Вопросы и ответы о металле

Обновлено: 17.05.2024

Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.

Оборудование и материалы: доска, карточки.

Ход мероприятия

- Добрый день, юные химики! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Приглашаем всех на викторину «Мир металлов». Надеемся, что вы будете активными её участниками. Итак, устраиваемся поудобнее, викторина начинается. Представляем жюри, которое будет оценивать работу.

В – 1

Земные недра раздираю,
Металл блестящий извлекаю
На украшение твоё
А.Н. Радищев.

Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Посмотрите на Периодическую систему химических элементов: из них свыше 80 относится к металлам, и каждый металл по своему удивителен и интересен.

В – 2 Предлагаем знатокам ответить на следующие вопросы:

  • Если вы варили в алюминиевой кастрюле борщ или компот, то, после она на какое – то время остается светлой и блестящей. Почему?
    (Соли и органические кислоты, содержащие в овощах, ягодах и фруктах, разрушают оксидную пленку на поверхности алюминия).
  • Когда и кем была отлита знаменитая бронзовая царь – пушка?
    (1586 г. Мастером Андреем Чоховым)
  • Почему некоторые периоды истории человечества называют бронзовым веком, железным веком?
    (Бронзовый век – период, когда основным металлом изготовления орудий труда была бронза. Железный век – период, когда основные орудия труда делали из железа).
  • Как можно вернуть блеск позолоченным изделиям?
    (Протереть их разрезанной луковицей, затем отполировать мягкой суконкой).

В – 2 А теперь мы будем выяснять, какой металл – самый, самый. Я называю свойство, а выбираете правильный вариант. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Ковкий – Li, Ca, Au (Золото).
  2. Тугоплавкий – W, Mg, Zn ( Вольфрам)
  3. Тяжелый - Рубидий, Цезий, Осмий (Осмий).
  4. Тепло – и электропроводный – Никель, Серебро, Свиней (Серебро).
  5. Твердый – Хром, Cu, Mn (Хром)
  6. Легкоплавкий - Pt, Ag, Li (Ртуть)
  7. Легкий - K, франций, Li (Литий).
  8. Блестящий - Au, Hg, Cu (Серебро).

В – 1 Все ли металлы похожи и чем они отличаются? В этом мы разберемся, ответив на следующие вопросы:

  • Что такое металлы?
    (Металлы – химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью).
  • Какие металлы называют черными, а какие цветными?
    (Черные металлы – железо и его сплавы, цветные - алюминий, медь, свинец, цинк, олово, серебро).
  • Какие металлы называют микроэлементами?
    (Металлы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в низких концентрациях - железо, кальций, натрий, магний, медь, алюминий, цинк, молибден, кобальт, и д.р.).
  • Какие металлы называют легкими и тяжелыми?
    (Металлы плотностью меньше 5 г/см3 называют легкими, больше 5 г/см3 - тяжелыми).

В – 2 Вспомните пословицы, в которых упоминаются металлы. За каждую названную пословицу – 1 балл.

  • Железо, золото. (Куй железо, пока горячо. Не все золото, что блестит).
  • Серебро, железо. (Слово серебро, молчание – золото. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает).

В – 1 Пришло время «поломать» головы над головоломками. За правильный ответ – 1 балл.

    1. Замените предпоследнюю букву в названии слова, обозначающего «изготовленный способ лития» и получите название металла.
      (Литой – литий).
    1. Прибавьте к названию человека, который владеет тайнами магии, три буквы в конце слова и получите название мягкого, легкого, серебристо – белого металла, который дает ярко – белое свечение при горении.
      (Маг – магний).
    1. Зачеркните последнюю букву в названии реки в Японии и получите название твердого, светло – серого, блестящего металла.
      (Хрома – хром).
    1. Назовите металл серебристо – белого цвета и город в Днепропетровской области.
      (Марганец).
    1. Измените последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны, и получите название серебристо – белого металла, который является главной составляющей частью чугуна и стали.
      (Железа – железо).
    1. Как превратить слово «вол» в тугоплавкий металл серебристого цвета?
      (Вол – вольфрам).
    1. Переставьте буквы в названии города Куйбышевской области и получите название серебристо – белого тугоплавкого металла, широко употребляемого в технике.
      (г. Кинель - никель).
    1. Как можно превратить слово «февраль» в сплав, состоящий из железа, хрома и алюминия?
      (февраль – фехраль).
    1. Как превратить слово «бал» в твердый серебристо – белый металл с красноватым отливом?
      (бал – кобальт).
    1. Название какого всадника связано с металлом красновато – желтого цвета?
      (Медный всадник).
    1. Замените предпоследнюю букву в названии вида искусства, объединяющего выступление клоунов, акробатов, и получите название ковкого металла синевато – белого цвета.
      (Цирк – цинк).
    1. Добавьте к названию царского кресла одну букву впереди и три – в конце слова и получите название легкого, серебристо – белого металла.
      (Трон – стронций).
    1. Измените в названии средиземноморского вечнозеленого дерева одну букву в середине и одну – в конце слова и узнаете название мягкого ковкого серебристо – белого металла.
      (Олива – олово).
    1. Прибавьте к названию единицы измерения давления две буквы в конце слова и получите название мягкого металла серебристого цвета.
      (Бар – барий).
    1. Уберите три буквы в середине названия хищного млекопитающего с длиной шерстью и толстыми лапами и получите название вязкого и ковкого металла красновато – желтого цвета.
      (медведь – медь).

- Подведение итогов викторины.

- Д/з Подготовьте короткий интересный рассказ о металлах.

Li, Na, A1, К, Fe, Co, Ni, Zn, Ga, Ag, Sn, Cs, Та, W, Os, Pt, Au, Pb, Hg

1) Этот металл самый распространенный в земной коре, но из руды его выделили толь­ко примерно 150 лет назад, и в течение по­следующих 60 лет он был большой редко­стью и ценился дороже золота. В 1854 г. стои­мость 1 кг этого металла составляла 1200 рублей (в 270 раз дороже серебра), а в 1899 г. — 1 рубль. Также известно, что у на­следника русского царя была погремушка, сделанная из этого металла. (Аl)

2)Долгое время считали, что этого метал­ла очень мало в природе. С созданием спек­троскопа появилась возможность обнаружи­вать присутствие ничтожно малых количеств вещества. И вот тогда этот металл стали на­ходить в самых неожиданных местах: в гра­ните, соленой воде Атлантического океана, чае, молоке, табачной золе и даже в челове­ческой крови. Этот металл самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его. (Li)

3)Этот металл используют при изготовле­нии электрических контактов, а его оксид применяют при лечении артритов. Он обла­дает самой высокой плотностью, т. е. он са­мый тяжелый. (Os)

4) Этот металл используют для борьбы с коррозией, так как он не взаимодействует с кислотами и щелочами. Например, на заво­дах, производящих соляную кислоту, аппа­ратура, изготовленная из этого металла, слу­жит 20-25 лет. Этот металл используется и в хирургии для замены костей, например из него изготавливают черепные пластинки, поэтому его иногда называют металлом хирургов. (Та)

5)С этим металлом связано происхожде­ние некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бру­ски этого металла. Если тот или иной пред­мет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стра­не. Латинское название этого металла носит одно из государств в Южной Америке. Этот металл применяется в фотографии, для по­лучения зеркальных поверхностей. (Ag)

6) Этот металл обладает любопытными свойствами: плавится от тепла ладони, вос­пламеняется на воздухе, взрывается при со­прикосновении с водой, бурно реагирует со многими веществами. Химики используют эти качества. Так, при создании вакуума в приборах в них вводят небольшой кусочек этого металла, и он мгновенно поглощает остатки воздуха, которые нельзя было выка­чать насосом. (Cs)

7) Этот металл используют в производст­ве различных физических приборов, взрыв­чатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморо­зить воду. (Hg)

8)Этот металл входит в состав типограф­ского сплава, его оксид используют как до­бавку при производстве хрустального стек­ла, главные потребители этого металла — аккумуляторная и кабельная промышлен­ность. Кроме того, его используют для защи­ты от рентгеновского излучения. (Рb)

9)Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проде­лок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квар­тал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуа­рами, на которых толпились негры, вышед­шие погреться на солнышке. Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все ос­тальные, вместе взятые, пробасил: «Спасай­ся кто может! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дья­вол умеет это делать!» Какой металл упомя­нут в рассказе? (Na)

Конкурс-викторина по химии "Металлы" (9 класс)

Проведение игр является одной из форм внеурочной работы по химии. Участие студентов в подготовке к мероприятию и в самой игре повышает мотивацию, способствует всестороннему развитию учащихся, вырабатывает самостоятельность и ответственность.

Актуализация знаний по дисциплине и развитие учебных умений

Формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС:

· Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

· Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

· Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития

· Использовать информационно-коммуникационные технологии.

· Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

· Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий, за работу членов команды.

Во время подготовки и проведения игры происходит применение предметных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни,

- применение химических знаний в нестандартных условиях, для разрешения вопросов из истории, биологии, литературы и т. д.

- работа по обеспечению внутри- и межпредметной интеграции знаний,

Внеурочные мероприятия создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся во всем их многообразии, дают возможность существенно расширить и конкретизировать знания студентов, помогают решать воспитательные задачи.

Являясь важной составной частью работы преподавателя, внеурочная работа по химии помогает успешно решать педагогические задачи обучения и воспитания при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе уроков с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время. Внеурочная работа должна вызывать интерес у студентов, увлекать их различными видами деятельности. Во внеурочную работу необходимо вовлекать как учащихся, интересующихся химией, так и тех, кто не имеет к ней еще устойчивого интереса. В соответствии со склонностями студента подбираются различные виды работ. Начало внеурочной работе должно быть положено на уроках химии. Принцип единства урочной и внеурочной работы – важнейший принцип учебно-воспитательного процесса.

Металлы отверзают недро земное к плодородию;

металлы служат нам для пропитания нашего;

металлы облегчают купечество удобною к сему монетою.

И кратко сказать, ни едино художество,

ни едино ремесло простое

употребление металлов миновать не может.

Игра проходит в два этапа

1. Подготовительный этап.

2. Соревнование команд (два тура).

На подготовительном этапе преподаватель в учебных группах объявляет план мероприятий.

К запланированной дате игры каждая учебная группа должна подготовить: команду участников, выбрать металл для представления, разработать сценарий представления, включая компьютерную презентацию-характеристику выбранного металла по плану: строение, свойства, получение, применение. Задачи преподавателя – вызвать у учащихся стремление проявить свои способности, разбудить любознательность, дать первые импульсы к поиску дополнительной информации, желание реализовать свои возможности. А так же контролировать и направлять процесс подготовки

Для проведения соревнования необходимо подготовить помещение: подготовить места для команд, жюри и ведущих, установить аппаратуру для демонстрации презентаций.

Жюри оценивает:

- Уровень выступления группы, учитывая содержание, изобразительное и художественное исполнение;

- Качество электронной презентации, учитывая соответствие плану характеристики

- Правильность и находчивость при ответах на вопросы.

Членами жюри могут быть как преподаватели, так и студенты старших курсов. Система оценки продумывается заранее с учетом особенностей параллели студентов первого курса.

Для того, чтобы игра была интересной, форма проведения каждого из туров викторины различна. Желательно музыкальное(звуковое) сопровождение, применение различного реквизита. Максимум творчества!

I тур

В первом туре команды представляют выбранный металл. К этому туру участники готовились заранее.

II тур

Вопросы второго тура демонстрируются в форме презентации и сопровождаются комментарием ведущих. На ответ отводится по одной минуте.

Пока жюри подводит итоги, ведущие задают вопросы зрителям из области химических курьезов. (Верите ли Вы?)

Вопросы викторины МЕТАЛЛЫ

1. Некоторые металлы называются "благородными".Почему они носят такое название?

2. Оксиды и гидроксиды алюминия и некоторых других металлов могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. Каким красивым словом называется такое двуликое поведение?

3. Химический состав человеческого организма сложен и разнообразен. В его состав входят и химические элементы – металлы.Атомов какого металла в человеческом организме больше всего?

4. Вы видите изображение под микроскопом одного хорошо известного вам вещества. Различимы микроскопические раковины. Назовите это вещество и напишите химическую формулу

5. Вы видите архитектурные шедевры. Каркас купола Казанского собора и Эйфелева башня созданы из одного металла.О каком металле идет речь?

6. Вы видите символическое изображение “лев, пожирающий солнце”. Так алхимики изображали одно из химических взаимодействий. Солнце здесь – символ золота. Какое вещество символизирует лев?

7. Вы видите чайник, который неоднократно использовался, но в нем, как и в другом в нашей местности нет накипи, но есть рыжий налёт. А) почему в наших чайниках нет накипи? Б)что это за рыжий налёт?

8. Ионы какого металла придают красный цвет и этому раствору и настоящей крови?

9. Вы видите прекрасное произведение архитектуры – решётку Летнего сада. Какая связь между решёткой и “свинским” железом?

10. Вы видите красивое природное образование. Это скелет морских организмов – кораллов. Какой “живой” металл содержат живые организмы?

Вопросы и ответы викторины МЕТАЛЛЫ

Ответ: Потому что не вступают в химические реакции с большинством веществ (не окисляются)

Ответ: амфотерность

Ответ: Кальция( Ca ) в организме взрослого человека более 2 кг. В основном кальций входит в состав костной ткани.

Ответ: Вещество – мел, основной его компонент – карбонат кальция СаСО3

Ответ: О железе.

Ответ: “ Царскую водку” – смесь концентрированных соляной и азотной кислот, растворяющую золото.

Ответ: А) потому что вода в Неве мягкая. Б) это соединения железа.

Ответ: Ионы железа

Ответ: Она сделана из чугуна, который в Англии называют “свинским” железом. Считалось, что чугун – непригодный продукт.

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру - соревнование, как форму урока.

Задачи урока:

- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;

- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

- углубить представление о многообразии металлов;

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, минералы,

CuSO4NaOH, H2SO4 FeCl3 Al, HCl, Zn, ZnCl2, Na2CO3 KCl, LiCl, CuCl2, CaSO4 BaCl2, спиртовка, спички, держатель, пробирки, фарфоровые чашечки, спирт.

Тип урока : контрольно-обобщающий.

Методы обучения: частично –поисковый, проблемный.

Форма проведения урока : игра- викторина .

Эпиграф урока: “Чтобы победить - надо знать, уметь и думать”.

1. Ор ганизационный момент:

( объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

сообщает тему урока, цель, задачи, форму проведения урока;

предлагает создать группы;

представляет членов жюри.

Операционно-исполнительский этап

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: начинаем 1 конкурс в викторине «Разминка»

Конкурс “Разминка”

(Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ один балл.)

1.Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

6.Самый твердый металл. (Хром)

7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

8. Самый тяжелый металл (Осмий)

9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

10.Металл- жидкость. ( Ртуть)

11. Самый используемый металл в мире. (Железо)

12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)

19.Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра, платины)

20.Самый пластичный металл. (Золото).

21. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

2 . Загадки:

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

3 . Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

в) Феррумный характер.(Железный характер.)

г) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

4 . Конкурс “Угадай - ка”

1. Найти среди минералов

Боксит, Гематит, Магнетит, Свинцовый блеск с цинковой обманкой, Магнезит, Лимонит.

2 . Определить соль какого металла находится в данной чашечке по цвету пламени.

(Демонстрация опытов)

(Na -окрашивает пламя в желтый цвет.

Cu -окрашивает пламя в сине-зеленый цвет

Ca -окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Ba -окрашивает пламя в желто-зеленый цвет

Li -окрашивает пламя в розово-красный цвет

K -окрашивает пламя в фиолетовый (через кобальтовое стекло)

5.Конкурс “ Экспериментальный”

Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);

2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):

(за правильный ответ 5 баллов)

4. Через 10 минут отчет сдать членам жюри

3. Рефлексивно-оценочный этап

1. Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса -викторины )

2. Награждение победителей

4. Подведение итогов

Учитель задает вопросы учащимся:

- Выполнили ли мы все поставленные задачи? (Слайд №1).

- На сколько активно работал каждый из вас?

(учащиеся оценивают свою работу и поднимают сигнальные карточки: красная - активно, зеленая - не достаточно активно, желтая- не активно).

5. Д омашне е задани е: Сочинить загадки о металлах

Урок-викторина по теме: «Металлы и их соединения»

1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.

3. Привить интерес к химии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: урок-викторина с решением экспериментальных и расчетных задач.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.

II. Вступительное слово учителя.

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока -

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Ответ: Алюминий

Поташ, селитру, сильвинит,

какой металл объединит? (Калий)

Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет. (Железо)

Металл зимой не прочен: чума здоровье точит. (Олово)

Металл красой своей пленил и первым в топку угодил. ( Медь)

Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги. (Калий)

Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

II. Заполни схему . Угадай элемент.(2 балла, по 0,5 за каждый) приложение 2

Ф-ла гидроксида

1.1s22s22p63s23p1

а . Me(OH)2

А .Me2O

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б .Me2O3

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В . MeO

4.1s22s22p63s1

III. Химические свойства металлов и их соединений(сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла) приложение 3

Задание для I группы: Осуществите цепочку превращений

IV . Вопросы (1 балл)

1.Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

2.Какой металл самый легкий? (литий).

3. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

4. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

5. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).

6. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

7. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

8. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).

9.Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

10.Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).

11.Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнезит или магнитный железняк).

12.Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).

13.Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

V. Задача (3 балла) приложение 4

Задание для I группы: На гидроксид калия подействовали раствором, содержащим 31,5 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?

Задание для II группы: Какую массу оксида кальция можно получить при обжиге 1 кг известняка, содержащего 8% примесей?

Задание для III группы : Для сжигания 9 г алюминия израсходовали 22 л воздуха, обогащенного кислородом. Рассчитайте объёмную долю (в %) кислорода в этом воздухе.

Задание для IV группы: Какую массу 20%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения в ней 8,4 г железа?

VI . Эксперимент. (2 балла)

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия, хлорид бария, сульфат натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

( №1 – хлорид бария, №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия, №4 сульфат натрия).

Читайте также: