Воздух огонь вода металл

Обновлено: 21.09.2024

Это, пожалуй, самая интересная и самая сложная статья в моей практике, потому что я обдумывала ее около четырех месяцев, с привлечением кучи книг по джйотиш (ведическая астрология) и ба-цзы (китайская метафизика в ее расчетной части).

Меня волновало три вопроса:

1) Почему в разных источниках разное количество стихий? В индийской астрологии их пять, в европейской традиции — четыре, в китайской — пять, но других, у египтян и прошаренных современных колдунов и инкарнаций — аж 13. Почему так?

2) Откуда берутся линии вероятности? Кто производит основу того, что вы привыкли видеть на таро, рунах, натальных картах?

3) За какой такой горизонт чуть не улетел герой Стивена Кинга — Билл Денбро, когда Оно выкинуло его в свою родную стихию Пустоты? 🙂 А Пеннивайз, конечно, пустотная тётя, как же иначе.

Итак, стихии. Вроде бы мы и употребляем такие словосочетания, как «стихия времени» или «стихия смерти», но какой-то внятной концепции нет, а источники давным давно утеряны. Ездим, как обычно, на отрывках данных разных систем. А каждая система предлагает свой вариант, потому что каждая традиция выхватила из этой схемы то, что ей было ближе и до чего было легче дотянуться и вписать в табличку. Что мы знаем точно и до чего худо-бедно договорились — стихии есть средой, порождаемой планетами и планетарными гениями. Далее следите за руками.

Система Таро, изобретенная (в широком смысле и упрощенно) — в Древнем Египте, предлагает нам 13 стихий, которые очень удобно вписываются и в Зодиак, и в планетарку и в окружающий наш Иггдрасиль пояс Стихий, который может наблюдать любой видящий и незашоренный

13 стихий и знаки Зодиака:

Тень (Змееносец),

Тьма (Скорпион),

Хаос (Стрелец),

Воздух\Металл (Весы),

Огонь (Овен),

Вода (Водолей),

Земля (Телец).

Пустота (Близнецы),

Ничто (Козерог),

Жизнь (Лев),

Смерть (Рыбы),

Время (Рак),

Свет (Дева).

Можно сразу раскидать их по планетам и примерно увидеть, кто за что отвечает.

В физическом мире, где мы живем, наиболее выражены 5 стихий — Металл (Венера), Дерево (Юпитер), Вода (Меркурий), Огонь (Марс) и Земля (Сатурн). Их можно потрогать, пощупать, в общем — они осязаемы, в отличие от Времени или Ничто.

Индийская астрология выделяет 5 стихий: Эфир — Воздух — Огонь — Вода — Земля. В оригинале для зануд — Акаш — Вайю — Агни — Яла — Притви. Сначала Эфир проникает в исходное тело (например, семечку) и приносит Воздух, распирая семя, затем идет выделение тепла, организм начинает расти и делиться, делаясь сначала маленьким и жидким (ростки), потом набирает энергии Земли и твердеет. Получаем стихийный цикл семечка —-> дерево. Так примерно работает ведическая система 5 элементов и их прорастания в телах.

Всё это еще миллион раз поделено на всякие таблички, где каждая стихия соотносится с планетой (и ее гением — грахой), временем, частями тела, кругами людей вокруг, местами и тд. Это огромная наука.

Китайская астрология выделяет немного другой цикл, называемый у-син:

Вода — Дерево — Огонь — Земля — Металл. Это цикл порождений и контроля: одна стихия порождает другую и контролирует третью. В каждой натальной карте у-син будет свой, исходя из даты рождения. При этом у китайцев также есть есть деление каждой стихии на полярности Ян и Инь, то есть мы имеем уже 10 стихий, причем 3 из списка в них не очень вписываются.

Европейская традиция (впрочем, как всегда), предлагает нам урезанный и непонятный вариант с Земля — Воздух — Вода — Огонь. Что-то смутно про планеты (хотя их не 4 аж ни разу), и прочие обрывки утерянного шумерского пласта знаний.

Не сходится у нас тут только Дерево, но об этом ниже.

Если взять миллион табличек из джйотиш, ба-цзы, задать пару наводящих вопросов какому-нибудь умному инферну, и составить уже одну, но полную таблицу стихий, то получается примерно такая схема, где пустая точка в центре — человек:

13 стихий

Имеем три круга порождений у-син + все индийские. Первый и самый крупный круг — Хаос, Тьма и Пустота. Пустота порождает всё остальное далее по списку, это первородная стихия. Энергия стихии Пустоты называется Энергия Ци, о которой мы отлично знаем от китайцев. Тьма наполняет пустотную форму материей. А Хаос расставляет объекты по запланированным для них местам.

Далее, во втором круге идет интереснейшая стихия Тень, которую можно соотнести со стихией Дерева у китайцев и заполнить ею переходы и промежутки между кругами и стихиями в них. Дерево — это Юпитер, а он в китайской метафизике — центральная фигура, и это не случайно.

Незабвенный Дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде (где-то во второй книге), что именно при смене освещения и появлении причудливых теней глаз начинает обманываться и буквально проваливаться в Пустоту, потому что теряет все шаблоны и образы. А что еще сновидцу нужно?… Когда объект освещен, мы четко видим, что это, например, пакет из магазина. А если взглянуть на этот же пакет в потёмках, в неверном освещении и тенях, то это уже вроде и не пакет, а чья-то голова лежит… Или мяч? Может, арбуз? В общем, Тень является отличным проводником между стихиями, потому что не дает четкости и позволяет переходить из одной в другую легко и просто. Причем даже визуально и физически.

Тень, сгущаясь порождает Тьму, топливо всего сущего. Тьма образовывает не только отдельную стихию, но и целый рубеж, который, подобно мотору, двигает всю структуру стихий и их порождений. Без Тьмы нет Света, и когда Тень уходит, Тьма становится именно им — Светом. Свет порождает Жизнь, тут даже закоренелые любители западной астрологии согласятся! Жизнь, под влиянием стихии Времени, порождает Смерть, которая порождает снова Тень.

Из Тени мы ныряем в Дерево и попадаем в китайский У-син на 5 элементов, самых близких к физическому миру. Форма нашего мира является Деревом, поэтому данная форма является и основополагающей в концепции стихий для нашего Мира, пронизывает его, именно через Дерево мы выходим во внешний круг. Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл (он же Воздух), Металл порождает Воду, а Вода порождает Дерево.
Цикл-улитка закончен.
Если взять за основу тот факт, что стихии не являются бетонными блоками, они текучи и податливы, то можно прийти к известному факту, что из одних стихий можно попасть в другие. Например, вспомните медитации на огонь, обманы зрения для входа в ОС, или медитации на Воду и Песок, чтобы поработать со стихией Времени. Это оно. Именно отсюда растут ноги у таких распространенных техник.

Так, поразмыслив, можно вывести схему, как из доступных и осязаемых стихий вывалиться в «дальние» и такие, которые нельзя потрогать. Из Воды есть выход в Смерть и Время (почему она и является проводником призраков в Азии), из Огня — в Жизнь и Свет (логично), из Воздуха — в Пустоту и Хаос (он невидим и подвижен, он везде), из Земли — в Тьму и Ничто (труп в земле), а из Дерева — в Тень.

В блоге оригинального метафизика и просто хорошего человека, Рыжей Бродяжки, я видела замечательное деление немного дальше того, до которого дошла я. А именно: 10 богов в ба-цзы могут быть спокойно дополнены понятиями Инь и Ян (как стихий), а также их совокупности — Гармонии. Такая мысль мне в голову не приходила, поэтому в этом месте я бы поставила копирайт и крепкое благодарное рукопожатие — (с) Бродяжка Рыжая, мысль не моя, но исключительно хороша и уместна.

Итого, имеем стихий, которые уже можно раскидать в табличку и обалдеть.

13 первородных стихий

Тьма (Скорпион) — Инь

Свет — (Дева) — Ян

Пустота (Близнецы) — Гармония

Тень — (Змееносец) — Ян Дерево

Хаос (Стрелец) — Ян Металл

Воздух\Металл (Весы) — Инь Металл

Огонь (Овен) — Инь Огонь

Вода (Водолей) — Инь Вода

Земля (Телец) — Инь Земля

Ничто \ Эфир (Козерог) — Ян Земля

Жизнь (Лев) — Ян Огонь (солнце = жизнь, логично)

Смерть (Рыбы) — Ян Вода

Время (Рак) — Инь Дерево

Таким образом эту схему можно дополнять и дописывать сколько душе угодно — каждая стихия имеет «свой» цвет, знак, цифру, сторону света, планету, соответствующее божество… Например в труде «Лал Китаб» находим море таких таблиц, в которых даже древний пантеон гармонично вписан относительно планет (Юпитер — Брахма, Венера — Лакшми и тд).

Получается, что когда человек рождается на свет, схема его натальной карты гораздо более сложна, чудовищно сложна… Потому что линии вероятности творит именно Пустота, а их проводимость обеспечивается взаимодействием стихий и фазами энергии Ци. И каждая линия обязательно начнется из Тьмы и фазы Ци «разложение» и придет в него же после Смерти и одноименной фазы. Думая об этом, из ушей начинает слегка идти дымок…

Бонусом к данному материалу — «Стихия Тени. Полутемная лошадка»

Эти статьи Вас могут заинтересовать

Очень оригинальная статья, спасибо!
Впервые вижу попытку объединить всю эту кучу в одну структуру.
Так получается, Билл улетел в Пустоту, а оттуда летел к Ничто?

Пустота и есть Ничто..

Это разные стихии.

Пустота и Ничто, Тонали! Это можно получить, если на вашу изначальную схему, наложить банально, гадание Да Нет. При этом получается, что Скоро Хаос!

Да, ещё туда можно половину китайского алфавита наложить, схемы ноутбука и фото моей кухонной двери. Всё можно, только зачем усложнять и натягивать сову на глобус?

Образное мышление привело Вас к результату. Через Хаос, Вы достигли прогресса. Зачем же Вы натягивали сову на глобус?

Изначальный посыл неправильный. Меня к этому привело не образное мышление.

[…] У-син 13 элементов: полная схема стихий […]

Добрый день, Милен.
Наблюдали ли Вы соответствие стихий в ба-цзы и западной астрологии? Можете ли Вы между ними провести параллели?
В гороскопе по одной системе — одни стихии, в другой — другие, а как все совместить не понимаю.

Ничего там не разные. Смотрите по управляющей планете и будет вам счастье 🙂

Вот кусочек из новой книги как раз по теме:

Вода. Меркурий движется очень быстро, его астрологические характеристики – поездки, путешествия, ум, коммуникация. Точно такие же характеристики имеет стихия ВОДЫ, Даже в теле ВОДА связана с ногами и ступнями. Совпадение? У китайцев ВОДА соответствует периоду зимы, Меркурий в традиционной астрологии имеет качества «холодной и сухой» планеты. Зимой жизнь замирает, а Меркурий – планета бесплодная. Из 5 качеств ВОДА отвечает за УМ, Меркурий также связан с умом, интеллектом. Даже металл, который ассоциируется с Меркурий – это жидкий металл – ртуть.

Огонь. Элемент ОГНЯ связан с планетой Марс. Ну, здесь, вообще аналогии просто явные. Красная планета, Бог Войны и т.д. ОГОНЬ в китайской метафизике связан с сердцем, кровью, жизненной энергией. Эмоции ОГНЯ – жизнерадостность в позитиве, агрессия в негативе. Лето – жаркий и сухой сезон. Марс – «жаркая и сухая» планета в традиционной астрологии. Из 5 качеств ОГОНЬ отвечает за выражение или творчество, за действия. Интересно, что ОГОНЬ в цикле 5 стихий управляет или контролирует МЕТАЛЛ! Образ, который сразу встает перед глазами, кузнец, кующий меч в огненной печи. Марс – это планета металлургов и сам Марс связан с железом.

Земля. Элемент ЗЕМЛИ связан с планетой Сатурн. С чем ассоциируется Сатурн в традиционной астрологии? С горами, правильно. Планета устойчивая, медленная, суровая, как и элемент ЗЕМЛИ у китайцев. Главное качество ЗЕМЛИ – уверенность. Орган ЗЕМЛИ – желудок и селезенка. Интересно, что в традиционной астрологии Сатурн управляет меланхолическим юмором, «холодным и сухим». По другому это называется – черная желчь. Английское слово spleen (селезенка) переводится также, как «уныние, подавленность, депрессия». Очень похоже на Сатурн, не так ли? Из 5 качеств ЗЕМЛЯ отвечает за деньги, материальные ресурсы. Какой главный ресурс был раньше – сельское хозяйство, если у тебя много скота – ты богач! Сатурн в астрологии отвечал именно за сельское хозяйство. Опять совпадение? Драгоценные камни также связаны с Сатурном. «Земляные» профессии – шахтер, горнодобывающая промышленность, полезные ископаемые – это тоже профессии Сатурна. Цвет ЗЕМЛИ – желтый, коричневый. Кстати, Сатурн из септенера при наблюдении имеет самый тусклый цвет, грязно серый, грязно коричневый.

Дерево. Элемент ДЕРЕВА связан с планетой Юпитер. За что в западной астрологии отвечает Юпитер? Правильно – за рост, развитие, экспансию. ДЕРЕВО постоянно стремиться к росту, развитию, постоянно движется вверх. Юпитер отвечает за печень, ДЕРЕВО также связано с этим органом в традиционной китайской медицине. Главное качество ДЕРЕВА – доброта, доброжелательность. Юпитер – большой благодетель в традиционной астрологии. ДЕРЕВО связана с сезоном весны, когда воздух нагревается, а теплые дожди способствуют росту всего живого. Юпитер в традиционной астрологии – планета «теплая и влажная». Зеленый цвет, который связан со стихией ДЕРЕВА по большей части пришел из ассоциаций с деревьями и зеленью травы, интересно, что в традиционной астрологии Юпитер часто связывают с бирюзовым цветом, цветом морской волны. Бирюза – камень Юпитера. Дерево гибкое и мягкое, металл Юпитера – олово – легкий и пластичный металл. На уровне 5 качеств ДЕРЕВО связано с людьми или обществом, социумом. Юпитер – также социальная планета.

И, наконец, элемент МЕТАЛЛА связан с планетой Венера. В Китае Металл еще называют «Белой звездой». Венера – самая яркая звезда и светится она ярким, белым светом. Интересно, что такая профессия, как парфюмер, в Китае также связывалась с Металлом. Почему? Металл отвечает за нос и обоняние ) А также за состояние кожи, как и Венера. Образ иньского МЕТАЛЛА – это ювелирные украшения. Венера тоже имеет отношения к драгоценным металлам. Из 5 качеств с МЕТАЛЛОМ связана власть. Казалось бы, а здесь какая связь с женственной и томной Венерой? Но нужно понимать, что в Китае власть не всегда воспринималась в том качества, как многие себе представили. Основные качества иньского МЕТАЛЛА – это обаятельность, сексуальность, умение нравиться, вызывать эмпатию. Именно благодаря этим качествам человек обретает поддержку и власть. Таких людей обычно продвигают, им помогают. Например, элемент личности нынешнего президента России – МЕТАЛЛ инь )) Если стихия МЕТАЛЛА в гороскопе 4 столпов судьбы негативна, то человек становиться пассивным, несобранным, потакает своим желаниям, страстям, склонен к печали и тоске. Слабая Венера дает такой же эффект. Металл Венеры – медь. Интересно, что русское слово «медаль» происходит от слова «медь». Медаль – признание победы, власти, часто награждают военных, чья профессия в Китае тоже связана с МЕТАЛЛОМ.
Солнце и Луна не связаны с конкретными стихиями, они скорее представляют изначальные качества ЯН и ИНЬ. Активное мужское и пассивное женское, из которых вырастает все остальное.
Тут остановимся подробнее. 5 элементов китайской астрологии также делятся на 2 полярности – ЯН и ИНЬ. В результате получается 10 небесных стволов. Вам это ничего не напоминает? Каждая из 5 планет септенера, связанная с 5 элементами, управляет 2 знаками зодиака. Причем знаки также имеют полярную природу – один мужской, другой женский. И лишь Солнце и Луна имеют по одному знаку. И таких «совпадений» можно найти очень много. Вот и получается, что, вроде бы, такая далекая от нашего менталитета китайская астрология, не так уж далека от нее.

Стихии

Стихии — концепция из древнего естествознания. Согласно этой концепции, всё на свете состоит из нескольких фундаментальных родов материи; современными, научными потомками идеи стихий можно назвать концепции агрегатных состояний, химических элементов, вещества и поля. Но это все скучная научная зубрежка. Вот то ли дело старинные стихии, связанные с магией, древними религиями и прочими фантастическими чудесами!

Содержание

В европейской культуре стихий четыре: земля, вода, огонь и воздух. Из них состоит всё сущее, и в них проявляются различные свойства: земля, к примеру, тверда, недвижна и неподатлива, а вода зыбка и текуча, следовательно, всё, что твердо и неподатливо, можно считать принадлежащим стихии земли, а все, что зыбко и текуче — стихии воды. Иногда прибавляют еще и некую пятую стихию, называемую «квинтэссенцией» или «эфиром», который призван символизировать души, духов или чистую энергию. Очень похожая система стихий была и в Японии, только вместо эфира — пустота. В других системах пятой стихией (или, как чаще переводят, пятым элементом) считался философский камень.

По странному совпадению, четыре агрегатных состояния вещества (твёрдое, жидкое, газ, плазма) и четыре оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, магнитосфера) вполне можно поставить в соответствие четырём стихиям.

  • Земля: Стабильная и неподатливая, земля — стихия твердости и поддержки. Это обычно сильнейшая, но самая медленная из стихий. Персонажи, ассоциирующиеся с землёй, сильны и спокойны, на них всегда можно положиться. Образ плодородной матери-земли также приводит к ассоциации этой стихии с материнством. Отрицательная сторона этих персонажей — упрямство, старомодность и нежелание меняться. Нередко эта стихия также связывается с растениями, что успешно компенсирует её основные недостатки.
  • Огонь: Самая неоднозначная из стихий, с одной стороны, он тёплый, светлый, очищает и перерождает, с другой стороны, он же самая агрессивная из стихий, дикая, разрушительная и непредсказуемая. Персонажи, ассоциирующиеся с огнём — импульсивные, резкие и горячие холерики.
  • Воздух: Стихия ветров и перемен, то спокойная, то ураганная. Обычно считается слабейшей, но самой быстрой из стихий. Персонажи, ассоциирующиеся с воздухом, весёлые, энергичные, свободные.
  • Вода: Стихия текучести и приспособления, принимающая любую форму. Тоже обычно очень позитивная стихия, символизирующая спокойствие, исцеление. Если земля сильна, но медлительна, а воздух слаб, но быстр, то вода и сильна, и быстра, но не в такой степени, как то или другое. Персонажи, ассоциирующиеся с водой, обычно спокойные, ненапряжные, неконфликтные, легко соглашаются с другими (хотя делают всё равно по своему).

В Китае был несколько другой расклад. Там стихий пять: огонь, вода, земля, дерево и металл. Дерево также включает в себя различную растительную живую природу, которая в европейской традиции обычно причисляется к Земле. Пять стихий могут стоять по кругу: дерево => огонь => земля => металл => вода => дерево, образуя китайский вариант пентаграммы (не используемой, в отличие от европейского варианта, для вызова духов), где круг иллюстрирует порождение стихий (вода порождает дерево, дерево порождает огонь и т. д.), а звезда — преодоление (металл преодолевает дерево, дерево преодолевает землю и т. д.). Стихии могут стоять и по сторонам света: огонь — юг, вода — север, дерево — восток, металл — запад, земля — центр. Помимо пентаграммы, 5 стихий могут быть совместно отображены как цветок китайской красной сливы, имеющий как раз 5 лепестков.

Кроме того, 5 стихий образуют 10-летний цикл. Нам он менее известен, чем китайский «гороскоп» из 12 животных, но в том же гороскопе этот цикл проявляется в прилагательных и эпитетах, например «год Черной Змеи». В этом цикле каждая стихия длится два года (инь и ян, восхождение и упадок) и придаёт свои свойства текущему животному китайского календаря. Так, например, 2013 год Змеи относится к стихии воды, а Змея, соответственно, чёрного цвета (так как воде соответствует чёрный цвет, а голубой считается цветом дерева [1] ).

У каждой стихии также есть свой цвет, своё животное и ещё много других атрибутов:

  • Вода отождествляется с чёрным, серым или синим цветов. Её животное — Змея-черепаха (вопреки названию, это не гибрид, а два отдельных животных — змея оплелась вокруг черепахи. Позитивная эмоция Воды — спокойствие, а негативная — страх.
  • Огонь — красный цвет, Малиновая Птица, радость и ненависть.
  • Металл — белый, Белый Тигр, смелость и скорбь.
  • Дерево — зелёный и синий, Лазурный Дракон, оптимизм и гнев.
  • Земля — жёлтый, Жёлтый Дракон/Цилинь, эмпатия и тревожность.

В современных фэнтези-видеоиграх появился еще один стандарт — что разрушительная боевая магия состоит из трех стихий: огонь, лед и молния. Эти стихии, в отличие от предыдущих, не созидательны, из них не состоит никакая стабильная материя — из них состоят заклинания, которые разрушают и уничтожают. Расширенный вариант этой концепции был в третьей редакции Dungeons & Dragons, где существовало пять разрушительных стихий: три стандартные, кислота и звук.


Но на этом пределы стихийного мифотворчества не заканчиваются. В стихии можно записать любую природную или не очень силу или явление. Часто встречаются «стихии» Свет и Тьма, реже — различные околонаучные, такие, как Магнетизм, Время, Пространство, Гравитация, Кислота, или пародийные, например, Пицца. В D&D, кроме классических четырех стихий и пяти магических разрушительных стихий, существуют различные пара-стихии и квази-стихии, представляющие собой смеси стихий друг с другом, с положительной и отрицательной энергией, такие, как, например, Пыль, Излучение, Магма, Вакуум и другие. В пародийных произведениях может быть поставлен знак равенства между стихией и химическим элементом, которые по-английски одинаково называются element: например, в веб-комиксе Order of the Stick присутствуют элементали из титана и хлора. Там же обстёбаны D&Dшные квазистихии, в виде Плана Зефира и Полустихийного Плана Соуса «Ранч».

В Heroes of Might and Magic IV пять магических стихий (жизнь-порядок-смерть-хаос-природа) расположили по углам пентаграммы, а в центре расположили Силу — так что, например, стихии Природы дружественны стихии Жизни и Хаоса, а враждебны — стихии Смерти и Порядка.

В перезапуске Might and Magic, то есть во всех играх, где действие происходит в мире Асхан (начиная с Heroes of Might and Magic V, где система еще не вполне устоялась), стихий шесть: свет, тьма, огонь, вода, воздух, земля. Каждая стихия связана с младшим богом-драконом (Стихийные драконы), с которыми, в свою очередь, связаны исходные разумные расы Асхана (каждому дракону — по расе, впрочем, по ходу истории мира все несколько перепуталось). Выше стихий стоят две силы, Порядок и Хаос, в лице опять же двух драконов, причем все стихии — производные Порядка, как младшие драконы — дети драконицы Порядка Асхи, создательницы мира. У местной магии существуют школы всех шести стихий, а также есть некая изначальная магия, связанная с Порядком, Хаосом и Изначальной Пустотой. В общем, гладенько получилось.

А вообще в оригинальной RPG Might and Magic (от которой, кстати и произошли те самые "Герои", которых мы все любим) было 9 основных школ магий: 4 стихийные школы Стихий — Огонь, Земля, Вода и Воздух; 3 "гуманитарные"/целительные школы Эго — Тело, Разум и Дух; 2 зеркальные Свет и Тьма. Все остальные - второстепенные-третьестепенные производные от этой девятки.

В серии Disciples стихии следующие: вода, воздух, земля, огонь, смерть, жизнь, разум. Часть стратегических заклинаний при этом не включена ни в какую стихию.

А создатели «Лего: Ниндзяго» решили утопить педаль в пол и выдали следующие стихии: огонь, лёд, молния, земля (четыре основных), вода, ветер, форма, гравитация, скорость, природа, яд, звук, дым, тень, свет, металл, время, разум и янтарь (вернее поглощение других сил).

Хотя по сравнению с психоделичной моделью мира "OFF" даже разнообразие ниндзяги меркнет: четыре стихии здесь представлены металлом, дымом, пластиком и мясом. Металл является важнейшим элементом из четырех, ведь без него людям не по чему было бы ходить, и тогда они бы утонули и умерли. Дым является важнейшим элементом из четырех, ведь без него людям нечем было бы дышать, и тогда они бы задохнулись и умерли. Пластик является важнейшим элементом из четырех, ведь океан жидкого пластика ограничивает мир, и без него люди бы бесконечно скитались и умерли от усталости. Мясо является важнейшим элементом из четырех, ведь без него было бы нечего есть, и люди бы умерли с голоду. Металл добывают из туш коров, щиплющих траву над металлическими месторождениями. Дым выкапывают из недр земли в глубоких шахтах. Пластик черпают в бездонном пластиковом океане. Мясо черпают из мясных рек. В мире игры также отдельно обозначается тайный пятый элемент - сахар, добываемый из трупов людей, и являющийся сильнейшим наркотиком.

Элементали — это существа, состоящие из чистых стихий. Представление о них возникло в европейской магической традиции: первый стандарт элементалей описал алхимик Парацельс. Согласно его мнению, есть элементали огня (саламандры), элементали воздуха (сильфы), элементали воды (ундины) и элементали земли (гномы). Названия, которые Парацельс дал элементалям, ныне встречаются нечасто, но сами эти существа — сплошь и рядом. Вариант присутствует во вселенной The Elder Scrolls, где элементали принадлежат к трем разрушительным стихиям, являются бесхозными даэдра и называются атронахами.

В Dungeons & Dragons к стихиям приписали Джиннов (воздух), Ифритов (огонь) и Маридов (вода). Но поскольку на этом список традиционных джиннов закончился (т. к. к земле в арабской мифологии традиционно относят потомков Адама и Хауы (Евы), как созданных из глины), то пришлось дополнительно изобрести Джиннов Земли — Дао [2] , и Джинов Эфира — Джаннов.

В Китае 5 стихиям соответствуют свои животные (хоть и не зовущиеся элементалями):

  • Дерево — лазурный (сине-зелёный) Дракон
  • Металл — белый Тигр
  • Вода — чёрная Черепаха
  • Огонь — красный Феникс
  • Земля — жёлтый Единорог (Цилинь)

Управление стихиями с помощью магии, псионики или просто необъяснимых мутантских сил — классическая сверхспособность. Обычно одному персонажу доступна только какая-то одна стихия, в которой он специализируется и которая отражена в его личности. Специалист по огню, к примеру, не просто хорошо умеет его пускать: он и сам огонь, и полностью соответствует описанию огненного персонажа, данному выше, поэтому другие стихии у него просто не получатся или получатся плохо.

Элементалистика. Здесь расположились первоначальные элементы и их производные:

Экзистенциалика. Гексиада стихий, но более тонких — жизнь-смерть и пр. Производных не наблюдается:

Структуристика. Околонаучные физико-химические дисциплины:

Создатели малоизвестной дилогии «Хроники Тарр» (малоизвестна она, в основном, из-за непроработанного геймплея — что очень печально, ибо вселенная сей дилогии очень привлекательна) придумали на роль абсолютной угрозы Мрак — нечто абсолютно чуждое, противоположное и в то же время предшествующее всему и вся. Мрак называют Антистихией по той причине, что если стихии хоть что-то собой представляют, то Мрак — это просто ничто, и сам по себе он буквально не существует. При всём этом Мрак изменяет всё, с чем соприкоснётся — материя и энергия становятся не пойми чем, время и пространство сходят с ума (во Мраке всё обездвижено), источники света начинают поглощать свет, а живые превращаются в неприкаянных «несуществ» и еще куча веселья. Хотя с Мраком кое-как научились бороться, держится эта борьба на чистом нежелании за так продувать, ибо победить в ней невозможно — просто нечего побеждать.

В World of Darkness есть четыре антистихии Змея (местный такой Дракон Апокалипсиса и Змей Хаоса в одном флаконе): адский огонь (антиогонь), токсины (антивода), шлак (антиземля) и смог (антивоздух). Примитивную магию на их основе используют колдуны-линейщики Седьмого Поколения. А Нефанди (маги-динамики на службе у Змея) активно используют анти-Сферы.

В Dungeons & Dragons есть аналогично устроенные т. н. «отрицательные квази-стихии»: пепел (отрицательный огонь)), пыль (отрицательная земля), соль (отрицательная вода) и вакуум (отрицательный воздух). Все они являются смесью обычных стихий с отрицательной энергией, которая олицетворяет собой отсутствие жизни и оживляет нежить. Кроме них, что характерно, в D&D есть ещё и положительные квази-стихии — молния (положительный воздух), минералы (положительная земля), пар (положительная вода) и излучение (положительный огонь).

(Ещё где-то попадалась то ли книга, то ли типа того, где каждой стихии соответствовала собственная антистихия со своим антиэлементалем, только они были просто до жути редкие. Ежели кто вспомнит — добавьте, пожалуйста.)

Первоэлементы. стихии

Буддийская Абхидхарма рассматривает стихии ( махабхути) как фундаментальные субстанции, которые по своей внутренней природе олицетворяют твердость, влажность, тепло, движение. Они являются основой материи. Их называют великими, потому что чувственно воспринимаемые комплексы земли, воды, огня и воздуха возникают благодаря проявлению в каждом из них функции соответствующего элемента. Хинаяна (Будды для себя) рассматривает четыре элемента Земля, Вода, Огонь, Воздух, а Махаяне к ним добавляется пространство,Акаша, форма сознания Виджняна. Анализируя индивидуальную личность, так называемое Я рассматриваются постоянные элементы, не подверженные бытию, не зависимые и непостоянные. К непостоянным, пребывающим в постоянной изменчивости относятся Земля, Вода, Огонь и Воздух, а к постоянным, не изменяющимся, изначальным — Пространство (Эфир)
Земля (твердость) — энергия, дающая вещам твердость, сопротивляемость против внешнего толчка. Вода (соединение) — энергия соединяющая, она контролирует упорядоченную пространственную взаимосвязь элементарных частиц. Огонь (разрушение) — элемент разрушения, идет в разрез против Воды и ее стремлению к соединению. Воздух (движение) — самый философский элемент — движение.
Сочетаясь элементы постоянно изменяются и порождают новое, а так же разрушаются. Они зависимы друг от друга и от совместного взаимодействия. Невидимый, необнаруживаемый элемент, который «нельзя показать другим», это элемент, лежащий в основе характера личности и он обусловлен четырьмя элементами, без них не проявляется. Он устанавливает связь между действиями личности в благоприятном и неблагоприятном отношении к ее освобождению из круговорота Сансары. И этот элемент непосредственно связан с теорией Кармы. (Пять скандх)
Все существующие объекты и физические явления состоят из "элементов" стихий, условно называемых ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОДА и ВОЗДУХ. В ряде традиций присутствует пятый элемент ПРОСТРАНСТВО, то есть изначальная, безганичная пустота в сфере которой пребывают все остальные элементы. Стихия Пространство изначальна, бесконечна по этому она не обладает какими либо внешними характеристиками. Являясь первичной, неизменной, она не зависит от того, как в ней проявляются другие стихии, не изменяется в след за последующими стихиями. По этому мы будем рассматривать четыре стихии ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОДА и ВОЗДУХ.
В теле человека ОГОНЬ символически соотносим с теплом тела, с пищеварительным огнем.
ЗЕМЛЯ это ткани, мясо и кости.
Воздух это ритмичные процессы, такие как дыхание, сердцебиение.
Вода это лимфа, кровь и другие жидкости тела.
Так же первоэлменты проявляют себя и в нашем сознании.
ОГОНЬ это воспринимающие способности, а так же ясность постижения.
ЗЕМЛЯ - способность ума к анализу, логике, структуре.
ВОЗДУХ - неутомимость ума, непрекращаемость его постоянной активности и изменчивости.
ВОДА это непрерывность потока сознания, смешение различных уровней постижения, допустим, ощущения как источник информации. Способность к адаптации полученной информации, впечатлений, уровень принятия.
Совокупности жизненноважных физиологических функций (таких как сердцебиение, дыхание, пищеварения) с ментальными и иными активностями (мышление, речь, поведение) порождают подвижную структуру так называемых "нади" (схем, структурных путей, по которым проходит непрерывный поток праны, энергии, жизненной силы)
Огонь и Земля представляют крайние степени качеств?
Типы энергии жара – приводит в движение, рассеивает.
Холод – собирает, приостанавливает. Тип энергии холода связывает подобно сильному магнитному полю.

Геометрия сочетаний Стихий

В западной традиции рассматриваются 4 Стихии, в то время, как в восточной 5.
Под Стихиями подразумеваются важные принципы организации мироздания, упорядочивающие любые процессы. По сути, Полярности и Стихии и есть “творческая сила Бога” и Закон, определяющий жизнь.
4 Стихии, это 4 типа энергии и 2 полярности, представляющие градацию качеств Жар - Холод и градацию качеств Сухость-Влажность.
На Зодиакальной сфере Знаки одной Стихии отстоят друг от друга на 120 градусов, что является гармоничным, устойчивым аспектом. Знаки одной Стихии называются Знаками одного Тригона.
Если Знаки одного Тригона на Зодиакальной Сфере связать условными линиями, то получится треугольник.
4 Стихии взаимодействуя между собой образуют 6 пар.
Знаки одной полярности на Зодиакальной Сфере, принадлежащие одному Кресту Качеств противостоят друг другу, образуя Однополярные оси. Три Креста качеств образуют три однополярные оси, отстоящие друг от друга на 60 градусов, активный, гармоничный, мажорный аспект секстиль. Если на Знаки одной полярности связать условными линиями, то получится шестиугольник.
Янское сочетание Стихий ОГОНЬ/ВОЗДУХ, - движение и достижение, быстрота и подвижность, циклические процессы физического тела, такие как дыхание (прана), ходьба, бег, плавание. Ментальная гибкость и подвижность, способность мыслить, понимать, постигать. Этика. Равнозначное взаимодействие двух начал.
Импульс Огня инициирует процесс, Воздух его подхватывает и поддерживает. Воздух раздувает Огонь. Осознание и идеи порождают процессы мышления. Энергия Огня направлена вверх, энергия Воздуха в стороны. Векторное противоречие среднее из возможных.
В случае гармоничного взаимодействия энергия однонаправлена и взаимодействует по аспекту секстиль. В случае негармоничном происходит рассеивание энергии Огня, Воздух задувает Огонь, обесточивая его. Чаще всего подобное влияние происходит по оппозиции (Одонополярные Оси).
Образы: фантазии, мышление, следование за мечтой, дыхание жизни, движение, перемещение, рост растений, развитие, чередование, смена времен года (Весна/Осень), смена времени суток (Утро/Вечер).


Сочетание ЗЕМЛЯ/ВОДА - Привычка. Единение. Семья.
Сочетание порождает ПРИВЯЗАННОСТЬ. Вода смешивает, позволяет слиться воедино,Земля структурирует, создает систему, правило.
Физиологические потребности человека. Потребность в комфорте, стабильности.
Домострой, блага материального мира для себя и своей семьи.
Сочетание Стихий является однополярным. Стихии взаимодействуют гармоничным, активным аспектом секстиль, а так же представляют из себя однополярную ось.
Энергия Земли направлена Вниз, энергия Воды во внутрь. Векторное противоречие Стихий минимально.

Сочетание ОГОНЬ/ЗЕМЛЯ, - форма и движение, физическое тело и его способность двигаться, физиология (Совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах). Сила для достижений сметающая препятствия. Энергия Огня поднимается Вверх, энергия Земли опускается вниз. Взаимодействие при котором энергия направлена на встречу и сливается (Земля/материал для горения сверху, Огонь/преобразующая сила снизу) дарит большую физическую силу, напор, настойчивость, хладнокровие, умение сосредотачиваться на поставленных целях (Огонь) и методично их реализовывать (Земля). Человека не возможно остановить и сложно переубедить. Способности мышления к анализу и логике, структурность, следование букве закона, системность, режимность, принципиальность, последовательность. Поиск истины, мораль. Сочетание порождает ПОТРЕБНОСТЬ. Огонь способствует концентрации на предмете своего внимания, Земля создает систему из отдельных аспектов взаимодействия.
Устойчивое эмоциональное и психическое состояние, хорошее физическое здоровье.
В тех случаях когда энергия направлена в разные стороны от общего центра, энергия быстро иссякает, физическая сила слабая, эмоции и сознание не контролируются.
Графически соединение стихий ОГОНЬ/ЗЕМЛЯ выглядит как треугольник направленный вершиной вниз, указывающий на Южный полюс Земли, на точку Зимнего Солнцестояния, на точку крайнего проявления стихии Инь. Очевидно, в данном сочетании ведущая роль у стихии Земля.
Концепция У-син, система порождения, подчинения и противодействия Стихий, оспаривалась китайскими философами СюньКуан и Моцзы, указывающих, что последовательности могут чередоваться иными способами. Существует круг порождения отличный от Усин, в котором Земля порождает Огонь, Огонь порождает Воздух (Дерево), Воздух(Дерево) порождает Воду, а Вода порождает (Металл и )Землю.
Стихия, это энергия, движение. Земля, статичная Стихия, но ее неподвижность не означает, что энергия пребывает в статичном состоянии. Энергия совершает действие, согласное ее характеристикам. Энергия Стихии структурирует и упорядочивает, материализует связи. Процесс структуризации продолжается в течении огромных временных интервалов (Стихия Земля последняя из Стихий и ее временной цикл самый медленный). Материализация порождает крайне твердые формы металлов и пород. Твердость порождает хрупкость, колкость, глянцевость, отражательность, прозрачность, цвет. Таким образом Земля порождает Огонь.
Жизнь это поток преобразований. Статичность, это отсутствие жизни, состояние статичности не может продолжаться вечно и рано или поздно останавливает жизненный цикл. В крайней фазе статичности неожиданно происходят изменения, обусловленные накопленным напряжением. Изменения приносят “очищающий Огонь смерти”, раздробление, рассеивание с освобождающейся энергией стихии Огня.
В годовом Солнечном цикле, крайнее проявление Стихии Земля порождает Стихию Огонь. Качество Жара проявляется в Холоде и постепенно набирает силу. Чем сильнее качество Холода, тем больше в дальнейшем высвободится Огня.
Сочетание ОГОНЬ/ЗЕМЛЯ представляет сочетание крайних, внешних Стихий, Материя порождающая энергию.
Образы: так, каток, перемещающийся сосуд, транспортное средство, физическое тело. Контроль, Иерархия, Власть и Слава. "Медные трубы" испытание властью и славой.

Сочетание ОГОНЬ/ВОДА - Чувства. Осознанные состояния Души. Огонь позволяет осознать и увидеть то, что Вода ощущает. Огонь разогревает Воду, увеличивая интенсивность и скорость ее впечатлений и реакций от слияния с внешним миром.
Сочетания Огонь/Вода порождает ЛЮБОВЬ, страсть, ненависть. Огонь/Вода отвечают за Этику.
Вода смешивает и связывает, Огонь концентрирует, фокусирует, не позволяя дистанцироваться и не оставляя безучастным никого из участников взаимодействия.
Данное сочетание так же отвечает за циклические процессы и повторяющиеся ситуации.
Две Стихии представляют принцип Сцепления, включения и слияния.
Огонь стремится контролировать, главное для Огня - центр. Вода не имеет центра и перемешивает Огонь. Сочетание наиболее активное, интенсивное, равнозначное и динамичное из всех остальных видов взаимодействия.
Энергия Огня направляется вверх, энергия Воды во внутрь. Векторное взаимодействие однонаправлено. Совпадение энергетических центов Стихий усиливает многократно их потенциал. Сочетание Огонь/Вода наиболее энергетически мощное, привнося в окружающий мир скорость и неминуемое участие любого феномена реальности в едином порыве активности.
Сочетание Стихий представляет Треугольник, вершина которого ориентирована на Весеннее Равноденствие.
Два главных движущих начала Весны это Тепло, Свет и пробуждение Жизненных Соков (сил). Огонь/Вода пробуждают природу к новому циклу преобразований - Весна.
Образы: кипяток, бурление, водоворот. Испытание "Огнем и Водой", испытание зависимостью и трансформацией.

Сочетание ВОЗДУХ/ВОДА - Душа, поток взаимопорождающих мыслей и эмоций. Если сочетание Огонь/Земля представляет внешнюю физическую форму, тело - то сочетание Воздух/Вода, то, что пребывает в форме, как в сосуде. Сочетание определяет эстетические приоритеты.
Разнонапраленные Стихии. Воздух рассеивает/ разделяет/ раздробляет/порождает дистанцию а Вода связывает, смешивает, стирает границы, соединяет. Энергия Воздуха направлена во вне, энергия Воды во внутрь. Векторное противоречие наибольшее из всех остальных типов взаимодействия. Сочетание ЗЕМЛЯ/ОГОНЬ способно гармонично взаимодействовать в тех случаях, когда движение Стихий направленно на общий центр (Земля над Огнем, Земля порождает Огонь), а в ситуации ВОДА/ВОЗДУХ противодействие возникает в едином центре взаимодействия. Собранное, цельное неизбежно будет разъединено и рассеяно.
Сочетание Стихий представлено треугольником, вершина которого направлена Вверх, к точке Летнего Солнцестояния. Очевидно, что Воздух имеет преимущество перед Водой.
Летнее Солнцестояние фокус градации качеств Влажность/Сухость.
Порождающие жизнь соки неизбежно иссякнут. Качество Сухости сменяет качество Влажности. Общий для всей природы момент слияния, цветения, роста и эйфории сменится на отделение и формирование плодов, отделение важного от равнозначного.
Образы: эмоциональные мысли и контакты, мечты, эйфория.

Сочетание ВОЗДУХ/ЗЕМЛЯ - структурное мышление, память.
Сочетание Стихий представляет треугольник, вершина которого ориентирована на Осеннее Равноденствие. Земля подводит итог цикла роста (Воздух). Рассеивание, угасание, раздробление, отделение ценного, важного, итога цикла роста, отделение “зерен от плевел” сохраняется, вызревает, сосредотачивается, медленно сублимируется и систематизируется Землей.
Воздух разделяет (качество Сухости) на элементы, Земля структурирует и консервирует.


1 группа взаимодействующих Стихий представляет внешнюю форму и внутреннее содержание. Она ориентирована на Ось Солнцестояния.
Вторая группа чувства и мышление, она ориентирована на Ось Равноденствия.


Однополярные Оси представляют противоречивое взаимодействие пар одной полярности, в котором акцент энергетического взаимодействия происходит в центральной точке, так как у однополярных Стихий есть общее качество Полярности, отвечающее за температуру. Это Жар у Янской оси и Холод у Иньской. Связанные общим качеством они противоречат в качествах Сухости - Влажности. Противоречие происходит в самом сердце взаимодействия.
Остальные сочетания Стихий взаимодействуют на периферии сочетания, не имея возможности слиться в основополагающем качестве полярности.
По этой причине, энергетический фокус однополярных Стихий это центр, а остальные Стихии взаимодействуют в общей плоскости.

Читайте также: