Активная сталь статора это

Обновлено: 15.05.2024

Целью испытания активной стали асинхронного двигателя является проверка отсутствия замыкания между листами и вызванных этими замыканиями местных перегревов. Испытание также дает возможность оценить потери в стали, и таким образом, определить исправность всего сердечника в собранном виде. Его производят индукционным методом при вынутом роторе по схеме, приведенной на рис. 1, при магнитной индукции в спинке статора В— 1 Тл, создаваемой намагничивающей обмоткой, накладываемой на сердечник статора. Для контроля индукции в спинке и э. д. с. намагничивающей обмотки на сердечник накладывают также контрольную обмотку. При испытании частота переменного тока должна составлять 50 Гц.

Рис. 1. Схема испытания активной стали.
Намагничивающая и контрольная обмотки выполняются проводом ПР или ПРГ. Допускается также применение обмоточного провода, дополнительно изолированного пропитанной в лаке хлопчатобумажной лентой. При отсутствии провода необходимого сечения намагничивающая обмотка может быть выполнена из нескольких параллельных проводов. Применение освинцованного или бронированного кабеля недопустимо. Во избежание повреждений изоляции провода обмотку следует накладывать на прокладки из дерева или электрокартона, уложенные поверх корпуса статора. На время испытания корпус статора следует надежно заземлить проводом сечением не менее 50 мм2.
Число витков намагничивающей обмотки определяется по формуле

где U\ — напряжение, подключаемое при испытании к концам намагничивающей обмотки, В; Q — поперечное сечение спинки статора, см; п — число вентиляционных каналов; bs — ширина вентиляционных каналов, см; kст — коэффициент заполнения стали (табл. 1); hcn — высота спинки, см.

Рис. 2. Размеры спинки стали.
Таблица 1

Коэффициент заполнения стали при толщине стали, мм

ч
Оклейка бумагой Лакировка
Без изоляции или оксидная изоляция

При выборе источника питания для намагничивающей обмотки следует учитывать, что более высокое напряжение позволяет применить обмотки с большим числом витков и, следовательно, более близким к расчетному значению.


Рис. 1. Размеры активной стали.
Ток, потребляемый намагничивающей обмоткой для создания индукции 1 Тл, не может быть заранее подсчитан с желательной точностью, так как зависит от марки и качества стали и от конструкции сердечника, в частности от наличия стыков в разъемах статора и между сегментами пакета.
Несмотря на вызываемую этими обстоятельствами неизбежную неточность, значение тока в намагничивающей обмотке следует заранее вычислить хотя бы приближенно, так как это необходимо для выбора сечения провода обмотки и измерительных приборов (пределов измерения амперметра и ваттметра).
Для приближенного вычисления тока, А, в намагничивающей обмотке служит формула

где h — высота спинки, см; F — удельная м. д. е., А/м, равная 200—250 для повышеннолегированной и высоколегированной сталей и 450—500 для слаболегированной и среднелегированной сталей.
В обоих случаях большее значение относится к статорам с числом сегментов более четырех и разъемным статорам. Допускаемый ток нагрузки для намагничивающей обмотки в зависимости от сечения провода приведен ниже:
Сечение провода, мм2 . 6 10 16 25 35 50
Ток нагрузки, А 30 45 60 85 105 130

Намагничивающая обмотка присоединяется к источнику питания через отдельные предохранители и двухполюсный рубильник, которые должны быть выбраны исходя из значений тока, потребляемого намагничивающей обмоткой.
При проведении испытания предварительно следует
произвести пробное включение намагничивающей обмотки и проверить напряжение на зажимах контрольной обмотки, которое не должно значительно отличаться от расчетного значения.
Необходимо следить за тем, чтобы при испытании частота тока в сети поддерживалась равной 50 Гц. Если это невозможно обеспечить, испытание стали следует отложить на время, когда нагрузка сети будет снижена (ночное время, выходные дни и т. д.).
Следует иметь в виду, что напряжение на зажимах контрольной обмотки £/2 пропорционально магнитной индукции в стали и, если это напряжение отличается от расчетного, магнитная индукция не будет равна 1 Тл.
Через 10 мин после начала испытания напряжение следует снять, проверить на ощупь нагрев стали по всей расточке статора и, выбрав наиболее холодный зубец, заложить в него термопары или термометры, затем включить напряжение и через 10 мин вновь снять его, на ощупь определить зубцы, имеющие повышенный нагрев, и также установить в них термопары или термометры. Остальные термометры или термопары устанавливают равномерно по расточке и длине активной стали. При этом на участках активной стали, подвергавшихся ранее ремонту, закладка термометров или термопар обязательна. После закладки термопар или термометров включают напряжение и в течение 90 мин ведут прогрев стали статора. В процессе прогрева через каждые 10 мин записывают температуру в журнале.
Испытание стали следует немедленно прекратить, отключив намагничивающую обмотку, если во время испытания температура какой-либо точки активной стали статора достигнет 100°С, а также при появлении дыма и искр из какого-либо участка стали статора или намагничивающей обмотки.
Состояние активной стали статора считается нормальным, если удельные потери не превосходят 2,5 Вт/кг для повышеннолегированной и высоколегированной сталей и 5,5 Вт/кг для слаболегированной и средне- легированной сталей, если через 90 мин после начала испытаний максимальный перегрев стали относительно температуры окружающего воздуха не превысит 45°С и если максимальная разность температур между отдельными зубцами по истечении 90 мин после начала испытаний не превысит 25°С.
Подсчет удельных потерь в стали, Вт /кг, производится по формуле

где Рв — показание ваттметра, Вт, без учета Агтр; feTp — коэффициент трансформации трансформатора тока.
Когда индукция В в спинке не равна 1 Тл (t/2 не равно расчетному), действительное значение удельных потерь должно быть пересчитано по формуле

где Р0 — удельные потери при испытании; Uр и U2 — расчетное и действительное напряжения контрольной обмотки.
Место испытания огораживают, около него устанавливают предостерегающие плакаты. В процессе испытания прикасаться к статору нельзя. Все наблюдения следует вести, не прикасаясь к приборам.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Пакеты активной стали статора , поступающего в обмотку, должны быть полностью приведены в исправность. Производить какие-либо механические работы после укладки обмотки недопустимо, это - может привести к повреждению изоляции обмоток. [16]

Пакеты активной стали статора , поступающего в обмотку, приводят в полную исправность, так как производить какие-либо механические работы после укладки обмотки недопустимо, это может привести к повреждению изоляции обмоток. [17]

Пакеты активной стали статора , поступающего в обмотку, приводят в полную исправность, так как производить какие-либо механические работы после укладки обмотки недопустимо: это может привести к повреждению изоляции обмоток. Статор должен быть полностью подготовлен к укладке обмотки, пазы прочищены, продуты и проверены по размерам. Все изоляционные детали и катушки обмотки также должны быть подготовлены. [19]

Состояние активной стали статора СМ требует периодической проверки, так как с течением времени в ней могут появиться дефекты. На время испытаний корпус статора надежно заземляется проводом сечением не меньше 50 мм. [21]

Для нагрева активной стали статора применяется вспомогательная обмотка, наматываемая изолированным проводом вокруг сечения активной стали сквозь воздушный зазор и поверх спинки активной стали. При этом магнитный поток расположен только в пределах активной стали статора по кольцевому пути и не индуктирует напряжения в фазовых обмотках статора. [22]

При осмотре активной стали статора следует убедиться в плотности прессовки ее, как это указано для генераторов, и проверить прочность крепления распорок в каналах. При слабой прессовке возникает вибрация листов, которая приводит к разрушению межлистовой изоляции стали и затем к местному нагреву ее и обмотки. Вибрирующими листами стали зубцов истирается изоляция обмотки статора. Уплотнение листов стали производится закладкой листочков слюды с лаком или забивкой гетинаксовых клиньев. [23]

Местное нагревание активной стали статора при холостом ходе двигателя и при номинальном напряжении сети происходит из-за выгорания или оплавления зубцов активной стали, при коротких замыканиях в обмотках статора или пробое обмоток на корпус, при замыкании отдельных листов активной стали между собой или задевании ротора о статор во время работы двигателя. [25]

Местное нагревание активной стали статора при холостом ходе двигателя и при номинальном напряжении сети происходит из-за выгорания или оплавления зубцов активной стали, при коротких замыканиях в обмотках статора или пробое обмоток на корпус, при замыкании отдельных листов активной стали между7 собой или задевании ротора о статор во время работы двигателя. [27]

При осмотре активной стали статора следует убедиться в отсутствии на поверхности ее налета красного порошка, напоминающего ржавчину, который появляется на участках с неплотной прессовкой и свидетельствует о наличии контактной коррозии, возникающей на поверхностях листов, перемещающихся при их вибрации. [28]

Для ремонта активной стали статора применяют электротехническую слабо - и среднелегированную сталь марок Э-12, Э-21 для машин мощностью до 100 кет и сталь марки Э-31 для машин большей мощности. [29]

Нагрев обмотки и активной стали статора контролируют 18 термометрами сопротивления ( рис. 201), концы которых выведены на три клеммные доски, укрепленные на обшивке корпуса и закрытые кожухом. [30]

Как испытывать сталь статора ТГ

Порой еще их называют испытания на нагрев стали статора. И путают с испытаниями на нагревание. Хотя это совершенно разные испытания. Испытания на нагревание производятся на работающей машине при различных нагрузках по активной и реактивной мощности. А вот испытания на нагрев происходят на статоре турбогенератора, из которого вынут ротор и который не находится под напряжением. Целью испытаний является определение активных потерь в стали статора и определение превышения температуры.

Данный вид испытаний описан в нормах стран СНГ. Например, ниже ссылки на данный вид испытаний для РБ и РФ:

  • п.3.12 «Объемы и нормы испытаний электрооборудования. РД 34.45-51.300-97» Шестое издание (утв. ОАО РАО «ЕЭС России» 08.05.1997)
  • п.6.12 “СТП 33243.20.366-16 - Нормы и объем испытаний электрооборудования Белорусской энергосистемы”

Ниже опишем, что написано в нормах про испытания стали статора

Для генераторов ниже 12МВт:

  • производить испытания следует: при полной замене обмотки; при ремонте стали (не реже раза в 10 лет)

Если мощность ТГ выше 12МВт:

  • испытания проводят: при повреждениях стали статора; переклиновке пазов, замене обмотки (частичной или полной) статора, до укладки и после заклиновки новой обмотки
  • периодичность испытаний в РФ каждые 5-8 лет, а в РБ в период капремонтов ТГ (примерно раз в пять лет)

Далее генераторы можно разделить еще на два типа:

  • с косвенным охлаждением обмоток испытываются при индукции в спинке статора 1±0,1 Тл на протяжении 90 минут
  • с непосредственным охлаждением обмоток или генераторы изготовленные после 01.07.1977 испытываются индукцией 1,4±0,1 Тл на протяжении 45 минут

Возможно, вы подскажете в комментариях, что значит дата 01.07.1977 ?

Если добиться указанной индукции не получается, то возникает интересный момент - в российских нормах допускается испытывать при отклонении не более ±0,1 Тл, а в нормах РБ этого ограничения нету и испытывать получается проще.

Подготовительный этап

Приведем схему, которую собирают для испытания стали статора

схема испытания стали статора

У нас есть контрольная и намагничивающая обмотки. Контрольная тонкая, намагничивающая - это кабель обычно. Между обмотками желательно соблюдать девяносто градусов. Контрольной обмотки у нас один виток - на концы этого витка подключается вольтметр и два вольтовых конца ваттметра. На намагничивающую обмотку вешается бублик (ТТ) и от него питается амперметр и амперная обмотка ваттметра.

Для определения индукции существует формула:

формула индукции в спинке статора

В вышеприведенной формуле:

  • Bc - значение индукции в спинке статора, Тл
  • Uk - напряжение контрольной обмотки
  • f - частота в сети
  • wk - число витков контрольной обмотки
  • Q - площадь поперечного сечения спинки активной стали, см2

Иногда в эту формулу вставляют число витков намагничивающей обмотки, но это неправильно. Ниже в форме таблиц приведем справочные данные из различных источников в помощь при расчетах.

данные для расчета индукции в спинке статора для ТГ

А вот еще табличка из более старинного источника

таблица данных для расчета индукции статора

Намагничивающую обмотку мы будем учитывать в формуле активной мощности.

Число витков контрольной обмотки обычно 1, раньше мотали и больше, чтобы показания приборов выходили за середину шкалы, но сейчас есть приборы, которые переключают предел, так что можно обойтись и числом витков равным 1.

Если мы в РФ, то мы знаем индукцию (1 и 1,4) и можем “играть” с wк и Uк. Или например, берем один виток и определяем требуемое напряжение.

В РБ же просто подключаем схему к сети, измеряем напряжение и высчитываем индукцию. Далее по формуле, которая будет приведена ниже, определяем требуемое время испытаний для данной величины индукции.

С числом витков намагничивающей обмотки, как я понимаю, ситуация следующая. Есть сила тока, которая протекает во время испытаний. Её можно определить по формуле I=F/wн. Значение F - известно или же его можно рассчитать.

  • пи - тричетырнадцать (3,14)
  • Dср - внешний диаметр сердечника статора минус высота спинки, в метрах.
  • Н - удельная намагничивающая сила, определяется для конкретной марки стали.

таблица значений H намагничивающей силы для разных марок стали

То есть регулируя количество витков намагничивающей обмотки, мы определяем ток, который будет в ней течь. А зная ток, мы можем прикинуть и выбрать допустимое сечение кабеля. При этом изоляция кабеля должна выдерживать две величины подаваемого напряжения как минимум. Но чаще, у нас имеется определенный кабель, который мы используем для данного вида испытаний. И зная допустимый ток нашего кабеля, мы подгоняем количество витков намагничивающей обмотки на него.

Существует понятие напряжения на один виток обмотки при расчетной индукции:

формула напряжения на виток обмотки в ТГ

Чтобы получить требуемое напряжение для испытаний, можно использовать:

  • сеть
  • трансформатор, запитанный от сети
  • синхронный генератор в двухфазном режиме
  • индукционный регулятор

Предпочтительнее выступает питание, при котором не будет искажаться форма кривой (трансформатор, индукционный регулятор, питаемые от сети).

Получается с числом витков определились. На верхнем рисунке у нас есть трансформатор тока, вольтметр, амперметр и ваттметр. При испытаниях класс точности измерительных приборов должен быть не ниже 0,5.

Основной этап

Кроме приборов и обмоток, при испытаниях стали следует следить за величиной нагревов пакетов стали. Для этих целей удобно использовать тепловизор, но можно обойтись и показаниями термопар.

Вначале испытаний необходимо замерить температуры статора в холодном состоянии. От этих температур дальше и будем плясать.

К этому этапу уже намотаны обмотки, подключены приборы, высчитано время проведения испытаний - осталось лишь включить источник питания. И он включается, засекается время. Проверяется напряжение обмотки и в случае отличия от расчетной пересчитывается время проведения испытаний.

Показания температур снимаются каждые 10-15 минут. Следует следить за перегревом и разницей нагревов (про эти параметры написано ниже). Записывается значение тока, напряжения, мощности, пределы на которых производится измерение ваттметра, коэффициент трансформатора тока.

По окончании испытаний данные будут анализироваться.

Последний этап

На данном этапе анализируются полученные данные.

Анализируя полученные термограммы или величины сопротивлений термопар, следим за следующим: разница между начальной температурой и конечной температурой самого нагретого зубца в конце испытаний (перегрев), разница между самым холодным и самым нагретым зубцами в конце испытаний (разница нагревов). Нормы следующие:

В самой большой книге про генераторы также следующая величина: для генераторов до 1958 года перегрев-

В общем, в каждой стране свои нормы и следуйте за ними.

С температурами понятно, а вот с показаниями приборов предстоит сделать следующее:

    • определение потерь в спинке, измеренных в опыте

    Значит, если мы делали испытания ваттметром, вольтметром, амперметром и трансформатором тока, то формула приобретет следующий вид:

    формула мощности при испытаниях стали с помощью ваттметра, амперметра, вольтметра и ТТ

        • Пi - предел ваттметра по току
        • Пu - предел ваттметра по напряжению
        • Dw - число делений прибора
        • p - показание прибора, в делениях
        • Kтт - коэффициент трансформации ТТ
        • cosf - коэффициент мощности прибора
        • wk - число витков контрольной обмотки
        • wн - число витков намагничивающей обмотки

        Далее полученные потери необходимо привести к требуемой величине индукции.

        формула приведения потерь в статоре к индукции

        Раньше еще потери приводили к частоте сети и форме синусоидальной кривой, сейчас вроде таким не занимаются.

        Затем полученные потери делим на массу железа и получаем удельные потери в Вт/кг.

        Полученные удельные потери, приведенные к индукции 1,0 или 1,4Тл сравниваем с данными из таблички ниже (взята из норм).

        допустимые значения удельных потерь при испытаниях стали ТГ

        В случае, если витки обматывают кроме железа еще и корпус машины, то полученные потери можно увеличивать на 10%.

        Конструкции статоров турбогенераторов

        Турбогенераторы - мощные электрические машины (мощность отдельных доходит до пары гигаватт), созданные для того, чтобы вырабатывать электрическую энергию. Важнейшей активной частью ТГ, наравне с ротором, является статор.

        Статор является самой массивной частью ТГ и достигает веса в сотни тонн, в зависимости от мощности машины.

        Конструкция статора ТГ

        Несмотря на разнообразие типов турбогенераторов, можно выделить основные узлы и части, которые встречаются у большинства типов ТГ: корпус, обмотка, сердечник, торцевые щиты, газоохладители, фундамент.

        вид лобовых частей статора турбогенератора

        Корпус статора состоит из листов стали, которые свариваются и образуют обшивку корпуса. Кроме обшивки корпус состоит из поперечных и торцевых стенок, ребер для крепления к ним сердечника статора.

        Обмотка статора ТГ выполняется двухслойной петлевой стержневого типа. Стержень имеет лобовую и пазовую часть. Лобовые части выполняются корзиночного типа и крепятся к бандажным кольцам специальным шнуром.

        лобовые части статора, стержни, вязки

        Бандажные кольца крепятся к кронштейнам.

        Фазы обмоток соединяют в звезду. При соединении в треугольник возникают токи третьих гармоник, которые вызывают потери и в статоре и на поверхности ротора. Стержни обмоток располагаются на дне паза. Стержень состоит из отдельных медных проводников, это необходимо для защиты от вихревых токов. Чем дальше проводник находится от дна паза, тем ниже его индуктивное сопротивление. Для протекания равномерного тока по обмотке, стержни на протяжении длины транспонируют (переворачивают, переплетают) на 360 или 540 градусов. В генераторах с непосредственным охлаждением статора между проводниками вставляют и трубки с охлаждающей средой.

        Изоляция обмотки бывает, например, класса F и называется термореактивной. Встречаются такие её виды - “слюдотерм”, “монолит”, “монолит 2” и др.

        Сердечник представляет собой бочку, которая состоит из прессованных листов электротехнической стали, которые разделены на пакеты. Ширина пакета составляет порядка 4-5 см. Особые требования предъявляются к крайним пакетам, так как на них производится большее воздействие, чем на остальные пакеты.

        Для их защиты устанавливают экраны или магнитные шунты. Между пакетами установлены дистанционные распорки, которые создают вентиляционные каналы, необходимые для охлаждения статора. Чтобы еще сильнее стянуть конструкцию, к первым крайним пакетам установлены нажимные пальцы. Собранный сердечник с двух сторон припирают нажимными плитами с помощью гаек, прикрученных к ребрам корпуса.

        Сердечник статора служит для создания переменного магнитного потока, поэтому иногда его называют магнитопровод.

        расточка статора - клинья, пазы

        Газоохладители представляют собой горизонтально или вертикально расположенные секции, состоящие из большого количества биметаллических трубок (наружная поверхность - алюминий, внутренняя - латунь). Вода подается через фланцы, проходит через газоохладитель и на выходе охлаждается. Температуры на входе и выходе из газоохладителей контролируются, чтобы предотвратить неприятные события. Например, образование воды при охлаждении водородом при понижении температуры и повышении влажности.

        отверстия для газоохладителей ТГ

        При охлаждении воздухом - воздухоохладитель, при охлаждении водой, водородом - газоохладитель.

        Торцевые щиты находятся с торцов статора и закрывают его. В щитах имеется отверстие для ротора. Щиты предназначены для ограничения внутреннего пространства статора от окружающей среды, создания в торцевых частях вентиляционных каналов, защита лобовых частей статора.

        Щиты выполняются выпуклыми, они должны быть газоплотными, герметичными и должны выдерживать давление изнутри генератора на свои части.

        Фундамент должен выдерживать все механические и динамические нагрузки, которые посылает на него статор. Фундамент отвечает за взаимное расположение генератора, турбины и возбудителя. Статор ставят лапами на опорные плиты, выполненные из стали. Генераторы выше 12 МВт имеют отдельные плиты для лап статора, возбудителя, подшипника.

        Системы охлаждения статоров ТГ

        Конструкции статоров похожи, но различаются, в зависимости от способов охлаждения обмотки и сердечника. В качестве охлаждающей среды может выступать воздух, водород, вода или масло. Процесс охлаждения может быть непосредственным или косвенным.

        Непосредственное (форсированное) охлаждение - охлаждающая среда взаимодействует с обмоткой напрямую, это могут быть вентиляционные трубки внутри стержней.

        Косвенное охлаждение - охлаждающая среда циркулирует по статору через вентканалы и не касается с жилами обмотки статора. Между ними изоляция проводников.

        Приведем наглядную таблицу, где покажем, в каких генераторах каким образом происходит охлаждение обмотки и сердечника статора.

        Тип турбогенератора Система охлаждения обмотки статора Система охлаждения сердечника статора
        Т2, ТФ, Т3Ф косвенное воздушное непосредственное воздушное
        ТВ2, ТВФ косвенное водородом непосредственное водородом
        U В – вольт напряжение
        ТВВ непосредственное водой непосредственное водородом
        ТГВ непосредственное водородом или водой* (*выше 500МВт) непосредственное водородом или водой* (*выше 500МВт)
        Т3В непосредственное водой непосредственное водой
        ТВМ непосредственное маслом непосредственное маслом
        ТА косвенное воздушное непосредственное воздушное
        Т3ВА непосредственное водой непосредственное водой

        Каждый пункт и абзац приведенный в данной статье заслуживает отдельной не книги, но статьи точно. В данном материале были кратко и поверхностно представлены основные понятия о статорах турбогенераторов. Более широко раскрывать эту тему буду в других статьях, которые выйдут позже.

        Ремонт активной стали электродвигателей с термореактивной изоляцией

        После разборки электродвигателя с термореактивной изоляцией состояние активной стали статора и ротора проверяют наружным осмотром и по степени запрессовки листов, а также испытанием активной стали для выявления участков с недопустимыми перегревами, являющимися следствием нарушения изоляции между листами, и для определения потерь в стали. При осмотре поверхности активной стали отмечают мелом участки, имеющие потемнения, цвета побежалости, пакеты красноватой пыли, свидетельствующие о местных повреждениях.
        Плотность запрессовки активной стали проверяют при помощи щупа со стороны расточки в каждом зубце, а со стороны спинки - во всех доступных местах. При удовлетворительном состоянии запрессовки лезвие ножа не должно входить между листами более чем на 1-2 мм при достаточно сильном нажатии рукой. Места с неудовлетворительной запрессовкой отмечают мелом.
        Испытание активной стали производят до и после ремонта для оценки его эффективности. Наиболее часто ослабление прессовки наблюдается в зубцовой зоне. Устраняют этот дефект путем забивки текстолитовых или гетинаксовых уплотняющих клиньев. Размеры клиньев подбирают соответственно размерам зубца, а при забивке углубляют их на 2-3 мм ниже поверхности активной стали, покрывая клеящим лаком или клеем БФ-2, и для предохранения от выпадания отгибают на них края смежных листов стали.
        Активную сталь статора в местах, где забиты уплотняющие клинья и нарушена лаковая пленка, покрывают масляно-битумным лаком воз душной сушки БТ-99 по ГОСТ 8017- 74*, что позволит при последующем ремонте по состоянию лакового покрытия судить о плотности прессовки по вышеуказанным признакам. При ослаблении прессовки всего объема активной стали в специальном приспособлении в условиях мастерской прессуют сердечник, укладывая на него листы текстолита марки СТЭФ, вырезанные по форме листов стали и прижимаемые нажимной шайбой.

        Устранение местных оплавлений активной стали

        Повреждение изоляции обмоток в пазовой части, сопровождающееся электрической дугой, сила которой зависит от характера повреждения изоляции, может служить причиной местного оплавления активной стали в пределах одного-двух пакетов. При ремонте поврежденного места вырубают оплавленные листы так, чтобы не оставалось сплавленных между собой листов и следов расплавленной меди. Удаление заусенцев между листами обеспечивается обработкой поверхности вырубленной зоны шлифовальным камнем или острым шабером. После вырубки и снятия заусенцев листы активной стали раздвигают отверткой или ножом и в образующиеся щели заливают лак БТ-99, а на глубину не менее 10-15 мм закладывают пластинки из слюды толщиной 0,05-0,07 мм. Отремонтированный участок стали после установки пластинок покрывают лаком БТ-99.
        Если поврежденный участок находится в пазу, принимают меры, предотвращающие вспучивания обмотки, для этого е вырубленную зону укладывают полоски текстолита или гетинакса или заполняют ее специальной замазкой на основе эпоксидной смолы. Способ приготовления замазки приведен в приложении 2. Перед заполнением вырубленной зоны ее очищают, удаляют образовавшуюся металлическую и наждачную пыль, продувают сжатым сухим воздухом и промывают уайт-спиртом. Заполнение зоны производят при помощи металлического шпателя, предварительно располагая ее горизонтально во избежание вытекания замазки. Отверждение замазки должно произойти в течение 2 ч при комнатной температуре.
        При ремонте значительной зоны повреждения (вырублен зубец на длину одного-двух пакетов) применяют заполнители из текстолита или гетинакса, которые подгоняют по месту для обеспечения плотного прилегания к стали и обмотке. Обеспечение подгонки дает возможность не выполнять какого-либо специального крепления заполнителя, так как его клинообразная форма препятствует выпаданию из сердечника. Дополнительное крепление заполнителя создают и пазовые клинья, которые промазывают клеящим лаком или клеем БФ-2, а на заполнитель еще и отгибают края листов стали. При ремонте сердечника ротора установку в вырубленные зоны заполнителей из текстолита или гетинакса выполняют при условии, если окружная скорость на поверхности сердечника не превышает 20 м/с. Подгонку заполнителя по месту производят с особой тщательностью, выполняя по его краям выступы, заходящие в вентиляционные каналы под соседние пазы. Это обеспечивает дополнительное крепление заполнителя обмоткой, расположенной в соседних пазах.
        При окружной скорости сердечника, превышающей 20 м/с, установка заполнителей из текстолита и гетинакса недопустима, так как выпадание их может повлечь за собой значительные повреждения обмоток и активной стали. Выплавление большого объема стали (в трех и более пакетах), сопровождающееся выгоранием значительной площади многих листов и повреждением межлистовой изоляции, требует частичной или полной перешихтовки активной стали с переизолировкой листов. Это может быть выполнено в условиях специальной мастерской.

        Устранение последствий истирания зубцов активной стали статора активной сталью ротора

        Истирание активной стали статора происходит при уменьшении воздушного зазора между ротором и статором (проседании ротора), что, как правило, является следствием износа подшипников скольжения. В результате длительного задевания ротора о статор на зубцах активной стали образуются заусенцы, которые соединяют между собой листы активной стали, а также происходит местный перегрев активной стали, приводящий к сгоранию изоляции между листами. Устранение этих дефектов выполняют в условиях мастерской, разобрав электродвигатель.
        Специальным ножом, который изготовляют в условиях мастерской из полотна для механической резки металла, и молотком массой до 0,5 кг производят разъединение затертых пластин. Нож проводят между каждыми соседними пластинами зубцов активной стали ударами молотка по боковой противоположной заточенной поверхности ножа. После снятия всех заусенцев листы активной стали поочередно раздвигают отверткой или ножом и образовавшиеся щели заполняют лаком БТ-99, закладывая на глубину 10-15 мм пластинки из слюды толщиной 0,05- 0,07 мм. Завершают ремонт поврежденного участка покрытием лаком БТ-99.
        После просыхания лака выполняют испытание активной стали на отсутствие замыкания между ее листами. Определяемые при этом испытании удельные потери в стали от вихревых токов и перемагничивания являются одним из главных показателей оценки состояния изоляции между листами. Сравнивая результаты испытаний до и после ремонта, делают оценку качеству произведенных работ по изолировке листов.

        Читайте также: