Выбор стропов для подъема листового металла

Обновлено: 04.10.2024

Стропы — одни из популярных приспособлений для подъема грузов. Их используют при подъеме и перемещении разнообразных по форме и тяжести грузов, в различных температурных условиях. Рассмотрим основные вопросы выбора и эксплуатации двух типов грузоподъемных стропов: канатных и цепных.

Стальные канатные стропы активно используются в строительстве при грузоподъемных работах, благодаря универсальности, простоте и практичности, высокой степени надежности и износоустойчивости и безопасности. У стальных стропов прекрасные эксплуатационные качества, долгий срок эксплуатации и весьма демократичная цена по сравнению с цепными вариантами. Специалистов привлекает их прочность, а также легкая визуальная фиксация дефектов. Также стальные канаты выдерживают резкие и динамические нагрузки.

Недостатками стропов из стальных канатов являются:

возможность пораниться порванными проволоками внешних прядей;

при подъеме и перемещении твердых грузов смогут возникать деформации проволок, что приводит к выбраковке стропа.

ограниченные температурные режимы применения стропов: не выше 100 °С.

Основной альтернативой канатных являются цепные стропы, применение которых часто уместно в агрессивных средах, при больших нагрузках. Цепные стропы чаще всего используются в металлургии в высоких температурных режимах.

Преимущества цепных стропов:

долговечности (до 10 лет)

безопасность в работе

удобства хранения и транспортировки.

Грузоподъемность стропов

Актуальная допустимая масса груза зависит от ряда факторов:

диаметр цепи или троса;

класс прочности стали;

углы отклонения цепных ветвей от вертикали;

Таблица расчета коэффициента рабочей нагрузки при углах наклона

Схема расчета нагрузки на канатные стропы
Схема нагрузки на цепные стропы

Также важно понимать, что коэффициент запаса прочности не означает возможность подъема груза в 7 тонн однотонным стропом. Данная цифра показывает возможность стропа выдержать и не оборваться при динамических нагрузках при резком подъеме или обрыве одной из ветви.

Эксплуатация стропов

Общие правила строповки грузов.

1.​ Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки.

2.​ Зацепление захватных приспособлений стропа за проушины груза. Если груз не имеет штатных проушин, то ввинчиванием или электросваркой к грузу можно присоединить съемные скобы для строповки.

3.​ Применение вспомогательных цепных элементов – обвязки, за которую цепляют грузозахватные элементы стропа.

4.​ Крюк должен свободно заходить в зев петли.

5.​ При строповке груза многоветвевым стропом, ветви стропа должны иметь одинаковое натяжение, и угол между ними не должен превышать 90 градусов.

6.​ Строп накладывается без узлов и перекруток.

7.​ Неиспользованные концы многоветвевого стропа закрепляют так, что бы они не задевали встречающиеся на пути предметы при перемещении груза.

8.​ Снимать стропы с груза или крюка можно только после того, как груз прочно установлен, а при необходимости и закреплен.

9.​ перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении

Схемы строповки

Технологические регламенты четко прописывают схемы строповки конкретных грузов для максимальной безопасности и надежного перемещения. В случаях отсутствия нужной схемы допускается транспортировка груза только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

Билет № 4

- По требованию ИТР по надзору или должностного лица Ростехнадзора.

2. Конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.).

Стропы бывают: канатные, цепные, синтетические (капроновые). По конструкции стропы подразделяются на: одноветвевые, универсальными, облегченные, групповые, комбинированные, бронированные. Стропы могут оканчиваться крюками, струбцинами, карабинами и другими захватами.

Траверса состоит из балки с закрепленной на ней ветвями строп. На крюк крана траверса навешивается при помощи косынки с проушиной, либо гибких или жестких тяг.

Захваты представляют собой рычаги шарнирно соединенные между собой. Подразделяют зажимные (концы рычагов сближаются при движении крюка крана), фрикционные (рабочие пов-ти рычагов взаимодействуют с поверхностью груза за счет сил трения), эксцентриковые (состоят из скобы и одного или двух шарнирно соединенных эксцентрика).

3.Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза.

Перед перемещением груза следует поднять его на высоту 200-300 мм и проверить надежность строповки. При необходимости её исправления груз должен быть опущен. При перемещении в горизонтальном направлении груз поднимают на высоту выше 0,5 м встречающихся предметов. При перемещении груза стропальщик сопровождает его на безопасном расстоянии. Следит за тем, чтобы груз не зацепился за что-либо и не перемещался над людьми. Если нет возможности сопровождать груз за ним следит крановщик.

4.Выбор стропов для подъема листового металла.

Стропальщик должен производить зацепку листового металла многоветвевым стропом со специальными устройствами в виде струбцин, эксцентриковых захватов. При перемещении пачки Ме под острые ребра подкладывают спец.подкладки (дерево, резина, разрезанная вдоль труба).

5.Меры безопасности при укладке и расстроповке груза

6.1 Укладку и разборку груза стропальщик должен производить согласно карт склади-рования грузов, равномерно без нарушения установленных для складирования груза габаритов и норм .

6.2 Перед опусканием груза стропальщик обязан:

1.Предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза.

2.На месте установки груза необходимо уложить прочные прокладки (одного размера по высоте), чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза.

3.Снимать стропы и другие грузозахватные приспособления с груза или крюка крана разрешается лишь после опускания и надежной установки груза.

6.3 Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели, крышки канализационных колодцев, на проходы, проезды, а также загромождать подходы к крановым рубильникам, посадочным площадкам кранов, пожарным электрощитам и другие места, не предназначенные для укладки груза.

6.4. Стропальщик не должен устанавливать груз наклонно к стенам зданий, заборам, оборудованию и т. д.

Конспект лекций по программе "Стропальщик"

4.Какие работы должны выполняться по руководством лица ответственного за безопасное производство работ кранами.

1. Понятие о техническом надзоре за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

2. Основные узлы и механизмы козловых кранов.

3. Общие понятия о грузозахватных приспособлениях.

4. Основные средства индивидуальной и коллективной защиты работающих.

5.Меры безопасности при строповке и перемещении длинномерных грузов.

1.Порядок назначения и допуска стропальщика к работе.

2.Случаи, при которых работа грузоподъемных машин запрещается.

3.Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза.

4. Меры безопасности при погрузо-разгрузочных работах с помощью грузоподъемных машин.

5. Требования, предъявляемые к удостоверению стропальщика.

1.Сроки проведения повторной проверки знаний стропальщиков.

2.Конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.).

1. Порядок аттестации стропальщиков.

2.Схемы строповки грузов (труб, строительных деталей и конструкций).

3.Меры пожарной безопасности и средства тушения пожаров.

4.Порядок складирования грузов на открытых площадках баз и складов.

5. Классификация грузов.

1.Объем знаний аттестованного стропальщика.

2.Порядок складирования грузов.

3. Порядок осмотра канатных и цепных стропов и нормы их браковки.

4.Основные причины несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

5. Меры безопасности при строповке (отцепке) грузов в стесненных условиях (вблизи стен, колонн, станков и т.п.).

1.Конструктивные особенности захватов, порядок их осмотра и нормы браковки.

2.Меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.

3.Основные требования по охране труда на участке работ грузоподъемными машинами.

4.Правила подбора строп.

5.Устройство блочной подвески.

1.Основные требования производственной инструкции для стропальщика.

2.Конструктивные особенности траверс, порядок их осмотра и нормы браковки.

3.Первая помощь при ушибах.

4.Действия стропальщика при возникновении аварийных ситуаций при работе грузоподъемной машины.

5.Обязанности стропальщика при обвязке и подвеске груза.

1.Меры безопасности при подъеме и перемещении груза двумя кранами.

2.Что должен знать и уметь стропальщик?

3.Первая помощь при термических ожогах.

4.Классификация грузоподъемных машин.

5.В каких случаях бракуется тара?

1.Основные требования безопасности, изложенные в проектах производства работ кранами.

2.Основные узлы и механизмы автомобильных, гусеничных кранов.

3.Меры безопасности перемещения кирпича на поддонах без ограждения.

4.Порядок оповещения о несчастном случае на производстве.

5.Конструкция стальных канатов.

1.Понятие о параметрах грузоподъемной машины (грузоподъемность, вылет).

2.Основные меры безопасности, изложенные в технологических картах.

3.Меры безопасности при подъеме и перемещении технологического оборудования.

4.Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

5.Требования безопасности пр работе магнитными и грейферными кранами.

1.Порядок проведения инструктажа по безопасности для стропальщиков.

2.Основные узлы и механизмы кранов-манипуляторов.

3.Правила складирования грузов на строительной площадке.

4. Меры безопасности, изложенные в наряде-допуске, при производстве работ стреловыми самоходными кранами вблизи линии электропередачи.

5.Оказание первой помощи пострадавшему от электротока.

1.Обязанности стропальщика после окончания работы

2.Правила установки грузоподъемных машин вблизи сооружений, откосов, котлованов и т.п.

3. Основные конструктивные элементы грузозахватных приспособлений (коуши, крюки, карабины)

4. Меры безопасности при выполнении операций по строповке грузов при сильном ветре, тумане, в ненастную погоду.

5.Правила безопасной работы с электрифицированным оборудованием

1.Назначение и порядок применения знаковой сигнализации при перемещении грузов кранами

2.Выбор грузозахватных приспособлений для строповки грузов

3.Допустимые габариты штабелей, проходов и проездов между штабелями при работе кранов.

4.Значение ограждений, предохранительных устройств, приспособлений и предупредительных надписей на участках производства ,

5. Меры безопасности при строповке и перемещении сыпучих и кусковых грузов.

1.Порядок назначения сигнальщика при производстве работ кранами

2.Основные узлы и механизмы подъемников (вышек)

3.Меры безопасности при подъеме и перемещении кранами расплавленного металла и взрывоопасных грузов

4.Порядок расследования несчастных случаев на производстве

5.Что необходимо выполнить при вынужденной остановке крана с поднятым грузом

1.Порядок обучения и аттестации стропальщиков на производстве.

2.Основные узлы и механизмы башенных кранов.

3.Организация погрузо-разгрузочных работ кранами.

4.Основные опасные, вредные производственные факторы, и причины несчастных случаев на производстве.

5.Меры безопасности при строповке и перемещении строительных деталей и конструкций.

1.Осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.

2.Меры безопасности при строповке (расстроповке) грузов на высоте.

3.Меры безопасности при погрузке труб на автомашины.

4.Порядок подъема груза предельного веса.

5.Оказание первой помощи при переломах.

1.Обязанности стропальщика при производстве работ грузоподъемными машинами.

2.Меры безопасности при погрузке (разгрузке) железнодорожных полувагонов (платформ) грузоподъемными машинами.

3.Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.

4.В чем должен убедиться стропальщик перед подачей сигнала «поднять груз».

5.Способы кантовки грузов. Меры безопасности при выполнении работы.

1.Взаимодействие стропальщиков и крановщиков с лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами.

2.Конструктивные особенности кранов мостового типа.

3.Способы хранения и поддержания в работоспособном состоянии грузозахватных приспособлений.

4.Меры безопасности при строповке труб и других длинномерных грузов.

5.Оказание первой помощи пострадавшему при ушибах.

1.Организация рабочего места стропальщика.

2.Порядок применения траверс для подъема кранами крупногабаритных и длинномерных грузов.

3.Меры безопасности при перемещении грузов кранами над перекрытиями помещений, где находятся люди.

Билет № 6

Согласно карт складирования, равномерно без нарушения установленных норм и габаритов на предварительно подготовленное место. Высота штабеля не должна превышать его полуторную ширину. В штабелях должны храниться изделия одной длины. Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плоскости во избежании местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100мм больше габарита опираемой конструкции. Использоваться могут бревна, опиленные с двух сторон, металлические или железобетонные балки. Использовать прокладки и подкладки круглого сечения запрещается.

Крупногабаритные грузы, узлы машин, оборудование, стекло в ящиках складируется в один ярус на подкладках.

Трубы, круглый лес в штабель с прокладками между рядами и с установкой упоров против раскатывания.

Мелкосортный металл в слеллажах,

Листовой металл в пачках в штабель

Стропальщиками осматриваются перед началом работы, ИТР каждые 10 дней, редкоиспользуемые перед выдачей в работу.

1 Грузозахватные приспособления, изготовленные из стальных канатов, не должны допускаться к работе при обнаружении:

б) перегиба или смятия каната;

г) выдавливания или расслоения одной или нескольких прядей;

д) выдавливания сердечника;

е) повреждений в результате температурного воздействия или электрическо¬го дугового разряда; коррозийной деформации;

ж) повреждения зaплетки каната или окантовочной проволоки.

10.2 Канатный строи подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:

Стропы из канатов двойной свивки 3 диаметра 6 диаметров 30 диаметров

Число видимых обрывов проволок

на участке канатного стропа длиной 4 6 16

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок 30% и более, чисто обрывов проволок на шаге сивки должно быть на 50% (вдвое меньше указанного в таблице).

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более, канат бракуется.

10.3 Цепной строй подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% от первоначального размера.

10.4 Грузозахватные приспособления из стальных канатов и цепей не должны допускаться к работе, если их элементы (крюки, общие грузовые кольца и т. д.) имеют трещины, деформации, износ свыше 10% от первоначальных размеров.

10.5 Грузозахватные приспособления не должны допускаться к работе, если они не имеют маркировки.

Основные причины несчастных случаев при работе кранов:

1) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;

2) применение для подъема груза непригодных грузозахватных приспособлений или тары;

3) неправильная (ненадежная) строповка груза;

4) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

5) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

6) несогласованные действия между стропальщиками и крановщиком;

7) эксплуатация крана с техническими неисправностями;

8) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей, закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза, а также груза, вес которого больше грузоподъемности крана;

9) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

10) обрыв грузовых и стреловых канатов;

11) неправильная установка стреловых кранов или кранов-манипуляторов;

12) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

13) нахождение людей в опасной зоне:

- в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, траншее, котловане, в кабине или кузове автомашины, вблизи стен, колонн, штабеля или оборудования при подъеме или опускании груза;

- между поворотной и неповоротной частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами;

- на грузе, под грузом , на пути следования груза;

- нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов.

Перед перемещением груза стропальщику следует убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузом и стеной, колонной, оборудованием и самому выйти из опасной зоны.

Строповка листового металла — оборудование, способы и правила

Строповка листового металла

Транспортировка листового металла и выполнение такелажных работ — это сложный и ответственный процесс, требующий особого внимания. От соблюдения технологических стандартов и техники безопасности при строповке зависит жизнь и здоровье персонала, а также сохранность груза и оборудования.

Чаще всего для подъема и погрузки листового металла используют различные подъемные механизмы. Проблема в том, что листы не имеют транспортировочных отверстий или других креплений для захвата, поэтому правильная строповка, то есть подвешивание груза на крюк крана, становится сложной задачей.

Сравнительно большие размеры, гибкость и отсутствие грузозахватных устройств существенно затрудняют подъем и перемещение листов обычными стропами без специальных приспособлений.

Для удобства транспортировки и перемещения листового металла по цеху используют различные виды строповочного оборудования, которые применяются для перемещения как отдельных листов, так целых пачек.

Строповка листового металла (отдельных листов) выполняется с помощью специальных приспособлений — электромагнитных и вакуумных захватов, струбцин и эксцентриковых захватов и т.п. Допускается обвязка груза универсальными стропами с использованием подкладок.

Для захвата и перемещения металлических листов толщиной 4 мм и более используют эксцентриковые захваты. Принцип их действия прост: при натяжении ветвей захвата лист зажимается в скобах под собственной массой. На конце сжимающего рычага предусмотрена острая насечка, удерживающая металл.

Для перемещения целых пачек в горизонтальном положении используют:

  • рамные пространственные траверсы с выдвижными лапами для подъема и перемещения листового металла
  • кольцевые цепные стропы в два обхвата
  • четырехветвевые стропы со струбцинами и грузозахватными приспособлениями

Для строповки заготовок из ферромагнитных материалов в кузнечно-штамповочном производстве используют электромагнитные захватывающие устройства. Мощные промышленные магниты значительно повышают скорость и эффективность грузоподъемных, монтажных и различных погрузочно-разгрузочных работ.

Какое оборудование используется для строповки

1. Грузозахватные устройства (строповочные крюки, петли, цапфы и др.) следует заводить плавно и без рывков. Для исключения непредвиденного смещения центра тяжести заведение крюка необходимо выполнять по направлению от центра листа с последующим продвижением к его периферии

2. Захватывание груза должно производиться всеми строповочными устройствами, которые предусмотрены производителем конкретного грузозахватного приспособления.

3. Стропы должны накладываться без узлов и перекруток. Натяжение строп должно быть одинаковым на протяжении всего мероприятия по перемещению груза.

4. Угол между стропами не должен превышать 90 градусов.

5. При захвате листового металла цепными стропами следует исключить образование изгиба звеньев на ребрах груза.

6. При работе с вакуумными и электромагнитными захватами максимальная высота сброса листов не должна превышать 50 сантиметров от поверхности пола. Погрузка и выгрузка листового металла с применением электромагнитных и вакуумных захватов должна производиться без сбрасывания.

7. Все используемые разновидности горизонтальных механических захватов для листового металла должны быть парными, а расстояние между захватами определяется длиной перемещаемых листов.

8. Обязанности стропальщиков должны выполнять специально обученные рабочие.

Основные правила строповки листового металла

Для перемещения пакета листового металлопроката в горизонтальном положении используют кольцевые цепные стропы в количестве двух штук, которые фиксируют простым обхватом. Для выполнения данной операции также подойдут четырехветвевые стропы (паук) со струбцинами.

Перемещение одиночного стального листа осуществляют при помощи двухветвевого цепного устройства с эксцентриковыми зажимами. Для пакетного перемещения листов используют траверсы с лапами.

Строповку одиночного стального листа в вертикальном положении выполняют при помощи эксцентриковых и клещевых зажимов. Вертикальный захват обычно применяется на металлобазах, где практикуют метод вертикального штабелирования листового проката.

С появлением вакуумных, магнитных и электромагнитных захватов не утратили актуальность механические захваты для листового металла. Такие приспособления по-прежнему широко используются в кузнечно-штамповочном производстве. Преимущества универсальных механических захватов в надежности и простоте конструкции.

Читайте также: