Завод втуз при по турбостроения ленинградский металлический завод

Обновлено: 21.09.2024

ПО ТУРБОСТРОЕНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗАВОД».

Крайние даты документов:

«Компания Санкт-Петербургского металлического завода» (с 1914 г. - Петроградского) основана 20 декабря 1857 г.. Постановлением СНК Северного района от 16 января 1918 г. завод конфискован, декретом СНК РСФСР от 28 июня 1918 г. национализирован и стал называться Петроградский металлический завод, до апреля 1919 г. находился в безвозмездном арендном пользовании бывших хозяев, после чего перешёл в ведение Центрального правления заводов тяжёлой индустрии СНХ Северного района, после ликвидации которого в феврале 1920 г. - в ведение ПСНХ, а с ноября 1921 г. - Петроградского государственного машиностроительного треста (Машинострой). С 19 июля 1924 г. его название - Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) крупного машиностроения Ленинградского государственного машиностроительного треста (Ленмаштрест), а с 9 апреля 1930 г. - Государственный металлический завод ВТУЗ имени Сталина Всесоюзного объединения котлотурбинной промышленности (Котлотурбина) Наркомата тяжёлой промышленности СССР. С 31 августа 1933 г. ЛМЗ переходит в систему Главного управления энергетической промышленности (Главэнергопрома) Наркомата тяжёлой промышленности СССР, а с августа 1937 г. Наркомата машиностроения СССР. Постановлением комитета обороны СНК СССР от 29 июня 1938 г. завод переходит в ведение Первого Главного управления Наркомата оборонной промышленности СССР, а с 11 января 1939 г. именуется Государственный союзный завод № 371 имени Сталина Первого Главного управления Наркомата вооружения СССР. С 29 марта 1944 г. это - Государственный союзный Ленинградский металлический завод имени Сталина Главного управления котлотурбинной промышленности (Главкотлотурбопром) Наркомата тяжёлой промышленности СССР. Приказом Наркомата тяжёлого машиностроения от 31 августа 1945 г. за большие заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны завод награждается Орденом В.И.Ленина. С 28 февраля 1953 г. завод переходит в систему Главкотлотурбопрома Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, а с 1954 г. - Министерства тяжёлого машиностроения СССР. В 1957 г. завод отмечает 100-летие со дня своего образования и в связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 г. награждается вторым Орденом В.И.Ленина и переводится в подчинение Управления тяжёлого машиностроения Ленсовнархоза., а с 1965 г. - Главного управления турбинной промышленности Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР. Постановлением Совета Министров от 26 января 1962 г. было утверждено решение трудового коллектива ЛМЗ о снятии с завода имени Сталина и присвоении имени ХХП съезда КПСС и завод стал именоваться Ленинградский дважды Ордена В.И.Ленина Металлический завод имени ХХП съезда КПСС.

Основной профиль : крупное турбостроение для электростанций

Структура : отделы - общий, планово-экономический, труда и зарплаты, технический, научной организации труда, производственно-диспетчерский, главного технолога, главного энергетика, металлурга, механика, сварщика, стандартизации и нормализации, рационализации и изобретательства, технического контроля, технической информации, техники безопасности, инструментальный, технического обучения, кадров, внешнего кооперирования, снабжения, патентный, жилищный, капитального строительства, финансово-сбытовой, бухгалтерия, лаборатория, бюро - паровых и газовых турбин, монтажа паровых турбин, монтажа водяных турбин, техническая библиотека, архив, заводской комитет профсоюза.

Списки предприятий Петрограда на апрель 1918 г.:

Петроградский металлический завод (закр.7 декабря 1917), владелец Ко. Петроградского Металлического завода (Заводоуправление и раб.к-т); год возникновения 1857 г.; адрес - Полюстровская наб., 19; производство - военные суда с оборуд, башенные установки, лафеты,снаряды, минные аппараты, железн.конструкции, турбины, турбогенераторы, ; число рабочих на 1 января 1917 г.- 6704, на 1 апреля 1918 - 276

ф.1578, оп.3, д.28, л.20 (п.304)

Завод основан 20 декабря 1857 г. и по 1914 г. именовался «Компания Санкт-Петербургского металлического завода», а с 1914 г. по 1918 г. «Компания Петроградского металлического завода». К производству первых отечественных стационарных паровых турбин завод приступил в 1907 г., когда была выпущена первая турбина типа «Рато» мощностью 200 квт.. Всего до революции изготовлено заводом 26 таких турбин. С 7 декабря 1917 по 5 апреля 1919 г. завод был законсервирован.

На основании декрета Советской власти от 28 июня 1918 г. № 261 завод был национализирован и получил наименование «Петроградский металлический завод». 5 апреля 1919 г. завод был вновь открыт и перешёл в ведение Центрального правления тяжёлой индустрии СНХ СР. В 1924 г. заводом была выпущена первая советскаяя турбина мощностью 2000 квт. С 11 октября 1921 г. завод стал именоваться Государственный завод крупного машиностроения Центрального правления тяжёлой индустрии ПСНХ, а с 30 ноября 1921 г. - Петроградский (с 1924 г. - Ленинградский) металлический завод крупного машиностроения Петроградского (Ленинградского) государственного машиностроительного треста. В соответствии с приказом ВСНХ от 19 марта 1930 г. № 1042 завод получает наименование Ленинградский металлический завод имени Сталина (ЛМЗ) Общесоюзного объединения Котлотурбина. С 31 августа 1933 г. ЛМЗ переходит в систему Главного управления энергетической промышленности (Главэнергопрома) Наркомата тяжёлой промышленности СССР (приказ Главэнергопрома от 31 августа 1933 г. № 767), а с 1937 г. Наркомата машиностроения (постановление ЦИК СНК от 22 августа 1937 г.). Постановлением комитета обороны СНК от 29 июня 1938 г. завод переходит в ведение Первого Главного управления Наркомата оборонной промышленности СССР. С 11 января 1939 г. завод именуется как Государственный союзный завод № 371 имени Сталина Первого Главного управления Наркомата вооружения СССР (указ Верховного совета СССР от 11 января 1939 г.). В годы войны завод переключается на работу по созданию и ремонту военной техники, производству боеприпасов. В апреле 1944 г. правительством принято решение о восстановлении ЛМЗ как турбостроительного предприятия, специализирующегося на производстве паровых и гидравлических турбин. С 29 марта 1944 г. завод именуется Государственный союзный Ленинградский металлический завод имени Сталина и подчиняется Главному управлению котлотурбинной промышленности (Главкотлотурбопром) Наркомата тяжёлой промышленности СССР (постановление ГОКО от 29 марта 1944 г.). Приказом Наркомата тяжёлого машиностроения от 31 августа 1945 г. № 563 за большие заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны завод награждается Орденом В.И.Ленина. С 28 февраля 1953 г. завод переходит в систему Главкотлотурбопрома Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР (постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1953 г.), а с 1954 г. Министерства тяжёлого машиностроения СССР (указ президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1954 г.). В 1957 г. завод отмечает 100-летие со дня своего образования и в связи с этим награждается вторым Орденом В.И.Ленина. В этом же году завод входит в систему Управления тяжёлого машиностроения СНХ Ленинградского экономического админиртативного района (указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 г.), а с 1965 г. - Главного управления турбинной промышленности Министерства тяжёлого энергетического и транспортного машиностроения СССР. Постановлением Совета Министров от № 85 26 января 1962 г. было утверждено решение трудового коллектива ЛМЗ о снятии с завода имени Сталина и присвоении имени ХХП съезда КПСС и завод стал именоваться Ленинградский дважды Ордена В.И.Ленина Металлический завод имени ХХП съезда КПСС.

1969 г. Малышев О.И.

Постановления, распоряжения и приказы вышестоящих организаций; приказы, распоряжения по заводу с 1929 г.; протокол общего собрания красногвардейцев завода (27 октября 1917 г.), технических совещаний у директора и главного инженера завода; стенографические отчёты заснданий хозяйственного актива; промфинпланы (с 1928 г.) и годовые отчёты по заводу (с 1925 г.), отчёты об убытках, причинённых заводу интервенцией (1924-1930); акты обследования завода; обзоры проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ (1964); договор и переписка о технической помощи фирмы «Метрополитен-Виккерс» заводу (1926-1931), проектные задания по реконструкции завода (1937-1938), титульные списки и отчёты по капитальному строительству; переписка о поставке проектных документов, турбин и деталей к ним в зарубежные страны, о техническом обучении иностранных специалистов; списки красногвардейцев и милиционеров завода (1917-1918); документы (стенограммы общезаводских конференций, протоколы заседаний завкома, планы,отчёты,сметы и др.) заводского комитета профсоюзов (1939-1950).

Секретная часть (1967-1971)

Тематика: завод № 371 им. Сталина,завод металлический ВТУЗ им. Сталина,завод металлический им. XXII съезда КПСС,завод металлический крупного машиностроения

Справка по движению:

акт о передаче документальных материалов на завод №1 от 06.12.1963; акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению №1 от 28.04.1975, №2 от 24.09.1980; справка о присоединении документов фонда 4634 к фонду 1253 от 19.03.1979; справка о присоединении документов фонда 5574 к данному фонду1253 №2 от 21.10.1980; акты приема-передачи документов на хранение № 151-1 от 10.06.1929, №2 от 29.06.1960, №3 от 25.11.1965, №4 от 21.05.1979, №5 от 13.01.1983, №6 от 20.03.1986; акты о рассекречивании документов №3 от 16.01.1997, №4 от 27.05.2002.

160 лет Ленинградскому Металлическому заводу

История одного из первых машиностроительных предприятий России


Последние сто шестьдесят лет истории государства Российского были полны драматических событий: страна менялась, происходили войны и политические потрясения. Рука об руку со страной 160 лет развивалось машиностроительное предприятие — Металлический завод, который сегодня может считаться достойнейшим примером служения Отечеству.

Сергей Нефедьевич Растеряев


Основатель Санкт-Петербургского Металлического завода, санкт-петербургский купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, глава фирмы «Сергей Растеряев и сын», существовавшей с 1825 года. Владелец земель, нескольких заводов, домов, торговых помещений, представитель зарождавшейся российской буржуазии.

Создание Металлического завода

Дело купца Сергея Растеряева. Компания Санкт-Петербургского Металлического завода

Современное предприятие было создано на базе Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым.

Завод строил вначале небольшие котлы, приборы отопления, выполнял различные металлические работы. Первоначально завод был кустарной мастерской, но вскоре превратился в акционерное предприятие под официальным названием «Компания Санкт-Петербургского металлического завода» (Устав Высочайше утвержден 20 декабря 1857 года), на котором появились квалифицированные инженеры, приглашенные из Германии.

В 1886 году впервые в России завод изготовил барбетные установки для броненосца «Чесма», позднее освоил выпуск башенных установок с электрическим приводом. Начиная с мелкого производства гвоздей, рессор, мельхиоровых изделий и посуды, завод первым в России освоил производство «телеграфической проволоки», а через 15 лет с момента основания уже занимал лидирующие позиции в отечественном мостостроении. К началу ХХ века завод стал одним из крупнейших предприятий Российской Империи.

От космоса до недр земли

В новой истории Металлический завод стал пионером и основателем одной из самых сложных отраслей тяжелого машиностроения — отечественного турбостроения. После прихода советской власти завод создал первые гидравлические и газовые турбины, обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО.

Во все времена на Металлическом заводе трудились первоклассные специалисты, инженеры и конструкторы, истинные подвижники своего дела. С их именами связаны важнейшие достижения инженерно-технической мысли, которые явились фундаментом для создания и последующего развития промышленности России.

Так, Металлический завод внес существенный вклад в развитие отечественного мостостроения, военного кораблестроения, создания, совершенствования и производства новейших систем тяжелого артиллерийского вооружения, турбостроения, физики высоких давлений, металловедения и многих других отраслей науки и промышленности.

Начало: первые этапы развития

20 декабря 1857 года


Подъем Андреевского флага на эсминце Азард

Портал и механизм подъема у железнодорожного парома на озере Байкал, 1900 год

Продукция Металлического завода для армии и флота Российской империи. Начало ХХ века

Паровая турбина мощностью 200 кВт. Изготовлена в 1907 году на Металлическом заводе

Подводная лодка «Почтовый» на стапелях. 1906 год

1867 год
На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

1869 год
Организовано новое важное направление производства — мостостроение. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.

1871 год
Возникает новое производство — изготовление крупных металлических конструкций. По собственным разработкам выполнены перекрытия главных залов Зимнего, Мариинского дворцов, Русского музея, музея Суворова, консерватории, шпили и главки храма Спаса на Крови, купола цирка Чинизелли на Фонтанке. Боле 400 высококлассных работ Металлического завода стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.

1880 год
Организовано новое производство, ставшее на долгие годы одним из главных, — котлостроение. Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.

1886 год
Металлический завод становится поставщиком вооружения для русской армии и флота. Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры.

1906 год
На Металлическом заводе изготовили одну из первых отечественных подводных лодок. Она вошла в историю мирового подводного кораблестроения как единственный удачный образец подлодки с единым двигателем внутреннего сгорания для надводного и подводного хода.

1907 год
Создано конструкторское бюро паровых турбин, начато проектирование и изготовление паровых турбин и генераторов, турбонасосов, турбовентиляторов. До 1917 года изготовлено 26 стационарных турбоагрегатов для различных предприятий и 28 судовых турбин.

1911 год
Завод приступил к изготовлению судов для Военно-Морского флота на специально построенной Усть-Ижорской верфи, на месте которой теперь расположен Средне-Невский судостроительный завод. Совместно с Путиловским, Невским и заводом Видона в Херсоне было изготовлено восемь эсминцев для Балтийского флота и два для Черноморского. Металлический завод оснащал суда котельным, турбинным оборудованием и вооружением.

Металлический превратился в одно из ведущих предприятий России. Принимал активное участие в различных российских выставках, неоднократно награждался правом клеймить свою продукцию Государственным гербом. Получал мировое признание за выставленную продукцию на самых престижных международных выставках, в том числе Колумбовой в Чикаго и Парижской.

Работа по плану ГОЭЛРО

1920–1930-е годы

20 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов была принята программа электрификации России — план ГОЭЛРО. Металлический завод сыграл ключевую роль в его осуществлении. В 1923 году в Правительстве принято решение сосредоточить все работы по производству паровых и водяных турбин на Металлическом заводе — так был определен профиль предприятия. В 1924 году были изготовлены по собственным проектам первые турбины: паровая мощностью 2 МВт и гидравлическая мощностью 370 кВт.

Завод-втуз организован и действует в соответсвии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1959г. № 1425, Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 января 1960г. № 8 и приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 8 февраля 1960г. № 107, при Ленинградском Металлическом заводе имени ХХП съезда КПСС на базе вечерненго отделения Ленинградского политехнического института им.

М.И. Калинина и является высшим учебным заведением.

В целях дальнейшего развития завода-втуза и совершенствования учебного процесса на основе органического сочетания теоретического и практического обучения завод-втуз при ПОТ «ЛМЗ» имени ХХП съезда КПСС приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР за № 186 от 23 марта 1966 года переведен с 1 января 1966 года на самостоятельное управление с непосредственным подчинением Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР именуется «Завод-втуз при Ленинградском Металлическо заводе имени ХХП съезда КПСС».

Завод-втуз имеет свой устав, утвержденный Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР 22 июня 1971 года - определяющий главные задачи:

а) подготовку высококвалифицированных специалистов для заводов Ленинграда на базе органического сочетания теоретического обучения с произовдственной подготовкой студентов на предприятиях.

б) повышение кваликации инженерно-технических работников заводов МИНТЯЖМАШа.

Завод-втуз осуществляет подготовку специалистов по следующим специальностям:

1. Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты.

2. Машины и технология литейного производства.

3. Машины и технология обработки металлов давлением.

5. Гидравлические машины и средства автоматики.

Завод-втуз имеет в своем составе факультеты:

1. Технлогический факультет по подготовке инженеров-механиков со сроком обучения 5 лет 10 месяцев.

2. Турбиностроительный факультет по подготовке инженеро-механиков, инженеров-конструкторов со сроком обучения 5 лет 10 месяцев.

3. Вечерний факультет по подготовке инженеров-механиков, инженеров-конструкторов со сроком обучения 5 лет 10 месяцев.

4. Факультет повышения квалификации инженеров со сроком обучения от 2 до 6 месяцев.

Ректор завода-втуза В.А. Пушкарев

Согласно постановлению СМ СССР от 30 декабря 1959 г. на базе вечернего отделения Ленинградского политехнического института открыт Завод-ВТУЗ при Ленинградском металлическом заводе им. XXII съезда КПСС, в 1977 году – переименован в Завод-ВТУЗ при Производственном объединении турбостроения «Ленинградский металлический завод», в 1989 году – переименован в Ленинградский институт машиностроения (ВТУЗ-ЛМЗ).

Институт находился в ведении: Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (1968 -1990).

В настоящее время – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт машиностроения» (ГОУ ВПО ЛМЗ-ВТУЗ) Министерства образования и науки РФ.

Документы, касающиеся учебного процесса, планы и отчеты о деятельности института и т.п. (1930-1970) находятся в ЦГА СПб (ф.Р-3373).

Научная документация (НД)

Отчеты и диссертации по тематике: теория энергомашиностроения, расчеты и исследования гидромашин, турбин, гидроприводов, технология турбиностроения; технология и машины обработки металлов (литье, ковка, штамповка, резание и т.д.); технология сварки конструкций; металловедение, механика, сопротивление материалов, теория деталей машин и механизмов; электротехника, автоматизация производства; экономика, организация производства; прикладная математика; измерения, контроль, дефектоскопия; физическая химия, электрохимия.

Представлены работы специалистов в области: гидромашин, турбин, гидроприводов – М.И. Жуковского, В.К. Наумова, В.М. Орго, Н.С. Ялового; обработки металлов – В.В. Десницкого, П.В. Камнева, А.А. Маталина; механики и математического моделирования – В.Л. Вейца; теории деталей машин и механизмов – Ю.А. Державца; экономики, организации и планирования производства – О.В. Завьялова, Л.Н. Шевелева; диагностики материалов акустическими методами – В.Е. Чабанова; электролиза –

М.А. Коробова и других видных исследователей и преподавателей.

Персоналии: ЛЕНИНГРАДСКИЙ,МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ,ЗАВОД ПРИ ЛПО,ЗАВОД-ВТУЗ ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ ТУРБОСТРОЕНИЯ,ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ,ВТУЗ,ЛПО

Ленинградский Металлический завод


Утвержден устав акционерной компании «Санкт-Петербургский Металлический завод».




По собственным разработкам завода выпущены первые советские паровая турбина мощностью 2 МВт и гидравлическая турбина мощностью 370 кВт


На ЛМЗ изготовлена первая паровая турбина мощностью 1500 кВт для Турции; положено начало экспортных поставок.

На ЛМЗ изготовлена самая мощная в Европе быстроходная паровая турбина мощностью 100 МВт.


На ЛМЗ изготовлена поворотно-лопастная гидротурбина мощностью 55 МВт для Угличской ГЭС. Самая большая и самая мощная в мире для станции равнинных рек. Поставлен первый мировой рекорд.

Спроектированы и изготовлены головные образцы поворотно-лопастной турбины и генератора для гидростанций Волжско-камского каскада

Спроектированы и изготовлены головные образцы поворотно-лопастной турбины и генератора для гидростанций Волжско-камского каскада максимальной мощностью 126 МВт. Это был еще один мировой рекорд в мощности, за который ЛМЗ на международной выставке в Брюсселе в 1958 году получил «Гран-при».

Изготовлена паровая турбина – ПВК-200-1 и генератор мощностью 200 МВт – легендарная «двухсотка», положившая начало самой крупной в мире серии машин подобного класса.

Изготовлены головные образцы радиально-осевой гидротурбины и гидрогенератора мощностью 230 МВт – самые мощные в мире – для серии агрегатов Братской ГЭС на Ангаре.

На фото – создатели сверхмощных радиально-осевых турбин Братской ГЭС; слева направо: заместитель главного конструктора гидротурбин В. М. Малышев, главный конструктор гидротурбин Г. С. Щеголев, начальник лаборатории водяных турбин Ф. В. Аносов, начальник участка сборки гидротурбин С. И. Гойцхоки.

На ЛМЗ и выпущена первая радиально-осевая гидротурбина – самая мощная в мире, для Красноярской ГЭС на Енисее.

На ЛМЗ положено начало изготовления самых мощных радиально-осевых гидроагрегатов мощностью 650 МВт для крупнейшей в мире Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее.

На ЛМЗ изготовлена уникальная паровая турбина – К-1200-240 для Костромской ГРЭС. В конструкции турбины впервые использовалась лопатка длиной рабочей части 1200 мм из титанового сплава.

На фото – авторы уникальной паровой турбины К-1200-240, слева направо: И.И. Пичугин – начальник группы, Ю.С. Муравко – начальник бюро, Ю.Л. Богданов – начальник группы, Н.Н. Гудков – инженер-конструктор, В.К. Рыжков – главный конструктор паровых турбин, Н.А. Сорокин – зам. главного инженера, Н.Н. Сапожников – начальник лаборатории паровых турбин, В.А. Пахомов – заместитель главного конструктора паровых турбин, О.Д. Волков – заместитель главного конструктора паровых турбин, Ю.Н. Неженцов – начальник бюро.

На ЛМЗ изготовлена первая паровая турбина – К-1000-60/3000 мощностью 1000 МВт для Ровенской АЭС (Украина). Начато производство мощных и быстроходных турбоагрегатов для атомной энергетики.


С компанией Siemens создано совместное предприятие по производству газовых турбин «Интертурбо».


Ликвидация филиала ЛМЗ ОАО «Силовые машины», которым завод стал в 2004 году. С 2011 года завод становится производственным комплексом (ПК ЛМЗ) компании «Силовые машины».

Металлический завод: рождение гиганта

Внешний вид завода. 1880 год

Завод был основан в 1857 году купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Первая продукция Санкт-Петербургского Металлического завода состояла из простейших изделий из металла: гвозди, рессоры, домашняя утварь. По мере развития предприятия заказы усложнялись, круг клиентов неизменно рос.

Постепенно предприятие превратилось в монополиста области и сделалось поставщиком Двора Его Императорского Величества. За 30 лет до начала ХХ века завод изготовил более 1350 мостов, принимал заказы на изготовление орудий для Российской армии и флота.

Утвержден Устав компании

Гравюра «Санкт-Петербургский Металлический завод», конец XIX века

Императорским указом был утвержден устав Компании Санкт-Петербургского Металлического завода (именным Указом императора Александра II «Об учреждении Акционерной Компании Санкт-Петербургского Металлического завода»). По уставу предполагалось изготовление «всяких металлических изделий, могущих быть выгодными для завода…». «Капитал Компании определяется в один миллион рублей серебром, разделенный на десять тысяч акций, каждая по сту рублей».


Растеряев Сергей Нефедьевич


Устав Санкт-Петербургского Металлического завода

Компания на Петербургской бирже

15 февраля 1858 года

Состоялся первый выпуск 3000 акций компании, которые были раскуплены за один день. В мае 1858 года акции компании стали котироваться на Петербургской бирже.

От изготовителя к монополисту

Заводская марка. 1857–1917 годы

Завод участвует в 9-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Петербурге и награждается правом клеймить свои изделия Государственным гербом России. Это первый успех Металлического завода. Изделия с заводской маркой — крылатый жезл Меркурия — получили высокую оценку.

Первый казенный заказ

29 марта 1865 года

Началось изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам

Изготовлены пять чугунных печей для Владимирского собора в Санкт-Петербурге. На заводе освоено новое производство — изготовление отопительных и вентиляционных устройств по собственным чертежам. Постепенно предприятие стало монополистом в этой столь востребованной обществом отрасли производства. Производство это просуществовало более пятидесяти лет.

Металлический завод — главный поставщик приборов для отопления и вентиляции

Поначалу все руководящие посты на заводе занимали немецкие специалисты. В 1867 году завод возглавил Отто Крель; под его руководством были налажены котельное производство, изготовление приборов для отопления и вентиляции, выпуск металлоконструкций различного назначения, подъемных кранов, плавучих док-мостов.

Завод получил заказ на устройство вентиляции и парового отопления в манеже царских берейтовских конюшен. Через три года Металлический завод устанавливает новое современное отечественное оборудование в Зимнем дворце, Александровском дворце в Царском Селе, Аничковом и Михайловском дворцах в Санкт-Петербурге, Большом и Малом Кремлевских дворцах в Москве.

Завод попадает в престижное число «поставщиков Двора Его Императорского Величества». За Придворным ведомством потянулись и другие заказчики. Оборудование с заводской маркой было установлено в театрах: Мариинском, Михайловском, Александринском, в фешенебельном магазине Елисеева на Невском, Главпочтамте, буддийском дацане и еще во многих самых разнообразных учреждениях и предприятиях Петербурга.


Крель Отто Егорович


Лесенко Николай Данилович

Начато производство подъемных механизмов

Подъемный кран. 1915 год

На заводе создано новое производство подъемных механизмов и сооружений. Это бытовые и грузовые лифты, краны различной грузоподъемности и назначения, плавучие док-мосты для портов. В этой области завод также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Выпущены первые два подъемных крана для Петербургского казенного Арсенала. За три с лишним десятилетия было изготовлено по собственным проектам более 300 машин для подъема людей и грузов и около 200 подъемных кранов различной грузоподъемности и назначения. В этой области предприятие также становится монополистом, выпускает продукцию по собственным проектам.

Металлический завод осваивает новейшие технологии в мостостроении

Организовано новое важное направление производства — мостостроение. На заводе разработаны технические новшества: впервые в России освоено изготовление цельных клепаных балок, начато использование мягкого литого железа вместо сварочного. Раньше других специалисты завода стали вести работы в глубоких кессонах.

В 1870 году Металлический завод перестроил старый деревянный мост через Сампсониевский канал в Нижне-Петергофском парке. А уже через 4 года был заключен договор на постройку самого большого в России четырехпролетного моста через Оку: каждый из его пролетов имел длину более 82 метров.

За 30 лет до начала ХХ века было изготовлено 1350 мостов разного назначения.

Возникает новое производство — изготовление крупных металлических конструкций

Световые перекрытия пассажей верхних торговых рядов ГУМа. Москва. 1891 год

Сборка на заводе купола для храма Воскресения Христова в Петербурге. 1895 год

Закончена сборка железного телескопического газгольдера в Санкт-Петербурге.

Благодаря мастерству своих конструкторов и рабочих, вскоре завод завоевал непререкаемый авторитет в области производства сложных железных конструкций.

Следует назвать отдельные знаменитые и высококлассные работы: это многотонные каркасы куполов, главки и шпили Спаса на Крови, своды зрительного зала Мариинского театра, центрального зала Главпочтамта, перекрытия главных залов (в том числе Гербового, Концертного, Белого и Николаевского) Зимнего дворца, световые фонари музея Суворова, стропила залов Консерватории, ажурные сплетения световых перекрытий Русского музея, железные перекрытия Мариинского дворца, купол цирка Чинизелли на Фонтанке, стропила и перекрытия театра Эрмитажа, Академии Художеств.

Легкие, словно невесомые воздушные переплеты, поддерживающие стеклянные своды, созданы для высоких галерей ГУМа и ЦУМа в Москве. Расчет, изготовление и сборка стального каркаса огромного здания является технической победой Металлического завода. Более 400 высококлассных работ предприятия стали образцом точного инженерного расчета и безукоризненного исполнения.

Организовано новое производство — котлостроение

Котельное отделение Металлического завода. 1913 год

Завод освоил выпуск паровых котлов различных систем и характеристик для нужд Военно-Морского флота. Как отмечали современники, «компанией Металлического завода приготовляются котлы даже весьма сложных, но зато более экономичных по расходу топлива систем, каковые прежде выписывались из-за границы». Котельное производство существовало до начала Великой Отечественной войны.

На Всероссийской промышленной выставке в Москве Металлическим заводом был представлен разъемный лафет для горных пушек

Изготовленный впервые в мире, он был принят на вооружение русской армии. Лафет вошел в историю развития отечественной артиллерии под названием «горный станок системы Металлического завода». Сначала были построены восемнадцать лафетов для 6-дюймовых дальнобойных орудий, затем для крупных 9-дюймовых. Эти пушки предназначались для установки на кораблях и канонерских лодках Военно-Морского флота. В 1886 году завод создал первый русский гидравлический компрессор к лафету, предназначенный для ограничения отката орудия. До 1917 года завод построил для сухопутной и морской артиллерии 1400 станков и лафетов.

Металлический завод становится поставщиком вооружения для русской армии и флота

Освоен выпуск торпедных аппаратов, мин, фугасных снарядов, первых отечественных барбетных и башенных установок для судов Военно-Морского флота, установок для береговой и горной артиллерии. Впервые в России изготовлены железнодорожные транспортеры и первый минный аппарат.

До 1917 года было произведено 110 надводных и подводных минных аппаратов.

Читайте также: