Жостово роспись по металлу

Обновлено: 19.04.2024

Секреты производства жостовских подносов насчитывают более двухсот лет. За это время этот исконно русский промысел не только завоевал статус легендарного исторического наследия, но и превратился в предмет восхищения коллекционеров всего мира. Сложная ручная работа мастера по ковке становится мольбертом для вдохновения художника, который словно по нотной тетради создает симфонию, сотканную из торжества всей палитры цветов. Исторически жостовские подносы производились методом ручной ковки или так называемой холодной выколотки. В таком процессе опытный мастер-коваль по металлу вырезает ножницами форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает его борт, доводит до совершенства само поле, чтобы оно было безупречно ровным, затем на станке подгибает край.

За 200 лет в архивах фабрики накопилось более 150 различных форм: от классических до необычных, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая версия четко выверена по своим идеальным пропорциям. Определенное влияние моды не оставляет в стороне даже исконный промысел, в зависимости от тенденций могут появляться и новые вариации знаменитых подносов: они могут быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом, происходит создание 32-х форм, а оставшиеся – по прежнему, как в старину – выковываются вручную.

Для приобретения исключительно ровной поверхности полученная металлическая заготовка после ковки обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу, затем заготовка покрывается двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется для придания глянцевой поверхности подноса. После этого наступает черед росписи.

Надо отметить, что черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера адаптировали сложную восточную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос ни попадал в руки живописцев – круглый, овальный, фигурный, с букетами в раскидку или узорными венками – мастера начинают свою работу в той последовательности, которая издавна укоренилась на фабрике. Это неотступный алгоритм позволяет художникам быть уверенными в долговечности своей работы, которую не сотрут ни следы времени, ни многократное использование. Итак, работают беличьими кистями и масляной краской. Краску предварительно разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре, ведь водой масляную текстуру не растворить. Набор кистей большой: от совсем тонких, с иголку, - до крупных. Каждая кисточка подобрана под особенный вид мазка. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого есть своя, подходящая «под руку» и манеру росписи.

На первый взгляд это совсем незаметно, но роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивается специально к концу рабочего дня. Разбеленой краской художники словно «раскидывают» пятна фантазийных цветов, листьев и нежных бутонов в затейливые композиционные группы. Каждое такое «пятно» гармонично отвечает и замыслу автора, и форме подноса. Затем подносу предстоит сушка.

После нее художники приступают ко второму этапу росписи, так называемой «тенежке». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап носит название «прокладка». Плотной, непрозрачной краской прокладывают, выделяя, светлые места, и, словно подсвеченные солнцем, появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную танец. Именно благодаря тщательной работе с затемнениями и высветлениями цветы и плоды на подносах выглядят такими настоящими, выпуклыми и сияющими. Игра светотени оживляет лепестки, наполняет дыханием букеты, расправляет каждую травинку на рисунке, заставляя поверить, что цветы нарисованные на подносе благоухают всеми аккордами своих ароматов.

«Чертежкой» жостовские мастера называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит прописать с почти арифметической точностью едва заметные пестики-тычинки в цветах и бутонах. И, наконец, наступает черед «привязки». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – лишь намек. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса, но каждый раз даже небольшой этот финальных штрих вторит авторскому замыслу.

Итак, роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту, который придаст произведению тонкое обрамление.

Творческая команда художников и ковалей всегда совместно работает над замыслом новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Постоянный поиск и креативная инициатива позволяют промыслу не стоять на месте и развиваться, привнося вклад в появление новых, современных и востребованных художественных шедевров.

Жостовская роспись

b61

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

b62

koval

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Жостовская роспись на подносах

Жостовская роспись

Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.

Содержание:

История промысла

история жостовской росписи

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Цвета жостовской росписи

цвета жостовской росписи

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков - «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

работа мастера

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Элементы и узоры жостовской росписи

элементы жостовской росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

жостовская роспись с сюжетной картиной

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

техника исполнения жостовской росписи

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

поэтапная техника исполнения жостовской росписи

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Жостово роспись по металлу

Что же такое жостовская роспись?

Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста де­вяноста живописцев. Несмотря на название "фаб­рика", промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.

Что же такое жостовская роспись?

Уже давно на специальных прес­сах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двад­цати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему за­мыслу, а если это уникальная работа - поручает ковалю выбить форму вручную.

Что же такое жостовская роспись?

Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода - объектом любования.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.

Крой формы подноса

Крой формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла.

Выравнивание формы подноса

Выравнивание формы подноса

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.

Выстукивание формы подноса

Выстукивание формы подноса

Вытягивание края подноса

Вытягивание края подноса

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.

Что же такое жостовская роспись?

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалёвкой, второй – выправкой.

Первый этап жостовской росписи - замалёвка

Первый этап жостовской росписи - замалёвка

В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.

Что же такое жостовская роспись?

Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.

Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.

Что же такое жостовская роспись?

И отводка края орнамента. Затем на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. Последовательность приемов жостовской живопи­си не лишает мастеров свободы импровизации, из­бирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка.

 Жостовская роспись

 Жостовская роспись

Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Начиная с 30-х годов XIX века производство оригинальной продукции в окрестных селениях значительно увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью, которые постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки местных мастерских.

 Жостовская роспись

Знаменитая роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному). Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

 Жостовская роспись

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе.

 Жостовская роспись

Кованые подносы создаются вручную ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля.

 Жостовская роспись

Ручными ножницами выкраивается заготовка из металла.

 Жостовская роспись

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается.

 Жостовская роспись

Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки.

 Жостовская роспись

Затем край выравнивается на наковальне молотком. Теперь заготовке предстоит отжиг, грунтование и нанесение черной эмали в два-три слоя.

 Жостовская роспись

Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой. Мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.

 Жостовская роспись

Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев.

 Жостовская роспись

Борт подносов украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

 Жостовская роспись

Сотрудник зачищает заготовки подносов на Жостовской фабрике декоративной росписи.

 Жостовская роспись

Сотрудница покрывает подносы грунтом и эмалями.

 Жостовская роспись

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

 Жостовская роспись

В процессе художественной росписи.

 Жостовская роспись

 Жостовская роспись

 Жостовская роспись

На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

 Жостовская роспись

Сотрудница покрывает подносы светлым лаком.

 Жостовская роспись

Сотрудница фабрики демонстрирует готовое изделие.

 Жостовская роспись

Одной из тем в росписи, заимствованной из творческого арсенала миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, а также летних и зимних троек.

 Жостовская роспись

При фабрике организованы мастер-классы по жостовской росписи.

 Жостовская роспись

Во время мастер-класса художники фабрики делятся с гостями основными приемами мастерства.

Читайте также: