Вмятина на металле определение

Обновлено: 14.05.2024

Какие вмятины ремонтируются без покраски?

Технология беспокрасочного удаления подходит практически к любым вмятинам, на поверхности которых не нарушен слой лакокрасочного покрытия.

– Если удар или любое другое воздействие на металл привело к растрескиванию ЛКП, то, сами понимаете, после выравнивания трещина останется, – поясняет специалист СТО.

Также нередко бывает так, что при воздействии на кузов с образованием вмятины металл растягивается: фактически увеличивается площадь его поверхности в области вмятины. При ремонте по беспокрасочной технологии невозможно скомпенсировать или устранить появившуюся лишнюю площадь металла. Для ремонта таких вмятин приходится прибегать к методам кузовного ремонта, которые в любом случае заканчиваются окраской.

Кроме того существуют нюансы ремонта вмятин, которые образовались на перекрашенной поверхности кузова. В особенности если под новым незаводским слоем краски есть шпатлевка. Дело в том, что при воздействии на металл с целью удалить вмятину, неродной слой краски или шпатлевка может треснуть или отвалиться.

– В этом случае мы предупреждаем клиента о том, что, вероятно, краска или шпатлевка треснут. Тогда по согласованию с клиентом ремонтируем под окраску, максимально выравнивая металл, чтобы потом не пришлось выравнивать его еще более толстым слоем шпатлевки, – поясняет специалист. – В практике были случаи, что 300-микронная шпатлевка отрывалась, а бывало и так, что и 500-микронный слой держался. Все зависит от качества нанесенного слоя и эластичности шпатлевки.

Ремонтопригодность той или иной вмятины можно определить при визите на СТО «Нет вмятин» или же по фото, которое можно прислать специалистам на email. Более точный вердикт, конечно, выносится на месте. При этом мастер осматривает вмятину на очищенном от грязи кузове, при естественном свете или в свете специальной лампы. Также специалисты СТО «Нет вмятин» проводят замер толщины лакокрасочного слоя толщинометром, чтобы предупредить клиента обо всех нюансах ремонта и отметить для себя особенности ремонтируемой поверхности.

– Ремонту поддаются многие вмятины на любых частях кузова: дверях, капотах, крышах, порогах, а также на кантах, отформованных ребрах и на стойках крыши. Ремонтируются вмятины на стальных деталях, и на алюминиевых. Однако правка алюминия – более трудоемкая работа, – объясняет специалист.

Ремонт вмятин на алюминиевых деталях (на капоте, например), да еще и на кантах, тоже возможен, но займет больше времени.

Для удаления вмятин очень важно хорошо рассмотреть ее саму и работу применяемого инструмента. Для этого устанавливается специальная лампа, освещающая рабочую область. В редких случаях, когда ремонтируемая поверхность слишком матовая или была предварительно очищена до стали, не видно бликов и отражений, по которым можно рассмотреть вмятину и работу инструмента. И это сильно затрудняет работу по беспокрасочному удалению вмятины.

При удалении вмятин важно рассмотреть поверхность со всех сторон и ракурсов. Тут не обойтись без специальной подсветки. На фотоы вы видите одну и ту же вмятину, освещенную специальной лампой и рассмотренной с разных ракурсов.

Сколько времени занимает ремонт вмятины?

Если специалист ответил клиенту «Да» и готов приступить к выправлению вмятины, то работа займет минимум час. Максимальное время зависит и от размера вмятины, и от их количества. Легче всего ремонтируются градовые вмятины: обычно их не сопровождают вздутия и бугры на поверхности металла.

Если повреждение сложное, крупное (более 10 см по одной из сторон) и его удаление займет более часа, то при возможности деталь кузова снимают. Вмятины на дверях и капотах удобнее ремонтировать тогда, когда эта деталь лежит на столе. Тогда к ней можно подобраться с разных сторон, под разными углами. Кроме того, саму вмятину гораздо удобнее рассматривать и легче контролировать воздействие инструментом на металл.

Какой инструмент используется для беспокрасочного удаления вмятин?

Существует как минимум три технологии удаления вмятин без покраски и все они применяются на СТО «Нет вмятин». Первая, изобретенная в Германии (на заводе «Mercedes-Benz») это выправление вмятин специальными крючками.

Для качественного ремонта применяются оригинальные крючки от немецких и американских производителей.

– Этот крючок стоил около 180 у.е. (сейчас он дешевле), этот – 250 у.е. – рассказывает специалист, демонстрируя инструменты, применяемые для удаления вмятин. – Крючки специальные, изготовленные немецкой компанией Nussle. Они сделаны вручную из дамасской стали, поэтому они такие жесткие и прочные.

Интересно, что одинаковых крючков Nussle не бывает. Из-за ручного изготовления всегда немного отличается длина и угол изгиба.

Крючки применяются не для дергания, а для давления на вмятину изнутри. Крючки работают и как рычаг, и работают на скручивание. Есть несколько видов крючков, отличающихся по длине и по профилю. Например, есть крючки с плоскими прутьями – такими удобно подбираться ко вмятине между усилителем кузова и листом его облицовочной панели. Также есть специальные крючки, у которых регулируется положение рукоятки относительно прута. Ручка фиксируется в любом из 16 положений, благодаря чему удобно производить нажим на вмятину, которая образовалась, например, на поверхности двери.

С помощью крючка можно подобраться ко вмятине изнутри и постепенно ее удалять (выравнивать), надавливая на металл кончиком крючка.

Для ремонта несложных вмятин на двери обычно можно обойтись без ее демонтажа и снятия обшивки. Но в этом случае в обязательном порядке прибегают к защите стекла: его проклеивают малярной лентой и устанавливают защитный пластиковый экран. Если вмятина на двери сложная, то для качественного результата специалисты СТО «Нет вмятин» снимают дверь и снимают ее обшивку (дверную карту), чтобы иметь возможность удобно подобраться ко вмятине изнутри.

Несложные вмятины на дверях можно удалять без предварительного демонтажа самой двери и ее обшивки. Однако специалисты прибегают к мерам, направленным на защиту стекла от царапин, которые могут появиться при использовании крючка.

Крючками можно выровнять вмятины на бамперах. Тут процесс точно такой же: нужно воздействовать на вмятину изнутри. Но для придания пластику эластичности его в процессе выравнивания нагревают промышленным феном.

Специальный крючок для удаления вмятин, появившихся над усилителями кузовных элементов.

Ремонт грибками

Часто вмятины образуются на таких специфических поверхностях как стойки крыши, особенно по краям лобового стекла, и пороги. К вмятинам на этих частях едва ли возможно подобраться крючками. Тогда на помощь приходят «грибки» или «пистоны».

Суть технологии беспокрасочного удаления вмятин грибками заключается в том, что этот грибок приклеивается к поверхности вмятины, далее к нему подцепляется обратный молоток и происходит «выстукивание» вмятины. Клей, которым пользуются для фиксации грибка, затем снимается спиртовым растворителем и никаких следов на лакокрасочном покрытии не остается. Здесь снова стоит упомянуть о том, что такой ремонт едва ли применим к шпатлеванным поверхностям.

Грибки", или пистоны, временно приклеиваются к выравниваемой поверхности. Вмятина вытягивается "постукиваниями" обратным молотком.

– В любом случае вытягивание вмятин грибками – это довольно грубая работа, она далеко не всегда приводит к идеальному результату, – поясняет специалист СТО «Нет вмятин». – Иногда по возможности приходится доводить поверхность крючками. Грибки очень хороши для удаления градовых вмятин.

Блендинг

Часто вмятины, образующиеся на выпуклых поверхностях кузова, например, таких как передний край капота, бывают окружены буграми: своеобразными вздутиями, где металл поднялся и выгнулся при образовании вмятины. В этом случае необходимо прибегать к так называемому блендингу: осаживанию бугров, которое приводит и к удалению вмятины. При необходимости блендинг можно комбинировать с ремонтом крючками.

Осаживание выполняется специальными кернами из фторопласта: кончик керна приставляется к выпуклости, затем по керну наносится удар специальной палочкой – стемером. Такими постукиваниями бугры сгоняются ко вмятине.

Также важен опыт и квалификация. Нужно правильно рассмотреть вмятину, понять ее особенности и знать, с чего начать «подъем» металла. Человеку неопытному сразу хочется «отщелкнуть» вмятину одним нажатием. Опытный специалист начинает прощупывать крючком металл и вмятину, будто массируя ее. И удаляет ее постепенно. Тут важен опыт.

Для правильного и качественного удаления вмятин нужно иметь и правильный инструмент, и опыт.

Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин


PDR тех­но­ло­гия (Paintless dent repair / paintless dent removal) – бес­по­кра­соч­ный ремонт вмятины/беспокрасочное уда­ле­ние вмя­ти­ны, пред­став­ля­ет собой метод выправ­ле­ния незна­чи­тель­ных вмя­тин с кузо­ва авто­мо­би­ля. По-немец­ки эта тех­но­ло­гия назы­ва­ет­ся DOL — (Dellen Entfernung ohne Lackierung). При помо­щи PDR может быть отре­мон­ти­ро­ва­но мно­же­ство раз­но­вид­но­стей повре­жде­ний, при усло­вии, что крас­ка не повре­жде­на. PDR может при­ме­нять­ся как на сталь­ных, так и на алю­ми­ни­е­вых пане­лях кузо­ва. Самое часто устра­ня­е­мое повре­жде­ние при PDR – это вмя­ти­ны от гра­да, двер­ные вмя­ти­ны, мел­кие склад­ки на метал­ле, обшир­ные вмя­ти­ны и повре­ждён­ные рёб­ра жёст­ко­сти на пане­лях кузо­ва. Аме­ри­кан­ские про­фес­си­о­на­лы без­по­кра­соч­но­го ремон­та повре­жде­ний ино­гда назы­ва­ют эту тех­но­ло­гию PCR (Paintless Collision Repair — без­по­кра­соч­ный ремонт ава­рий­ных повре­жде­ний), так как речь ино­гда идёт не о про­стых вмя­ти­нах и при­хо­дит­ся без покрас­ки выправ­лять доста­точ­но слож­ные повре­жде­ния, кото­рые, на пер­вый взгляд, невоз­мож­но отре­мон­ти­ро­вать без пере­кра­ши­ва­ния детали.

Этот метод может исполь­зо­вать­ся и при выправ­ле­нии пане­лей кузо­ва перед покрас­кой, мини­ми­зи­руя при­ме­не­ние шпа­клёв­ки. Ино­гда может быть доста­точ­но слоя грун­та для окон­ча­тель­но­го выравнивания.

Пре­иму­ще­ства тех­но­ло­гии бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмятин:

  • Не тре­бу­ет­ся шпа­кле­ва­ния и перекраса
  • Не сто­ит так доро­го, как тра­ди­ци­он­ный кузов­ной ремонт
  • В боль­шин­стве слу­ча­ев, повре­жде­ние может быть быст­ро отремонтировано
  • Нет рис­ка несов­па­де­ния цве­та ремон­ти­ру­е­мой дета­ли, так как крас­ка оста­ёт­ся оригинальной
  • Ремонт может осу­ществ­лять­ся в обыч­ных условиях

Принципы PDR

Для при­ме­не­ния тех­но­ло­гии PDR металл дол­жен быть не рас­тя­нут и лако­кра­соч­ное покры­тие долж­но быть не повре­ждён­ным. Одна­ко есть тех­ни­ки, поз­во­ля­ю­щие решить про­бле­му даже неко­то­рой рас­тя­ну­то­сти металла.

Боль­шин­ство авто­мо­би­лей 1990‑х годов изго­тов­ле­ния и более совре­мен­ные име­ют эла­стич­ную крас­ку, кото­рая не трес­ка­ет­ся при мно­гих дефор­ма­ци­ях металла.

Жела­тель­но, что­бы вре­мя, от воз­ник­но­ве­ния вмя­ти­ны до её выправ­ле­ния, было ми­нимальным. Ста­рые вмя­ти­ны выдав­ли­ва­ют­ся труд­нее. Это свя­за­но с харак­те­ри­сти­кой меха­ни­че­ской памя­ти металла.

Отштам­по­ван­ный металл име­ет меха­ни­че­скую память (осо­бен­но выпук­лые места), а напря­же­ния, создан­ные внут­ри и вокруг вмя­ти­ны меша­ют его воз­вра­ту в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Може­те про­чи­тать ста­тью о вырав­ни­ва­нии кузо­ва, там опи­са­на тео­рия упру­гой и пла­сти­че­ской дефор­ма­ции метал­ла. Зада­ча спе­ци­а­ли­ста — уби­рать напря­же­ния и помо­гать метал­лу выправ­лять­ся. Визу­аль­ный кон­троль помо­га­ет опре­де­лить место нажа­тия или простукивания.

PDR исполь­зу­ет серию несиль­ных нажа­тий с обрат­ной сто­ро­ны повре­жде­ния, что­бы вер­нуть пер­во­на­чаль­ную фор­му. Не все повре­жде­ния мож­но убрать пол­но­стью, но опыт­ный спе­ци­а­лист может сде­лать даже доста­точ­но слож­ные повре­жде­ния незаметными.

При ремон­те по тех­но­ло­гии PDR :

  • ремон­ти­ру­е­мая панель долж­на быть жёст­ко закреплена
  • долж­но быть настро­е­но осве­ще­ние и отра­жа­ю­щая панель
  • дол­жен быть доступ к обрат­ной сто­роне повреждения
  • долж­на быть точ­ка опо­ры инструмента
  • важ­но все дей­ствия про­из­во­дить посте­пен­но и аккуратно

Нуж­но про­бо­вать выдав­ли­вать вмя­ти­ну в несколь­ких местах. Если пло­хо выправ­ля­ет­ся в одном месте, то нуж­но сме­нить зону нажи­ма. Глав­ное, что­бы не оста­ва­лось сле­дов от пере­дав­ли­ва­ния. Кон­тро­ли­ро­вать про­цесс помо­га­ет отра­же­ние полос от отра­жа­ю­щей панели.

При уда­ле­нии вмя­ти­ны PDR-инстру­мен­том, металл вокруг её кра­ёв мед­лен­но мас­си­ру­ет­ся и про­ис­хо­дит мед­лен­ное посте­пен­ное воз­вра­ще­ние метал­ла в его пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. При воз­дей­ствии с кра­ёв, вмя­ти­на ста­но­вит­ся мень­ше и посте­пен­но исчезает.

Освещение

Одним из самых важ­ных аспек­тов при уда­ле­нии вмя­ти­ны мето­дом PDR явля­ет­ся осве­ще­ние. Суще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных типов ламп и отра­жа­ю­щих пане­лей. Вли­я­ют пра­виль­ное рас­по­ло­же­ние и яркость и даже цвет осве­ще­ния (см. ста­тью “руко­вод­ство по осве­ще­нию pdr”).

Зада­ча визу­аль­но­го кон­тро­ля – наблю­дая за про­цес­сом, пол­но­стью выпра­вить вмя­ти­ну, что­бы её не было вид­но под любы­ми углами.

Осве­ще­ние и отра­жа­ю­щие пане­ли пока­зы­ва­ют струк­ту­ру вмя­ти­ны, поз­во­ляя масте­ру хоро­шо видеть углуб­лён­ные места и воз­вы­шен­но­сти, а так­же дви­же­ние метал­ла при надав­ли­ва­нии кон­чи­ком инстру­мен­та на панель. Визу­аль­ный кон­троль поз­во­ля­ет более точ­но воз­дей­ство­вать на вмятину.

Для осве­ще­ния жела­тель­но исполь­зо­вать боль­шую лам­пу, осо­бен­но, если повре­жде­ние обшир­ное. Для осве­ще­ния исполь­зу­ют­ся флу­о­рес­цент­ные или све­то­ди­од­ные лам­пы, а так­же отра­жа­ю­щие пане­ли, для луч­ше­го кон­тро­ля над дефор­ми­ро­ван­ным метал­лом в про­цес­се ремон­та. Важ­на каж­дая мель­чай­шая деталь.

Быва­ют, так­же, отра­жа­ю­щие пане­ли со встро­ен­ным освещением.


При­мер визу­а­ли­за­ции неров­но­стей при помо­щи отра­жа­ю­щей панели

Мож­но, так­же, рабо­тать при сол­неч­ном осве­ще­нии, исполь­зуя допол­ни­тель­но отра­жа­ю­щую панель.

Под­ни­мая свет выше, или ото­дви­гая даль­ше, Вы може­те луч­ше уви­деть струк­ту­ру вмятины.

В про­цес­се прав­ки более слож­но­го повре­жде­ния, при необ­хо­ди­мо­сти, осве­ще­ние мож­но настра­и­вать несколь­ко раз, что­бы было удоб­но визу­аль­но кон­тро­ли­ро­вать про­цесс выправления.

Неко­то­рые масте­ра дора­ба­ты­ва­ют лам­пы, что­бы учесть свои пред­по­чте­ния. К при­ме­ру, тём­ный свет или отра­жа­те­ли раз­ных цве­тов могут улуч­шить види­мость при ремон­те авто­мо­би­лей свет­лых оттен­ков. Неко­то­рые масте­ра даже наде­ва­ют сол­неч­ные очки при выправ­ле­нии вмя­ти­ны на белых маши­нах. Так им луч­ше вид­но кон­фи­гу­ра­цию вмятины.

Нуж­но уста­но­вить отра­жа­ю­щий экран под нуж­ным углом (обыч­но 90 гра­ду­сов к поверх­но­сти), что­бы поло­сы от него отра­жа­лись в зоне ремонта.

Мастер нахо­дит­ся сбо­ку и смот­рит на отра­же­ние полос от отра­жа­ю­ще­го экра­на в зоне повреждения.

Инструменты PDR

Инстру­мент с нуж­ным кон­чи­ком выби­ра­ет­ся в зави­си­мо­сти от кон­фи­гу­ра­ции вмя­ти­ны и пане­ли. Для началь­ной прак­ти­ки нуж­но при­ме­нять острую насад­ку. Так будет лег­че опре­де­лить место рас­по­ло­же­ние кон­чи­ка инстру­мен­та на обрат­ной сто­роне панели.

Инстру­мен­ты отли­ча­ют­ся раз­ме­ром, кон­фи­гу­ра­ци­ей изги­ба, тол­щи­ной и фор­мой нако­неч­ни­ка. Быва­ют инстру­мен­ты со смен­ны­ми нако­неч­ни­ка­ми. Инстру­мент с ост­рым кон­чи­ком пред­на­зна­чен для точеч­но­го воз­дей­ствия. Им удоб­но под­ни­мать малень­кие ямки, осо­бен­но на завер­ша­ю­щей ста­дии ремон­та. Инстру­мент с круг­лым кон­чи­ком воз­дей­ству­ет на более обшир­ные обла­сти и наи­бо­лее часто исполь­зу­ет­ся. То есть, чем боль­ше нако­неч­ник, тем на боль­шую зону он воз­дей­ству­ет. Изгиб инстру­мен­та вли­я­ет на силу созда­ва­е­мо­го давления.


Для более удоб­но­го и быст­ро­го досту­па мож­но исполь­зо­вать раз­ные инстру­мен­ты, раз­ных раз­ме­ров и форм. Как пра­ви­ло, у опыт­но­го масте­ра все­гда есть наи­бо­лее люби­мые инстру­мен­ты, кото­рые он часто исполь­зу­ет в рабо­те. Пони­ма­ние, какой инстру­мент для какой пане­ли и вмя­ти­ны выбрать, при­хо­дит с опы­том. Инстру­мент PDR тре­бу­ет упо­ра при рабо­те, нуж­но учи­ты­вать кон­фи­гу­ра­цию пане­ли для обес­пе­че­ния упо­ра и выби­рать нуж­ные места доступа.

Newly

Про­бой­ни­ки с раз­ны­ми кон­чи­ка­ми для оса­жи­ва­ния воз­вы­шен­но­стей металла

Нович­кам не сле­ду­ет акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на покуп­ке и изу­че­нии мно­жет­сва инстру­мен­тов. Нуж­но научить­ся вла­деть базо­вым набо­ром и, при необ­хо­ди­мо­сти, доку­пать новые.

Ино­гда, при необ­хо­ди­мо­сти, мож­но изго­то­вить инстру­мент нуж­ной кон­фи­гу­ра­ции или дора­бо­тать имеющийся.

Нуж­но уметь поме­щать инстру­мент внутрь пане­ли, что­бы добрать­ся до обрат­ной сто­ро­ны вмя­ти­ны и рас­по­ло­жить кон­чик инстру­мен­та в нуж­ном месте, не видя обрат­ной стороны.

Спе­ци­аль­ным про­бой­ни­ком уби­ра­ют­ся нако­лы (высту­пы) и ослаб­ля­ют­ся края вмятины.

Про­бой­ни­ки долж­ны иметь раз­ные нако­неч­ни­ки, для про­сту­ки­ва­ния раз­ных воз­вы­шен­но­стей. Фто­ро­пла­сто­вые про­бой­ни­ки спо­соб­ны сколь­зить по поверх­но­сти, не повре­ждая ЛКП.

Для кле­е­вой систе­мы суще­ству­ют раз­ные «гриб­ки», кото­рые при­ме­ня­ют­ся в раз­ных местах. Каки­ми-то луч­ше вытя­ги­вать центр вмя­ти­ны, дру­ги­ми края и рёб­ра жёсткости.

Стенд (стол) для работы со снятыми элементами

Стенд пред­став­ля­ет собой про­стую кон­струк­цию и может быть изго­тов­лен само­сто­я­тель­но. Его мож­но изго­то­вить как из метал­ла, так и из дере­ва. Опор­ные места стен­да, кото­рые будут кон­так­ти­ро­вать с пане­лью, долж­ны быть покры­ты рези­ной, что­бы ремон­ти­ру­е­мые дета­ли не цара­па­лись. Капот или дру­гую панель на стен­де нуж­но закрепить.


Стенд для капо­та или дру­гих пане­лей осо­бен­но удо­бен на началь­ном эта­пе обу­че­ния, что­бы научить­ся опре­де­лять рас­по­ло­же­ние кон­чи­ка при­ме­ня­е­мо­го PDR-инстру­мен­та. В любой момент мож­но загля­нуть под ремон­ти­ру­е­мую панель и сориентироваться.

Пре­иму­ще­ство рабо­ты с пане­лью на стен­де в том, что так лег­че настро­ить осве­ще­ние и улуч­ша­ет­ся визу­аль­ный контроль.

Обучение PDR

Буду­ще­му спе­ци­а­ли­сту PDR-тех­но­ло­гии жела­тель­но не иметь серьёз­ных про­блем со зре­ни­ем. Всё опи­ра­ет­ся на зри­тель­ный кон­троль над про­ис­хо­дя­щим про­цес­сом. Один из самых важ­ных аспек­тов при изу­че­нии PDR – это уме­ние «читать свет», уметь опре­де­лять гра­ни­цы вмя­ти­ны. Это ключ к кон­тро­лю над выправ­ле­ни­ем вмя­тин. Важ­но научить­ся интер­пре­ти­ро­вать, что отра­жа­ет­ся в лако­кра­соч­ном покры­тии. По нача­лу это непро­сто делать. Игно­ри­ры­ва­ние мель­чай­ших дета­лей в отра­же­нии отра­зит­ся на резуль­та­те ремон­та. Далее нуж­но раз­вить мышеч­но-зри­тель­ную коор­ди­на­цию с хоро­шей мото­ри­кой. Нуж­но учи­ты­вать каж­дый мил­ли­метр изме­не­ний в отра­же­нии при прав­ке вмятины.

Нуж­но научить­ся при­ме­нять раз­ный инстру­мент, соот­вет­ству­ю­щий обсто­я­тель­ствам ремонта.

Про­цесс обу­че­ния PDR-тех­но­ло­гии тре­бу­ет тер­пе­ния, вни­ма­тель­но­сти к дета­лям и не про­ща­ет спеш­ки. PDR-тех­но­ло­гия понра­вит­ся пер­фек­ци­а­ни­стам, кото­рые гото­вы дово­дить всё до иде­а­ла, не бро­сая дело на половине.

Важ­ным момен­том обу­че­ния явля­ет­ся обще­ние с про­фес­си­о­на­лом PDR и наблю­де­ние за его рабо­той. Важ­но полу­чить хоро­шую пра­виль­ную базу, что дела­ет­ся под руко­вод­ством хоро­ше­го спе­ци­а­ли­ста. Если изна­чаль­ная база зна­ний и навы­ков не пра­виль­ная, то, мно­го прак­ти­ку­ясь, нови­чок будет полу­чать непра­виль­ные навыки.

При обу­че­нии нуж­но сосре­до­то­чить­ся на пони­ма­нии про­цес­са и не торо­пить­ся, ско­рость при­дёт с опытом.

Один из навы­ков, необ­хо­ди­мых для выправ­ле­ния вмя­ти­ны при помо­щи тех­но­ло­гии PDR – это уме­ние добрать­ся до повре­жде­ния с обрат­ной стороны.

Пер­вое чему нуж­но научить­ся при изу­че­нии без­по­кра­соч­но­му уда­ле­нию вмя­тин – это посто­ян­но пони­мать, где нахо­дит­ся кон­чик PDR-инстру­мен­та. Нуж­но поста­рать­ся при­бли­зить кон­чик инстру­мен­та к вмя­тине и немно­го нада­вить кон­чи­ком на металл. Так будет понят­но, где нахо­дит­ся кон­чик в теку­щий момент. Для более точ­но­го при­бли­же­ния к цен­тру вмя­ти­ны, нуж­но, про­дол­жая надав­ли­вать кон­чи­ком на панель с обрат­ной сто­ро­ны, дви­гать инстру­мент к месту, где рас­по­ло­же­на вмя­ти­на. Таким обра­зом, кон­чик как бы сколь­зит к нуж­но­му месту и это визу­аль­но отра­жа­ет­ся на отра­же­нии лако­кра­соч­но­го покры­тия. Этот при­ём помо­жет на началь­ном эта­пе обу­че­ния, когда нет опы­та точ­но рас­по­ла­гать кон­чик инстру­мен­та. Сле­ду­ю­щее, что нуж­но уметь – опре­де­лить зоны, куда нуж­но надав­ли­вать кон­чи­ком инстру­мен­та и опре­де­лить опти­маль­ный метод надав­ли­ва­ния. Нуж­но так­же научить­ся оса­жи­вать воз­вы­шен­но­сти метал­ла до уров­ня общей плос­ко­сти. Нуж­но рас­счи­ты­вать поря­док дей­ствий в зави­си­мо­сти от харак­те­ри­стик и место­по­ло­же­ния повре­жде­ния. В рабо­те над повре­жде­ни­ем необ­хо­ди­мо раз­де­лять выправ­ле­ние вмя­ти­ны на этапы.

Каж­дая отдель­ная вмя­ти­на тре­бу­ет инди­ви­ду­аль­но­го подхода.

Как было напи­са­но выше, наи­бо­лее удоб­ный метод обу­че­ния – поло­жить ненуж­ный капот на стенд для ремон­ти­ру­е­мых пане­лей и про­бо­вать пере­дви­гать кон­чик PDR-инстру­мен­та и надав­ли­вать на металл, наблю­дая за про­цес­сом с обе­их сто­рон. Мож­но сде­лать плав­ную вмя­ти­ну на капо­те тупым пред­ме­том и тре­ни­ро­вать­ся её выправлять.

При рабо­те по тех­но­ло­гии PDR исполь­зу­ют­ся груп­пы мышц, кото­рые в повсе­днев­ной жиз­ни ред­ко задей­ство­ва­ны. Тре­бу­ет­ся коор­ди­на­ция дви­же­ния рук и зре­ния. PDR для успеш­но­го пони­ма­ния про­цес­са тре­бу­ет мно­же­ства само­сто­я­тель­ных проб и оши­бок. Тре­ни­ру­ясь на ненуж­ных пане­лях кузо­ва, нуж­но про­бо­вать надав­ли­вать и оса­жи­вать металл с раз­ным уси­ли­ем, что­бы понять «пове­де­ние» металла.

Хоро­шим под­спо­рьем для нович­ка PDR-тех­но­ло­гии явля­ют­ся зна­ния устрой­ства кузо­ва, а так­же пони­ма­ние харак­те­ри­стик листо­во­го метал­ла автомобилей.

PDR тре­бу­ет дли­тель­но­го осво­е­ния. Про­цесс обу­че­ния про­дол­жа­ет­ся во вре­мя прак­ти­ки, так как все повре­жде­ния тре­бу­ют инди­ви­ду­аль­но­го подхода.

Ещё раз сле­ду­ет отме­тить, что тер­пе­ние явля­ет­ся важ­ной состав­ля­ю­щей обу­че­ния и успеш­но­го при­ме­не­ния PDR-технологии.

В обу­че­нии и прак­ти­ке нуж­но про­дви­гать­ся мед­лен­но, не делать лиш­них уси­лий при рабо­те с метал­лом пане­лей кузо­ва. Нович­ки пыта­ют­ся ими­ти­ро­вать дви­же­ния жестян­щи­ков и пере­дав­ли­ва­ют или пере­сту­ки­ва­ют металл, что абсо­лют­но непра­виль­но и ведёт к посред­ствен­но­му резуль­та­ту. Нуж­но все дей­ствия делать посте­пен­но, делая мно­же­ство лёг­ких повто­ре­ний. Не нуж­но ста­рать­ся выпра­вить вмя­ти­ну или её часть за один раз.

На началь­ном эта­пе обу­че­ния доста­точ­но слож­но пол­но­стью завер­шить выправ­ле­ние, когда основ­ная часть вмя­ти­ны выправ­ле­на. Неболь­шое углуб­ле­ние может быть замет­но, толь­ко при исполь­зо­ва­нии «отра­жа­ю­ще­го экра­на», по неров­но­сти поло­сы, отра­жа­ю­щей­ся на лако­кра­соч­ном покры­тии в месте повреждения.

Доступ к обратной стороне панели

Для досту­па к обрат­ной сто­роне вмя­ти­ны может потре­бо­вать­ся снять неко­то­рые дета­ли авто­мо­би­ля, к при­ме­ру, зад­ние стоп-сиг­на­лы, дета­ли интерьера.

Ино­гда необ­хо­ди­мо про­свер­лить отвер­стие с боку пане­ли, для досту­па к нуж­но­му месту обрат­ной сто­ро­ны. Отвер­стие жела­тель­но делать как мож­но мень­ше­го раз­ме­ра и в местах, где его будет не вид­но или оно будет нор­маль­но смот­реть­ся, закры­тое заглуш­кой, как тех­но­ло­ги­че­ское отвер­стие. К при­ме­ру, про­свер­лив отвер­стие под уплот­ни­тель­ной резин­кой две­ри, его не будет видно.

Ино­гда, когда дру­го­го вари­ан­та нет, необ­хо­ди­мо про­свер­лить отвер­стие с боку пане­ли для досту­па к обрат­ной сто­роне вмя­ти­ны. Такой вари­ант могут при­ме­нять и для быст­ро­го устра­не­ния вмя­ти­ны, что­бы не делать лиш­них раз­бо­рок. Отвер­стие потом закры­ва­ют спе­ци­аль­ной заглушкой.

С появ­ле­ни­ем новых раз­но­об­раз­ных инстру­мен­тов и при­спо­соб­ле­ний свер­ле­ние отвер­стий, в боль­шин­стве слу­ча­ев, мож­но избежать.

Дефекты металлический изделий

Дефекты металлический изделий

Производство предметов из металла представляет собой сложный технологический цикл. Некоторые операции могут как исключаться из этой цепочки, так и проводиться повторно. В процессе обработки металл претерпевает изменения, на нем могут появляться изъяны. Далее вы узнаете, какие бывают дефекты металлических изделий, а также как их можно выявить.

Типы дефектов металлических изделий

Из-за дефектов ухудшаются физико-механические свойства металлов, такие как электропроводность, магнитная проницаемость, прочность, плотность, пластичность. Принято выделять изъяны тонкой структуры или атомарного масштаба, а именно дислокации, вакансии, пр., и более грубые. К последним относятся субмикроскопические трещины, появляющиеся на границах блоков кристалла и на его поверхности.

Еще более грубыми считаются микро- и макроскопические дефекты металлических изделий, предполагающие нарушение сплошности или однородности. Они появляются по двум причинам: из-за несовершенства используемой технологии и низкой технологичности многокомпонентных сплавов. Дело в том, что при работе с подобными сплавами необходимо особенно точно соблюдать режимы, установленные для всех этапов изготовления и обработки.

Типы дефектов металлических изделий

С точки зрения прикладного, технического понимания, дефектами называют отклонения от установленной нормы, при которых ухудшаются рабочие характеристики металла или металлического изделия, происходит снижение сортности или отбраковка продукции. Но нужно понимать, что не любой изъян металла распространяется на изделие. Если отклонения не влияют на работу металлической детали, они не воспринимаются в качестве недостатков.

Отклонения, признанные дефектами для изделий, эксплуатируемых в определенных условиях (допустим, при усталостном нагружении), могут не приниматься во внимание при других условиях работы (например, при статическом нагружении).

Литьевые дефекты металлических изделий

Сегодня в металлургии принято использовать несколько классификаций брака, получаемого при литье.

Дефекты делятся на типы по месту нахождения. Так, если брак выявлен внутри участка, его считают внутренним. Если же проблема проявилась при дальнейшей обработке, ее относят к внешнему браку.

VT-metall предлагает услуги:

Лазерная резка металла Гибка металла Порошковая покраска металла Сварочные работы

С точки зрения внешнего проявления, выделяют такие основные виды дефектов отливок, как пригар, при котором слой формовочных материалов, спекшихся с металлом, крепко присоединился к поверхности заготовки, и приливы, которые представляют собой отклонение размеров отливок от проекта в большую сторону.

Приливы делят на:

  • Заливы, которые образуются вдоль стыка частей формы. Причина их появления кроется в несоблюдении размеров моделей и плохом соединении элементов опок.
  • Подутость (распор) – возникает из-за давления расплава на рыхлую смесь.
  • Нарост, который появляется, когда поток расплава размывает форму при заливке.
  • Просечки (гребешки, заусенцы), образующиеся при затекании расплава в повреждения формы или стержня.

Литьевые дефекты металлических изделий

Нередко дефекты при литье проявляются в виде пороков поверхности. Сюда относятся:

  • Засоры. Массы зерен земли или шлаков. Эта проблема появляется из-за ошибок, допущенных при проектировании форм, непродуманного расположения литников, несоблюдения технологии складирования и перевозки.
  • Ужимины – образуются при сырой формовке, когда слой земли разрывается в месте конденсации жидкости и расплав заполняет образовавшуюся пустоту.
  • Спаи, или неслитины, возникают, когда происходит контакт между слоями охладившегося расплава. Поскольку не достигнута необходимая температура, потоки не могут правильно сплавиться.
  • Плены – появляются, когда окисляются легирующие добавки.
  • Морщинистость, или складчатость. Данный дефект выглядят как разнонаправленные складки на поверхности металлического изделия. Такой изъян связан со скоплением большого объема углерода в металле.
  • Выпот – провоцирует взрывообразное выделение скоплений графита, поэтому он похож на множество лопнувших пузырьков.
  • Корольки появляются и из-за разбрызгивания расплава при заливке. В этом случае шарик металла кристаллизуется отдельно от отливки, не соединяясь с ней.
  • Коробление отливки возникает по причине внутренних напряжений, провоцируемых неравномерным остыванием.

Также среди распространенных пороков литья стоит назвать трещины. Подобные дефекты металлических изделий также делятся на виды:

  • Горячие. Возникают, когда металл достигает температуры кристаллизации, обычно вызваны усадочным напряжением. Имеют неровные формы.
  • Холодные. Появляются при более низких температурах, чем горячие, при этом отличаются ровным, прямым профилем.
  • Межкристаллические. Образуются на металлических изделиях из легированных сталей в тех зонах, где имеются неметаллические включения.

Помимо прочего, нередко на предметах из металла появляются газовые дефекты:

  • Ситовидная пористость, то есть большое количество мелких пузырьков в теле детали.
  • Газовые раковины, которые представляют собой крупные каверны, возникшие после выхода и объединения мелких пузырьков.

Пластические дефекты металлических изделий

При отбраковке заготовок достаточно часто приходится сталкиваться с включениями инородных металлических или неметаллических тел, причем последние бывают различной величины, формы.

Надрыв представляет собой местные несквозные разрывы, находящиеся поперек или под углом к направлению обработки материла. Такие дефекты образуются из-за раскрытия внутренних несплошностей материала, а также несоблюдения норм, установленных для процесса обработки.

Сквозной разрыв отличается от предыдущего вида тем, что на металлическом изделии наблюдаются сквозные несплошности. Они образовываются при деформации плоской заготовки, имеющей неравномерную толщину, либо причиной появления сквозного разрыва могут стать вкатанные инородные тела.

Накол выглядит как несквозные единичные или групповые точечные углубления. Они появляются при использовании загрязненных смазочно-охлаждающих жидкостей, попадании на заготовку мелких металлических и инородных элементов. Еще одной причиной для образования накола могут стать выступы и налипшие частицы на валках.

Рекомендуем статьи по металлообработке

Вмятинами называют отдельные единичные углубления различных размеров, форм, имеющие пологие края. Вмятины появляются из-за повреждения металла в процессе производства, перевозки, хранения.

Забоина представляет собой углубление неправильной формы. Обычно такой дефект имеет острые края, поскольку появляется при ударе металлического изделия.

Пластические дефекты металлических изделий

Отпечаток – периодически повторяющиеся углубления, выступы, расположенные по всему металлическому изделию или на некоторых его участках. Отпечатки появляются под действием неровностей на прокатных и правильных валках.

Задир выглядит как широкое продольное углубление с неровным дном и краями. Причина его появления состоит в резком трении заготовки о детали оборудования, при помощи которого осуществляется обработка.

Риска – это продольное узкое углубление, дно которого может быть закругленным либо плоским. Образуется при царапании заготовки металлического изделия выступами на поверхности оборудования.

Царапина представляет собой углубление неправильной формы, имеющее произвольное направление. Появляется из-за механических повреждений, например, во время складирования, перевозки металлических изделий.

Потертостью называют нарушение блеска на отдельно взятом участке металлического изделия, а также скопление мелких разнонаправленных царапин. Такие дефекты появляются из-за трения металлических изделий между собой.

Налип появляется в результате прилипания к металлическому изделию частиц или слоя металла с инструмента.

Закат образуется за счет вдавливания в изделие частиц обрабатываемого металла, заусенцев, выступов и других дефектов, появившихся в процессе обработки.

Пережог проявляется в виде темных, оплавленных или окисленных пятен на металлическом изделии, которые образуются, если была превышена температура, время нагрева материала.

Расслоение выглядит как отделение слоя материала на торцах, кромках металлического изделия, заготовки. Причина для расслоения одна – изначально внутри металла были дефекты, такие как рыхлости, включения, внутренние разрывы, пережог.

Плена представляет собой расслоение, обычно имеет форму языка, идущего по направлению обработки и одним краем соединенного с основным металлом. Подобное расслоение появляется, если в металле изначально были надрывы, трещины, пузыри, либо при нагреве материала был допущен его пережог, оплавление.

Чешуйчатость представляет собой пластическую деформацию, вызванную пережогом или недостаточной пластичностью металла периферийной зоны. В соответствии с названием, такие разрывы на металлическом изделии больше всего похожи на чешую или сетку.

Рябизна

Рябизна выглядит как скопление углублений, появившихся на металлическом изделии во время проката или плавки.

Смятой поверхностью называют тип деформации, при котором на металлическом изделии появляются складки, изгибы, волны, при этом не вызывающие разрыва металла.

Излом представляет собой полосу поперек направления прокатки или под углом к нему. Изломы появляются из-за резкого перегиба в процессе сматывания, разматывания рулонов, либо при перекладке тонких листов.

Недотрав выглядит как пятна, полосы, появившиеся на металлическом изделии из-за неравномерного травления.

Перетрав – это местное или общее разъедание поверхности изделия, которое проявляется как точечные либо контурные углубления. Образуется, так же как и недотрав, при несоблюдении режима травления.

Пятна загрязнения могут иметь форму полос, натеков, разводов. Их оставляют на поверхности металлического изделия технологическая эмульсия, загрязненное масло, мазут.

Коррозионные пятна могут быть светлыми или темными, обычно имеют шероховатую текстуру, так как появляются под действием коррозии.

Цвета побежалости проявляются в виде окисленных участков, то есть пятен и полос различной окраски и формы. Такие пятна отличаются гладкой поверхностью, так как проявляются при нарушении норм термической обработки и травления.

Кольцеватость характерна только для круглых металлических заготовок – на их поверхности появляются повторяющиеся кольцеобразные выступы, углубления. Виной тому пластическая деформация, плавка.

Следы плавки несколько похожи на кольцеватость, они выглядят как повторяющиеся светлые и темные полосы. Однако в данном случае полосы идут по заготовке в любом направлении: могут быть продольными, поперечными либо спиралеобразными. Образуются при плавке.

Омеднение проявляется как покраснение некоторых участков поверхности металлического изделия. Такие пятна образуются после контактного выделения меди, что связано с нарушением режимов термической обработки и травления.

Серповидность полос и лент – это отклонение формы металлического изделия от поверочной линейки. Такой дефект измеряют в миллиметрах на метр длины полуфабриката.

Овальностью называют отклонение поперечного сечения изделия от формы круга. Если с – максимальный, d – минимальный и т – средний диаметр сечения, то по формуле c - d/m × 100 можно рассчитать отклонение от идеальной формы в процентах.

Разностенность – несовпадение толщины стенки по длине трубы с номинальной толщиной либо разница в толщине заготовки по ее площади.

Разнотолщинность – отклонение толщины плоского изделия по длине и ширине от установленных параметров либо разница толщины стенки вдоль длины металлической трубы.

Фестонистость представляет собой появление выступов по краю металлического изделия при глубокой штамповке листов и лент. Направление выступов соответствует направлению оси прокатки.

Способы обнаружения дефектов металлических изделий

Способы обнаружения дефектов металлических изделий

Существует несколько уровней исследования, которые используются для разных глубин и размеров дефектов:

  1. Субмикроскопическое исследование.
  2. Микроанализ.
  3. Макроанализ.

Под дефектами кристаллического строения металлов принято понимать отклонения от структуры идеального, то есть бездефектного, кристалла.

Дефекты кристаллической структуры делят на типы в соответствии с их формой и размерами:

  • Дислокации, то есть отсутствие полуплоскости кристаллической решетки.
  • Вакансии или пустоты в узлах кристаллической решетки.
  • Атомы внедрения, предполагающие присутствие в решетке дополнительных атомов между узлами.
  • Атомы замещения, то есть атомы другого элемента, находящиеся в узлах кристаллической решетки обрабатываемого металла.

1. Субмикроскопическое исследование.

Цель его состоит в выявлении дефектов на границах кристаллов или зерен. Дело в том, что из-за неравномерности кристаллизации или недостаточного питания зародышей жидким раствором появляются тонкие прослойки между блоками кристаллов. Либо причина может скрываться в выделении на поверхности кристаллов твердой фазы нерастворимых соединений и элементов. Так, фосфор и целый ряд тугоплавких металлов не способны образовывать соединения с железом в сталях, поэтому они откладываются на границах зерен.

В число субмикроскопических дефектов входят сколы в стали 38Х2МЮА. Причина их появления проста: во время легирования стали алюминием по границам зерен выделяются локальные плоскости, которые и становятся слабым местом металла во время дальнейшей обработки.

2. Микроанализ.

При подобном исследовании для выявления дефектов используют микроскопы с увеличением более 100 крат. Именно микроанализ применяется чаще всего при поиске литейных дефектов. Этот метод позволяет определить балл зерна, наличие и количество включений неметаллической природы, меди, серы и фосфора, структуру металла.

От доли углерода и легирующих элементов, содержащихся в стали, зависит, какие твердые фазы выделятся при кристаллизации. Отметим, что данные стадии имеют различную прочность, твердость и пластичность. В стойких к коррозии марках стали при разных температурных режимах охлаждения формируются фазы аустенита, мартенсита или ледобурита.

Также к ключевым характеристикам, определяющим качество металла, относится балл зерна. Дело в том, что при снижении данного показателя повышается пластичность металла, но снижается его прочность. Однако легирование карбидообразователями или тугоплавкими материалами позволяет добиться упрочнения стали, сохраняя при этом ее изначальную пластичность.

Одним из главных направлений исследования микроанализа считается определение доли вредных примесей и неметаллических включений (в процентах). Чаще всего роль вредной примеси играют сера и фосфор, из-за которых сталь приобретает такие свойства, как красноломкость и хладноломкость.

Чтобы металл мог применяться для производства изделий, доля этих двух элементов должна укладываться в установленные нормы. Благодаря контролю неметаллических включений удается установить содержание в стали оксидов, сульфидов, нитридов и других соединений. Отметим, что такие примеси могут влиять на металл как положительным, так и отрицательным образом.

3. Макроанализ.

Данный способ изучения представляет собой визуальное выявление дефектов металлических изделий, иными словами, с его помощью поверхность рассматривается при увеличении до 30 крат. Такое исследование позволяет обнаружить крупные дефекты поверхности или глубинных слоев металла. Нужно понимать, что макроскопические изъяны могут образовываться на любом этапе производства металлического изделия – от выплавки и до хранения. Чаще всего после выявления подобных деформаций металл забраковывают или возвращают на доработку.

Почему следует обращаться именно к нам

Мы с уважением относимся ко всем клиентам и одинаково скрупулезно выполняем задания любого объема.

Наши производственные мощности позволяют обрабатывать различные материалы:

  • цветные металлы;
  • чугун;
  • нержавеющую сталь.

При выполнении заказа наши специалисты применяют все известные способы механической обработки металла. Современное оборудование последнего поколения дает возможность добиваться максимального соответствия изначальным чертежам.

Для того чтобы приблизить заготовку к предъявленному заказчиком эскизу, наши специалисты используют универсальное оборудование, предназначенное для ювелирной заточки инструмента для особо сложных операций. В наших производственных цехах металл становится пластичным материалом, из которого можно выполнить любую заготовку.

Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ими ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.

Благодаря опыту наших мастеров на выходе получается образцовое изделие, отвечающее самым взыскательным требованиям. При этом мы отталкиваемся от мощной материальной базы и ориентируемся на инновационные технологические наработки.

Мы работаем с заказчиками со всех регионов России. Если вы хотите сделать заказ на металлообработку, наши менеджеры готовы выслушать все условия. В случае необходимости клиенту предоставляется бесплатная профильная консультация.

6 2

Тонколистовой металл с защитно-декоративным полимерным покрытием на основе ПВДФ, полиэстера или других материалов обладает целым рядом эксплуатационных преимуществ. Но наряду с очевидными достоинствами у этого материала есть одна неприятная особенность — из-за малой толщины металл подвержен появлению вмятин. Вмятины на металле не только ухудшают его внешний вид, но и становятся причиной постепенного отслоения защитного покрытия от стальной основы — потому нужно избегать их появления, а при обнаружении исправлять как можно быстрее.

Причины появления вмятин

Вмятины на металлических изделиях — деталях заборов или оград, потолочных панелях, фасадных кассетах и т.д. — появляются при различных воздействиях:

  • Самая распространенная причина — ударное точечное воздействие. При этом металл деформируется в месте приложения силы, и после исчезновения воздействия не выравнивается обратно. Ударные вмятины образуются при попытках несанкционированного проникновения, воздействии града (особенно крупного), при неаккуратной эксплуатации или монтаже металлических деталей.
  • Вторая по распространенности причина появления вмятин — деформация при изгибе. Эта проблема характерна для длинномерных деталей — реек или ламелей. При неправильной транспортировке, складировании или монтаже нагрузка на края детали без фиксации центральной части приводит к появлению вмятины.

7 1

  • Наконец, вмятины возникают при весовых нагрузках, которые не компенсируются ребрами жёсткости. Основная причина — нарушение правил складирования или монтажа: при соблюдении всех стандартов детали не должны сминаться, но это справедливо только для достаточно качественных изделий.

Виды повреждений

Вмятины на металле бывают разными. Автомобилисты это хорошо знают, а вот владельцам заборов из металла или зданий с металлической отделкой — внутренней или наружной — стоит более подробно разобраться в отличиях таких повреждений:

5 2

  • Небольшие вмятины, которые сопровождаются только деформацией металлической основы, наименее опасны. До определенного момента их можно даже игнорировать, но желательно их все же выровнять — иначе со временем в повреждённом месте начнется отслоение защитно-декоративного покрытия.
  • Для более крупных вмятин характерна не только деформация металла, но и его растяжение. Поведение детали в этом случае сложнее для прогнозирования и зависит в первую очередь от степени растяжения металла. При незначительной линейной деформации вероятность отслоения защитного покрытия будет невелика, при сильном растяжении — почти со 100% вероятностью образуются области слабого контакта ЛКП с металлом.
  • Наиболее опасны вмятины с острыми краями и видимыми повреждениями защитно-декоративного полимерного покрытия до основания (сминание + ударная нагрузка). Повреждение полимерного слоя почти сразу приводит к началу коррозионных процессов, а на острых краях вмятины образуются изломы, которые значительно снижают прочность металла даже после выравнивания.

4 2

Исправление вмятин с сохранением краски

Технология восстановления вмятины на металле зависит от толщины основания, сохранности полимерного покрытия и характера самого повреждения. Могут использоваться такие методики:

3 2

  • Также на тонколистовом металле можно использовать приемы, используемые при выравнивании автомобильных деталей. В этом случае вмятина на ограждении или металлической панели обшивки выравнивается с помощью мощной присоски или (при отсутствии инструментов) нескольких слоев скотча.
  • Механическое выравнивание применяют в том случае, если другие методики не помогают. Для этого желательно использовать специальные молотки с мягкими насадками. Таким молотком вмятина аккуратно обстукивается с тыльной стороны, причем при выравнивании ее краев удары наносятся достаточно сильно, а при выправлении центральной части действовать нужно максимально аккуратно — сильный удар по растянутому металлу часто приводит к появлению выпуклости.

2 2

Обратите внимание! При механическом выравнивании желательно прогреть металл для частичного (пусть и незначительного) отпуска. Также с лицевой стороны детали устанавливается плотная, но не слишком жёсткая подпорка — она предотвратит обратную деформацию с появлением бугров и облегчит получение идеально ровной поверхности.

Стоит иметь в виду, что даже при успешном выравнивании вмятины лакокрасочное покрытие на этом участке может пострадать. Потому через некоторое время нужно обследовать отреставрированный участок для выявления потенциальных проблем.

22

Окрашивание после исправления вмятины

Иногда восстановить форму металлической ламели, рейки, кассеты или панели с сохранением защитно-декоративного полимерного покрытия не получается — или покрытие повреждается изначально. В этом случае высокая вероятность коррозии, которая также усугубляется микроскопическими повреждениями металла, которые затрагивают не только полимер, но и цинковый слой.

В этом случае возможна реставрация поврежденного участка. Для этого:

  • Отслоившееся полимерное покрытие удаляют (возможно применение прогрева промышленным феном).
  • Поверхности тщательно зачищаются абразивом для удаления окислов и следов коррозии.
  • На повреждённый участок наносится грунтовка для металла с противокоррозионными компонентами.
  • Выполняется окрашивание в несколько слоев, при этом краску подбирают с таким расчетом, чтобы она максимально совпадала с оттенком детали.

1 2

Стоит иметь в виду, что это — компромиссный метод, который допустим только при устранении вмятин на металлических конструкциях с невысокими требованиями к внешнему виду. В остальных случаях целесообразной будет замена деталей, потому что точно «попасть в цвет» при восстановлении порождённого участка очень сложно.

Совет! Можно применить небольшую хитрость. Отреставрированная деталь демонтируется и устанавливается на место целой детали, которая находится в углу, у стены или на задней части фасада — в общем, лишь бы не на виду. А снятая с этого места целая деталь ставится на место отреставрированной. Такая замена возможна не всегда, но она оправдана, если нужно срочно восстановить внешний вид поверхности, постоянно находящейся перед глазами.

Что влияет на сохранность металла при исправлении вмятин?

Даже при максимально аккуратном и профессиональном исправлении вмятин уменьшается и прочность металлической детали, и ее долговечность — сцепление металла с декоративным покрытием все равно уменьшится, а значит, металлическая основа раньше начнет ржаветь. Потому, принимая решение о целесообразности ремонта (или целесообразности полной замены поврежденного элемента), нужно учитывать:

  • Изначальную толщину металла. Чем толще металл, тем реже на нем появляются вмятины. Кроме того, толстый металл обладает собственной прочностью, потому при восстановлении механические характеристики основания будут достаточными для того, чтобы ламель или фасадная кассета выполняли свои функции.
  • Качество полимерного покрытия.Чем выше адгезия защитного полимера с металлом, тем ниже вероятность отслоения.
  • Наличие ребер жесткости. Сами по себе ребра обеспечивают защиту от сминания. Кроме того, при соблюдении правил реставрации ребро жесткости может предотвратить повторную деформацию ослабленного металла в том же месте.

Все это — аргументы в пользу выбора качественных деталей, при производстве которых использовалось сырье с хорошими эксплуатационными показателями, и строго соблюдалась технология. Для таких конструкций как фасадная обшивка, потолочная отделка или ограждение восстановление вмятин нежелательно, потому что прочность детали будет снижена. Но если речь идёт об изделиях завода “Мехбуд” (толстый металл с минимальной разнотолщинностью, качественная оцинковка и полимерная обработка, ребра жёсткости на всех нагруженных элементах) — то исправление вмятин будет вполне допустимым, а восстановленные части конструкции исправно прослужат в течение всего срока эксплуатации.

Квалифицированный, профессиональный эксперт по ограждениям с многолетним опытом работы. Предоставление квалифицированной консультации в вопросе подбора дизайна и модели забора . Разработка проекта.

Читайте также: