Узел для троса металлического

Обновлено: 28.09.2024

Завязывание морских узлов на верёвке для её практического использования является важным вопросом морской практики. Прежде всего, хотел бы сделать небольшое пояснение. В описании представленных ниже морских узлов под словом «коренной конец» подразумевается неподвижный конец троса, а «ходовой конец» обозначает другой, рабочий (подвижный), конец троса. В описании выполнения узлов для облегчения изучения представлены рисунки.

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.

По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.

10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).

Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.

13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.

16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.

18. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

22. УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).

Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).

24. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (первый вариант)

Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

25. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (второй- вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.

Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).

26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.

С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Самозатягивающийся узел для веревки: 20 пошаговых схем


Узлы

Самозатягивающиеся узлы используются в разных сферах деятельности человека, поэтому нужно знать, как затягиваются некоторые распространенные их виды. В статье подробно описан процесс завязывания 20 видов самозатягивающихся узлов, их особенности и предназначение.

Сфера применения самозатягивающихся узлов

Самозатягивающиеся узлы позволяют зафиксировать веревку на стационарном объекте или закрепить груз на тросе таким образом, чтобы он перемещался вдоль узлового изделия. За счет этого свойства подобные соединения стали незаменимыми во многих сферах.

Самозатягивающийся узел отличается особенной надежностью

Самозатягивающийся узел отличается особенной надежностью

В частности, их используют:

  • В строительстве и лесной промышленности. С их помощью вручную перемещают и поднимают разные грузы, а также крепят их в автотранспорте.
  • В деятельности спасательных служб. При возникновении ЧС с их помощью спасатели спускаются в расщелины и ямы, а также поднимают оттуда пострадавших людей;
  • В экстремальных видах спорта и отдыха. Например, с их помощью альпинисты поднимаются на вершины и спусках с них.
  • В рыболовстве. Без них невозможно связать леску или зафиксировать лодку на воде.
  • В быту. Например, домохозяйки с их помощью крепят бельевые веревки.
  • В сельском хозяйстве. Они позволяют выгуливать в поле домашний скот.
  • В рукоделии. С их помощью скрепляют между собой детали разных изделий (браслетов, ожерелий и другой бижутерии).

Использование самозатягивающихся узлов возможно во многих сферах благодаря их универсальности.

Разновидности самозатягивающихся узлов

Все виды узлов отличаются способом вязки, поэтому стоит детально описать самые распространенные.

Простой узел

Самый простой вариант, с которым справится даже неопытный человек. Его надежность зависит от силы натягивания веревки, поэтому при отсутствии нагрузки он может развязаться.

Вяжется он в такой последовательности:

  1. Делается полукольцо вокруг основания.
  2. Потом ходовой конец заводится за коренной и вяжется петля, в которую первый просовывается.
  3. Потом веревка натягивается и узел затягивается.

Морской узел с полуштыком

Более сложный, но и более надежный узел. Немного потренировавшись, можно научится быстро его завязывать.

Вяжется он таким образом:

  1. Вокруг основания делается открытая петля.
  2. Затем ходовой конец обводят вокруг корневого конца и продевают его через закрытую петлю.
  3. Далее веревка натягивается и узел затягивается.

Констриктор удав

Является очень прочным. Им обвязывают округлые предметы без острых граней. Часто с его помощью медики перевязывают раны, накладывают жгуты и т. д.

Основной функцией узла

Основной функцией узла “Констриктор удав” является надежная фиксация, обвивание опоры

Вяжется данный вариант так:

  1. Делается первая петля. Веревка пропускается вокруг опоры и ходовой конец размещается над коренным.
  2. Вяжется вторая петля. Ходовой конец заводится за опору, после чего она оборачивается с другой стороны.
  3. Выходящий из второй петли конец запускается под первую.
  4. Затем веревка натягивается и соединение затягивается.

Двойной констриктор

Этот способ немного сложнее и затягивается сильнее констриктора, поэтому развязать его почти невозможно. Он вяжется по такой же схеме, но с добавлением еще одного витка с левого бока коренного конца.

Схема вязки узла

Схема вязки узла “Двойной констриктор”

Коровий узел

Возможно, называется так из-за первоначального назначения – привязка коров к опорам. Используется для крепления связывающих звеньев с веревкой, джутом, канатами и тросами. С его помощью также оттягивают стропы в процессе подъема, перемещения и опускания грузов.

Рыбацкий узел

Его используют рыбаки для крепления лески к крючкам и блеснам, а также привязывания тонких веревок к разным предметам. Разорвать его очень трудно и самопроизвольно ослабнуть он не может.

  1. Леска продевается в ушко блесны или крючка.
  2. Ходовым концом делается 5 петель вокруг корневого.
  3. Затем он протягивается через сформированную возле ушка крючка 6 петлю.

Шахтерский узел

Довольно простое и надежное соединение, которое используют при постоянной нагрузке на канат. Изначально с его помощью в шахтах поднимали различные грузы и передвигали вагонетки, поэтому он так называется. В быту его применяют для обвязывания канатов вокруг деревьев, столбов, труб или различных предметов.

Шахтерский - простой и надежный вид узла

“Шахтерский” – простой и надежный вид узла

Вяжется шахтерский узел так:

  1. Веревкой оборачивается опора.
  2. Справа на опору накидывается вторая петля.
  3. Ходовой конец заводится за корневой и пропускается в первую петлю.
  4. Потом веревка натягивается и связка затягивается.

Верблюжий узел

Используют при необходимости крепления тонкой веревки к толстой. Он позволяет тянуть грузы практически под любыми углами, так как не соскальзывает в стороны. Развязывается он довольно легко даже при сильном затягивании и намокании.


“Верблюжий узел” легко развязать даже в том случае, если он намок или сильно затянулся

  1. На опору с лицевой стороны запускается веревка.
  2. Далее с правой стороны корневого конца делается 3 шлага.
  3. Затем ходовой конец пропускается через корневой на другую сторону.
  4. Далее делается 2 шлага с запуском ходового конца в них.
  5. Потом канат натягивается и узел затягивается.

Глухая петля

Известен с I века нашей эры. Этим способом связывают ключи, навешивают бирки, затягивают горловины мешков и т.д. Он легко развязывается после уменьшения нагрузки, поэтому воздействие должно быть постоянным.

При соединении вместе ходового и коренного конца коровьего узла и равномерном их натягивании может тоже получится глухая петля.

Выбленочный узел

Называется так, потому что с его помощью моряки раньше крепили к вантам выбленки (отрезки каната), которые использовали в качестве ступенек веревочной лестницы для подъема на мачты. Он безотказно держит при приложении тяги к обоим концам каната. Подходит для крепления канатов и тросов к гладким округлым опорам (мачтам, реям, стрелам и бревнам). С его помощью также подают различный инструмент на большую высоту.

Вяжут выбленочный двумя способами. Первым пользуются в тех случаях, когда один конец обвязываемого предмета открыт. Второй применяют, когда требуется обязать опору без открытого доступа.


“Выбленочный узел” — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов

Первый предусматривает такую последовательность вязки:

  1. Веревка закидывается за трубу и спереди перекрещивается так, чтобы левый конец был сверху.
  2. Вторую петлю накидывают сверху первой и ходовой конец продевается через нее.
  3. Потом обе петли сильно затягиваются.

Второй способ предусматривает следующие действия:

  1. Вяжется первая петля с выпуском ходового конца на левую сторону.
  2. Слева от нее вяжется вторая петля и конец заводится под нее.
  3. Далее веревка натягивается и узел затягивается.

Первый способ вязки “Выбленочного узла” Второй метод вязки “Выбленочного узла”

Питонов узел

Он похож на «Констриктор», поэтому используется в тех же целях. Отличается только тем, что концы веревки выходят с внешних сторон узла, а не из середины. С его помощью удается прочно связать 2 поперечные рейки. Он позволит соединить их прочнее, чем гвоздями.

Вяжется следующим образом:

  1. На перекладину накидывается веревка и делается первая петля.
  2. Далее с левой стороны корневого конца накидывается вторая петля.
  3. Затем ходовой конец заводится за корневой, после чего пропускается в первую петлю.
  4. Потом веревка натягивается, в результате чего питон затягивается.

Пикетный узел

Похож на выбленочный узел. Надежно обхватывает круглые предметы. Например, с его помощью прочно фиксируют веревки на столбах, завязывают мешки и крепят тонкий шпагат к толстому тросу.

Процесс завязывания выглядит так:

  1. На основание накидывается веревка.
  2. Потом делается первая петля.
  3. Затем слева от нее делается вторая петля.
  4. Далее ходовой конец пропускается в первую петлю, после чего канат натягивается и угол затягивается.

Гафельный узел

Название получил от наклонного рея, крепящегося к верху мачты. Сегодня с его помощью крепят тросы на округлых предметах.

Он завязывается так:

  1. Ходовым концом троса делается 2 оборота вокруг опоры, после чего им обхватывается корневой конец.
  2. Трос пропускается между опорой и петлями.
  3. Затем трос натягивается и узел затягивается.

Лисельный узел

Впервые он появился на парусных судах, на которых им крепили дополнительные прямые паруса к лисель-рейке. Сегодня с его помощью крепят тросы и веревки к гладким округлым предметам.

Вяжется вон так:

  1. Ходовой конец троса 2 раза оборачивается вокруг опоры.
  2. После чего им обхватывается корневой конец, затем он пропускается сквозь 2 петли.
  3. Потом он разворачивается на 180° и пропускается через нижнюю петлю.
  4. Затем трос натягивается и узел затягивается.

Щучий узел

Используется моряками с середины 19 века. С его помощью привязывают веревки к столбам, деревьям, поручням и другим округлым опорам. Его также используют для подъема бревен на срубы. Основные его достоинства в том, что быстро вяжется и не соскальзывает с опоры.


“Щучий узел” служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы

  1. На опору закидывается веревка.
  2. Вяжется первая петля.
  3. Затем слева от нее вяжется вторая и третья петля.
  4. Дальше ходовой конец протягивается поверх среднего шлага и пропускается через первую петлю.
  5. Далее узел щука затягивается.

Стопорный узел

Часто требуется зафиксировать в одном положении находящийся под нагрузкой трос. Для этого его крепят стопорным узлом к нагруженному тросу. Если нагрузка на него идет справа, то ходовой конец стопорного троса кладется сверху основного шлагом влево, потом делается еще один шлаг и ходовой конец перекидывается через коренной, затем с правой стороны коренного делается еще 1-2 шлага, и в 2-3 местах укладываются прочные схватки или закрепляют под себя.

Процесс вязки

Процесс вязки “Стопорного узла”

Качельный узел

Тоже впервые появился на флоте, с его помощью привязывали веревки и тросы к различным округлым элементам. Сегодня его используют на яхтах и других парусных суднах.

Еще с его помощью крепят качели и бельевые веревки, так как он выдерживает большие нагрузки.


“Качельный узел” – надежное соединение, которым обычно крепят веревочные качели

Вяжется в такой последовательности:

  1. Веревка запускается с задней стороны на опору.
  2. C левой стороны коренного конца вяжется петля.
  3. Потом ходовой конец по диагонали протягивается на другую сторону опоры, после чего вяжется вторая петля.
  4. Далее ходовой конец заводится за коренной и пропускается между первой петлей и коренным.
  5. Затем концом каната огибается опора, после чего он фиксируются на коренном конце контрольным узлом.

Зигзаговый узел

Называли это соединение так из-за формы. Узел является вспомогательным, при его вязке ходовой конец пропускают вокруг опоры зигзагами. Часто используется для вязки высоких штабелей грузов в открытых кузовах грузовиков, оснащенных высокими стойками. В частности, при необходимости перевезти в таком кузове большое количество ящиков, уложенных в несколько ярусов, их требуется хорошо зафиксировать.


“Зигзаговый узел” применяют для закрепления и утягивания чего-либо

Вяжется он таким образом:

  1. Веревка запускается сзади за стойку.
  2. Потом делается первая петля.
  3. Далее сверху от коренного конца вяжется вторая петля.
  4. Затем ходовой конец запускается с другой стороны коренного конца и снизу него вяжется третья петля, а конец подкладывается под себя.

Паловый узел

Пал является чугунной или бетонной тумбой, к которой крепятся швартовые тросы. Поэтому этот узел предназначен для швартовки судов. Он выдерживает большие нагрузки и просто завязывается.

Вяжется данный узел так:

  1. Ходовой конец троса складывается открытой петлей, после чего обводится вокруг опоры.
  2. Дальше петля заводится за корневой конец и накидывается сверху на тумбу.
  3. Затем трос натягивается и узел затягивается.

Битенговый узел

Позволяет швартовать шлюпки и небольшие суда за битенг и пал, поэтому способен выдерживать большую рывковую нагрузку. Просто вяжется и развязывается.

Вяжется таким образом:

  1. Ходовой конец троса пропускается вокруг битенга.
  2. Потом из него формируется открытая петля, после чего она запускается под корневой конец.
  3. Затем петля перекручивается на 180°, чтобы она получилась закрытой, после чего петля обводится вокруг корневого конца и накидывается на битенг.
  4. Далее трос натягивается и соединение затягивается.

Нюансы наматывания лески при завязывании самозатягивающихся узлов

Крепят бэкинг или основную леску на шпуле катушки с помощью нескольких узлов, поэтому требуется описать завязывание каждого.

Особенности крепления лески к катушке с помощью узла Arbor knot

Это довольно простой самозатягивающийся узел, который позволяет надежно крепить леску к шпуле катушки. В древности его использовали для крепления тетивы на луке.

Леска крепится к шпуле с его помощью так:

  1. Леска оборачивается вокруг шпули, при этом оставляется небольшой конец, достаточный для вязки узла.
  2. Свободным концом лески оборачивается основная леска и на ней завязывается узел так, чтобы он нормально по ней скользил.
  3. На свободном конце лески завязывается стопорный узел, чтобы первый не развязался.
  4. Соединение смачивается и аккуратно затягивается, после чего торчащая леска обрезается, чтобы она не мешала при накручивании на шпулю.

Крепление лески к шпуле катушки самозатягивающейся петлей

Проще прикрепить леску к катушке самозатягивающейся петлей. Она позволяет в результате воздействия нагрузки затягиваться еще лучше, при этом она не проворачивается и легко снимается со шпули при необходимости.

Крепится леска к шпуле катушки с ее помощью так:

  1. На конце лески делается небольшая петля с использованием узла восьмерки, затягивается узел покрепче, чтобы он был неподвижен
  2. Основная леска продевается в эту петлю так, чтобы образовалась получилась большая самозатягивающаяся петля.
  3. Большая петля надевается на шпулю катушки.
  4. После чего на шпулю катушки наматывается леска.

Если при вращении катушки петля будет проворачиваться на шпуле, то нужно ее снять и надеть другой стороной.

Крепление лески к катушке длинной петлей

Способ крепления лески к катушке длинной петлей является усовершенствованным вариантом предыдущего способа.

Вяжется леска к шпуле в этом случае так:

  1. На конце лески делается петля длиной примерно 15 см, для этого используется неподвижная восьмерка.
  2. Основная леска продевается в эту петлю так, чтобы получилась большая самозатягивающаяся петля.
  3. Эта петля надевается на шпулю.
  4. На шпулю накидывается еще один виток петли, после чего она затягивается.
  5. Затем леска наматывается на шпулю.

Крепление лески к катушке с помощью узла Spool Knot

Этот способ крепления предусматривает следующие действия:

  1. Конец лески оборачивается вокруг шпули.
  2. На некотором расстоянии от шпули концом лески оборачивается основная леска, идущая к шпуле.
  3. Далее вокруг лески делается 4-5 оборотов концом лески, идущей от шпули.
  4. Конец лески пропускается через полученную петлю.
  5. Леска смачивается, после чего связка затягивается.
  6. Лишний конец лески обрезается.
  7. Потом леска наматывается на шпулю.

Этот узел является самозатягивающимся, поэтому, чем больше будет нагрузка на леску, тем сильнее он затянется я на шпуле.

Самозатягивающиеся узлы с давних времен используются человеком в разных сферах. Они бывают многих видов, поэтому нужно подбирать более эффективные и надежные для выполнения нужных задач. Кроме того, их нужно правильно завязывать и развязывать. В статье были разобраны схемы вязки, с помощью которых можно завязать надежные самозатягивающиеся узлы на производстве или в быту.

Какие виды самозатягивающихся узлов вы уже использовали на практике?

Видео по теме

Как завязать узел: 20 узлов для выживания, которые нужно знать

Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Умение завязать узел, причём узел крепкие, надежные и подходящий к конкретной ситуации, очень важно не только для выживальщиков и бушкрафтеров, но и для охотников, рыболовов и просто любителей отдыха в дикой природе. Ведь с помощью узла можно не только соединить два конца веревки, но и отремонтировать снаряжение, зафиксировать один предмет к другому, изготовить простейшие ловушки, а также решить много других задач.

Как завязать узел: 20 узлов для выживания, которые нужно знать

Сегодня мы расскажем про наиболее популярные и одновременно универсальные узлы, а также подробно объясним – в каких случаях какой узел применять, и как этот узел завязать.

1. Прямой узел

Прямой узел - Square Knot

Прямой узел (Square Knot)

Основное его предназначение – связывать вместе веревки, а также фиксировать веревочный узел вокруг какого-либо предмета. По своей прочности прямой узел многократно превосходит простой узел и отличается устойчивостью к самопроизвольному развязыванию, что позволяет применять его даже в тех случаях, когда на веревку предполагается приложение значительных усилий.

Чтобы завязать прямой узел, необходимо положить веревки концами навстречу друг к другу, после чего веревку, идущую справа налево завести под вторую веревку и, выведя конец слегка вверх, отвести обратно вправо. Со второй веревкой проделывается все тоже самое, но в зеркальном виде (при этом, свободный конец веревки в последний момент заводится под конец первой веревки, образуя петлю). Готовый узел (если он завязан правильно) выглядит полностью симметричным. Все, что останется сделать – это затянуть его потуже – и веревки будут надежно соединены воедино.

2. Выбленочный узел

Выбленочный узел- Clove Hitch

Выбленочный узел (Clove Hitch)

Выбленочный узел является одним из наиболее универсальных узлов, применяемых в морских такелажных работах. С его помощью выполняется закрепление тросов, канатов и веревок к матчам и другим предметам, имеющим гладкую округлую поверхность. Данный тип узла отлично подойдет для прикрепления веревок, подверженных натяжению, к палкам и колышкам (например, при изготовлении растяжек для тента и т.д.)

Чтобы завязать узел, нужно взять веревку и без натяжки обернуть ее вокруг предмета (на который предполагается ее закрепить), создав таким образом петлю. После этого нужно сделать еще один оборот, создав вторую петлю, после чего пропустить конец веревки внутрь нее, и затянуть узел.

3. Булинь

Булинь - The Bowline

Булинь (The Bowline)

Один из наиболее простых и, одновременно – популярных узлов. Он отличается большой универсальностью и надежностью (узел не склонен к самопроизвольному развязыванию, а также не затягивается под нагрузкой, что позволяет легко развязать его тогда, когда это требуется). Булинь в тех или иных вариациях применяется в альпинизме, морском деле, при высотных и спасательных работах.

Чтобы завязать узел (мы говорим, в данном случае, о классическом варианте булиня, поскольку существует множество его разновидностей, включая скользящий узел), потребуется взять веревку и сформировать малую петлю, после чего провести конец веревки ниже и обвести его вокруг палки или другого объекта, на который выполняется закрепление. После этого конец следует пропустить внутрь первой петли снизу вверх и, обведя его вокруг верхней части веревки, вновь пропустить сквозь петлю, но уже сверху вниз. Далее нужно будет лишь хорошо затянуть концы, и булинь будет готов.

4. Восьмерка

Узел Восьмерка - The Figure Eight

Восьмерка (The Figure Eight)

Этот узел применяется, главным образом, в качестве «стоппера», предохраняющего закрепленные на веревке предметы от перемещения или потери, а также в качестве страховочного узла, препятствующего свободному прохождению веревки через люверсы и другие крепежные элементы.

Чтобы завязать “восьмерку”, нужно сформировать узел одним из концов, затем, двигая его в обратном направлении, перекинуть через веревку и, вновь развернув конец в первоначальном направлении, пропустить его сквозь первую петлю и затянуть. Несмотря на сложное описание, завязать такой узел очень легко. Единственным его недостатком является сложность развязывания, особенно, если восьмерка была очень сильно затянута.

5. Шкотовый узел

Шкотовый узел - The Sheet Bend

Шкотовый узел (The Sheet Bend)

Также, как и прямой узел, служит для связывания двух свободных концов различных веревок, но, в отличие от первого, применяется не только для тросов равных диаметров, но и для заметно отличающихся.

Для того, чтобы его завязать, нужно сложить конец большей по толщине веревки в форме буквы j, а конец тонкой веревки провести под средней частью получившейся полупетли. После этого тонким концом нужно обвести сразу две части j-образного конца и, сделав один оборот, вывести его в бок (пропустив его под начало тонкой петли). Но, стоит отметить, что наибольшую прочность шкотовый узел обеспечивает именно при соединении различных по диаметру тросов. Если же предполагается связать пару одинаковых веревок, то лучше отдать предпочтение прямому узлу.

6. Простой штык

Простой штык - Two Half Hitches

Простой штык (Two Half Hitches)

Этот простой (на что указывает и его название) узел позволяет обеспечить надежную фиксацию веревки к статичным и подвижным объектам, к которым предполагается приложить значительное усилие или статичную нагрузку. Ввиду того, что он является незатягивающимся, развязать его в случае необходимости также просто, как и завязать. Основное назначение простого штыка – швартовка судов, фиксация грузов при перемещении, закрепление буксируемой техники и т.д.

Завязывается этот узел следующим образом: конец веревки обвести вокруг объекта, создав таким образом петлю, после чего завести его внутрь получившейся петли (образовав таким образом петлю меньших размеров), после чего еще раз завести конец в петлю (на этот раз – в малую). Если требуется большая надежность – по такому же принципу можно завязать еще одну петлю, увеличив таким образом общую надежность узла.

7. Линьковая намотка

Линьковая намотка - Taut Line Hitch

Линьковая намотка (Taut Line Hitch)

Очень удобный узел в тех случаях, когда длину веревки приходиться периодически корректировать (в том числе – поддерживая ее в натянутом состоянии). Применяется он при креплении грузов, поднятии предметов на высоту, швартовке лодок, установке растяжек для палаток и тентов, а также во многих других случаях.

Для правильного выполнения узла данного типа необходимо обернуть веревку вокруг прочного статичного объекта (например – дерева), затем завести конец внутрь образовавшейся петли, дважды обернуть его вокруг веревки, вывести из петли и вновь обернуть вокруг веревки, создав, таким образом, узел.

8. Рыбацкий узел

Применяется, главным образом, при связывании тонких веревок и рыболовных лесок, а также служит для привязывания к ним различных объектов.

Чтобы завязать узел, нужно пропустить леску через отверстие рыболовного крючка и, создав небольшую петлю, обмотать оставшимся концом основную леску несколько раз. После этого следует пропустить конец через созданную ранее петлю и, после этого – через вторую петлю, образовавшуюся после предыдущей операции. После затяжки этот узел будет крайне трудно развязать (а его самопроизвольное ослабевание практически полностью исключено).

9. Встречный проводник

Встречный проводник - Water Knot

Встречный проводник (Water Knot)

Один из лучших узлов для связывания двух ремней или лент, отличающийся огромной надежностью и, вместе с тем – простотой завязывания.

Для создания встречного проводника нужно наложить две соединяемых ленты одна на другую, после чего завязать на месте их соединения (с соответствующим отступом от ближних концов) простой узел и крепко затянуть его.

10. Подвижный штык

Подвижный штык - Rolling Hitch

Подвижный штык (Rolling Hitch)

Служит для закрепления дополнительных веревок на основную. Чтобы завязать его, нужно одним из концов вспомогательной веревки завязать узел полуштык (о нем говорилось выше) вокруг основной веревки, а затем внутри образовавшейся петли завязать еще один полуштык. Полученное соединение надежно закрепит дополнительную веревку на теле основной.

11. Прусик

11 - Прусик - Prusik Knot - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Прусик (Prusik Knot)

Схватывающийся узел, применяемый в альпинизме и при высотных работах в качестве страховочного. В свободном состоянии достаточно легко перемещается по основной веревке, но, в случае падения (при приложении на страховочную веревку большой нагрузки) моментально стопорится.

Чтобы завязать “прусик”, нужно обернуть петлю из страховочной веревки вокруг главной веревки трижды (понять, как это правильно сделать, можно из приведенного ниже рисунка), после чего провести свободные концы троса внутрь оставшейся петли и выполнить затяжку. Правильно затянутый прусик должен свободно перемещаться по веревке при помощи руки, но останавливаться при резком рывке.

12. Удавка с полуштыками

12 - Удавка с полуштыками - Timber Hitch - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Удавка с полуштыками (Timber Hitch)

Этот узел (называемый в английском варианте древесным) служит для закрепления веревки на цилиндрические предметы с грубой, неровной или шероховатой поверхностью. Является самозатягивающимся и широко применяется в морском деле, при такелажных и погрузочных работах, при перетаскивании тяжелых объектов и т.д.

Чтобы его завязать – нужно лишь обернуть веревку вокруг требуемого объекта (например – бревна), после чего обогнуть конец вокруг основной веревки, завести его внутрь петли и несколько раз – 4 или 5 – обвить ее. После этого останется лишь выполнить затяжку, и узел будет готов к использованию.

13. Змеиный узел

13 - Змеиный узел - Blood Knot - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Змеиный узел (Blood Knot)

Змеиный (или как его еще называют – Кровный) узел служит для связывания воедино двух веревок одинакового или близкого диаметра. Одним из наиболее употребительных его применений является связывание рыболовных лесок и шнуров.

Чтобы завязать “змеиный узел”, необходимо положить две лески параллельно друг к другу, соединяемыми концами в разные стороны. Затем обвить каждым концом противоположную леску 5 или 6 раз и, развернув концы в обратном направлении, пропустить их в петлю между лесок (в том месте, откуда начиналась намотка).

14. Артиллерийский узел

14 - Артиллерийский узел - Man Harness - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Артиллерийский узел (Man Harness)

Предназначается для создания прочной неподвижной петли на главной веревке без применения вспомогательных.

Завязывается он довольно просто – нужно лишь создать петлю при помощи свободного конца, после чего завести его под петлю. Затем петлю нужно немного растянуть, после чего продеть ее верхний виток внутрь нее самой (так, как показано на рисунке). После этого готовый узел нужно лишь немного подтянуть, и он готов к использованию.

15. Плоский узел

15 - Плоский узел - Carrick Bend - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Плоский узел (Carrick Bend)

Служит для соединения двух веревок, но, в отличие от многих других узлов, отличается своей простотой.

Для завязывания плоского узла необходимо сформировать петлю при помощи свободного конца любой из веревок. Затем конец другой веревки следует провести над этой петлей, после чего пропустить под первой коренной веревкой, над первым концом, под первой веревкой первой петли, а затем – над второй коренной веревкой внутри узла и под первой веревкой с другой стороны узла (все может показаться сложным, но посмотрев на схему — легко убедиться в том, насколько легко выполняется этот узел). Его затяжку следует выполнять, прилагая примерно равное усилие к обоим концам.

16. Грузовая петля

16 - Грузовая петля - Trucker

Грузовая петля (Trucker’s Hitch)

Применяется для точного дозирования тягового усилия при перевозке или перетаскивании объектов. Отличается удобством и, одновременно, относительной простотой исполнения.

Начинать завязывание грузового узла необходимо с создания артиллерийского узла (о нем рассказывалось чуть выше). Как только он будет создан, свободный конец пропускают сквозь кольцо карабина (или другое устройство, при помощи которого крепится трелюемый объект), а затем – сквозь петлю артиллерийского узла. Выведя конец из петли, его дважды оборачивают вокруг парной веревки (между петлей и кольцом), завязывая при каждом обороте узел.

17. Бочечный узел

17 - Бочечный узел - Barrel Hitch - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Бочечный узел (Barrel Hitch)

Как нетрудно догадаться из названия, применяется он для закрепления бочек, ведер и другой цилиндрической тары.

Для создания такого узла нужно завязать полупрямой узел, развести края его петли чуть в сторону, а на центральную веревку установить перемещаемый объект. Затем боковые петли следует приподнять вверх так, чтобы они охватили бочку чуть выше средней части (это условие безопасно, поскольку при недостаточно высоком расположении веревки бочка можете перевернуться и выпасть из петли). В некоторых случаях (если веревка коротка, и ее концы не равны по длине), на некотором расстоянии от крышки завязывается дополнительный узел, соединяющий вместе конец и коренную веревку.

18. Узел камикадзе

Очень полезный узел тогда, когда нужно сократить длину веревки, не перерезая ее и не сокращая ее прочность и механические свойства.

Для завязывания “узла камикадзе” нужно сложить веревку в средней части трижды так, чтобы оставшаяся длина соответствовала новому требуемому размеру. После этого свободными концами нужно в противоположных направлениях завязать вокруг двух частей веревки узлы типа полуштык и затянуть их. После этого веревка окажется укороченной, сохранив при этом свою прочность и упругость.

19. Узел для треноги

19 - Узел для треноги - Tripod Lashing - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Узел для треноги (Tripod Lashing)

Служит для связывания вместе трех стоек с образованием регулируемой треноги.

Чтобы завязать этот узел, необходимо положить в ряд будущие стойки, положить на них веревку и, обведя одну из крайних стоек, завязать на ней выбленочный узел (его описание было в самом начале). После этого несколько раз – 5,6 или 7 – следует обмотать веревкой все три стойки. После этого нужно дважды обмотать оставшимся концом все обмотки стоек, выполненные коренной веревкой и, сделав это (и дойдя до крайней стойки) завязать на ней еще один выбленочный узел. После этого тренога будет полностью готова, и ее можно будет установить на нужное место.

20. Крестовинный узел

20 - Крестовинный узел - Square Lashing - Как вязать узлы - 20 узлов для выживания, которые нужно знать - Last Day Club

Крестовинный узел (Square Lashing)

Служит для надежного связывания двух палок крестообразно друг к другу.

Чтобы завязать его, нужно создать выбленочный узел на одной из палок недалеко от места их пересечения (но не в притык к нему). Затем следует обмотать по спирали обе перекладины 6 или 7 раз свободным концом и, дойдя до начала обмотки, связать оба конца веревки при помощи прямого узла.

Монтажные операции на тросах

Идейно тросы можно разделить на Грузоподъемные тросы и Негрузоподъемные тросы.

Основными представителями негрузоподъемных тросов является трос DIN 3055 и трос DIN 3060. В дополнение к ним можно добавить еще ряд тросов по ГОСТ, но к этому еще вернемся. Ниже мы подробнее разберем какие есть типы тросов, чем они отличаются, какие у них есть варианты свивки, какое предназначение, из какой стали производятся троса и канаты и много многое другое.

Способы создания петли на тросе:

1. Способ создания петли на тросе без использования дополнительных комплектующих.

Данный способ применяется в случаях, когда нагрузка на стальной канат не является высокой. Способ ручной свивки каната в петлю используется в бытовых условиях, при растяжке каната для невысоких нагрузок, а так же на тросы преимущественно небольшого сечения. На примере изображен огон без коуша на стальном тросе и пять этапов создания огона.

sozdaniye_petli_na_trose_1.jpg

Данный способ создания петли на тросе дешевле за счет отсутствия дополнительных элементов, при этом он требует дополнительных трудозатрат, знаний и умелых рук, которые смогут сделать петлю на тросе таким способом качественно и красиво.

2. Создание петли на тросе с помощью алюминиевого зажима DIN 3093

Зажим для троса DIN 3093 идеально подходит для промышленного объема создания петель из троса. Зажим алюминиевый для троса имеет привлекательный внешний вид. Это особенно важно для фасонных изделий.

Например при подвешивании светильников, при создании элементов для техники, в бытовых условиях и прочее. Алюминиевые втулочные зажимы устанавливаются с помощью пресс-клещей или с помощью опрессовочного оборудования. Для зажимов 3093 маленьких размеров оприсовка может осуществляться пресс клещами или на худой конец с помощью молотка.

Если же говорить о больших размеров зажимов то необходимо использовать опрессовочное оборудование для качественного обжима. Алюминиевый зажим подходит для троса от 1 мм до 28 мм. Для монтажа петли на тросе с помощью алюминиевого зажима-втулки понадобится 1 зажим и при необходимости 1 коуш. Размер коуша соответствует размеру втулки и размеру троса.

sozdaniye_petli_na_trose_2.png

sozdaniye_petli_na_trose_3.jpg

Например если вы монтируете петлю на тросе диаметр 6 мм, то Вам понадобится зажим DIN 3093 6 мм и коуш DIN 6899 6 мм. Обращаем внимание, что на картинках ниже изображены примеры с одним втулочным зажимом для троса, при этом для ответственных креплений можно использовать 2 и 3 зажима для троса последовательно.

3. Огон с помощью коуша и зажима DIN 741 (DIN 1142)

Данный способ монтажа огона (петли на тросе) дороже чем первый способ, но при этом не требует специальной подготовки и особых знаний. Для создания петли на тросе достаточно иметь один коуш соответствующий размеру вашего стального каната (т.е. для каната 4 мм нужно использовать коуш 4 мм) и три зажима типа «Слоник» (так называют зажимы DIN 741 и зажимы DIN 1142).

В дополнение к этому набору для целостности узла можно использовать наконечник для троса. Зажимы для троса Слоник состоит из двух частей и двух гаек. Для установки зажима гайки равномерно закручиваются для равномерного усилия и ровности установки зажимного элемента.

sozdaniye_petli_na_trose_4.jpg

Зажимы 741 устанавливаются последовательно три штуки. При этом конечно же для неответственных узлов, где нагрузки на растяжение троса минимальные можно использовать и один зажим, но по правилам необходимо установить 3 зажима для качественного и высоконадежного крепления.

4. Огон с помощью зажима DUPLEX или SIMPLEX

Данный тип создания петли на тросе вполне надежный, выглядит эстетично и относительно не дорогой. Зажим SIMPLEX означает единственный т.е. данный зажим с одним стягивающим винтом.

Зажимы Симплекс производятся из оцинкованной стали, из нержавеющей стали А2 и А4. Зажим SIMPLEX подбирается по размеру троса. Если Вы используете трос для растяжки 3 мм, то и зажим SIMPLEX должен быть 3мм. Самые распространенные размеры зажимов Simplex 6мм и зажим симплекс 2 мм. Установка зажима не требует особых знаний, достаточно иметь ключ под гайку или плоскогубцы.

sozdaniye_petli_na_trose_5.png

Зажим DUPLEX оснащен двумя стягивающими винтами. Зажим каната Duplex чаще применяется чем Simplex за счет большей надежности крепления по сути в 2 раза по сравнению с Simplex. Размер зажима должен соответствовать размеру троса. Т.е. если вы используете металлический канат 4 мм то Вам необходимо использовать зажим duplex 4 мм.

5. Клиновые муфты

Предназначены для создания соединительных точек, когда есть необходимость соединить трос с ответным конструкционным элементом через штифт и петлю.

Канатные муфты предназначены для канатов среднего и большого диаметров. Как вариант рассмотрим клиновые муфты для канатов марки Green Pin.

sozdaniye_petli_na_trose_6.jpg

В ассортименте представлены:

Клиновая муфта для каната G 6413 – эта муфта предназначена для каната от 7 мм до каната диаметром 86 мм, соответственно допустимые рабочие нагрузки находятся в диапазоне от 1,25 тонны до 100 тонн. Принципом действия клиновой канатной муфты является расклинивание и фиксация каната за счет увеличения нагрузки под весом поднимаемого груза.

6. Муфта для заливки стального троса/каната.

В данном пункте так же рассмотрим муфту Green Pin, которая предназначена для заливки каната легко сплавными металлами или полимерами. Закрытые муфты для заливки предназначены для канатов диаметра от 11 мм до 81 мм, что соответствует рабочим нагрузкам от 4 до 120 тонн. Запас прочности в данной муфте рассчитывается в пяти кратном размере.

sozdaniye_petli_na_trose_7.jpg

Для создания соединения муфты с металлическим канатом необходимо завести канат в муфту, распушить канат и залить специализированным составом (смолой) или легко легко сплавными металлами. В качестве составов например можно использовать состав WireLock.

Читайте также: