Выбить рисунок на металле

Обновлено: 21.09.2024

Выбивание рельефных изображений или надписей на поверхности металла называется чеканка по металлу. Этот вид прикладного искусства дизайнеры применяют для создания эксклюзивных декоративных предметов интерьера, украшений, посуды и пр. В прежние времена в казначействах были мастерские по чеканке монет.

Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях

Основы процесса

Изображение создают ударами молотка по инструменту, приложенному к поверхности металла. Конфигурация оттиска зависит от формы рабочей части инструмента. Затем его последовательно переставляют и повторяют операцию до тех пор, пока не будет выбит весь рисунок. Сложные изображения чеканят несколькими инструментами с рабочей частью разной формы.

В зависимости от предпочтений чеканку металла выполняют в разных стилях:

  • историческом;
  • древнерусском;
  • восточном;
  • грузинском;
  • марокканском;
  • узбекском;
  • современном.

Качество изображений зависит от степени подготовки чеканщика.

Независимо от стиля у каждого мастера свой «почерк» выполнения работы. Несмотря на кажущуюся сложность освоить чеканку по металлу своими руками нетрудно.

Сложные изображения чеканятся разными инструментами

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

  1. Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
  2. Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
  3. На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
  4. Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

  1. Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
  2. Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
  3. Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
  4. Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
  5. Алюминием и его сплавами. Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
  6. Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки. Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
  7. Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
  8. Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
  9. Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
  10. Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

  • соляной, серной, азотной кислотами;
  • поташом;
  • сернокислой медью.

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

  • емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
  • двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
  • ванночками для химических растворов;
  • ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
  • паяльной лампой для проведения отжига;
  • резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
  • брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
  • металлической плитой для правки.

Основные инструменты для чеканки по металлу

Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

  • трубочками создают округлые углубления;
  • обводными проводят линии в виде ряда точек;
  • канфарниками наносят контуры изображения;
  • лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
  • пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
  • сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
  • фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.

Виды чеканов

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

Разметку и механическую обработку выполняют:

  • чертилкой, металлической линейкой, циркулем, угольником;
  • ножницами и ножовкой по металлу;
  • лобзиком при нанесении ажурной чеканки;
  • пробойниками из инструментальной стали;
  • напильниками с мелкой и крупной насечкой.

Технология чеканки

Работу выполняют в следующем порядке:

  • на бумаге рисуют изображение в натуральную величину;
  • по размерам эскиза от металлического листа отрезают пластину с припусками, которые нужны для крепления на подложке или при оформлении в рамке;
  • заготовку отжигают с последующим выравниванием;
  • на лицевую сторону наносят слой белой гуаши или краски;
  • через копирку изображение наносят на металл, затем обводят чертилкой;
  • на заготовке, закрепленной на подложке, сначала выбивают внешний контур рисунка и внутренние линии, затем детали рельефа.

На завершающем этапе проводят декоративную отделку:

  • шлифовку, чтобы удалить неровности и шероховатости;
  • полировку, после которой изделие приобретет законченный вид, а у металла повышается стойкость к коррозии;
  • патинирование (состаривание) ― обработку сернистыми и хлорными растворами для имитации старины;
  • окраску латунных и медных изделий металлизированными красками;
  • оксидирование химическими растворами для придания поверхности цвета от зеленых до черных тонов;
  • эмалировку стеклянными сплавами разных цветов применяют для декорирования небольших изделий или отдельных деталей;
  • тауширование ― вбивание тонкой проволоки из другого металла, чтобы выделить контур или детали изображения.

Важно!

До начала декоративной обработки изделие промывают, обезжиривают, сушат в древесных опилках.

Процесс чеканки своими руками

Учиться искусству чеканки начинают с простых изображений, которые нетрудно найти через интернет в свободном доступе. После освоения навыков работы с разными типами чеканов переходят к сложным композициям. Для выполнения первых объемных изображений лучше выбрать медь.

Важно сразу научиться правильно вести чекан. Его держат, немного отклоняя назад, пальцами левой руки, не используя мизинец. Чтобы не ограничивать свободу движений руку держат на весу, не опираясь локтем на столешницу. Инструмент продвигают вперед после нанесения отпечатка нужной глубины. При выполнении чеканки по меди своими руками рекомендуют наносить на поверхность заготовки тонкий слой пластилина, чтобы чекан лучше скользил.

Чтобы улучшить пластичность, лист металла отжигают. Чеканку начинают с нанесения наружных контурных линий на лицевой поверхности. С изнанки контур вытягивают после набивки внутренних линий. Затем набивают и выравнивают основной рельеф. Работу завершают декоративной обработкой.

Поскольку финишную отделку выполняют токсичными веществами при работе в домашних условиях необходимо соблюдать правила техники безопасности обращения и хранения агрессивных жидкостей. Обработку проводят внутри вытяжного шкафа или обеспечивают эффективную вентиляцию помещения. Емкости с реактивами закрывают хорошо притертыми пробками.

В настоящее время чеканка очень популярна. Поэтому после освоения этого вида художественной обработки металла можно организовать прибыльное дело. Тематические рисунки можно легко найти в интернете и на их основе создавать оригинальные композиции.

Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканка

Чеканка – метод декорирования изделий из металла путем выбивания всевозможных узоров. История этого вида искусства берет начало в глубокой древности. Название «чеканка» происходит от тюркского слова «чекан», означающего «молот, топор». С появлением первых металлических предметов возникла и чеканка. Рельефные орнаменты наносили на посуду, воинское оружие, шлемы, монеты, ювелирные украшения и т.п.

Находки археологов дают понять, что чеканку использовали древнейшие цивилизации, жившие в середине 4 десятилетия до н.э. Египетские мастера выполняли удивительные посмертные маски из золота для усопших фараонов, в том числе и для Тутанхамона. Древние греки и римляне выбивали узоры на воинских доспехах, различных предметах быта.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Примеры чеканного искусства

Во многих странах существовали специальные школы художественной чеканки. Популярность этого вида искусства объяснялась его доступностью, отсутствием отходов, долговечностью изделий. В 19 веке техника вошла в монументальное искусство. Один из ярчайших примеров – статуя Свободы в Америке. Она выполнена из отчеканенных медных листов.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканка и результат

В Советском Союзе с помощью чеканки создавали многочисленные памятники в честь ВОВ, Октябрьской революции. Во многих российских городах до сих пор сохранились эти работы. В наши дни искусство проживает новую жизнь. Особенно популярна чеканная бижутерия, которую многие именитые модельеры используют в своих коллекциях. К примеру, в коллекции Bottega Veneta от Dolce&Gabbana присутствуют уникальные металлические украшения.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканные украшения

В древние времена чеканные изделия часто изготавливали из драгоценных материалов, сегодня же используют более доступные металлы:

1. Медь податливая, легко обрабатывается, имеет приятный красноватый оттенок. Рельефные узоры на меди выглядят восхитительно. Медные листы для чеканки в толщину не превышают 1,5 мм.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Листовая медь

2. Красная медь более податливая, не подвергается коррозии. Поскольку она мягкая, узоры наносятся легко. Материал можно прокатать до толщины в 0,05 мм.

3. Латунь – это медно-цинковый сплав, в который иногда добавляют алюминий, железо, марганец. Материал обладает приятным золотистым цветом с желтоватым оттенком. Латунь легко резать, полировать, соединять сваркой, а вот наносить на нее узоры сложнее, чем на медь.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Листовая латунь

4. Алюминий. Как правило, узоры выбивают на алюминиевой пластичной фольге. Плюс материала в том, что его не нужно дополнительно обрабатывать. Чеканка на алюминий наносится легко, однако тонкие изделия подвергаются деформациям.

5. Томпак – сплав латуни, в который добавляют от 3 до 12% цинка. Материал имеет красноватый оттенок, дарящий готовым изделиям уникальный внешний вид. Из томпака делают медали, значки, бижутерию, различную декоративную посуду.

6. Жесть – плотный материал, который просто обрабатывать. На него легко наносить узоры. Оптимальный вариант для новичков, ранее не сталкивавшихся с чеканкой.

7. Черный металл – это мягкая сталь, содержащая мало углерода. Подходит для различных чеканных изделий.

8. Нержавеющая сталь не поддается коррозии, но ее тяжело обрабатывать, поскольку материал плотный и прочный. Делать чеканку на таком металле сложно.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Нержавеющая сталь

9. Сплавы никеля (мельхиор или нейзильбер) пластичны, легко полируются, подходят для разных видов отделки. Благодаря правильной обработки никелевые сплавы приобретают различные оттенки: бронзовый, золотой, серебристый.

СОВЕТ! Материал для чеканки обязательно брать качественный, без пятен, царапин и прочих повреждений. Для создания бижутерии удобно использовать специальные металлические листы от фирмы Elvas. Они тонкие, ровные, не расслаиваются и имеют приятный медный оттенок.

Чтобы осветлить металл, придать ему другой оттенок, используют кварцевый песок или мелкую пемзу. Изменить цвет медной пластины можно с помощью нагревания. Лучше всего делать это специальной горелкой. Для обработки материалов отлично подходит металлическая вата. С ее помощью можно искусственно «состарить» металл.

Виды чеканки по металлу

Самым красивым из существующих видов данного искусства считается ажурная чеканка. Узор на металле похож на нежное кружево. Фон высекают на материале специальными засечками, после чего по ним высекают узор. Поскольку элементы рисунка получаются тонкими, обжигать их нужно очень осторожно, иначе они расплавятся. Как правило, ажурную чеканку используют для украшения готовых объемных изделий.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Ажурная чеканка

Следующая по популярности контурная чеканка. Ее наносят на плоские листы. Готовые узоры напоминают гравировку. Зачастую контурную чеканку применяют для украшения элементов декора.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Контурная чеканка

Один из самых сложных вариантов – объемная чеканка. Изображение выполняют на объемных предметах. Работать в такой технике могут только опытные мастера. Более простой вариант – рельефная чеканка. Предварительно на металл наносят черновую разметку, выбивают общий контур узора, после чего четко высекают рельеф. Готовое изделие выравнивают и обрабатывают.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Рельефная чеканка

Как и чем делать чеканку

Изначально нужно нанести желаемый узор на лист бумаги, четко проработав все мелкие детали и элементы. Затем лист закрепляют на металлической пластине. Важно, чтобы узор полностью поместился на заготовку, а по краям осталось минимум 3 см свободного места. По эскизу на поверхность металла точечно наносят рисунок, используя канфарник – стержень с острым краем.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Нанесение узора

Затем бумагу удаляют и прорабатывают все детали картины с помощью чеканов – инструментов, для выбивания узоров на металле. Важный момент в работе – правильное положение чекана. Его нужно слегка отклонять назад, держа руку на весу. Выполнив отпечаток, инструмент аккуратно продвигают вперед и наносят следующий отпечаток. После нанесения узора готовое изделие шлифуют, чтобы удалить шероховатости. После полировки чеканка приобретает финишный вид.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканные работы

СОВЕТ! Осваивать чеканку следует с простых узоров, их легко найти на просторах интернета. Лучший материал для новичков – медные листы.

Для создания бижутерии удобно использовать специальные фигурные штампы от фирмы Elvas. Они представляют собой металлические стержни, на одном конце которых выполнен определенный узор. Штамп располагают в нужном месте изделия узором вниз, по второму концу ударяют молотком. Самое сложное – рассчитать силу удара. Первые разы лучше потренироваться на отдельном участке металла. Со временем сила удара станет равномерной.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Фигурные штампы

Для создания самодельных украшений помимо фигурных штампов могут понадобиться следующие инструменты:

  • ножницы по металлу;
  • металлический блок (на нем удобно выпрямлять вырезанные изделия, также его используют во время нанесения узоров штампами);
  • молоток;
  • дырокол по металлу;
  • ручная горелка;
  • металлическая вата;
  • надфили;
  • линейка и карандаш для прочерчивания заготовок.

Свою первую самодельную чеканку можно сделать из подручных материалов. Листовой металл заменит разрезанная жестяная банка или плотная фольга. Эскиз рисунка выполните на бумаге и наклейте его на обратной стороне вырезанной жести

НА ЗАМЕТКУ! Приклеивать эскиз нужно именно с тыльной стороны, тогда выдавленный рисунок окажется на лицевой. Надежно закрепляйте рисунок, чтобы он не смещался в процессе работы.

Выдавливать чеканку нужно каким-либо подходящим тупым твердым предметом. Подойдет отвертка, ложка, шляпка болта. Для первого раза этого будет достаточно. Если вы соберетесь более профессионально заниматься чеканкой, необходимо будет приобрести специальные инструменты: чеканы, ножницы по металлу, тиски, молоток для чеканки, фигурные штампы и т.п.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Профессиональная чеканка

Не бойтесь открывать для себя что-то новое. Поверьте, металлические сережки или браслет с чеканкой непременно будут притягивать взгляды прохожих, вызывая восхищение и восторг. Оригинальные украшения не только подчеркнут вашу индивидуальность, но и послужат прекрасным подарком для родных или друзей. Чеканные изделия долговечные, самодельные металлические аксессуары будут радовать вас своим внешним видом долгие годы.

Чеканка

Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.

Изделие чеканки Мастер чеканки по металлу

Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.

Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.

Чеканка - ручная работа

Чеканка — ручная работа

Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.

Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.

Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.

Основные виды чеканки

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

Виды чеканки Объемная чеканка по металлу

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

Материалы и инструменты для чеканки

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.

Изделие из мельхиора

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Технологический процесс

Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.

Технологический процесс чеканки

Технологический процесс чеканки

Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур. Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте. Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Чеканка своими руками

Чеканка, выполненная своими руками, станет хорошим украшением интерьера и будет длительное время радовать глаз.

Для создания картины лучше всего подойдет лист меди или алюминия. Эти материалы обладают всеми необходимыми свойствами для создания желаемых узоров и картин.

Для выполнения чеканки, начинающему мастеру потребуются:

  1. медный или алюминиевый лист;
  2. лист резины или фанеры, который будет служить подложкой для выполнения чеканки;
  3. инструмент для выполнения контурной и объемной чеканки;
  4. молоток и пр.

Само собой, работу по получению изображения на металле нельзя начать выполнять без наличия рабочего эскиза.

Перед началом работы необходимо подготовить основной материал, в частности, необходимо разогреть лист материала и затем дать ему остыть.

Проанализировав эскиз, будущий мастер должен принять решение — какие линии будут формироваться на лицевой, какие на изнаночной стороне.

Гравировка на металле

Тысячи лет назад человечество освоило способ рисунка на металле. Способ основывался, как снятие верхнего слоя поверхности вещества подручными способами. Появление в обиходе человека металла, появилась необходимость освоении нового ремесла – гравировки.

Новейшее оборудование и технологический процесс позволяют создавать красивые, уникальные вещи. Станочный способ предполагает работу в автоматическом режиме, что существенно экономит время. Для домашнего вида работ, достаточно освоить способы художественного дела. Перенос рисунка возможно произвести лазером или специальной машинкой.

Гравировка на металле

Гравировка на металле

Основные виды гравировки на металле

Ремесло под названием гравировка появилось множество столетий назад. Предметы и украшения, выполнение с индивидуальной гравировкой передаются поколениями. Гравировка на металле позволяет придать изделию индивидуальный вид и уникальность. На практике имеется несколько видов гравировки.

Ручная гравировка появилась самой первой, пользуется спросом при выполнении ювелирных украшение по сей день. Детали, имеющие неровную поверхность обработать машиной практически невозможно. Нанесение надписей на кольцах и других украшениях выполняется в основном ручным способом. Инструментом для работы служит штихель, небольшая стамеска с заостренным концом. Гравировка ручным способом делает приятным внешний вид, добавляет стоимости. Минусами данного способа стоит отметить высокую цену, выполнение работ требует необходимых профессиональных навыков и мастерства.

Ручная гравировка на металле

Ручная гравировка на металле

При механическом способе применяется специальный станок, используемый инструмент спец фреза, которая снимает часть верхнего слоя с поверхности изделия. Простая работа, а также невысокая ее стоимость сделали данный способ практически самым распространенным. Поверхность изделия должна быть максимально ровной и соответствовать размерам станины при оборудовании. Материалы повышенной прочности обрабатываются инструментом с алмазным напылением.

Лазерная гравировка на металле более новый способ обработки изделий. Быстрота работ, доступность технологий сделали метод наиболее используемым видом. Изделие принимает необходимый рисунок или надпись путем выжигания при гравировке лазером.

Процесс лазерной гравировки на металле

Процесс лазерной гравировки на металле

Данный вид имеет несколько минусов, одним из них является то, что надпись или рисунок быстро стираются с продукта. На ювелирных изделиях лазерная гравировка смотрится эстетично, качество работы зависит от инструмента и квалификации мастера.

Общая технология

Выполнение процессов гравировки предполагает множество видов техник. Основные способы это ручная и механическая, последняя подразделяется на категории оборонной и штриховой.

  1. Объемный рисунок возможно получить путем применения оборонной гравировки, более глубокая обработка подразумевает трехмерную гравировку.
  2. При выполнении поверхностных действий применяется штриховая техника. Процесс производится в несколько шагов, наносятся линии контура обработки, штриховыми движениями снимается часть металла с поверхности.

Оборонная техника гравировки Штриховая гравировка

Самостоятельное выполнение резцовой гравировки выполняется штихелем. Специальный инструмент возможно приобрести в художественных магазинах. Принадлежности для ручного процесса подразделяются на типы:

  • Мессер — штихель необходим для изготовления тонких линий.
  • Гравировка, предусматривающая параллельные линии делается реп-штихелем.

Инструменты для гравировки по металлу невозможно использовать без качественной заточки штихеля. Для качественной работы нужно обточить инструмент мелкозернистым точильным камнем, после чего протереть кожаной тканью.

При работах мелкими предметами, понадобится специальная подушка. Изготовить данный инструмент можно своими руками, материал одинаковых размеров соединяется нитью по краям. Необходимо оставить промежуточное место для наполнения сыпучим материалом или песком. Заготовка выворачивается наизнанку, в образованное отверстие высыпается песок, после чего вся остальная часть подушки зашивается строчкой.

Использование инструмента потребует аккуратного отношения и предварительных навыков. Нужно использовать инструмент как обычную ручку при письме, большим пальцем рабочей руки придерживают инструмент сбоку.

Гравировка по металлу выполняется от себя, в случаях изменения направления рисунка или надписи, наилучшим вариантом остается разворачивать подушку в нужных направлениях.

Нанести рисунок на металл возможно путем лазерной гравировки. Уникальное изделие может использоваться в виде подарка или подписи фурнитуры. Изменение дизайна, надписи на металлических изделиях, доступны такой технологией, как лазерная гравировка.

Цветная гравировка

Нанесение рисунка в цветном виде происходит с использованием стеклографа, выполненного в форме карандаша или тушью. После гравировки, поверхность обрабатывается бесцветным лаком, чтобы сохранить максимально дольше результат. Четкий рисунок возможно получить с помощью красок на масляной основе, перед нанесением поверхность расцарапывается и обрабатывается краской.

Цветная гравировка

Чернение возможно получить без использования специального оборудования. Применяется смешанные вещества карбоната калия и серы, пропорции соблюдаются один к двум. Необходимо поместить смесь материалов на медленный огонь в удобной таре, процесс необходимо пристально контролировать и перемешивать состав. После почернения состава, огонь выключается, а смесь перетирается в ступе. Процесс чернения происходит несколькими шагами:

  • Состав смешивается водой в соотношении один к 9.
  • В специальную емкость опускается предмет, подготовленный к выполнению действий.
  • Нагрев детали происходит до того момента, пока не произойдет чернение, материал должен приобрести необходимый оттенок.

Перед нанесением надписи необходимо сделать сделать фон, такие случаи не требуют обработка лаком. Гравировка по металлу может быть выполнена с разными оттенками, достаточно смешать специальные вещества. Раствор из хлористого цинка и медного купороса придаст детали темно коричневый оттенок, смешивание производится 1 к 1 водой. Сероватый оттенок возможно получить из смеси 2 гр. поташи и серы, обычной поваренной соли к литру воды. Раствор сернистого калия в соотношении грамм к 250 гр. воды, придаст изделию красный оттенок.

Чернение гравировки

После окончания деятельности удаляется используемый лак. Существует техника черни, процесс не схож с чернением при гравировке по металлу. Процесс возможно произвести только механическими способами, из подручных предметов исполнение невозможно.

Способы гравировки в домашних условиях

Процесс гравирования по металлу выполняется несколькими известными способами. Все возможные варианты отличаются необходимым инструментом и навыками.

Лазерная гравировка, осуществляемая по металлу потребует наличие необходимого оборудования. При небольших объемах деятельности, затраты на покупку оборудования можно считать неприемлемыми. Гравировка лазером позволяет отображать малейшие детали при работе, рисунок выглядит четко, без помарок. Данный вид подходит для предпринимателей, ремесло у которых является основным видом дохода.

Ручное выполнение потребует всего нескольких инструментов, наличие химических составов. Высокое качество рисунка возможно получить только при наличие определенных навыков в данной сфере. Инструмент для работы должен быть отлично заточен и разнообразен, для выполнения деятельности на профессиональном уровне.

Использование специального прибора для нанесения рисунков и надписей

Получение качественного изделия по окончанию процесса – главный приоритет любого мастера. Для выполнения работ своими руками, в домашних условиях, наилучшим вариантом является приобретение инструмента под названием гравер. Наличие множества оснасток, приспособлений расширяют спектр применения и делают труд удобным. Механическая гравировка выполняется по технологии.

  1. Перед тем, как сделать гравировку необходимо подготовить узор или рисунок. Разметить изделие можно тонким маркером или заточенным карандашом, также можно воспользоваться копиркой.
  2. Использовать инструмент необходимо при достаточном освещении, работы производить в одном направлении, чтобы избежать отколов и заусенцев.
  3. По окончанию действий с металлом, область произведения покрывается бесцветным лаком. Для закрепления результата возможно использовать воск, наносимый тонким слоем на изделие.

Ручной гравер

Использование ручного гравера или бор машинки необходимо производить только со специальным инструментом. Выбор насадок настолько велик, что существует вероятность перепутать инструмент, что в конечном итоге приведет к порче изделия.

Нанесение рисунка, используя подручный набор материалов

Различные виды гравировки в домашних условиях возможно выполнить путем электрохимического воздействия. Для использования понадобится набор средств, которые имеются у каждого под рукой.

  1. Емкость соответствует полному размеру изделия. Деталь должна полностью помещаться, горлышко должно быть наиболее широким для удобной работы. Для небольших изделий подойдет граненый стакан, наилучшим вариантом остается стеклянная банка.
  2. Провода для соединения с зажимами. Возможно использовать бытовую прищепку с фольгированными зажимами, но лучше воспользоваться специальными «крокодилами».
  3. Источник напряжения. Достаточно зарядки от мобильного телефона выходом более 1 ампер. Возможно использование зарядного устройства для аккумулятора автомобиля или бытовых приборов мощностью до 12 вольт.
  4. Соль используется в необходимой концентрации, на 250 мл воды, примерно 2 чайные ложки.
  5. Лак для ногтей. В хозяйственных магазинах существует заменитель – цапон — лак. Состав идентичен, также легко оттирается ацетоном или спиртом.

Процесс происходит путем нанесения рисунка на металл зубочисткой либо иголкой. После наносится слой лака на поверхность. Плюсовой провод источника питания прикладывается к изделию, минус опускается в стакан с водой, металлическим предметом. Глубина травления металла зависит от времени процесса. По окончании процесса травления, слой лака удаляется ацетоном.

Гравирование по металлическому предмету бормашиной

Инструмент работает путем снятия слоя металла с поверхности изделия.

Цена бор машинки кусается, поэтому для использования несколько раз – покупка не целесообразна.

Для использования данного способа понадобится набор различных насадок. Сделать гравировку машинкой не отнимет множество времени на подготовку и процесс. Перед началом действий с металлом, следует протестировать станок обычным металлом, привыкнуть к работе, полностью изучить конструкцию.

Гравировка по металлу с использованием различного оборудования

Человечество обуздало ремесло работы по металлу более пяти тысячелетий назад. Совершенствующиеся каждым днем технологии позволяют производить работы различным оборудованием.

Гравировка лазером используется совместно с пастой-раствором. Наносится раствор на материал перед процессом, на обрабатываемый участок. Лазером выжигается рисунок или надпись, путем изменения температуры, химического процесса. Раствор сопутствует растворению лишнего материала. Гравировка лазером используется в различных направлениях, но цена очень высока, за счет использования дорогостоящего оборудования.

Алмазная гравировка

Алмазная гравировка выполняется фрезой со специальным напылением и конструкцией. Исполнение предполагает четырёхгранные выемки, которые переливаются при просмотре изделия под разным углом.

Работа с объемными деталями возможна на фрезерном станке. Оборудование можно изготовить при домашних условиях, а также приобрести в специализированных магазинах. Обработка материалов фрезерным станком используется при серийном производстве, подходит для сувенирных изделий, брелоков и других металлических материалов.

Гравировка на производстве

Процесс не отличается от работ в домашних условиях. Перед действиями полируется предмет, затем обезжиривается. Перед подготовкой к процессу изделие тонируется серным раствором, который распределяется равномерно по детали.

Обведение рисунка происходит с помощью металлической иглы по приклеенной кальке. Рисунок и тени выполняются максимально реалистично, для получения качественного результата.

Лазерная гравировка на производстве

Лазерная гравировка на производстве

Далее происходит основной процесс, специальным гравером выводиться рисунок и остальные штрихи.

После работ рисунок покрывается защитным слоем из бесцветного лака либо воска. Затем изделие протирается насухо, полируется для получения блеска.

Инструменты и материалы

При потребности в качественной гравировке следует обратиться к сотрудникам специальной мастерской. Качественное оборудование для гравировки по металлу позволяет выполнить более точную и красивую работу.

Уровень подготовки, опыт мастера играют не маловажную роль в процессе и конечном результате.

Работы с металлом требуют следующих материалов:

  • Изделие или металлический кусок.
  • Лак для защиты поверхности.
  • Производственная калька.
  • Гравер – инструмент, с металлическим бором.

Как выбрать оборудование

Каждый тип оборудования сделает процесс более быстрым и качественным. Современные технологии позволяют выписывать различные узоры, надписи высоких сложностей на металле.

К примеру, использование специальной пасты на станках ЧПУ позволяет выполнять на металле узоры с отличающимся контрастом. Качественные инструменты для гравировки помогут для воплощения на металле рисунков и других идей.

Советы перед гравировкой

Для выполнения качественной работы стоит приобрести профессиональный набор для ручной гравировки. Ручной инструмент позволит набить руку, изучить все тонкости работы. После получения необходимой практики и навыков, возможно перейти к более сложным методам, используя специализированное оборудования.

Советы по гравировке на металле

Вырезание по металлу производится только качественным инструментом. Оборудование, оснастки необходимо покупать в специальных магазинах с гарантией качества. Изготовка инструмента в домашних условиях потребует выбора надежных материалов. Штихель и граверы должны быть идеально наточены для получения необходимого конечного результата. Затупленный инструмент может испортить изделие, нанести увечья мастеру, при работах режущими поверхностями стоит соблюдать технику безопасности.

Для того, чтобы гравировать металл своими руками, существует достаточно способов и технологий. Большое количество металлов, которые подвергаются гравировке дают возможность воплотить в жизнь самые креативные идеи.

Технология гравировки на стали

Существует несколько видов обработки стали, подразумевающие механическую обработку и ручную. Технология нанесения подразделяется на оборонную и штриховую. Основным инструментов для выполнения тиснения по металлу является штихель. Его можно приобрести в хозяйственном магазине, либо изготовить в домашних условиях.

Гравировка на стали

Гравировка на стали

При любом случае, стоит обратить внимание на состояние режущего элемента, произвести заточку. Технология гравировки происходит путем удаления верхнего слоя метала по направлению от себя.

Особенности гравировки на обручальных кольцах

С давних времен отличительной особенностью обручальных колец является гравировка. Подход к надписи либо рисунку происходит индивидуально, согласно предпочтению заказчика. Наиболее распространенными способами являются углубленный либо рифленый метод. Наиболее распространена работа ручным способом на ювелирных изделиях. Ювелирами предлагается множество вариантов написания текста, а также способов отображения. Сложность работы оценивается индивидуально с каждым заказчиком.

Гравировка на обручальных кольцах

Гравировка на обручальных кольцах

Распространенным способом также является лазерная гравировка. Лучом выжигается верхний слой металла, скрепляется лаком. Важно помнить, что подгонка по размеру уже готового изделия практически невозможна, необходимо заранее определиться размером и типом продукта

Травление металла

Удаление части поверхностного слоя металлического изделия с помощью химической реакции называют травлением. Эта технология известна человеку уже несколько тысячелетий, наряду с чеканкой и чернением ее применяли для отделки металлических деталей оружия и домашней утвари, украшений и ритуальных предметов. В наши дни травление металлов применяется в художественных промыслах, для нанесения гальванических покрытий, для создания изображений и надписей на металлических изделиях.

Электрохимическое травление лезвия ножа

Электрохимическое травление лезвия ножа

Суть метода

Перед проведением травления на те участки поверхности металла, которые не должны быть вытравлены, наносится защитное покрытие, устойчивое к травящему веществу (протраве).

Далее деталь подвергают воздействию кислой среды или погружают в емкость с электролитической жидкостью. Чем дольше деталь подвергается обработке, тем больший слой металла разъедается агрессивной средой. Травление металла может осуществляться в несколько приемов, это так называемое многослойное протравливание.

Травление изображений на металле проводят как в промышленных, так и в домашних условиях.

Способы травления металла

Исходя из применяемых для разъедания слоя металла материалов, различают такие способы травления металлов, как:

  • Химический (жидкий). Применяются кислые растворы. Не требует сложного оборудования и дорогостоящих материалов. В ходе работы образуются вредные для здоровья испарения.
  • Электрохимический. Применяется раствор электролита и пропускаемый через него электрический ток. Характеризуется большей скоростью процесса, более точным исполнением деталей рисунка, экономным расходованием рабочей жидкости. Не образует вредных испарений
  • Ионно-плазменный (сухой). Поверхностный слой испаряется пучком ионизированной плазмы. Применяется при производстве микроэлектронных компонентов.

Ионно-плазменный метод требует высокоточного и дорогостоящего оборудования и применяется только в условиях промышленного производства. Жидкий метод, электрохимическое травление металла и даже электрохимическая гравировка доступны и в домашних условиях.

С помощью гальванического травления можно самостоятельно сделать печатную плату, практически не уступающую промышленной.

Гальваническое травление металла

Гальванический способ травления выгодно отличается от жидкого отсутствие необходимости использования кислот, дающих вредные испарения. В зависимости от материала заготовки используются разные электролитические растворы:

  • Сталь и железо — нашатырь и железный купорос
  • Медь и ее сплавы (бронза, латунь)- медный купорос
  • Цинк – цинковый купорос.

Гальванический способ травления рисунка на металле

Гальванический способ травления рисунка на металле

Для проведения процесса в домашних условиях потребуется:

  • Гальваническая ванна из непроводящего материала.
  • Блок питания на 5 вольт постоянного тока.
  • Металлический катод (из того же металла, что и заготовка.)
  • Проволочные подвесы для заготовки и катода. Заготовка не должна касаться стенок или дна ванны.
  • Две проводящие штанги, превосходящие по длине ванну.

Одну штангу присоединяют к отрицательному выводу блока питания и вешают на нее катод.

Другую штангу — к положительному выводу и подвешивают на нее изделие, которое будет служить анодом.

При подаче напряжения начинается процесс электролитического переноса металла с изделия на катод. Он будет происходить с участков поверхности, не покрытых защитным лаком.

Художественное травление металла

Художественное травление металла проводят как гальваническим, так и жидким методом.

Художественное многослойное травление металла

Художественное многослойное травление металла

Мастера народных промыслов и просто домашние умельцы получают с его помощью высокохудожественные изображения на холодном и огнестрельном оружии, всевозможной кованой и литой утвари. Для мастеров, делающих авторские охотничьи и бытовые ножи, травление стало практически обязательным элементом отделки. Особенно популярны охотничьи сцены, арабские, рунические или абстрактно — геометрические орнаменты. Многие мастера комбинируют травление металла с его воронением, придавая рисунку синеваты, черный или желтоватый оттенок.

Для переноса изображений используют как способ покрытия детали лаком, так и глянцевую бумагу. Применяют также еще один способ – оклеивание детали скотчем. Горячей иглой процарапывают линии рисунка, после чего пинцетом аккуратно удаляют скотч с участков, подлежащих протравливанию. Остатки клеевой массы нужно смыть растворителем.

Перед травлением деталь следует тщательно обезжирить.

Подготовка поверхности металла

Перед началом травления поверхность следует подготовить. Это позволит обеспечить:

  • Высокую скорость процесса
  • удаление металла ровным слоем.

В ходе обработки поверхности с нее удаляются все механические и химические загрязнения. Для нее применяют теплый мыльный раствор, подойдет и любое моющее средство. После высыхания поверхности ее надо протереть ветошью, пропитанной растворителем или обезжиривателем. Это позволит удалить остатки жидкости и масляные пленки.

Процесс обезжиривания поверхности металла

Процесс обезжиривания поверхности металла

Химическую обработку хорошо сочетать с механической:

  • полировка до зеркального состояния
  • шлифовка наждачкой. Применяется при недоступности полировки. Следует проследить, чтобы шкурка все время двигалась в одном направлении и следы от нее были строго параллельны

Механическая обработка значительно улучшит внешний вид изделия после травления.

Нанесение рисунка

Для этой операции применяется несколько способов. Все их объединяет общий принцип: защита части поверхности от разъедающего действия протравы, а различает вещество, используемое для нанесения рисунка.

Лак для ногтей

Популярный и доступный способ. Обладает некоторыми недостатками:

Использование лака для ногтей

Использование лака для ногтей

Грунтовка или битумный лак

Используется грунтовка ГФ 021, ХВ 062 или битумный лак. Сначала веществом покрывается все протравливаемое изделие. Далее тонкой ручкой или маркером переносят контуры рисунка. Из тонкой проволоки или прутка из мягких сплавов следует изготовить иглу, заострив конец проволоки.

Травление с применением грунтовки

Травление с применением грунтовки

Те участки изображения, которые должны быть вытравлены, процарапываются до металла. Следует следить за тем, чтобы грунтовка не скалывалась.

Глянцевая бумага

Кроме глянцевой бумаги (ее можно купить в магазинах товаров для творчества, а можно просто вырезать лист из журнала), потребуется лазерный принтер, приложение для работы с изображениями и утюг. Изображение рисунка следует сделать зеркальным и распечатать в натуральную величину. Изображение прикладывают к поверхности и проглаживают несколько раз. После остывания заготовки бумагу смывают теплой водой, а тонер остается на поверхности детали. Тыльную и боковые поверхности, не подлежащие протравке, нужно защитить лаком или пластилином.

Глянцевая бумага для травления

Глянцевая бумага для травления

Основное достоинство метода — можно точно переносить мельчайшие детали изображения.

Основной недостаток — работать таким образом можно только с плоскими или цилиндрическими заготовками. Способ весьма популярен при изготовлении печатных плат.

Травление стали

Кроме художественного травления металла, позволяющего получать изысканные изображения на стальных поверхностях, травление стали используют и для удаления окалины и оксидных пленок. При этом следует особо тщательно соблюдать требования технологического процесса во всем, что связано с концентрацией протравочных растворов и времени выдержки детали в протраве или в электролитной ванне. Перетравливание в ходе такой операции крайне нежелательно.

При травлении стали применяют как жидкий, так и электрохимический метод. Протраву готовят на основе сильнодействующих кислот, таких, как соляная или серная. Особое внимание следует уделить тщательному обезжириванию поверхности. Пропущенное масляное или жировое пятно может привести заготовку в негодность. Для защиты частей заготовки, не подлежащих травлению, использую лаки, составляемые на основе канифоли, скипидара, гудрона.

Эти компоненты легко воспламеняемы, поэтому во время работы с лаком следует сбыть особо внимательным и осторожным. По окончании травления непротравленные участки заготовки очищают от защитного лака растворителем.

Протравы, используемые для стали

Большой популярностью среди домашних мастеров — травильщиков пользуется азотная кислота. Ее применяют как единственную основу для протравы, так и в смеси с виннокаменной или соляной. Раствор для травления металла на основе смеси азотной и соляной кислоты обладает очень высокой химической активностью, и обращаться с ним следует крайне осторожно.

Азотная кислота

Для обработки твердых и специальных сортов стали используют смеси азотной и уксусной кислоты. Обработку проводят в два этапа. Сначала готовят специальную предварительную протраву — глифоген, представляющий собой смесь воды, азотной кислоты и этилового спирта. В ней деталь выдерживают в течение нескольких минут. Далее заготовку промывают раствором винного спирта в дистиллированной воде и тщательно высушивают. После этого проводят основное протравливание.

Для травления чугунов применяют растворы серной кислоты средних концентраций.

Травление цветных металлов

Исходя их атомного веса и определяемых им физико-химических свойств вещества, для каждого металла и сплава подбирают свою, наилучшим образом воздействующую именно на него, протраву.

Травление медных сплавов

Травление медных сплавов

Как чистая медь, так и медные сплавы протравливают с применением серной, соляной, фосфорной, азотной кислоты. Для повышения скорости реакции в растворы добавляют соединения хрома или азота. На первой стадии травления с заготовки удаляют окалину и оксидную пленку, далее переходят собственно к травлению металла. При травлении меди в домашних условиях следует соблюдать осторожность.

Алюминий и сплавы на его основе выделяются среди других металлов тем, что для их травления применяют не кислотные, а щелочные растворы. Для молибдена также применяют щелочные растворы на основе едкого натра и перекиси водорода.

Титан стоит еще большим особняком — на первом этапе предварительного протравливания применяют щелочь, а на основном — уже кислоту. Для титана применяю самые сильные кислоты — плавиковую и концентрированные серную и азотную. Титановые заготовки протравливают с целью снятия поверхностного слоя окислов непосредственно перед тем, как нанести гальваническое покрытие.

Для протравливания таких металлов, как никель или вольфрам, используют водный раствор перекиси водорода и муравьиной кислоты.

Травление печатных плат

Заготовка для печатной платы представляет собой лист текстолита, с одной или с двух сторон покрытый слоем медной фольги. Целью травления печатных плат является создание проводящих дорожек из медной фольги в точном соответствии с чертежом. Дорожки покрывают защитным лаком, остальную часть фольги удаляют травлением.

В домашних условиях применяет несколько способов:

  1. Хлорным железом. Реагент приобретают в магазине химических товаров или делают самостоятельно. В соляной кислоте следует растворить железные опилки. Перед использованием раствор следует выдержать до полного растворения железа и тщательно перемешать.
  2. Азотной кислотой.
  3. Водным раствором серной кислоты, смешанной с таблетированной перекисью водорода.
  4. Медным купоросом с добавлением горячей воды и хлорида натрия. Этот вариант самый безопасный, но и самый продолжительный. На протяжении всего процесса температуру протравы следует поддерживать не менее 40 о С, иначе протравливание растянется на многие часы.
  5. Электролитическим методом. Следует взять диэлектрическую емкость (хорошо подходят кюветы для проявки фотографий), наполнить ее раствором поваренной соли, поместить туда плату и кусок медной фольги, которая будет служить катодом.

По окончании протравливания жидким методом плату следует тщательно промыть раствором соды, чтобы погасить остатки кислоты.

Процесс травления для других материалов

Кроме металлов, операции травления подвергают и другие материалы. Наиболее часто встречается протравливание стекла с декоративными целями. Травление осуществляют в парах плавиковой кислоты, единственной, способной растворить стекло. На этапах подготовки проводится предварительная кислотная полировка поверхности изделия, потом на нее переводится контур будущего изображения. Защитные покрытия для стекла делают из смеси воска, канифоли и парафинов. После нанесения защитного покрытия заготовку окунают в травильную емкость.

Применение плавиковой кислоты создает на поверхности красивую матовую структуру. Чтобы получить гладкую, прозрачную поверхность, в протравочную смесь добавляют концентрированную серную кислоту. Для получения рельефного, глубокого узора операцию повторяют.

Техника безопасности при травлении

В травлении металлов используются чрезвычайно активные в химическом отношении вещества-сильные кислоты, щелочи и их растворы. При неправильном обращении они могут причинить серьезный вред здоровью и нанести значительный материальный ущерб.

Использование резиновых перчаток

Использование резиновых перчаток

Поэтому при работе с ними нужно соблюдать особые меры предосторожности и строго выполнять правила техники безопасности при проведении работ:

  • Работы проводят только при наличии хорошей вентиляции, предпочтительно — вытяжного шкафа.
  • Обязательно использование средств индивидуальной защиты: резиновых перчаток и фартука, плотной производственной одежды, респиратора, защитного лицевого щитка.
  • Нельзя ставить банки с кислотами и щелочами на высоко расположенные полки и шкафы.
  • Во время разведения кислот КИСЛОТУ ЛЬЮТ в ВОДУ, и никогда — воду в кислоту.
  • При работе с кислотой иметь под рукой раствор соды, а при работе со щелочью — слабый уксусный раствор для промывания участков кожи, на которые случайно попали капли раствора.
  • При работе гальваническим методом перед началом работы тщательно осмотреть все используемое электрооборудование на предмет отсутствия механических повреждений и целостности изоляции.
  • Иметь под рукой исправный огнетушитель.

В случае попадания травильного раствора на кожу следует немедленно промыть пораженный участок соответствующим нейтрализующим раствором. Если брызги кислоты или щелочи попали на одежду — ее следует немедленно снять.

Промыть водой пораженный участок

Промыть водой пораженный участок

Если травильный раствор попал на слизистые оболочки — следует немедленно обратиться за медицинской помощью. Промедление в таких случаях может стоить здоровья или даже жизни.

Читайте также: