Вид гравюры получаемой травлением металлической пластины

Обновлено: 18.05.2024

Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:

  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:

  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой

Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Офорт

вид гравюры (См. Гравюра) на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «О.» часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту (См. Акватинта), Лавис, которые обычно сочетаются со штриховым О., а также Мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати.

Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,— всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.

Первые известные О. были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные «доски»; в 17—18 вв. гравёры работали на медных «досках» и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии «сухой иглы», повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.— Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени — Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творческого О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразительным чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности О. путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры «доски», соединения травления и печати тиснением. К О. обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский О. представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место О. занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории О. см. в ст. Гравюра.

Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.— Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.— Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.— М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17—20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М., 1971.

Акватинта

(итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(итал. acquatinta – окрашенная вода), метод гравирования, разновидность офорта. Основан на протравливании кислотой поверхности металлической доски с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесённым с помощью кисти кислотоупорным лаком. Изобретён в 1765 г. французским художником Ж. Б. Лепренсом. Первоначально акватинта предназначалась для воспроизведения (репродукции) рисунков тушью и акварелью. Создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Великий испанский мастер Ф. Гойя использовал технику акватинты в сочетании с офортом в знаменитой серии «Капричос» (1797—98). В кон. 18 в. появилась цветная акватинта, в которой использовалась печать с нескольких досок (Ж. Ф. Жанине, Л. Дебюкур). В нач. 19 в. в Англии выпускались целые альбомы гравюр, исполненные в технике цветной акватинты. Среди русских художников 20 в. выдающимися мастерами акватинты были Е. А. Кибрик и И. И. Нивинский.

Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.


Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Полезное

Смотреть что такое "Акватинта" в других словарях:

акватинта — акватинта … Орфографический словарь-справочник

АКВАТИНТА — (итал. aqua tinta окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАТИНТА ит. Собственно:… … Словарь иностранных слов русского языка

АКВАТИНТА — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку … Современная энциклопедия

Акватинта — (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальнымспособом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретениеангличанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом.По одному способу, металлическая доска, на которой… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Акватинта — (от ит. acquatinta, от лат. aqua вода + ит. tinta тон, оттенок) вид гравюры, полученной путем травления кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Она создает эффект, близкий к… … Реклама и полиграфия

Акватинта — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АКВАТИНТА — (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком … Большой Энциклопедический словарь

акватинта — сущ., кол во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

акватинта — Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При… … Справочник технического переводчика

Акватинта — (от лат. aqua вода + итал. tinta тон, оттенок) разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом … Издательский словарь-справочник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве


Гравюра на металле. Химические способы нанесения рисунка

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Химические способы нанесения рисунка отключены

Химические способы нанесения рисунка (травление изображения кислотой)

Применяются при создании таких видов гравюр, как:

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением (травленный штрих)
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой (с сочетанием приемов кислотного и механического гравирования).

Сначала лирики:

Гравюрой называется графическое произведение, выполненное печатным способом с авторских гравированных поверхностей, обработанных различными способами и инструментами. Материалами для изготовления печатной формы могут служить дерево (доска продольного или поперечного распила), камень, металл, пластик, картон и т. д. В зависимости от того, какая часть поверхности отдает краску на бумагу, различают три вида гравюры, три способа печати:

• Выпуклая гравюра (высокая печать). Это гравюра на дереве, линолеуме, пластике, картоне, рельефная гравюра на металле. Краска наносится на выпуклую поверхность печатной формы и с помощью печатного станка или вручную оттискивается на бумагу.
• Плоская гравюра (выпуклая печать). К такому виду гравюры относится литография и все ее разновидности, а также монотипия, выполненные как вручную, так и с помощью печатного станка. В литографии печать
производится с плоской поверхности особых пород известняка, которые обладают способностью принимать на себя после травления краску в местах, прорисованных жирным карандашом. Краска наносится на поверхность камня валиком и оттискивается на бумагу при помощи специального литографского станка. В монотипии краска наносится на гладкую полированную поверхность различными способами и снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную.
• Углубленная гравюра (глубокая печать). В данном случае для изготовления печатной формы используются цинковые, медные, латунные или стальные пластины, поверхности которых после тщательного полирования гравируются различными химическими или механическими способами с помощью различных инструментов.
Рисунок будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных (с целью приподнимания заусенцев) по металлу. В эти
углубления набивается офортная краска, которая затем оттискивается на увлажненную бумагу при прокатывании печатной формы между валами офортного станка.

Травлёный штрих (классический офорт)

Особенность гравирования в этой манере состоит в том, что тщательно отполированную гравировальную доску (медь, цинк, сталь) покрывают кислотоупорным лаком и затем высушивают. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. После чего оставшееся лаковое покрытие смывается с доски керосином (или другим растворителем).

Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха.

Во время нанесения на гравировальную форму твердого кислотоупорного лака валиком или тампоном мелкие частицы пыли, присутствующие в лаке или на тампоне, выгорают при закапчивании доски, и кислота «пробивает» лак, вытравливая мелкие точки, не очень заметные на оттиске. Однако при тщательном рассмотрении оттиска при соответствующем увеличении можно заметить точечное вкрапление краски на чистых местах. Это говорит о том, что печатная форма подвергалась травлению кислотой.

Акватинта

Принцип гравирования в акватинте состоит в том, что на поверхность тщательно отполированной медной, цинковой или стальной доски различными способами наносятся разные по величине зерна кислотоупорных
смол, в большинстве случаев — канифоли. При подогреве доски нанесенные на нее частицы смоляной пылью расплавляются, и создается фактура в виде сетки, в которой размеры просветов чистого металла обусловлены величиной зерен и временем подогрева формы. Эти просветы чистого металла травятся
кислотой на различную глубину (размер которой зависит от времени травления). Последовательно выкрывая кислотоупорным лаком необходимые места, художник тем самым изменяет общее время травления того или иного участка. Темные места травятся по времени больше, светлые — меньше.
Таким способом создается широкий тональный диапазон, позволяющий передавать тончайшие тоновые отношения в гравюре.

Резерваж

Одна из разновидностей офорта — резерваж появился в результате совершенствования методов гравирования в акватинте и внесения в эту манеру приемов травлёного штриха.

Если в акватинте кистью выкрываются фоновые поверхности, а рисунок мотива композиции
протравливается как остаток поверхности от фона, то в манере резерважа рисунок наносится свободно кистью на обезжиренную поверхность доски.

Состав наносимой черной краски таков, что после того, как этот рисунок накроют выкрывным лаком и после высыхания поместят в воду, краска растворится в воде и слетит с доски вместе с лаком, обнажив поверхность
металла, готового к травлению. Фоновая поверхность автоматически в один раз выкрывается лаком, сохраняя всю свежесть и непосредственность изображения, нанесенного пером или кистью. В зависимости от того, каким инструментом наносится на поверхность гравировальной доски легкорастворимая в воде краска, различают две разновидности резерважа — резерваж-кисть и резерваж-перо.

Лавис

Технология изготовления печатной формы в данном случае достаточно проста. На тщательно отполированную поверхность, засыпанную тонкой акватинтой (имеется в виду нанесенная и расплавленная канифольная пыль), наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем гуще положен травящий состав, тем глубже сила тона. Рисование свободное, без необходимости выкрывания
кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка.

Мягкий лак

Родственной манерой, в которой при гравировании печатной формы используется кислота, является мягкий, или срывной, лак. Эта манера своим названием обязана специфическому кислотоупорному лаку, которым
покрывается гравировальная доска. В состав этого лака входит наполнитель (баранье сало), который делает его очень подвижным, позволяющим срываться с офортной доски при легком соприкосновении с ним, обнажая металл, делая его готовым к травлению. В зависимости от характера фактуры прикасаемого материала, от силы соприкосновения на поверхности печатной формы появляются обнаженные места, которые после травления образуют зернистые штрихи разной глубины.

На поверхность подготовленной доски с нанесенным на нее кислотоупорным слоем мягкого (срывного) лака осторожно накладывается лист тонкой и мягкой бумаги — зернистой и шероховатой стороной к лаку. Бумага и доска неподвижно закрепляются на столе, после чего мягкими карандашами на бумагу наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. В зависимости от нажима бумага больше или меньше прилипает к лаку, и когда ее приподнимают, она срывает лак с печатной формы, обнажая металл, готовый к травлению. При необходимости внести другую фактуру в рисунок можно заменить рисующую поверхность, например поместив между доской и бумагой тонкую материю или грубую
марлевую ткань. В любом случае фактура оттиска с протравленной доски выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами, напоминающими карандашные. Гравюра, выполненная в манере мягкого лака, внешне похожа на мягкий, свободный, шероховатый и глубокий в тенях рисунок, представляющий собой комбинацию из зернистых штрихов и тоновых пятен, отпечатанных на бумаге в результате тиснения с помощью офортного станка.

Карандашная манера

Карандашная манера сочетает в себе два способа гравирования химический и механический. Будучи созданной исключительно для воспроизведения рисунков, как самостоятельная манера она не получила
широкого распространения.

Химическое гравирование в этой манере осуществляется следующим образом. Полированную поверхность медной доски следует покрыть твердым лаком и затем закоптить факелом (аналогично подготовке офортной
доски под гравирование травлёным штрихом). Штрихи, которыми переводится рисунок, выполняют рулетками, представляющими собой стальные колесики разных диаметров и с насечками различных
конфигураций, свободно вращающиеся на металлических стержнях, укрепленных на рукоятках. На поверхности этих колесиков имеются различные острые насечки, которые оставляют на черной закопченной доске светлый фактурный след. При накатывании на поверхность лака комбинации из разнообразных фактур, создаваемых рулетками, получается изображение, которое после травления и печати на бумаге дает изображение, имитирующее рисунок карандашом или пастелью.

Оттиски, полученные с гравировальных досок, выполненных в травлёной карандашной манере, отличаются чистотой штриха, набранного точками — разнообразными по конфигурации, но с одинаковыми интервалами между ними. Каждая точка имеет четкую протравленную границу. В местах густого скопления точек немного видна белая бумага, что создает ощущение свежести и прозрачности в тенях.


Акватинта (итал. aqua) — вода, итал. tinta — оттенок) разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.

Содержание

Технология

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования [1] . Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола — канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле. Акватинтные пятна позволяют достигать названных эффектов в чрезвычайно широком диапазоне, зависящем от величины, формы и разреженности протравленных углублений. Существует много дополнительных приёмов, обогащающих тональные характеристики акватинты (применяются, например, промежуточные способы обработки досок с помощью наждачной бумаги, соли, сахарного песка, применяют так называемую «офсетную» грунтовку, зернение стали, «пропечатку», тонирование стальной щёткой и другие виды механического воздействия на поверхность печатной формы). Отсутствие возможности нанесения рисующего штриха, линии, и делает настоящий богатейший эффектами приём вспомогательным, заставляет использовать его в офорте только в сочетании с основными способами и манерами работы на доске; все названные особенности и определяют то, что обычно акватинту сочетают с травлёным штрихом и сухой иглой, и уже крайне редко — в чистом виде. Такое травление создаёт при одноцветной печати эффект тонового рисунка, помимо названных графически техник, напоминающего также гризайль. Цветные виды офорта с использованием акватинты, печатающиеся с нескольких досок, могут иметь сходство с литографскими оттисками или карандашными рисунками. [2]

Технология эта подразумевает несколько этапов и соответствующий набор инструментов и приспособлений, что делает возможным полноценное использование данной техники в гравюре на металле только при наличии хорошо оборудованной мастерской и владении достаточно сложными приёмами, обладании навыками и некоторыми «секретами». [2]

История



Авторство этого нового вида офорта приписывают трём французским художникам. Среди первых, кто начал использовать акватинту, был Жан Батист Лепренс — создатель знаменитых «Русских типов», В других источниках первым называют Ж.-Ш. Франсуа, в то же время третьи приписывают первенство в использовании этого приёма Р. де Сен-Нону, якобы изобретшему запудривание доски асфальтовой пылью [3] Как бы то ни было, появление этой манеры всеми исследователями относится к 60-м — 70-м годам XVIII века. [2]

Мастера акватинты

Акватинта была разработана и нашла применение, прежде всего, как репродукционная техника, в настоящем качестве она имела место и развивалась до конца XVIII века. Французские мастера достигли необычайной изощрённости в совершенствовании методов репродуцирования, виртуозного воспроизведения сложных тональных градаций. В своих офортах эти художники, добиваясь передачи тончайших нюансов фактурного насыщения, о трудоёмкости рабочего процесса с печатной формой говорит тот факт, что используя с этой целью мелкодисперсную пыль, они доводили число травлений более чем до двадцати этапов. [2] [4]

Очень возрастает спрос на использование акватинты по мере развития цветного репродуцирования, когда совершенствующаяся цветная печать стала нуждаться в обогащении воспроизведения разной степени насыщением, глубиной тонального фактора. В числе достигших наибольшего успеха в этом направлении нельзя обойти молчанием имя Ж.-Ф. Жанине, который был первым, кто начал применять цвет в лависе, что дало ему возможность с помощью этой новой манеры весьма эффектно имитировать и репродуцировать акварельные и гуашевые работы, в основном мастер воспроизводил этим способом произведения О. Фрагонара. Больших успехов в использовании акватинты добились также Ш.-М. Декурти, А. Ф. Жирар и Л.-Ф. Дебюкур. [2] [4]

В Европе эта техника не находила широкого распространения вплоть до конца XVIII века, и её развитие в предшествующий период протекало значительно менее активно нежели во Франции и под сильным влиянием добившихся большого успеха в её освоении тамошних мастеров. Только благодаря Франциско Гойе на рубеже XVIII и XIX веков произошли радикальные перемены в использовании этой богатой своими выразительными возможностями офортной манеры. Художник дал толчок новому, по-настоящему творческому пониманию широты валёрных возможностей акватинты. Мастер использовал сочетание основных рисующих качеств травлёного штриха и сухой иглы с лаконичными разной насыщенности плоскостями настоящей манеры, он с успехом демонстрирует достоинства этого сочетания в полнокровном решении замыслов своего «Капричоса». В отдельных случаях Ф. Гойя прибегал к применению акватинты и практически в чистом виде. Вообще художником сделано очень много красивых, выразительных офортов в настоящей манере. Помимо указанной наиболее известногой графической сюиты, с применением нескольких тоновых технологий им созданы «Деспаратес» (1814—1819).. «Тавромахия» (1815), «Бедствия войны» (1810—1820) и другие циклы. Н. Ф. Гойя известен не только как блестящий офортист, но и как автор детально разработанной системы приёмов, большая выразительность которых построена на хорошо согласуемых лаконичном глубоком штрихе и больших локальных однородных пятнах акватинты. художник был одним из первых, кто начал применять строгую, но живую и экспрессивную линию и глубокие по тону, структурно насыщенные протравленные плоскости, когда формирование объёма не входит в задачи штриха, лишь контурно, конструктивно поддерживающего эти большие самостоятельно тонально активные «заливки», притом использование ахроматических градаций крайне «экономно», и этот лаконизм служит, в конце концов, достижению большей содержательности и драматическому соответствию ему формы. [2] [4]


Достаточно быстро акватинта была принята хорошо развитой полиграфией Германии, из немецких мастеров репродукционной и авторской гравюры на металле можно назвать К. Кунца и Ф. Флейшмана. Во всех европейских странах акватинта получила постепенное распространение на протяжении XIX века. Её развитие сопровождалось последовательным поиском новых выразительных средств, совершенствованием техники и технологии. В арсенал приёмов приходит использование наждака, широкое применение жидких грунтов, обработка доски морской солью и другими способами, улучшающими графические, валёрные возможности этой манеры. С вхождением в обиход станковой авторской гравюры на металле, такое применение акватинты медленно, но планомерно вытесняет репродукционную её функцию, чему в немалой степени способствовало появление и совершенствование литографии и фотомеханических способов воспроизведения. Уже к началу XX века очень сильно возрос интерес к акватинте. как богатой возможностями художественной станковой графической технике. Многие мастера офорта создают произведения, в которых приёмы травления настоящим способом находят весма удачное применение. Среди тех, кто использовал акватинту мы видим Э. Мане. Т.-А. Стейнлена, Ф. Ропса, М. Клингера и очень многих других художников. Современная западно-европейская и американская графика использует акватинту очень активно, мастера офорта постоянно экспеиментируют, вводят новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы. [2] [4]

Россию, если не брать в учёт А. Н. Оленина и А. Г. Ухтомского, а также некоторых других художников начала—середины XIX века, которые в своих эпизодических офортных опытах прибегали к использовнию мягкого лака, лвиса и акватинты, наиболее интересными работами, с точки зрения использования художественных качеств акватинты, представлены в конце XIX — начале XX века В. Д. Фалилеев, М. В. Якунчикова и И. И. Нивинский, а также М. А. Фомин и М. А. Добров.

Читайте также: