Урок по теме металлы 9 класс

Обновлено: 01.05.2024

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать коммуникабельность, повысить сплоченность в коллективе.

Развивающие задачи : развивать логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор; развивать познавательный интерес к предмету; учить выделять главное, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти.

Оборудование: кристаллические решетки, Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO4, HCl, Al, Zn, железо, 3 стакана с шариками и подписью:

«Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!»

«Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»

«С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему»

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический

Используемые технологии : Личностно - ориентированное развивающее обучение, технология групповой деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии? Обучение в сотрудничестве.

I. Формулировка темы и задач урока

Если вы внимательно осмотритесь вокруг себя, то где бы вы ни были: дома или в школе, на улице, в метро, на промышленных объектах или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. «Профессий» у металлов много. Почему они так важны? Наверное, благодаря своим особенным свойствам. Сегодня на уроке повторим и обобщим все ваши знания о металлах.

На уроке вы будете работать индивидуально и в группах. Для индивидуальной работы на уроке я раздам каждому из вас «Рабочий лист». В нем вы будете работать практически на всех этапах урока. По окончании каждого этапа вы будете обмениваться «Рабочими листами» и оценивать работу друг друга. А в конце урока вы подведете итог всей своей работы, оценив ее по пятибалльной шкале.

II. Домашнее задание : подготовиться к контрольной работе.

III. Актуализация знаний ( Альтернативный тест - 3 мин.)

I вариант выбирает правильные ответы для натрия,

II вариант - для алюминия:

1.Активный щелочной металл.

3.Мягкий металл, режется ножом.

4.На внешнем электронном уровне этого металла 3 электрона.

5. Проявляет степень окисления +1.

6. Активно реагирует с водой при комнатной температуре.

7. Вступает в реакции при комнатной температуре после снятия защитной пленки.

8. При взаимодействии с кислородом образует пероксид.

9. Этот металл используют для восстановления металлов из их оксидов.

10. При взаимодействии с кислородом образует оксид.

11. Получают из бокситов и нефелинов.

12. Этот металл получают электролизом расплава его солей.

- обменяйтесь с соседом по парте «Рабочим листом», проверьте ответы друг друга и поставьте оценки (без ошибок «5»;1-2 ошибки «4» ; больше 3- «3»)

IV. Положение химических элементов металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

По положению химического элемента в ПСХЭ можно сделать вывод о принадлежности элемента к металлам или неметаллам.

- Вспомните: как расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

V. Строение атомов металлов

Составьте схемы строения электронных оболочек следующих атомов:

а) натрия -1 вариант

б) алюминий – 2 вариант

- Чем они отличаются? В чем особенности их строения? В чем сходство?

VI. Изменение свойств металлов в ПСХЭ

VII. Физические свойства металлов

Каковы общие физические свойства металлов? Поясните эти свойства, основываясь на представлениях о металлической связи.

Демонстрация кристаллических решеток:

Гексагональная –магний, цинк

Кубическая объемноцентрированная – натрий, калий, хром

Кубическая гранецентрировнная – медь, железо, золото, серебро

VIII. Металлы в природе . Способы получения.

IX. Химические свойства металлов и их соединений

Объясните химические превращения, упоминаемые А. Ахматовой: «На рукомойнике моем позеленела медь, но так играет луч на нем, что весело смотреть».

Ребята, сейчас я предлагаю вам в течение 2-3 минут выполнить небольшой тест в вашем «Рабочем листе».

Тест «Химические с войства металлов»

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а)Fe; б) Al; в)Zn; г) Сu

4. С водным раствором хлорида меди (II) взаимодействует:

а) серебро б) золото

1. При горении натрия на воздухе образуется:

2.С водным раствором сульфата железа (II) не взаимодействует :

а)Mg; б)Cu; в)Al; г) Zn

3. С соляной кислотой энергичнее всех будет взаимодействовать:

а) алюминий б)свинец

в) магний г) железо

4. С водным раствором гидроксида натрия взаимодействует:

а) Cu; б) Ca; в) Mg; г)Al.

- обменяйтесь с соседом по парте своими «Рабочими листами», проверьте ответы друг друга и поставьте оценки (без ошибок «5»;1 ошибка- «4»; 2 ошибки - «3»).

X. Активный отдых

Найдите правую часть уравнения на листочках, которые спрятаны в разных местах класса (по рядам)

Левая часть

Правая часть

XI. Эксперименты

Натрий с водой, скрепка с медным купоросом, азотная кислота с медью.

XII. Это интересно

1) Самый дорогой металл – это калифорний. Открыт в 1950 году группой американских учёных и назван по американскому штату Калифорния, в научно-исследовательском центре которого он был открыт. Используется как источник нейтронов. 1грамм этого металла стоит 10 000 $.

2) Металл, имеющий наибольшее число изотопов – это цезий. Число его изотопов составляет 36. Чрезвычайно точны «атомные цезиевые часы», резонансная частота энергетического перехода между подуровнями основного состояния Cs 133 положена в основу современного определения секунды.

3) Самый труднодобываемый металл – это радий.

Поэзия — та же добыча радия .

В грамм добыча , в годы труды .

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Для добычи одного грамма радия требуется переработать почти 300 тонн руды. Соли радия используются в медицине как источник радона для приготовления радоновых ванн.

4) Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Необразованные люди в медицине были поражены. Даже предложили чеканить монеты из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти.

5) В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Как вы думаете, ему это удалось? Он умер от малокровия. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови человека 3-4 грамма, чего хватило разве что на два сапожных гвоздика»

XIII. Проблемные ситуации:

1) Отгадайте, о чем идет речь:

ü Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

ü Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

ü Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.

ü Сырьём для получения этого металла служит боксит.

ü Его называют « крылатым металлом»

2) «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих поделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем! Только сам старый сатана умеет это делать!". Что за вещество упомянуто в рассказе? Напишите химическую реакцию данного процесса» Ответ: калий

3) Рассказ учителя химии послевоенных лет В.С. Полосина своим ученикам: «Работая в московской школе учителем химии, во время зимних каникул мне пришлось поехать в Рязань. Было тяжелое послевоенное время, разруха. Нелегко было достать мыло, и кое-кто стал варить его в домашних условиях, для чего требовался каустик (едкий натр). Случай в вагоне: вдруг почувствовалось какое-то напряжение, послышались разговоры, крики. И вдруг я заметил, как по полу что-то потекло. Люди ходили по этой луже в валенках, залезали на полки. Куда на сапогах заносили подозрительную жидкость, пачкали ею одежду. Через некоторое время у одного мужчины развалились валенки, у другого пришли в негодность подошвы. Я сразу догадался, в чем тут дело, когда обратил внимание на губительное действие раствора на шерсть. Рядом сидела женщина и очень волновалась, т.к из ее большого бидона вытекала жидкость» Из чего был сделан бидон? Что произошло?

XIV. Загадки:

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь «самолетный металл»
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой.
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

5. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

6. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

7. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В «царской водке» целиком.
(Золото)

8. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
(Медь)

Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок. Рефлексия.

Продолжите любую фразу (на выбор):

1) Сегодня мне захотелось .

2) Самым интересным на уроке было.

3) Сегодня на уроке я почувствовал…

4) Сегодня я понял.

5) Теперь я могу .

6) Сегодня я задумался.

9) Я выполнял задания …

Оцените сами себя - каков ваш уровень усвоения темы:

1) Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!

2) Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы.

3) С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему.

- И в своем «Рабочем листе» отметьте галочкой напротив утверждений - легко справился, испытывал затруднения, нужно повторить - уровень усвоения темы, а в квадрате (в самом нижнем правом углу) поставьте себе оценку за работу на уроке.

v А чтобы и мне было понятно, как вы усвоили тему, насколько эффективно мы поработали с вами сегодня, пожалуйста, возьмите каждый с моего стола пластмассовый шарик и бросьте в одну из трех колб (на каждой колбе соответствующая вашему настроению надпись):

· «Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!»,

· «Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»,

· «С большей частью заданий не справился. (Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему»)

XV. «Вопрос – ответ»

1) В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для сладкоежек? (алюминий)

2) На долю этого металла приходится более 1,5% от массы тела человека. 98% его содержится в костях скелета. Однако, он не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. Здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. Что это за металл? (кальций)

3) Горькая или английская соль, в состав которой входит этот металл, используется в медицине в качестве слабительного, содержится в морской воде и придает ей горький вкус? (магний)

4) Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины. (Карбонат кальция)

5) Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «… на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, и автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер» Что это за металл? (Железо). Без железа не может происходить образование гемоглобина и миоглобина – красных кровяных телец и мышечного пигмента

6) Этот металл входит в состав гипса, который используется в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок и в зубоврачебной технике для получения слепков полости рта. О каком металле идет речь? (кальций)

7) Я не менее красивый металл, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тысяч лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147 метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальный металл, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (медь)

8) При недостатке этого металла нарушается обмен веществ у растений и животных, снижается интенсивность фотосинтеза растений, а это ведет к понижению содержания крахмала и сахара в зерне и корнеплодах. Поэтому его соли широко используются в сельском хозяйстве в качестве удобрений. Что это за металл? (Ответ: калий)

9) Этот металл входит в состав физиологического раствора и питьевой соды, которые широко используются в медицине. (Ответ: натрий)

10) Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие на процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

11) Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

12) Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

13) Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах, изготовленных из этого металла, или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

14) Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

15) Без хлорофилла не было бы жизни, а без этого металла – хлорофилла, ведь в нем содержится 2% этого элемента. Общее количество этого металла в хлорофилле всех растений Земли составляет 100 млрд.т. Что это за металл? (Магний)

Обобщающий урок в 9 классе по теме "Металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Металлы»

Учитель: Филимонова Ирина Вячеславовна.

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO 4 , HCl, Al, Na, Zn,

железный гвоздь, вода.

Класс делиться на две команды.

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний.

-словесные (беседа, рассказ);

-наглядные (таблицы, картинки).

Орг. начало и постановка целей урока. Слайд 2.

Учитель. Девиз алхимиков XVIII в. совпадает с девизом нашего урока:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет.

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец.

Помни! Сера им отец.

И спеши мой друг узнать-

Всем им ртуть родная мать!

1 Конкурс “Разминка” (На сколько вопросов ответит команда 1 минуту. Каждый вопрос – 1балл)

Ответьте на предложенные вопросы.

1. Пули для ружей и пистолетов изготавливаются из этого металла (свинец)

2. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (цезий)

3. Самый распространённый металл в земной коре (алюминий)

4. От соединений какого металла зависит красный цвет крови? (железо)

5. Химический элемент, названный в честь нашей планеты (теллур)

6. Этот металл называют крылатым (алюминий)

7. Свойство атома химического элемента образовывать несколько простых веществ (аллотропия)

8. Металл "консервной банки" (олово)

9. Этилированный бензин содержит органическое соединение этого металла (свинец)

10. Металл, входящий в состав нержавеющих и жаропрочных сталей (хром)

11. Какой металл принесён в жертву "рыжему дьяволу"? (железо)

12. Без какого металла невозможна фотография? (серебро)

13. Какие металлы можно зажечь холодной водой? (щелочные)

14. Металл, входящий в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы (алюминий)

15. Название металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает "известь" (кальций)

16. Название металла в переводе с шумерского языка означает "капнувший с неба" (железо)

17. Ядро атома металла содержит 80 протонов (ртуть)

18. От соединений какого металла зависит зелёная окраска растений? (магний)

19. Атом какого металла содержит 12 электронов? (магний)

20. Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

21. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

22. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

23. Самый легкий металл? (Литий)

24. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

25.Самый твердый металл. (Хром)

26.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

27. Самый тяжелый металл (Осмий)

28.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

29.Металл- жидкость. ( Ртуть)

30. Самый используемый металл в мире. (Железо)

31. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

32. Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

33. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

34. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

35.Самый пластичный металл. (Золото).

36. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

Ну что-ж, разминка закончена – приступаем к игре!

2. Достаточно внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева». Слайд 3

  1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (фронтальный опрос)
  2. Что такое металлы?
  3. Какие группы металлов мы изучили?
  4. Что общего у всех металлов в строении атома?
  5. Металлы какой группы ( I или II ) сильные восстановители и почему?

6.Перечислите физические свойства металлов.

- температура плавления (-39 0 ртуть, 3410 0 вольфрам) В зависимости от температуры плавления какие виды металлов выделяют;

-плотность (?) Легкий-0,50-5 г/см 3 , тяжелые 5-22,5 г/см 3 ) Литий и осмий (иридий-22,6 оба)

Как зависит положение металла в ПСХЭ и плотность?

- пластичность (золото, медь, серебро) Из золота можно изготовить фольгу толщиной 0.003 мм, которую используют для золочения изделий. Однако не все металлы пластичны. Проволока из цинка или олова хрустит при сгибании; марганец и висмут при деформации вообще почти не сгибаются, а сразу ломаются. Пластичность зависит и от чистоты металла; так, очень чистый хром весьма пластичен, но, загрязнённый даже незначительными примесями, становится хрупким и более твёрдым.

- электропроводность - обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля. Серебро, медь и алюминий имеют наибольшую электропроводность;

- теплопроводность металлов также зависит от подвижности свободных электронов. Поэтому ряд теплопроводностей похож на ряд электропроводностей;

- металлический блеск - однако в порошкообразном состоянии большинство металлов теряют свой блеск; алюминий и магний, тем не менее, сохраняют свой блеск и в порошке. Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и палладий.

6. Почему металлы хорошо проводят тепло и ток?

7. Какой тип кристаллической решетки у металлов?

Подвести итог вышесказанному мы можем с помощью этой схемы Слайд 7

Конкурс 3. Выполнение тестов. Каждому игроку выдается свой тест (6 вариантов). За правильный ответ 1 балл.

  1. Ну а теперь давайте повторим химические свойства металлов

Какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?(

Ожидаемые ответы: А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является. Б). Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений металлов стоят после него (правее)

Учитель: Итак, как вы считаете, связаны ли с активностью металлов нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии) или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод (Металлы, завершающие электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде. Более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода встречаются в природе только в виде соединений с другими элементами.)

Конкурс 5. Допишите уравнения реакций. Слайд 12.

(команды дописывают уравнения, групповая работа)

Конкурс 6. Экспериментальный.

От каждой команды вызывается по одному ученику. Используя предложенные реактивы нужно провести химическую реакцию. (пока ученик выполняет опыт, команда пишет уравнение реакции)

Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники безопасности .

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. При выполнении практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

3. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

4. запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

5. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

1 команда: 3 CuSO 4 + 2 Fe → 3 Cu + Fe 2 (SO 4 ) 3 (пробирка, сульфат меди, железный гвоздь)

2 команда: Zn+ 2 HCI → ZnCI 2 + H 2 ↑ (стакан, соляная кислота, цинк гранулы)

Вещества : р-р сульфата меди(CuSO 4 ), гидроксид натрия (р-р)(NaOH), железный гвоздь (Fe), р-р серной кислоты(H 2 SO 4 ), медная проволока (Cu)

Вещества: медная проволока (Cu), цинк(Zn), р-р соляной кислоты (HCl), р-р сульфата меди ( CuSO4), р-р хлорида железа (FeCl 3 )

Конкурс 7. Разгадай ребус. В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.

1) Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124. (Олово.)

2) Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с. (Астат.)

3) Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты. (Ванадий.)

4) Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)

5) Щелочной металл. (Натрий.)

6) Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения. (Титан.)

7. Конкурс 8. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) в) Феррумный характер.(Железный характер.)

в) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

г) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования – задание на дом:

Если останется время: загадки

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

Конспект урока по химии "Металлы" 9 класс

Оборудование: презентация, наборы металлов (цинк, медь, алюминий).

Технология: проблемное обучение.

Ход урока

(слайд 1) Сейчас я зачитаю вам слова М.В. Ломоносова, по окончании цитаты предположите какая тема сегодня будет на уроке «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным. Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны. Металлы отверзают недро земное к плодородию, служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего… И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может».

Итак, тема нашего урока? (слайд 2)

Сегодня мы приступаем к изучению раздела неорганической химии – химии металлов. В прошлом году вы уже знакомились с этой группой веществ.

I. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о металлах?
  2. Что вы хотите узнать? (какими свойствами физическими обладают и от чего они зависят? Как на практике используются металлы?)
  3. Для чего вам это нужно знать? (слайд 3)

Ребята отвечают на вопросы учителя, формируются цели урока

Цели: (слайд 4)

  • Рассмотреть нахождение металлов в периодической системе, границу по элементам, разделяющую металлы и неметаллы
  • Повторить особенности строения металлов и химическую связь
  • Вспомнить физические свойства металлов , от чего они зависят
  • Повторить, как связаны физические свойства и использование металлов

Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны сегодня активно и много работать. Готовы?

II. Изучение нового материала

(слайд 5) Металлы (от лат. Metallum – шахта, рудник): группа элементов, обладающая характерными металлическими свойствами.

С греч. «металлон» - «земляные работы»

О каких металлах идет речь:

l Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (кальций)

l К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений)

l Из него солдатик твой, не болеет он «чумой». (олово)

· К группе черных отношусь,
В тяжелой металлургии – главный.
Своею ролью я горжусь –
и в эритроцитах содержусь. (железо)

· Единственный металл, он жидкий,

И в сплавах образует амальгам.

Его пары уж очень ядовиты,

И печень поражает в тот же час.

В термометрах его увидеть можно.

Однако, будьте осторожны! (Ртуть)

· Царем металлов меня считают
И благородным называют,
Пленяю я блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой (золото)

· Удельный вес его так мал,

Что стал крылатым тот металл.

Во все детали входит он,

Являясь важной составной. (Алюминий)

l В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна. (медь)

l Ковал победу тот металл
Для танков на Урале.
Он стойкость сплаву придавал
И нити лампы при накале. (Вольфрам)

Нахождение металлов в периодической системе

l кальций (№20), рутений (№44), олово (№50)

l золото (№79), алюминий (№13)

l железо (№26), ртуть (№80)

l медь (№29), вольфрам (№74)

В какой группе и подгруппе?

Есть ли металлы в главных подгруппа? А в побочных?

В побочной подгруппе находятся только металлы.

(слайд 11) Пользуясь ПСХЭ по цвету определите и ответьте на вопрос:

l Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

Записать вывод: Главные подгруппы каких групп состоят только из металлов.

(слайд 12) Как называются металлы 1а группы? (щелочные)

(слайд 13) Как называются металлы 2а группы, начиная с кальция? (щелочно-земельные)

(слайд 14) Каковы особенности строения атомов металлов? Какое количество электронов на последнем слое у металлов? (1-3)

  • На внешнем уровне 1–3 электрона – но почему полоний, висмут тоже металлы? Что происходит с радиусом атомов металлов сверху вниз по главной подгруппе?
  • Большие атомные радиусы. Значит, какой способностью восстановительной или окислительной обладают атомы металлов?
  • Легко отдают валентные электроны (восстановительная способность)

(слайд 15) Вы сейчас работали с цветной таблицей в учебнике, но на экзамене она черно-белая. Чтобы правильно определить свойства вещества, нужно знать металл это или неметалл. А для этого нужно знать, по каким элементам проходит диагональ, которая разделяет металлы и неметаллы главных подгрупп? От бора до астата.

(слайд 16) Свойства веществ зависят от вида химической связи. Какая она у металлов? Кристаллы?

(слайд 17) Благодаря металлической связи и металлической решетке, металлы обладают общими физическими свойствами. Какими?

(слайд 18) В каком агрегатном состоянии находятся металлы?

1.Твердые (исключение ртуть – жидкий металл при комнатной температуре)

(слайд 19) 2.Пластичность – способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку. Стр.30

В чем причина пластичности металлов? В этом нам поможет разобраться следующий опыт: две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности – также особое строение кристаллической решетки.

Самый пластичный металл?

Какое свойство колокольчика я использовала в начале урока? (слайд 20) Ковкость и звон.

(слайд 21) Электропроводность

Учитель: электрическая проводимость металлов объясняется движением свободных электронов. Почему при нагревании электрическая проводимость металлов уменьшается? (стр. 30 учебника Габриеляна, 9 класс)

l Высокая электропроводность уменьшается в ряду металлов:
Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Щелчок При нагревании уменьшается, т.к. колебание ионов затрудняет движение электронов.

  • В чем причина электропроводности металлов, какие металлы самые лучшие проводники тока, что такое сверхпроводимость? – отвечают на вопросы)

(слайд 22) Чем обусловлена теплопроводность, и как она изменяется при нагревании? (стр30).

(слайд 23) металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности).

l Световые лучи падают на поверхность металла и отталкиваются от неё свободными электронами, создавая эффект металлического блеска.

(слайд 24) Зеркало состоит из гладкого стекла, на которое наносят очень тонкий слой металла. Часто зеркала покрывают серебром, потому что оно прекрасно отражает свет.

Как блеск может применяться на практике?

Высокая отражающая способность позволяет использовать металлы не только при производстве зеркал, но и оптических линз, кровельных изделий. Алюминий используется для создания помех в радиолокации, для производства теплостойкой защитной одежды для пожарных.

(слайд 25) Металлы классифицируют по цвету. Какие цветные металлы вы знаете?

Ближайшие к нам месторождения черных и цветных металлов находятся в горах, расположенных на западе от Тюменской области. Где? (На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое) (слайд 8)

Но металлы есть не только на нашей планете. Так на Луне обнаружено большое количество самородного железа.

Физкультминутка. Поднять руки над головой и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько электронов на последнем слое у алюминия.

Наклоны вправо и влево столько раз, какая валентность у магния.

(слайд 26) Металлы различают также по плотности и температуре плавления.

· Как это свойство применяется на практике?

· Многие лёгкие металлы используются для производства лёгких сплавов в машиностроении, авиа – и судостроении. Снижение массы машины даёт преимущества в скорости, дальности, высоте. Тяжёлые металлы для производства гирь, монет, решёток, цепей, тяжёлых машин.

температура плавления:

Как это свойство применяется на практике?

Тугоплавкие металлы используются для изготовления нитей накаливания электроламп, при производстве жаропрочных сталей.

  • Температура плавления олова 232, а алюминия 660 градусов. Как отличить обертку для конфет из олова от алюминиевой при помощи спиртовки?
  • Олово очень быстро плавится, где используют? (для паяния)

(слайд 28) Открыт в 1844 году рутений был найден в составе уральской руды. В природе запасов насчитывают около 5000 тонн. Он относится к семейству платиновых металлов. Благодаря тугоплавкости и длительной изнашиваемости его применяют в соединении с платиной при производстве электрических контактов, а также в космической промышленности. Нашли применение рутению и в ювелирном производстве в качестве добавки к специальным ювелирным сплавам. Металл используют при изготовлении игл для компасов, покрывают им керамику, стекло. Его стоимость составляет примерно 1,5$ за 1 грамм.

l (слайд 29) Самым дорогим металлом в мире является Калифорний (Cf) – в этом Вам поможет убедиться Книга рекордов Гиннесса . Калифорний искусственно получили

l 1950 году в Калифорнийском Университете в Беркли – отсюда и название. Калифорний извлекают из продуктов длительного облучения плутония нейтронами в ядерном реакторе. Кстати этот металл вполне может заменить атомный реактор!

l Мировое производство калифорния-252 составляет всего несколько десятков миллиграммов в год. Стоимость: 6 500 000 $ за 1 грамм

(слайд 30) Металлы по свойствам отличаются. Металлы-чемпионы. Самый

легкий металл – Li (p= 0,53 г/см3 ) литий

тяжелый – Os (p= 22,5 г/см3 ) осмий

легкоплавкий – Cs (tпл = 28,5°С) цезий

тугоплавкий – W (tnл = 3390°С) вольфрам

мягкий – Cs цезий

твердый – Сг хром

блестящий – Ag c еребро

пластичный – Au золото

(слайд 31) Самый электро- и теплопроводный металл – Ag c еребро

распространенный в земной коре – Al алюминий

обнаруженный в упавших метеоритах – Fe железо

обладающий бактерицидными свойствами - Ag серебро

широко используемый в электротехнике - С u медь

(слайд 32) Какие общие свойства металлов вы знаете?

· Твердое агрегатное состояние

· Пластичность, ковкость, тягучесть

· Способность намагничиваться (железо)

(слайд 33) Учитель: Итак, что такое металлы, посмотрите на кластер на доске. Металл – это вид атомов, способных легко отдавать при химических реакциях электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами.

Работа в группах. 1 группа: Рассмотрите образцы металлов, найдите медный сплав.

2 группа: Рассмотрите образцы металлов, найдите железо.

3 группа: Рассмотрите образцы металлов, найдите алюминиевый предмет.

Как вы можете их различили?

(слайд 34) Итог. Металлы играют большую роль в жизни человека. Стихотворение.

Металл - это точность.

Металл – это прочность,

Блеск и красота

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал,

Не сразу стал он кружкой

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог:

Сперва пришел геолог.

Нашел он гору – в ней руда.

И горняки пришли туда.

И машинист дает гудок-

К печам руду доставит в срок.

И металлический ручей

Течет из огненных печей.

Ещё работе не конец:

Придут и токарь, и кузнец,

Слесарь и штамповщик,

И каждый вложит труд в металл,

Чтобы металл трудиться стал.

Он в проводах несёт нам свет,

Металл – коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник.

III. Закрепление

(слайд 35) – Поясните, почему металлы использованы именно таким образом, а не наоборот

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/609814/f_clip_image002.jpg

(слайд 36) Задание №1 . Какие физические свойства меди обуславливают её использование в электротехнике?

(слайд 37) Задание №2

Заполните пропуски нужными словами

1.Радиус атомов металлов _ (больше или меньше) радиуса атомов неметаллов.

2. Во всех соединениях металлы имеют ____(+ или -) заряд.

3. При комнатной температуре Ме находятся в ____(твердом, жидком или газообразном) агрегатном состоянии, за исключением ____ .

  1. Металлы обладают характерным ________ .
  2. Они хорошо проводят ____ и ____.
  3. Самый тяжелый металл ____ , самый лёгкий ___
  4. Самый тугоплавкий _____, самый легкоплавкий ________.

(слайд 38) Самопроверка. Задание №2 Заполните пропуски нужными словами

1.Радиус атомов металлов больше радиуса атомов неметаллов.

2. Во всех соединениях металлы имеют + заряд.

3. При комнатной температуре Ме находятся в твердом агрегатном состоянии, за исключением ртути.

  1. Металлы обладают характерным блеском.
  2. Они хорошо проводят электрический ток и тепло.
  3. Самый тяжелый металл осмий, самый лёгкий литий
  4. Самый тугоплавкий вольфрам, самый легкоплавкий цезий

IV. Подведение итогов

(слайд 38) Достигли ли мы цели урока?

(слайд 40) Домашнее задание: §5-6 выучить особенности металлов.

Конспект урока по химии для 9 класса на тему "Металлы"

· Обобщить и систематизировать знания по составлению уравнений химических реакций металлов с неметаллами, с водой.

Развивающая:

· Развивать представление об использовании в жизни металлов и их соединений;

· Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать;

· Создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти.

Воспитательная:

· Воспитывать интерес к знаниям;

· Чувство ответственности за результаты своего труда;

Образовательные:

Провести игру «Самый, самый…»

Посмотреть презентацию «Металлы и сплавы в искусстве»

Установить соответствия между свойствами и изменениями в зависимости от положения элементов в ПС

Составить уравнения химических реакций по видеороликам

Развивающие:

Провести игру «Мозговой штурм»

Провести графический диктант

Работать по ПСХЭ и выделять в ней группы, где находятся металлы, сравнивать их свойства в группах и периодах, находить сходство и различие в строении атомов

Развивать самостоятельность оценивания своих результатов при заполнении листов самооценки

Воспитательные:

Добиваться правильной и аккуратной записи уравнений реакций, грамотного озвучивания продуктов реакции

Требовать от учащихся правильных химических формулировок и понятий, а также названий веществ.

Иметь доверительные отношения между учеником и учителем, между учениками

Методы и методические приемы: словесный метод, наглядный метод, аналитический, сравнительный, обобщающий метод, самостоятельная работа.

Тип урока: урок повторения и обобщения изучаемого материала.

Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний «Снежный ком»

Оборудование: ПСХЭ, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ряд активности неметаллов, классная доска, карточки с заданиями, таблицы заполнения, листы самооценки

Литература для учителя:

§ О.С.Габриелян Настольная книга учителя 9 класс. Москва «Дрофа» 2003г

§ журналы «Химия в школе»,

§ О.С.Габриелян «Химия 9 класс» Издательство «Дрофа» Москва 2009 г

§ М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии-9 кл. Москва «ВАКО» 2004г

§ Ресурсы Интернет «Мир химии»

Литература для учащихся:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный

Готовность класса к уроку.

«Семь металлов создал свет по числу семи планет»

(из высказываний древних алхимиков)

-Назовите эти элементы и соответствующие им планеты, покажите их положение в ПСХЭ

Ребята, сформулируйте цели нашего урока.

Учитель ставит задачи урока.

Учитель раздает учащимся листы самооценки.

Приветствие учителя (дети встали)

Учащиеся называют и показывают:

Золото – Солнце, серебро – Луна, медь – Венера,железо - Марс (бог войны), олово – Юпитер,свинец –Сатурн, ртуть – Меркурий (самый подвижный, ловкий )

Учащиеся называют цели (повторить физические и химические свойства, применение)

Учащиеся его просматривают и будут заполнять в ходе выполнения заданий.

Приложение №1 «Лист самооценки»

ІІ. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1) Что означает слово «металл?

2) Положение в периодической системе химических элементов

Работа по таблице Менделеева.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Слово «металл» может означать простое вещество и химический элемент.

Показывают положение металлов по группам, их название.

Учащиеся, которые отвечали на поставленные вопросы, заполняют лист самооценки.

ІІІ. Обобщение и систематизация знаний.

Вопрос «Как используются металлы и сплавы в искусстве?»

Индивидуальная работа у доски: 2-х учащихся, а остальные работают по вариантам на листочках.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Металлы» 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Металлы»

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Металлы».

образовательные : обобщить знания об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ;

развивающие : совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства металлов, на основе теоретических знаний выполнять практические задания, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, сравнивать, обобщать, логически мыслить и рассуждать, развивать творческие способности, использовать дополнительную литературу;

воспитательные : воспитывать коммуникативные качества, умение высказать собственное мнение, работать в группе, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Оборудование и реактивы : ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, распечатки тестов, презентация к уроку, штативы с пробирками, пипетки, черный и белый экран, закодированные пробирки с растворами хлорида цинка, хлорида алюминия, сульфата железа (II), хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку. Настрой учащихся на активную работу на уроке.

Какой раздел вы изучали на предыдущих уроках? Сегодня у нас с вами заключительный урок по этой теме. Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Металлы».

Тему «Металлы» мы изучали в течение нескольких уроков. За это время вы накопили определенный багаж знаний. И сегодня нам предстоит выяснить, как велик этот багаж. Мы окажемся в океане «Знаний», в лодке под названием «Металлы»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывем до пристани «Перемена». Желаю, чтобы вы на сегодняшнем уроке были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас, т.е. представили все свои знания по данной теме, и чтобы по окончании урока выше настроение поднялось до уровня экзотермической реакции.

Итак, наша лодка подплыла к бухте «Знание».

К доске для работы по карточкам вызываются трое учащихся:

Карточка 1 . С какими простыми веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций на примере кальция.

Карточка 2. С какими сложными веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций с водой на примере натрия и цинка, с растворами кислот и солей на примере железа.

Карточка 3. Какие существуют способы получения металлов. Запишите уравнения соответствующих реакций.

- Какие элементы называют металлами?

- Укажите положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

- Какие металлы мы изучили? Определите их местоположение в ПСХЭ?

- Каковы особенности строения атомов металлов?

- Как изменяются металлические свойства в периодах, главных подгруппах? Почему?

- Перечислите физические свойства металлов? Чем они обусловлены?

- Какие свойства - окислительные или восстановительные характерны для металлов?

- В каком виде металлы встречаются в природе?

В беседе с классом ведется проверка работ учащихся, выполнявших задание по карточкам у доски.

Не успели мы с вами отплыть, а уже препятствие.

На пути «РИФЫ ФОРМУЛ» . Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.

Читайте также: