Ювелирные изделия из крученых металлических нитей

Обновлено: 05.10.2024

вид ювелирной техники (скань). Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков. Кроме того, накладные металлические украшения переплета книги.

Смотреть что такое ФИЛИГРАНЬ в других словарях:

ФИЛИГРАНЬ

(итал. Filigrana, франц. Filigrane, от лат. filum-granum) — украшение, изготовленное из золотой или серебряной (а также позолоченной медной или железно. смотреть

(итал. filigrana, от лат. filum – нитка и granum – зерно) русская скань (от древнерус. скать – сучить, свивать), вид ювелирной техники. В Ф. из . смотреть

ФИЛИГРАНЬ, -и, ж. 1. также собир. Юве-лирное узорчатое изделие изтонкой крученой проволоки. Серебряная ф. 2. Водяной знак на бумаге, а такжебумага с таким знаком. 11 прил. филигранный, -ая, -ое (к 1 знач.).Филигранные изделия. смотреть

филигрань 1. ж. 1) Изготовление художественных изделий, видом напоминающих плетеное кружево из тонкой крученой металлической нити - золотой, серебряной и т.п. - как разновидность ювелирной техники. 2) Ювелирное изделие, изготовленное таким способом. 2. ж. 1) Водяной знак на бумаге. 2) Бумага с таким знаком.


. смотреть

филигрань ж.1. (ювелирное изделие) filigree 2. (водяной знак) water-mark

филигрань скань Словарь русских синонимов. филигрань сущ. • скань Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. филигрань сущ., кол-во синонимов: 5 • бумага (80) • знак (138) • скань (1) • украшение (129) • филегран (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бумага, знак, скань, украшение, филегран. смотреть

ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum -зерно), русская скань (от др.-рус. екать - сучить, свивать), вид ювелирной техники. В Ф. . смотреть

Филигрань (итал. Filigrana, франц. Filigrane, от лат. filum-granum) — украшение, изготовленное из золотой или серебряной (а также позолоченной медной или железной) проволоки, изогнутой и спаянной в некоторых своих местах таким образом, что получается орнамент в виде цветков, листьев, арабесок и др. узоров. Употребляемая при этом проволока по большей части бывает предварительно скручиваема винтообразно и затем сплющиваема между вальцами, из-за чего принимает форму тонкой полоски с зубчатыми краями. Изогнутие проволоки производится при помощи миниатюрных щипцов, а спайка посредством паяльной трубки. Главную трудность изготовления Ф., но вместе с тем и его красоту, составляет присоединение к проволочному узору крошечных розеток и зерен одного с ним металла, рассаженных по длине проволоки или между ее изгибами. Филигранная работа или оставляется сквозной, или напаивается на металлический гладкий фон. Археологические находки в Италии, Крыму и др. местах свидетельствуют о том, что производство Ф. было доведено в древнем мире до высокого совершенства; античные греческие и этрусские Ф. поражают такой тонкостью, правильностью и чистотой работы, до какой не удавалось достигать в позднейшие времена и даже в наши дни. С падением греко-римской цивилизации мастерство Ф. сильно понизилось в отношении достоинства, но, будучи сохранено византийцами, снова распространилось в ювелирном искусстве романской эпохи и у арабов. На западе Европы Ф. служил главным образом украшением священных сосудов и другой церковной золотой и серебряной утвари. В эпоху Возрождения им пользовались уже мало, хотя Бенвенуто Челлини и написал целый трактат о нем. Вскоре Ф. сделался во многих странах чисто народным способом украшения различных ювелирных изделий. Важнейшие места его производства в Европе — Генуя, Венеция, Рим, Неаполь, Копенгаген, датские и Фрисландские острова, Швеция, Голландия, Португалия, Испания, Швейцария, Австрийские Альпы, Венгрия и югославянские земли. Венгерцы в XVI и XVII вв. любили украшать Ф. свои живописные костюмы и оружие, очень оригинально и изящно соединяя проволочное плетенье с эмалью. На Востоке Ф. распространена с незапамятных времен почти повсюду — в Турции, Египте, Судане, Индии, Яве, Суматре, Китае, Японии. Китайские Ф. в особенности замечательны как своеобразностью своих форм (цветы, бабочки, фигуры фантастических животных и пр.), так и удивительной тонкостью исполнения. В России Ф. был исстари в большом ходу и доныне производится во многих пунктах, преимущественно в Московской, Ярославской, Костромской [В начале XVIII в. производство филигранных изделий было занесено сюда пленными шведами.], Нижегородской и Вятской губ., а также в Закавказье.


. смотреть

филигра́нь (фр. filigrane ит. filigrana) 1) вид ювелирной техники, изготовление художественных изделий, напоминающих по виду плетеное кружево, из тон. смотреть

Филигрань (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно), русская скань (от древнерусского скать - сучить, свивать), вид ювелирной те. смотреть

ФИЛИГРАНЬ и, ж. filigrane, ит. filigrana <лат. filum нить+ graneus зернистый. 1. Крученая металлическая нить, изогнутая в сложный кружевной узор; и. смотреть

-и, ж. 1.Вид ювелирной техники — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, гладкой или свитой в. смотреть

1) Орфографическая запись слова: филигрань2) Ударение в слове: филигр`ань3) Деление слова на слоги (перенос слова): филигрань4) Фонетическая транскрипц. смотреть

Филигрань (скань) – вид ювелирной техники; ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или с. смотреть

1. видимое на просвет изображение в бумаге, наносимое в процессе ее производства. Ф. содержит фабричную марку изготовителя, а в ценных бумагах или день. смотреть

(франц. < итал.) - в ювелирном деле художественные изделия (и их изготовление), похожие на плетеное кружево, из тонкой крученой проволоки - золот. смотреть

(от итал. filigrana) - один из видов ювелирной техники: из тонкой металлич. проволоки (золотой, серебряной или медной, гладкой или свитой из неск. нитей и иногда сплющенной) исполняются узоры - ажурные (отд. эл-ты соединяются пайкой) или напаянные на металлич. фон; часто сочетается с зернью или эмалью. Изв. на Др. Востоке, в Др. Греции и Риме, затем в Ср. Азии, на Кавказе, на Балканах, в Зап. Европе. На Руси - с 9 в. смотреть

сложнейший вид ювелирной техники. Представляет собой напаянный узор из тонкой нити или шариков из драгоц. металлов. Встречается на некоторых ук. смотреть

Фан Фалинь Фал Фаг Риф Ринг Рин Рига Риал Риа Раф Рань Ранг Нил Нии Нгал Нал Лиф Лира Линь Лина Лига Ларь Ларин Лань Лаг Ирина Ирга Иран Инь Ингра Инга Ильф Ильин Игра Фанг Фиал Фига Фил Филигрань Филин Фин Игла Финал Финаль Фингал Игил Фира Фирн Флаг Фланг Фра Гриф Фрг Грин Гриль Графин Граф Грань Гран Гниль Глиф Глина Гиф Фри Фриган Гаф Гарь Арин Анри Альф Аир Аил Фрина Алин Альгин Гарин Гиль Гирин Гифа. смотреть

сложнейший вид ювелир. техники. Представляет собой напаянный узор из тонкой нити или шариков из драгоц. металлов. Встреч. на нек-рых украшения. смотреть

ж(ювелирное изделие) filigrana f; (водяной знак) filigrana f, marca de água- мастер по филиграниСинонимы: бумага, знак, скань, украшение, филегран

корень - ФИЛИГРАНЬ; нулевое окончание;Основа слова: ФИЛИГРАНЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ФИЛИГРАНЬ; ⏰Слово Фили. смотреть

(3 ж), Р., Д., Пр. филигра/ни; мн. филигра/ни, Р. филигра/нейСинонимы: бумага, знак, скань, украшение, филегран

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 1

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 2

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 3
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 4
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 5
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 6

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 7
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 8

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 9

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 10

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 12
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 15
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 16

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 18
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 19

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 20
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 21

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Винтажные украшения или Кружево из металла

Речь пойдёт о винтажных украшениях ручной работы из серебра и не только.

Но. обо всём по порядку.

В начале мая на ярмарке подержаных вещей города Абакана (для тех кто не знает - это столица Хакассии - в общем - Сибирь:) ) я познакомилась с интереснейшими людьми. Семейная пара. Она научный сотрудник, он увлекается полудрагоценными и драгоценными камнями и металлом. Но больше меня привлекло то, чем они торговали. Такого великолепия я никогда не видела. Сразу скажу, что к золоту моя душа совершенно равнодушна. Обожаю серебро. Но серебро именно старое, старинное.

Удивительные вещи, у каждой своя жизнь, своя история. Примерный возраст каждой - середина 20 века. Но есть экземпляры и постарше.

Итак, собственно Ольга

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 1

Очень интересный человек, о каждой вещи рассказывает с любовью, когда хобби в радость - это видно сразу.

Немного текста, чтобы было понятно, в какой технике представлены некоторые изделия. Текст предоставила Оля, источник мне неизвестен.

Филигрань — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно).

Филигранными или выполненными техникой филиграни называются ювелирные украшения, изготовленные вручную из разной длины и формы отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской, путем образования менее или более сложных кружевных узоров.

Родина филиграни – древний Египет, но искусство скани настолько быстро распространилось по миру, что сейчас историки называют авторами филиграни большую группу народов – древние египтяне, древние греки, этруски.

Сейчас филигранные традиции есть почти по всему миру. Особенно сильны они в России, Средиземноморье, Португалии. Каждый регион привносит свои особенности в композицию изделий и технику скани, поэтому специалистам не составляет труда отличить, к примеру, мальтийскую филигрань от болгарской или русской.

Неизменно для истинной филиграни – ручной труд, применение серебра или золота, а также мягких сплавов (медные, латунные). При ручной работе видны концы проволок, но есть и литьевая филигрань, она должна стоить дешевле, делается в промышленных объемах.

Египетские мастера делали филигрань на фоне, то есть ажура как такового не было. А вот филигранные изделия Кипра, Сардинии, Индии уже были ажурными, на просвет.

Филигрань можно назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и существует и в наше время, являясь своего рода русским символом. Филигрань - это изготовление ювелирных изделий с помощью особого метода. Для этого применяется способ скручивания тончайшей проволоки из драгоценных металлов (золота или серебра). Вся работа сводится к манипуляциям с золотой нитью: при скручивании двух проволочек получается необыкновенной красоты ажурный узор, который затем накладывается на поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа, так как ювелирному мастеру приходится обработать таким образом всю поверхность ювелирного изделия.

Применяется и метод частичного филиграни - когда нужно замаскировать стыки припаянных друг к другу частей ювелирного изделия. Филигранью обрабатывают и серьги, и кольца, и подвески, которые становятся великолепным подарком для женщины или мужчины. В основном распространена филигрань из серебра - серебряные украшения особенно эффектны и красивы.

Совместно с техникой филиграни применяют и технику скани или зерни. Эти два метода неотделимы друг от друга - вместе они создают изумительное впечатление гармонии. Скань представляет собой миниатюрные шарики или зернышки из драгоценного металла, припаянные к поверхности ювелирного изделия и образующие неповторимый узор. Этот метод очень часто используется ювелирами, так как скань или гранулирование очень выразительно и придает изделию эстетическую силу.

Рисунки по филиграни (подвеска, ажурный браслет и китайский браслет с кораллами)

Посмотрим фото?:) Надеюсь, вам понравится ;)

А вот браслетик, который сразу же привлёк моё внимание и я (к счастью) не смогла больше с ним расстаться. Он теперь мой! Он бесподобен.

Изящный филигранный браслет «Кружевные облака». Серебро 835, Ручная работа. Ширина 1,7 см, длина 18,5 см. Со страховочной цепочкой до 22,5 см. 15 гр. Возраст неизвестен. Скорее всего, втор. пол. XX в.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 2

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 3

Разглядывать такие вещи можно бесконечно.

Далее размещаю описание и фото.

Роскошный браслет «Коралловый риф» в лучших ювелирных традициях Китая середины прошлого века. Стерлинговое серебро (925 проба). Прекрасная ручная работа – филигрань, зернь, кораллы. На обороте клеймо «silver». Крепкий замочек со страховочной цепочкой. 18 х 1,3 см, 29 гр.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 4

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 5

Объемная филигранная подвеска «Кружева шантильи». Серебро 835. Ручная работа. Размеры 4,6 х 2,7 см, высота 0,9 см, 11 гр. Возраст неизвестен. Скорее всего, втор. пол. XX в.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 6

Серьги «Клементина» Ручная работа. Серебро 980 пробы, коралловые вставки. Мексика 2 пол XX в., 5,4 х 2,1 см, 12 гр.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 7

Роскошный массивный браслет «По мотивам викторианской эпохи». Серебро 925, чернение, патина, клеймо известной немецкой фирмы BAS (Blachian Antik Schmuck). 1950-1970 гг. XX в. Ширина 2,6 см. Длина 17,5 см, 44 г.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 8

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 9

Удивительно красивые сережки-гвоздики «Виктория» с удобной застежкой. Серебро 925, фианиты. Относительно современные 80-90- гг. ХХ в. Камушки все на месте. Соединения подвижные. Размер 5 х 1,3 см.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 10

Коллекционная подвеска «Эдельвейс» с оригинальной цепочкой. Германия 20-30-гг. ХХ в. Клеймо компании Kollmar & Jourdan. Серебро 825, марказиты. Длина цепочки 40. Диаметр 3 см, 12 гр.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 11

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 12

Изящная брошь «Альпийская незабудка» Без клейма. Серебро (по реактиву), Ручная работа, тонкая гравировка, прекрасная резная техника, чернение. Игла обновлена. Германия, 1930-1950е гг. 4,2 х 3,1 см, 9 гр.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 13

Брошь "Весенний букетик". Серебро 900, патина. Ручная работа - прорезная техника, гравировка. Игла обновлена- заменена на металлическую. Германия, 1930-1950-е гг. Диаметр 4,4 см. 9,5 гр

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 14

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 15

Подвеска "Бродячий художник", Серебро 800, клеймо мастера sfs. Германия, 1930-1940е гг. Ручная работа - прорезная техника, гравировка. С петлёй 3,6 х 2,3 см. 3 г.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 16

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 17

Роскошный перстень «Поцелуй дракона». Без клейма. Серебро не ниже 850 пробы (по реактиву), чернение, гравировка, кораллы, бирюза. Ручная работа. Стиль индейцев племени навахо втор. пол. 20 в. Размер 18,5. Щиток 4,2 х 2,4 см, 16 гр.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 18

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 19

Перстень «Балтийское солнце» Серебро 835, янтарь. Вторая половина ХХ в. Щиток 2,7 х 2,1 см. Размер.18. 5 гр.

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 20

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 21

И совсем забыла про чудесную малюсенькую серебряную шкатулочку, вот исправляюсь:)

Миниатюрная шкатулочка «Лазурный остров». Серебро 925 пробы. Вставка на крышечке – синяя эмаль. Ручная работа. Израиль вторая половина XX в. Диаметр 3,4 см. 13 гр., высота 1,6 см. Для элегантной транспортировки витаминов и предложений руки и сердца

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 22

Винтажные украшения или Кружево из металла, фото № 23

Надеюсь, прогулка оказалась для Вас увлекательной. К сожалению, ссылки на сторонние интернет ресурсы запрещены, поэтому ссылку на группу не размещаю. (А очень жаль иногда:()

Очень хотелось поделиться, потому что я как инопланетянин, час стояла с отпавшей челюстью, пока мой ребёнок копался палочкой в песке неподалёку :) :)

Только это ещё не всё ;)

В следующей публикации я расскажу Вам о технике "Микромозаика" и покажу чудесные миниатюрные шкатулочки ручной работы, с которыми впервые познакомилась у Ольги.

П.С. Надеюсь, Вам было интересно увидеть такие вещи. Они действительно винтажные, с налетом времени и в этом их особое очарование.

Это моя первая публикация такого рода, надеюсь, текст читается лекго. Если нет, сообщайте, поправлю.

ФИЛИГРАНЬ

Лит.: Разина Т. М., Русская эмаль и скань, М., 1961; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство,

его центры и мастера, М., 1974; Rоsenberg M., Geschichte der Goldschmiedekunst. Granulation, Fr./M., 1918.

Филигрань — ювелирное искусство создания уникальных узоров из тончайших нитей

Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.

Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры

Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.

Филигрань. Ювелирное изделие «Сокол», XXI век

Виды и особенности филиграни

Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:

  • статуэтки и скульптуры;
  • оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
  • изысканные пуговицы;
  • головные уборы;
  • пояса;
  • наручи;
  • рамы для икон и картин;
  • углы переплетов и обложки ценных книг.

Филигрань. Леопардовый конь династии Тан, VIII век

В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:

Филигрань. Фрагмент рамы болгарской православной иконы, XVIII век

При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).

Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век

Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:

  • золото; ;
  • платина;
  • медь;
  • мельхиор;
  • латунь;
  • нейзильбер.

Филигрань. Дарохранительница в православном храме, XIX век

Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.

Филигрань. Золотая табакерка, XIX век

История филиграни

История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.

Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.

Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век

С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.

Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век

В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.

Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век

Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.

Читайте также: