Все поджанры рока и металла

Обновлено: 27.09.2024

Рок-н-ролл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll) — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, и рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен размер 4/4, быстрый темп (140-180 уд/мин) обильное использование молодёжного сленга (нередко негритянского), раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рокабилли (англ. Rockabilly) — разновидность рок-н-ролла, испытавшая сильное влияние кантри и блюза и ориентированная на белую публику, имевший особый экспрессивный акцент. По сути дела, рокабилли является прародительницей современного рока. Рокабилли зародился в США в середине 1950-х гг., приблизительно одновременно с появлением Элвиса Пресли, который начал играть рок-н-ролл с ярко выраженными элементами кантри-н-вестерн.



Поп-рок (англ. Pop rock, Pop N' Rock) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки. Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитар и ударных и агрессивным настроением (от рока).



Бит-музыка (англ. Beat music), также называемая мерсибит (англ. merseybeat) для групп из Ливерпуля рядом с рекой Мерси или брамбит (англ. Brumbeat) для групп из Бирмингема - это жанр рок-музыки, зародившийся в Великобритании в ранних 60-х. Бит-музыка представляет собой сплав рок-н-ролла, ду-вупа, скиффла, ритм-энд-блюза и соула. В музыке доминирует чистая гитара, сильный и гармоничный вокал, песни в основном имеют запоминающиеся мотивы. Эта музыка имеет мало общего с битниками (литературным движением 50-х).



Ритм-энд-блюз (англ. Rhythm and blues, сокращённо R&B, или R’n’B) — жанр популярной музыки, первоначально исполняемой афроамериканскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» вместо пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде. Сейчас принято отличать современный ритм-энд-блюз от классического ритм-энд-блюза. Под современным R’n’B подразумевается музыкальное направление, берущее начало от симбиоза блюза, соула и других «расовых» жанров. Ритм-энд-блюзом же принято считать музыку на ярко выраженной блюзовой основе.



Глэм-рок (англ. Glam rock, от glamorous — «эффектный») — жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. и ставший одним из доминирующих жанров первой половины того десятилетия. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа, андрогинный облик. В музыкальном отношении глэм-рок был неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок и эстраду. Элементы стиля глэм-рока оказали значительное влияние на диско, панк и новую волну. Глэм-рок также известен под термином глиттер-рок.



Блюз-рок — гибридный музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы стилей блюз и рок-н-ролл. Основу блюз-рокового звучания составляют электрогитара, бас-гитара и ударная установка, причём звук электрогитары подвергается искажению «овердрайв», обычно с помощью лампового гитарного усилителя. Блюз-рок начал своё развитие в середине 1960-х годов в Англии и США как то, что музыкальный историк Пьеро Скаруффи назвал «ритм-н-блюз в исполнении белых европейских музыкантов». Ранние блюз-роковые группы «старались играть длинные и сложные импровизации, типичные для джазовых записей», но к середине 1970-х годов блюз-рок стал тяжелее и более основанным на риффах. В 1980-х и 1990-х годах исполнители блюз-рока вернулись к блюзовым корням.



Гаражный рок (англ. garage rock) — жанр рок-музыки, сформировавшийся в США и Канаде в 1960-е годы. Считается основным предтечей панк-рока и важной частью прото-панка, иногда также называется «гаражный панк». Название стиля появилось из-за мест, в которых репетировали эти группы, не имевшие звукозаписывающих студий: гаражи, подвалы, бары и т. п. Также было распространено название фрат-рок (англ. Frat rock).



Симфонический рок (англ. Symphonic rock) — стиль рок-музыки, изначально поджанр прогрессивного рока, для которого характерно особое симфоническое звучание, достигаемое, как правило, клавишными инструментами за отсутствием большого числа классических инструментов симфонического оркестра. Сегодня к симфо-року зачастую относят группы, имеющие в своем составе клавишные.



Кантри (англ. Country от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности не уступающая поп-музыке. Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII вв. и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка.



Панк-ро́к (англ. Punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, в них делается упор на социальные проблемы. Разнообразных гитарных соло может быть максимум два. То есть одно и то же соло может повторятся несколько раз, но именно количество соло (а не разы их повторения) — максимум 2. Тут тоже всё сводится к простоте, минимуму. Соло не сложные, и в 50 % случаев полностью отсутствуют импровизационные (в основном это вторящие ритму пассажи с минимум импровизации). Аранжировка — голая, не прилизанная, откровенная, прямая, открытая, что непременно порождает грязь во звучании, намеренно усугубляя и без того грязный саунд. Гитара хрипит/шипит/трещит, либо просто является голой и честной. В отличие от хэви метала, бас звучит не для «подкладки»/хорошего фона, но имеет равные с гитарой права, чётко вырисовывая мелодию.



Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными на риффах. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х — начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп как Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока. То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счёт специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции.



Инди-рок (англ. Indie rock) — жанр альтернативного рока, существующий преимущественно в андеграунде, в независимом информационно-коммерческом пространстве. Берет своё название от английского слова «независимый» (англ. independent). Это не своеобразный отдельный стиль музыки, но обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей, объединённых причастностью к андерграунду, контркультуре, и имеющих некоторое отношение к рок-музыке. В основу музыки «независимых» лёг пронзительный гитарный «нойз» (шум) «манчестерской школы», сквозь который с трудом пробивался заунывный и мелодичный вокал.



Мэдче́стер (англ. Madchester) — жанр рок-музыки, возникший во второй половине 1980-х гг. в Манчестере, Великобритания. Характерной чертой жанра было обращение к психоделическому звучанию конца 1960-х гг. и использование технологий музыки хаус. Термин представляет собой слияние двух английских слов — «mad» и «Manchester».



Альтернативный рок (англ. Alternative rock) — термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк-роке, постпанке и др. Группы 1980-х гг. с широким диапазоном музыкальной самоидентификации; группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991—1993 гг. такую же поддержку крупных лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы (сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем и постгранжевыми группами, сам, таким образом, став жанром). Термин «альтернативный рок» наиболее употребителен в США. В России и Великобритании чаще используют названия «альтернативная музыка» и «альтернатива». Также в Великобритании эту музыку называют словом «инди».



Бритпоп — жанр альтернативного рока, возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Характеризуется стиль бескомпромиссной «британистостью» мелодий и звучания, используя британские традиции как фольклорной так и рок-н-ролльной музыки 60-х — 70-х годов XX века.



Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock/Сайкедэлик-рок) — музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Западной Европе и в Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелес). Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены). Психоделический рок — сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.



Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал. Исполнители прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду.



Хеви-метал (англ. heavy metal, дословно тяжёлый металл) — жанр рок-музыки ответвился от хард-рока в середине 70-х, дав начало всей «металлической» музыке. Обычно этим термином называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 70-х гг., такими группами как Black Sabbath и Judas Priest. Однако иногда под хеви-металом понимают метал вообще (это особенно распространено на Западе). Происхождение названия «тяжёлый метал» — «Heavy metal» — существует много версий, выражение возникло в среде хиппи и битников.


Гранж (англ. Grunge) — стилистическое направление в рок-музыке, ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока конца 1980-х — середины 1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями — сиэтлские коллективы Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden и другие, имеющие к этому стилю более непосредственное отношение (Mudhoney). Гранж относится к тяжелой музыке наряду с хеви-метал и хард-роком. Независимая музыкальная культура панка и хардкора добавила гранжу свою эксцентричную эстетику, идеологические принципы и, самое главное, безбашенную эмоциональную окраску выступлений. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка «гнусавой» окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах — вот что стало отличительными особенностями классических гранжеров. Вместе с тем гранж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранжа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие секундовые интонации, диссонансные созвучия.



Новая волна (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Сам термин появился в печати в 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки (иногда и не рок-, например, Jean Michel Jarre, Enya, Enigma), начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: постпанк, синти-поп и т. д. до инди-рока и евро-попа. Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk) при сохранении жёсткого звучания гитар. Общим для большинства групп «новой волны» было стремление к инноваторству и развитию музыкальных технологий.

Стили рок музыки

Русский рок: история и основные группы

Блюз рок: история, особенности, основные группы

Блюз-рок – жанр рок-музыки, возникший в 60-х годах прошлого столетия при слиянии классического блюза и рок-н-ролла. Родиной жанра считаются Великобритания и США.Подробнее

Хэви метал - история музыкального жанра

Хэви метал - история музыкального жанра

Heavy Metal – музыкальный жанр, ставший основоположником метал-музыки, ныне объединяющей более двух дюжин стилей.Подробнее

Industrial Rock - история стиля индастриал рок

Industrial Rock - история стиля индастриал рок

Industrial Rock зародился в конце семидесятых. В основу стиля положена смесь различных направлений традиционного рока и характерного для стиля индастриал рок механического звучания.Подробнее

J-Rock: кратко про японский рок

J-Rock: кратко про японский рок

Психоделический рок в Советском союзе

Психоделический рок в Советском союзе

Психоделический рок – один из основополагающих жанров, оказавших влияние на эволюционирование музыки в конце шестидесятых.Подробнее

Фолк рок - история стиля folk rock

Фолк рок - история стиля folk rock

Фолк рок (folk rock) – направление в рок-музыке, сочетающее в себе элементы рок музыки и фолка. Первопроходцами жанра можно считать американскую группы The Byrds.Подробнее

Хард Рок: история стиля Hard Rock

Хард Рок: история стиля Hard Rock

Одним из основополагающих стилей музыки, повернувших все ее развитие в новом направлении стал хард рок.Подробнее

Progressive Rock: история стиля прогрессивный рок

Progressive Rock: история стиля прогрессивный рок

Progressive Rock (прогрессивный рок или, сокращённо, прог рок) – направление в рок музыке, появившееся в конце 60-х - начале 70-х и за последующие 4 десятилетия успевшее завоевать большую аудиториюПодробнее

Art Rock - история стиля Арт рок

Art Rock - история стиля Арт рок

Art Rock – направление в рок-музыке, появившееся в 60-х годах и нашедшее развитие преимущественно в Великобритании.Подробнее

Блэк метал: история, особенности и поджанры black metal

Блэк метал: история, особенности и поджанры black metal

Блэк метал – один из наиболее известных стилей экстремального метала. Своим появлением он обязан творчеству британской группы Venom, заложившей основы стиля в начале восьмидесятых.Подробнее

Стили рока: отличия и особенности

стили рока

Рок музыка начала формироваться еще в 50-е, основываясь на творчестве Чака Берри, Бадди Холли и самого короля Элвиса. За прошедшие десятилетия рок совершенно преобразился, обзавелся массой поклонников, пережил спады и подъемы. Но главное, в процессе эволюции все стили музыки, и особенно стили рока, обзавелись множеством поджанров, характеризующих самые разнообразные стороны этой музыки.

Все про основные стили музыки

стили музыки

Всё начиналось с появления рок-н-ролла, однако после британского вторжения и спада волны битломании обнаружилось, что он уступил пальму первенства новому стилю музыки – року, который уже в шестидесятых выделился в несколько совершенно разноплановых направлений. Они затем повлияли на становление десятков других стилей музыки.

стили рок музыки

Например, блюз рок и психоделика в исполнении Cream и Джимми Хендрикса стала основой формирования хард рока, популяризировавшегося такими группами как Led Zeppelin и Black Sabbath, стоявших у истоков создания целого жанра, именуемого Metal музыка. Именно саббаты вдохновили множество групп конца семидесятых на создание экстремальных стилей музыки. Также в шестидесятые зарождаются новые стили рока, среди которых прогрессивный рок, ставший особым течением, наиболее приблизившись к классической музыке.

Стили рок музыки: читайте и узнавайте

На наших страницах уделено внимание классическим жанрам рока, новомодным течениям, выделившимся в процессе смешения абсолютно непохожих стилей, а также региональным сценам и их особенностям!

Хэви метал - история музыкального жанра

Хэви метал - история музыкального жанра

Heavy Metal – музыкальный жанр, ставший основоположником метал-музыки, ныне объединяющей более двух дюжин стилей. Хэви появился в семидесятых и за почти 50 лет претерпел немало взлетов и падений, но неизменно возвращался на вершину.

Откуда родилось название жанра, и почему прижилось именно название «Хэви метал», а не «твердый кирпич»?

История Heavy Metal

Появлением этого термина мир обязан сразу нескольким личностям, которые постепенно внедрили его в сферу музыки.

Первое упоминание термина «heavy metal» произошло в романе Уильяма Берроуза в 1962 году.

Спустя 6 лет группа Steppenwolf использовала фразу «heavy metal thunder» в песне Born to be Wild, ставшей их главным хитом.

В 1970 году группа Sir Lord Baltimore выпустила альбом Kingdom Come. Именно в отношении этого альбома был впервые применён термин Heavy Metal.

Чуть позже этим словосочетанием стали описывать альбомы Black Sabbath и Led Zeppelin – в то время хард-рок и хэви-метал не отделялись на два жанра.

Black Sabbath - основатели хэви метал

Основателями хэви метал считается именно бирмингемский коллектив Black Sabbath. Мрачное звучание группы обусловило формирование нового стиля, столь популярного сейчас. А причиной этого стал несчастный случай на заводе. Тони Айомми готовился в тур с группой, но в последний день станок отхватил ему подушки пальцев. Ему пришлось нанизать бутылочные пробки на кончики, но это причиняло боль, и Айомми вынужден был опустить струны, создав мрачное звучание, характерное для творчества группы Black Sabbath.

Первые альбомы Black Sabbath стали классикой, а песни до сих пор считаются эталонами для всех групп, играющих метал.

Black Sabbath повлияли на творчество многих групп, о чём всегда говорят участники Slayer или Metallica. Многие из групп на картинке ниже обязаны своим появлением именно саббатам.

хэви метал группы

Новая волна британского хэви метал (NWOBHM)

К середине 70-х влияние хэви метал стало спадать – на смену приходил жанр панк, выражающий протест против прогрессивного рока и набирающий обороты. Виртуозная игра на гитаре сменилась бесшабашным молотиловом, которое привело к созданию hardcore и затем Thrash Metal.

Казалось Heavy Metal сошёл на нет, но Бирмингем родил ещё один коллектив – Judas Priest. Британцы предложили новый способ вернуть популярность.

Judas Priest

Замечательный вокал Хэлфорда и отточенные двойные соло Даунинга и Типтона - это хорошо. Но группа пошла дальше. Роб Хэлфорд, заглянув в лондонский секс шоп, нашел примечательные атрибуты, ставшие символикой хэви метал. Группа облачилась в кожу на альбоме 1978 года Killing Machine. Об этом упоминается в песне Hell Bent for Leather.

Также появляется и фирменная куртка Роба Хэлфорда, состоящая сплошь из металлических заклепок. Вскоре все участники метал групп стали носить кожаные штаны, куртки и добавлять металлические элементы в одежду.

Жанр начал оживать, но настоящий прорыв хэви метал совершил в 1980-е годы. В это время по обе стороны Атлантики формировались разные стили. В Британии набирала силу новая волна британского хэви метал или NWOBHM. Яркими представителями стали Diamond Head и особенно Iron Maiden, завоевавшие бешеную популярность в Англии своими ранними альбомами.

После прихода в группу в 1982 году Брюса Дикинсона группа произвела мировой фурор. Альбом «Number of the beast» стал выходом на новый уровень, сделавший «железных дев» группой, на которую стали ровняться.

В те годы в Европе блистали не только британские Saxon или Def Leppard. В Германии появилась группа Accept, ставшая достойным продолжателем линии Scorpions. Их ранние пластинки считаются не менее значимыми, чем работы лучших британских коллективов.

Американский хэви метал – расцвет Glam Metal

За океаном появился совсем другой стиль метала. Glam Metal – это яркие одежды, зачастую женские, макияж и маникюр, делавшие группы похожими на девушек, но бешено популярными.

Motley Crue - представители Glam Metal

Тогда метал стал самым популярным стилем музыки, его транслировали по всем каналам, особенно помог раскрутке стиля MTV.

В это время появляются другие стили метал музыки – Thrash Metal и Power Metal, а также экстремальные стили, такие как Black и Death Metal.

Heavy Metal в СССР

В СССР метал-музыка стала популярной в середине 1980-х. Особое влияние на развитие хэви метал оказали группы «Ария» и «Черный кофе». Чуть позже на советской сцене зажглись и другие имена, среди которых особенно ярко светилось название «Мастер».

группа Ария - представители русского хэви метал

В 90-е влияние хэви метал стало падать. Популярность альтернативного рока свела на нет его былую славу. Но ветераны метала по-прежнему пользуются популярностью, дают многочисленные концерты и выпускают свежие альбомы.

Например, группа Black Sabbath выпустила в 2013 году новый альбом, после 20 лет молчания, причем вместе с первым вокалистом – Оззи Осборном.

Другие корифеи из Англии - Judas Priest и Iron Maiden также периодически выпускают новые диски.

Блэк метал: история, особенности и поджанры black metal

Блэк метал: история, особенности и поджанры black metal

Блэк метал – один из наиболее известных стилей экстремального метала. Своим появлением он обязан творчеству британской группы Venom, заложившей основы стиля в начале восьмидесятых. Впервые звуки блэк метал звучат на альбоме, получившем соответствующее название Black Metal и давший таким образом название целому стилю метала, подарившему миру самые неординарные личности, особенно развернувшиеся в Скандинавии.

Блэк метал: история стиля

Первоначально блэк метал оставался пограничным стилем, выделившимся из среды Thrash Metal и поддерживаясь записями Venom и Bathory. Ранниеблэк метал группы можно отыскать почти во всех странах. Например, характерные для блэка черты использовала датская команда Mercyful Fate – это касается корпспейнта – традиционного грима, наносящегося на лица музыкантов блэк метал групп.

В других странах к ним относят Celtic Frost (из Швейцарии, не страдающей множеством метал групп) и Mayhem – одну из наиболее значимых групп всего норвежского рока.

Окончательно оформился жанр во время второй волны, захлестнувшей Скандинавию, преимущественно Норвегию в начале 90-х.

блэк метал

Норвежский блэк метал - что это такое, основные группы

Black metal группы Норвегии многочисленны – здесь каждая группа интересна, привнеся особые черты в развитие жанра. Достаточно вспомнить вышеупомянутых Mayhem, а также Burzum и их лидера Варга Викернеса (также игравшего в Mayhem), ставшего одной из главных фигур, популяризировавших блэк метал в СМИ.

Именно смерть Евронимуса от руки Варга стала финальным аккордом для сатанинских наклонностей самых ярых музыкантов, которые сжигали церкви, оскверняли могилы.

Среди других норвежских блэк метал групп выделяются Emperor, Darkthrone, Immortal (последние начинали как дэт металлисты, но именно они окончательно оформили звучание black metal).

Причиной популяризации стиля в Норвегии является печальный, мрачный климат страны, редкое солнце, способствующее появлению мрачного настроения и соответствующего мышления. Хотя там популярны и другие стили рока, которые можно узнать в статье норвежские рок группы.

блэк метал группы

Отличительные особенности Black Metal

Для стиля характерна черно-белая расцветка, возможно в противовес цветным надписям дэт метал. Подобным способом оформляются обложки дисков, да и корпспейнт (трупный раскрас музыкантов) также носит белый цвет. Образ музыкантов носит важную роль – зачастую сцена украшается оружием, распятиями и головами животных. Музыкальные инструменты самые традиционные – ведущая роль отводится гитаре и ударным, тогда как бас носит вспомогающую роль, как и клавиши. Вокал – преимущественно скриминг.

Тематика песен антирелигиозная, подчас сатанинская, оккультная, носящая экстремисткий характер. Однако симфо блэк группы, например, поют о природе, фентези.

Жанр совершенно не коммерческий, группы почти не записываются на крупных лейблах и сознательно уходят от коммерции.

black metal

Жанры Black Metal

Блэк разделяется на много жанров, отличающихся как сценическими образами, так и тематикой текстов и приятностью звучания для относительно непривычной аудитории.Основные подстили:

  • Тру блэк метал – наиболее чистый поджанр, придерживающийся основ стиля. Основа тру блэка в текстах, когда музыкальная составляющая вторична и часто примитивна. Эти настоящие металлисты придерживаются основ – сатанизм, поджоги церквей, экстремизм, считая все прочие группы «не тру».
  • Мелодик блэк метал – приобрёл популярность в новом веке и основывается на более мягком звучании
  • Симфоник блэк – характерно большое влияние клавишей и даже применение хора и оркестра. Возможен даже чистый вокал. Достаточно коммерчески успешный жанр. Яркий представитель Dimmu Borgir.
  • Депрессивный блэк – поющий о самоубийствах, одиночестве.
  • Атмосферик блэк – обычная тема – фольклор, характерно использование клавиш.

Зачастую black metal скрещивается с другими жанрами, например, дэт и дум метал.

Многие группы подразделяются по религиозным взглядам, даже существует христианский блэк, признающий христианство, а не сатанизм, обыкновенно положенный в основу стиля.

Метал, или металл (от англ. metal)

Cleantalk Anti-Spam


- жанр рок-музыки, появившийся из хард-рока в начале и середине 1970-х гг, преимущественно в Англии и Соединённых Штатах Америки.
Метал характеризуется «тяжёлыми» риффами электрогитар, искажённых эффектом дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивным ритмом.
Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т. п.).
Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских странах. На Ближнем востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.
Поклонников метала называют металлистами или металхэдами (англ. metalhead).

Панк-рок (англ. Punk rock)


- жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.
Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур - панк, DIY, культуры фэнзинов, позже - straight edge. В 1976-1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.
Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами - ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

Поп-рок

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock)


- стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.
Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.
Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Camel, Caravan, Supertramp и Yes) звучали не особенно похоже - хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Uriah Heep, Rush, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.

Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock)


- музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены).
Психоделический рок - сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.
В статье «Психоделия: новое модное словечко и что оно означает», появившейся в октябре 1966 в газете Melody Maker, гитарист группы Hollies Грэм Нэш, посещавший ранее психоделические сессии в США, писал: «Они стараются воссоздать ЛСД-сессию без использования наркотиков… это попытка раскрыть сознание до предела. В теории, мы задействуем только 20 процентов мозга, но при приеме ЛСД - целых восемьдесят. Они пытаются добиться того же самого, но посредством сочетания музыки и световых эффектов».
Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и других эффектов.

Рок-н-ролл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll - русск. качайся и катись)


- стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, и рокабилли и т. п. В данной статье будет рассматриваться именно первое определение.

Экспериментальный рок


- музыкальный стиль, основанный на рок-музыке с экспериментами над звучанием базовых элементов жанра и техникой исполнения. Обычно композиции экспериментального рока являются полной противоположностью стандартной музыкальной структуры «куплет-припев-куплет». Так как в целом главной идеей является стилевая свобода и новаторство, то в этом направлении музыки не существует устроявшихся правил, но среди характерных признаков стиля выделяют импровизации, влияние авангардной музыки, присутствие нестандартных для рока инструментов, сложные тексты песен (или вообще их отсутствие), странные необычные композиционные структуры и ритмы, а так же фундаментальное отвержение коммерческих стремлений.

Джаз-фьюжн (также джаз-рок фьюжн, рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion - сплав)


- музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, метал, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.
В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали десятилетием наибольшего развития фьюжна, хотя стиль хорошо представлен и в более поздние времена. Будучи скорее систематизированным музыкальным стилем, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается фьюжном.
Фьюжн-музыка обычно инструментальна, часто со сложными тактовыми размерами, метром, ритмом и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других западных музыкальных формах.
Фьюжн-музыка обычно получает мало эфирного времени на радио в США, вероятно, из-за её сложности, отсутствия вокала и длинных композиций. Европейское радио более дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и Южной Америке присутствует значительное количество поклонников этого стиля музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн, включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo! Launchcast.

Индастриал (от англ. industrial - «промышленный»)


- музыкальное направление (жанр), отличающееся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков.

Рэп-рок (англ. Rap rock)


- это жанр музыки соединяющий вокальные и инструментальные элементы хип-хопа с разными формами рок-музыки. Исторически первыми рок-группами экспериментировавшими с рэпом были Blondie и The Clash. Ремейк на песню "Walk This Way" 1975 года выпустила группа Aerosmith (совместно с Run-D.M.C.) в 1986 году, что способствовало популяризации хип-хопа среди белой аудитории. Почти одновременно в рамках жанра появились фанк-метал и рэпкор, чуть позже оформился рэп-метал. Впоследствии рэп-рок стал основой для нью-метала.

Фолк-рок


- музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки. Вероятно первой фолк-рок песней была американская народная «House of the Rising Sun», исполненная британской рок-группой «The Animals» в 1964 году. Музыка «The Beatles» оказывает сильное влияние на калифорнийскую группу «The Byrds», которая записывает электрическую версию «Mr Tambourine Man» Боба Дилана в 1965 году и основывает американское фолк-рок движение.

Альтернативный рок (англ. Alternative rock)


- термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк-роке, постпанке и др. В настоящее время альтернативный рок разделяют на две стадии: первая - это группы 1980-х гг. с широким диапазоном музыкальной самоидентификации; вторая - группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991-1993 гг. такую же поддержку крупных лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы (сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем и постгранжевыми группами, сам, таким образом, став жанром), при этом более бескомпромиссные ансамбли ушли в андерграунд.
Термин «альтернативный рок» наиболее употребителен в США. В России и Великобритании чаще используют названия «альтернативная музыка» и «альтернатива». Также в Великобритании эту музыку называют словом «инди».

Глэм-рок (англ. Glam rock, от glamorous - «эффектный»)


- жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. и ставший одним из доминирующих жанров первой половины того десятилетия. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа, андрогинный облик. В музыкальном отношении глэм-рок был неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок и эстраду. Элементы стиля глэм-рока оказали значительное влияние на диско, панк и новую волну. Глэм-рок также известен под термином глиттер-рок.

Готик-рок (англ. gothic rock)


— музыкальный жанр, являющийся поджанром альтернативного рока. Первые музыкальные коллективы, играющие в этом жанре были тесно связаны с английским панк-роком и пост-панком. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а также готическое направление в искусстве Нового времени. Лучшими примерами групп, исполнявшими готик-рок могут служить Bauhaus, The Cure, Siouxsie & the Banshees, The Sisters of Mercy и The Mission. Готик-рок стал основой для готической субкультуры, которая впоследствии существенно расширилась.

Инструментальный рок

Русский рок


- собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами. На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня, исполняемая, как правило, под акустическую гитару.

Симфонический рок (англ. Symphonic rock)


- стиль рок-музыки, изначально поджанр прогрессивного рока, для которого характерно особое симфоническое звучание, достигаемое, как правило, клавишными инструментами за отсутствием большого числа классических инструментов симфонического оркестра. Сегодня к симфо-року зачастую относят группы, имеющие в своем составе клавишные.

Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок)


- жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными на риффах. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х - начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп как Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. От хард-рока к середине 70-х ответвился хэви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока.
То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счёт специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).

Христианский рок


- разновидность рок-музыки, посвящённая теме христианства. Группы христианского рока исполняют песни о Боге, вере и душе, и обычно состоят из воцерковленных христиан. Христианский рок выделяется исключительно по текстам, он не имеет своих музыкальных характеристик и может исполняться на самые различные по технике стили рок-музыки. Выделяют христианский классический рок, христианский металл (уайт-метал), христианский хардкор.

Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция "имо")


- термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля - манера вокала, включающая в себя зачастую визг,стоны, шёпот, рёв. Тексты песен носят личностный характер - о переживаниях авторов, реже - политический характер.
В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.
На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

J-Rock (Японский рок)


-обобщающее название для более 20 направлений рок-музыки по происхождению коллективов из Японии.Часто путается с Visual kei что неверно, так как второй является поджанром первого.Часто используется для обозначения всех направлений рока Японии в целом, но иногда так же популярны обозначения J-metal, J-punk и J-ska для японских групп данных направлений.

Читайте также: