Узбекистан чеканка по металлу

Обновлено: 28.09.2024

Чеканка — благородное ремесло. Чеканщик по сравнению с простым жестянщиком все равно, что столяр-краснодеревщик по сравнению с плотником. Чеканщик, чтобы изготовить кувшин-офтоба, должен владеть ремеслом литейщика, кузнеца, чеканщика и гравировщика по металлу, резчика и лудильщика.

Кроме бытового предназначения, медная и латунная чеканная посуда всегда ценилась в Узбекистане, прежде всего, за художественные качества, украшая полки открытых встроенных шкафов. Медночеканные изделия в доме указывали на достаток и зажиточность хозяина.

Искусство обработки металла принадлежит к одному из самых древних ремесел, уступая первенство разве что керамике. До наших дней дошло немного старинных образцов этого художественного ремесла. Древнейшие из них археологи относят к четвертому тысячелетию до нашей эры. Вспомним, что этот исторический период носил название «бронзового века». Высокого уровня искусство обработки металла достигло в средние века, в частности в эпоху Темуридов. Так, в семидесятые годы прошлого века во время археологических работ на площади Регистан в центре Самарканда была обнаружена средневековая мастерская чеканщиков. Среди найденных предметов оказались сосуды из золотистой бронзы, орнаментированные чеканными узорами растительного и геометрического стиля. Некоторые из них были покрыты надписями, инкрустированными золотом.

Многие изделия из бронзы постигла непростая судьба. В старину бронза ценилась не только за художественные достоинства, но и как своеобразное вложение капитала. Это был дорогой металл, который в случае нужды можно было свободно переплавить в монеты. Что и случилось в течение веков, особенно в XVI — XVII столетиях, так что медь во многом заменила бронзу.

В середине девятнадцатого века изготовление медночеканных изделий в крае достигло высшего уровня. Только в Бухаре насчитывалось четыреста ремесленников — мисгаров, в Хиве — двести. Центрами обработки меди являлись также Ташкент, Самарканд, Коканд, Маргилан, Карши, Шахрисабз. Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий — от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов. Среди них кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, подносы мислаган, шкатулки кутича, курительные приборы чилим, чернильницы сиёхдон, пеналы каламдон и курильницы для благовоний исирикдон, украшенные чеканным орнаментом. Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. Исследователи отмечают, что многие виды медночеканной посуды Узбекистана имеют аналоги среди подобных предметов, созданных ремесленниками в Восточном Туркестане, Индии, Иране, Турции, на Кавказе. Это только свидетельствует о вековых торговых и культурных связях Центральной Азии со странами, через которые пролегал Великий шелковый путь.

alt

Узбекская чеканка, собственно, представляет собой различные приемы гравировки. Глубокая гравировка кандакори имеет более углубленный рельеф, чистая гравировка чизма напоминает насечку резцом. Кроме того, для выполнения деталей крышек, ручек и подставок сосудов узбекскими мастерами применяется прорезная чеканка шабака. Для изготовления чеканных изделий, как и в прошлые века, кандакор использует лист меди или латуни — сплава меди и цинка с добавлением других металлов.

Инструменты и оборудование мастерской чеканщика почти не отличаются от тех, которыми пользовались ремесленники в средние века. С помощью простых и несложных инструментов медник изготовляет художественные изделия, придавая им всевозможную причудливую форму, украшает их тонкими рисунками.

Мастерская чеканщика-кандакора оборудована горном, малой и большой наковальнями. Для работы мастера необходимы молотки, щипцы, напильники, ножницы, приспособления для лужения изделия. Чеканка выполняется разнообразными резцами и зубилами накш калам из твердой стали. В набор инструментов входит брусок для заточки инструментов. Для нанесения контуров рисунка на поверхность изделия мастер пользуется циркулем паргор. Опытные мастера, владеющие искусством составления орнаментов, вырезают их сразу на заготовке. Чеканщик работает, сидя перед низким деревянным столиком, на котором обрабатывается заготовка, лежащая на специальной подушке. Вот, собственно, и все. Нагретый лист металла чеканщик выколачивает, создавая форму изделия. При чеканке полых высоких сосудов их наполняют песком. Закончив работу, мастер подчищает контуры узора, обрезает и выравнивает края, обрабатывает фон, шлифует поверхность изделия. Внутренняя поверхность сосудов и чаш подвергается лужению.

Судьба изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок кубба для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для офтоба или чойдыш и шарниры аспак, соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы — рихтагари составляло самостоятельную отрасль обработки металла. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути.

alt

Чтобы отлить бронзовую ручку или куполок для крышки, мастер смешивает одну часть меди и две части олова и расплавляет в тигле из огнеупорной глины. Расплавленный металл заливают в бронзовые изложницы, состоящие из двух половинок и заполненные смесью песка и клея. В этой смеси ремесленник оттискивает форму отливки колип, вырезанный из дерева или гипса.

В орнаменте чеканных изделий чеканщики применяют преимущественно растительные и геометрические узоры, реже традиционные мотивы стилизованного животного мира. Эти элементы так и называются: «чашми булбул» — глаз соловья, «кучкорок» — бараний рог, «капалак» — бабочка, «илон изи» — след змеи. Наиболее распространенный прием художественного оформления сосудов и подносов — орнаментальный стиль ислими с непрерывно стелющимися побегами причудливо вьющихся стеблей, цветов, листьев.

Геометрический узор используется главным образом в контурах крупных орнаментов. В основе многих из них лежат древние архитектурно-строительные образы, например, «гишт» — кирпичики, «мехроб» — ниша, «занжир» — цепочка. Широко применяется в обработке фона мелкая штриховая линия в форме зигзага, распространены композиции в виде горизонтальных и вертикальных полос. С конца XIX — начала ХХ века в чеканной посуде появляются ярко раскрашенные эмалевыми красками фоны, вставки из полудрагоценных камней или прозрачного стекла на цветной подкладке, что придает изделиям красочность и выразительность.

Знатоки различают региональные школы узбекской чеканки по металлу по глубине рельефа, преобладанию того или иного характерного орнамента, приемам отделки фона и, конечно, форме изделия. Хивинские медники-мисгары производят сосуды для воды с уплощенными боками, иногда ребристые. Рельеф чеканки значительно глубже, чем в других районах, фон иногда подкрашивается черным лаком. Кроме растительного орнамента ислими в виде побегов-спиралей, усеянных цветочными головками, хивинские изделия украшают характерные узоры в виде медальонов на фоне сетки сложной конфигурации, что придает вещам особую красочность.

Разнообразием форм и резного декора отличаются изделия из Карши и Шахрисабза. Оригинальными выглядят каршинские офтоба с шаровидным корпусом, с высоким тонким горлышком и ручкой. Мастера разработали своеобразную конструкцию крышки в виде коробочки хлопка к миске для умывания — лепестки ее открываются при переносе изделия. В оформлении чеканной посуды шахрисабзские мастера используют накладные пластинки и штампованные детали, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла, применяют также цветную подкраску фона и поверхности.

alt

Издавна наибольшей известностью пользовались изделия чеканщиков Бухары. Здесь изготавливают кувшины для омовения, сосуды чой-идиш для воды и чая. Чеканка бухарских мастеров глубокая, фон отделан штрихом. Кроме растительного орнамента, изделия часто украшают каллиграфические надписи. В Бухаре работают знаменитые потомственные чеканщики Саид Фаёзов, Махмуд Гулямов, Садык Мусинов, чьи изделия можно увидеть в музеях многих стран. И главная достопримечательность местных художественных салонов — медные подносы лаъли, выполненные их руками, богато оформленные узорами, иногда с изображением знаменитых архитектурных памятников Бухары.

Самаркандская чеканка сохранила художественные традиции последних столетий. Оригинальная форма самаркандских чой-идиш редко встречается среди изделий других районов Узбекистана. Ручки сосудов делаются нередко ажурными, с тонким кружевным узором, а в растительном орнаменте используются древние мотивы цветка с четырьмя лепестками.

Один из самых старинных центров художественной обработки металла находится в Ферганской долине. Маргиланские мастера делают сосуды для воды и для чая, используя излюбленный мотив миндалевидного узора «калампир». Только в Фергане производят традиционные медные светильники и подсвечники. Среди кувшинов из Коканда встречаются высокие стройные сосуды офтоба урдак вычурной формы в виде утки. Растительный кокандский орнамент неглубокий, но четкий и густо насыщен мелкими деталями, создающими причудливые узоры. Изделия отделаны пуансоном, штрихом, разного вида сеточками и фигурными выемками, украшены бирюзой, гранатами и кораллами. Еще в конце XIX века кокандские мастера первыми в Узбекистане стали чеканить на подносах архитектурные мотивы, в частности дворец Худоярхана, фантастических зверей.

Надо отметить, что традиционная ташкентская чеканка по металлу близка по формам и орнаментике кокандской, лишь растительные мотивы укрупнены, а геометрические напоминают орнаменты резьбы по дереву, в частности стиль паргори. Некоторые элементы узоров ташкентской чеканки редко встречались в других регионах, среди них «елпигич» — веер, «зулук» — пиявка, «беланчак» — люлька, «дойра» — бубен. Наиболее ярко эти стилистические особенности проявляются в работах мастера Фазилжона Абидова.

Династия ташкентских чеканщиков Мадалиевых заслужила признание далеко за пределами Узбекистана. Глава семьи и хранитель вековых традиций, потомственный мискандакор усто Максуд Мадалиев получил известность еще на родине в Маргилане, но уже более полутора десятков лет живет и работает в Ташкенте. Он в совершенстве владеет материалом, формует различные сосуды, являясь незаурядным орнаменталистом. Созданные им уникальные наборы для напитков, сияющие золотистой полированной поверхностью, на которой с ювелирной точностью вычеканены изящные узоры, инкрустированные серебром и полудрагоценными камнями, хранятся в музеях Узбекистана, России, Франции, Италии, украшают экспозиции престижных выставок. Форма кумганов, офтоба и чойдишей с шаровидным корпусом и с уплощенными боками, граненые и ребристые, никогда не повторяется, как неповторим рожденный творческой фантазией Мадалиева узор. По стопам усто Максуда пошли его пятеро братьев. Супруга Зухра-опа также успешно овладела искусством чеканки и гравировки по металлу. Трехсотлетнюю династию мискандакоров продолжают их сыновья. Как и многие народные мастера, все они являются членами Союза ремесленников Узбекистана «Хунарманд», сотрудничают с Объединением народных мастеров «Усто».

alt

Особое место в Узбекистане занимает искусство изготовления ножей. Производство ножей — это целое искусство. Прежде, чем превратиться в готовое изделие, заготовка должна пройти около пятидесяти стадий обработки. У художественных ножей орнаментом покрывались не только рукоятка и лезвие, но и ножны, украшенные металлическими накладками. Формы ножей выковываются мастерами самые разнообразные: с узкими лезвиями и широкими, прямыми или изогнутыми. Рукоятки к ним делают цельными или наборными, инкрустированными и раскрашенными. Из старинных центров изготовления художественных ножей особенно известны Чуст и Шахрихан в Ферганской долине. Ведь недаром по свидетельству исторических хроник, в средние века «железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада». Здесь производится более полутора десятка видов ножей. Нож-пичок, сработанный чустским мастером, — настоящее произведение искусства. Он отличается соразмерностью и пропорциональностью форм, тщательностью отделки. Его острое, изысканной формы лезвие, оправленное в рукоятку, любовно вырезанную из дерева, кости или рога, будет служить хозяину долгие годы. Нож, как правило, вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией и даже росписью. Такие ножи называют «гулдор пичок» — нарядный.

Потомственные мастера-пичокчи из Шахрихана Рахматходжа Алиходжаев и Иброхимжон Алиев изготавливают для ножей латунные или медные футляры, богато орнаментированные чеканкой и гравировкой, со вставками из самоцветов или цветного стекла. Рукоятки и ножны особо ценных, уникальных экземпляров украшены серебряными узорами «кумуш сирпаста» и «чиллиха».

Хивинские традиционные ножи отличаются обилием резного орнаментального декора, который покрывает не только рукоятку, но и от самого черенка до острого кончика обвивает лезвие. Футляр ножа также покрывается плавным плетением сплошного узора. Тщательность исполнения чеканного орнамента сравнима с искусством хорезмских ювелиров, а изящный рисунок орнамента напоминает резное дерево Хивы.

Традиции древнего ремесла возрождают и продолжают современные народные умельцы, внося свой вклад в развитие узбекского орнаментального искусства. Как и столетия назад, поет медь под резцами чеканщика, звенит металл под ударами молота кузнеца.

Искусство металообработки

Одним из прославивших узбеков видом декоративно-прикладного искусства является металлообработка (кандакорлик), то есть художественная чеканка по металлу, традиции которой уходят в древность, уступая лишь гончарному производству. Местные мастера с давних времен владеют искусством изготовления различных изделий из золота, серебра, меди, бронзы и других металлов.

Художественная обработка металлов появилась в Средней Азии, в частности в Узбекистане, в середине 1-го тысячелетия до н.э. и широко распространилась по всему региону. Первоначально на этих изделиях изображались различные мелкие события, животные и др. Например, на обнаруженном в Фергане ритуальном котле был изображен какой-то обряд, где четко виден «животный стиль». В античное время и в раннем средневековье местные мастера-кандакоры изображали на предметах из драгоценных металлов, предназначенных для правителей и аристократии, различные торжественные события – возведение на престол, охота, борьба и другие, образы мифических и эпических героев, картины жизни и быта, дичь и другие существа. Обнаруженные многочисленные чеканные изделия времен доисламского Мавераннахра с изображением сцен светской жизни свидетельствуют о широком распространении в то время этой уникальной отрасли художественного ремесла.

В средние века не только изготавливали высокохудожественные золотые и серебряные предметы, но и покрывали золотом отдельные детали величественных зданий. В это время появляются все новые и новые предметы из серебра и меди – различные блюда или подносы, кувшины квадратной или шарообразной формы с орнаментацией, красивые чернильницы, кумганы, ступы с пестом и другие предметы. На многих изделиях из меди и ее сплава, из серебра и бронзы делали чеканку, посредством которой выражали пожелания счастья и благополучия, и каллиграфические надписи по-арабски стилями «куфи» или «насх». Обнаруженный близ площади Регистан и относящийся к периоду развитого феодализма (XIV-XV веки) уникальный клад содержал предметы быта, в частности, различную посуду, пиалы, ведра с медным дном (тагли), крышки, кувшины, котлы, рукомойники и многое другое, которые показывают, насколько было развито искусство узбекских мастеров-кандакоров.

Важное место в ремесле металлистов занимают мастера-медники (мисгарлик). Из желтой и красной меди они изготавливали различную утварь и предметы быта, большинство которых украшалось разным орнаментом. В отличие от других металлистов, использовавших метод горячей ковки, медники обрабатывали свои изделия в холодном виде, но использовали ковку при соединении отдельных частей крупных предметов, таких, как тунг (большой водоносный сосуд) и лаган. Обычно этот вид ремесла разделяется на две специальности: резчики по меди (наккош мисгар) и изготовители изделий.

При изготовлении орнаментированной посуды использовалась различная техника резьбы. Исключительная композиционная сложность росписи, композиции изделий узбекских чеканщиков по меди, разнообразие тематики росписи и ее элементов свидетельствуют о длительном и сложном историческом пути развития этой отрасли ремесла. Например, резьба, выполненная в стилях «модохил», «ислими» и «намоен»на десятках видов образцов классической узбекской чеканки по меди, еще раз свидетельствует о древности этого вида искусства. Отражение пережитых нашим народом исторических событий, его мировоззрения, надежд и чаяний, а также хозяйственной деятельности через отдельные элементы росписи или их комплекс позволяет судить об образе жизни наших предков.

Судя по названию отдельных элементов росписи, местные мастераисполняли в прошлом заказы представителей чужеземцев или использовали в своей работе способы и стили чеканщиков из других стран. Так, например, встречающиеся среди наименований орнаментов «ислими» машади, ислими афгани, ислими араби свидетельствуют о том, что узбекские мастера, видимо, исполняли заказы иностранцев, что, несомненно, способствовало обогащению их искусства. На некоторых предметах встречаются изображения каких-то фантастических образов, связанных с другой религией (змей, птиц, насекомых и других живых существ).

В настоящее время в чеканке по меди отражаются образы людей, их труд, хлопковые цветы с листьями, гербы и другие символические изображения. Особенно тонкие орнаменты встречаются на медных кумганах, тазах, чайниках и пиалах, курильницах (чилим), кувшинах, чашках и т.д. На отдельных образцах наряду с отчеканенным образом наносили различные надписи или имена, иногда вставляли драгоценные камни, бирюзу и бусы. Даже лексика узбекских мастеров-чеканщиков и наименования орнаментов позволяют выявить некоторые элементы их мировоззрения, степень духовной культуры и образ жизни.

Существующая терминология чеканщиков по меди свидетельствует не только о богатстве узбекского языка, но и о разнообразии предметов прикладного искусства. Весьма богат ассортимент предметов этого вида народного искусства: ляганы (лавхори), виды дулава и ложки, сосуды для умывания (кумган, даст шуй и офтоба), емкость для воды (тунг), ведра (сатил и сархум), весьма распространенные медные чайники или кувшины (чой-диш, кашкил, селобча, чилопчин, туфдон) и другие бытовые красиво орнаментированные предметы, свидетельствующие о высоком уровне развития производства изделий из меди.

В каждой области республики эта отрасль производства отличалась своими особенностями по видам продукции и характеру орнамента. Например, сосуд для умывания в Бухаре называется офтоба, в Самарканде и Ташкенте – обдаста, в Хорезме – кумган, которые отличаются также по своей форме. По определению исследователей, эти сосуды, напоминающие древние афганские рукомойники, красивы, изящны, гладко отделаны. Хивинские кумганы плоские, с длинным и тонким горлышком, без ручек. Шахрисабзские мастера украшают свои офтоба стеклянной мозаикой и разноцветной глазурью. Бухарские мискары делали свои офтоба невысокими, с большим и коротким выпуклым горлышком, куполообразной крышкой. Каршинские офтоба отличаются отдельно изготовленным носиком, вертикально прикрепленным к основе. Бухарцы наносили на этот носик резной орнамент в виде цветов, а также мозаику из стекла и других камней и металлов.

Существовали бухарская, самаркандская, хорезмская, каршинская, шахрисабзская, ташкентская школы производства художественных изделий, отличающиеся некоторыми особенностями по способу нанесения орнамента, его стилю и форме.

В образцах узбекского устного народного творчества, особенно в сказках и эпических произведениях, упоминаются изготовленные из железа и стали различные режущие инструменты и оружие. Среди них особо почитаемыми и самыми распространенными по настоящее время являются ножи, известные с каменного века. Сначала их изготавливали из кости и камня, затем – из бронзы и железа. Подвешенные на ремне и вложенные в ножны ножи, кинжалы и сабли изображены на миниатюрах к произведениям Навои, Бабура и других писателей средневековья. Настенная живопись Варахши, Афросиаба, Балалыктепа и других памятников представляет ножи как боевое оружие. Впоследствии изготовление ножей получает новый импульс развития, и специальные школы появляются в таких центрах металлообработки, как Ферганская долина, Бухара, Самарканд, Хорезм, Ташкент, Кашкадарья и др. По данным исследователей, в Узбекистане к началу прошлого столетия насчитывалось около двадцати таких школ. Они отличались друг от друга способом изготовления, формой и размерами изделий, характером украшения и орнаментации и т.д. Например, по стилю и форме особо выделялись следующие школы: чует (туе) пичоги, пойтуг пичоги, корасув пичоги, тахрихон пичоги, кукон пичоги, хива пичоги и т.д.

Известно, что еще в недалеком прошлом ремесленники соблюдали древние цеховые традиции. До настоящего времени в малых и больших городах и крупных кишлаках есть махалля пичокчи. Ножи в узбекских семьях – непременные элементы домашней утвари и национальной мужской одежды. Они являются не только необходимым в хозяйстве орудием труда, но и служат для украшения, а также входят в коллекцию редчайших памятников и семейных реликвий.

Ножи, созданные в кишлаке Карасув Андижанской области и отличающиеся острым лезвием и особым изяществом, были известны во всей Средней Азии. Карасувские мастера, помимо ножей, в прошлом изготавливали сабли, кинжалы и другие виды холодного оружия. Особо выделяются богато орнаментированные и красочно оформленные драгоценными камнями чустские ножи с длинной рукоятью и острым лезвием. Хивинские ножи славятся своей прекрасной формой, искусной обработкой металлической части, лезвием, которое украшено орнаментом «ислими», и богатыми ножнами. Мастера из Шахрихана и Кокандаизготавливали ножи с красивой вставной рукоятью, большим и толстым лезвием, почти без орнамента и украшений.

Сувениры Узбекистана


Узбекистан - удивительный край, где большую часть года светит солнце, стоит теплая погода, живут радушные, жизнерадостные и щедрые люди. Это страна, архитектурные памятники которой известны на весь мир своим величием и древностью, а изделия местных ремесленников завоевали признание и уважение далеко за пределами Узбекистана. Неудивительно, что туристы и гости, побывавшие здесь, стремятся увезти с собой на память частичку этой земли - вещи, которые послужат приятным воспоминанием о доброте узбекского народа, красочности и самобытности национальных традиций и обрядов, об узбекской кухне и невообразимо красивых пейзажах. И Узбекистан с присущей ему щедростью открывает перед своими гостями множество вариантов сувениров, с помощью которых можно украсить свой дом, добавить восточный колорит во внешний облик, облагородить быт.

Сувениры Узбекистана - это огромный пласт национальной продукции, начиная от недорогих маленьких статуэток и заканчивая грандиозными творениями искусных мастеров, воплощенными в сюзане и коврах. Примечательно, что большинство узбекских сувениров изготовлено вручную талантливыми мастерами, что придает им особую прелесть и ценность - ведь они хранят тепло трудолюбивых рук и доброту сердец узбекского народа. Узбекские ковры и вышивка ручной работы славятся своим высоким качеством и самобытной красотой. Хивинские, бухарские, самаркандские, шахрисабзские, кокандские ковры и сюзане отличаются друг от друга узорами и цветовой гаммой, техникой изготовления и стилем оформления. Среди такого огромного разнообразия точно найдется изделие, подходящее именно Вам.


Наиболее популярными среди туристов считаются глиняные фигурки самых разных размеров, запечатлевшие сцены быта узбекских людей. Их можно найти на крупных базарах, в арт-салонах и ремесленных мастерских страны. Чаще всего фигурки изготавливаются из глины и затем ярко разукрашиваются. Каждый найдет среди многообразия таких статуэток ту, которая будет отвечать его вкусам - фигурки бывают большими и маленькими, серьезными и шутливыми, красочными и одноцветными. В Самарканде чаще всего такие фигурки изображают известного восточного народного любимца, мудреца и шутника - Ходжу Насреддина. Как правило, цена на них невысока, поэтому уезжающие приобретают эти сувениры в больших количествах, чтобы не только украсить ими самые видные уголки своего дома, но и преподнести милые презенты друзьям, родным и близким. В такой же технике выполняются и магниты для холодильника - они сделаны из глины, очень колоритны, изображают сцены из повседневной жизни или же архитектурные памятники и исторические места Узбекистана.

Те туристы, кто испытал восторг при виде национального узбекского костюма, могут приобрести кукол в национальной одежде. Они обычно сшиты из ткани или сделаны из папье-маше, что делает их практически невесомыми, и, таким образом, облегчает транспортировку. Такие куклы продаются во многих исторических городах Узбекистана, но самое большое их разнообразие Вы найдете в ремесленных лавках Хивы.

А вот привнести национальные узбекские мотивы в свой собственный имидж гостям Узбекистана помогут тюбетейки. Можно выбрать как повседневную черно-белую, так и праздничную, расшитую золотом и бисером, декорированную бахромой тюбетейку. Нужно отметить, что в каждом регионе Узбекистана имеются свои древние особенности исполнения этого, казалось бы, обычного для Азии головного убора: ташкентские, самаркандские, хорезмские тюбетейки значительно отличаются друг от друга, и Вам выбирать, какая из них уедет из родного города в Ваш дом.


Национальная одежда и отдельные элементы узбекского костюма - одни из самых ходовых вещей, которым отдают предпочтение гости страны. Чапан - наиболее распространенный национальный вид одежды, а в Бухаре можно увидеть огромное количество разнообразных «богатых» чапанов, украшенных знаменитым бухарским золотым шитьем. Известностью также пользуются шубы и головные уборы из каракулевого меха, произведенные бухарскими умельцами. Они изготавливаются из натуральной шерсти овец и выглядят роскошно и изысканно. В Хорезме Вы найдете большое разнообразие изделий из натуральной верблюжьей шерсти (носки, тапочки и др.), которые не только согреют зимой, но и окажут лечебное действие на суставы ног.

Женщины вряд ли смогут пройти мимо изысканных ювелирных украшений потомственных мастеров из Ташкента, Бухары и Самарканда. Ювелирное искусство Узбекистана - одно из самых красивых в мире. Богатые серьги, ожерелья и кольца, инкрустированные жемчугом, рубинами, бирюзой и сердоликом, придадут женщинам царственный вид и определенно не оставят ее без внимания окружающих.


Хранить украшения можно в резных шкатулках, также с любовью изготовленных узбекскими мастерами. Деревянные шкатулки, крышки которых украшены многообразными сюжетами восточной жизни и ориентальными мотивами, станут достойным хранилищем чудесных ювелирных изделий. А мастера резьбы по дереву с радостью предложат и другие свои творения - настенные панно, маленькие национальные столики - хантахта, и знаменитые на весь мир деревянные подставки для Корана. Они создаются из цельного куска дерева, и при их сборке не используются какие-либо крепежные устройства. Вариантов узора таких подставок чрезвычайно много, и каждый из них неповторим и уникален, как и вся работа мастеров.

Очень удачным приобретением станет национальная узбекская ткань хан-атлас, из которой впоследствии можно будет сшить одежду или предметы интерьера. Посетив шелкоткацкую фабрику в Маргилане, Вы сможете воочию убедиться, что весь процесс производства здешнего хан-атласа от начала и до конца происходит вручную, с использованием натуральных материалов и красителей. Эта уникальная 100% натуральная ткань с каждым годом завоевывает все большую популярность, хан-атлас повсеместно используют в своих коллекциях одежды именитые европейские модельеры.


Отдельного внимания заслуживает узбекская керамика. Гончарное ремесло - древнейшее в Узбекистане и к данному моменту достигло уровня настоящего искусства. В каждой области страны действуют свои школы керамики, отличающиеся друг от друга по технике исполнения, узорам, цветовой гамме и стилю. К примеру, хивинская керамика - это в основном ляганы и тарелки с нанесенным на них сине-голубым орнаментом. В Хорезме создают оригинальные сосуды-хумы и светильники-чироки.

Центром керамики в Узбекистане является город Риштан. Риштанская керамика снискала себе мировую славу и всеобщее восхищение. Посуда, расписанная всеми оттенками синего, фигурные сосуды в форме утки с изображением плодов граната и цветов миндаля, красивые ляганы - это лишь малая часть того, что можно найти в лавке риштанского мастера.

Не отстают от керамики и металлические изделия. Чеканка (резьба по металлу) - также очень распространенный в Узбекистане вид искусства. Свидетельством Вашего посещения узбекской земли станут традиционные ножи, кинжалы и даже мечи, украшенные тонкой резьбой. Пожалуй, самыми известными и дорогими считаются ножи умельцев из Чуста.

Несмотря на то, что это серьезный и жесткий предмет, чусткие ножи, тем не менее, отличаются изяществом, легкостью и красотой узора.


Завершить поход по базару в поисках национальных сувениров можно покупкой узбекского вина. Терпкий и сладкий, впитавший в себя аромат винограда и теплоту солнца, этот напиток напомнит вам о солнечном и приветливом крае и непременно вызовет прилив ностальгии. Вы поймете, что до конца познать эту землю невозможно, и захотите вернуться вновь - к новым открытиям, романтике Востока и гостеприимным узбекским людям.

Приобретая сувениры и предметы искусства, пожалуйста, убедитесь, что их возраст составляет менее 50 лет, и они не представляют собой культурную ценность. Желательно иметь при себе квитанцию и документацию от магазина, которая подтверждает, что купленный товар является предметом массового производства, не представляет исторической или культурной ценности и разрешен к вывозу из Узбекистана.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

Чеканка по меди в Узбекистане

Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла Узбекистана

«Царское золото сияет во славе своей,
медь же глубокою тайной сокрытой Изиды мерцает…»
Сокрытые мистерии духа.

Чеканка по меди в Узбекистане

Чеканка (старинное название искусства чеканщика - «торевтика») - древнейшее искусство художественной обработки металла при помощи специальных инструментов (чеканов, молотков), корнями уходящее во времена бронзового века. Уже тогда древние мастера и художники покрывали пластичный металл искусными узорами. Как правило, чеканные украшения и предметы быта носили ритуально-религиозный характер, люди верили в их магические свойства. С развитием техники чеканки стали появляться тончайшие миниатюры на ювелирных изделиях, всевозможные рельефные орнаментальные композиции и даже крупные монументальные произведения.

Для чеканных работ, помимо других ковких металлов, использовали медь - по поверьям, металл Венеры, один из первых металлов, освоенных человеком. Причина этому заключалась не только в ее мягкости и пластичности, но и в том, что медь издревле считалась сакральным металлом, обладающим неярким, но глубоким внутренним светом и некими магическими защитными свойствами. Большинство культовых и религиозных изделий изготавливалось из меди - такие украшения сохраняли ритуально-магическое, знахарское значение и являлись «защитными доспехами» человека, а мастер-чеканщик приравнивался к магам, владеющим скрытым знанием.

Чеканка как вид искусства в Узбекистане может гордиться своим степенным возрастом и практически доведенной до совершенства техникой исполнения. Этому народному ремеслу узбекских мастеров по своей древности составляет конкуренцию лишь керамика - старейшее искусство, чей возраст исчисляется тысячелетиями.

Чеканка по меди в Узбекистане

Первые чеканные изделия, найденные на территории современного Узбекистана, датированы четвертым тысячелетием до нашей эры и принадлежат периоду бронзового века. Незначительное количество образцов было найдено в ходе археологических раскопок. Это были простейшие ножи и ювелирные украшения. Высокого же уровня это искусство достигло намного позже - в XV веке - во времена правления Амира Тимура и династии Тимуридов. Спектр чеканных изделий значительно расширился - мастера начали изготавливать кувшины, тарелки, чаши, подносы, шкатулки, курительные приборы. Все они не только применялись по своему прямому назначению, но и в силу уникального декора украшали жилища знати, являясь символом достатка и роскоши.

Расцветом искусства чеканки принято считать период XVIII-XIX вв. Изделия, датированные этими веками, сегодня составляют сокровищницу исторических и этнографических музеев Узбекистана и других стран. Большая их часть сейчас находится в Государственном музее национальной истории народов Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Чеканка по меди в Узбекистане

Чеканка по металлу, нанесение тонкого узора на этот сложный и капризный материал - очень трудоемкая работа, требующая от мастера терпения и сосредоточенности. К тому же над созданием шедевров трудились не только чеканщики, но и медники (мисгары), изготовлявшие форму для образца, а также литейщики, отливавшие сосуды и их составные части.

Наиболее распространенным узором, наносимым чеканщиками на металл, являлся растительный и геометрический орнамент. Самым же излюбленным приемом, используемым мастерами повсеместно, был «ислими» - изображение переплетенных стеблей цветка, листьев и бутонов.

Инструменты для чеканки были и по сей день остаются очень простыми. Это калям - тонкий инструмент для нанесения мелких деталей узора, и небольшой молоточек. Последним штрихом в изготовлении изделия становилось шлифование, закрепляющее орнамент и наделяющее металл ослепительным блеском и сиянием.

Чеканка по меди в Узбекистане

XIX век был ознаменован образованием ряда школ художественной чеканки. Они начали свою деятельность в разных регионах Узбекистана, и каждая из школ привнесла свое видение, технику, орнаменты и узнаваемый стиль в свои произведения. Центрами создания чеканных изделий являлись Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Фергана, Шахрисабз, Ташкент. Школы отличались, в основном, глубиной чеканки и мотивами в орнаменте.

Ремесленники из Бухары и Хивы выполняли глубокую медную чеканку, именуемую «кандкори». Бухарская и хивинская чеканка были, пожалуй, самыми узнаваемыми и распространенными. Сдержанный декор, классическое соблюдение всех пропорций, строгая изящность - вот те качества, которые были присущи бухарским чеканным товарам. Хивинские же мастера отдавали предпочтение глубокому, реже - мелкому тиснению, оставляя фон гладким, без художественного оформления. Меньшей глубиной и при этом четкостью и чистотой узора характеризовались работы чеканщиков из Коканда и Ферганы. Мастера из Карши и Шахрисабза были склонны к большей пышности и роскоши при создании изделий - они украшали их тончайшими деталями, самоцветными камнями, в частности, бирюзой, использовали в оформлении цветное стекло, а также подкрашивали фон различными цветами. Самой консервативной школой чеканки в Узбекистане считалась самаркандская. По стилю исполнения предметов утвари и быта она была близка к древним традициям наших предков. Между тем, именно в самаркандских изделиях можно было встретить изображение четырехлистника - клевера.

Чеканка по меди в Узбекистане

Флористический и геометрический орнаменты оставались ведущими в декоре чеканных изделий. Мастера иногда наносили на медь и «животные» мотивы. Чаще всего это были отдельные элементы. К примеру, «чашми буль-буль» - соловьиный глаз, «кучкорак» - бараний рог, «пушти балык» - рыбья чешуя.

Изготовление чеканных изделий и в нынешнее время занимает одно из ведущих мест в ремесленной жизни Узбекистана. Мастера с любовью изготавливают высокие чайные сосуды, кувшины для воды и вина, чайники, чаши для фруктов, ляганы и тарелки, целые сервизы, а также сувенирную продукцию, которую можно приобрести на крупных базарах Узбекистана и в самобытных ремесленных лавках его древних городов. Декор, наносимый на поверхность изделия, дополнился изображениями древних строений, архитектурных памятников и прочих знаменитых достопримечательностей Узбекистана.

Фотографии:

Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане Чеканка по меди в Узбекистане

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

Искусный чеканщик из Бухары

Бухарская чеканка по меди наряду с керамикой является одним из известных у нас и за рубежом видов народного творчества. Изделия чеканки весьма разнообразны по формам и функциям. Это всевозможные чаши, сосуды для воды и других жидкостей, а также котлы для приготовления пищи, жаровни, вазы, шкатулки, приборы для курения, светильники и т.д.

Медночеканные изделия создавали мастера трех специальностей: медники (мискор) изготавливали формы из красной и желтой меди, а также из латуни, покрывали сосуды полудой. Литейщики (рихтагар) отливали отдельные части форм будущих изделий: ручки сосудов, куполки крышек (қубба), кончики носиков (санула), шарниры (часпак) и др. Чеканщики (кандакор), украшали изделия чеканкой и ажурной гравировкой, а также прорезной техникой (шабака).

Бухарская школа медночеканных изделий, в отличие от кокандской, ташкентской, хорезмской и каршинской, отличается простотой и строгостью форм. Относительно свободный фон обрабатывается штрихом или точками. Особую выразительность бухарскому орнаменту придают гладкие широкие контурные линии – полосы (кундал).

Пластически четкий растительный орнамент (ислими) очень изящен и красив. Иногда бухарские мастера украшали свои изделия каллиграфическими надписями, стилизуя их под растительные узоры. В редких случаях фон подкрашивался в разные цвета, делалось это всегда с большим вкусом.

Бухарская чеканка – тонкое и кропотливое искусство. Ее выполняют с помощью таких инструментов, как стальной карандаш(пулат калам) и молоток. Стальной карандаш может быть нескольких типов. Например, чтобы отчеканить цветок орнамента, у него должен быть толстый конус, для выполнения фона (заминбардори) – тонкий. Для украшения цветами инструмент без конуса бывает толстым и тонким. Кроме того, необходимы точильный камень и железный циркуль. Современные инструменты почти не отличаются от тех, которыми работали мастера прошлого. Так, наполненный специальной смолой сосуд (мум) используют для того, чтобы чеканка в процессе работы не сдвигалась и не амортизировала. Если посуда глубокая, ее наполняют песком или ветошью и хорошо спрессовывают содержимое.

Работа чеканщика начинается с того, что он набрасывает на бумаге композиционный рисунок, который затем переносится на кальку. С помощью иглы вдоль контура всего рисунка протыкаются дырочки, сквозь которые просыпается графит, создающий контур рисунка (накш) на сосуде. Далее с помощью чекана наносится рисунок. Затем изделие полируют вручную или на станке. Если металл жёлтый, то оно сияет, как солнце, если красный, – горит, как огонь.

Современные медники и чеканщики создают подносы (лаъли), разнообразные блюда, сосуды для воды (офтоба), косметических принадлежностей (сурмадон), шкатулки (сандикча) и другие изделия, которые, кроме декоративной функции, в последние годы имеют утилитарную: используются в быту.


Один из потомственных мастеров-чеканщиков Бухары – талантливый педагог Содик Мусинов, племянник знаменитого чеканщика Салимжана Хамидова, восстановившего бухарскую традиционную чеканку в 60-е гг. XX в. Дед и отец Салимжана Хамидова: усто Хамид и усто Салом – также знаменитые мастера чеканки. Их работы хранятся во многих музеях мира.

Усто Содик был очень строг к своим сыновьям и племянникам, но проявлял мягкость и доброту к остальным ученикам, а их к концу жизни знаменитого мастера было больше шестидесяти. Содик – один из первых мастеров, обучавших искусству чеканки девушек, многие из которых впоследствии получили звание мастера и принимали участие в международных и республиканских выставках. Одной из первых и наиболее способных среди них была Тошева Гулчехра. Хорошими мастерами стали также Саидова Нурхон, Рахимова Дилбар, Мусинова Махбуба, Жумаева Зебо, Рахимова Адолат, Тошева Холида, Курбонова Мунира, Каримова Фарогат, Каримова Фазолат, Файзиева Мунира, Махмудова Музайям, Гаффорова Шамсия, и Жумаева Раъно. А до этого искусство чеканки считалось исключительно мужской прерогативой.

С 1980 г. усто Содик преподает в Бухарском государственном университете на кафедре искусства по предмету чеканки. С 1993 г. мастер – член Творческого объединения художников АХ Уз.

В настоящее время усто Содик в большинстве случаев работает в комбинированной технике, используя в работе старинные орнаменты – бодом, занжила, зеб, куш бодом и др., создавая новые оригинальные композиции. Изделия – в большинстве случаевлаъли – подносы круглой или эллипсообразной формы, украшенные геометрическими фигурами, разнообразными фризами и каймовыми полосами. Геометрический орнамент носит вспомогательный характер. В основном работы отчеканены накшем(ислими). Зооморфные изображения встречаются редко. Это в основном изображения частей животных: глаз соловья (чашми буль-буль), рога барана (кучкорак), рыбья чешуя (пушти балык) и др. Иногда чеканщик вводит в центр изделия изображение архитектурных памятников Бухары. На некоторых из них в центре чеканки – портреты людей.

Работы мастера отличают пластическая выразительность форм, классическая уравновешенность пропорций и устойчивость орнаментальных мотивов, выполняющихся в технике глубокого чекана «кандакори». Продолжая высокие каноны и художественно-эстетические идеалы мастеров-чеканщиков прошлого, мастер передает знания и опыт ученикам. В их числе – и его сын Акмаль, который пошел по стопам отца и уже успел овладеть многими секретами его мастерства.

Усто Содик неоднократно принимал участие в республиканских и международных выставках, в конкурсах «Ташаббус» и занимал почетные места. Его работы выставлялись в Ташкенте, Алматы, Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Берлине, Вене, Santa-Fe и др.

Литература

1. Абдуллаев Т., Фахретдинова Д. Хакимов А. Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана. Ташкент, 1985.

2. Хакимов А.А. Современное декоративное искусство республик Средней Азии (К проблеме традиции и новаторства). Ташкент, 1988.

3. Pugachenkova G.A., Khakimov A.A. The art of Central Asia. Leningrad, 1990.

4. Халимова Д.А. Бухоро кандакорлиги. Бухоро, 1996.

5. Хакимов А.А. Искусство Узбекистана. История и современность. Ташкент, 2010.

Читайте также: