Ювелирная техника нанесение порошка на металл придающего бархатистый черный цвет

Обновлено: 19.04.2024

В ювелирном деле используется множество техник декорирования поверхности украшений, применяемых на финальной стадии их изготовления. С помощью этих техник улучшают внешний вид ювелирных изделий, придают им нужные эффекты (блеск, цвет, фактуру и так далее), а также усиливают «носкость».

В целом, технологии художественной конечной обработки изделий можно подразделить на методы «механического» воздействия (тиснение на металле, гравирование по металлу и тому подобное), и «химические» — нанесение различных покрытий или наоборот, удаление части слоя существующего покрытия. Об одной из таких техник – чернение металлов – можно прочитать в нашей отдельной статье. А сейчас мы поговорим о других химических методах декора – которые, как станет ясно ниже, в промышленных масштабах видоизменились до «гальванических».

Художественное травление ювелирных изделий из металлов

Травление-рисунка-на-латуни-с-горячим-окрашиванием---gingerhoneycat.blogspot.ru

Химическое травление (англ. etching)- это эффектная старинная техника украшения металлов. По сути это сумма приёмов для «управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки, под действием специально подбираемых химических реактивов» (как «учит» сеть и «Википедия»). Оружейники средневековья — самые первые «травители». Они лихо «бросили перчатку» (кольчужную) в лицо ювелирам. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку — не понизив при этом планку качества.

Травлением наносят рельефный или углубленный орнамент, текст или сюжет на любом металле. Сегодня травление проводят как химическим, так и гальваническим способом. Гальванический проще: раствор электролита не выделяет вредных газов, в отличие от химического способа. Да и чёткость рисунка при гальваническом травлении выше. Хотя, возможно, когда процесс не ядовитый, не дрожат и руки мастера. Но в средние века (до Менделеева и при отсутствии большинства современных реагентов) травление было весьма трудоемким делом. В те времена, как правило, металлы травили кислотами типа уксусной, винного уксуса, и дело двигалось крайне медленно.

Как отличить ювелирное изделие, подвергшееся травлению?

В ювелирных изделиях протравленные участки ноздреваты с виду и шероховаты на ощупь. Травлением наносят фактуру фона, узоры, символы и даже тексты. Это стойкий вид декора поверхности металлов: травление нельзя сколоть, как эмаль, или стереть, как плёнку оксида серебра.

Примеры травления рисунков и орнамента на серебряных изделиях:

Травление-рисунка-на-серебре---sherrihaab.businesscatalyst.com
Травление-рисунка-велосипеда-на-серебряном-кольце---custommade.com

Золочение ювелирных изделий

Золочение металлов в старину мастера проводили холодным, горячим способом (на огне) и в жидком состоянии. Древнейшей техникой является холодное золочение, при котором серебряную или бронзовую основу обивали тонким золотым листом.

Чеканное позолоченное кольцо - theoutnet.com

Золочение на огне — аттическая техника (применявшаяся в эпоху античности). Ртуть и золото наносились на изделие тонким слоем и обжигались. Ртуть испарялась, и золото прочно соединялось с основой. «Падёж специалистов» постепенно привёл к мысли, что ртутные испарения небезопасны.

Гальванизация – современный метод нанесения покрытий на металлы

Теперь об относительно современном, гальваническом способе декора металлов и сплавов, открытом в 1865 году. Гальванизация — это нанесение одного металла на другой в гальванической ванне, при помощи осаждения его из водных растворов солей — под действием электрического тока, или без него.
Пресловутые серебрение и золочение — отработанные гальванические методы. Проводят серебрение и золочение в бесцианистых ваннах, перед тем покрывая изделия слоем меди.

Позолоченное украшение «против» полновесного золотого: какое выбрать?

Рассудим трезво: что менее гибельно для бюджета, объёмный золотой браслет или серебро в позолоте? Налицо и богатство цвета (сочетание золотой гальваники с серебром основы, иногда с чернью), и вполне посильные затраты в отличие от «космических» цен в случае цельнолитого браслета из золота.

Что до серебрения, то оно, должно быть, выручает производителей украшений в этно-стиле – и «косплеит» бижутерию (кстати, как и латунирование с меднением). Серебрение также помогает «распушить хвост» экономной хозяйке, сервирующей чай эффектными, но не критически ценными ложечками.

Меднение, никелирование, хромирование ювелирных изделий

Меднение в гальванике применяют редко, обычно в виде подслоя для никелирования, хромирования, серебрения и золочения (для лучшего сцепления покрытия с изделием). Латунь может служить подслоем вместо меди, но используется и как самостоятельное покрытие. Наблюдая металло-бижутерию коричневых, оливковых, красноватых оттенков можно «подозревать» медную или латунную гальванику. Это сборная бижутерия, так как россыпные элементы гальванизируют «оптом».

Куда чаще применяют никелирование – в результате которого у изделия наблюдается прочная защита и достойный вид. Крепче всего никелирование держится на меди или латуни. На стали осажденный никель держится плохо, поэтому применяют многослойные покрытия, то есть поверхность стального изделия сначала омедняется, а затем полируется и никелируется. Никелевые покрытия очень декоративны – это покрытие дает серебряный цвет с теплым желтоватым оттенком. Производители столовых приборов уверены, что, продавая никелированные или посеребрённые ножи и вилки, продают «достойные традиции».

Хромирование: стойкий и красивый, но сложный (очень плохая рассеивающая способность электролита, то есть плохо покрывает углубление) вид гальваники. Он даёт холодный голубовато-сероватый оттенок. Применяется он, как правило, в технике.

Родирование ювелирных изделий и покрытие рутением

Родирование (англ. rhodium plated) и рутение (англ. ruthenium plated) -самое последнее слово в гальванике.
Родий и рутений входят в платиновую группу металлов. Родий – это металл серебристо-серого цвета, его поверхность имеет очень высокую отражательную (более 80% для видимой части спектра) способность. Родий довольно долго сохраняет блеск. В силу высокой твердости он изнашивается медленнее платины и золота. Главное, чтобы слой покрытия был достаточно плотным. Родиевое покрытие бывает белое, чёрное и цветное. Платина и серебро, покрытые белым родием, чрезвычайно эффектны –светятся, точно лампа дневного света.

Примеры родированных украшений:

Кольцо-покрытое-чёрным-родием---jckmarketplace.jckonline.com
Родированное-кольцо---hsn.com

Рутений чаще выступает как лигатура в ювелирных сплавах, в том числе в бижутерных (например, чешский бренд Яблонекс некогда заявлял об особом качестве ювелирных сплавов с добавлением рутения). Рутений придаёт изделию блеск и необычный графитовый оттенок (словно незавершённое воронение). В украшениях с рутениевым покрытием есть нечто инфернальное.

Примеры украшений покрытых рутением:

Кольцо в форме вороньего пера покрытое рутением - polyvore.com
Перстень-со-стразой-Сваровски-покрытое-рутением---amazon.com

Считается, что рутение и родирование «сохраняют изделие как новенькое». Однако, многие ювелиры (в отличие от продавцов) воспринимают этот тезис скептически. С одной стороны, рутением часто покрывают мужские украшения, а сильный пол любит «брать на слабо», пуская изделие во все тяжкие. С другой, производитель , «оптимизируя процесс», норовит превратить слой родия или другого покрытия микро в «ультра-микро» — то есть, чисто символический. С украшениями из платины, пожалуй, так не поступают, но с серебром – возможно, и весьма… Поэтому не стоит удивляться, если ваше родированное свадебное колечко из белого золота уже через год после свадьбы вдруг стало желтоватым, перестав сочетаться с вашими любимыми серебряными кольцами на других пальцах.

Оксидирование серебра и других металлов

Всё чаще ювелиры применяют технику оксидирования — покрытия изделия оксидной плёнкой (по словам Википедии, «создание оксидной плёнки на поверхности изделия в результате окислительно-восстановительной реакции»). Оксидированное украшение по внешнему виду напоминает чернёное, чем иногда пользуются продавцы, не спешащие «разочаровывать» покупателей. О том, как отличить чернение от оксидирования, мы уже писали в статье о чернении ювелирных изделий.

Долго ли будет радовать покрытие золотом, серебром, родием и другими металлами?

Толщина наращенного слоя металла зависит от назначения изделия. Мысль «рациональных» производителей о том, что «браслетик — не околоземная аппаратура» приводит к экономии и преждевременно «облезшим» украшениям. Однако, покрытые этими супер прочными металлами детали в космических микросхемах мирно трудятся на орбите (при удачном запуске), не подвергаясь воздействию бытовой химии, косметики и едкого пота. А украшения, оплаченные, кстати, немалыми деньгами, владельцы активно эксплуатируют в самых разных условиях. То есть, колье и цепочки на шее входят в химическую реакцию с вашей кожей, особенно в жаркую погоду. В колечке вы можете случайно искупаться или помыть посуду. И тому подобное.

Поэтому сообщаем, что, например, повторное родирование без проблем проводят в ряде ювелирных мастерских.

Художественное травление, золочение, родирование и другие химические техники декора поверхности ювелирных изделий

Чернение серебра: по-старому и по-новому

Чернь (не путать с очернительством:) — древний приём украшения самых разных золотых (но чаще серебряных) предметов путём придания им оттенков чёрного цвета. После применения этой техники фактура поверхности предмета становится контрастней и богаче, будь то рисунок орнамента или детали рельефа. Правда, иногда применяют ее и для сокрытия мелких дефектов, например соединительных швов.

Серьги из чернёного серебра в стиле этно, Израиль

И здесь очень важно сразу понять главное: под словом «чернение» могут подразумеваться абсолютно разные технологии, от традиционной основательной «черни» (niello), специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе, до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту именуемого «оксидированием» — наносимой химическим путем сульфатной пленке заданной толщины, от которой можно избавиться теми же химическими методами, и которая со временем также может сама истончиться. Практически 100% ассортимента украшений «с чернением» в современных ювелирных сетях — это второй вариант, «серная печень». А теперь обо всем чуть подробнее.

Традиционное чернение (чернь)

Вкратце, суть традиционного чернения (англ. blackening, blackened silver, исторически — ниелло, итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления (примерно 0,3 мм), сформированные одним из приемов на выбор — гравировкой, чеканкой, травлением изделия или выдалбливанием. Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка — от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.

Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре (вот, например, черненые работы в технике ниелло итальянского ювелира Гиги Мариани). На меди, низкопробном серебре, латуни чернь крошится и отпадает. Однако вывести качественный, «не слетающий» состав черни для золота крайне сложно, поэтому чернь на этом благородном металле редка. В обычной практике с древних времен чаще всего используется чернение серебра – изысканно и долговечно. Ну а если всё-таки вам хочется золота? Защитив специальным лаком участки с уже готовой чернью, можно вызолотить серебро — чем не выход!

Техники традиционного чернения серебра

Пожалуй, приём чернения металлов схож с техникой выемчатой эмали. Но, в отличие от покупных эмалевых составов, черневой нужно готовить самостоятельно (и сразу же наносить и обжигать).

Фабричная гальванизация — будни современной технологии, но не так уж и давно способы чернения серебра были иные. Упомянем три:

  • так называемый германский
  • дореволюционно-российский и
  • современный московский

В «германском» рецепте в медно-серебряный сплав медленно вливают свинец, хорошо перемешивая. Тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок, размешивая для хорошего взаимодействия частей. Затем смесь выливают в воду. Застывшие куски черни тонко растирают в фарфоровой ступке в нужной дозе, — только свежую влажную черневую массу можно наносить на изделие.

Согласно «русскому» рецепту, тройной сплав не выливают в серный порошок, а порциями добавляют серу в сплав, выливая после готовую чернь не в воду, а на чугунную сковороду. Этот твёрдый «блин» дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. И так до трех раз, если нужна чернь экстра-класса. Готовую чернь толкут в ступках и просеивают через мелкое сито.

Третий — авторский рецепт профессора А. Г. Спасского (Московский институт цветных металлов); готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец и сплавляют их вместе в нужных пропорциях. За тем строго определённым образом плавят и остужают.

Способы нанесения черни

Учебники для ювелиров (например, «Технология ювелирного производства, В.П.Луговой, 2013) повествуют , что есть два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом — поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300—400° С). При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки. Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.

Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное — не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение — нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).

Современное чернение: серная печень и сульфатная пленка

Чернёное серебро вовсе не бедный родственник в ювелирном семействе. В цене за грамм оно ощутимо дороже серебра обычного. Но разыскать ту самую, «классическую», как в учебниках, чернь среди оксидированного серебра (многочисленного, но куда менее «стойкого» родича черни) можно, разве пригрозив продавцу серебряной пулей. Именно так называемое «оксидирование» вы скорее всего встретите в ювелирных магазинах — там, где на бирках будет указано «чернение».

Довольно подробно техника современного «облегченного» чернения описана здесь. Сплавы серебра сами собой и так покрываются сульфидной и оксидной пленками от взаимодействия с окружающей средой и вашим телом — в результате чего темнеют или иначе теряют свой первоначальный белый блеск. Именно поэтому продавцы в магазинах обычно советуют покупателям брать «серебро с покрытием», в роли которого часто выступает тонкий слой благородных (то есть, стойких к воздействиям среды) металлов — родий или рутений. Еще одним популярным (и довольно недорогим) способом защитить блеск ваших изделий стало покрытие тонкой сульфидной пленкой — то самое «оксидирование». По сути, имитация естественных характерных для серебра процессов, но под строгим технологическим контролем.

Для такого вида чернения серебра технологи на производстве готовят специальный раствор — чаще всего «серную печень» из карбоната калия (поташа), серы и воды (вот здесь — еще подробнее про состав этого вещества). Состав серной печени можно немного изменять, чтобы добиться различных оттенков пленки. Готовый состав просто наносят кисточкой на подготовленную и очищенную поверхность металла, обязательно подогретого, как вариант — опускают в него изделие, и немного ждут, пока произойдет нужная химическая реакция. Возможно также чернение гальваническим способом — с пропусканием в ванне через жидкость (электролит) заряда тока, именно этот способ характерен для массового производства.

В результате на изделии образуется стойкая защитная пленка нужного оттенка. Изделие моют, шлифуют участки, где чернение не требуется (стирают пленку), высушивают — и получают готовое черненое украшение.

Сульфатная пленка — достаточно стойкая, защищает и украшает изделие, но всему есть предел. «С моего кольца сошло чернение» — это именно про данный облегченный вид, в отличие от традиционной черни. Чтобы украшение сохраняло вид дольше, о нем нужно хотя бы минимально заботиться. Один из щадящих способов очистки ювелирного изделия — залить его в рюмке шампунем и на пару суток забыть о нём (перфекционисты могут использовать «фейри»). И хорошая новость — ваши украшения легко могут заново «оксидировать» в ювелирной мастерской.

Чернение серебра в домашних условиях

Есть множество упрощённых, даже домашних способов (на случай, когда зачернить нужно не вазу или блюдо, а цепочку и кольцо). Интернет радует пестротой рецептов, от варёных яиц (этот способ не вредит вставкам в изделии) до серной аптечной мази (тщательно промазать, высушить горячим феном до текучего состояния, по достижении чёрно-фиолетового цвета промыть и просушить), или фиксажа для закрепления фотографий. Советуют применять и йод (тогда и фен не нужен: промажь йодом, оставь на йодовой пропитке и после высыхания полируй). Есть и видеосюжеты. Отдельной ветвью змеится форум ювелиров, тексты которых похожи на инструкции отравителей. К слову сказать, приготовление «серной печени» — дело крайне зловонное и вредное.

«Северная чернь» из Великого Устюга и дагестанские «Кубачи» — флагманы чернения серебра

Производство классического чернёного серебра представлено у нас двумя «магнатами»:

Устюжан, как правило, отличает мягкость рисунка, он будто кистевой, весьма натуралистичный; характерен растительный мотив. Браслеты «На удачу», «Вера, Надежда, Любовь» — исключения; несут геометрические и символические орнаменты.

Примеры украшений из чернёного серебра завода «Северная чернь»:


Кубачинцы, напротив, склонны к геометрии, энергично работают резцом; их гравировка чёткая и глубокая. Чернение с канфарением — частый фоновый приём.

Примеры работ с чернением ювелирного предприятия «Кубачи»:

И северяне, и кавказцы представляют как цельные (в виде широких и узких обручей), так и сборные (в виде нескольких фигурных узорчатых пластин) браслеты, серьги, кольца и броши. И там и тут предлагают чернёные украшения в позолоте. Оба бренда отдают дань как традиционному, так и свободному арт-стилю. Ценовая политика так же в целом сходна.

Современные черненые украшения из серебра: разные стили и техники

Украшения с чернением можно приобрести и в обычных ювелирных сетях, но напомним, скорее всего это будет «современное», химическое чернение. Например, чернят серебро, получая довольно оригинальные модели, Белгородская «Юмила» и Петербургский «Яспис»:

Черненые серьги из серебра, Юмила, Белгород
Черненый браслет из серебра, Яспис, Санкт-Петербург

Отдельной темы заслуживают израильские украшения в этническом стиле — мастера Израиля часто используют чернение, тиснение и другие техники «с историей», делая свои изделия похожими на найденные на раскопках.

Техника чернения в ювелирных изделиях

На протяжении многих столетий для того, чтобы придать украшению благородный и старинный вид, люди по всему миру использовали метод чернения изделий. Несмотря на то, что ему достаточно много лет, он не утратил своей актуальности, а приобрел статус классического приема декоративной обработки. Особенностью такой техники является выделение рельефности рисунка, игра на контрасте цветов, их оттенках и полутонах. Оригинальные элементы выгодно выделяются на фоне затененных участков.

Чаще всего эта техника используется на украшениях выполненных из серебра. На золотых изделиях её применяют реже, ведь это технически сделать сложнее. Другие виды драгоценных металлов не подлежат чернению. По причине того, что они имеют достаточно большую плотность, оно просто на них не держится и сползает. Для создания оригинального изделия ювелиры выполняют на серебренном изделии чернение, после чего отшлифованные участки покрыть сияющим слоем позолоты. Такие аксессуары имеют шикарный вид с веянием старинным.

С помощью этого метода не только выделяют самые интересные элементы украшений, но также можно очень умело скрыть все недостатки, оплошности и места соединения деталей. Учитывая этот фактор в мире нет двух абсолютно похожих черненных дизайнов, потому что, при использовании этой техники видна каждая мельчайшая деталь, будь это царапина, нанесение штрихов или шов.

Продлить срок сохранности первоначального вида украшения возможно также с использованием этого метода, ведь такие изделия устойчивы к коррозийным процессам, таким как ржавение. Слой покрытия отлично отталкивает воду и другие вещества, не позволяя им проникать внутрь. Состав порошка для чернения готовится из определенного набора ингредиентов:

  • К основным относятся сульфиды серебра, меди и свинца.
  • Дополнительные элементы: висмут, бура и хлористый аммоний.

Как происходит процесс чернения украшений?

1. Подготовка украшения для чернения

Как и любой другой процесс, он начинается с полной очистки украшения. Его моют, полируют, шлифуют, для изделий, которые только вышли от ювелира, все эти этапы не нужны. После всех проделанных манипуляций наносится желаемое изображение, это может происходить несколькими методами:

По линиям уже имеющегося рисунка (глубина которого должна быть не менее 0,3 мм) наносится подготовленная смесь для чернения.

2. Нанесение смеси для чернения на изделие

Метод нанесения смеси существует двух видов:

  • Мокрый , при котором специальный подготовленный порошок увлажняют с помощью воды и аккуратно наносят тонкой кисточкой по всей площади изображения, тщательно заполняя все неровности. После полного испарения жидкости изделие помещается в специальную печь (муфел), где происходит процесс плавки рабочей смеси и она равномерно распределяется по всей поверхности рисунка.
  • Сухой метод отличается отдельным нанесением составляющих с разными структурами. Сначала наносится специально подготовленная жидкость. Следующим этапом является присыпание мелкой пудрой, которую делают тщательно перемалывая рабочую смесь. Потом изделие оставляют высыхать и только после этого отправляют в печь.

Любой выбранный способ заканчивается зачисткой. Его обрабатывают напильником или используют прием шабровки. Здесь нужно быть предельно аккуратным, что бы не зацепить выступы рисунка.

Техники чернения ювелирных изделий

Техники чернения также могут отличаться. Различают три основных вида этого процесса:

Разберем особенности каждого немного подробнее.

Отличительной чертой русского метода является то, что серу добавляют в основной состав порционно, а образовавшуюся смесь выливают на раскаленный лист металла, а не в воду как это происходит в других технологиях. После чего измельчают и отправляют на плавку вместе с флюсом и серой, в конце ее охлаждают. Чем выше должно быть качество черни, тем большее количество раз переплавляют последнюю смесь.

Особенность московской технологии в предварительном приготовлении отдельных компонентов с серой, таких как: свинец, серебро, медь. Дальше взяв все составляющие в определенных пропорциях происходит непосредственно сам процесс приготовления рабочей смеси с переплавкой, охлаждением и измельчением.

Германский метод предусматривает вливание свинца в сплав серебра и меди. Получившийся состав аккуратно вливают в порошок из серы тщательно перемешивая. Готовую смесь выливают в воду для охлаждения, после которого все измельчают. Особенностью этого метода можно назвать то, что смесь наносят только в влажном виде.

В современном мире существует огромное количество методов и технологий обработки и украшения ювелирных изделий, но чернение уже на протяжении многих столетий не сдает позиций по популярности и распространенности по всему миру. Нанесение легкой черной вуали на великолепные ювелирные изделия придает им загадочный вид и нотки старины, что не оставит никого равнодушным.

Читайте также: