Алюминиевые спицы или стальные

Обновлено: 18.04.2024

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку


Многие опытные райдеры, пожалуй, согласятся, что в конечных характеристиках колеса немаловажную роль играют спицы, ниппели и качество спицовки. Но зачастую, начинающие (и не только) райдеры при выборе составляющих для нового виллсета заостряют свое внимание только лишь на выборе ободов и втулок, при этом выбирая спицы по принципу: «возьму самые дешевые, главное что втулка и обод у меня крутые!» Некоторые даже приносят в мастерскую новенькие втулки и обода Mavic и просят собрать колеса на старых ниппелях с убитыми гранями…

В этой статье мы расскажем о том, почему нельзя пренебрежительно относиться к выбору спиц, ниппелей и качеству спицовки, а так-же на примере Sapim поможем новичкам разобраться с тем, какие спицы и ниппели им лучше выбрать для того или иного стиля катания (с расчетом на бюджет и вес) и расскажем о парочке ньюансов.

Вы наверное спросите — почему именно Sapim? — дело в том, что их ассортимент наиболее широко представлен в нашем магазине, а главное, мы действительно уверены в этих спицах и писать хотим прежде всего о том, что не вызывает сомнения у нас самих и о том, в чем мы понимаем толк…

Итак, о тонкостях.
Возможно, вам знакома одна из этих историй:

2)Другой райдер откатывал на своем байке уже второй год, при этом катался и зимой и летом, в не зависимости от погодных условий. И вот однажды, по пути со спота домой, он резко вошел в поворот и услышал громкий короткий «дзынь» в районе колеса. Оказалось, что нагрузки во время поворота хватило для того чтобы оторвать спицу в месте её «входа» в ниппель. После такого, он всерьез задумался: «А что, если при приземлении с какого-нибудь семи-метрового дропа повырывает спицы на переднем колесе и я останусь без зубов?» И, внемля своему благоразумию, этот райдер переспицевал свои колеса на новых спицах и ниппелях. А ведь тревожного «звоночка», заставившего вовремя сменить спицы могло бы и не быть…

3)Третий райдер купил хороший обод и стальную втулку с тонкими фланцами, а спицы подобрал наобум и заспицевал колесо у первого попавшегося мастера. Через некоторое время, на одном трейле, съехав по корневой секции, райдер обнаружил, что на колесе появилась не малых размеров «восьмерка», а все спицы еле-еле натянуты, что видимо и послужило причиной возникновения восьмерки. В принципе, ничего страшного, но момент не приятный.
Даже если вы с похожими примерами не сталкивались, подобные истории не редкость в нашей практике. Конечно, далеко не всегда безалаберное отношение к сборке колеса может тут же привести к описанным последствиям, но все-таки, шанс есть, и не малый. А вот правильная сборка и подбор комплектующих очень сильно снизит вероятность подобных оказий.
Ниже мы объясним, от чего могли произойти подобные происшествия и как их можно было избежать:

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

1) История №1 могла быть следствием нескольких причин:
-Из-за того, что человек собрал колесо в домашних условиях, без использования измерителя натяжения спиц, спицы в итоге имели разную степень натяжения и колесо значительно хуже сопротивлялось нагрузкам, от чего и начали появляться восьмерки.

-Кроме того, райдер не смазал латунные ниппели. А ведь все латунные ниппели должны быть смазаны. Делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).

Мораль первой истории довольно простая: нужно более тщательно относиться ко всем тонкостям сборки (проверка натяжения спиц, смазка латунных ниппелей), а ещё лучше — отдать колесо для сборки в хорошую мастерскую. В частности, в нашей мастерской собирало колеса множество именитых райдеров, в том числе Павел Алехин и Кирилл Бочаров, которые неизменно оставались довольны сборкой своих колес.

2) Вторая история могла произойти из-за следующих факторов:
-Второй райдер так же не стал заморачиватья с выбором спиц и взял самые дешёвые из оцинкованной стали. Спицы из подобных дешёвых материалов сильнее подвержены коррозии, и в месте входа в ниппель были съедены реагентами. Проблему бы решило использование спиц из более качественных и стойких к коррозии материалов.
-Картину дополнило и то, что райдер использовал при сборке колеса самые обычные ниппели, которые под нагрузкой расположились строго перпендикулярно плоскости обода в месте их крепления. Из-за этого в месте выхода из ниппеля, спица изгибается и место изгиба становится менее надежным.
Проблему бы решило использование ниппелей Polyax, которые располагаются более соосно спице, препятствуя сильному её изгибанию.

Мораль второй истории: по возможности нужно выбирать спицы из качественных материалов (например 18/8 AISI 302 или 18/2 AISI204 CU), а так же стоит выбрать ниппели с технологией Polyax, которые исключат сильный изгиб спицы.

Что-ж, основные нюансы мы озвучили. Вдаваться в редкие частные случаи и исследовать тонкие материи мы не стали, т.к. задача этой статейки — раскрыть самые необходимые прикладные моменты для новичков.
Теперь же мы поможем разобраться в том, какие спицы и ниппели выбрать для сборки колес в самых распространенных дисциплинах.
Начнем с простого — с ниппелей. Ниппели мы в любом случае рекомендуем брать с технологией Polyax, т.к. такие ниппели позволяют избежать сильного изгиба спицы при выходе из ниппеля.

Латунные или алюминиевые? Алюминиевые ниппели ничем не уступают по прочности латунным. Усилие, необходимое для того чтобы вырвать спицу из ниппеля, полностью идентично, но алюминий менее долговечен, особенно если колеса «всесезонные». Соль и дорожные реагенты значительно сокращают срок службы алюминиевых ниппелей. Sapim утверждает, что благодаря анодированию срок службы значительно увеличен, правда все еще проигрывает латуни.
Все латунные ниппели должны быть смазаны, делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).
Алюминиевые ниппели фирмы Sapim не нуждаются в смазке благодаря анодировке, снижающей трение. За счет этого, алюминиевые ниппели предпочтительнее при сборке колес на баттированных спицах.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Итого: для баттированных спиц — алюминиевые ниппели Polyax. Для не баттированных спиц — латунные ниппели Polyax (не забудьте про смазку). К слову, на алюминиевых ниппелях Polyax были собраны колеса триалиста Тимура Ибрагимова и, не нуждающегося в представлении, Павла Алехина. И конечно, множества других серьезных райдеров, чье катание так-же говорит о прочности и качестве ниппелей.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Теперь перейдем к спицам
Прежде, чем приступать к описанию отдельных моделей, мы предлагаем взглянуть на такую памятку
Первое, с чего начнем, это спицы Sapim Strong — самые прочные спицы Sapim. Изначально разработаны для применения на грузовых велосипедах, тандемах и электровелосипедах. Раскрыть их прочностной потенциал на каком-либо другом велосипеде вряд ли получится. К тому-же, колеса на этих спицах будут не достаточно гибкими, так что, если ваш велосипед не электро, не грузовой и не тандем, то мы рекомендуем обратить внимание на другие спицы. Вес — 446 грамм (комплект из 64 спиц).

Бюджетные спицы начального уровня:
– Sapim Basic Zinc.
Комплект из 64 штук весит 431 грамм. Подходят для дорожных велосипедов, а так же для любого другого применения, не требующего низкого веса и высокой прочности. Актуальны при максимально ограниченном бюджете.
– Sapim Basic Leader.
Спицы более высокого качества, но все ещё являющиеся актуальными при ограниченном бюджете. Могут применяться для большинства стилей катания. Комплект из 64 штук весит 431 грамм.

Прочные спицы для гравити дисциплин:
– Sapim Race.
Баттированные спицы из нержавеющей стали. Вес комплекта 64 шт — 363 грамма. Недорогие прочные и относительно легкие спицы, подходящие для любых, в т.ч. и гравити дисциплин. Обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание, поэтому будут подходящим выбором для самостоятельной сборки. Позволяют собрать хорошие колеса при небольших финансовых затратах. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса
– Sapim Force.
В сущности — более суровая версия Race. Основная область применения — экстремальные дисциплины. Весят чуть больше — 377 грамм (комплект 64 шт), но и обладают большей прочностью и все ещё не высокой ценой. Так же являются хорошим выбором для самостоятельной сборки, т.к. обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса для гравити.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Спицы верхнего модельного ряда:
– Sapim Laser.
Баттированные спицы с диаметром в центральной части 1,5 мм. Выполнены из дорогого высокопрочного сплава 18/8 AISI 302, который, помимо высоких прочностных характеристик, обладает повышенной стойкостью к коррозии. Благодаря низкому весу — 273 грамма (64шт) являются идеальным вариантом для дисциплин шоссе и кросскантри. При этом они обладают приемлемой прочностью и хорошей гибкостью и по этой причине могут использоваться для гравити дисциплин, от триала до фристайла (хотя официально использование с дисковыми тормозами не рекомендуется). Ввиду малого диаметра в центральной части, не так хорошо противостоят нагрузкам на скручивание, поэтому рекомендуется собирать колеса на этих спицах у опытного мастера. Колеса на этих спицах хорошо гасят нагрузки и долго служат. К примеру, на таких спицах катается триалист Тимур Ибрагимов и фристайлер Илья Бобков.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

– Sapim CX-Ray.
Аэродинамические спицы, демонстрирующие наибольшие прочностные показатели среди аналогов. Весят как аналогичные титановые спицы — 279 грамм (комплект 64 шт.). Благодаря своей высокой прочности и гибкости подходят для всех дисциплин велосипедного спорта. В сечении имеют овальную форму, благодаря чему обладают наилучшими аэродинамическими характеристиками. Полностью совместимы со стандартными моделями втулок. По мнению многих опытных райдеров, катающих гравити, главное их преимущество — это даже не аэродинамика, а прочность и гибкость.
По словам Кирилла Бочарова, когда вваливаешь на колесах с такими спицами по колбасне, создается ощущение, что колеса сами объезжают препятствия за счет своеобразного флекса и отлично гасят удары от не возвращенных випов. При этом, такой флекс вовсе не мешает эффективно вкручивать.
Ну и завершающим аргументом в пользу надежности этих спиц стало то, что в нашей мастерской на этих спицах собрал себе колеса Павел Алехин и благополучно выиграл на них White Style 2013, сделав бэкфлип-даблвип!

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку


Но, разумеется, это спицы высокого ценового сегмента и требующие немалых умений мастера при сборке колеса. Ниппели к таким спицам лучше выбрать алюминиевые.
К слову, не так давно в наш магазин пришла большая поставка спиц Sapim и цепей Connex, так что если перед вами стоит задача обновить колеса или трансмиссию — милости просим!

Вот на этом, пожалуй, всё. Мы надеемся, что статья окажется полезной для новичков, поможет им с выбором спиц и предостережет от возможных ошибок. Более подробную информацию по сборке колес вы можете почерпнуть в отличных статьях опытного мастера Анзора Шухова: статья №1, статья №2, статья №3; из которых мы взяли кое что и для нашей статьи.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

За сим, желаем вам отличных колес и удачного сезона!
Искренне ваш MTB Shop

Велоиндустрия — Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss


Становление компании DT Swiss как мирового лидера по производству спиц не произошло за одну ночь. Ее история начиналась с производства проволоки, а так же с ковки и формовки металла еще до того, как появились фабрики, работающие на электричестве. Первые станки приводились в движение водяным колесом, и до недавнего времени фабрика DT Swiss в городе Biel (Швейцария) стояла на том же фундаменте у горной реки, на котором была построена первая фабрика с водяными колесами. В настоящее время эта местность восстановлена в первоначальном природном виде, а завод DT Swiss переехал на новое место неподалеку. Компания также имеет фабрики в Европе, Азии и Северной Америке, где производятся колеса, втулки, вилки, амортизаторы, и, разумеется, спицы из нержавеющей стали, миллионы спиц. Данный пост посвящен тонкостям и сложностям процессов производства спиц DT Swiss.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss

Новые спицы DT Swiss покидают станок для накатки резьбы и вскоре станут частью колеса (фото DT Swiss)

Для начала – небольшой ликбез по терминам:
Калибр (Gauge): толщина проволоки, из которой изготавливаются спицы, в соответствии со стандартами США/Великобритании. Большинство стальных спиц производится калибром 14, 15 или 16 (или их комбинацией при баттинге), что соответствует толщине спицы 2.0, 1.8 и 1.6 мм.
Постоянный калибр(Straight gauge): спица с постоянной толщиной (калибром) по всей длине.
Баттированная спица(Butted spoke): спица с переменной толщиной, более толстая по краям, и более тонкая в средней части.
Протяжка (волочение)(Drawing): процесс уменьшения диаметра проволоки путем протяжки ее через отверстие меньшего диаметра, чем диаметр исходной проволоки.
Ковка(Forging): процесс придания металлу нужной формы путем сжатия его в матрицах (штампах) с размерами меньше, чем размер заготовки. Для ковки спиц применяется радиальная (ротационная) ковка.
Изгиб J-формы(J-bend): стандартный изгиб головки спицы под углом 90 градусов.
Спица с прямым натяжением, прямая спица(Straight-pull spoke): спица, не имеющая изгиба на конце со стороны втулки. Вместо него может быть как утолщение, так и резьба.

В DT Swiss говорят, что их спицы – кованые. Процесс ковки отличается от процесса протяжки (волочения) проволоки?
Все спицы DT Swiss подвергаются процессу ковки для придания им определенной толщины и формы. На самом деле это более сложный процесс, чем вам может казаться. Процесс протяжки проволоки осуществляется только однажды, когда спица собственно еще и не является спицей. Расплав различных металлов протягивается в проволоку постоянного диаметра, затем эта проволока подвергается ковке и сматывается в болшие катушки. Эта проволока с постоянной толщиной (калибром) является основой для всех спиц, которые мы производим. Если нужно сделать спицу без баттинга (DT Champion, например), катушка с проволокой устанавливается в станок, где проволока нарезается до требуемой длины, на одном конце накатывается резьба, на другом – формируется головка спицы. Если требуется сделать баттированные спицы (с переменной толщиной), проволока нарезается до определенной (отличающейся от конечной) длины, и затем подвергается процессу ковки. Аэродинамические (плоские) спицы подвергаются другому процессу ковки. Единственный процесс, который вы не увидите на фабрике DT Swiss – это производство основы для спиц, катушек проволоки из исходного сырья. Все остальное делается компанией DT Swiss самостоятельно.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss

Вопреки распространенному мнению, баттированные или плоские спицы на заводе DT Swiss не производятся методом протяжки. Большинство людей думает, что средняя, баттированная часть спицы «вытягивается» из проволоки постоянной толщины, но такой процесс оставляет в металле много напряжений и делает его «слабым». На самом деле, баттированные спицы приобретают свою форму в процессе ковки, во время которого металл сжимается, что приводит к усилению его структуры за счет упорядочения зерен в микроструктуре сплава.
В сущности, после ковки спица способна на большее с меньшим весом. Представьте себе производство подков в кузнице. Металл куют не только для придания ему формы подковы, ковка делает его плотнее, убирая микрополости и иные дефекты, что увеличивает прочность металла. Вытягивание металла действует с точностью до наоборот.


Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss

DT Swiss использует станок для радиальной ковки (ротационно-обжимная машина) для баттирования спиц, который работает по принципу, изображенному на этой схеме. Ковка производится следующим образом: ролики во вращающемся кольце (7) нажимают на плунжеры (поршни 2). Поршни сжимают штампы (пуансоны 3), которые уменьшают толщину спицы по мере ее прохождения через станок. Радиальная ковка – очень точный и хорошо воспроизводимый метод формировки «круглых» форм (рисунок из патента США).

Аэродинамическое сопротивление при катании вне шоссе – не столь важный фактор, почему при этом некоторые МТБ вилсеты спицуются плоскими спицами?
Учитывая то, что наши «аэро»-спицы подвергаются дополнительному процессу ковки, они действительно немного более прочные, чем их круглые родственники. К тому же плоские спицы обеспечивают дополнительную жесткость при нагрузках от торможения и разгона.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss



DT Swiss использует дополнительный процесс ковки для формирования плоского профиля спиц. Совершенно секретный, естественно (фото Richard Cunningham)

Какой тип нержавеющей стали используется при производстве спиц DT Swiss?
Точный состав сплава держится в секрете. Формула является собственностью компании DT Swiss, мы долгие годы трудились, разрабатывая ее. Все, что я могу вам сообщить: мы покупаем исходные материалы у поставщиков, с которыми мы работаем уже давно. DT Swiss очень ценит эти связи, поскольку эти компании способны снабжать нас продукцией с постоянно высоким качеством, применяя на своих производствах меры контроля, которые нас удовлетворяют. Если метаться от одного поставщика на рынке к другому в поисках ценовой выгоды, теряется контроль над качеством исходных материалов. Качество наших спиц – это краеугольный камень нашей компании, и качественные исходные материалы обеспечивают стабильное высочайшее качество конечной продукции.


Используются ли какие-нибудь процессы термической обработки при производстве спиц?
Непосредственно при производстве спиц – нет, термический отжиг и закалка не используются. Термическая обработка используется только на стадии превращения сплава в «сырую» проволоку. Все последующие этапы производства осуществляются при температуре окружающей среды. Все процессы ковки и другие производственные операции проходят без дополнительного нагревания. Это позволяет лучше контролировать параметры изготавливаемых изделий, учитывая огромный список наименований продукции, которую мы производим.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss


DT Swiss заявляет, что именно область применения, а не особая прочность, является определяющим фактором при использовании алюминиевых ниппелей вместо традиционных латунных. Компания выпускает ниппели под обычный квадратный ключ, с шестигранной и Torx головками, а так же ниппели с анодировкой различного цвета (фото DT Swiss).

Насколько отличается прочность алюминиевых ниппелей от их латунных аналогов?
Мне кажется, лучше подойти к этому вопросу с позиции «преимущества против недостатков» обоих типов ниппелей. Преимущества латунных ниппелей: они дешевле в производстве, а так же более крепкие, их грани тяжелее сорвать спицевым ключом. Латунные ниппеля лучше подходят для колес, которые предполагается часто обслуживать, и которые используются в агрессивных (с точки зрения коррозии и грязи) условиях. Латунные ниппеля обеспечивают немного более легкую сборку колес, т.к. никелевое покрытие действует как «смазка», обеспечивая немного более легкое вращение по резьбе под натяжением. Главными недостатками латунных ниппелей является большой вес и ограниченность по цветовой гамме.
Ниппеля из сплава алюминия занимают свою нишу в колесостроении. За счет своего малого веса они уменьшают момент инерции колеса, что может быть очень важным для конкретного райдера. К вашим услугам – широкая гамма цветов анодировки ниппелей, позволяющая собрать уникальный вилсет. Однако следует помнить и об особенностях алюминиевых ниппелей. Поскольку алюминий мягче латуни, сборка и сервис колес должны производиться с особой аккуратностью (и хорошими инструментами), чтобы не сорвать грани ниппелей. Вот здесь как раз и выделяются наши ниппеля с головками под шестигранный и Torx торцевые ключи. Оба этих типа ниппелей способны выдерживать бОльшие нагрузки при протяжке либо правке колеса. Коррозия – ахиллесова пята алюминиевых ниппелей. Обычно от коррозии страдают колеса, которые редко видели обслуживание, и прошли много-много километров в мокрых условиях.
Небольшое примечание к теме ниппелей. DT Swiss производит ниппеля для любых мыслимых областей использования. Различные материалы, цвета, грани под ключ, а так же фиксаторы резьбы доступны в продукции нашей компании. Я упомянул этот факт, поскольку выбор правильного типа ниппелей для сборки вилсета не должен делаться в последнюю очередь. Правильный выбор ниппелей (я уже слышу шутки читателей J) так же важен, как и выбор правильных ободов, втулок и спиц.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss


Вид ниппеля DT Swiss Pro Lock в разрезе. На рисунке виден нанесенный фиксатор резьбы, а так же безрезьбовая часть ниппеля, которая позволяет снимать напряжение с конца ниппеля, куда под углом входит спица (фото DT Swiss).


Каким образом делается резьба на спице?
Резьба на спице накатывается под высоким давлением. Накатка не «снимает» материал со спицы, в отличие от нарезки. К тому же, накатка позволяет более точно подгонять по размерам резьбы на спице и ниппеле. Это способствует большей износостойкости и спицы, и ниппеля, предотвращая срыв резьбы. Именно поэтому мы рекомендуем использовать фабричные спицы вместо нарезанных до нужной длины в магазине (мастерской).

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss


Заготовки спиц движутся по двум вращающимся валам со спиральными канавками к станку, где происходит их обрезка до нужной длины и накатка резьбы. (фото DT Swiss)

Есть ли существенные различия в прочности традиционных спиц с загнутой головкой (J-bend) и прямых спиц (straight-pull)?
Спицы с загнутой головкой обычно больше страдают при торможении, вследствие плохой сборки колеса и недостаточного натяжения спиц. К тому же, на некоторых втулках отверстия для спиц во фланцах слишком большие, и спица плохо «сидит» во фланце. В большинстве случаев поломка спиц связана с недостаточно тщательной сборкой колеса. Например, для меня всегда было удивительным видеть колеса, собранные в мастерской без использования тензометра. Для меня это как будто строить дом без рулетки! Я не могу говорить за других производителей спиц, но я могу сказать, что наши J-bend и прямые спицы очень близки по качеству и прочности. В дальнейшем, компания DT Swiss будет расширять перечень прямых спиц, что связано с большим спросом на такую продукцию у других «колесных» брэндов, а так с выпуском новых колес, собранных на втулках DT Swiss.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss



Классическая спица с загнутой головкой DT Swiss Competition. (фото DT Swiss)

Прочнее ли прямые спицы с резьбой на обоих концах по сравнению со спицами с резьбой только с одной стороны?
Наличие двойной резьбы на спице больше связано с особенностями дизайна, которые диктуются втулками и ободами (например, серия наших колес Tricon). Уникальный дизайн нашей втулки обязывает иметь две резьбы на спицах. Замечу, что DT Swiss не поставляет спицы с двойной резьбой для продажи в розницу из-за более сложного расчета длины спиц при таком дизайне колес. Кроме того, втулки, требующие использования таких спиц, на розничном рынке практически отсутствуют.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss


Втулки Tricon и прямые спицы с двумя резьбами используются частично для того, чтобы спицы DT Swiss могли войти в непросверленный насквозь бескамерный обод во время сборки (фото Richard Cunningham)

Есть ли разница в диаметре исходной проволоки и готовой спицы на выходе?
Нет. Все спицы изготавливаются из проволоки соответствующего калибра (1.8, 2.0, 2.34 мм и т.д.), подвергаясь ковке для формирования требуемого профиля баттинга. Калибр спицы зависит именно от калибра исходной проволоки.

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss


Баттинг спиц призван лишь экономить вес, или есть какие-либо другие преимущества?
Как было описано выше, баттинг спиц DT Swiss осуществляется ковкой проволоки, во время которой увеличивается прочность спицы. В результате мы получаем не только более легкую, но и более прочную спицу. Некоторые сборщики колес могут заметить, что баттированные спицы немного более «эластичны». «Баттированные спицы немного больше гнутся, позволяю колесу слегка изгибаться и снова принимать исходную форму, в то время как небаттированные спицы допускают меньше флекса». Как говорится в старой поговорке: «Ива на ветру гнется, но никогда не ломается…».


Для производства черных спиц DT Swiss использует специальный процесс «анодирования» (воронение). Белые спицы (и спицы других цветов) проходят процесс окраски. (фото DT Swiss).

Каково типичное значение предела прочности у спиц DT Swiss?
Я не смогу ответить на этот вопрос, не приводя бесконечные цифры, графики, результаты контроля качества и прочую муть, от которой заснут 98% читателей. Буду краток: даже наша самая тонкая спица выдержит большее натяжение, чем сможет выдержать самый крепкий обод и самая крепкая втулка. Другими словами, прочность чертовски высокая!

Велоиндустрия: Pinkbike: беседы о спицах с компанией DT Swiss

Фабрика DT Swiss в городе Biel, Швейцария. Спицы с шагом длины 1 мм, упакованные по 100 штук в картонные коробки (слева), предназначены для веломастерских и сборщиков колес. Справа – металлические коробки со спицами, упакованными по 1000 штук, предназначенные для OEM производителей (фото DT Swiss).

Сколько спиц DT Swiss произведет в 2013 году? (интервью взято в феврале 2013 года – прим. переводчика).
Слишком много, чтобы сосчитать! Мы – один из ведущих, если не самый главный, поставщик спиц для велоиндустрии, как для ОЕМ рынка, так и для розничного рынка запчастей. Чтобы удовлетворить огромный спрос, компания DT Swiss имеет производства в Европе, Азии и, говорю с гордостью, в США. Мы являемся важным поставщиком для некоторых наиболее успешных брэндов, а также для некоторых самых лучших сборщиков колес в мире – это то, чем мы действительно гордимся. Наша компания начинала с производства спиц, и это глубоко укоренилось в культуре производства. Достаточно долгое время производство спиц было важнейшей частью нашего бизнеса, и это обеспечивает надежный фундамент всей нашей нынешней и будущей продукции.

Огромное спасибо Садовской Татьяне за помощь в редактировании русского текста.
Замечания по переводу, терминам и ошибкам в тексте принимаются в комментариях.

Велосипедные спицы

Велосипедные спицы

В традиционном велосипедном колесе спицевой набор обычно состоит приблизительно из трех десятков спиц. То, что называют спицей в разговоре, на самом деле представляет собой две детали. То есть, это собственно спица - длинный тонкий стержень с загнутым и расклепанным концом с одной стороны и резьбовым с другой и ниппель - гайка грибовидной формы, которая крепит спицу к ободу.

По конструкции можно выделить следующие типы спиц:

Прямые спицы – диаметр спицы одинаковый по всей длине. Вес при этом немного больше, чем у тянутой спицы, но и цена меньше.

Тянутые спицы – диаметр спицы в центре меньше чем на концах спицы. Спица испытывает неравномерную нагрузку – нагрузка в местах крепления к ободу и к втулке всегда больше чем в центре, поэтому диаметр в центре спицы можно уменьшить без потери прочности, но с уменьшением веса. Именно поэтому тянутые спицы дороже прямых спиц. Утолщенные концы делают их такими же прочными в местах концентрации напряжений, как и спицы постоянного сечения. Более тонкая же секция придает спице большую эластичность, что позволяет ей упруго растягиваться на большую величину, по сравнению с цилиндрической спицей. В случае радиального воздействия на колесо спицы поглощают часть энергии, действуя как пружина. B момент резкой сосредоточенной нагрузки (удара о выступ, например) наиболее нагруженные спицы могут достаточно удлиниться, чтобы перераспределить нагрузку на соседние с ними спицы
В свою очередь тянутые спицы бывают двух типов: двойные тянутые и тройные тянутые.
Последние - имеют разный диаметр утолщенных концов.

Лезвиеобразные спицы – как и у тянутых спиц, кованая центральная часть спицы улучшает ее механические свойства, а форма в виде лезвия улучшает аэродинамику.

Спицы изготавливаются из нержавеющей стали, поскольку она прочна и не коррозирует. Но дешевые колеса собираются на хромированных или оцинкованных спицах из углеродистой стали, которые не так прочны и подвержены коррозии. Спицы делают еще и из титана. Титановые спицы можно ставить только с бронзовыми ниппелями, что делает такое колесо незначительно легче, чем на стальных спицах с алюминиевыми ниппелями, но существенно дороже.

Ниппеля делают из никелированной бронзы. Этот материал очень хорош для ниппелей, потому что бронзовая резьба очень гладкая, и бронза не коррозирует достаточно долго. Также делают из алюминия. Такие ниппеля действительно позволяют сэкономить вес и являются достаточно надежными при правильном использовании. Они должны использоваться только с ободами, у которых пистоны изготовлены не из алюминия, потому что в месте контакта Al-Al между ниппелем и пистоном может произойти химическая сварка.

В зависимости от размеров втулки, эффективного диаметра обода и типа спицевого набора, необходимо применение спиц вполне определенного размера. Причем знать его необходимо не только для сборки нового колеса, но и для замены выбитых или порванных спиц.

На прочность спицы сильно влияет тип резьбы. Она может быть нарезанной в теле спицы или накатанной. Накатанную резьбу можно узнать по тому, что диаметр, измеренный по вершинам резьбы, больше, чем диаметр гладкого стержня рядом с резьбой. При нарезании резьбы, тело спицы заметно ослабляется в зоне ее расположения, при накатывании резьбы - тоже ослабляется, но меньше.

Спицы с накатанной резьбой оказываются заметно прочнее, в зоне расположения резьбы, разумеется. Но накатка сложнее в исполнении, поэтому такие спицы оказываются дороже.

Примером высококачественных спиц с накатанной резьбой являются все спицы компании DT Swiss. Немецко-французкая фирма DT Swiss основана в 1993 году. Находится в Швейцарии, в городе Билль-Биен. Буква D в названии фирмы значит Drahtwerke, что по-немецки означает «проволочная сетка», а T - «проволочная сетка» по-французски. DT Swiss была организована на основе фирмы Vereinigte Drahtwerke, которая производила различные изделия из металла более 300 лет. Велосипедные спицы производились, начиная с 1920 года.

DT Swiss разработала свой метод для уменьшения диаметра спицы: CFT – технология холодной ковки. Проволока, из которой сделана спица, производится методом холодной ковки, а не вытягивания.

Спицы для велосипеда: виды и правильный выбор

Спицы являются одним из основных элементов велосипеда независимо от его типа и конструкции. Их задача обеспечить легкость колеса, не жертвуя его прочностными характеристиками. Также они служат отличным амортизатором. Конструктивно представляют собой стержень, который соединяет центральную часть колеса (втулку) и его обод.

Спицы для велосипеда

К сведению. Если Вы не являетесь профессиональным велосипедистом, то лучше остановить свой выбор на обычных металлических спицах. Их можно приобрести как в любом веломагазине или мастерской.

Тем не менее, подбор велосипедных спиц является ответственным процессом, которому стоит уделить особое внимание: нужно учесть их тип, способ фиксации и другие факторы, соответствующие Вашей модели велосипеда.

Виды велосипедных спиц: какие существуют

Спицы делят по характеристикам:

  • Размер – учитывается диаметр колеса и тип расположения спиц (спицовки).
  • Используемые материалы – сплавы, которые служат как для изготовления самих спиц, так и для создания защитного антикоррозийного слоя (напыления).
  • По вариантам крепления – существует устоявшийся стандарт, в некоторых случаях способы фиксации могут отличаться от классического.

По форме сечения бывают:

  • Одинарное и двойные с утолщением. Представляют круглую в сечении проволоку, с обеих сторон утолщенную для двойного варианта. В случае одинарной спицы - проволока утолщена на стороне с набитым наконечником (головкой).
  • Тройное сечение используется в композитных моделях, которые характеризуются меняющимся диаметром сечения в одной из сторон двумя шагами: утолщение смещается к центру колеса.
  • С минимальным сопротивлением воздушным потокам: сечение в форме эллипса или плоское, в некоторых случаях могут иметь каплевидную форму. Такие спицы предназначены для велосипедов, участвующих в гонках.

К сведению. Толщина спиц может варьироваться в диапазоне 1,5-2 мм. Такие размеры делают их оптимальными для любого велосипеда, что обеспечивает общую легкость конструкции и комфорт во время езды.

По длине спицы не классифицируются, так как изготавливаются в огромном ассортименте.

Основные Материалы, применяемые для изготовления спиц

  • Сталь – характеризуется прочностью, надежностью и дешевизной. Такие спицы являются самыми популярными и распространенными среди владельцев велосипедов.
  • Титан – в сравнении со сталью обладает лучшими прочностными характеристиками, но при этом имеет высокую стоимость. Активно применяются в триале и даунхиле. Идеальное решение для компенсирования больших ударных нагрузок возникающих в процессе езды.
  • Углепластик – отличается легкостью и высокой прочностью, а также стоимостью. Спицы из углепластика на порядок дороже титановых. Широко используются в гоночных велосипедах благодаря своим аэродинамическим свойствам и небольшой массе.

Какие спицы для велосипеда лучше?

Выбор зависит от модели велосипеда, предпочтений владельца и условий эксплуатации. К примеру, для поклонников активного отдыха на природе подойдут титановые спицы – они способны выдержать огромные нагрузки. Ценителям городских прогулок на велосипеде будет достаточно стальных спиц – езда по асфальту и отсутствие больших нагрузок делает их оптимальным вариантом в соотношении цена/качество/функционал. Велогонщикам, для которых важен каждый грамм велосипеда и его скорость, рекомендуем обратить внимание на спицы из углепластика.

Как выбрать спицы для велосипеда: рекомендации

К сведению. Самостоятельно выполнять установку спиц можно только при наличии навыков и необходимого инструмента. В остальных случаях рекомендуем обратиться к мастеру, который правильно подберет размер, надежно их установит и предоставит гарантию на выполненную работу.

Читайте также: