассказ.

Итак, какова цель нашего урока? (что такое неметаллы, примеры, физические свойства, аллотропия).

Составляют рассказ в парах. Читают.

Формулируют цель урока.

5. Прочитайте задание 2 в инструктивной карте «Верные - неверные утверждения». Поставьте плюс, если согласны, минус, если нет. Работа в парах. (Отвечают пары по утверждению, я записываю на доске «+»или «-«). (2 мин.)

6. В конце урока мы вернемся к ключевым словам и утверждениям.

Выполняют задание 2.

Отвечают поочередно пары учеников.

7. А сейчас вспомним некоторые понятия, которые нам сегодня пригодятся. В инструктивной карте в задании 3 допишите предложения.

8. Сверьте результаты с экраном. Поставьте плюс на полях карты, если правильно. (3 мин.) Слайд 3.

Ученики дописывают предложения.

Сверяют ответ. Ставят плюс, если правильно.

1.Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 73 учебника.

По мере изучения материала мы будем заполнять таблицу 5 в рабочей тетради, на странице 58. Откройте тетрадь.

2. Первая строка – положение в ПСХЭ. Слайд 4. Из известных 114 хим.элементов всего 22 приходятся на неметаллы. Если мысленно провести диагональ от бора к астату (Слайд 5.), то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний - треугольник и побочные подгруппы – металлы. Заполняем 1 строку.

3. А сейчас выполните на странице 57 в рабочей тетради задание 1, если затруднение, то стр. 74 параграфа 14 (первый абзац). Работа в парах. Прочитать. (Если верно – ставим плюс).

4. Что такое благородные газы? Нам расскажет(Ф.И. ученика).

Открывают тетрадь на печатной основе.

2. Заполняют 2 строку таблицы.

3. Выполняют зад.1, стр.57. Работают в парах. Читают.

4. выступление уч-ся с презентацией.

5. Вторая строка- особенности строения атомов. Заполнить, прочитать. (1мин.) Работа в парах.

6. Выполнить задание 2 на стр. 57. Работа в парах. Прочитать.

5. Заполняют вторую строку. Читают.

6. Выполняют зад.2

7. Следующая какая строка? Химическая связь в простом веществе. Работа в парах. Заполнить и прочитать. (1 мин.)

8. Выполнить задание 3 на странице 57. Если вызывает затруднения, то прочитать стр.74 последний абзац, и стр.75, второй абзац. Не забывайте ставить плюсы и минусы.

7. Заполняют третью строку. Читают.

8. Выполняют зад.3

9. А сейчас физкультминутка для глаз. Слайд 6. (1 мин.)

10. Следующая строка – способность к аллотропии. Чтобы ее заполнить угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички? «… Внимание! Внимание! Внимание! Похищен один из самых распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако. Его скрывают под именами- Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фулерен». Что это за элемент? Нам поможет разобраться(Ф.И ученика).

11. Заполняем таблицу. (Если время позволит-зад.4 в раб.тетради).

10. Слушают загадку.

Выступление уч-ся с презентацией об аллотропии.

11. Заполняют таблицу.

12. Следующая строка – физические свойства неметаллов. О них нам расскажет уч-ся (Ф.И.). А вы используя эту информацию и учебник на стр. 76 заполните таблицу. (3 мин.)

13. Обратите внимание на столе есть образцы неметаллов – это сера, уголь, йод, красный фосфор, бром. На перемене можете подойти посмотреть.

12. уч-ся рассказывает. Ученики слушают, заполняют таблицу

1.Итак, таблицу мы с вами заполнили. А сейчас выполните небольшой тест. (2 мин.) Проверьте тест. Соедините плавной линией точки. Если у вас получилась улыбка, то вы сделали все верно. Поднимите руки у кого правильно.

2. Итак, подведем итоги. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? К доске пригласить ученика ответить. Я прошу дать самооценку своему ответу по алгоритму.

Мы достигли цели нашего урока?

3. Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое и ставим плюс или минус. подведем итоги.

4. А сейчас напишите синквейн на тему «Неметаллы». Работаем в группах по 4 человека. Зачитать.

Ученики решают тест.

выходит к доске, отвечает.

2. Дает самооценку.

3. Читают утверждения.

4. Пишут синквейн, работают в группах по 4 человека.

Читают от группы.

5. А сейчас самооценка. На обороте теста закончите фразы и поставьте себе отметку за работу на уроке, учитывая все виды (плюсы). За выступление с презентациями –«5».

Дают самооценку своей работе на уроке.

Записывают домашнюю работу.

Самоанализ урока «Простые вещества - неметаллы». 8 класс.

В 8 классе изучение химии идет по учебнику О.С.Габриеляна. На раздел «Простые вещества» отведено 7 часов. Урок «Простые вещества-неметаллы» является 2 в разделе.

Тема «Простые вещества-неметаллы» очень важная. Хотя на долю неметаллов приходится всего 22 химических элементов, но именно некоторые из их числа входят в ряд органогенов. Учебные возможности данного класса не достаточно высокие.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: формирование у обучающихся первоначальных знаний о неметаллах

Инновационность по методам обучения – использование методов, включающих каждого ученика в активную познавательную деятельность по овладению содержанием урока (химический эксперимент). При разработке урока использована технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет развивать критическое мышление обучающихся при организации их работы с различными источниками информации (опорный конспект, , видеофильм, презентации учеников).

В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трех стадий. Первая – стадия вызова. Она заключается в актуализации и обобщении имеющихся знаний по изучаемой теме, возбуждении интереса к ней, мотивации учащихся к активной учебной деятельности. Использовались приемы «Ключевые слова», «Предположения», «Верные, неверные утверждения». Ребята настраиваются на изучение новой темы, выделяют ключевые моменты, и элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

На второй стадии – стадии осмысления – задачи другие: получение новой информации, ее

осмысление и соотнесение с собственными знаниями. Использовался прием «Концептуальная

таблица», где шло сравнение металлов и неметаллов по разным аспектам. Возвращаясь к приему

«Ключевых слов», искали подтверждение рассказа.

Заключительная стадия –рефлексии, подразумевающая выработку собственного отношения к

изучаемому материалу, выявление еще не познанного – вопросов и проблем для дальнейшей

работы, анализ всего процесса изучения материала. На этой стадии возвращаемся к приему

«Ключевых слов». Также используется прием «Синквейн».

Что дает учащимся эта технология? Во-первых, повышается ответственность за качество

собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и

с большими объемами информации. В-третьих, формируются творческие и аналитические

способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.

Положительные стороны предлагаемой технологии: самостоятельное добывание знаний,

осмысление собственной деятельности в учебном процессе, повышение ответственности

обучающихся. Возможна организация практического занятия и изучение нового материала.

Сложность заключается в неодинаковом темпе чтения и оформления письменной работы

Инновационность по формам обучения выражена в сочетании индивидуальных, парных и групповых форм работы учеников.

Инновационность по средствам обучения обеспечивается оснащением химической лаборатории для проведения занятий современным оборудованием.

Высокая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась практической значимостью темы.

На уроке был благоприятный психологический климат, установлен контакт с учащимися.

Домашнее задание было дано дифференцировано. Использовался прием составление «Кластера».

Читайте также: