Видом художественной обработки металла является

Обновлено: 21.09.2024

Художественная обработка металла — древнее мастерство, которое не теряет своей популярности. Более того, из-за широкой автоматизации производства такой способ получил новую жизнь, стал более ценным и редким. Выбирают его, как правило, те, кто ценит ручной труд и уникальность изделий, их привлекательный вид и оригинальность. В этой статье подробнее разберемся с тем, что такое художественная обработка металла, какие ее виды существуют, какое оборудование используется и др.

Какие металлы используются

Чтобы работа получилась безукоризненной, ее должен выполнять мастер. Опытный человек понимает особенности металлов, их основные характеристики и др. Также он знает, какие материалы подходят для художественной обработки. Среди них:

  • Медь. Этот материал имеет легкий красноватый оттенок, легко обрабатывается и не боится коррозии. Его основные характеристики — повышенная электро-, теплопроводность, пластичность. Благодаря им он широко используется при производстве сувениров, в том числе методом художественной обработки.
  • Сталь с высоким содержанием углерода. Такой материал твердый и внутренне упругий. Он легко режется. При нагревании его можно деформировать так, как надо мастеру.
  • Цинк. Светлый металл с небольшой синевой. Художники используют его для литья небольших скульптур, а также для получения рисунков.
  • Бронза, латунь. В основе этих сплавов находится медь. Их используют для чеканки и инкрустирования изделий.
  • Свинец. В промышленной среде его используют в качестве компонента легкоплавких сплавов, которые подходят для декора.

Выбор сырья зависит от того, какую работу планируется выполнять и какой результат следует получить. Проконсультироваться по этому вопросу можно у мастеров. Специалисты расскажут основные принципы работы с тем или иным материалом, подберут вариант, подходящий для вашего случая.

Художественная обработка металла

Характеристики металлов

Работа мастера требует определенных знаний относительно металлов, с которыми он работает. Качества, присущие сырью:

  • Упругость. При отсутствии влияния металлы восстанавливают форму и объем. В наибольшей степени это касается некоторых видов стали.
  • Хрупкость. Если говорить простым языком, речь идет о способности сырья к саморазрушению. Это происходит при внешнем механическом воздействии. Например, перекаленный чугун, бронза, сталь легко рассыпаются на отдельные части.
  • Плавкость. При повышении температуры сырье способно менять свое состояние с твердого до жидкого. Эта особенность используется в создании многих изделий из металла.

Эти знания помогают работать еще более качественно, выпускать произведения искусства. Оперировать ими должен каждый мастер, который работает с сырьем.

Художественная обработка металла

Виды обработки

Описываемый вид работы представляет собой набор технологических операций, которые меняют физическое состояние материалов. Этот способ имеет серьезные отличия от промышленного производства. Выполненные с его помощью изделия обладают большей индивидуальностью.

Основные способы художественной обработки:

Чеканка

Этот способ подразумевает создание рельефного изображения, без изменения толщины металла. Во время работы мастер нажимает на подготовленную поверхность специальными инструментами, с концами разной формы и разных размеров. Как правило, эти инструменты представляют собой металлические стержни с разными боями (выступами). Многочисленные, точно выверенные удары образуют рисунок, который смотрится красиво и цельно.

Металлопластика

Этот способ художественной обработки похож на чеканку, однако имеет несколько отличий. Для него используются менее толстые металлические листы, как правило, фольга не более 0,5 мм толщины. Для чеканки выбирают фольгу 0,5-1,5 мм.

Металлопластика предполагает использование других основных инструментов, нежели чеканка. В целом эта технология больше похожа на лепку, за счет плавных, аккуратных линий. Что же касается чеканки, то в ней предусмотрены более ощутимые деформации. Из-за этого в работе могут возникать дефекты: шероховатость, наличие перекосов и др. Однако это как раз и есть то, что выделяет ручной труд от серийного производства, делает изделия уникальными.

Металлопластика берет свое начало в средние века. Изделия, сделанные этим способом, стали модны в начале XX века. В свет выходили иконостасы, рамы и другие предметы. Сейчас этот способ вновь востребован. Его выбирают ценители красивых, уникальных вещей.

Гравировка

Гравировка — еще один способ художественной обработки металлических предметов. Мастер наносит рисунок на заготовку, работает резцом. По виду гравировка бывает плоскостной, а также обронной. Первая представляет собой двухмерный вариант, с обработкой поверхности. Обронный способ подходит для создания рельефа в трехмерной проекции.

Более частой считается гравировка плоскостного типа. С ее помощью получают аккуратные надписи, контурные рисунки, узоры и др. Иногда линии прорезаются особенно глубоко, а затем их заполняют специальным веществом. Благодаря этому получаются необычные изображения, выделяющиеся на фоне изделия.

Гравировка

Ковка

Популярный способ художественной обработки. В ходе него используется предварительно полученная заготовка, которая искусственно деформируется с помощью кузнечных молотов. По виду ковка делится на горячую, холодную. Надо сказать, что первая является более популярной, поскольку подходит для обработки малоуглеродистой стали.

Холодная ковка хорошо подходит для драгоценного сырья. Золото, медь, серебро охотно меняют свою форму, увеличивают плотность. Сам этот процесс получил название нагартовки. За ним следует отжиг, который сопровождается рекристаллизацией.

Травление

Травление считают подвидом гравировки. В ходе него изделие из металла покрывают воском или смолой, далее процарапывают изображение, надпись или задуманный декор. После этого изделие помещают в щелочной или кислотный раствор. Под влиянием этих составов рисунки проявляются, а сама поверхность становится более тусклой.

Если заглянуть в историю, то там отмечают, что травление часто использовали при изготовлении кубков. Способ стал популярным в XVI веке. Его активно применяли благодаря оригинальности. Он хорошо подходил для искусственного состаривания изделия, наделения его духом старины.

Оставьте свои контактные данные

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на любые интересующие Вас вопросы

Соглашаюсь на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Художественная обработка металла

Одним из самых древних видов народного искусства считается декоративная обработка металлов. Этот народный промысел использовался для изготовления и отделки предметов домашнего обихода, орудий труда и украшений.

Мы живем в стремительном XXI веке, когда прогресс проникает в каждую сферу человеческой деятельности. Электронные технологии и автоматизация развивается головокружительными темпами. Несмотря на это, ручная художественная обработка металла по-прежнему остается востребованной разновидностью ремесел.


Элементы и сплавы, используемые в работе

Каждый мастер, занимающийся этим делом на профессиональном уровне, должен в совершенстве знать все разновидности и особенности профильного сырья. Работа выполняется с применением черных и цветных металлов.

В основном используются следующие виды материалов:

Сталь с повышенным содержанием углерода. Сплав на базе железа практически не имеет посторонних примесей. Он отличается особой твердостью наружного слоя, сочетающейся с внутренней упругостью. Легко поддается резке и технологическим деформациям при нагревании.

Медь. Легко обрабатываемый коррозионностойкий элемент с красноватым оттенком. Высокой тепло- и электропроводностью, пластичностью обусловлено широкое распространение металла при изготовлении различных сувениров методом художественной обработки металла.

Латунь и бронза. Эти сплавы на основе меди применяются для создания инкрустированных изделий и чеканки.

Цинк. Металл имеет белый цвет, слегка отдающий синевой. Легко паяется, поэтому художники-граверы нередко пользуются им для получения отчеканенных рисунков, литья миниатюрных скульптур.

Свинец. Ядовитый металл. В промышленности используется в качестве составляющей легкоплавких сплавов, которые в свою очередь идут на декоративное литье.

Также для инкрустации применяют серебро, олово и алюминий.

Виды механических воздействий

Суть художественной обработки металла заключается в выполнении ряда технологических операций, ведущих к изменению физического состояния материалов.

Метод по всем параметрам отличается от производства промышленным способом. Он открывает возможность получать не просто безликую штампованную посуду, а утварь или предметы интерьера, несущие эстетическую составляющую. Продукция, изготавливаемая мастерами вручную, обладает ярко выраженной индивидуальностью и поэтической выразительностью.

К видам художественной обработки металла относят:


Литье

Этот древнейший метод предполагает заливку расплавленного металла в специально подготовленные формы. Он позволяет получать сложные элегантные изделия, приближенные по внешнему виду к скульптурам. С мраморными или гипсовыми статуями их объединяет удивительная точность передачи мельчайших деталей.

Когда предстоит создать особо причудливые или многогранные композиции, готовится несколько отливочных песчаных форм, впоследствии соединяющихся между собой. Для выплавки используют профессиональные печи. По окончании работ формы остужают, зачищают и отшлифовывают.


Наряду с литьем считается одним из самых древних способов художественной обработки металла. Подготовленная заготовка подвергается деформации при помощи кузнечных молотов. Различают горячую и холодную ковку. Популярнее и эффективнее считается первый вариант. Он больше подходит при работе с малоуглеродистыми сталями.


Драгоценные металлы хорошо куются холодным методом. Под ударами молотка серебро или золото, а также медь меняют свою форму. Пропадает пластичность, вследствие чего плотность увеличивается. Этот процесс называет нагартовкой. Сразу за ним проводится такой этап, как отжиг, сопровождающийся рекристаллизацией.

Под этим типом художественной обработки металла подразумевается создание рельефного изображения на поверхности материала, без изменения его толщины. На металлические объекты оказывается точечное давление посредством чеканов, пуансонов и других профессиональных инструментов. В результате многократных ударов образуется рисунок, каждый мельчайший элемент которого повторяет форму наконечника молоточка.

Чеканы существенно различаются между собой. Опытные мастера используют целые группы фигурных приспособлений, начиная от канфарников и заканчивая цировками.

Такая художественная обработка металла по внешнему результату довольно схожа с обычной чеканкой. Отличия кроются в самом процессе создания рисунка, и прежде всего в толщине применяемых жестяных листов. Выбираются совсем тонкие металлические пластины (не более 0,5 мм). Они напоминают фольгу, выпрямленную из рулонов. Используются специальные стеки, напоминающие инструменты скульптора.

В общих чертах рабочий процесс состоит из следующих этапов:

Отжиг заготовки (кроме оловянных). Лента нагревается аккуратно до появления слегка бурого каления. Затем болванка медленно охлаждается.

Предварительно подготовленный, сохраненный на кальку в зеркальном отображении бумажный рисунок переводится на обработанный материал. После процедуры отжига на нем образуется оксидный слой, который отлично воспринимает изображение.

Контуры обводятся стекой. В качестве подложки чаще всего применяют кусок ровного линолеума. Пластинку с наброском переносят на стеклянный стол, где выравнивается фон, наводятся вспомогательные линии.

С помощью металлопластики можно декорировать элементы мебели, деревянные предметы интерьера, двери и т.д.

Гравирование и травление

Широко распространенный прием художественной обработки металла. Линейная картинка либо рельефный эскиз наносится при помощи особого резца. Работа выполняется плоскостным либо обронным методами. Их еще называют соответственно двухмерным и трехмерным.

В первом случае декорируется поверхность готового изделия. Это могут быть изображения, памятные надписи, орнаменты. Объемная гравировка состоит в формировании рельефа или даже отдельной фигурки.


Кроме того, к этому типу художественной обработки металла специалисты относят и травление. Различают химический и гальванический вариант. Электрический способ считается менее токсичным. При использовании кислотной или щелочной ванны необходимые сектора на изделии заранее покрываются сверхстойким лаком, который невосприимчив к действию агрессивных веществ. Незащищенные участки выедаются, образуя заданный узор.

Существуют и более сложные, специфические способы художественной обработки металла, к которым относят филигрань и эмалирование. Работы по созданию скани проводятся исключительно высококвалифицированными художниками и ювелирами.

Покрытие металла эмалью – это недорогой метод эффективного преображения посуды и предметов. Слоем расплавленного стекла со специальными свойствами покрывается поверхность меди, серебра либо других драгметаллов. В настоящее время разноцветные полуфабрикаты эмали в виде брикетов или порошков выпускаются на промышленных предприятиях.

Особенности различных способов художественной обработки металла

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы — знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

Виды металлов

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь — упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10. — мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза — соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в литье и инкрустации.
  • Латунь — сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк — белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово — мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий — легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец — мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала — качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость — особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость — способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки — производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий — мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Художественная обработка

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при термическом воздействии на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье в песчаные формы

  • по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы — песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, под давлением, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка — древний метод обработки металла. Суть процесса — придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Ковка металла

Особенности холодной ковки

История художественной обработки металла сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством «холодной ковки», мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором — обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Как осуществляется чеканка

Чеканка — создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Как осуществляется чеканка

Для выбивки декора используют стержни — чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели — метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу — это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай — доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Особенности металлопластики

Металлопластика — метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.
  • Первый этап работы — отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.


Как осуществляется гравировка

Гравировка — популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом — резцом.

Гравировка делится на два вида:

Плоскостная гравировка означает финальную стадию декорирования предмета. Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань — оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий — исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование — это взаимопроникновение двух различных структур — металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Процесс эмалирования

Художественное эмалирование — недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль — это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия. . Сплав из серебра, меди, свинца и серы — чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие — тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Художественная ковка

Художественная ковка

Художественная ковка – это способ обработки металла, с помощью которого из непрезентабельного и грубого куска железа создается изящный, воздушный элемент декора. Изделия, получающиеся в результате, способны не просто преобразить интерьер и экстерьер, но и придать им индивидуальный, неповторимый вид. Элементы ковки используются в производстве перил, ограждений, садовой мебели, например, беседок, скамеек и пр., в ландшафтном дизайне, декоре помещений.

Этот способ обработки металла известен очень давно. Но если раньше он был привычным и обыденным, то сегодня он решает задачи безопасности и эстетики внутри и снаружи здания. Изысканный и вместе с тем брутальный декор нравится очень многим и находит применение во многих стилях. В чем суть художественной ковки, каковы методы ее использования, какие инструменты требуются, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое художественная ковка

Когда речь идет о создании высокохудожественных изделий из металла, имеющих практические и эстетические функции, подразумевается использование метода горячей или холодной ковки. Данный подход не похож на обычный, так как конечная работа мастера превращается в произведение искусства.

Изделия художественной ковки всегда считались символом высокого статуса, обеспеченности владельца дома. Сегодня, как и раньше, чтобы иметь возможность заниматься таким ремеслом, кузнец или художник по металлу должен много учиться, тренироваться, вырабатывать вкус. Много лет назад работа мастеров была не просто физически тяжелой, но и опасной, ведь ее сопровождал риск травм, пожаров, а материалы были очень дороги – все это сказывалось на цене готовых изделий.

VT-metall предлагает услуги:

Лазерная резка металла Гибка металла Порошковая покраска металла Сварочные работы

В мифах кузнецы приравнивались к богам. У греков за кузнечное дело отвечал бог Гефест, у римлян – Вулкан, в скандинавской мифологии это был Тор, а в японской – Амацумара.

Художественная ковка металла обладает целым рядом достоинств:

Варианты применения художественной ковки

Сфера использования художественной ковки обширна. Этот метод позволяет изготавливать предметы интерьера, декоративные элементы, мебель для дома и сада, бытовые изделия.

Варианты применения художественной ковки

Но чаще всего художественная ковка применяется для изготовления ворот и заборов. Они всегда выглядят изыскано и элегантно, вне зависимости от формы и материала – могут казаться массивными либо легкими и узорными, состоять из чистого металла или сплавов.

Однако подобные изделия выполняют не только декоративную функцию. Они справляются со значительными нагрузками, перепадами температуры, воздействием погодных факторов. Хотя и среди кованых вещей есть нефункциональные предметы, призванные украсить территорию и подчеркнуть вкус ее владельца: ротонды, ограждения, различные садовые фигурки.

При помощи метода художественной ковки изготавливают и мебель, например, столики и стулья для отдыха в саду, книжные полки. Такие изделия привнесут особый колорит в интерьер любой комнаты, украсят беседку. С помощью кованых полосок можно укрепить старую табуретку или торшер, придав им антикварный внешний вид.

Даже изготовленные своими руками кованые элементы позволят декорировать любую металлоконструкцию. Для этого из заготовок из стальных прутков, профилей, полос собираются вензеля и узоры с растительными или геометрическими мотивами.

Способы художественной ковки

Для изготовления кованых предметов могут использоваться несколько технологий, каждая из которых предполагает свой набор инструментов и режимы работы. Все они подходят для создания изделий художественной ковки.

Способы художественной ковки

Хотя существуют разные классификации, чаще всего принято выделять отдельные методы, исходя из температуры обработки:

Способ горячей ковки

Такой подход предполагает предварительный нагрев заготовки, что позволяет добиться мягкости и пластичности металла. Иногда температуру поддерживают и в процессе работы.

Есть такие виды горячей ковки:

  • Свободная, также известная как ручная ковка. Мастер располагает кусок металла на наковальне, после чего придает ему форму и размер, ударяя ручным или механическим молотом. К данной разновидности относится кузнечная сварка, то есть соединение посредством кузнечного инструмента деталей, доведенных до температуры плавления.
  • Штамповка. Заготовка располагается в штампе, внутреннее пространство которого повторяет размеры и очертания будущего изделия. При ковке металл деформируется, заполняя форму.

Способ холодной ковки

Метод используется при работе с заготовками небольшого сечения, так как предполагает отсутствие предварительного нагрева металла и требует от мастера приложения значительных усилий. Для операций по холодной (в том числе художественной) ковке и холодной штамповке мастера задействуют разнообразные станки.

Оборудование для художественной ковки

Современные кузнецы применяют оборудование, очень близкое по всем своим характеристикам к тому, что использовалось в древние времена. С тех пор изменились только материалы – на данные момент их роль играют современные сплавы высокой прочности, позволяющие добиться большего срока службы и эффективности в работе молотов, наковален, молотков, пробойников, тисков и струбцин.

Оборудование для художественной ковки

Значительные перемены произошли и в способе нагрева, поскольку важно было снизить трудоемкость кузнечного дела, его опасность для здоровья, вероятность возгораний. Традиционный горн, ручные или ножные меха были вытеснены муфельными печами, системами индукционного нагрева.

Отдельно стоит остановиться на инструментах для холодной ковки, так как их перечень впечатляет: это разнообразные станки для формовки прутков и профилей без использования повышенной температуры. Данный метод стал достаточно популярным, поскольку позволяет даже неопытным мастерам без сложного оборудования и долгой учебы создавать доступные по цене художественные изделия.

Остановимся подробнее на некоторых видах станков для художественной ковки:

Кузнечные

Они необходимы для холодной ковки, то есть придания заготовкам новой формы при помощи механического воздействия. Речь идет о таком оборудовании, как:

  • Улитка с воротом и поворотным лемехом, которая позволяет создавать завитки в форме спирали.
  • Твистер, или торсионы, для скручивания одной либо группы заготовок по продольной оси.
  • Гнутик для изгиба заготовки в одном и более направлений с сохранением необходимого радиуса.
  • Волны, формирующие волнообразный изгиб, позволяя создавать предметы с заданным шагом, радиусом волны.

К холодной ковке прибегают при производстве оград, решеток, балясин, завитков, декоративных элементов для интерьера и участка. А сам станок можно собрать самостоятельно, имея опыт в сварке и слесарных работах.

Индукционные нагреватели для ковки

Позволяют добиться пластичности металла благодаря повышению их температуры. Для этого вокруг заготовки создается сильное переменное магнитное поле, на нее наводятся вихревые токи, или токи Фуко. Так достигается более равномерный, быстрый и безопасный нагрев в сравнении с использованием обычного кузнечного горна.

Индукционные нагреватели для ковки

Однако нужно понимать, что нагреватель даже небольшой мощности очень дорогой – он стоит от десятков до сотен тысяч рублей. Поэтому в Интернете предложено немало идей, позволяющих сделать такое устройство самому.

Не стоит ими пользоваться, если вы не обладаете инженерным образованием, связанным с применением токов высокой частоты, и навыками электромонтажа. Дело в том, что в основе работы данного аппарата лежит использование высокого напряжения и больших мощностей.

Основные приемы художественной ковки

Выделяют два вида ковки: свободный и при помощи штампов. Второй подход предполагает придание изделию формы с использованием специальной заготовки. Благодаря стенкам штампа горячий металл не расползается за пределы формы, не деформируется. Штамповка считается более простым видом художественной ковки, приближенным к автоматическому, поэтому активно используется для массового производства декоративных и иных элементов.

Основные приемы художественной ковки

Индивидуальные заказы выполняют способом свободной ковки, которая требует от мастера профессионализма и концентрации. При этом подходе материал обрабатывают вручную молотом и кувалдой либо с помощью оборудования. Тогда используется ковочная машина, молот и гидравлический пресс. В основе подобной художественной ковки лежит разрушение кристаллов металла под действием температуры, из-за чего материал приобретает мелкозернистую структуру и уплотняется.

Горячая обработка включает в себя следующие приемы:

  • Высадка – позволяет создать утолщения на заготовке, которые при художественной обработке могут использоваться для формирования лепестков, листьев.
  • Протяжка – необходима, чтобы увеличить длину будущего изделия, сократив его диаметр, при этом добиться большей прочности металла. Для этого выполняют обжимку всего элемента.
  • Округление – предполагает придание округлой формы заготовке с другим, например, квадратным сечением. Деталь размещают одним ребром на наковальне, а по противоположному ударяют молотом. В результате образуется восьмигранник, которому постепенно скругляют грани, доводя сечение до формы круга.
  • Продевание – элементы художественной ковки нередко состоят из прутков, сплетенных, продетых один через другой. Добиться данного эффекта позволяет именно этот прием: в разогретом металле делают отверстие, которому придают необходимую форму. Далее в него вдевают еще один пруток либо другой фрагмент будущего изделия.
  • Оформление уступов – обычно такие элементы играют практическую роль, а не декоративную. Находясь на концах заготовки, они позволяют собрать из деталей единую конструкцию либо прикрепить дополнительные декоративные фрагменты. Для этого конец заготовки плющат на наковальне ударами молота, задавая нужную форму.
  • Гибка – применяется в горячей и холодной ковке для производства изделий и декоративных элементов, например, спиралей, завитков, волют.

Основными инструментами мастера при горячей ковке является специальная вилка либо оправка для оковывания металла. Существует немалый перечень изделий, которые гораздо легче и быстрое создать методом холодной обработки, что наиболее актуально в массовом производстве.

В художественной ковке нередко применяют и другие приемы, такие как пробивка отверстий, кручение. Однако современное оборудование позволяет отказаться от первой процедуры в пользу сверления. А упростить кручение можно при помощи специального оборудования и холодного способа.

Металлы, используемые в художественной ковке

Изделия художественной ковки могут создаваться из чистых металлов и сплавов.

Металлы используемые в художественной ковке

Наиболее распространены следующие металлы:

    • Бронза – твердый, но податливый сплав меди и олова. Особая структура позволяет имитировать другие металлы.
    • Латунь – желтый сплав, состоящий из меди и цинка, визуально напоминающий золото. Его можно лакировать, окрашивать, задавать любые фактуры.
    • Медь – красивый красно-коричневый металл, используемый преимущественно для изготовления кровли, вытяжек либо декоративных изделий, таких как кубки, рамы и украшения. Ему можно придавать разные оттенки, используя полировку.
    • Чугун – состоит из железа и углерода и является материалом для заборов, винтовых лестниц. Специалисты ценят его за податливость, возможность получать все оттенки: от черного до золотистого благодаря патинированию.
    • Сталь – еще один сплав на основе железа с углеродом, который становится мягким и пластичным при нагревании, однако в холодном виде может похвастаться высокой прочностью. Данные особенности делают металл универсальным – из него изготавливают практически все, включая швейные иглы.
    • Вороненая сталь – сталь, покрытая маслом и обожженная, из-за чего на ней сформирована защищающая от ржавчины пленка. Подходит для изготовления кружевных изделий методом художественной ковки: резных ставней, ограждений.
    • Нержавеющая сталь – сочетание железа с хромом, никелем, титаном, которое отличается особой прочностью. У такого металла сложно изменить текстуру, поэтому его шлифуют и слегка полируют для придания матовости.

    Рекомендуем статьи

    • Цинк – используется для массивных наружных изделий и ценится мастерами за большое разнообразие оттенков, раскрывающихся при полировке.
    • Титан – отличается от других металлов благородным темным цветом, хорошей отражаемостью. Поэтому мебель из него дизайнеры активно используют как элемент интерьеров в стиле хай-тек.
    • Цинкотитан – требует от мастера по художественной ковке особой выдержки, ведь с трудом обрабатывается механическими способами. Тогда как, используя химическое травление, можно создать на нем красивую фактуру.
    • Золото – мягкий и податливый дорогой материал, который применяется преимущественно при производстве ювелирных украшений либо в качестве напыления. То есть на предмет из металла, имеющего более доступную цену, наносят тонкую золотую пленку.
    • Серебро – превосходит остальные металлы по своим отражающим свойствам, поэтому когда-то служило материалом зеркал. Теперь из него делают рамы, подносы, кубки, мебельную отделку.

    Любое изделие, изготовленное методом художественной ковки, всегда смотрится эффектно и дорого, какой бы металл для этого ни использовался. Подобные элементы интерьера создают особую атмосферу и многое говорят гостям о статусе владельца дома.

    Почему следует обращаться именно к нам

    Мы с уважением относимся ко всем клиентам и одинаково скрупулезно выполняем задания любого объема.

    Наши производственные мощности позволяют обрабатывать различные материалы:

    • цветные металлы;
    • чугун;
    • нержавеющую сталь.

    При выполнении заказа наши специалисты применяют все известные способы механической обработки металла. Современное оборудование последнего поколения дает возможность добиваться максимального соответствия изначальным чертежам.

    Для того чтобы приблизить заготовку к предъявленному заказчиком эскизу, наши специалисты используют универсальное оборудование, предназначенное для ювелирной заточки инструмента для особо сложных операций. В наших производственных цехах металл становится пластичным материалом, из которого можно выполнить любую заготовку.

    Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ими ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.

    Благодаря опыту наших мастеров на выходе получается образцовое изделие, отвечающее самым взыскательным требованиям. При этом мы отталкиваемся от мощной материальной базы и ориентируемся на инновационные технологические наработки.

    Мы работаем с заказчиками со всех регионов России. Если вы хотите сделать заказ на металлообработку, наши менеджеры готовы выслушать все условия. В случае необходимости клиенту предоставляется бесплатная профильная консультация.

    Разновидности художественной обработки металла

    Художественная обработка металла

    Художественная обработка металла

    Современные технологии позволили в значительной мере автоматизировать все процессы по обработке металлических изделий и свели к минимуму ручной труд, однако, для мелкосерийного производства и изготовления уникальных продуктов все еще широко используются ручные способы, благодаря которым осуществляется художественная обработка металла. При этом не исключается замена многих трудоемких процессов на автоматизированные.

    Литье

    Форма должна быть из металла температура плавления которого выше чем у сырья

    Форма должна быть из металла температура плавления которого выше чем у сырья

    Те металлы, которые имеют высокую степень плавкости, легко можно видоизменять, применяя формы. Этот способ называется литьем, он один из древнейших, но и сегодня остается актуальным и часто применяемым. Еще до нашей эры люди освоили и широко использовали литье.

    Перед началом работы нужно изготовить форму. Выбор материала может быть любым удобным, например, из воска, песка, если предполагается изготовление нескольких одинаковых деталей форму можно использовать много раз. В том случае, когда будущее металлическое изделие будет иметь сложную конструкцию, целесообразно сделать несколько форм для разных деталей, а затем соединить их друг с другом посредством пайки.

    Литье можно классифицировать по металлу отлива:

    По конструкциям и материалам форм:

    • временные формы – земля, песок;
    • оболочковые;
    • постоянные – восковые, гипсовые, металлические.

    По способу литья:

    • центробежное;
    • под давлением;
    • классическое.

    После подготовки форм нужно привести металл к жидкой форме – расплавить. Сделать это можно в специальной печи, в древности металл плавили в котлах на костре. Температура плавления у разных металлов отличается, поэтому если нет автоматизированной фиксации нагрева, необходимо следить за процессом и после того, как металл станет жидким, его заливают в форму.

    Литьё металла в домашних условиях

    Когда материал затвердеет можно вынимать изделие из формы, для достижения идеально ровных поверхностей заготовку зачищают и шлифуют.

    На этапе нагрева и плавления металла можно соединять различные компоненты, для получения улучшенных характеристик, например, медь с оловом образуют более прочный сплав – бронзу.

    Ковка

    Обработка разогретого металла с помощью молотка – это ковка, она также является старейшим методом. Под равномерными ударами молота металлическая заготовка постепенно приобретает необходимый вид, однако, разные по составу сплавы ведут себя при ковке неоднозначно – появляются трещины, разрывы.

    Горячая ковка - деформация раскаленного металла молотком

    Горячая ковка — деформация раскаленного металла молотком

    Степень податливости металла такой обработке измеряется в величине ковкости. В зависимости от этого параметра различают холодную ковку и горячую.

    Драгоценные и цветные металлы (золото, серебро, медь) являются достаточно мягкими, поэтому их можно обрабатывать холодной ковкой.

    таблица температуры плавления самых распространенных металлов

    Таблица температуры плавления самых распространенных металлов

    Железо и сплавы на его основе поддаются ковке только в разогретом состоянии. Нагрев происходит в специальной печи до температуры 1000 о С, затем металл можно деформировать, гнуть, в общем, придавать нужную форму.

    На основе принципов ковки была выработана техника художественной обработки – просечка. Она заключается в придании листу металла ажурного вида.

    Холодная ковка – изменение формы изделия посредством ударов молотка различной силы. В результате этого металл быстро утрачивает пластичность, уплотняется и появляется наклеп. Следующим этапом является отжиг, который используется для удаления образованного наклепа.

    В современных условиях холодная ковка часто используется в ювелирной отрасли.

    Ручная художественная ковка металла

    Чеканка

    Выбивание рельефа на металлическом листе небольшой толщины или пластине называется чеканкой. Этот процесс осуществляется с помощью молотка и специального стержня. Вследствие ударов молотка по стержню он оставляет на пластине след или придает ей объемный вид. Молотки называются разгонными, а метал предварительно подвергается холодной прокатке, чтобы получилась нужная толщина.

    Художественная чеканка изделий требует высокой точности из-за сложности форм, соответственно, нужен материал, хорошо поддающийся обработке

    Художественная чеканка изделий требует высокой точности из-за сложности форм, соответственно, нужен материал, хорошо поддающийся обработке

    Это начальный этап, подготовительный, по его окончании приступают непосредственно к художественному декорированию. Это очень тонкая и кропотливая работа, для нее используют целый набор стержней различной формы и величины, они называются чеканы. Намного проще выполнять чеканку на нескольких небольших пластинах, которые потом можно соединить в единый объемный предмет способом пайки.

    Еще в древности был придуман способ чеканной выделки фигур. Он состоит из нескольких процессов, вначале тонкие листы металла, в основном драгоценного, разгоняются по жестяной или бронзовой модели, затем с помощью чеканов придается форма или рисунок, по окончании листы аккуратно снимаются с формы и спаиваются между собой.

    Часто художественная обработка металла чеканным способом может сочетать в себе процессы гравировки, литья и резьбы.

    Техника чеканки бывает трех видов:

    • из листового металла;
    • по оброну или литью;
    • тиснением.

    Традиционный способ чеканки – по тончайшему листу стержнями, а завершают обработку и дополняют художественную форму литым изделиям двумя другими способами. Современные техники литья позволяют добиться идеальных форм и рисунков изделия, однако, часто могут возникнуть различные дефекты:

    • раковины;
    • наросты;
    • неслитины;
    • перекос;
    • шероховатость.

    Тиснение представляет собой процесс чеканки с использованием матричных досок, которые называют басменными, от них и другое названия технологии – басма. Процесс тиснения осуществляется следующим образом: подготавливается деревянная матрица, которая будет отображать рельеф будущего изделия.

    Басменная доска

    Басменная доска

    Тонкий золотой или серебряный лист накладывается на матрицу, сверху покрывается более толстым свинцовым листом. Удары, наносимые молотком, приходятся на свинцовую подушку, которая уплотняется и приобретает рельеф матрицы, повторяя все контуры, объемы и рисунки. Точно такую же форму принимает и металл, зажатый между свинцовой прокладкой и матрицей.

    Когда процесс тиснения окончен, свинцовую подушку убирают и аккуратно снимается слой металла – басма, она имеет более мягкие черты рисунка, чем у матрицы, как бы сглаженные. Чем толще будет слой листа, тем более сглаженным получится изображение, поэтому не рекомендуется использовать для басмы металл более 0,3 мм.

    Басму, как технологию чеканки, используют для оковки изделий, таких как иконостасы, рамы, переплеты книг, ларцов, для создания портретных изображений.

    Технология чеканки по металлу

    Металлопластика

    На первый взгляд, этот метод художественной обработки металла напоминает чеканку, но все же имеет ряд отличительных признаков:

    • во-первых, используется более тонкие листы металла – фольга, толщиной не более 0,5 мм, а для чеканки используют в основном от 0,5 до 1,5 мм.
    • во-вторых, использование скульптурных инструментов – стеков, для чеканки используются молотки;
    • в-третьих, технология металлопластики напоминает лепку, плавные линии и движения, а чеканка более грубые деформации в результате силы удара.

    Металлопластика была придумана еще в средневековье, в России изделия, выполненные по этой технологии, вошли в моду в начале XX века. Способ металлообработки стал настолько популярен, что его ввели в учебную программу для школьников. С помощью металлопластики изготавливались рамы, иконостасы, нательные крестики и прочие украшения.

    Для начала работы необходимо отжечь металл, оловянные листы не требуют отжига, цинковые достаточно нагреть один раз, а латунь, медь и жесть иногда нужно нагревать несколько раз. После отжига металл медленно охлаждается. Предварительно подготавливают эскиз – нарисованный на прозрачной бумаге рисунок будущего изделия.

    Затем этот эскиз прикладывают к листу металла и специальным инструментом обводят, надавливая, таким образом, отпечатывается рельеф на фольге. Данная процедура повторяется с обеих сторон листа до тех пор, пока не получится нужная форма. Для удобства под низ заготовки подкладывается резина или другой мягкий, но упругий материал.

    Гравировка

    плоскостная гравировка

    Плоскостная гравировка

    Одним из основных способов, применяемых для художественной обработки различных металлических изделий, является гравировка. Она предполагает нанесение рельефа или линейного рисунка на заготовку с помощью резца. Гравировка может быть двух видов:

    • плоскостная – двухмерная гравировка, предусматривающая обработку поверхности изделия;
    • обронная – создает трехмерное изображение рельефа, скульптуры.

    Наиболее распространенная плоскостная гравировка, ее назначением является завершающая стадия декорирования различных изделий. Результатом такой обработки будет создание контурного рисунка, узоров, тоновой композиции, надписей, шрифтовых работ.

    Обронная гравировка с выборкой металла

    Обронная гравировка с выборкой металла

    Совершенствуя гравировочную технологию, в XVII веке уже использовали машины, для которых прототипом стали токарные станки по обработке дерева.

    Очень интересная техника гравирования для чернения, рисунок прорезается более глубоко, а затем его чернят специальным веществом, в итоге получается оригинальное изображение, которое эффектно выделяется на изделие.

    Обронная гравировка представляет собой создание объемного рельефа или скульптуры из металлического листа. Оно бывает выпуклое, рисунок получится возвышенным над фоном и углубленное, когда рисунок врезается внутрь заготовки и располагается ниже фона.

    Травление

    Одним из подвидов гравировки является травление. Его техника проста: металлическое изделие необходимо покрыть воском или смолой, затем по этому покрытию процарапывается рисунок, надпись или прочий декор. Далее, изделие помещается в раствор кислоты или щелочь, под действием которой процарапанные изображения протравливаются, а поверхность тускнеет.

    Химическое травление нержавеющая сталь,природный цвет металла

    Химическое травление нержавеющая сталь,природный цвет металла

    Эта техника нашла широкое применение в XVI веке и наиболее часто использовалась для надписей на кубках. В современных условиях многие мастера стали ее активно использовать из-за оригинальности и необычности, когда необходимо сделать вещь в винтажном стиле, искусственно состарить ее.

    Декоративная обработка металла

    Для того чтобы придать металлу, отличную от оригинального цвета и тона, окраску используют различные способы:

    • чернение;
    • матирование;
    • оксидирование.

    Чернение, наиболее часто используют для художественного декора серебряных, медных и золотых изделий. Для начала наносят гравюру, затем заполняют канавки чернью – сплавом свинца, серы или олова. Готовое изделие подвергают отжигу, излишки черни убираются, а поверхность вокруг рисунка полируется, чтобы создать контраст.

    Матирование или создание фактуры поверхности металлических изделий – это создание отличного от полировки эффекта. Фактура поверхности изделия может быть мелкоштриховой, мелкоямочной или матовой. Эти эффекты достигаются с помощью использования различных техник:

    • шлифовка;
    • травление;
    • обработка молотой пемзой;
    • кварцевание.

    Часто поверхность изделия после литья покрыта коркой, ее также можно зачистить и получить матовый эффект.

    Оксидирование используют для серебра, его обрабатывают химическими веществами, иногда применяя электролитические способы. Технология проста: серебряное изделие погружают в раствор, чаще используют двухромовокислый калий, это электролит, подключают ток и под таким воздействием серебро меняет цвет.

    Электрохимическое оксидирование стали в растворе щёлочи

    Способы украшения изделий из металла

    Украшение изделий из драгоценных металлов также в некоторой степени сродни обработке, наиболее распространены филигрань и эмалирование.

    В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму

    В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму

    Филигрань достаточно древняя техника. Сам термин состоит из двух латинских коней – «филюм» – означает нить, а «гранум» – переводится как зерно. Филигрань – совокупность переплетенных между собой тонких нитей, украшенных горошинами. Эта техника впервые была использована еще в древнем Египте во втором тысячелетии до нашей эры.

    С тех времен и по сегодняшний день филигрань является исключительно ручной работой. Различают множество техник, они названы в честь городов или местности, где получили широкое распространение. Но обобщенно их можно классифицировать следующим образом:

    Напайная филигрань – простейший способ украшения металлических изделий. Она представляет собой проволочный узор, с декоративными элементами, который припаивается к листу металла, он будет выступать как фон. Может использоваться и просечная (выпильная) филигрань, когда после спайки основание удаляют, выпиливая его.

    Может быть эмалированная филигрань, когда после спайки узора с основанием пространство заливается эмалью. Ажурная техника представляет собой спайку элементов проволоки между собой, без использования фона, таким образом, изделие становится похожим на кружево.

    Объемная филигрань представлена в таких изделиях, как вазы, кубки коробки, ларцы и прочее. Чтобы получить такой предмет сначала подготавливают элементы, которые затем соединяются между собой спайкой или крепятся к основанию.

    Эмаль представляет собой вещество, получаемое в процессе расплавления стекла или иных неорганических материалов, которые имеют окисный состав. Эмаль наносят на металл в жидком состоянии и оставляют застывать.

    Разнообразие цветовой гаммы и возможность рисовать на эмали делают эту технику востребованной и популярной вот уже многие века. Изделия с добавлением эмали встречаются наиболее часто в ювелирном искусстве, а также в предметах домашнего интерьера.

    Видео: Высокотехнологичная обработка металла

    Читайте также: