Узлы крепления монорельса к металлической балке

Обновлено: 05.07.2024

Настоящее описание распространяется на узлы крепления крановых рельсов КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140 по ГОСТ 4121-96 и ГОСТ 53866-2010 к стальным двутавровым балкам под мостовые электрические краны общего назначения: легкого, среднего и тяжелого режимов работы, применяемые в зданиях и на открытых крановых площадках с расчетной сейсмической устойчивостью до 9 баллов включительно и используемые при температуре не выше + 100°С и не ниже - 65°С.

Нужно понимать, что каждые рельсы имеют разные размеры и технические характеристики, и соответственно выдерживают различную нагрузку. Распределение по грузоподъемности кранов указано в таблице 1 и различные крановые рельсы крепят к подкрановым балкам разными видами крепежа.

Грузоподьемность крана

Наименование рельсГрузоподъемность крана
КР70До 50 тн
КР80До 100 тн
КР100До 150 тн
КР120До 200 тн
КР140До 300 тн

Первый и самый распространенный вид крепления – это прижимные и упорные планки по ГОСТ 24741-2016. Распределение, какие планки использовать с каким рельсами происходит согласно следующей таблице 2.крепят к подкрановым балкам разными видами крепежа.

Класcификатор планок и типов рельс.

Расстояние от оси подкрановой балки до оси крепления

t o -45 о C и выше,

Примечание

Для крепления рельсов КР70, КР80, КР100 длину болта следует принимать 80+/- 6 мм.

Для крепления рельсов КР120, КР140, где сумма толщин планок с учетомвозможного наклонного положения прижимной планки, шайбы, гаек и выступающей части болта 80-85 мм., длину болта следует принимать 85 +/- 6 мм.

Ширина верхнего пояса подкрановой балки 6 мм., при этом следует учитывать размеры длин, указанные в стандартах на болты.

Вот краткое резюме этой таблицы:

Крановые рельсы КР 70 крепят следующими материалами:

  • прижимные планки П1;
  • упорные планки У-1;
  • прижимы крановых рельсов КР 70;
  • крючья крепления КР 70.

Крановые рельсы КР 80 крепятся к подкрановой балке и фундаменту при помощи:

  • планки У-1 упорные;
  • планки П-2 прижимные;
  • прижим рельсовые КР 80;
  • крюковые крепления КР 80.

Крепеж для укладки крановых рельсов КР 100:

  • планка упорная У-2;
  • планка прижимная П-1;
  • прижим крановый КР -100;
  • крюки КР-100 используют в редких случаях.

Крепления для укладки крановых рельсов КР 120:

  • планка прижимная П-1;
  • планка упорная У-3;
  • прижим крановых рельсов КР 120.

Общий вид планок.

Из названия планок видно какую функцию они выполняют:
Упорная планка упирается в подошву кранового рельса и не дает ей смещаться при нагрузках по горизонтали, кроме того она выполняет функцию рихтовки пути при выравнивании относительно оси балки и ширины колеи кранового пути.

Прижимная планка прижимает подошву рельса к подкрановой балке.
Данные планки устанавливаются с двух сторон относительно оси рельса и подкрановой балки в районе стыка друг напротив друга. На протяжении основной длины подкрановой балки в шахматном порядке. В реальности это выглядит как на фото 1.

Планки устанавливаются в шахматном порядке:

Размеры упорных планок должны соответствовать указанным размерам на рисунке 2 и в таблице 3.

Размеры упорных планок.

Размеры упорных планок

Обозначение планкиbb1S,ммМасса, кг
У1; У1ХЛ856580,9
У2; У2ХЛ101,1
У3; У3ХЛ121,4
У4; У4ХЛ161,8

Размеры прижимных планок.

Размеры прижимных планок

Обозначение планкиbb1b2Масса (кг.)
П1, П1 ХЛ12555702,4
П2, П2 ХЛ11550652,2

По чертежу видно, что в прижимной планке отверстия под болты расположены ассиметрично по отношению к краям планки, что дает возможность, используя один типоразмер планки, осуществлять рихтовку рельса в пределах +/- 15 мм путём поворота планки на 180 градусов.

Еще один момент, который хотелось бы осветить, это то,что наиболее часто у потребителей пользуются спросом планки П1 или П2 в исполнении 2 как наиболее удобные при установке. Однако следует отметить, что планки прижимные П1 или П2 в исполнении 1 менее затратны при изготовлении прессом и стоимость их чуть ниже, поэтому можно существенно сэкономить, особенно когда количество планок достаточно большое - 1000 шт и более.

Стыковое соединение крановых рельс.

Отдельная категория кранового крепежа- это стыковое соединение крановых рельс: так называемые стыковые накладки и болты к ним. В отличии от железнодорожных рельс крановые рельсы заводы изготавливают без отверстий. Поэтому «Компания «ПромПутьСнабжение» выполняет услугу по сверлению стыковых отверстий на профессиональном оборудовании на своем складе, а также поддерживает постоянно в наличии крановые накладки. Важно помнить, что на один стык приходится две накладки и 4 болта в сборе с гайкой и шайбой. Маркируются крановые накладки, либо «Стыковая накладка КР70» либо «Накладка РС3». Более подробную информацию можно взять из таблицы 5.

Узлы крепления монорельса к металлической балке

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРАНОВЫХ РЕЛЬСОВ К СТАЛЬНЫМ ПОДКРАНОВЫМ БАЛКАМ

Connection joint of crane rails to steel crane girders. Specifications

Дата введения 2017-03-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им.Н.П.Мельникова" (ЗАО "ЦНИИПСК им.Н.П.Мельникова")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2016 г. N 49)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2016 г. N 1214-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24741-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на узел крепления крановых рельсов по ГОСТ 4121 к стальным подкрановым балкам под мостовые электрические краны общего назначения легкого, среднего и тяжелого режимов работы, применяемые в зданиях и на открытых крановых эстакадах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно и эксплуатируемые при температуре не выше плюс 100°С и не ниже минус 60°С.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 4121-96 Рельсы крановые. Технические условия

ГОСТ 5915-70 Гайки шестригранные класса точности В. Конструкция и размеры

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В".

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 18123-82* Шайбы. Общие технические условия

* В Российской Федерации действует также ГОСТ Р ИСО 4759-3-2009 "Изделия крепежные. Допуски. Часть 3. Плоские круглые шайбы для болтов, винтов и гаек. Классы точности А и С".

ГОСТ 24379.1-2012 Болты фундаментные. Конструкция и размеры

ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки

ГОСТ 27017-86 Изделия крепежные. Термины и определения

ГОСТ 27772-88 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

Узлы крепления монорельса к металлической балке

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУТЕЙ ВНУТРИЦЕХОВОГО ПОДВЕСНОГО ТРАНСПОРТА

Инструкция содержит материалы по проектированию путей внутрицехового подвесного транспорта, рекомендации по выбору пролета, схемы, размещению балок подвесных путей и др.

Инструкция предназначается для специалистов, связанных с проектированием, изготовлением и строительством путей подвесного транспорта и зданий, оборудованных подвесным транспортом.

Поправка внесена изготовителем базы данных.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Инструкция разработана ЦНИИПромзданий на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования путей подвесного транспорта, экспериментальных исследований работы путей, а также обследования их состояния на заводах.

Инструкция является первым систематическим изложением материала по проектированию путей внутрицехового подвесного транспорта и содержит рекомендации но выбору пролета, схемы и размещению балок подвесных путей, указания по назначению сечений балок, марок стали, решения конструкций прямых и кривых участков, а также требования к изготовлению и монтажу подвесных путей.

Впервые приводятся указания по конструированию и расчету балок для путей подвесного транспорта пролетом 12 м.

В инструкции приведены сортаменты профилей, применяемых для путей, таблицы и формулы для определения коэффициента при проверке общей устойчивости балок, рекомендуемые решения конструкций и деталей крепления прямых и кривых участков путей к железобетонным и стальным фермам, а также примеры расчета балок.

При составлении инструкции учтены замечания и дополнения, сделанные ведущими проектными институтами.

Инструкция составлена канд. техн. наук Б.Г.Ложкиным и инж. Г.М.Смилянским. В работе принимали участие инженеры С.Р.Шейнфайн, Н.М.Бердичевский, Ю.А.Раковщик, И.З.Кадомцева, А.З.Гуревич, В.К.Зморович, Г.И.Палеес, Ю.М.Столяр и техник В.С.Колесникова.

Таблицы и формулы для определения коэффициента для разрезных и неразрезных балок асимметричного сечения приняты на основе работ канд. техн. наук Г.М.Чувикина (ЦНИИСК имени Кучеренко Госстроя СССР).

Директор института К.Н.Карташов

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1. Настоящая инструкция распространяется на проектирование строительных стальных конструкций путей внутрицехового подвесного транспорта для однорельсовых (ручные и электрические тали, тележки и кошки) и многорельсовых (ручные и электрические кран-балки, двух- и многоопорные подвесные краны) механизмов. Перечень механизмов подвесного транспорта приведен в приложении 1 настоящей инструкции.

Инструкция не распространяется на пути межцехового транспорта под указанные выше механизмы и на внутрицеховые пути для подвесного конвейерного транспорта.

При проектировании путей для строительства в сейсмических районах и на просадочных грунтах должны соблюдаться требования главы СНиП II-А.12-62 "Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования" и главы СНиП II-Б.2-62 "Основания и фундаменты зданий и сооружений на просадочных грунтах. Нормы проектирования".

2. Проектирование путей подвесного транспорта следует производить с учетом требований экономии металла.

3. При проектировании должны предусматриваться мероприятия по защите от коррозии конструкций путей и деталей крепления их к строительным конструкциям. В случае эксплуатации подвесных путей в помещениях с агрессивными средами антикоррозийная защита должна осуществляться в соответствии с "Указаниями по проектированию антикоррозийной защиты строительных конструкций промышленных зданий в производствах с агрессивными средами" СН 262-63.

На ездовые поверхности балок защитный слой не наносится.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПРОЛЕТА, СХЕМЫ И РАЗМЕЩЕНИЮ БАЛОК ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

4. Пролет балок подвесных путей назначается, как правило, равным 6 или 12 м, исходя из экономически целесообразного расстояния между ригелями покрытия с учетом расхода материалов и их стоимости.

В покрытиях по железобетонным фермам и балкам при шаге колонн 12 м и наличии одних прямолинейных путей, идущих вдоль пролетов здания, экономичный шаг ферм равен 12 м.

В покрытиях по металлическим фермам при шаге колонн 12 м экономичный шаг ферм равен 6 м.

5. При компоновке подвесных путей и выборе пролетов подвесных кранов следует стремиться к тому, чтобы подвесные балки крепились в узлах стропильных ферм.

6. Для подвесных путей рекомендуется применять, с целью повышения качества путей и экономии стали, балки неразрезной системы.

При креплении балок путей под узлами стропильных ферм возможно в ряде случаев применение наклонных подвесок, закрепляемых в узлах верхнего пояса ферм и уменьшающих пролет балок путей.

3. СЕЧЕНИЯ БАЛОК ДЛЯ ПУТЕЙ ПОДВЕСНОГО ТРАНСПОРТА

7. Размеры нижней ездовой полки и высота сечения двутавровых балок должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и нормалей на подъемно-транспортные механизмы:

а) по ширине нижней полки двутавра;

б) по толщине нижней полки;

в) по высоте сечения двутавра, обеспечивающей размещение катков.

В табл.1 приложения 2 настоящей инструкции приведены требуемые по различным стандартам и нормалям: допускаемые пределы изменения величины , соответствующие им значения и минимальные значения .

8. В качестве путей подвесного транспорта могут применяться:

а) пять номеров двутавровых балок: 18 М, 24 М, 30 М, 36 М, 45 М по ГОСТ 5157-53*;

б) двутавровые балки по ГОСТ 8239-56*, нижний пояс которых в ряде случаев усиливается приваркой полосы;

в) сварные балки двутаврового сечения с развитым верхним поясом и нижним поясом из низкотаврового профиля по ВТУ Константиновского металлургического завода имени Фрунзе или из половины двутавра (п.8 "а", "б");

г) тавровый рельс по ГОСТ 5157-53* на подвесках или в составе сварной балки - при грузоподъемности механизмов до 1 т включительно.

Характеристики сечений прокатных балок (п.8 "а", "б" и "г") приведены в табл.2-5 и низкотавровых профилей - в табл.6 приложения 2.

Номера двутавровых балок по ГОСТ 5157-53* и ГОСТ 8239-56*, удовлетворяющих требованиям размещения ходовой части механизмов подвесного транспорта различной грузоподъемности (согласно п.7 и табл.1 приложения 2), приведены соответственно в табл.7 и 8 приложения 2.

Сечения сварных балок подбирают под конкретные нагрузки. В табл.9 приложения 2 в качестве примера приведены характеристики сечений сварных неразрезных балок пролетом 12 м под одну электроталь по ГОСТ 3472-63.

9. Для подвесных балок пролетом до 6 м включительно под механизмы грузоподъемностью до 1 т включительно применяют двутавровые балки N 12-30 по ГОСТ 8239-56*, как правило, без усиления нижнего пояса.

10. Для подвесных балок пролетом до 6 м включительно под механизмы грузоподъемностью от 2 до 5 т включительно рекомендуется применять двутавровые балки N 24М - 45М по ГОСТ 5157-53*.

В случае затруднений в их получении возможно применение балок N 22-45 по ГОСТ 8239-56* с усилением нижней полки приваркой полосы.

11. Для прямолинейных подвесных балок пролетом более 6 м, а также балок пролетом 6 м под механизмы грузоподъемностью 5 т и выше рекомендуется, в целях экономии стали, применять сварные балки с нижним поясом из низкотаврового профиля или половины одного из прокатных двутавров, указанных в п.8, и стенкой и верхним поясом из полосовой или широкополосной универсальной стали.

При электрических кранах грузоподъемностью 2-5 т, создающих значительные горизонтальные усилия, в качестве верхнего пояса рационально применять швеллеры по ГОСТ 8240-56*.

4. МАТЕРИАЛЫ

12. Для подвесных балок под грузоподъемные механизмы, эксплуатируемых при температуре -30 °С и выше, рекомендуется применять, как правило, сталь марки В Ст.3пс по ГОСТ 380-60.

Для подвесных балок, эксплуатируемых при температуре ниже -30 °С, применяется сталь марки В Ст.3 по ГОСТ 380-60.

В сварных балках составного сечения сталь повышенной прочности применяется только для нижних, ездовых поясов из низкотавровых профилей или половин прокатных двутавров, а стенка и верхний пояс балки принимаются из обычной стали, согласно п.12.

14. Материалы, применяемые для автоматической и ручной сварки элементов путей из стали марок 14Г2 и Ст.3, приведены в табл.11 приложения 2.

5. РАСЧЕТ ПРЯМЫХ БАЛОК ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

15. Нормативные вертикальные нагрузки от механизмов подвесного транспорта (полезная нагрузка+собственный вес механизма) принимаются по данным соответствующих стандартов.

16. Нормативная горизонтальная продольная нагрузка, вызываемая торможением моста крана, принимается равной 0,2 от номинального вертикального давления тормозных пар ходовых колес.

Нормативная горизонтальная поперечная нагрузка, вызываемая торможением крановой тележки (тали), принимается равной 0,05 от суммы веса крановой тележки (тали) и номинальной грузоподъемности крана - при гибком подвесе груза и 0,1 от той же суммы - при жестком подвесе. Эта нагрузка передается на одну балку кранового пути, равномерно распределяясь между всеми парами опирающихся на нее колес. Горизонтальные продольные и поперечные нагрузки считаются приложенными на уровне нижнего пояса балки кранового пути.

17. Коэффициенты перегрузки для однорельсовых механизмов принимаются равными:

для собственного веса - 1,1,

для полезной нагрузки - 1,2.

Коэффициенты перегрузки для кранов вводятся для вертикальных (давление колеса на путь) и горизонтальных нагрузок и принимаются равными 1,2.

18. Коэффициент динамичности к вертикальным нагрузкам принимается равным 1,1 - только при расчете креплений балок путей к несущим конструкциям.

19. Коэффициент условий работы для конструкций подвесных путей принимается равным 1.

20. При расчете путей учитываются:

вертикальные нагрузки от фактического числа механизмов, но, как правило, не более чем от двух;

горизонтальные нагрузки, вызываемые торможением электрического крана или тележек (талей) крана, от фактического числа кранов, но не более двух.

21. Расчет конструкций подвесных путей по первому предельному состоянию (на прочность и устойчивость) производится на воздействие расчетных нагрузок (по упругой стадии работы материалов) и по второму предельному состоянию (на деформативность) - на воздействие нормативных нагрузок; при этом номера прокатных балок принимаются из числа указанных для механизмов соответствующей грузоподъемности в табл.7 и 8 приложения 2 настоящей инструкции, с проверкой напряжений по нижеуказанной методике.

Сечение сжатого пояса балки проверяется в общем случае по формулам:

Сечение растянутого ездового пояса балки проверяется в общем случае по формулам:

, - расчетные изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

Крепления крановых рельсов к подкрановым балкам: узлы и требования по ГОСТу

Монтажные элементы, как правило, поставляются не поодиночке, а в сборке, готовыми к установке. Поэтому рассмотрим сразу узлы крепления подкрановых балок и подкрановых рельс: выясним, какие компоненты могут в них входить, что за требования к ним предъявляют в соответствии с актуальными межгосударственными стандартами и так далее.

Сразу отметим: они применяются повсеместно – во всех тех случаях, когда вообще актуальна укладка ЖД-полотна, по которому впоследствии будет перемещаться грузовая спецтехника или подвижные составы. Их используют на таких объектах как:

эстакады небольшой и средней протяженности,

цеховые, складские и другие закрытые помещения.

Почему они так востребованы? Потому что каждую металлоконструкцию ВСП необходимо надежно зафиксировать, чтобы она не сдвигалась, не нарушала идеально ровную геометрию колеи, не провоцировала сходы (ведь они чреваты травмами, материальными потерями, расходами на ремонт и другими неприятными последствиями).

Содержание статьи

  1. Узлы крепления кранового рельса к балке
  2. Виды соединений
  3. Крепление кранового рельса к подкрановой балке
  4. Прижимная и упорная планка
  5. Технические условия
  6. Прижимные планки ГОСТ 24741-81
  7. Подкладочный материал
  8. Накладки стыковые

Узлы крепления кранового рельса к балке

крепление крановых рельсов

В общем случае состоят из таких компонентов:

планки – прижимная и упорная, П1/П2 и У1/У2/У3 соответственно, в зависимости от типа и марки взятых направляющих;

накладки – для обычных и температурных стыков, из линеек КР и ТС (опять же, смотря какие металлопрофили укладываются;

набор болтов, гаек и шайб, чтобы соединить все элементы ВСП между собой и надежно их зафиксировать на опорах.

В отдельных ситуациях возможен монтаж при помощи «петушков» и двух- и однодырных реек, с использованием крючьев и фасонных пластин под сварку. Хотя, если рассматривать колеи для грузовой спецтехники, то лучше, чтобы стыки были сборно-разборными, а не шовными – тогда можно будет без лишних затрат времени снять лишь один, поврежденный двутавр, а не всю секцию сразу, и выполнить оперативный ремонт или замену. Главное, что нестандартные варианты всегда оговариваются с поставщиком (производителем) в отдельном порядке.

Виды соединений

Обратите внимание, крепление рельса Р43 (Р24 и др) к подкрановой балке, по ГОСТ 24741-81, может быть одного из двух вариантов:

либо допускающее выправку (рихтовку);

Рассмотрим каждое из них.

Подвижное

Упомянутое ранее сборно-разборное – яркий его представитель. Помимо очевидного преимущества – высокой степени ремонтопригодности, – оно обладает одной важной особенностью: его просто необходимо тщательно отладить в процессе установки. Иначе, при неплотном прилегании накладки или стальной планки, неизбежно образуется зазор, а при слишком сильном затягивании болтов – точка концентрации избыточного напряжения. Все эти проблемы достаточно быстро приведут к возникновению повреждений, а когда те начнут распространяться по профилю, это обернется выходом участка транспортной колеи из строя.

Неподвижное

Оно сварное, и актуально только в том случае, когда оборудование, предположительно, будет функционировать лишь в легком режиме. В других ситуациях каждый шов будет опасным участком, способным спровоцировать аварию.

Интересный альтернативный крепеж рельсов подкрановых путей – с помощью крюков: их нужно размещать через каждые 500-700 мм, причем направляя друг от друга.

Если же выбранные направляющие брусковые, то перед привариванием следует провести их рихтовку, причем очень тщательную.

Такой монтаж предполагает выстругивание пазов и использование планок со специальными овальными отверстиями под болты. В таком случае необходимо не доводить подкладку до профиля, оставляя зазор миллиметров в 10-20, чтобы впоследствии можно было осуществить выправку. Сделав ее и вставив рейки, следует проводить приваривание.

При этом крайне не рекомендуется упрощать технологию и выполнять соединение «напрямую», то есть без пазов. Если так поступить, получите слишком слабые швы, легко разрушаемые под значительными, непрерывными и ударными нагрузками. Чтобы вскорости не пришлось тратиться на дорогой ремонт транспортного полотна, лучше сразу решить вопрос качественно.

Крепление кранового рельса к подкрановой балке

Должно быть максимально надежным для обеспечения длительной и беспроблемной эксплуатации. Поэтому важно правильно выбрать металлопрофили, а они могут быть как обычными железнодорожными, так и ориентированными на мостовую спецтехнику из линейки КР, или даже прямоугольными брусками – приветствуются любые варианты, одобренные межгосударственным стандартом 4121-48.

Какому варианту отдать предпочтение? Это зависит от предполагаемого режима работы, той грузоподъемности, которую нужно обеспечивать в течение длительного времени, установленных ходовых колес (какого они типа, конического или цилиндрического?) и других, менее значимых факторов.

Крепление квадратного рельса осуществляют с использованием, как минимум, двух болтов, обязательно учитывая сечение опоры и тот факт, что при прочностной проверке оно будет ослаблено как раз парой выбранных соединителей. Если монтируются профили из линейки КР, дополнительно применяются специальные лапки, вырезанные из уголка.

Обратите внимание, что балки тоже могут быть разными. Наиболее популярные из них сегодня – это:

Горизонтальные тормозные – стальные (рифленый металл 6-10 мм толщиной), со стандартным верхним поясом и еще одним, сделанным из уголка или швеллера. Как правило, сами закреплены на вышележащих поверхностях (чаще всего, на потолках), особенно если их пролет в длину более 12 м. В таких случаях дополнительный подкос ставить обычно не требуется и даже не рекомендуется.

Сплошные – настоящая классика для крепления рельсов козлового крана. Для спецтехники сравнительно малой грузоподъемности (3-5 тонн) хватит и обычных одинарных, шестиметровых, а вот для мощных моделей (5-30 тонн) нужно уже укладывать составные, сечение у которых несимметричное, – они справятся с нагрузкой в том числе и за счет развитого пояса.

Решетчатые – очень хорошо подходят для длинных пролетов, от 18 м и более. Их верхняя часть – это фермы, выполненные из достаточно жесткого двутавра, у которого сразу двойная работа – и на местный изгиб, и на сжатие по секции. Другие поверхности сечения обычно сформированы парой уголков. Не уступая своим конкурентам в прочности, они существенно легче, что только расширяет сферу их использования.

Прижимная и упорная планка

Это ключевые детали крепления крановых рельс, входящие в любой монтажный узел. Собственно, сам комплект складывается как раз из них, а также из накладок и набора болтов, шайб, гаек.

Могут быть рассчитаны на два температурных режима эксплуатации:

обычный – до -40 0С и выше;

жесткий – в условиях -40…-65 градусов Цельсия.

Во втором случае получают в названии суффикс «ХЛ». У1 становится У1ХЛ, П2 – П2ХЛ и тому подобное. Естественно, выбирать конкретные элементы нужно под тот климат, в котором они будут использоваться. В противном случае элемент очень быстро износится и потребует замены, а также спровоцирует появление зазора или, наоборот, точки концентрации напряжения, то есть места, где со временем образуется дефект.

Внимание, существуют определенные допуски между реальными и расчетными размерами. Хотя погрешность все равно обязана быть минимальной и укладываться в рамки разрешенных отклонений. С шероховатостью та же история: она может присутствовать, но не должна быть выше определенного значения. Ну а межгосударственный стандарт 25347-82 устанавливает разницу между практическим и теоретическим диаметром технологического отверстия.

Технические условия

Они полностью регламентируют крепление рельсов подкрановых путей к стальным балкам для организации передвижения мостовых электрических кранов и продиктованы ГОСТом 4121-76. Согласно данному стандарту, созданные таким образом транспортные линии могут эксплуатироваться в легком, среднем и даже тяжелом режиме. Объекты для укладки линий допускаются самые разные, вплоть до открытых и достаточно протяженных эстакад.

Максимальная расчетная сейсмичность при этом составляет 9 баллов по шкале MSK-64, температура окружающего воздуха может достигать -65 градусов по Цельсию.

Также они задают межосевую дистанцию между опорной конструкцией и центральной точкой установки. Она, вместе с другими важными геометрическими параметрами, представлена на чертеже и в таблице ниже.

Читайте также: