Атака титанов стальной алхимик

Обновлено: 07.05.2024

В некотором смысле, это целая ретроспектива моего знакомства с аниме, мангой и японской культурой.

И снова, заметка выросла из моего желания немного поделиться тем, как хороша Атака титанов. Но в ходе ее написания я понял, что это аниме оказалось для меня не просто отличным, а в некотором смысле даже переломным и, наверное, самым любимым из просмотренных.

По ходу обсуждения аниме, я часто сталкивался с мнением, что Атака титанов нравится только новичкам в аниме, тем, кому больше не с чем сравнивать, а сам сериал посредственный, как и манга. Уж о том, сколько негатива из-за концовки вылилось на автора этого произведения и его историю и говорить бессмысленно.

Но это аниме не являлось для меня первым. Еще в середине нулевых я смотрел по СТС и Короля шаманов, и Стального алхимика. Видел какие-то работы Миядзаки, вроде Ходячего замка. Полные метры мне совершенно не нравились, а сериалы были вполне хорошими. Но дальше тех эпизодов с СТС и Первого канала мое увлечение к аниме не продвинулось. Меня совершенно не интересовали японские мультики ровно до того момента, пока я не познакомился с Атакой титанов. Но даже так, это не было моим первым аниме из периода активного просмотра японской мультипликации.

Первыми оказались BNA и Castlevania от Netflix. Оба аниме мне нравились по-своему. Castlevania, как игровая серия, по итогу для меня вообще открылась с новой стороны. Но заметка не об этом.

После них я задумался о том, что мимо меня могло пройти еще множество крутых мультсериалов, и я решаю пройтись по популярным аниме-сериалам и ознакомиться с ними. В ходе моих поисков я натыкаюсь на похвалу в сторону Евангелиона и решаю следующим аниме посмотреть именно его. Какая же это была ошибка с моей стороны. Я просто оказался не готов к подобному - и мне это не понравилось. Не буду вдаваться во все подробности, лишь скажу, что отсутствие как таковой вменяемой концовки (я смотрел полный метр), последние две серии в качестве раскадровок, и в целом смена вектора в последних сериях сериала привели к тому, что я остался настолько разочарован этим аниме, что решил больше вообще не смотреть мультфильмы страны восходящего солнца. Ведь, если одно из лучших аниме, по мнению сообщества, настолько ужасно, то что же будет с другими, более слабыми проектами? Зачем мне смотреть их? А поскольку я уже скептически относился ко всему аниме из-за типичных предрассудков на его счет, подобный вывод дался мне очень легко. И это стало моей второй ошибкой.

УЗНАЙТЕ РОДИТЕЛЕЙ ЭТИХ УБЛЮДКОВ, УЗНАЙТЕ ЭТИХ УБЛЮДКОВ, ПЕРЕВЕРНИТЕ ТАМ ВСЕ ВВЕРХ ДНОМ, НО НАКАЖИТЕ, НАКАЖИТЕ ЭТИХ МРАЗЕЙ

И данное решение стало переломным. Это аниме захватило меня с первой же серии. Такого уровня сюжета, постановки, жестокости, анимации и проработки мира я раньше не видел ни в одном мультсериале. Именно в тот момент я понял, что аниме способно быть не только не хуже традиционных сериалов с живыми актерами, но и даже может быть лучше. Ведь именно тот момент, что все это рисуется, позволяет воплотить в жизнь абсолютно любой сюжет. И это совершенно другой уровень. Это дарит безграничные возможности для режиссёров и сценаристов.

Сильнее всего меня поразил эпизод из перво сезоне, в котором главного героя съедает титан. Это был невероятно мощный и неожиданный поворот, которого я никак не мог ожидать от мультфильма. «Убить главного героя уже в первых сериях? Это что, Игра престолов и даже главные герои здесь могут умереть в любой момент?», - примерно такие были у меня мысли при просмотре.

Но, конечно, все оказалось совершенно иначе, и главный герой еще не раз успел вызвать раздражение своим характером и поступками. Чего нельзя сказать о других героях аниме. Все персонажи живые, им веришь и сопереживаешь. Причем, они не просто хорошо прописаны. Эта история подарила миру сразу две топ вайфу – Микасу и Леви.

Графика так же вызывала лишь положительные эмоции, все выглядит на высшем уровне. Герои получились симпатичными и приземленными, без визуальных стереотипов, всплывающих в головах зрителей, знакомых с аниме лишь поверхностно. Титаны, в свою очередь, вышли устрашающими, мерзкими и высокодетализированными. Видя их, ты понимаешь, что проблема с титанами – не выдумка, а самая настоящая угроза, нависшая над всем человечеством.

Все четыре сезона я посмотрел очень быстро и с огромным интересом. Первое появление титанов выглядело очень эффектно. Жестокость, которая присутствовала в кадре, поражала. Вплоть до третьего сезона напряжение все возрастало, сюжет выкручивал невообразимые пируэты, а оторваться от просмотра было все сложнее. Затем шла первая половина третьего сезона, в котором появились политические игры и разборки между людьми. Данный эпизод слегка сбавлял градус накала происходящего, но вторая половина сезона вновь поднимала градус моего интереса к проекту.

А после наступил черед четвертого сезона, имеющего подзаголовок «Финал». Его я уже досматривал в "онгоинге". Казалось бы, что может пойти не так? Ведь одной из причин, по которой я начал смотреть это аниме, стал выход последнего сезона: мне не пришлось бы долго ждать продолжения, а историю я бы посмотрел целиком, без пауз. Но не тут-то было. Читающие мангу уже знали, что не может быть все так просто. Японцы не даром считаются сверхразумами. И один из таких гениев решил, что можно назвать четвертый сезон финальным, а потом анонсировать пятый! Гениальная многоходовОчка. Так и оказалось, что истинного финала истории мне пришлось ждать целый год…

Но, с другой стороны, Атака титанов вернула мне веру в аниме. Благодаря сериалу я понял, насколько огромный культурный пласт просто прошел мимо меня, какое большое количество отличных историй я пропустил просто потому, что считал аниме увлечением исключительно не самых умных школьников да девочек. Но никогда не поздно пересмотреть свое отношение к вещам.

Поэтому я начал смотреть и другие аниме: Берсерк, Руки прочь от кинокружка, Стальной алхимик (обе версии), Крутой учитель Онидзука и многое другое. И все больше убеждался в том, как много я упустил, не смотря все это в свое время.

Так, Атака титанов стала не просто очередным мультсериалом, который я посмотрел от нечего делать, он стал для меня одним из лучших просмотренных мною сериалов вообще. «Атака» для меня гораздо круче какой-нибудь расхайпленной «Игры престолов». Но даже не это главное. Главное то, что только благодаря «Атаке», я обратил свой взгляд на те сотни и тысячи аниме-сериалов, которых ранее просто не замечал.

Но и на этом не ограничилось влияние Атаки титанов на меня. Ведь финала истории я так и не знал. А он был. Но только в формате манги. И если западные комиксы для меня не были в диковинку, а часть из них у меня даже лежит на полке, и я с удовольствием их перечитываю, то вот с мангой я не имел дел. Меня отпугивало уже то, что вся манга печатается исключительно в черно-белом цвете. Какой в этом смысл? Что за тупая экономия? Да и расположение панелей с текстом отличалось от привычного русскому человеку. Будто читаешь книгу задом-наперед.

И тут появляется новость о выходе из печати заключительного тома «Атаки титанов» на русском языке. Как удачно, ведь я еще и в электронном виде не люблю читать книги. Поэтому незамедлительно было сделано решение приобрести данный том. Просто, чтобы узнать финал истории, ведь до начала показа аниме еще целых полгода, а уж до последней его серии и того больше. А саму книгу потом можно будет продать, ведь никакой ценности для меня она не имеет.

Каково же было мое удивление, когда я понял, что мне нравится чтение данной манги! Это был совершенно уникальный опыт, отличный от чтения западных комиксов. Особенно меня впечатлила детализация рисунка, методы и техники, к которым прибегает автор, чтобы полностью чёрно-белые кадры выглядели ничуть не хуже цветных. А то, как располагаются панели на самой странице – это выглядит очень стильно.

Так Атака тианов зародила во мне желание еще и читать мангу. Сразу после прочтения «Титанов» я приобрел еще три тома «Девушек в последнем путешествии», после чего хочу приобрести еще несколько книг (уже взял и "All you need is kill"). А качество «Девушек» только укрепило эти планы.

Вот так моя скука и простое желание убить очередной вечер за просмотром чего-то нового обернулись буквально открытием мультипликации с новой, неожиданной для меня стороны. На протяжении целого года передо мной больше не стоит вопрос, что бы я хотел сегодня посмотреть. С пол сотни проектов ждут, когда я начну их смотреть. И каждый месяц появляются еще сотни аниме-сериалов, из которых хотя бы один да привлечет мое внимание. И это я даже не говорю о сериалах с живыми актерами, качество и количество которых так же из года в год растет благодаря растет стримингам.

Я начал читать мангу, так как просто люблю комиксы. И люблю читать. А интересующие меня истории из мира DC или Marvel выходят не так часто, как бы того хотелось. Да и стоят эти комиксы порой ощутимо дороже, чем свежий (или не очень) том манги.

Если бы не Атака титанов, всего этого бы не произошло. Хочется верить, что в будущем это увлечение подарит мне еще немало положительных эмоций. Когда-нибудь выйдут сериалы, которые окажутся еще лучше всего того, что существовало ранее. И о них также напишут множество восторженных рецензий и мнений. Но я всегда буду помнить, с чего для меня все начиналось.

Посоветуйте аниме

Требования: интересная история (желательно - фантастика), завершенность [обязательно] и низкая продолжительность (не более 100 серий) [желательно, но не обязательно].

Что я уже посмотрел:

  • Манускрипт ниндзя (фильм)
  • Тетрадь смерти
  • Devil May Cry (аниме по игре)
  • Твое имя
  • Призрак в доспехах (фильм)
  • Атака титанов
  • Стальной алхимик (обе версии)

На очереди просмотра Hellsing.

Cowboy Bebop
Trigun
Planetes
Tengen Toppa Gurren Lagann

Жаль не могу больше одному плюса влепить. Все 4 аниме 10 из 10.

Если "Манускрипт" и "DMC" зашли, то "Каслвания".

Спасибо, Каслвания понравилась. Правда, уж слишком сопливый финал, но в целом неплохо.

Астра затерянная в космосе. Далеко не топ, но мне как роадмуви в космосе зашло

Если понравился манускрипт ниндзя, попробуй Охотник на вампиров Ди, Берсерк. Может быть Эльфийская песнь.
От себя посоветую Железобетон и Кайба.

Кайба топ, но на любителя.

Дороро, Код Гиас, Паразит

сначала прочитал Дорохедоро. я бы посоветовал(а да, законченные. ), только аниме не смотрел. а Лулуш - двумя руками за

Код Гиас боюсь смотреть, т.к. не закончен.
А Дороро и Паразит понравились, спасибо.

Код Гиас не завершен

Странники aka Planetes

- Манускрипт ниндзя (сериал) тоже хорош, мне зашел даже больше фильма.
- Гаргантия на зелёной планете - пилот мехи из далекого космоса после боя случайно попадает на Землю после глобальной катастрофы и пытается научиться жить в их обществе.

Ну однозначно нарутыч

завершенность [обязательно] и низкая продолжительность (не более 100 серий)

Пираты Черной Лагуны
Василиск
Нуар

Биско-ржавоед (очень зашло)
Восемьдесят шесть
Дороро
Охотник х Охотник

Ну такое себе
К тому же там финалом и не пахнет

Жаль не Фентези.

?
Разве фентези это не подвид фантастики?
В любом случае, если фентези интересное, то почему нет?

Tetsuwan Birdy, и старую овашку и новый ремейк, всё классное

Крч, просто открываешь фильтр по датам с 1980 и там будет в основном фантастика.

Волчий дождь
Фантастические дети
Эскафлон

1)легенда о героях галактики ( кринж название, но по факту война и мир по японски в космосе)
2) монстр
3) Код Гиас
4) гуррен лаган
5) психопаспорт

добро пожаловать в мир фейта
Тебя ждет увлекательная ебля с лором

Sentou Yousei Yukikaze
Uchuu Senkan Yamato 2199
Gunbuster
Shinseiki Evangelion
Redline
Gundam Unicorn, 0083, 0080, Dai 08 MS Shoutai, 00, Seed, Destiny, Victory
Full Metal Panic (первые 2 сезона [не Fumoffu])
Harmony
Gyakusatsu Kikan
Casshern Sins
Betterman
Blue Gender
Bubblegum Crisis
Break Blade
86 (первый сезон)
Megazone 23 (первые две)
Macross F, Plus
Shinsekai Yori
Tatakae Iczer-1
Uchuu Senshi Baldios
Kakumeiki Valvrave
Solty Rei
Parasite Dolls
Texhnolyze
Starship Operators
Outlaw Star
Mugen no Ryvius
Densetsu Kyojin Ideon
Fushigi no Umi no Nadia

Самый глупый аниме троп в истории


Знаете в чем особая прелесть таких аниме как «Атака Титанов», «Стальной Алхимик» и «Берсерк»? Если персонаж в нем умирает, то он умирает! Смотря на то, как твой любимый персонаж расстается с жизнью, как зрителю, это очень сильно въедается в память и даже шокирует. Так это и должно работать в хорошем аниме… Увы, многие, даже хорошие аниме, часто игнорируют факт смерти персонажа и находят сотни причин, даже самых глупых, чтобы вернуть его в сюжет после якобы гибели. Возвращение из мертвых это один из самых глупых тропов в аниме, переходящий из тайтла в тайтл, чтобы удивить нас этим дешевым трюком. Почему так вообще происходит?

И да, тут будут спойлеры ко многим упомянутым аниме.

Несмотря на то, что аниме тропы это по сути клише, которые мы видели не один десяток раз, некоторые из них стали любимой частью культуры. Я в сотый раз увижу, как двое молодых людей раскрывают свои чувства друг другу во время чертового фестиваля фейерверков, но почему-то каждый раз это греет мою душу. Хотя я прекрасно понимаю, что порой японским историям нужно придумать что-то получше [спасибо, Chainsaw Man за то, что разнообразил это кровью].


Однако если я вижу как персонаж умирает, а потом возвращается из мертвых, особенно после того, как ты видел его смерть и грустил, будто это что-то привычное, рука тянется ко лбу. Особенно если, оказывается, что все это время другие герои знали об этом, но по какой-то причине не говорили.

Прием максимально дешевый, созданный для того, чтобы вернуть интерес фанатов к франшизе, если она вдруг проседает или просто временно удивить аудиторию, дабы рейтинг манги не падал и ее не закрыли. Самый яркий пример Dragon Ball Z – персонажи в нем умирают налево и направо после поражения от сильных противников, и их смерть должна действительно поразить в самое сердце. К сожалению, в мире DBZ существует [кто бы мог подумать] драконий жемчуг, который может исполнять желания. И если пожелать, чтобы кто-то вернулся из мертвых, то это будет выполнено.

В хорошем произведении, когда ты наблюдаешь за смертью героя, это просто сложно и всегда несет последствия для персонажей. Вспомните, какая трагичная была смерть Джирайи и как люди до сих пор вспоминают ее. Что примечательно, в лоре сериала есть запретная техника, которая может вернуть человека из мертвых и заставить его сражаться как марионетку. Ее очень часто используют в сериале и я просто рад, что с Джирайей такого не было, ведь сам по себе «Наруто» не раз эксплуатировал подобные темы.

Чтобы в полной мере осознать всю абсурдность приема возвращения из мертвых в аниме, просто представьте, если бы после того как L в «Тетради смерти» погиб, он через 10 серией возвращается и говорит, что просто притворялся мертвым или что-то в этом духе.


Когда с тобой проворачивают такой трюк, доверие к сериалу теряется и ему все труднее будет хоть как-то вызвать у тебя эмоциональный отклик. А когда эмоциональная привязанность исчезает, это признак не лучшего сюжета.

Да, иногда бывают случаи, когда вычеркнуть персонажа, а затем вернуть его в строй полезно. Однако ключевое слово «иногда». И скажем так, на один хороший пример, как в третьей части Jojo с Абдулом, приходится десятки случаев, когда это вообще не в тему. Хотя если честно, «смерть» Абдула тоже как по мне надуманный и глупый сюжетный ход, хотя обычно люди как раз приводят его как хороший пример. Серьезно, «я просто притворялся мертвым» такое себе оправдание, и давайте не забывать, что в конце нас также ждет чудеснейшее возвращение Джозефа с того мира….Думаю, Jojo я готов простить один такой грешок, потому что Хирохико Араки на постоянной основе убивает своих персонажей в других частях сериала и не возвращает их. Да даже в самой Stardust Crusaders полегло немало моих любимых героев. Но вот кому я не могу простить этого и больше не доверяю, так это Gundam SEED, Danganronpa, Inuyasha, Yo Yo hakusho и многие другие.

Правда заключается в том, что это не только грех аниме, многие сериалы и фильмы активно используют это сюжетный ход. Одно только «Сверхъестественное» обладает черным поясом по воскрешению персонажей из мертвых! Но как и в случае со многими сериалами и фильмами, и уж тем более аниме, несмотря на использование ими этого дешевого приема я все равно очень люблю их. Я люблю третью часть Jojo, люблю Naruto и Bleach, и хоть с каждым разом мне труднее поверить в очередную смерть, я отсмотрел все от начала и до конца.

Если мы говорим о фильмах и сериалах, то нельзя не вспомнить классическую формулу, что если мы не видели, как персонаж умер, то не можем говорить наверняка, что это действительно так. Хотя это работает время от времени. Так, в «Тетради смерти» такое происходит с Мэлло, когда он попадает во взрыв. Мы не знаем, умер он или нет, хотя похоже на то. Позже он с ожогом на лице возвращается в строй. И в принципе это обставлено довольно грамотно. В других случаях, героя могут уничтожить в упор, а через несколько серий он проснется в больнице живым и более или менее здоровым.

Но не все аниме используют это концепцию плохо. Те же Higurashi или Steins;Gate постоянно используют смерть и воскрешение в своем сюжете, так как их история завязана на путешествии во времени и предотвращении этой самой смерти. Когда кто-то умирает, мы знаем, что сейчас время вернут назад и будет очередная попытка отвратить кончину героя. Здесь вопрос в том, смогут ли персонажи предотвратить это и сделать то, что им нужно.


Но даже если убрать из сюжета путешествия во времени, можно привести пример аниме, в которых подобный ход используется еще более обосновано. Например, в Shiki персонажи в буквальном смысле возвращаются из мертвых в виде монстров. Однако в отличие от того, чтобы просто кидать нам этот факт в лицо, аниме пытается показать неотвратимые последствия возвращения из мертвых и даже обосновывает это с научной точки зрения, насколько это позволяет условность сюжета. При этом в сериале есть и реальные смерти – никогда не знаешь, вернется ли персонаж из мертвых или же так иостанется трупом.

Вывод очень прост и лежит в самом названии этого эссе — возвращение из мертвых это самый глупый троп в аниме. И во многом по той причине, что он убивает сопереживание. Вы помните, как смерть воспринималась в «Стальном Алхимике» и «Атаке Титанов»? И это даже не всегда были главные герои. Люди до сих пор вспоминают Нину, которая была в паре серий, и до сих пор фанаты титанов с горечью оплакивают Петру. Все потому, что эти истории сделали смерть реальной и ощутимой. «Алхимик» даже идет дальше и показывает тебе, что происходит, когда ты пытаешься вернуть кого-то из мертвых. И очень хочется, чтобы цену жизни знали и другие тайтлы.

Почему людям не нравится концовка «Атаки Титанов»?


В апреле спустя 11 долгих лет Хадзимэ Исаяма наконец-то выпустил последнюю главу «Атаки Титанов» – одного из главных аниме-произведений современности «Ожидаемо, финал придуманный автором одни сочли гениальным и вполне уместным, другие же считают его спорным. Несмотря на то, что сам мангака запланировал концовку и судьбу всех главных героев, доживших до финала еще до того как начал писать историю [о чем сам Исаяма признавался не раз в интервью], фанаты хотят, чтобы автор изменил ее. Так, что не так с концовкой «Атаки Титанов»? Проблема скорее в том, что люди просто не понимают задумку автора.

Стоит упомянуть, что здесь будут обсуждаться критические спойлеры к концу произведения, так что очень не рекомендую читать материал, если вы ждете продолжения второго сезона аниме. Если же вы их не боитесь, то устраивайтесь поудобней.

Как закончилась история

С полной уверенностью могу заявить, что если вы не читали мангу и судите по окончанию только через адаптацию, то для вас финал этой истории только начинается. События доходят до максимального пика и нам раскрывают абсолютно все ответы на вопросы, которые могли у вас быть с самого первого сезона. Для того чтобы освежить память давайте быстро пройдемся по событиям, которые разворачиваются в манге после конца первой половины финального сезона аниме.

Братья Егеры таки соприкасаются в последний момент, и им удается встретиться с Имир. Однако все это время Эрен вел двойную игру и после долгого интеллектуального сражения с Зиком, он получает силу прародителя. Оказывается, что Эрен увидел будущее, когда коснулся руки Хистории в третьем сезоне и знал наперед все, что произойдёт с ним до момента его смерти. Истинный план героя состоял в том, чтобы пробудить титанов спящих в стенах, и уничтожить весь мир, находящийся за пределами острова Парадиз, чтобы защитить своих друзей.


Эрен возложил на их плечи победить его, чтобы принести себя в жертву став адептом массового геноцида, а своих друзей в глазах мира сделать защитниками человечества, которые восстали против своего же острова и остановили апокалипсис. После этого все бывшие враги, которые до активации гула были готовы перебить друг друга, объединяются, чтобы остановить Эрена. В итоге Микаса пересиливает себя и наносит своему любимому Эрену последний удар, отрубая ему голову. Перед смертью она целует его, пока сзади стоит прародительница Имир и улыбается. Сила титанов покидает мир и все кто был обращен, и первородные титаны, и шифтеры, становятся обычными людьми.

После этого, визуально цитируя «Красное и Черное» Стендаля, Микаса забирает голову Эрена и уезжает с ней на Парадиз, где хоронит под деревом в Шиганшине, ровно в том же месте, где и началась эта история.

Проходит три года и мир до сих пор не выбрался из кризиса. Люди на Парадизе готовятся к новой войне, чтобы отомстить за Эрена. Однако чтобы предотвратить это, все главные герои группой возглавляемой Армином плывут на остров, чтобы договорится о мире. Финал же остается открытым.

Что не понравилось фанатам?


Могу предположить, что главная философия истории заключалась в том, что поцеловав руку Хистории и увидев всю историю Эрен понял, насколько губительными могут быть человеческие чувства и пороки. Ведь именно эти самые пороки, такие как любовь, привели мир «АОТ» к замкнутому кругу войны, где одна нация порабощает другую, и та в ответ копит силы, чтобы ответить тем же, дабы в последующем все повторилось снова.

Эрен понял, что мир можно спасти и начать ценить его, только если потерять что-то столь же ценное. И именно Микаса идет на убийство Эрена, чтобы разорвать порочный круг. Если присмотреться они с Имир имеют много общего – они обе влюблены в людей, которые стали монстрами, даже одержимы ими. Но если прародительница не нашла в себе силы пойти против Райса, из-за своего помешательства, Микаса в свою очередь смогла сделать этот выбор, но все также продолжила любить Эрена после смерти.

Но все это произошло только по причине того, что Эрен контролировал ситуацию и подстраивал события всей истории «Атаки титанов», ибо это был единственный способ решить проблему. Все смерти, все жертвы сделаны только для того, чтобы произошло то, что произошло. И самую большую жертву принес сам Эрен. Он вряд ли хотел, чтобы его мать умерла, а его любимая убила его, но именно так должен был пойти ход истории, чтобы план сработал. Поэтому я согласен с противоположной мыслью касательно концовки, что сам Эрен главная жертва произведения.


Подводя итог, это естественно, что многим людям не понравился конец манги и это нормально. Отличительная особенность произведения заключалась в том, что чем дальше шло произведение, тем глубже оно становилось, и последняя глава как раз сшивает все картину воедино, превращая персонажей в символы. Символы того, что все принесенные жертвы ради этих персонажей были сделаны не напрасно.

При этом мир до сих пор находиться в нестабильном положении и окончание истории точно не назовешь счастливым финалом. Однако у него есть возможность начать новую главу своей истории. Именно поэтому конец остается открытым, так как для нас прошлая его глава подошла к концу.

Аллюзия на фашизм: что мы узнали из последней «Атаки Титанов»?


Последний сезон «Атаки Титанов» не может быть незамеченным. Он раскрыл нам основную интригу, которую держало аниме еще со времен выхода первого сезона в 2013 году. Наш сайт назвал третий сезон лучшим аниме этой весны, поэтому грех обойти его и не обсудить то послевкусие, которое оставила за собой вторая часть третьего сезона. На сайте Polygon, например, в нем увидели явные аллюзии на фашизм в сюжете. Мы перевели для вас материал и разбавили его своими размышлениями.

[В материале присутствуют спойлеры к манге и аниме]

Рассчитанная на более взрослую аудиторию, чем большая аниме-тройка [«Блич», «Наруто» и «Ван Пис»], «Атака Титанов» привлекла огромное количество казуальных зрителей, которые начали смотреть её на волне популярности сериала, достигшей своего пика в 2014 году. И хоть хайп по аниме утих, на западе у него есть огромная куча преданных фанатов, которые скупают каждую новую игру или спин-офф.

Была даже оригинальная серия комиксов на западе и кросовер с персонажами Марвел, где Человек паук, Стражи галактики и Мстители сражались с Титанами на улицах Нью-Йорка. И хотя оригинальная манга вышла на финальный круг, и близится к завершению, конец франшизы еще не близко.


Но как в случае с любой долгой мангой, чем ближе вы подходите к финалу, тем больше понимаете истинный смысл произведения и его наклонности.

Ключевой поворот

На протяжении всех арок сериала Эрен мотивировался двумя вещами: убить всех титанов до одного, чтобы отомстить за смерть своей матери и разрушенную отчизну, а во-вторых, добраться до таинственного подвала в своем доме и использовать ключ, который дал ему отец. Даже несмотря на все трудности и проблемы, сопровождавшие его, от этих двух вещей Егер не отказывался никогда.


В 85-той серии он наконец-то добрался до подвала, где обнаружил фотографию своего отца с другой семьей [женой и сыном]. Из прочитанного дневника Гриши Егера персонажи узнали, что он действительно из внешнего мира.

И то, что всё человечество было уничтожено титанами, а остатки людей спрятались за стенами – оказалось ложью. Гриша, и все, кто живет за стенами, являются выходцами из народа Марли, известные как эльдийцы.


Когда-то давно они были могущественным народом, который правил на земле почти 2 000 лет. В ту эпоху женщина по имени Имир Фриц обрела силу превращаться в титана. После смерти [все, кто обладает силой титанов умирают спустя 13 лет после получения] её душа разделилась на 9 титанов, которые унаследовав силу Имир и устроили террор. Они начали завоевывать другие народы на Марлии и создали Эльдийскую империю. К другим расам эльдийцы относились как к низшим, притесняли их и устраивали геноцид.

145 король Эльдии Карл Фриц не хотел поддерживать этот порядок, и увел большую часть эльдийцев на остров Прадайз, и при помощи силы Титана Основателя возвел там три огромные стены. В это время народы Марлии восстали против Эльдии, забрали силы почти всех титанов и власть на континенте. По итогу всех, кто остался на материке либо убили, либо загнали в гетто, а Король Фриц, создавший свой город на острове Прадайз объявил ультиматум: если марлийцы попробуют напасть на остров, он освободит сотни титанов, спрятанных внутри стен и нападет на континент.

Все эльдийцы загнанные в гетто носят повязки с одной звездой, и считаются преступниками на несколько поколений вперед. Эльдийцев нарушающих закон, марлийцы отвозят на остров Парадайз, где вкалывают им жидкость, превращающую их в безумных титанов, чтобы они разоряли местные земли.


Гриша Йегер был вовлечен в революционное движение, сражающееся за то, чтобы вернуть монархию Эльдии. Он даже женился на наследнице короля. У них родился сын Зик, но он предал их и сдал родителей правительству Марлии. В итоге всё движение увезли на остров и превратили в титанов [жена Гриши, к слову, стала тем самым титаном, убившим маму Эрена]. Но Гришу спас один из солдат марлии, который оказался тайным лидером их сопротивления. Он передал Грише могущество титана, и отправил его найти силу самого первого Титана Основателя, чтобы с её помощью вернуть власть на континенте.

Сейчас манга находится на завершающей стадии, и в ней Эрен в течение четырех лет сформировал ополчение, которое будет сражаться за восстановление Эльдийской Империи. Они напали на народ Марлии без разрешения правительства острова Парадайз. Больше, они планируют пробудить титанов в стенах, чтобы с их помощью утроить масштабное наступление.

Хороший, плохой и очень-очень плохой

С нашей точки зрения то, как поменялась история походит на довольно продуманный сюжетный твист, рассказывающий не про хороших и злых, не про тех, кто сражается за правое дело и за ложь, а про человеческую сущность, где нет черного и белого. Только идеологии и ненависть. Ситуацию с Элдией и Марлией очень легко сопоставить с реальными историческими событиями в нацистской Германии в промежутке между Первой и Второй мировой войной.


Герои, за которых мы болели, оказываются потомками угнетателей, жаждущие вернуть власть на своей земле. Так, герои превращаются в злодеев. Это вам не последний сезон «Игры Престолов».

Polygon же считает, что в аниме лежат антикитайские и в особенности антикорейские, националистические идеи прояпонского подтекста. Даже больше, вся история базируется не на истории арийцев и евреев, а скорее на противостоянии Японии и Кореи.

Во-первых, в аниме и манге есть два вида титанов и одни из них: это гадкие гиперболизированные и с гипертрофированными частями тела безвольные уроды. Им противопоставляются чистые титаны, такие как Эрен. И еще есть эльдийцы из гетто. Также в аниме милитаризм преподносится как единственное верное оружие против врага.


Во-вторых, когда-то создатель манги Хадзимэ Исияма, признался, что генерал Дот Пиксис был списан с японского военачальника Акиямы Йошифуры, который служил Японской Империи и носил звание героя. Он же ответственен за массовые убийства в Корее во время японских оккупационных войн, в том числе и убийство корейской императрицы Мён Сон. Тогда же при его деятельности появился эвфемизм «Комфортная женщина» – так охарактеризовали тысячи женщины, вывезенных из Кореи в Японию для сексуального рабства.

После этого факта в твиттере Исиямы начали появляться угрозы от жителей Кореи, которые обещали убить его, спалить или забить битой до смерти.


К слову, Китай просто запретил «Атаку Титанов» в стране.

Многие считают, что идея Эрена о кровавой мести всему грязному миру отображает радикальные мысли, которые лоббирует автор истории.

Почему только сейчас?

Однако, что манга, что аниме подходят к концу. Чем вызвана такая бурная реакция, и мысли о том, что «Атака Титанов», является праворадикальным произведением чуть ли не с фашистскими подтекстами?

Автор материала Полигон считает, что творчество Исиямы совпало с несколькими неприятными моментами, например, к власти в Японии пришел премьер-министр правый милитарист Синдзо Абэ, который провел ряд неоднозначных военных реформ. Также сейчас, как ответ на развитие либерального мышления, начали появляться группы ненависти, авторитаризма и национализма [в Японии, в том числе]. Также рассвет «Титанов» пришелся на выход аниме с правым уклоном GATE, призывающие молодых японцев иди в армию. Подлило масло в огонь и возрождение культа Happy Science, которые спонсируют некоторые аниме, чтобы они продвигали их идеологию. Например, некоторые их идеи были замечены в «Darling in the Franxx».


Всё это сейчас в головах людей. С приходом кульминации в «Атаке Титанов» они не могут понять, действительно ли там есть правые взгляды, или им кажется. Сказать, что в голове у Исаямы трудно. Поэтому нам приходиться решать самим, хотим ли мы слушать эту историю до конца или нет, и как ее интерпретировать.

Читайте также: