Ахматова ржавеет золото и истлевает сталь анализ

Обновлено: 16.05.2024

Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны. Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.

ВложениеРазмер
konkursnaya_rabota_cheburakhinoy_festival.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кого когда-то называли люди

Царем в насмешку, Богом в самом деле.

Кто был убит - и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди.

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима - все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль,

И долговечней - царственное слово.

(Евангелие от Иоанна; 10; 30;)

Перед нами стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Оно не имеет названия и небольшое по объёму - всего пятнадцать строк, изящное, получившее в ахматовском исполнении глубокое философское звучание.

Читая первое четверостишие, мы догадываемся, о ком пишет поэтесса.

Тысяча с лишним лет до современного летоисчисления. Голгофа. Огромный деревянный крест. И Иисус Христос, истерзанный, замученный, распятый на этом кресте. Как будто слышим слова, которые тихо произносит Иисус перед смертью, в минуту нестерпимой душевной и физической муки: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают».

Свидетелями кровавой казни оказались тысячи людей. И Понтий Пилат - прокуратор Римской империи. Знаем, что Пилат не желал смерти Христу: «Я не повинен в крови Праведника сего. ». И он умыл руки перед многотысячной толпой, подчёркивая этим свою непричастность к смерти Бога - человека.

Ахматовой свойственна повествовательная манера изложения своих мыслей, чувств и переживаний. Мы не встречаем в стихотворении восклицательных или вопросительных интонаций, риторических обращений. Здесь звучат грустные, трагические ноты. «Орудье пытки» - маленький крестик - бережно хранит поэтесса. Она «несет» свой, жизненный, крест. Как истинная христианка, Ахматова готова разделить боль и мучения Христа, согреть теплом своего сердца его истерзанную душу.

У каждого из нас предначертанный Богом жизненный путь, свой «крест», или, как мы называем, судьба. И мы должны «нести» крест, не сетуя ни на какие жизненные невзгоды. Такова философия человеческого бытия.

Основной мотив ахматовского стихотворения: ничто не вечно в окружающем нас реально существующем мире (материальное). Любовь, Бог, Жизнь вечны (духовное).

«Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Евангелие от Иоанна; 11; 25).

Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Ахматова понимает их так.

В нашем мире со временем все превращается в прах, всё тленно: мелеют моря, пересыхают озёра и реки, оскудевает земля, разрушаются целые города. Бог есть Любовь, Истина, Жизнь, а значит, и Бессмертие.

«Вначале было Слово, и Слово это Бог». Царственное слово Ахматовой - слово Иисуса Христа : «Я есмь путь, и истина, и жизнь: Никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Евангелие от Иоанна; 14; 6).

Обратим внимание на дату создания стихотворения - 1945 год. В этом памятном сорок пятом русский народ одержал победу над фашистской Германией. Только любовь русского человека к родной земле, к людям, вера в справедливость, вера в Бога спасли человечество от бессмысленной гибели. Анна Ахматова размышляет вместе с нами: ненависть и злоба порождают смерть и ведут к забвению.

В анализируемом стихотворении поэтическая речь Анны Андреевны отличается особой выразительностью. Чтобы не оставить читателя равнодушным, чтобы затронуть струнки его души, она пытается передать свое эмоциональное состояние, душевное волнение при помощи разнообразных художественных средств - тропов. С этой целью она умело использует метафоры («теплота груди», «ржавеет золото», «истлевает сталь»), эпитеты («бессмертные розы». «царственное слово», «жаркая пыль»), олицетворения («море билось». ). Ахматова обращается к инверсии и выделяет в стихотворных строках именно сказуемое, помещая его на почётное первое место: «вкусили смерть свидетели Христовы», «чернел утёс», «крошится мрамор», «возвышалась арка».

Силлабо-тонический стих - ямб, который использует Ахматова, придаёт повествовательному изложению поэтессы строго определённый ритм. Ямб - это двухсложная стопа, имеющая ударение на втором слоге. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Это гибкий и легкий размер, хорошо передающий ритм разговорной и декламационной речи. В ахматовском стихотворении не все стопы одинаковы. Размер стиха в них иногда не совпадает с числом ударений. Происходит выпадение одного из ударений. Тогда на помощь ямбу приходит облегчённая стопа, состоящая из двух неударных слогов. Например:

Когó когдá-то назывáли лю ' ди

Царём в насмешку, Бóгом в самом деле,

Кто был убит и чьё орудье пытки

Здесь в первом стихе ударение выпало в третьей стопе, во втором стихе - в четвёртой стопе, а в четвёртом ударение выпало во второй стопе.

Ритм силлабо-тонического стиха, в данном случае ямба, используемый Ахматовой, производит на читателя и слушателя сильное эмоциональное впечатление.

«Кого когда-то называли люди…» А. Ахматова

* * *

Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит – и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, –
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

1945 г., Фонтанный Дом.

Анализ стихотворения Ахматовой «Кого когда-то называли люди…»

В 1965 году был издан последний прижизненный сборник Ахматовой, получивший название «Бег времени» и выступивший в роли своеобразного подведения итогов долгого творческого пути поэтессы. Спустя несколько месяцев после его выхода в свет Анна Андреевна умерла в санатории, расположенном в подмосковном Домодедово. «Бег времени» довольно долго шел к читателю. Несколько раз его редактировала сама Ахматова. На содержание первого издания значительное влияние оказали замечания советских цензоров. В итоге авторский вариант книги увидел свет по прошествии почти полувека со дня смерти Анны Андреевны. Сборник, составленный в соответствии с множеством архивных документов, выпустил в 2013 году «Лениздат».

В книгу «Бег времени» вошло стихотворение «Кого когда-то называли люди…», написанное в 1945 году. В свое время советская цензура оставила от него только последние четыре строчки, что вполне объяснимо. В первой части текста речь идет об истории Христа. Давным-давно, много веков назад люди называли его «Царем в насмешку» и «Богом в самом деле». Орудие, при помощи которого Иисуса пытали и убивали, – крест – теперь согрето теплом груди лирической героини произведения. Смерть настигла и тех, кто наблюдал за трагической кончиной сына Господа, – сплетниц-старух, солдат, римского прокуратора Понтия Пилата, принявшего роковое решение. С годами превратились они в вино, пыль жаркую и запах роз. Не знающее жалости время всех перемололо, всех уничтожило – и грешников, и праведников. Каким бы ни был человек, конец один – смерть. Всеразрушающий бег времени – одна из ключевых тем поздней лирики Ахматовой. Поэтесса многое пережила – Великую Октябрьскую революцию, две мировые войны, гонения со стороны советской власти, смерти мужей и скитание единственного сына по лагерям. Ее лирическая героиня обрела мудрость, стала чаще задумываться над смыслом человеческой жизни.

Последняя строфа стихотворения – ударная. Не только люди смертны, свой срок жизни есть и у вещей: «истлевает сталь», «крошится мрамор», «ржавеет золото». Впрочем, существуют и вечные явления. Самой прочной на земле Ахматова называет печаль. Самым долговечным – слово, которое она наделяет ярким эпитетом «царственное». Подобные мысли встречаются в стихотворении Бунина «Слово», созданном в 1915 году. Велика вероятность, что Анна Андреевна была знакома с этим произведением. По мнению Ивана Алексеевича, речь – бессмертный дар, и нет у людей иного достояния. «Молчат гробницы, мумии и кости», лишь слову дана жизнь, «на мировом погосте» звучат только Письмена.

Рано или поздно любой вещи приходит конец, у настоящего искусства срока годности не бывает. Царственное слово способно не просто вступить в битву со временем, но и выйти из нее победителем. Для этого оно должно быть правдивым, выстраданным, искренним. В период с 1923 по 1934 год лирика Ахматовой – ни новая, ни старая – практически не издавалась. В 1946 году вышло знаменитое постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Согласно тексту документа, Анна Андреевна – представительница безыдейной поэзии, чуждой советскому народу, ее творчество пропитано «духом пессимизма и упадничества». Долгие годы в СССР Ахматова жила в состоянии так называемой «внутренней эмиграции», не нужная собственной стране. Тем не менее, она продолжала писать. Лирика ее была обращена в вечность. Поэтесса осознавала свою высокую писательскую миссию, что давало ей силы творить, несмотря ни на что, невзирая на отсутствие широкого признания. Поэтому ее «царственное слово» заслужило место в веках, в мировой культуре.

Эссе на стихотворение А. Ахматовой "Ржавеет золото, и истлевает сталь. ". К уроку литературы

Строки Анны Ахматовой посвящены слову. Нельзя не согласится с идеей поэтессы.

Действительно, слово – это имя, дом, детство, школа. Слово – самое сложное в мире явление, множество современных профессий берет начало с понятия слова (учитель, журналист, ведущий), оно способно зажечь сердца, подарить надежду, стать товарищем и другом.

Переливаясь, словно радуга, каждое слово, каждая фраза, словно дети, капризны, непостоянны, орфограммы, словно цветы – разные, сложные и простые.

Жизнь человека очень сложна и интересна, в нашей жизни много простого и сложного, как и в мире простых и сложных текстов. Всё было бы абсолютно невозможно без использования слов и информации.

Сегодня нормативное слово – это обязательная ступень в становлении личности любого специалиста. В помощь начинающему работнику на рынке книг есть множество учебных пособий, различных дайджестов проведения переговоров и бесед.

Конструктивность, положительный эмоциональный тон, заинтересованность, приветливость в слове – все это поможет в работе, в достижении эффективности, верного пути, положительной репутации – все это остается актуальным и в повседневном слове.

Слово – самое ценное в жизни, особо следует обратить внимание на речь в сложные дни для страны.

Слово бессмертно, тексты сохраняются в веках для будущих поколений, слово – дар, ведь речь даётся человеку вместе с взрослением и развитием, но возможность говорения дается от рождения.

Слово – основная единица речи, в нем отражается история языка и современность одновременно. Слово, будь то поэзия или театр, литература или опера – любое искусство прекрасно.

Но проблема, которую поднимает поэт в данных строках актуальна и в современном обществе, ведь истинное слово сложно воспитать не только потому, что здесь необходимы знания и системная работа, но и время, которое у современных людей ограничено.

Слово, как и филология, обладает внешним и внутренним значениями, лексическим и грамматическим значениями. В современной речи слово приобретает особенное лексическое значение. Лексема всегда воспринимается в контексте.

Сегодня слово человека обусловлена его уровнем начитанности, образования и ситуативностью использования, чуткостью.

Точность, логичность, уместность, правильная дикция, правильное литературное произношение слов родного языка, выразительность, разнообразная интонация – все эти компоненты речи должны быть задействованы в полном объеме для того, чтобы художественный стили речи была богатой и выразительной.

Каждый человек волен сам выбирать слово, его значение и контекст, используя разные жанры и стили. Мир души человека чуток к внешнему слову.

К хорошему слову необходимо стремиться.

Слова программируют наше собственное поведение и поведение окружающих. Через слово мы выражаем себя, активно общаемся, получаем информацию, мы передаем детям культурные ценности.

Какова природа слова? Оно материально как наша реальность? Или идеально, потому что противоположено реальности?

Ответы на эти вопросы я нахожу в утверждении, что слово – это стойкое стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному, к совершенству, философия помогает мне в этом. И совсем неважно материально это стремлении или идеально, главное, чтобы оно было гармонично, конструктивно, благородно по природе.

Слов, язык, речь – это ценностные ориентиры в жизни. Слово – зеркало нашего мышления.

В беседе, в споре, в дискуссии, в ходе обсуждения любых вопросов мы убеждаем собеседников и оппонентов, доказывая и отстаивая истинность своих суждений.

Слово, будучи для человека чем-то внешним, налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем слово является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека.

Слово представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Образ каждого из нас начинается со слова. Одно слово – это ничто, но в сочетании с другими – это огромная сила, которая руководит науками и миром. В слове не только сила науки, но и сила духа, вспоминаются строки из другого стихотворения поэта:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Анна Ахматова — Кого когда-то называли люди: Стих

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, –
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

Анализ стихотворения «Кого когда-то называли люди» Ахматовой

Стихи «Кого когда-то называли люди» Анна Андреевна Ахматова включила в сборник «Нечет», который так и не был разрешен к публикации.

Стихотворение датируется 1945 годом. Сын поэтессы находится на фронте, ей самой за гражданскую лирику вручена медаль «За оборону Ленинграда». Весной ей пожизненно увеличивают размер персональной пенсии. Живет она среди семейства Пуниных, встречается с кругом самых близких друзей. В жанровом отношении – религиозная лирика, безрифменный ритмический стих плавно сменяется перекрестной рифмовкой. Духовная жизнь поэтессы была непростой, и все же она оставалась православной христианкой. Она особенно ценила это стихотворение и в своей последней книге просила издателей поставить его завершающим. «Когда-то»: автор подчеркивает, что вспоминает о земной жизни Христа, теперь, казалось бы, отдаленной во времени. «Царем в насмешку»: отсылка к библейскому тексту. Кажется, чуть ли не целый полк римских воинов собрался, чтобы поглумиться над обвиняемым. Его обрядили шутовским царем, выражали притворные почести – и жестоко избивали при этом. «Богом в самом деле»: отсылка к апостолу Петру, провозгласившему богосыновство Христа. Прозрачный и трогательный намек перифраза: «орудье пытки» на груди. Имеется в виду нательный крест. «Вкусили смерть свидетели»: очередная перекличка с Библией. А вот слово «свидетель» употреблено здесь еще и в значении «мученик». С тех пор рухнули казавшиеся вечными стены, опустели дома и сама природа, истлели мертвецы в прах, пыль. Новые поколения, порой и не ведающие об этих событиях, наслаждаясь жизнью, развеяли даже саму память о них по ветру. «Бессмертных»: среди вариантов эпитета для роз, у поэтессы были и «блаженных», и «священных». Тревожные оксюмороны «ржавеет золото» и «истлевает сталь» – примета всепожирающего тления. Но касается это только предметов материального мира. «Печаль» прочнее стали, а «царственное слово» – вечно. Последнее – не только о языке, поэзии, себе, но и опять о евангельском сюжете, и христианском понимании Христа как Слова. В стихотворении нет восклицаний и вопросов, лишь одно красноречивое многоточие. Довольно много эмоциональных тире, есть компаративы, усиливающие звенящий финал: «прочнее», «долговечней». Перечислительная градация, многосоюзие, повторы, инверсия и эпитет («пылью жаркой»).

Произведение «Кого когда-то называли люди» А. Ахматовой – сплав христианской лирики с размышлениями о времени и предназначении поэта в мире.

Анна Ахматова (1889–1966) Русская речь

 Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914 год. Русский музей

Призна́юсь вам: сильное замешательство испытал я после того, как, сложив композицию из стихотворений Анны Ахматовой, — принялся за свое вступление. Понимая, что у нашего разворота есть неизбежный «формат», что пишу в память о великом поэте да еще в юбилейный год — застыл, онемел. И чем больше перечитывал ее стихи и написанное о ней, тем больше хотелось помолчать. Словно бы то самое «величие замысла», о котором ей говорил, применительно к поэзии, Иосиф Бродский, — мощно и осязаемо спроецировалось в моем воображении на всю ее литературную и человеческую судьбу и, что называется, «затворило уста»: кто я такой и кого тут представляю?
Но сейчас мне кажется, что именно теперь — может быть, лишь на мгновение — я отчетливо и ясно понял, кто она — поэт Анна Ахматова. Понял, после многолетнего чтения, после разговоров с близкими ей людьми (посчастливилось), после очередной (слава Богу, схлынувшей) волны «сопутствующей клеветы» — уже в новом столетии, когда, вероятно, полагающие себя безупречными некие литераторы рискнули занизить ее своими книжными «изысканиями», — притворившимися «чтением в сердцах». После всего.
Она всегда все выносила — и оставалась Анной Ахматовой. Любой человек — грешен, это знала и о себе. А она родилась еще и поэтом, существом особенным, иным, отвечающим за свой бесценный дар. Вокруг человека — Бог, родная земля и его, этого человека — народ. «Мы не единого удара не отклонили от себя», — сказала она в те годы, когда Господь попустил гражданскую междоусобицу.
Наверное, глубже всех о религиозном чувстве ее стихов написали критик Николай Недоброво и священник Александр Шмеман. Один — в год начала Первой мировой войны, после выхода двух первых книг, другой — после кончины поэта.
«…И по новому задышит над Москвою Ваша горькая, божественная речь», — пожалуй, вот этими старинными словами Анатолия Наймана, из обращенного к Анне Ахматовой стихотворения «Я прощаюсь с этим временем навек…» — я и закончу.

Strofi135Ahmatova-2

Рисунок Марии Заикиной

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так сделался каждый день
Поминальным днём, —
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
12 апреля 1915. Петербург.
Троицкий мост.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт её,

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

* * *
Памяти Ал. Блока

А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется,
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище — роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, —
Александра, лебедя чистого.

Август 1921. Петроград

Мужество

Мы знаем, что́ ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

23 февраля 1942
Ташкент

Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит — и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди.

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима — все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, —
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом блаженных роз.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.

В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово.
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
1946

Первое предупреждение

Какое нам, в сущности, дело,
Что всё превращается в прах,
Над сколькими безднами пела
И в скольких жила зеркалах.
Пускай я не сон, не отрада
И меньше всего благодать,
Но, может быть, чаще, чем надо,
Придется тебе вспоминать —
И гул затихающих строчек,
И глаз, что скрывает на дне
Тот ржавый колючий веночек
В тревожной своей тишине.

Читайте также: