Блистающая сталь что это

Обновлено: 28.03.2024

Вот уже несколько лет вся планета с замиранием сердца следит за событиями телесериала «Игра престолов». Здесь есть все: прекрасные леди, доблестные рыцари, драконы и даже ледяные зомби. А самым надежным оружием, способным убивать даже бессмертных чудищ, является меч из валирийской стали.

Волшебный мир «Игры престолов»

Все герои «Игры престолов» (а также серии книг, на основе которых написан сценарий) обитают в выдуманном фэнтезийном мире в эпоху, похожую на наше Средневековье. Всего в этом мире есть четыре известных континента. Самые главные события происходят на одном из них – Вестеросе. Здесь находятся семь королевств, а на севере от них многие века назад возведена гигантская ледяная Стена, которая, судя по поверьям, должна защищать жителей королевств от мифических бессмертных существ - Белых Ходоков. Однако уже многие годы никто не видел этих чудовищ, поэтому Стена теперь служит защитой от диких северных племен, не желающих жить по законам королевств и предпочитающих совершать набеги на мирных земледельцев и небольшие города.

Лето и зима в Вестеросе длятся по много лет. В начале саги заканчивается десятилетнее лето и вскоре должна наступить суровая многолетняя зима. Кроме того, на континенте начинается очередная война за власть и ходят слухи, что опять появились Белые Ходоки.

валирийская сталь убивает ходоков

Они собирают армии ледяных зомби и готовятся напасть на мир живых. Вот только беспечные дворянские семьи, занятые драками за Железный трон семи королевств, не обращают внимание на все эти слухи, а зря. Ведь никто из живущих не знает, как можно одолеть бессмертную нечисть, которая вот-вот нападет на жителей Вестероса. И хотя в древности люди победили Белых Ходоков, никто не помнит как. Ходят слухи, что это как-то связано с драконами, но они считались вымершими на момент начала телесериала.

Валирийская сталь - что это?

Также с драконами связан и легендарный вид металла, мечи из которого с древних времен высоко ценились. Секретом изготовления этой особой стали владели только древние мастера Валирии. Отсюда и название металла - валирийскя сталь.

В древние времена мечи и другие предметы, изготовленные из этого металла, стоили огромных денег и были доступны только состоятельным людям. На момент начала «Игры престолов» секрет изготовления давно уже был утерян. Последние экземпляры мечей из этого металла хранились у благородных дворянских семейств и передавались по наследству. Обладать таким мечом во все времена было очень престижно.

валирийская сталь

Кроме мечей, из этого металла изготавливали и другие изделия, например кинжалы (был у Петира Бейлиша), топоры для битвы, обычные ножи для свежевания (принадлежал роду Болтонов), короны и другое.

Происхождение валирийской стали

Валирийская сталь - это искусственный материал, сделанный руками человека. В природе Вестероса и других континентов волшебного мира он не встречается. Руду, из которой впоследствии выплавляли сталь, добывали, согласно поверьям, на рудниках Четырнадцати Огней. Далее ее закаляли и перековывали огромное количество раз. Часто этот процесс занимал целые годы.

Легенды Вестероса утверждали, что валерийская сталь плавилась в огне драконов, а после закалялась при помощи древних заклятий. С исчезновением драконов волшебный металл также вскоре перестали делать. Хотя в отдаленных местах (Квохор) могли перековывать изделия из валирийской стали, но секрет ее изготовления исчез.

Отличительные особенности этого металла

Изделия из валирийской стали невероятно прочные, при этом они обладают легкостью и остротой. Затачивать такие мечи нет надобности.

Цвет этого металла - темный, серо-черный, на поверхности видны узоры от многочисленной перековки, как у булатной стали.

валирийская сталь это

Кроме того, валирийская сталь всегда матовая, сколько бы ее ни полировали.

В редких случаях можно добиться от такой стали красноватого отлива (перекованный родовой меч Старков приобрел алый оттенок).

Мечи из валирийской стали

Чаще всего из этого «драконьего металла» изготовляли мечи, так как свойства валирийской стали делали ее очень эффективной в бою. Обладание таким оружием для рыцаря было символом успешности и богатства. После того как секрет изготовления был утерян, в Вестеросе осталось около двухсот с лишним таких мечей. На момент начала сериала многие из них были утрачены.

меч из валирийской стали

Чтобы добыть себе такой меч, рыцари либо выкупали их у обедневших дворян, либо отправлялись искать на руины Валирии. Иногда мечи доставались хозяину после битвы. К примеру, после гибели Эддарда Старка и его сына Робба их родовой меч из валирийской стали был перекован в два других, один из которых достался владельцу Железного трона, а другой - Джейме Ланнистеру, а после - женщине-рыцарю Бриенне.

Особенность производства мечей из валирийской стали

Поскольку секрет изготовления валерийской стали был утрачен с исчезновением драконов, новых изделий из этого металла ни в Вестеросе, ни на других континентах не появлялось. Кузнецы из Квохора научились перековывать старые мечи на новые, однако воссоздать волшебный металл даже у них не вышло.

Полагая, что валирийская сталь стала таковой благодаря магическим свойствам пламени драконов, в котором она ковалась, квохорские кузнецы пытались воссоздать волшебный огонь и даже приносили человеческие жертвы для этого, но у них ничего не вышло.

Самые известные мечи из валирийской стали в Вестеросе

Хотя согласно списку архимейстера Тургуда в Вестеросе оставалось около двухсот двадцати семи мечей из «драконьего металла», в реальности их было намного меньше. Практически все известные такие клинки имели собственные имена.

валирийская сталь что это

Наиболее прославленные мечи на момент начала саги принадлежали родовитым рыцарям. Среди них Эддард Старк. У него был родовой меч под названием Лед. После смерти героя он достался его старшему сыну Роббу, а после был перекован на два других клинка – Вдовий Плач и Верный Клятве.

У рода Мормонтов был меч из валирийской стали по имени Длинный Коготь. Будучи лордом-командующим в Черном замке на Стене, один из представителей этого семейства подарил легендарный клинок не своему сыну, а бастарду Старков – Джону Сноу.

игра престолов валирийская сталь

У Ланнистеров был собственный фамильный меч из волшебного металла – Светлый Рев. Встарь он был приобретен за огромную сумму, но во время похода в Валирию одного из Ланнистеров исчез вместе с хозяином. Все попытки его отыскать не увенчались успехом. Поэтому, когда Лед Старков попал к Тайвину Ланнистеру, он приказал сделать из него два новых фамильных меча его рода.

 валирийская сталь против ходоков

Многие другие дворянские фамилии тоже имели в своем распоряжении такие клинки: Тарли (Губитель Сердец), Харлоу (Сумрак), Корбеи (Покинутая Леди), Драммы (Багряный дождь), Хайтауэры (Бдительность), Рокстоны (Делатель Сирот) и другие.

Также существовали легендарные мечи из валирийской стали, которые пропали. Наиболее известные среди этих утраченных реликвий - фамильные клинки семейства Таргариенов Чёрное Пламя (исчезнувший где-то за пределами Вестероса) и Темная Сестра (принадлежал легендарной Висенье Таргариен).

Валирийская сталь против Ходоков Белых

Во всем волшебном мире не было мечей лучше, чем из «драконьего металла». Из-за невероятной легкости таких клинков в бою руки уставали намного меньше, что часто помогало победить в схватке. Однако было у такого меча еще одно преимущество, о котором за многие века жители Вестероса попросту забыли.

Близкий друг Джона Сноу, Сэм Тарли, однажды отыскал в старинных книгах рассказ о том, что некий древний герой убивал Белых Ходоков мечом из «драконьего металла». Сопоставив все факты, Сэм и Джон предположили, что валирийская сталь убивает Ходоков, хотя в книге серии у них пока так и не было шанса проверить свои предположения.

 валирийская сталь против ходоков

Между тем в телесериале «Игра престолов» сценаристы дали шанс Джону проверить свое предположение: во время битвы только его меч Длинный Коготь не рассыпался, а смог убить одного из Белых Ходоков.

Мнение ученых о секрете валирийской стали

Легендарный и безжалостный к своим героям создатель мира «Игры престолов» Джордж Мартин говорил, что валирийская сталь сродни булату.

Однако, по мнению современных ученых-материаловедов, ни один металлический сплав не способен обладать свойствами «драконьего металла». Зато такие преимущества есть у металлокерамических сплавов. В частности, из известных ныне науке материалов валирийская сталь наиболее похожа по своим свойствам на силикокарбид титана.

Сериал «Игра престолов» в 2015 году отпраздновал свой пятилетний юбилей. Несмотря на этот "солидный возраст", он продолжает быть популярным. Среди фанатов не утихают споры по поводу разнообразных героев, событий или предметов телесериала «Игра престолов». Валирийская сталь и ее невероятные свойства довольно часто обсуждаются на форумах, и многие полагают, что ближе к концу эпопеи секрет этого металла будет раскрыт.

Расставьте знаки применения (объясните свой выбор )

1. Наш дар бессмертный речь.
2. Лес ценнейшее сырьё.
3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь.
4.Пруд как блестяшая сталь.
5. Бедность не порок.
6. Её уста как свежая роза рдеют.
7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей .

1. Наш дар бессмертный -речь.
2. Лес- ценнейшее сырьё.
3. Врага уничтожить -большая заслуга, но друга спасти- это высшая честь.
4.Пруд как блестящая сталь.
5. Бедность не порок.
6. Её уста. как свежая роза. рдеют.
7. Слово -одежда всех фактов, всех мыслей .

3.уничтожить - большая, спасти - это

4.Пруд, как блестящая сталь

5.Бедность - не порок

6.Ее уста, как Роза, рдеют

1.наш дар - бессмертный речь
2. Лес - ценнейшее сырьё
3. Врага уничтожить - большая заслуга, но друга спасти - это высшая честь
4. пруд - как блестящая сталь
5. Бедность не порок
6.ее уста - как свежая роза редеют
7. слово- одежда всех фактов, всех мыслей

1. Наш дар бессмертный -речь.
2. Лес- ценнейшее сырьё.
3. Врага уничтожить -большая заслуга, но друга спасти- это высшая честь.
4.Пруд как блестящая сталь. (между подлежащим и сказуемым не может быть запятой)
5. Бедность не порок. (присутствует "не")
6. Её уста, как свежая роза, рдеют.
7. Слово -одежда всех фактов, всех мыслей .

объяснять долго, пусть вам учителя объясняют.
1. Наш дар бессмертный - речь.
2. Лес - ценнейшее сырьё.
3. Врага уничтожить - большая заслуга, но друга спасти это высшая честь.
4.Пруд, как блестящая сталь.
5. Бедность не порок.
6. Её уста, как свежая роза, рдеют.
7. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей .

1. Наш дар бессмертный- речь. ( Ставим тире, потому что подлежащее и сказуемое выражены существительным)
2. Лес- ценнейшее сырьё.( Ставим тире, потому что подлежащее и сказуемое выражены существительным)
3. Врага уничтожить- большая заслуга, но друга спасти-это высшая честь. ( в 1 случае Ставим тире, потому что подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое существительным. Во 2 случае Ставим тире, потому что если в составе сказуемого есть "это или вот" , то ставится тире)
4.Пруд как блестящая сталь. ( здесь есть сравнительная частица как, поэтому тире не Ставим)
5. Бедность не порок. ( сказуемое начинается с частицы не, поэтому тире не Ставим)
6. Её уста, как свежая роза, рдеют. ( здесь идёт сравнение, но тире не ставим, так как подлежащее выражено существительным, а сказуемое глаголом)
7. Слово- одежда всех фактов, всех мыслей .( слово- это подлежащее, одежда- это сказуемое. Тире ставится )
Эти правила тебе понадобятся

Благородная сталь. Блистающая сталь это

Урок русского языка "Средства выразительности в языке. Виды тропов" (10 класс) – Документ 1 – УчМет

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Отработка умений и навыков.

5. Проверка знаний.

7. Домашнее задание.

- Правильно, цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.

- Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?

(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)

Актуализация опорных знаний.

- Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.

- Но вначале мне хочется вспомнить слова С. Есенина из его статьи «Отчее слово» (слайд), где поэт проникновенно говорит о том, что слово подлинных писателей протянуто «от тверди к вселенной»: «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».

(слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».

- Как вы думаете, в чём смысл этих слов?

(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)

- Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что (слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».

О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

- Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.

Отработка умений и навыков.

- Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)

Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:

-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.

- контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.

Упражнение 1 (распечатка): Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

- Выставите себе оценку:

- Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)

Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),

Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол

Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки

Солнце как огненный шар

Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга

Любовь как сон, цветущая яблоня

Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары

Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…».

Упражнение 3 (слайд): Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.

Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.

Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.

Возможный вариант ответа:

Город – огромное чудовище.

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубьями тёмных крыш домов. Он плюёт в небо тучами дыма и отдыхивается, как обжора, страдающий ожирением.

Войдя в него, чувствуешь, что попал в желудок огромного чудовища, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, пережёвывает их.

Улица – скользкое, алчное течение, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города – живые люди.

Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использовать метонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два - три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений. (слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:

Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.

Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.

Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.

Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.

Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми

Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Упражнение 4 (распечатка): Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:

а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия);

б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);

в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно (название вещества на изделие из него);

г) весь зал оглушительно захлопал (название помещения на людей, находящихся там);

д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);

е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.

Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Упражнение 5 (распечатка(слайд): Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

Солнце русской поэзии

Весна человеческой жизни

Потомок викингов отважных

Волшебный прибор Левенгука

Прикованный к скале Титан

Бессмертный творец «Илиады»

Ответ ( проверяем устно (слайд):

Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение). Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; други­ми словами: часть творчески дополняется до целого, це­лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­кой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)

Упражнение 6 (распечатка(слайд): Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:

Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

Нам нужна крыша над головой.

Сто лет не виделись.

Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.

Белеет парус одинокий…

И было слышно до рассвета, как ликовал француз.

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Мы все глядим в Наполеоны.

Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Ответ (проверяем устно слайд):

- Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)

Проверочная работа с последующей проверкой.

- Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.

- Текст читает учитель.

(1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение!

(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С бал­кона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающий­ся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ноч­ном мире, подобно какому-то звенящему сну.

(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусон­ной волны, медленно накатившейся где-то внизу на бе­рег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, уми­рающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.

(14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, ко­торое испытываю всю жизнь, когда мне случается про­снуться на ранней заре, - испытал чувство великого сча­стья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».

Урок русского языка "Средства выразительности в языке. Виды тропов" (10 класс)

Онлайн-книги

Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Г. Гольцова, И. В Шамшин., М. А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2010 - 2011г.

Тема урока: Средства выразительности в языке. Виды тропов.

урок русского языка в 10-м классе

продолжительность урока 40 минут

использование информационных технологий:

мультимедийный проектор, экран, презентация

Средства выразительности в языке.

Виды тропов.

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8.

(Урок русского языка в 10-м классе)

Цели урока:

Образовательные:

повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;

подготовка к сдаче ЕГЭ.

Развивающие:

продолжение работы по совершенствованию культуры речи;

дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Этапы урока:

Организационный момент.

- Один очень мудрый человек сказал, что очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем шлифовать своё мастерство. Но в чём, как вы думаете? Если тема нашего разговора звучит так: «Средства выразительности в языке. Виды тропов».

(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)

Актуализация опорных знаний.

- Но вначале мне хочется вспомнить слова С. Есенина из его статьи «Отчее слово» (слайд), где поэт проникновенно говорит о том, что слово подлинных писателей протянуто «от тверди к вселенной»: «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».

(слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».

(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)

- Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что (слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».

О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Отработка умений и навыков.

- Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)

-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.

- контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной. Упоительной и безотрадной.

Упражнение 1 (распечатка): Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.

… всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

(слайд)

Проверьте себя:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

… всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

- Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)

Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),

звёзды(слайд),

солнце(слайд),

жизнь(слайд),

любовь(слайд),

радость(слайд).

Возможные ответы:

Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной, /Но никого не может он согреть…».

Упражнение 3 (слайд): Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:

Возможный вариант ответа:

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубьями тёмных крыш домов. Он плюёт в небо тучами дыма и отдыхивается, как обжора, страдающий ожирением.

Войдя в него, чувствуешь, что попал в желудок огромного чудовища, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, пережёвывает их.

Улица – скользкое, алчное течение, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города – живые люди.

Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использовать метонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два - три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений. ( слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:

Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.

Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.

Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.

Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.

Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми

Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Упражнение 4 (распечатка): Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:

а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия);

б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);

в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно (название вещества на изделие из него);

г) весь зал оглушительно захлопал (название помещения на людей, находящихся там);

д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);

е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.

Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Упражнение 5 (распечатка(слайд) : Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

Ответ ( проверяем устно (слайд):

Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение). Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; други­ ми словами: часть творчески дополняется до целого, це­ лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­ кой-нибудь характерной детали: « И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу .// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу . // Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море.// Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам, / И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)

Упражнение 6 (распечатка(слайд): Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:

Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

Ответ (проверяем устно слайд):

- Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)

Проверка знаний.

Проверочная работа с последующей проверкой.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

Литературные тропы: виды, отличительные признаки, использование

Каждое слово в русском языке обладает номинативным значением. Это помогает соотнести речь с реальностью и выразить мысли. Помимо основного значения большинство слов входит в определенный ассоциативный ряд и имеет дополнительное символическое значение, которое чаще всего является переносным. Такое лексическое свойство активно используют поэты и писатели для создания художественных произведений, а подобное явление в русском языке получило название фигуры речи и литературные тропы. Они придают тексту выразительность и помогают точнее передать свою мысль.

литературные тропы

Виды художественно-изобразительных средств

Среди тропов выделяют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, метонимию, перифраз, синекдоху, литоту, гиперболу. Умение видеть их в тексте художественного произведения позволяет понять идейный замысел автора, насладиться богатством великолепного русского языка. А использование тропов в собственной речи – признак человека грамотного, культурного, умеющего говорить точно и выразительно.

Как же опознать в тексте и научиться самому применять литературные тропы?

Таблица с примерами из художественных произведений

Посмотрим, как делают это признанные поэты и писатели.

Литературные тропы

Свойство

Пример

Прилагательное, реже существительное, наречие, деепричастие, употребленное в переносном значении и обозначающее существенную черту предмета

«И очи синие бездонные цветут…» (А. Блок)

Оборот с союзами КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО или словами ПОДОБНЫЙ, ПОХОЖИЙ; существительное в творительном падеже; прилагательное либо наречие в сравнительной степени. Суть заключается в уподоблении

«Блок мне казался … дорогим…, как в весеннем кусте соловей…» (К. Бальмонт)

Основана на переносе значения по сходству

«… огнем душа … полна» (М. Лермонтов)

Одушевление явлений природы, предметов

«Лазурь небесная смеется…» (Ф. Тютчев)

Перенос значения по смежности

«Ругал Гомера, Феокрита…» (А. Пушкин), т.е. их произведения

Подразумевает перенос значения на основе соотношения в количестве: единственное вместо множественного числа и наоборот

«К нему … и зверь нейдет…» (А. Пушкин)

«Мужичок … с ноготок» (Н. Некрасов)

«Из крыльев комаришки сделал себе две манишки» (К. Аксаков)

Название предмета или явления через существенный, хорошо узнаваемый признак

«Люблю тебя, Петра творенье…» (А. Пушкин), т.е. Санкт-Петебург

Таким образом, литературные тропы – таблица в полной мере отражает их существенные признаки – по силам определить даже человеку, не имеющему специального образования. Необходимо только вникнуть в их суть. Чтобы сделать это, рассмотрим подробнее те средства выразительности, которые обычно вызывают наибольшие трудности.

литературные тропы с примерами

Метафора и олицетворение

В отличие от сравнения, в котором присутствуют два предмета или явления – исходное и то, которое берется для сравнения, эти литературные тропы содержат только второе. В метафоре сходство может выражаться в цвете, объме, форме, назначении и т.д. Вот примеры подобного использования слов в переносном значении: «луны часы деревянные», «полдень дышит».

Олицетворение отличается от метафоры тем, что представляет собой более развернутый образ: «Неожиданно поднявшийся ветер метался и стонал всю ночь».

литературные тропы таблица

Метонимия, синекдоха, перифраз

Эти литературные тропы очень часто путают с описанной выше метафорой. Чтобы избежать подобных ошибок, следует запомнить, что проявление смежности в метонимии может быть следующим:

  • содержание и то, что его включает: «съешь тарелочку»;
  • автор и его произведение: «хорошо помнил всего Гоголя»;
  • действие и орудие для его совершения: «селения были обречены мечам»;
  • предмет и материал, из которого он сделан: «фарфор на выставке»;
  • место и находящиеся в нем люди: «город уже не спал».

Синекдоха обычно подразумевает количественное соотношение между предметами и явлениями: «тут каждый метит в Наполеоны».

литературные тропы таблица с примерами

Перифраз

Иногда писатели и поэты для большей выразительности и создания образности заменяют название предмета либо явления указанием на его существенный признак. Перифраз помогает также исключить повторы и связать предложения в тексте. Рассмотрим эти литературные тропы с примерами: «блистающая сталь» - кинжал, «автор «Муму» - И. Тургенев, «старуха с косой» - смерть.

Читайте также: