Блоки крановые для стальных канатов

Обновлено: 04.05.2024

Выбор канатов, барабанов и блоков

Cranes. Selection of wire ropes, drums and sheaves

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 500-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33710-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 16625:2013* "Краны и тали - Выбор канатов, барабанов и блоков" ("Cranes and hoists - Selection of wire ropes, drums and sheaves", NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт устанавливает требования к выбору канатов, блоков и барабанов грузоподъемных кранов по классификации международного стандарта ISO 4306-1:2007 Cranes - Vocabulary - Part 1: General (Краны - Словарь. Часть 1. Общие термины) с учетом нормативных положений, содержащихся в международном стандарте ISO 16625:2013 Cranes and hoists - Selection of wire ropes, drums and sheaves (Краны и тали - Выбор канатов, барабанов и блоков). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает критерии выбора канатов, минимальные коэффициенты запаса прочности каната в зависимости от назначения и режима работы механизма, типа каната, типа барабана и показывает, как они используются при определении минимального разрывного усилия стального каната.

Настоящий стандарт устанавливает критерии выбора барабанов и блоков для различных типов механизмов в зависимости от типа канатов, режимов их работы, типов барабанов (наматывающих устройств) и показывает, как они используются при определении минимальных расчетных диаметров барабанов и блоков, работающих с выбранным стальным канатом.

Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с [1], а также на плавучие и оффшорные краны. Положения стандарта могут быть использованы при выборе канатов, барабанов и блоков других грузоподъемных механизмов.

В приложении А даны требования и рекомендации для выбора канатов, блоков и барабанов не вошедшие в основные разделы настоящего стандарта.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования кранов или к сокращению срока их службы.

Этот стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 3241-91 Канаты стальные. Технические условия

ГОСТ 25835-87* Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 25835-83. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 32576.1-2015 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 3241, ГОСТ 25835, ГОСТ 33166.1, ГОСТ 33709.1, [1] и [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стандартный канат: Канат односторонней или крестовой свивки в соответствии с ГОСТ 3241 и [3] (для отличия от некрутящихся канатов).

3.2 зона перехлеста: Часть каната (зона на канате) переходящая с одного слоя каната на другой при многослойной навивке каната на барабан.

4 Выбор каната

4.1 Тип и конструкция

При выборе каната следует руководствоваться [4] с учетом области применения и/или назначения. Номинальный диаметр каната, его тип, конструкцию, минимальное разрывное усилие и назначение каната, устанавливает производитель каната.

4.2 Коэффициент использования каната

При отсутствии прямых указаний в нормативной документации, для конкретного типа крана или лебедки коэффициенты использования должны быть выбраны из таблиц 1, 2 и 3 настоящего стандарта, в зависимости от режима работы механизма, а также назначения и/или типа каната.

Таблица 1 - Минимальные значения коэффициентов использования для всех видов кранов, кроме стреловых самоходных кранов

Блоки крановые для стальных канатов


Блоки полиспаста → Блоки канатные

Блоки полиспаста

Блок полиспаста является деталью кранов и других грузоподъемных машин. Конструкция представляет собой колесо с желобом по окружности, предназначенным для цепи или каната, по внутренней части ступицы выполнены посадочные места для подшипников.

Ступица блока имеет внутреннюю канавку для пружинного кольца для определения осевого положения подшипников и подачи к ним смазочного материала, а на торцовых поверхностях - прямоугольные канавки для уплотнений или резьбовые отверстия для крепления крышек, а также отверстия для смазывания.

Точность обработки поверхности ручья соответствует одиннадцатому квалитету при шероховатости Rz=20 мкм. Профиль ручья выполнен трапецеидальным с глубиной ручья 150. 200%, раствором 200. 230%, радиусом дна ручья 60. 70% от диаметра каната и углом раствора 40..60°.

Канатные блоки обрабатывают на токарных или токарно-карусельных станках за два установа. На токарно-карусельном станке при обработке блоков одновременно используют боковые и верхние суппорты, оснащенные режущим инструментом, соответствующим выполняемому переходу.

Длительность работы каната в значительной степени зависит от диаметра огибаемых им блоков. Чем меньше этот диаметр, тем быстрее канат изнашивается. При очень малом диаметре блока или барабана может произойти деформация каната. Учитывая это, не разрешается изготавливать блоки, диаметр которых меньше определенного по формуле:

D ≥ d·e

D - диаметр блока, измеряемый по средней линии огибающего блок каната, мм;
dк - диаметр каната, мм;
е - коэффициент, зависящий от типа крана и режима его работы.

Значение коэффициента е принимается для кранов всех типов, за исключением стреловых, 20 - при легком режиме работы; 25 - при среднем; 30 - тяжелом и 35 - при весьма тяжелом.

Для стреловых самоходных и прицепных кранов и электрических талей с учетом компактности механизмов значение коэффициента е принимается несколько меньше, чем для кранов мостового типа, башенных и портальных.

Во всех случаях для уравнительных блоков сдвоенных полиспастов, их диаметр может быть принят на 20%, а у стреловых кранов - на 40% меньше, определяемого по формуле. Это объясняется тем, что уравнительный блок не является рабочим и вводится в систему сдвоенного полиспаста для выравнивания неодинакового удлинения правой и левой ветвей каната.

Диаметр блока, огибаемого сварной цепью, у грузоподъемных машин с ручным приводом должен быть не менее 20-кратного калибра (диаметра прутка, из которого сделано звено цепи), а при машинном приводе - не менее 30-кратного калибра цепи. При увеличении диаметров блоков напряжения в звене цепи от изгиба уменьшаются, и цепь работает в более благоприятных условиях.

Блоки изготовляют диаметром от 80 до 2000 мм в зависимости от диаметров канатов при соотношении диаметра каната и блока в среднем 1 : 20.

Заготовками для канатных блоков являются в большинстве случаев отливки, и только блоки малых диаметров изготавливают из штампованых заготовок (при крупносерийном производстве).

Методом литья из серого чугуна СЧ 12, СЧ 18, СЧ 28 ГОСТ 1412-85 изготовливают заготовки блоков для кранов, работающих в легком режиме, или из стали 25Л или 35Л ГОСТ 1050-74 для кранов, работающих в тяжелом режиме (Рисунок 1), а также из стали СтЗсп ГОСТ 380-71 штампованными (Рисунок 2) или сварными (Рисунок 3) с гнутыми ручьями.

Блоки небольших размеров (блочки) также могут изготовливаться литьем в кокиль. Более крупные блоки изготавливают литьем в песчаные формы при их горизонтальном расположении. Отливки должны соответствовать III классу точности ГОСТ 1855-55.

  • Направляющие;
  • Поддерживающие;
  • Приводные.

Приводные блоки передают окружное усилие за счет сцепления каната с ободом блока. В приводных крановых блоках строго выдерживается радиус канавки в пределах 0,52-0,53 диаметров каната. Диаметр приводных блоков следует брать по возможности большим, порядка 40-60 диаметров каната, что уменьшает давление и истирание обода от упругого скольжения каната.

Норма выбраковки для блоков полиспаста

Блоки не допускаются в эксплуатацию при наличии трещин в ребордах или спицах, а также откола на ребордах или отпечатка каната на ручье.

При уменьшении толщины стенки ручьев на 15..20% первоначальной толщины, износе поверхности ручья по оси блока на величину свыше 25% диаметра каната, трещинах на ступице блоки подлежат замене.

Производство и реализация обводных канатных блоков по ОСТ 24.091.05-82.

Блок канатный обводной или блок полиспаста деталь кранов и других грузоподъемных машин, конструкция которых представляет колесо с желобом по окружности, предназначенным для цепи или каната. Канатный блок или обводной блок служит для перемещения троса в грузоподъемных механизмах и нужен для уменьшении силы трения при подъеме и опускании груза ,а так же для направления и стабилизации движения троса. Блок полиспаста образует с другими блоками гибкую связь и служит для увеличения подъемной силы или скорости перемещения грузов в крановых механизмах.

Обводные блоки бывают 2-х типов : подвижные обводные блоки, ось которых опускается или поднимается вместе с грузом, они применяются в блоках полиспаста крюковых подвесок для увеличения показателей силы и скорости и неподвижные обводные блоки, ось вращения которых жестко закреплена на опоре, и которые служат для изменения направления движения цепи или каната.

Блок канатный обводной или блок полиспаста изготавливается из литых чугунных, стальных заготовок или из стального проката стали марки ст15, ст20, ст45 с последующей термо и мехобработкой рабочих поверхностей. Разрешается также изготовление сварных блоков из стали ст3сп5. Размеры профиля ручья блока под стальной канат выбирают из условия максимально возможной площади соприкосновения каната с ручьем. В ступицу блока устанавливаются 2 шарикоподшипника с неподвижной осью. Норма выбраковки для обводных крановых: канатных блоков составляет: износ более 40% первоначального радиуса ручья блока.

Уравнительный блок служит для выравнивания нагрузок в двух ветвях каната. Является верхним или нижним блоком сдвоенного полиспаста (грузоподъёмного устройства). При нормальной работе уравнительный блок не вращается, но если натяжения в ветвях полиспастов окажутся разными, блок повернется и выровняет натяжение сторон. Диаметр уравнительного блока у сдвоенных полиспастов кранов мостового типа принимается на 20% меньше диаметра других блоков полиспаста, а у стреловых кранов ‑ на 40%. Сдвоенные полиспасты имеют широкое применение в механизмах подъёма многих кранов ‑ мостовых, консольных, козловых и других, где постоянство давлений на опоры барабана во время подъёма или спуска груза важно для обеспечения равномерной загрузки металлоконструкции моста под обоими рельсами.

Наше предприятие изготавливает канатные обводные блоки или блоки полиспаста из чугуна и стали, согласно предоставленным Заказчиком чертежей по ОСТ 24.091.05-82. Атакже постоянно в наличии на наших складах имеется необходимый ассортимент основных типоразмеров применяемых в грузоподъемном оборудовании обводных канатных блоков.Гарантийный срок эксплуатации изготовленных нами блоков составляет 1 год. На каждое изделие предоставляется паспорт изделия и сертификат на заготовку.Доставка до транспортной компании бесплатно!

Основные типоразмеры крановых блоков, мм; материал: сталь 20, 35, 35Л, серый чугун 15,20

Блоки канатные


Канатный блок (обводной, полиспаста) — значимая деталь грузоподъемных механизмов. Конструкция представляет собой колесо, по окружности которого проходит желоб под канат. Деталь используется для снижения силы трения во время вертикального перемещения грузов, помогает поддерживать направление и стабилизировать движение троса. Такое изделие вместе с другими элементами грузоподъемной техники формирует гибкую связь, увеличивает подъемную силу и скорость перемещения груза.

Блок обводной выпускается в 2 вариантах — подвижный и неподвижный. У первого ось поднимается либо опускается с грузом, увеличивая скорость и силу перемещения. У второго варианта ось вращения зафиксирована на опоре, поэтому такой элемент нужен для смены направления перемещения каната.

Для производства канатных блоков применяются стальные или чугунные заготовки определенных марок, готовые изделия подвергаются механической и термической обработке. Размеры желоба(ручья) на детали, где будет размещаться стальной трос, должны соответствовать максимально возможной площади пятна контакта троса с выемкой (желобом, ручьем). В ступице устанавливаются 2 шарикоподшипника или бронзовые втулки.

В ходе эксплуатации грузоподъемного механизма необходимо контролировать, до какой степени износился канатный блок. Он постоянно подвергается трению, поскольку находится в контакте с цепью, канатом, тросом. Согласно нормам выбраковки, ручей на колесе признается негодным при 40 % износа от размеров первоначального русла. Если деталь выйдет из строя, ремонт не предусмотрен — только заказ новой детали и своевременная замена. Этого требуют нормы ТБ, которые необходимо строго соблюдать. Определить износ детали можно по наличию сквозных трещин и чрезмерному расширению желоба.

ООО «Калужский опытно-механический завод» предлагает изготовление деталей из стали и чугуна на заказ. Колесо может иметь один желоб или несколько, размеры выбираются так, чтобы обеспечить максимальный контакт троса с ручьем. С учетом механизма, где будет использоваться такое колесо, различаются типоразмеры. На заводе можно заказать отдельные детали или целые узлы (обоймы). Каждое изделие соответствует ГОСТам, поставляется с сертификатами и гарантией. Уточнить цены и сроки изготовления канатных блоков, а также условия сотрудничества можно по телефону.

D1
Диаметр блока по ручью каната, мм
D2
Диаметр оси, мм
d
Диаметр каната, мм
R
Радиус ручья каната, мм
B
Ширина ручья каната, мм
h
Глубина ручья каната, мм
200…1000 40…110 11…14 8 28 22
200…1000 40…110 14…18 10 34 28
200…1000 40…110 18…23 15,5 45 36
200…1000 40…110 23..28,5 15,5 55 45
200…1000 40…110 28,5…35 19,5 67 55
200…1000 40…110 35…43,5 24,5 85 70

Калужский опытно-механический завод изготавливает как отдельные канатные блоки, так и целые узлы, в состав которых входит блок или блоки (блочные обоймы).

Как купить канатный блок в Москве

Если Вы заинтересованы в услугах по изготовлению канатных блоков в Москве, Калуге или других городах, можете связаться с нами, используя контактный номер телефона, указанный на сайте, или написав нам по электронной почте. Также Вы можете заполнить форму онлайн-заявки. Эти же средства для связи можно использовать при возникновении вопросов.

Пишите, звоните! Наши сотрудники проконсультируют по всей продукции, изготовляемой на заводе механической обработки деталей «КОМЗ».

Читайте также: