Урок сплавы металлов 9 класс

Обновлено: 07.05.2024

Оборудование: коллекции металлов и сплавов, кристаллические решетки металлов и сплавов, открытки изделий из сплавов, дидактические задания, периодическая таблица Д.И.Менделеева, иллюстративный материал, образцы изделий из сплавов.

I. Орг. момент.

II. Повторение.

· Физические свойства металлов.

III. Содержание урока.

При плавлении металлы обычно смешиваются друг с другом, образуя сплавы. В большинстве случаев сплавы обладают более полезными свойствами, чем составляющие их чистые металлы. У бронзы, например, прочность выше, чем у составляющих ее меди и олова. Сталь и чугун прочнее технически чистого железа. Поэтому в чистом виде металлы используют редко. Получены десятки тысяч сплавов

Помимо большей прочности многие сплавы обладают большей коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, чем чистые металлы. Так, чистая медь очень плохо поддается литью, из нее трудно получить отливки, и в то же время оловянная бронза имеет прекрасные литейные свойства: из нее отливают художественные изделия, требующие тонкой проработки деталей. Чугун-сплав железа с углеродом - также великолепный литейный материал.

Помимо более высоких механических качеств сплавам присущи свойства, которых нет у чистых металлов. Примерами могут служить получаемая на основе железа нержавеющая сталь-материал с высокой коррозионной стойкостью даже в агрессивных средах и с высокой жаропрочностью, магнитные материалы, сплавы с высоким электрическим сопротивлением, с малым коэффициентом термического расширения.

Сплавы - это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых по крайней мере один - металл.

В металлургии железо и его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы.

Подавляющее большинство железных (или черных) сплавов содержит углерод. Их разделяют на чугуны и стали.

Чугун-сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь - передельный чугун.

В зависимости от состояния углерода в сплаве различают серый и белый чугун.

Сталь-сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода. По химическому составу стали делят на два основных вида: углеродистая и легированная стали.

Углеродистая сталь представляет собой сплав железа главным образом с углеродом, но, в отличие от чугуна, содержание в ней углерода, а также других веществ гораздо меньше. В зависимости от количества углерода стали подразделяют на мягкие(0,3%С), средней твердости и твердые (до2%С). Из мягкой и средней твердости стали делают детали машин, трубы, гвозди, скрепки и т. д., а из твердой - различные инструменты.

Легированная сталь- это тоже сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден и др.

Легирующие добавки придают сплаву особые качества. Так, хромоникелевые стали очень пластичные, прочные, жаростойкие, кислотоупорные, устойчивые против коррозии. Они применяются в строительстве, а также для изготовления нержавеющих предметов домашнего обихода (ножей, вилок, ложек), всевозможных медицинских и других инструментов. Хромомолибденовые и хромованадиевые стали очень твердые, прочные и жаростойкие. Они используются для изготовления трубопроводов, компрессоров, моторов и многих других деталей машин современной техники.

Стали - это основа современного машиностроения, оборонной промышленности, ракетостроения и других отраслей промышленности.

В развитии современной металлургии стали большое значение имели работы Д. К. Чернова и П. П. Аносова.

Сплавы меди

Сплавы, повышающие прочность и другие свойства меди, получают введением в нее добавок, таких, как цинк, олово, кремний, свинец, алюминий, марганец, никель. На сплавы идет более 30% меди.

Латуни - сплавы меди с цинком ( меди от 60 до 90% и цинка от 40 до 10%) - прочнее меди и менее подвержены окислению. При присадке к латуни кремния и свинца повышаются ее антифрикционные качества, при присадке олова, алюминия, марганца и никеля возрастает антикоррозийная стойкость. Листы, литые изделия используются в машиностроении, особенно в химическом, в оптике и приборостроении, в производстве сеток для целлюлознобумажной промышленности.

Бронзы. Бронза- сплав на основе меди с добавкой ( до 20% ) олова. Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья.

Раньше бронзами называли сплавы меди (80-94%) и олова (20-6%). В настоящее время производят безоловянные бронзы, именуемые по главному вслед за медью компоненту.

Алюминиевые бронзы . Дюралюминий - сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний. Марганец и никель. Имеет хорошие механические свойства, применяется в самолетостроении машиностроении.

содержат 5-11% алюминия, обладают высокими механическими свойствами в сочетании с антикоррозийной стойкостью.

Свинцовые бронзы, содержащие 25-33% свинца, используют главным образом для изготовления подшипников, работающих при высоких давлениях и больших скоростях скольжения.

Кремниевые бронзы , содержащие 4-5% кремния, применяют как дешевые заменители оловянных бронз.

Кадмиевые бронзы - сплавы меди с небольшим количества кадмия (до1%) - используют при производстве троллейных проводов, для изготовления арматуры водопроводных и газовых линий и в машиностроении.

Припои - сплавы цветных металлов, применяемые при пайке для получения монолитного паяного шва. Среди твердых припоев известен медносеребряный сплав (44,5-45,5% Ag; 29-31%Cu; остальное - цинк).Из цветных сплавов отметим бронзу, латунь, мельхиор, дюралюминий.

Бронза- сплав на основе меди с добавкой ( до 20% ) олова. Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья.

Дюралюминий - сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний. Марганец и никель. Имеет хорошие механические свойства, применяется в самолетостроении машиностроении.

Дополнительный материал с презентацией

Медь в искусстве.

В незапамятные времена медь стала доступна человеку. Медный век был ознаменован широким использованием орудий, изготовленных из медных самородков. Достаточно распространенный в природе, обладающий хорошей ковкостью, сравнительно легко поддающийся обработке – этот металл первым завоевал доверие и признание человеческой цивилизации. Достаточно упомянуть о том, что уже в 3-м тысячелетии до нашей эры при помощи медных инструментов были добыты и изготовлены 2 миллиона 300 тысяч каменных глыб, из которых сложено одно из семи чудес света – египетская пирамида Хеопса. Изготовление изделий из меди и искусство медной чеканки по древности происхождения уступает лишь художественной керамике. Бронзовый век, пришедший на смену медному, открыл людям еще одну возможность – использование сплавов. Бронза – это сплав меди с оловом. Знаменательно, что это вещество дало начало развитию искусства литья. Из бронзы изготавливались преимущественно предметы роскоши, драгоценности, а также первые зеркала. В Египте эксперименты с медью привели к возникновению алхимии. Египетские жрецы открыли для себя сплав меди и цинка – латунь. Сходство латуни с золотом заставило первых алхимиков прийти к выводу, что они владеют секретом получения золота из меди (правда, в отличие от золота, латунь окисляется). Кроме сплавов, использовались и химические соединения меди. Например, в Александрии окисленная медь использовалась в качестве женского грима – получаемой таким образом зеленой краской подводили глаза. Этот же краситель применялся и в живописи терм (бань) римского императора Тита, в стенных фресках Помпеи.

Медь и бронза были известны также в Индии, Ассирии, Риме и в Греции. Один из богов, воспетых в «Илиаде», кузнец Гефест выковывает из меди победный щит герою Троянской войны Ахиллу, а в начале III века до н. э. в районе порта Родоса на побережье Эгейского моря появляется другое чудо света – Колосс Родосский – 32-метровая статуя бога Солнца Гелиоса. Гигантское сооружение, под которым свободно проплывали парусные суда, было полностью медным. До наших дней также дошли выполненные на заре человеческой цивилизации уникальные скульптуры из бронзы – Марк Аврелий, Дискобол, Спящий сатир и другие. Не менее популярна была медь и в Японии. Так, в VIII веке н.э. была создана гигантская медная фигура Будды в храме Тодайдзи весом более 400 тонн.

Из меди и сплавов изготавливались и монеты разных стран.

Медь в искусстве России

На территории нашей страны медные рудники появились приблизительно в начале 2-го тысячелетия до н. э. VIII–VI веками до н. э. датируются находки археологов в Закавказье, Сибири и на Алтае: медные ножи, наконечники стрел, бронзовые щиты, шлемы и другие предметы. Промышленная выплавка меди, однако, началась лишь в начале XIII века в Архангельской области, на Цильменском месторождении.

Меднолитая пластика – это замечательное и до конца не исследованное явление русской художественной культуры, имеющее тысячелетнюю историю. Определяя значение медных крестов, икон и складней в жизни русского народа, Ф.И.Буслаев, известный филолог и искусствовед XIX в., писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе…». 1 Эти слова с полным правом можно отнести к любому региону России, в том числе и к Московской губернии, где на протяжении XVIII – XX вв. не только почитали меднолитые образа, но и занимались их производством.

Определяющей вехой в истории медного литья стал указ Петра I от 31 января 1723 г. «О запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова». 2 Этот указ поставил под контроль производство, продажу и бытование меднолитых предметов, которые следовало «употребить на церковные нужды». Таким образом, уже в начале XVIII в. была определена политика государственных властей по отношению к медной пластике. Именно в этих условиях, поставивших литейное дело в нелегальное положение, мастера-старообрядцы разных направлений (беспоповцы и поповцы) сумели не только сохранить древнерусские традиции, но и создать новые образцы крестов, икон и складней.

Из меди и сплавов на Руси отливалось и оружие. 40-тонная Царь-пушка была отлита из бронзы в 1586 году Андреем Чеховым. Медные монеты впервые на Руси были введены в середине XVII века. Издавна была известна на Руси и уксуснокислая медь – ярко-зеленая краска, носившая в старину название «яр-медянки».

Медное литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, неотрывно сопровождает всю историю русской религиозности и благочестия. Купола, как известно, в России кроют золотом, однако основа для покрытия купола изготавливалась обычно из меди. И сегодня медь является предпочтительным материалом для изготовления церковных куполов: так, при реконструкции храма Василия Блаженного в Москве в скором времени планируется заменить железные купола медными, так как железо быстро ржавеет. Высочайшего мастерства русские умельцы достигли и в искусстве литья колоколов. Бронзовый Царь-колокол, предназначенный для колокольни Ивана Великого, весом более 200 тонн был отлит в 1735 году отцом и сыном Материными. Медными листами покрыта и южная дверь Успенского собора – главного храма Древней Руси.

Литые иконы, кресты и складни изготовлялись в России с древнейших времён. Особенно популярными стали литые иконы в среде старообрядцев – они нуждались в иконах, выполненных из прочного материала, приспособленного для частых перевозок, длительного пребывания под открытым небом или, в случае обыска или необходимости прятать свои святыни от гонителей, в земле. Медные сплавы как нельзя более отвечали этим требованиям. Родиной старообрядческого цветнометаллического литья считается поморский Выговский монастырь, где, по-видимому, до середины XVIII в. сформировались основные композиционные и стилевые мотивы медной пластики. К XIX в. медные иконы отливались не только на Севере, но и на Урале, и даже в мастерских Подмосковья.

Медь нашла свое применение и в светском искусстве Руси. Гравюра на металле – технология, заимствованная с Запада, но получившая свое продолжение и развитие в руках русских мастеров – не перестает удивлять тонкостью и изяществом исполнения и в наши дня. Первые гравюры на металле, появившиеся в Петровскую эпоху, были резцовыми – их получали путем нанесения на поверхность металла резцом штрихов и линий. В дальнейшем резцовая техника сочеталась с пунктирной (когда вместо резца использовались пуансоны – с их помощью наносились точки различной величины, формы и глубины), с различными типами обработки поверхности медной доски, а также травления участков доски, предварительно покрытых кислотоупорным лаком. Сегодня культура гравюры на меди оказалась во многом утраченной из-за своей сложности и строгости принципов.

В архитектуре и оформлении городского пространства императорской России прочное место заняли и бронзовые скульптуры. Из бронзы изготовлен и знаменитый петербургский «Медный всадник» – творение французского скульптора Фальконе, воспетый А. С. Пушкиным.

Урок по химии в 9 классе по теме «Сплавы»
план-конспект урока по химии (9 класс)

На этом уроке учащиеся имели возможность самореализоваться через экспериментальную деятельность, что привело к умению определять химические проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить химический эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои цели, давать определения понятиям.

ВложениеРазмер
prezentatsiya.pptx 251.83 КБ
tehnologicheskaya_karta.docx 897.71 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Добытую руду плавить с пользой для дела и получать из нее путем отделения шлаков чистые металлы » Г.Агрикола

Сплавы – материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один – металл

Вид Состав Применение Чугун Fe (93%); C (2-4,5%); Mn, Si, P, S Изготовление литых деталей (трубы, колеса и т.д.), переработка в сталь Сталь Fe (93%); C ( Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС -2016»

Урок по химии в 9 классе по теме «Сплавы» составлен на основе УМК О.С. Габриеляна «Химия 9 класс». Это 5-й урок в теме«Металлы». На уроке применены: фронтальная, индивидуальная и групповая работы. Тип данного урока – урок изучение нового материала.

Урок проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897, который вступил в действие с 01 сентября 2015 г. Использовались рекомендации по рабочим программам по химии для 8 – 9 классов по программе О.С.Габриеляна.

В классе учащиеся в целом привыкли к активной творческой работе, и девочки и мальчики – любознательные, имеют свою позицию и точку зрения по решению различных проблем, поэтому на протяжении всего урока решались задачи по формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных, познавательных качеств личности, на личностное и профессиональное самоопределение.

В основе урока системно – деятельностный подход, который включал и элементы исследования, и задания на сравнения, и сопоставления.

Практическая часть урока нацелена на развитие предметных компетенций, прежде всего, интерес к химии как науке, не только на уроке, но и во внеурочное время.

В процессе подготовке к уроку мною использовались разные источники: учебно-методические пособия, научно-популярная литература, электронные ресурсы.

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС

(схема технологической карты урока в дидактической системе деятельностного метода обучения)

Проект урока по теме : « Сплавы »

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Цель урока: сформировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, развивать логическое мышление.

Метапредметные: умение работать с источниками химической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, применять полученные знания в быту.

Предметные: познакомить учащихся с важнейшими представителями сплавов и их значением в жизни общества, дать понятие о классификации и свойствах сплавов.

Ключевые универсальные учебные действия:

Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

Познавательные : уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, вести дискуссию, уметь доказывать свою точку зрения.

Источники информации: учебники, дидактические карточки.

Оборудование: ноутбук, проектор мультимедийный; коллекция сплавов черных металлов и изделий из них, коллекция сплавов цветных металлов и изделий из них.

На данном этапе урока учитель акцентирует внимание ребят, что они уже знакомы со строением, свойствами и способами получения многих металлов. Какое название носит наука, занимающаяся получением металлов из их природных соединений – минералов и руд?

Еще в VI веке ученый и врач Георг Агрикола, заложивший основы металлургии, автор сочинения «Двенадцать книг о металлах», призывал стремиться к тому, чтобы «добытую руду плавить с пользой для дела и получать из нее путем отделения шлаков чистые металлы». Это главная задача металлургии и в наши дни (Демонстрируется слайд №1 с высказыванием Георга Агрикола).

Далее учитель задает вопрос: Какими важными физическими свойствами обладают металлы?

Учитель продолжает свой рассказ.

Но почему химически чистые металлы редко используют в быту и промышленности? Например, из магния не делают бытовые изделия; легкий прочный кальций не используют в самолетостроении?

Как же можно устранить хрупкость металлов?

Этот вопрос не переставал волновать человечество с тех пор, как каменный век сдал свои полномочия эпохе меди.

Первое знакомство с медью произошло в доисторические времена. Из медных самородков человек делал топоры, копья, щиты (Демонстрируется слайд №2 с фотографиями изделий из медных самородков).

В России медные рудники были на Дону, в Приднестровье, на Урале. Открытие и разработка месторождений меди на Урале связаны с именем Никиты Демидова. Опыт применения чистой меди показал многие недостатки этого металла и заставил задуматься над улучшением его качеств. Вот тогда на смену медному веку пришел бронзовый. Металлы одиночки уступили место сплавам.

Отвечают на вопросы учителя:

- Прочность, ковкость, высокая тепло – и электропроводность

-развитие познавательных интересов;

Методический комментарий. Усиление наблюдения за готовностью учащихся к уроку.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. (Демонстрируется слайд №3 с указанием темы урока) .

Затем учитель задает вопрос: «Исходя из жизненного опыта скажите, что же такое сплавы?» (Демонстрируется слайд №4, в котором отражено определение сплава).

Учитель сообщает, что при сплавлении различных металлов строение их изменяется: расстояние между атомами в узлах кристаллической решетки либо уменьшается, либо, наоборот, увеличивается.

Считается, что при этом появляются дополнительные силы, скрепляющие атомы в кристалле. Вот почему сплавы обычно более прочные, чем чистые металлы.

Рассмотрим состав и области применения различных сплавов .(Демонстрируется слайд№5 )

Учитель сообщает, что в металлургии железо и все его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы.

Учитель отмечает, что такие сплавы, как чугун и сталь можно использовать не только для изготовления различных деталей для машин, но и в архитектуре и искусстве .

Формулируют тему урока

Дают определение сплавам

- планирование и организация деятельности.

Методический комментарий. Для поддержания познавательных интересов и инициативы учащихся демонстрируется мультимедийная презентация.

Учитель предлагает учащимся проделать лабораторные опыты (работа в группах).

Выполняют опыты, обмениваются результатами:

1. Учащиеся получают латунь, медь, цинк. Для того чтобы показать твердость латуни, пластинкой из нее царапают пластины из меди и цинка.

2. Учащиеся получают бронзу, медь и олово. Пластинкой из бронзы царапают пластины из меди и олова.

- умение работать в группе. Познавательные

Методический комментарий. Учитель контролирует практическую деятельность учащихся, соблюдение правил техники безопасности.

На этом этапе урока учащимся предлагается решить задачу, которая отражена на экране.

( Демонстрируется слайд №6 ).

Учащиеся решают данную задачу в тетради, сравнивая ответ с записью на слайде. (Демонстрируется слайд №7).

Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные-уметь добывать новые знания.

Методический комментарий. Выполнение задания и проверка его, ориентируясь на правильный вариант учителя.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Далее учащимся предлагается задача на закрепление. (Демонстрируется слайд №8).

Затем учащимся предлагается задача на нахождение массовой доли компонентов, один из которых вступает в химическое взаимодействие. (Демонстрируется слайд №10).

Учитель вместе с ребятами разбирает решение задачи.

Учащиеся решают данную задачу в тетради, сравнивая ответ с записью на слайде. (Демонстрируется слайд №9).

Учащиеся решают задачу вместе с учителем

Методический комментарий. Учитель контролирует работу учащихся, следит за правильным и аккуратным выполнением работы, отвечает на возникающие вопросы

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке.

Проводят рефлексию, отвечают на вопросы и проводят самооценку.

- умение анализировать свои действия.

- способность к самооценке

Методический комментарий. Цель достигнута. Учащиеся имеют представление о важнейших представителях сплавов и их значении в жизни общества, классификации и свойствах сплавов.

Записывает домашнее задание на доске:

- прочитать текст параграфа 10,

-выполнить упражнения 2, 4 (письменно);

-ответить на вопрос 1,3( устно).

Записывают задание в дневник.

Методический комментарий. Проверка записи домашнего задания в дневниках. Отвечает на вопросы учащихся по выполнению домашнего задания.

Самоанализ урока химии, проведенного в 9 классе по теме «Сплавы».

Для меня самоанализ урока является своеобразной рефлексией, которая позволяет оценить мои слабые и сильные стороны, выявить неиспользуемые ресурсы, оценить способы работы во взаимодействии с классом; дает возможность сравнить деятельность на уроке с теми задачами, которые были мною поставлены. В процессе собственной оценки я могу выявить уровень достижения планируемых результатов.

Итак, урок по теме «Сплавы», входит в I главу курса химии 9 класса, что соответствует рабочей программе, составленной на основе примерной программы, имел цель, которая, в основном, была направлена на метапредметный результат:сформировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные УУД: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, вести дискуссию, уметь доказывать свою точку зрения.

Регулятивные : уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблем.

Урок учитывал направленность класса. В классе 26 человек: 11мальчиков и 15 девочек. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний. Успеваемость в классе – средняя. Ученики активные, любят доказывать свои позиции, обладают достаточными знаниями и навыками, мотивированы к самообразованию, готовы проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.

Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Поэтому мотивационный этап прошел в соответствии с моими планами. Дети заинтересовались.

Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися группы не наблюдалось. Так как не все учащиеся класса заинтересованы в получении новых знаний, я поставила перед собой следующие задачи:

- заинтересовать учащихся, используя демонстрацию дополнительных источников (образцы сплавов и изделий из них) и электронной презентации;

- вызвать заинтересованность применением сплавов в быту;

- применением исследовательского метода (изучение свойств сплавов).

Для решения поставленных задач я использовала следующие дидактические материалы:

- образцы сплавов и изделий из них;

- мультимедийный комплекс (компьютер, проектор);

- учебник О. С. Габриелян «Химия. 9 класс»;

Изучение нового материала осуществлялось в соответствии с требованиями ФГОС: начиналось с наводящих вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным, подведение учащихся к самостоятельному формулированию новой темы, определению цели урока, составлению плана урока. При определении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний, поэтому учащиеся смогли назвать тему урока.

На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной, практической деятельности учащихся.

Исследовательский метод обучения наиболее эффективный способ получения и освоения материала для подростков, поэтому нацелил их на практико-ориентированную деятельность. Использование задачи практической направленности помогло понять учащимся, как применить знания, полученные на уроке, в повседневной жизни.

Использование метода наглядности способствовало наиболее эффективному привлечению внимания учащихся, вызвало большой интерес, этому способствовала такая форма работы, как групповая работа.

На протяжении всего урока между мной и учащимися происходил учебный диалог. Обращая внимание на речь учащихся, я выявляла полученные знания.

По домашнему заданию был дан подробный инструктаж. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой, т.е. снималась тревожность, мнительность, нерешительность. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем. В результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, рационально использовалось время на уроке.

При ответах учащиеся четко усвоили что такое сплавы, их виды и свойства.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были продуманы следующие ходы:

- если не хватит времени, будет сокращено количество задач;

- если время останется, будут использованы дополнительные упражнения;

- если ребенок откажется работать в группе, он будет работать индивидуально.

Урок прошел успешно, проведена рефлексия в конце урока. План урока и его цели были реализованы полностью.

В дальнейшей работе необходимо совершенствовать методы и приемы работы с учащимися в урочное и внеурочное время, стимулировать познавательную активность в учебе для последующих положительных результатов по предмету.

Список информационных источников

3. Габриелян О.С. Химия 9кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – 2 -е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, (2) с. : ил.

4. Горковенко М.Ю. поурочные разработки по химии: 9 класс.: ВАКО, 2007. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).

5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. 9 класс / О.С.Габриелян, А. В. Яшукова , Н. П. Воскобойникова . – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2003. – 416 с.

6. Поташник, М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. [Текст] / Поташник М.М., Левит М.В. – М. : Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.

урок по химии в 9 классе по теме Сплавы
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Цель: сформировать представление о сплавах и их классификации.

Оборудование: коллекции сплавов.

Записать уравнения реакций коррозии железа во влажном воздухе; записать уравнения реакций коррозии железа в кислой среде, при контакте с цинком и медью.

Устно: перечислить способы защиты металлов от коррозии .

Объяснение нового материала.

Сплавы - это материалы, состоящие из нескольких компонентов, хотя бы один из которых - металл.

В настоящее время используется более 5000 сплавов, среди них наибольшее значение имеют сплавы железа (чёрные металлы), алюминия, меди и цинка (цветные металлы).

Рассмотрите в коллекции сплавы этих металлов, по учебнику ознакомьтесь со свойствами чугуна и стали.

Заполним таблицу «Классификация сплавов»

Твёрдые растворы замещения

Металлы имеют близкие по размерам атомы и однотипные кристаллические решётки, в узлах кристаллической решётки при охлаждении расплава располагаются атомы и ионы обоих металлов

Сплавы обладают более высокой твёрдостью, прочностью, химической стойкостью, электропроводностью и пластичностью по сравнению с исходными металлами

Твердые растворы внедрения

Более мелкие атомы и ионы внедряются в пустоты кристаллической решетки металла, имеющего более крупные атомы

Сплавы обладают более высокой твердостью и химической стойкостью, меньшей пластичностью

Металлы имеют разные кристаллические решётки, при охлаждении расплава образуется смесь кристаллов разных металлов

Температура плавления сплава ниже, чем у каждого из исходных металлов

Металлы взаимодействуют между собой, образуя соединения переменного состава, в которых присутствует ковалентная связь

Твёрдость сплава выше, а пластичность ниже, чем у исходных металлов. Полупроводники

Домашнее задание: записи в тетради; § 7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел.

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот.

урок по химии 8 класс по теме изменения происходящие с веществами
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе

Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах.


Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить .

Сплавы
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Конспект урока по химии в 9 классе по теме: «Сплавы».

  1. Познакомиться с видами сплавов;
  2. Познакомиться со свойствами сплавов
  3. Значением сплавов. (медь и её сплавы. Иконы, чистка монет)

Оборудование: коллекции металлов и сплавов, кристаллические решетки металлов и сплавов, открытки изделий из сплавов, дидактические задания, периодическая таблица Д.И.Менделеева, иллюстративный материал, образцы изделий из сплавов.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение.
  1. Физические свойства металлов.
  2. Металлическая связь.
  1. Содержание урока.

Помимо большей прочности многие сплавы обладают большей коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, чем чистые металлы. Так, чистая медь очень плохо поддается литью, из нее трудно получить отливки, и в то же время оловянная бронза имеет прекрасные литейные свойства: из нее отливают художественные изделия, требующие тонкой проработки деталей. Чугун-сплав железа с углеродом - также великолепный литейный материал.

Сплавы - это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых по крайней мере один - металл.

В металлургии железо и его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы ; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы.

Чугун- сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь - передельный чугун.

В зависимости от состояния углерода в сплаве различают серый и белый чугун.

Сталь- сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода. По химическому составу стали делят на два основных вида: углеродистая и легированная стали.

Углеродистая сталь представляет собой сплав железа главным образом с углеродом, но, в отличие от чугуна, содержание в ней углерода, а также других веществ гораздо меньше. В зависимости от количества углерода стали подразделяют на мягкие(0,3%С), средней твердости и твердые (до2%С). Из мягкой и средней твердости стали делают детали машин, трубы, гвозди, скрепки и т. д., а из твердой - различные инструменты.

Легированная сталь- это тоже сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден и др.

Латуни - сплавы меди с цинком ( меди от 60 до 90% и цинка от 40 до 10%) - прочнее меди и менее подвержены окислению. При присадке к латуни кремния и свинца повышаются ее антифрикционные качества, при присадке олова, алюминия, марганца и никеля возрастает антикоррозийная стойкость. Листы, литые изделия используются в машиностроении, особенно в химическом, в оптике и приборостроении, в производстве сеток для целлюлознобумажной промышленности.

Бронзы. Бронза- сплав на основе меди с добавкой ( до 20% ) олова. Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья.

Алюминиевые бронзы . Дюралюминий - сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний. Марганец и никель. Имеет хорошие механические свойства, применяется в самолетостроении машиностроении.

Свинцовые бронзы, содержащие 25-33% свинца, используют главным образом для изготовления подшипников, работающих при высоких давлениях и больших скоростях скольжения.

Кремниевые бронзы , содержащие 4-5% кремния, применяют как дешевые заменители оловянных бронз.

Кадмиевые бронзы - сплавы меди с небольшим количества кадмия (до1%) - используют при производстве троллейных проводов, для изготовления арматуры водопроводных и газовых линий и в машиностроении.

Припои - сплавы цветных металлов, применяемые при пайке для получения монолитного паяного шва. Среди твердых припоев известен медносеребряный сплав (44,5-45,5% Ag; 29-31%Cu; остальное - цинк).Из цветных сплавов отметим бронзу, латунь, мельхиор, дюралюминий.

Дополнительный материал с презентацией

Медь в искусстве.

Конспект урока по химии для 9 класса на тему: Сплавы

Конспект урока будет удобен на уроке химии для 9 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить учащихся со сплавами. Развивать внимание, память, речь, аналитическое мышление, способность делать выводы. дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах. Познакомить учащихся с важнейшими сплавами и их значением в жизни общества. Повторить основные физические свойства металлов, на основе которых они находят применение.

Изучить теорию по вопросу состава и применения человеком сплавов.

На практике познакомиться с некоторыми свойствами сплавов.

Конспект урока по химии для 9 класса на тему: Сплавы

Цель – Познакомить учащихся со сплавами.

Задачи урока: Познакомить учащихся со сплавами. Развивать внимание, память, речь, аналитическое мышление, способность делать выводы. дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах. Познакомить учащихся с важнейшими сплавами и их значением в жизни общества. Повторить основные физические свойства металлов, на основе которых они находят применение.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Назовите самый легкоплавкий металл

Самый легкоплавкий металл – ртуть Hg, ее температура плавления равна -39?C. Неудивительно, что при комнатной температуре она находится в жидком агрегатном состоянии – ведь чтобы перевести ее в обычное для остальных металлов твердое состояние, необходимо остудить ртуть почти до сорока градусов ниже нуля.

Какие физические свойства металлов используют в технике?

· К физическим свойствам металлов относятся:

Электропроводность и теплопроводность

Высокая плотность и температура плавления

III. Работа по новой теме.

– К сплавам относятся все системы, полученные сплавлением каких-либо веществ. Наибольшее значение имеют металлические сплавы — материалы с металлическими свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один — металл.
– Химическая связь в сплавах металлическая. Поэтому они обладают физическими свойствами, которые опреде­ляются этим типом связи.
– Какими свойствами обладают металлы? (Металлический блеск, и электро- и теплопроводность и т. д.)
– Сплавы получаются путем смешения различных металлов в расплавленном состоянии с затвердеванием их при последующем охлаждении.
В металлургии железо и его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы ; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы.
Подавляющее большинство железных (или черных) сплавов содержит углерод. Их разделяют на чугуны и стали.

При этом возможно образование следующих типов сплавов.

1. Расплавленные металлы неограниченно растворяются друг в друге, т. е. смешиваются в любых отношениях. Таким образом получаются твердые растворы. Компонентами таких систем могут быть металлы, у которых решетки одного типа, а атомы имеют близкие размеры, например: Ag — Си, Ag — Аи, Си — Ni. Такие сплавы содержат в узлах кристаллической ре­шетки атомы обоих металлов, а потому однородны. По сравне­нию с компонентами, из которых они состоят, такие сплавы характеризуются более высокой прочностью, твердостью и хи­мической стойкостью; они пластичны и хорошо проводят электрический ток.

2. Расплавленные металлы смешиваются между собой в лю­бых отношениях, но при охлаждении образуется не твердый раствор, а сплав, состоящий из мельчайших отдельных крис­талликов каждого из металлов, например РЬ — Sn, Pb — Ag, Bi — Cd.

3. Расплавленные металлы вступают в химическое взаимо­действие и образуют между собой химические соединения — интерметаллиды: Zn и Си, Са и Sb, Pb и Na.

Кроме сплавления, некоторые сверхтвердые сплавы получа­ются методом порошковой металлургии, когда смесь порош­ков металлов прессуется под большим давлением с последую­щим спеканием ее при высокой температуре.
Этот вид металлургии используется и для получения сверх­твердых изделий. Другие изделия из сплавов получают в ос­новном методами литья или литьем с последующими ковкой, штамповкой, прокатом или резанием.

Представители сплавов

Физкультминутка « Периодическая система»

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.

IV. Закреплени е

Свойства сплавов

Сейчас мы с вами на опыте убедимся, что сплавы действительно имеют несколько иные свойства, такие как более низкую температуру плавления и большую твердость сплавов по сравнению с компонентами, составляющими их [1].

Опыт 1. Учащимся показывают медь, цинк и латунь. Обра­тить внимание на их цвет. Для того чтобы показать твердость латуни (она тверже меди и цинка), пластинкой из нее царапа­ют пластины из меди и цинка.

Опыт 2. Аналогично, как в предыдущем опыте, демонстри­руют большую твердость бронзы по сравнению с твердостью меди и олова.

В заключение урока, проделать лабораторную рабо­ту по отпуску и закаливанию стали на примере швейной иглы.

Опыт 1. Швейную иглу несколько раз накаливают в пламени газовой горелки или спиртовки. После постепенного охлаждения иголку или лезвие можно легко сги­бать. Произошел отпуск стали.

Опыт 2. Иголку из предыдущего опыта снова на­каляют и быстро опускают в воду. Теперь иголка не гнется, ее можно сломать. Сталь при быстром охлаждении в воде закалилась.

Какой период в истории человечества называют бронзовым веком?

Бронзовый век – эпоха в истории человечества, когда люди освоили использование бронзы – сплава меди и олова (конец IV – начало I тысячелетия до н.э.). Для этого были необходимы навыки обращения с медью, способы добычи других металлов из руд, способы достижения высоких температур, достаточных для обработки руды и создания сплава.

Выставление оценок.

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам.

Оценивание учащихся за работу на уроке

– На столах находятся вырезанные из цветного картона фигурки различных деталей двух цветов. Выплавили ли мы с вами сегодня новые сплавы знаний, или вы уйдёте с урока с тем , с чем пришли?

Серые фигурки – сплавы знаний не получили
Красные фигурки – получен новый сплав, ребята формулируют основную, на их взгляд идею урока.

Читайте также: