Утилизация цветных металлов в бюджетном учреждении

Обновлено: 20.09.2024

Резолютивная часть решения объявлена: 26 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен: 08 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

– заместитель руководителя Приморского УФАС России,

– специалист 1 разряда отдела контроля органов власти

– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и делопроизводства,

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю» (далее – ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз») – , доверенность от 25.03.2015, б/н;

От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае – не явился, надлежаще извещен,

У С Т А Н О В И Л А:

21.11.2014 между Хорольским филиалом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (Заказчик), в лице директора , и обществом с ограниченной ответственностью «СТМ – Холдинг» (Исполнитель), в лице генерального директора , был заключен договор № 1 возмездного оказания услуг, согласно которому Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по приему лома черных металлов несортированного, тары железной, загрязненной лакокрасочными материалами, остатки и огарки стальных сварочных электродов в количестве 5,9 тонн, а Заказчик обязуется оплатить указанные услуги.

12.12.2014 между Октябрьским филиалом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (Продавец), в лице директора , и обществом с ограниченной ответственностью «Приморье» (Покупатель), в лице генерального директора , был заключен договор № 1 о купле – продаже товара, согласно которому Продавец обязуется поставить Покупателю товар: лом и отходы черных металлов, а Покупатель принимает его и оплачивает его.

17.11.2014 между Кировским филиалом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (Продавец), в лице директора , и обществом с ограниченной ответственностью «Эко +» (Покупатель), в лице начальника участка , был заключен договор № 1 купли – продажи, согласно которому Продавец продает, а Покупатель принимает металлолом/лом черных металлов и оплачивает его.

Указанные действия (заключение договоров) не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

До октября 2014 года в оперативном управлении ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» находились следующие объекты: автомобиль грузовой МАЗ 5334, 1990 г.в., инв. номер ; гусенечный трактор ВДЗ – 42, 2001 г.в., инв. номер ; автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, 1985 г.в., инв. номер , являющиеся собственностью Российской Федерации.

Письмом Первого заместителя Министерства сельского хозяйства РФ от 30.09.2014 № ИМ-20-25/13011 «О согласовании списания объектов имущества» было согласовано списание указанных объектов

22.10.2014 на основании письма Министерства сельского хозяйства РФ были изданы приказы № 109, № 110, № 111 ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» о списании основных средств.

Из вышеизложенного следует, что ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз», при заключении договоров возмездного оказания услуг и купли – продажи лома черных металлов, выступало от имени собственника – Российской Федерации, и фактически осуществляло функцию собственника по распоряжению федеральным имуществом (при реализации образовавшегося в результате утилизации транспортных средств металлического лома).

В соответствии с пунктом 1 договора № 1 от 21.11.2014, «Исполнитель (ООО «СТМ – Холдинг») обязуется по задания Заказчика оказать следующие услуги: приема лома черных металлов несортированного, тары железной, загрязненной лакокрасочными материалами, остатки и огарки стальных сварочных электродов в количестве 5,9 тонн.».

Пункт 3 договора № 1 от 21.11.2014 устанавливает, что стоимость оказываемых услуг составляет 32 450,00 (тридцать две тысячи четыреста пятьдесят рублей 00 копеек).

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 1 от 12.12.2014 Продавец обязуется поставить Покупателю (ООО «Приморье») лом и отходы черных металлов. Пункт 1.2 договора № 1 от 12.12.2014 – «Покупатель принимает его и оплачивает по факту взвешивания». Согласно пункту 1.10 договора № 1 от 12.12.2014, «Цена за единицу товара: договорная. Цена согласовывается сторонами на момент отгрузки Товара и указывается в счетах на оплату и в товарных накладных.»

В соответствии с пунктом 1.1 договора № 1 от 17.11.2014, «Продавец продает, а Покупатель (ООО «Эко +») покупает металлолом (лом черных металлов) на условиях, предусмотренных настоящим договором.». Пункт 4.1 договора № 1 от 17.11.2014: «Цена Товара между Покупателем и Продавцом определена договорная и не включает в себя НДС. Составляет 3 500,00 (три тысячи пятьсот) рублей 00 копеек за тонну.

Таким образом, вышеуказанные договоры по существу являются договорами купли – продажи в части передачи ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +» лома черных металлов, образовавшегося при утилизации транспортных средств, что подтверждается, в частности, приемосдаточными актами № 242 от 25.11.2014, № 1 от 18.12.2014 и № 1 от 25.11.2014.

Из письменных пояснений представителей ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» следует, что торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводились в силу следующего.

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества».

Согласно п.4 вышеуказанного Положения решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

з) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закреплённого за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закреплённого за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретённого федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждении.

В рамках данного Положения Министерством сельского хозяйства РФ издан приказ от 17.06.2011 № 178, которым утверждён Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в частности особо ценного движимого имущества, закреплённого за подведомственными Минсельхозу России учреждениями на соответствующем вещном праве, а также подписано распоряжение Минсельхоза России от 24.11.2011 № 97-р.

При возникновении необходимости списания указанных в абзаце 1 письма объектов основных средств в связи с физическим и моральным износом ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» в соответствии с регламентом направило пакет документов на согласование в адрес учредителя. После согласования списания письмом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.09.2014 № ИМ-20-25/13011 (копия прилагается) и утверждения актов списания учреждением были подготовлены приказы от 22.10.2014 №№ 109, 110, 111 для завершения процедуры списания имущества.

Дальнейшие действия учреждением проводились в соответствии с пунктами 11-13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утверждённый руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

После снятия техники с государственного регистрационного учёта и списания с баланса объекты были демонтированы, полученный в ходе разборки металлолом оприходован на счёт «Материальные запасы» согласно Инструкции, утверждённой приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, и реализован специализированной организации с предварительным изучением стоимости лома на рынке.

Внесённые на балансовый учёт материальные запасы в виде образовавшегося после разборки объектов лома чёрных и цветных металлов являются имуществом учреждения и принадлежат ему на праве оперативного управления согласно Гражданского кодекса РФ, а также закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с Законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), пришедшие в негодность или утратившие потребительские свойства изделия, изготовленные из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов (или имеющие в составе части изделия из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов), подлежат утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 4 данного закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Вместе с тем п. 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 10 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Статьи 41 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливая норму о формировании неналоговых доходов федерального бюджета, в том числе от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, предусматривают исключение в отношении имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно п. 4 статьи 9.2 и п. 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, бюджетное учреждение вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность предусмотрена в его учредительных документах. При этом доходы от операций по реализации имущества, в том числе от реализации отходов (металлолома), относятся к доходам от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

В силу действия п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса доходы, получаемые от указанных операций, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В связи с изложенным, руководствуясь письмами Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-01-10/1305 и от 24.04.2012 № 02-04-10/1464, доходы от реализации металлолома, полученного после разборки списанного имущества, закреплённого за учреждением на праве оперативного управления, поступили в самостоятельное распоряжение учреждения.

Также ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» сообщает, что оценщиком ИП была проведена оценка технического состояния и целесообразности восстановительного ремонта и утилизационной рыночной стоимости в отношении списываемой техники.

Данная позиция считается необоснованной в силу следующего.

В силу статьи 1 Закон об отходах под отходами производства и потребления понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Частью 2 статьи 299 ГК РФ установлено, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Частью 1 статья 220 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

В соответствии с вышеуказанными нормами права металлический лом, образовавшийся в результате утилизации транспортных средств, не относится к плодам, продукции или доходам от использования имущества, в связи с чем, такое имущество может быть использовано ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» только после его закрепления на праве оперативного управления за данным государственным учреждением.

Таким образом, на отношения по реализации государственного имущества распространяется действие Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом данным Законом предусмотрены способы приватизации государственного и муниципального имущества, в частности, продажа государственного или муниципального имущества на торгах.

На заседание Комиссии ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» не представило доказательств закрепления на праве оперативного управления образовавшегося лома черных металлов.

Заключение договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 без соблюдения требований Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, привело к ограничению конкуренции на рынке заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, поскольку ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» заключила соответствующий договор на безальтернативной основе, без предоставления иным, кроме ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +», хозяйствующим субъектам, возможности заключить указанные договоры на торгах.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» (как организации, осуществляющей полномочия органа государственной власти – Министерства сельского хозяйства РФ), выразившиеся в заключении договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 в нарушение установленных требованиями действующего законодательства процедур, а именно без проведения торгов, ограничило возможность иных, кроме ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +», хозяйствующих субъектов, участвовать в переработке и утилизации вышеуказанных транспортных средств, что фактически является ограничением конкуренции на рынке заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, и является нарушением части 1 статьи 15 Закона О защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

1. Признать факт нарушения Управлением мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации лома черных и цветных металлов в нарушение установленных требованиями действующего законодательства процедур, а именно путем заключения без проведения торгов договоров № 1 от 21.11.2014, № 1 от 12.12.2014 и № 1 от 17.11.2014 купли-продажи лома черных и цветных металлов (автомобиль грузовой МАЗ 5334, 1990 г.в., инв. номер ; гусеничный трактор ВДЗ – 42, 2001 г.в., инв. номер ; автомобиль грузовой КАМАЗ 5320, 1985 г.в., инв. номер ) и передаче ООО «СТМ – Холдинг», ООО «Приморье», ООО «Эко +» образовавшегося лома черных и цветных металлов образовавшегося лома черных и цветных металлов, что имеет или может иметь своим результатом ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке продажи лома черных и цветных металлов,

2. Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией не установлено.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с фактической утилизацией транспортных средств.

4. Основания для принятия других иных мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства не имеется.

Реализация металлолома и макулатуры

Вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами в последнее время стоят довольно остро. В этой связи актуально рассмотреть особенности принятия к учету и реализации некоторых видов отходов (например, металлолома и макулатуры). В консультации речь идет о том, как оприходовать полученные активы, отразить в учете учреждения реализацию и доходы от данной операции.

Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры и металлолома?

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

  • казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;

  • бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.

Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.

Как определяется цена металлолома и макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?

Принятие к учету металлолома и макулатуры отражается в учете в зависимости от типа учреждения следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пункт инструкции

Казенное учреждение

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

Пункт 23 Инструкции № 162н*

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

Бюджетное и автономное учреждения

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

Пункт 34 инструкций № 174н и 183н

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Как отражаются в учете реализация металлолома и макулатуры и поступление доходов?

При реализации металлолома и макулатуры их стоимость списывается с учета.

Обратите внимание, что средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

В учете казенного учреждения операции по списанию металлолома и макулатуры и поступлению доходов отражаются следующим образом:

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Казенное учреждение является администратором дохода бюджета

Поступление денежных средств в доход бюджета

Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету поступления платежей в бюджет

Отражение задолженности по перечислению в бюджет денежных средств

Поступление в доход бюджета денежных средств

* Начисление доходов от реализации металлолома отражается в учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (Порядок № 209н).

** О том, что начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов, и т. п.) подлежит отражению на счете 20574000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами», сказано в Письме Минфина РФ от 16.07.2019 № 02-07-10/52723.

В учете бюджетного и автономного учреждений аналогичные операции отразятся следующим образом:

2 105 36 446
2 105 26 446

Поступление денежных средств от реализации в кассу учреждения

2 201 34 510
Забалансовый счет 17

Поступление денежных средств от реализации на лицевой счет учреждения

2 201 11 510
Забалансовый счет 17

Бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в их собственное распоряжение.

Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации металлолома и макулатуры?

Стоимость оприходованного металлолома и макулатуры является внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, уменьшается на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385.

Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.

Обратите внимание: макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

НДС при реализации лома и отходов металлов учреждениями

Комментарий к Письму Минфина РФ № 03-07-11-26057.

Согласно положениям Инструкции № 157н[1] отходы в виде металлолома не являются основными средствами и квалифицируются как материальные запасы.

В пункте 34 Инструкции № 174н[2] предложено две проводки по оприходованию прочих материалов, остающихся в распоряжении учреждения:

Первый способ

Второй способ

Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы текущего финансового года от операций с активами»

Кредит счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»

Первый способ учреждение применяет при оприходовании материальных запасов, образующихся в результате ликвидации основных средств (например, списания автомобилей), а второй – в случае, когда материалы (макулатура, металлолом, ветошь и т. д.) образуются в процессе проведения ремонтных работ.

Поскольку отражение хозяйственных операций по оприходованию металлолома с применением счетов 0 401 10 172 и 0 401 10 199 не противоречит действующим положениям Инструкции № 174н, способ отражения в учете данного нефинансового актива должен быть закреплен в учетной политике организации.

Как отмечено в комментируемом Письме Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, реализация лома учреждением на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов исчисляют и уплачивают налоговые агенты – покупатели лома и отходов. Налоговая база рассчитывается ими исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой на основании ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

При реализация лома учреждением выставление счетов-фактур налоговыми агентами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Продавец металлолома (в данном случае – учреждение) должен составить счет-фактуру без учета сумм налога с указанием: «НДС исчисляется налоговым агентом» (ст. 168 НК РФ). Аналогичные разъяснения были ранее приведены в Письме ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Пример

В бюджетном учреждении в процессе проведения ремонтных работ по замене металлических ограждений территории образовались отходы в виде металлолома, которые оно решило реализовать коммерческой утилизирующей организации. Было принято решение оприходовать металлолом по цене реализации. Общая сумма составила 15 300 руб.

При отражении операции необходимо учесть следующее.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом текущая оценочная стоимость нефинансового актива определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом (п. 25 Инструкции № 157н).

На основании ст. 247 НК РФ бюджетное учреждение при совершении операций по реализации металлолома признается плательщиком налога на прибыль. База по налогу на прибыль организаций – денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, которые выражены в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ стоимость материалов или иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). На основании изложенного металлолом, полученный в результате списания основного средства и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде данных отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализация лома государственным является доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данной операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, обозначенных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материалов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данных материалов, оцененных в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

  1. Согласно п. 12.2.4 Порядка № 132н[3] начисление денежных средств, полученных от реализации отходов, отражается по коду 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

В силу п. 150 Инструкции № 174н начисление доходов от реализации материальных запасов отражается по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами».

В соответствии с Порядком № 209н[4] расчеты с утилизирующей организацией по закупке металлолома следует относить на подстатью 564 (664) «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями» КОСГУ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Оприходован металлолом, полученный в результате разборки металлического ограждения

Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.

п. 3.12
Отходами потребления – остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензия выдаётся на право осуществления конкретного вида обращения с конкретным отходом (кодом ФККО). Например, лицензия может быть выдана на транспортирование отхода “банкомат, утративший потребительские свойства” (ФККО 48120915524). И такая организация сможет осуществлять транспортирование данного отхода от образователя к месту обработки или утилизации, но не сможет сама осуществлять утилизацию. Другая, имеющая лицензию только на вид деятельности “утилизация” не сможет данный отход транспортировать. Такие организации обычно работают вместе. Как правило у транспортировщиков довольно широкая специализация с количеством кодов в лицензии от сотни до нескольких тысяч. В то же у них есть подрядчики (партнёры) осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, которые, как правило имеют более узкую специализацию, и в их лицензиях от одного до нескольких десятков кодов. Таким образом, для выбора компании, которой вы передадите свои отходы вам нужно знать, какие именно отходы у вас (какие коды ФККО должны быть в лицензии у компании, чтобы вы могли им передать свои отходы).

1.4. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

(ст.14 89-ФЗ и пункт 3 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I – IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды от 8 декабря 2020 г. N 1026 )

Именно паспорт отхода позволяет определить, какой код должен быть в лицензии исполнителя.

1.5. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

Важно!
Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • – привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • – в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • – по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

  • столы
  • кресла
  • компьютеры в сборе
  • телефоны

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

Имущество Наименование отхода по ФККО Код ФККО
столы отходы мебели из разнородных материалов 49211181524
кресла
компьютеры в сборе системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524
телефоны телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККО Код ФККО Наличие паспорта отхода Предполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов 49211181524 Да Сбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524 Нет Сбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.
Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 “О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга” (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): “Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.” Для чего в КИО направляется “Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность” (далее – Представление), которое должно содержать:

  • – Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • – Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • – Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • – Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • – Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • – Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • – Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация – имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению обследования движимого имущества на предмет его технического состояния.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные сертификаты.

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих утилизацию такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Энциклопедия решений. Реализация металлолома (для бюджетной сферы)

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

В государственных (муниципальных) учреждениях необходимость в оприходовании и дальнейшей реализации металлолома, как правило, возникает при списании объектов имущества, принадлежащих этим учреждениям на праве оперативного управления. Остановимся подробнее на наиболее важных вопросах, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами учреждения в том случае, если в результате списания имущества в распоряжение организации поступают лом и отходы цветных и (или) черных металлов.

Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляется специальной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Например, при списании объектов основных средств оформляются:

- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

- Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105).

Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании только после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). К таким мероприятиям относятся демонтаж, разборка, уничтожение, утилизация, реализация и т.п.

На практике данные требования могут быть реализованы следующим образом.

Предусматривается первичная разборка (демонтаж)

Может быть запланирован демонтаж и разборка объекта с последующей полной или частичной:

- реализацией или безвозмездной передачей полученных частей;

- использованием полученных частей в деятельности учреждения.

В этом случае уже после первичной разборки остающиеся в распоряжении учреждения составные части объекта не могут рассматриваться в качестве основного средства согласно положениям п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Следовательно, уже после первичной разборки комиссия должна передать Акт в бухгалтерию для отражения в учете списания объекта основных средств.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая положения п.п. 2, 3 ст. 299 ГК РФ, можно сделать вывод, что материальные запасы (металлолом и иные отходы), поступающие в связи со списанием объектов имущества, принадлежат учреждению на праве оперативного управления. Однако это не означает, что все полученные детали подлежат балансовому учету - оприходовать можно только те, которые соответствуют критериям отнесения к нефинансовым активам, то есть пригодны для использования в деятельности учреждения, переработки, реализации. Это следует из экономического смысла понятия "актив".

Таким образом, составные части, которые могут рассматриваться в качестве нефинансовых активов, учитываются в составе материальных запасов (п.п. 22, 98 Инструкции N 157н). Иные составные части в виде твердых и жидких отходов не подлежат балансовому учету. В то же время они могут "генерировать" определенные расходы - учреждение обязано обеспечить их вывоз и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Предусматривается передача объекта основных средств без первичной разборки (демонтажа)

Имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования в организации, списывается из состава основных средств, так как не отвечает понятию актива (см., в частности, письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211). До момента ликвидации (уничтожения, утилизации) либо до принятия иного решения (о реализации или безвозмездной передаче) это имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).

Подобное решение не в полной мере согласуется с положениями п.п. 51, 52 Инструкции N 157н. Однако его применение позволяет отразить реальное имущественное положение учреждения, поскольку из балансовых данных исключается стоимость объектов, которые уже не используются и не отвечают критериям отнесения к основным средствам, но все еще проходят необходимые для списания процедуры.

Суммы, поступающие бюджетным (автономным) учреждениям за реализованный металлолом, к доходам бюджета не относятся - средства поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (см. п. 3 ст. 41 БК РФ, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464).

Доходы казенного учреждения от реализации металлолома подлежат зачислению в соответствующий бюджет (см., в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется специализированными организациями. Для осуществления подобной деятельности необходима лицензия (п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон N 99-ФЗ). В то же время реализация учреждениями лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности, лицензированию не подлежит (п.п. 1, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287).

Почему сразу же после вывода из эксплуатации объекта желательно привлекать специализированные организации?

Дело в том, что такое решение наиболее оправданно с точки зрения эффективного использования денежных и иных материальных ресурсов.

Во-первых , достаточно часто учреждение не располагает ни специальным оборудованием для разделки (резки) и зачистки лома и отходов цветных и (или) черных металлов, ни весовым оборудованием. Поэтому разборку объекта имущества, сортировку полученных деталей и отходов целесообразно поручить специализированной организации.

Специализированная организация, осуществляющая прием металлолома, может извлечь из объекта годные для переработки или использования материалы (в том числе металлолом), а также приобрести эти материалы, утилизировать оставшиеся отходы. Иногда согласно условиям договора отдельные материалы, полученные в ходе разборки списанного объекта, возвращаются обратно в учреждение.

Во-вторых , в списываемом объекте могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду соответствующие отходы могут быть отнесены к одному из классов опасных отходов (ст.ст. 1, 4.1 Закона N 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Не всегда учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Передавая выведенное из эксплуатации имущество в специализированную организацию для разборки и (или) утилизации, учреждение исключает возможность претензий со стороны контролирующих органов по поводу нарушения требований законодательства по обращению с отходами.

В-третьих , должностные лица учреждения, которому на праве оперативного управления принадлежат списываемые объекты, содержащие драгоценные металлы, обязаны организовать мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). В дальнейшем лом и отходы драгоценных металлов направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов..

Внимание

Реализация металлолома достаточно часто увязывается с выполнением специализированной организацией сопутствующих работ - разборкой списанного имущества, утилизацией отходов. Действующее законодательство (в том числе Федеральные законы от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ) не устанавливает запрета на прекращение обязательств бюджетного (автономного) учреждения зачетом. В то же время, учитывая отсутствие в настоящее время разъяснений ФАС России по данному вопросу, в бюджетном (автономном) учреждении может быть принято решение о последовательном осуществлении операций по оплате работ по утилизации и (или) разборке, а также по получению денежных средств за реализованный металлолом. Получатели бюджетных средств могут исполнять свои обязательства исключительно за счет бюджетных средств (ст. 219 БК РФ), и, соответственно, прекращение их обязательств зачетом недопустимо.

В ряде случаев по различным причинам учреждения заключают договоры (контракты) только на утилизацию списанных объектов имущества. Однако эти объекты могут содержать пригодные к использованию материалы (в том числе металлы). При заключении подобных договоров (контрактов) желательно подготовить документы, на основании которых можно было бы показать, что стоимость работ по утилизации была установлена ниже рыночной с учетом стоимости остающихся в распоряжении специализированной организации деталей (узлов), содержащих пригодные к использованию материалы (в том числе металлы).

Читайте также: