Включаются ли в лимиты вскрышные и вмещающие породы отходы производства черных металлов

Обновлено: 28.09.2024

Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2001, № 21, ст. 2061; № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 17, ст. 1778; № 44, ст. 4538; 2007, № 27, ст. 3213; № 49, ст. 6056; 2008, № 18, ст. 1941; № 29, ст. 3418, 3420; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6450; 2010, № 21, ст. 2527; № 31, ст. 4155; 2011, № 15, ст. 2018, 2025; № 30, ст. 4567, 4570, 4572, 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7042; № 50, ст. 7343, 7359; 2012, № 25, ст. 3264; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7648; 2013, № 19, ст. 2312; № 30, ст. 4060, 4061; № 52, ст. 6961, 6973; Российская газета, 2014, 27 июня) следующие изменения:

1) абзац второй преамбулы изложить в следующей редакции:

"Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.";

2) часть первую статьи 3 дополнить пунктом 22 следующего содержания:

"22) установление порядка размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.";

3) пункт 3 части первой статьи 6 дополнить словами ", а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд";

4) часть вторую статьи 10 после слов "нефте- и газохранилищ," дополнить словами "размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья,";

5) абзац шестой пункта 3 статьи 101 дополнить словами ", размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья";

6) часть четвертую статьи 11 после слов "разработки месторождений полезных ископаемых," дополнить словами "размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья,";

7) часть восьмую статьи 16 после слов "для размещения отходов производства и потребления," дополнить словами "для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья,";

а) наименование дополнить словами ", размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья";

б) дополнить частью третьей следующего содержания:

"Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.";

а) часть первую дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности.";

б) часть вторую дополнить пунктом 12 следующего содержания:

"12) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.";

10) пункт 8 части первой статьи 23 дополнить словами ", размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд";

11) часть третью статьи 26 дополнить предложением следующего содержания: "Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.".

"74) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;".

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17; 2013, № 30, ст. 4059; № 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Отношения, связанные в случае разведки и добычи углеводородного сырья с размещением в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются законодательством о недрах.";

2) статью 10 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.";

3) статью 18 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

"21. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.".

Включаются ли в лимиты вскрышные и вмещающие породы отходы производства черных металлов

в абзаце девятнадцатом слово "захоронения" заменить словом "размещения";

в абзаце тридцать первом слово "захоронения" заменить словом "размещения";

б) абзац четвертый пункта 6 после слов "организации деятельности по" дополнить словами "сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,";

в) абзац четвертый пункта 7 изложить в следующей редакции:

"2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.";";

абзац второй после слов "и иных объектов" дополнить словами ", связанных с обращением с отходами";

в абзаце третьем слова "иных объектов, не оснащенных" заменить словами "иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"б) дополнить пунктами 8 - 11 следующего содержания:";

в абзаце третьем слово "захоронения" заменить словом "размещения";

в абзаце четвертом слово "карьеров.";" заменить словом "карьеров.";

дополнить абзацем следующего содержания:

"11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.";";

в абзаце двадцать шестом слово "захоронению" заменить словом "размещению";

в абзаце двадцать седьмом слово "захоронения" заменить словом "размещения";

в абзаце одиннадцатом слово "Федерации.";" заменить словом "Федерации.";

"10. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.";";

з) в абзаце тридцать восьмом пункта 23 слова "пунктом 8" заменить словами "пунктом 6", слова "пунктом 10" заменить словами "пунктом 8";

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.";

б) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.";

а) в части 4 слова "тридцать шестой подпункта "б" пункта 4" заменить словами "тридцать седьмой подпункта "б" пункта 4", слова "третий и четвертый" заменить словами "третий, четвертый и пятый", слова "подпункты "а", "б", абзацы первый - третий, шестой и седьмой подпункта "в" пункта 20, пункты 21," заменить словами "пункты 20, 21,";

Вскрышные породы, используемые для рекультивации: отходы или нет?

15 августа 2017 г. Арбитражный судом Восточно-Сибирского округа оставлено в силе Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А74-12214/2016, которым отменено решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу и удовлетворены требования артели старателей «Ойна» к Управлению Росприроднадзора по Республике о взыскании ошибочно начисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение вскрышных пород).

Основанием для удовлетворения требований послужили следующие выводы суда.

  • Согласованные в установленном законом порядке проекты разработки месторождений не предполагают организацию и сооружение «объектов размещения отходов» в виде отвалов «пустых» и иных пород.
  • Разделы проектов разработки месторождений о рекультивации нарушенных земель предусматривают, что на участках добычи отвалы вскрышных пород последовательно формируются непосредственно на объектах рекультивации, а именно в карьерных выемках и на бортах горных выработок.
  • В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ [1] , в связи с чем, выводы суда первой инстанции об отнесении вскрышных пород к категории отходов безосновательны.

Правовое регулирование

Как правило, образованные при разработке месторождений полезных ископаемых вскрышные породы представляют собой незагрязненные грунты (породы) естественного (природного) происхождения, извлекаемые механическим способом при проведении горных работ. Тем не менее, Федеральный классификационный каталог отходов относит вскрышные породы к отходам добывающей промышленности.

Кроме того, в статье 1 Закона № 89-ФЗ, отвал горных пород прямо указан, как объект размещения отходов.

Пунктом 10 ст. 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, а также отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», при определении платежной базы лицами, обязанными вносить плату, не учитываются объемы или массы вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, использованных при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации согласно, законодательству РФ в области обращения с отходами, не включаемые в лимиты на размещение отходов.

Как следует из приведенных норм, не подлежит включению в лимиты на размещение отходов, а значит и включению в расчет платы, только объем вскрышных пород, используемых при рекультивации (ликвидации) горных выработок [2] .

Однако обращаем внимание, что размещение (хранение или захоронение) вскрышных пород в отвалах, согласно давно выработанной позиции Минприроды России [3] признается деятельностью по размещению отходов, а отвалы вскрышных пород, соответственно, объектами размещения отходов, что влечет за собой следующие последствия:

  • постановка на учет в ГРОРО [4] ,
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду – в отношении объема вскрышных пород, размещаемых в отвалах.

Значение и перспективы

Судебные акты апелляционной и кассационной инстанции по делу № А74-12214/2016 вступили в силу и если не будут отменены Верховным Судом РФ (в случае обращения Росприроднадзора с соответствующей жалобой), для горнодобывающих предприятий это будет означать прекращение споров с уполномоченным органом (Росприрооднадзором) об исключении из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду всего объема образующихся вскрышных пород.


[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[3] Например, письмо Минприроды России от 19.05.2014 № 05-12-44/10285.

[4] Государственный реестр объектов размещения отходов (ст. 12 Закона № 89-ФЗ).

Принят закон об использовании отходов недропользования

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что опубликован Федеральный закон № 343-ФЗ[1] (далее – Закон № 343-ФЗ), который разрешает пользователям недр добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.

Принятые поправки относят к отходам недропользования вскрышные и вмещающие горные породы, шламы, хвосты обогащения полезных ископаемых и иные отходы геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья.

Закон № 343-ФЗ призван стимулировать промышленное использование отходов недропользования, поскольку сегодня в стране накоплено порядка 80-100 млрд тонн таких отходов, и их количество ежегодно увеличивается на 1,5-2 млрд тонн [2].

Добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования

Устанавливается, что пользователь недр вправе использовать отходы недропользования (всех классов опасности), образовавшиеся на предоставленном в пользование участке недр, для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов.

В Пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в таких отходах недропользования, как обогащенные хвосты, содержится значительное количество молибдена, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка и других не извлечённых полезных ископаемых/компонентов. Такое положение вещей связано как с технологическими причинами, так и с отсутствием спроса на соответствующие полезные ископаемые/компоненты.

C 1 января 2023 г. при размещении отходов недропользования, из которых добываются полезные ископаемые/компоненты, будет применяться нулевой коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Соответствующая льгота призвана стимулировать недропользователей к извлечению полезных ископаемых/компонентов из собственных отходов.

Стоит отметить, что если отходы недропользования, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр, размещены на земельном участке, находящемся за границами данного участка недр, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из таких отходов допускается после изменения границы участка недр, предоставленного в пользование, путем включения объектов хранения отходов недропользования в границы указанного участка недр.

Использование отходов недропользования V класса опасности

  • собственных производственных и технологических нужд;
  • ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами [3] ;
  • рекультивации земель[4].

Использование вскрышных и вмещающих горных пород

По общему правилу, вскрышные и вмещающие горные породы теперь не являются отходами производства и потребления независимо от факта их включения в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО).

В настоящее время вскрышные и вмещающие породы, как правило, включаются в ФККО в качестве отходов производства и потребления V класса опасности. Важнейшим нововведением Закона № 343-ФЗ является то, что вскрышные и вмещающие породы фактически выводятся из-под действия закона «Об отходах производства и потребления». Таким образом, при их размещении не нужно будет вносить плату за НВОС (при условии, что недропользователь в последующем использует данные породы).

  • ведения горных работ;
  • передачи иному пользователю недр в целях использования данных пород для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель;
  • передачи иному пользователю недр для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами.

Важно отметить, что Закон № 343-ФЗ требует хранить вскрышные и вмещающие породы отдельно от прочих отходов недропользования, в специально оборудованных сооружениях и местах.

Объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород (в частности, отвалы вскрыши) более не являются объектами размещения отходов производства и потребления, за исключением случаев, когда вскрышные или вмещающие породы все же были признаны отходами.

Более того, объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород подлежат исключению из госреестра объектов размещения отходов до 1 января 2026 г., если весь объем таких пород, находящихся на объекте, подлежит использованию в соответствии с Законом о недрах.

  • истечет установленный утвержденными техническими проектами или иной проектной документацией срок их использования;
  • лицо, право пользования недрами которого было досрочно прекращено, не приступило к их использованию в течение одного года со дня досрочного прекращения прав пользования недрами;
  • лицо, право пользования недрами которого было досрочно прекращено, не использовало весь накопленный объем вскрышных и вмещающих горных пород в течение пяти лет со дня досрочного прекращения прав пользования недрами.

Новые обязанности, связанные с использованием отходов недропользования

  • обеспечивать наиболее полное использование отходов недропользования, а также их складирование и учет;
  • представлять в фонд геологической информации данные об отходах недропользования, в т. ч. о вскрышных и вмещающих горных породах, о содержащихся в них полезных ископаемых и полезных компонентах;
  • обеспечивать сохранность полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования;
  • при ликвидации или консервации объектов хранения отходов недропользования осуществить приведение таких объектов в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения и охрану окружающей среды.

О чем подумать, что сделать

Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением правила о возможности применения нулевого коэффициента при расчете платы за НВОС – оно вступит в силу с 1 января 2023 г. Предлагаем недропользователям ознакомиться с изменениями законодательства и рассмотреть возможность использования образуемых отходов недропользования.
В случае необходимости рекомендуем приступить к разработке технических проектов и иной документации, позволяющей использовать соответствующие отходы. Также рекомендуем подумать о своевременной и тщательной подготовке к прохождению государственной экологической экспертизы, если таковая необходима.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексную юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с недропользованием, обращением с отходами и прохождением государственной экологической экспертизы.

[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается также использование отходов производства черных металлов IV класса опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности.

Взыскание платы за размещение отходов. Примеры судебных решений

В последнее время Росприроднадзор часто упрекают в низкой собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Видимо, в связи с этим, а также под угрозой передачи администрирования платы налоговым органам уполномоченный орган все чаще применяет подходы налоговых органов, придумывая новые схемы доначисления и взыскания экологических платежей. Одной из таких схем стала двухходовая комбинация, направленная на доначисление и взыскание платы за объем вскрышных пород, помещенных во внутренние отвалы на месторождении по добыче полезных ископаемых. Подробнее в статье юриста «Пепеляев Групп» Юлии Юрченко.

  • На первом этапе Росприроднадзор проводит (с привлечением аккредитованной лаборатории) процедуру подтверждения класса опасности отхода «вскрышные породы» и устанавливает, что они относятся к IV классу опасности. Смотрите, например, постановление Арбитражного суда ДВО от 15.02.2019 по делу № А59-5495/2018;
  • Последствием этого обстоятельства является возможность взыскания с предприятия платы за размещение отходов (вскрышной породы) во внутренних отвалах за объемы, размещенные в течение, как минимум, последних трех лет, поскольку К = 0, используемый предприятиями для расчета платы за НВОС в отношении вскрышных пород, помещенных во внутренние от-валы, к отходам IV класса опасности не применяется.

При этом доначисляться плата будет уже по ставкам, установленным постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 для отходов IV класса опасности, – 635,9 рубля за тонну в 2016 году (для V класса опасности – 1 рубль за тонну в 2016 году).

Данный подход противоречит не только сложившейся годами практике, согласно которой вскрышные породы традиционно относятся к отходам V класса опасности (согласно ФККО), но и положениям Закона № 89-ФЗ. Так, пункт 11 статьи 12 этого закона разрешает использование вскрышных и вмещающих горных пород и отходов производства черных металлов IV и V классов опасности при ликвидации горных выработок.

При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что вскрышные и вмещающие горные породы указаны отдельно от отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, то есть Законом № 89-ФЗ вскрышные породы (далее также – вскрыша) к отходам не отнесены. Таким образом, отнесение вскрышных пород к отходам в принципе является спорным, поскольку вскрыша (природный грунт) не представляет опасности для экосистемы, являясь ее частью.

Наличие в ФККО отходов, содержащих в названии словосочетание «вскрышная порода», также не может быть подтверждением отнесения всех вскрышных пород к отходам. Включение отхода в ФККО зависит от решения лица, у которого образовался отход, и правовые последствия возникают также только для этого лица. Данное утверждение соответствует правовой позиции Росприроднадзора по делу № А59-5495/2018.

Таким образом, использование вскрышной породы для формирования внутренних отвалов месторождений полезных ископаемых не порождает обязанности предприятия рассчитывать и вносить плату за НВОС (за размещение отходов), за исключением ситуации, когда предприятие, у которого образуются данные вскрышные породы, приняло решение, что в его производстве вскрышные породы являются отходом, полезному использованию не подлежат, и подтвердило отнесение вскрышной породы к отходам IV класса опасности.

Иной подход не соответствует действующему правовому регулированию, а также принципам охраны окружающей среды и рационального природопользования. До последнего времени создание отвалов вскрыши во внутреннем пространстве карьера приравнивалось к природоохранному мероприятию в связи с направленностью на экономию природных (земельных) ресурсов, что соответствует в том числе принципу рационального землепользования, закрепленному в статье 12 ЗК РФ.

Все изложенное (кроме применения коэффициента 0, предусмотренного пунктом 6 статьи 16.3 Закона №7-ФЗ) справедливо также и в отношении платы за вскрышные породы, используемые для формирования внешних отвалов месторождений полезных ископаемых, поскольку если вскрышные породы – это не отход, а природный грунт, то и отвалы вскрышной породы не являются объектами размещения отходов.

Соответственно создание отвалов разрыхленных горных пород (то есть природного грунта) не порождает обязанность по исчислению и внесению платы за размещение отходов. Но только не в тех случаях, когда проектными решениями предусмотрено создание объекта размещения отходов «отвал вскрышной породы», а вскрыша отнесена к отходам.

Отходы для рекультивации нарушенных земель

Росприроднадзор, а часто и суды полагают, что имеются основания для доначисления и взыскания платы за размещение отходов, даже если проектной документацией предусмотрены решения по использованию вскрышных пород (или малоопасных, инертных отходов для рекультивации нарушенных земель).

Между тем использование – это вид деятельности по обращению с отходами, который платой не облагается.

Пункт 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ предусматривает взимание платы только за размещение (хранение, захоронение) отходов производства и потребления.

Тем не менее, согласно письму Минприроды России от 19.05.2014 № 05-12-44/10285 использование отходов, в том числе для рекультивации, признается их размещением. Эта позиция противоречит положениям Закона № 89-ФЗ, так как допускает подмену понятий «использование» и «размещение» отходов, однако активно применяется на практике.

Последствие этого – распространение требования о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы на все проекты рекультивации нарушенных земель с использованием отходов (запрещено использовать для рекультивации только ТКО) и вскрышных пород, несмотря на то что официально вскрышные и вмещающие породы признаны пригодными для рекультивации, в том числе для биологической рекультивации (ГОСТ 17.5.1.03-86).

В судебной практике встречаются как негативные, так и позитивные (для предприятий) примеры разрешения споров, связанных с доначислением платы за размещение отходов при использовании отходов для рекультивации.

Очевидно, Минприроды России тоже сомневается в обоснованности отнесения вскрышных пород к отходам. Об этом свидетельствует подготовка законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Закон РФ "О недрах"» (далее – законопроект). В его первоначальной редакции предлагалось не относить к отходам вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию для рекультивации нарушенных земель и ликвидации горных выработок, а также использованию при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, ликвидации объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией.

Доработанным законопроектом вскрышные и вмещающие горные породы отнесены к инертным отходам, которым не присваивается класс опасности, также они не подлежат включению в лимиты на размещение отходов, в отношении этих отходов не вносится плата за НВОС. Несмотря на то что в доработанной версии законопроекта вскрыша все-таки отнесена к отходам, освобождение от платы за НВОС фактически означает признание отсутствия НВОС.

Отходы в качестве вторичных материальных ресурсов

Законом № 162-ФЗ предусмотрена возможность разработки стандартов организаций, технических условий, предусматривающих использование отходов в качестве ВМР в каком-либо производственном процессе. Также Законами № 84-ФЗ, 162-ФЗ и 174-ФЗ предусмотрены процедуры для придания легитимности перечисленным документам: это стандартизация, сертификация и государственная экологическая экспертиза.

Росприроднадзор достаточным основанием использования отходов в качестве ВМР признает только положительное заключение государственной экологической экспертизы на новые технику, технологию, новые вещества (подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). А поскольку законом не определено, что является новыми веществами, техникой, технологиями, это дает возможность для расширительного толкования и применения данной нормы.

Согласно данным, приведенным в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых, которые представлены в основном вскрышными, вмещающими породами и продуктами обогащения минерального сырья. При этом данные материалы являются ценным сырьем для строительных работ, рекультивации, приготовления строительных смесей и различных техногенных грунтов. Это относится также к таким отходам, как золошлаки от сжигания углей объектами энергетики.

Читайте также: