Болты для стальных дисков

Обновлено: 23.04.2024


Чтобы закрепить диск к ступице колеса, применяют специальные болты применимые для литых дисков. Применение болтов от штампованных дисков недопустимо. В зависимости от конструкции крепления также могут применяться и гайки для литых дисков, гайки от штампованных дисков также не применимы к использованию с литыми дисками.


Все дело в том, что болты и гайки для литых дисков имеют более развитую сферическую или конусную поверхность контактирующую с диском. Эта особенность крепежа является следствием мягкости металла из которого сделан литой диск и соответственно влечет за собой увеличение площади контакта диск – крепеж.


Большая часть легкосплавных колесных дисков проектируется под использование конических крепежных элементов (угол 60 градусов).

Для легкосплавных дисков, толщина диска больше, чем у стального, поэтому используются более длинные болты.


Также стоит сказать, что в следствии мягкости металла диска необходимо регулярно проверять затяжку болтов и гаек, особенно на новых дисках, когда в контактном пятне диска металл еще не упрочнился за счет усилий нагрузки на колесо и крепления болтов.
При выборе болтов и гаек важно приобрести именно тот крепеж который подходит к вашему диску. В противном случае на месте контакта болт – диск возможны забои, царапины, крошение металла и как следствие вы безвозвратно испортите диск.
Кроме того неплотное прилегание приводит к цикличным ударам по крепежу и самораскручиванию болтов и гаек.


Конический болт (гайка)– это болт (гайка), площадь соприкосновения которого с крепежным отверстием имеет конусную форму, и идеально подходит для крепления легкосплавных дисков.

Гайки крепления литых дисков необходимо подбирать те, которые обязательно имеют аналогичную с диском высоту и резьбу, а также поверхности соприкосновения (у гаек для литых дисков должны быть специальные шайбы, увеличивающие площадь сопряжения). Следите и за тем, чтобы конус гайки совпадал с конусом отверстия.


Цилиндрическая форма крепления (крепежный элемент с плоской пресс-шайбой), также применяется для крепления легкосплавных колесных дисков.

Обычно сферические гайки идут на крепление штампованных (металлических) дисков, а конусные на литые и кованые диски (алюминиевый сплав).
Учитывать при установке запаски и замене штамповки на литье!

Затяжка болтов и гаек на литых дисках

Болты для литых дисков и гайки для литых дисков перед тем как установить в посадочные гнезда, смажьте графитовой смазкой, это необходимо для того чтобы при начале контакта с диском у головки болта или гайки была возможность прокручиваться обеспечивая полное прилегание, а не застопориться за счет начальных сил трения между диском и крепежом.

Также существуют и болты компенсирующие незначительное отклонение размеров крепежа на колесном диске. Более подробно о них в статье "Болты с плавающим конусом (эксцентрики)".



При подборе колесного крепежа особенно важно учитывать длину резьбовой части болтов, ввинчиваемой в ступицу, где количество полных ввинченных витков должно составлять не менее шести (10мм), тоже самое относится и к гайкам. Если количество полных витков меньше шести следует заменить болт (шпильку) на более длинный размер.


Подготовлено по материалам и статьям из интернета.

30 марта 2015 Метки: болты , гайки для литых дисков , затяжка болтов , конический болт , выбор болтов и гаек

Как выбрать болты и гайки для штампованных дисков

Традиционно самые распространенные диски – стальные штампованные. Новые автомобили, сходящие с заводского конвейера, по умолчанию комплектуются именно ими. Тем, кто оставляет их в качестве постоянного автомобильного элемента, в любом случае время от времени необходимо проводить их обслуживание. Для этого требуются определенные аксессуары.

Как выбрать болты и гайки для штампованных дисков фото

Виды болтов

Диски штамповка крепятся к ступице крепежными элементами с прижимной частью самой разной формы. А именно:

  • Сфера,
  • Конус,
  • С плоской шайбой.

Вид болта обязательно должен соответствовать конструкции отверстия колесного обода.

Характерные отличия

Колесные болты для штампованных дисков отличаются длиной, а также материалом изготовления. Обычно используется хорошая сталь, имеющая несколько видов покрытия:

  • Никелевое,
  • Молибденовое,
  • Хромовое.

Надо сказать, что любой вид покрытия является только верхним защитным слоем. Поэтому оказать надежную защиту от коррозии он не может.

Чтобы штампованный диск приобрел более эстетичный вид, идеально подходят болты, имеющие хромовое покрытие. Если правильно ухаживать за автомобилем, нормально его эксплуатировать, болты никогда не будут ржаветь.

Какие болты нужны для штампованных дисков

Если речь идет о дисках ВАЗ, то они закрепляются на ступице крепежами, длина которых позволяет сделать 7-9 оборотов при вкручивании. Наиболее подходящим считается значение длинны, достаточное для вкручивания во всю толщу ступицы с одной стороны, при небольшом выступе – в 2-3 мм – с другой.

Чтобы определить точную длину, можно воспользоваться проверочными способами:

  1. Скрутить с колеса имеющийся там б/у болт, посчитать, сколько на нем витков резьбы. Затем получившееся число поделить на имеющуюся длину болта. В итоге будет получен результат, показывающий рабочую длину детали.
  2. Купить в магазине нужный элемент и закрутить его в штамповочный диск. При соответствии параметров ободу можно быть уверенным, что он легко вкрутится в ступицу.

При покупке болта следует учесть основные параметры:

Подбирать крепежные элементы необходимо так, чтобы не происходило их самопроизвольное откручивание. Если ошибиться с диаметром, может случиться так, что затянется только один-два крепежа, остальные будут свободными.

В результате колесо не займет нужное положение, шины начнут быстро изнашиваться, автомобиль будет неустойчивым и может потерять управление.

Промышленность выпускает также болты для штампованных дисков, получившие название «секретки». Надо сказать, что такая конструкция не имеет большой эффективности в плане крепления, однако защитную функцию выполняет успешно. Для вкручивания-выкручивания надо иметь особый «секретный ключ».

Какие гайки нужны для штампованных дисков

Сегодня на некоторых отечественных автомобилях, а также иномарках, сделанных в США и Японии, крепление дисков осуществляется гайками нескольких типов:

  • Открытые,
  • Закрытые,
  • С буртиком или без него.

Гайки для колесных дисков закрытого типа защищают ступицу от попадания грязи. Они изготавливаются, аналогично болтам, из разных материалов.

Чаще всего используется нержавеющая сталь или титан. Делая выбор колесной гайки, необходимо учесть самый важный параметр – совпадение резьбы.

Изготавливаются гайки и из алюминия. Они предназначены для крепления колеса на спортивных автомобилях.

Детали отличаются небольшим весом и увеличенной мягкостью металла. За такими гайками требуется постоянно следить и проводить их подтяжку.

Для крепления штамповок используют также конусные гайки открытого типа. Для тюнинга колеса устанавливают титановые гайки. Их главным отличием считается высокая прочность и небольшая масса.

Однако титан – благородный и не дешевый металл, потому не всем они по карману – их стоимость на порядок выше аналогичных крепежных изделий.

Какие болты и гайки нужны для литых дисков, их отличие от штампованных


Крепёж для литья и штамповки различается. О том, какие болты и гайки нужны для литых дисков и стоит ли их менять вы узнаете прочитав мою историю. Не всё однозначно. Мне работники шиномонтажа посоветовали заменить, но внимательно изучив тему и разобравшись в ситуации выяснил, что такой необходимости не было. А теперь обо всём подробно.

Случилось так, что переобувать машину на лето пришлось не мне, а жене. Я был в длительной командировке. У нашего авто два комплекта колёс, поэтому с наступлением сезона проверяем балансировку и меняем комплекты. Обычное дело, но при установке колёс шиномонтажники вдруг спросили: «Где специальные гайки?»

Здание шиномонтажа и автомобили

Объяснили, что для литых дисков используют специальные гайки. За отсутствием таких привинтили старыми. Напоследок посоветовали как можно скорее их заменить, так как обычные крошат литьё, разрушают металл при ударах, что ведёт к ослаблению затяжки и не безопасно.

Болты и гайки для литых дисков, их отличие от штампованных

По приезду домой, сразу как только появилось свободное время, полез в интернет искать ответы, а также задавать вопросы мастерам из шиномонтажа.

Изучив массу статей и форумов в интернете, прочитав ГОСТ и расспросив специалистов узнал интересные факты, из чего сделал выводы. Убедился в правильности выводов на своём автомобиле. Теперь решил поделиться полученной информацией с теми, кто интересуется темой и с теми, кто даже не слышал об этом.

Фрагмент ГОСТа регламентирующего требования к деталям крепления колёс и чертежи болтов.

Действительно крепление литых и штампованных дисков к ступице отличается. И это различие обусловлено тремя основными факторами:

  1. Разница посадочных мест – мест прилегания болтов или гаек. Более того, модели литья отличаются друг от друга, имеют различные посадочные места и поэтому требуют разный крепёж.
  2. Различие материалов из которых изготавливают литьё и штамповку, влияет на толщину изделия в месте прилегания крепежа и соответственно на длину болтов или шпилек.
  3. Конструктивные особенности легкосплавных дисков, а также дизайнерские решения разработчиков тоже влияют на элементы крепления. Отдельные модели могут иметь специальные, отличные от стандартных посадочные места и соответственно свой уникальный крепёж.

Быстрый ответ: Выбор болтов или гаек для крепления колёс зависит от конструкции дисков и параметров резьбы в ступице автомобиля.

Какие болты и гайки нужны для крепления литых дисков, это вопрос на который нельзя ответить не увидев сами диски. Выясните какой вид крепежа используется на автомобиле сейчас, а затем узнайте подойдёт ли он для модели литых дисков которые собираетесь установить.

Посадочное место для крепежа у литых дисков

Обязательно следует выяснить какое посадочное место для крепежа у литого диска. Существует три основных вида прижимной поверхности и соответственно три вида болтов и гаек:

  • Конические
  • Сферические
  • Плоские

Три болта с различными прижимными поверхностями.

У литых изделий при использовании соответствующего профиля увеличивается площадь соприкосновения крепёжных элементов с диском, тем самым распределяя нагрузку на металл, делая её меньше. Выбор неправильного профиля приводит к износу прижимной поверхности, ослаблению затяжки, а в результате к самопроизвольному откручиванию крепежа.

Примеры использования элементов крепления колёс.

Элементы крепления со сферическим профилем встречаются на оригинальных изделиях немецкого автопрома Mercedes и группы VAG (Audi, VW, Seat, Skoda). Плоские использовались компаниями Peugeot и Citroen. Остальные производители применяют конический профиль.

Большинство реплик производимых в России или Китае тоже производятся с коническим профилем. Штамповка не исключение, большая часть колёс крепится болтами и гайками с коническим профилем.

Соответственно если вы приобрели изделие с посадочным местом в виде конуса, а имеющийся крепёж плоский или сферический, то конечно же его надо заменить.

Различие материалов из которых изготавливают литьё и штамповку

Штампованные диски производятся из прочной стали благодаря чему в месте расположения крепежа имеют малую толщину. В то время как легкосплавные, изготавливают из менее прочного материала. Как следствие, толщина таких изделий в местах крепления больше, чем у стальных.

Данное обстоятельство влияет на подбор крепежа. Точнее сказать определяет длину болтов или шпилек. При замене дисков и увеличении толщины в месте крепления важно чтобы болт входил в ступицу на достаточную глубину. В то же время при уменьшении толщины не торчал из ступицы с обратной стороны.

Колёсные болты разной длины с одинаковой прижимной поверхностью.

Что считать достаточной глубиной? Для достоверной информации обратимся к паспорту изделия.

На моём автомобиле стоят литые диски Российского производителя «СКАД». В паспорте изделия присутствует необходимая рекомендация: «При закручивании элементов крепления число полных оборотов должно составлять не менее 6».

Фрагмент паспорта изделия определяет минимальное количество оборотов крепежа.

То есть производитель регламентирует каким должно быть минимальное число полных оборотов крепёжных элементов — 6 независимо от шага резьбы. Это минимум!

Если длины болта или шпильки недостаточно, то из соображений безопасности необходимо их заменить, либо отказаться от использования таких колёсных дисков. Тем не менее, если позволяет толщина ступицы, то больше — лучше и безопаснее.

Конструктивные особенности легкосплавных дисков

Фактор влияющий на выбор крепежа — конструктивные особенности отдельных моделей. Смелые инженерные и дизайнерские решения требуют применения специальных элементов крепления. Таких изделий мало, но они присутствуют на рынке.

Размер головки крепежа

Если на штамповке размер головки крепежа не имеет значения, то при установке литья нужно обращать внимание на этот параметр.

В погоне за дизайном производители утапливают видимые элементы и уменьшают размеры колодцев. Вполне вероятно, что в отверстие на таком изделии стандартный баллонный ключ попросту не войдёт.

Решить проблему можно двумя способами. Первый – использование специального тонкостенного ключа или головки. Второй – замена болтов или гаек на новые с меньшим размером головки.

Убедился в этом лично. В новых литых дисках гайки утоплены, а стандартный баллонный ключ в отверстие не влез. Проблему решил покупкой тонкостенной головки и воротка. Теперь всегда вожу с собой вместо стандартного баллонного ключа.

Уникальное посадочное место для крепежа

Отдельные редкие модели колёс выпускаются с параметрами отличающимися от стандартных. Они имеют бо́льшую толщину или уникальное посадочное место для крепежа. Специфические изделия редки, но всё же встречаются и продаются вместе с комплектом крепёжных элементов.

Но если такие изделия достались вам без крепежа, то стоит подумать о том, где найти оригинальные элементы крепления, либо отказаться от их использования.

При отсутствии специального крепежа установка таких колёс недопустима.

Затяжка крепежа легкосплавных дисков

Не стоит забывать о моменте затяжки элементов крепления. Нельзя затягивать колёса как получится. В инструкции любого автомобиля указано конкретное значение – усилие с которым нужно затягивать крепёж автомобильного колеса именно для этой модели.

Некоторые производители легкосплавных дисков тоже обозначают предельный затягивающий момент применимый к их изделию. То есть тянуть со всей силы трубой не следует — сломаете.

В инструкции к автомобилю указаны рекомендации по процессу затяжки болтов и гаек. Определена последовательность и рекомендуемое усилие. Приведённые ниже фрагменты взяты из инструкций автомобилей различных марок.

Инструкции по эксплуатации автомобиля указывают момент и порядок затяжки колёсного крепежа.

К сожалению динамометрический ключ есть не у каждого автовладельца. Более того далеко не все работники шиномонтажных мастерских пользуются этим инструментом.

Я когда разговаривал с ними, интересовался есть ли динамометрический ключ. Часто встречал такие ответы: «Зачем? Одел трубу подлиннее, затянул посильнее – не потеряешь колесо, не беспокойся!» Уровень мастерства таких специалистов понятен, к ним для замены колёс обращаться не стоит.

А что делать если придётся менять колесо на дороге? Автопроизводители учитывают это обстоятельство. Баллонный ключ изготавливают таким образом, чтобы применяя его физически здоровый взрослый человек мог затянуть колёсные болты или гайки усилием, которое рекомендовано производителем. Нельзя использовать насадки и удлинители – вы перетянете крепёж.

Нужно ли смазывать болты и гайки на колесах автомобиля

Однозначного ответа нет. В большинстве случаев смазка не требуется. Более того категорически запрещается это делать. Инструкции по эксплуатации автомобиля содержат это предупреждение.

Фрагменты инструкций запрещающие наносить смазку на резьбу.

Смазка резьбы приводит к уменьшению трения в резьбовом соединении и кратно увеличивает момент затяжки. Чрезмерное затягивание может привести к необратимой деформации элементов крепления, ослаблению конструкции. Если производитель рекомендует сухую затяжку, значит обеспечил необходимый момент затяжки без смазки.

Бывают исключения из правила. Отдельные производители рекомендуют использование определённого типа смазки. Соответственно и предписанный момент затяжки рассчитан с учётом этого обстоятельства. В любом случае следует читать инструкцию и ориентироваться на рекомендации производителя.

Если в инструкции автомобиля нет упоминания об этом, то смазывать или нет резьбу и посадочные поверхности – решать вам. Я бы не рискнул. Раз нет рекомендаций какую смазку использовать, не сто́ит экспериментировать. Для узлов, подверженных сильному нагреву, предназначена специальная смазка, обычная только навредит.

Замена колёсных гаек на моём автомобиле

Вернусь к ситуации которая заставила изучать эту тему. Напомню, при замене колёс работники шиномонтажа просили у жены специальные гайки, а не обнаружив таковых настойчиво посоветовали поменять.

Я прислушался к рекомендации, всё-таки специалисты советуют. Смутило то, что при покупке у официального дилера автомобиль был укомплектован штампованными дисками. Позднее штамповку заменили на литьё. Крепёж при смене колёс никто не менял. Это заставило задуматься всё ли правильно сделано.

Выяснилось что штатный крепёж с коническим профилем, а у литых дисков аналогичное посадочное место. При установке гайка полностью накручивается на шпильку, которая слегка выступает. То есть никаких отклонений от нормы нет, что видно из снимка ниже.

Правильное крепление: гайки полностью накручены на шпильку.
Гайки для крепления колёс с коническим посадочным местом.

Приобретённые специальные гайки для литых дисков мало отличаются от тех, что использовались на автомобиле. Единственная разница — новые закрытого типа, а это никак не влияет на надёжность и не разрушает литьё.

Этой темой я интересовался в нескольких мастерских. Специально по городу не ездил, но обращался в шиномонтажи, попавшиеся по пути. Никто не ответил конкретно, не пытался разобраться в ситуации, даже если не было клиентов, а мастер бездельничал. Говорили общими фразами. «Если у тебя гайки от штамповки – то обязательно нужно менять, иначе будет плохо. »

Выводы и рекомендации

Внимательно изучив тему, а так же проверив факты на своём автомобиле могу заключить следующее:

  1. Существует различие в креплении штампованных и литых дисков, а также отличие крепежа одних моделей литых дисков от других. Но к вопросу замены этих важных элементов нужно подходить взвешенно.
  2. Главные факторы которые влияют на безопасность при смене дисков и выборе крепежа, это тип посадочного места и длина болтов или шпилек.
  3. Не стоит безоговорочно доверять работникам шиномонтажа если они советуют заменить крепёж. Следует выяснить конкретную причину по которой требуется замена, что именно не так. Проверить, и только после этого принимать решение.
  4. Стоит обратить внимание на факторы влияющие на безопасность и при замене крепежа по эстетическим причинам.
  5. Не ленитесь, читайте инструкцию по эксплуатации своего автомобиля! Даже если вы приобрели автомобиль с рук, и инструкции в нём не оказалось — это не проблема. Все инструкции на любые автомобили есть в интернете. Их можно скачать на компьютер или телефон и пользоваться при необходимости.
  6. После смены колёс попросите работников шиномонтажа проверить момент затяжки, если они этого не сделали. А если сами меняли колёса, то не поленитесь, проверьте момент затяжки на ближайшем шиномонтаже. Помните это ваша безопасность и безопасность ваших близких!

Следуя этим простым советам вы сможете правильно подобрать болты и гайки для литых дисков при их замене. Тем самым повысить безопасность эксплуатации своего автомобиля и избежать советов некомпетентных работников.

Надеюсь данная статья была полезна для вас и вы узнали что-то новое для себя. Теперь вы сможете более ответственно подойти к вопросу крепления колёс вашего автомобиля.

К сожалению авторы многих интернет ресурсов утверждают, что применение болтов от штампованных дисков недопустимо! Хочется задать вопрос: почему? Такое заявление по крайней мере некорректно. И мой случай тому подтверждение.

Буду признателен если вы поделитесь своими знаниями и наблюдениями на этот счёт в комментариях. Всё знать невозможно! Может я что-то упустил, или был не прав в своих суждениях. Ваши комментарии помогут мне и другим читателям разобраться в теме и установить истину.

Как правильно выбрать болты и гайки для литых дисков

Болты для колесных дисков используют европейские производители автомобилей. Гайки применяют для японского и корейского автопрома. При выборе монтажных элементов следует иметь представление об их технических особенностях.

Что собой представляют колесные крепления для литых дисков

Разновидности крепежа для литых дисков

Болты для литых дисков требуются в случае замены дисков. Ширина и глубина колодцев на различных моделях отличается. Колесный крепеж осуществляется двумя типами метизов. Выбор крепежа зависит от конструкционных характеристик авто.

Виды крепежей

Гайки с болтами

Вот какие виды крепежных элементов нужны для литых дисков:

  1. Болты – металлические стержни, имеющие винтовую резьбу на конце. Применяются для соединения разъемных элементов.
  2. Гайки – детали округлой формы, предназначенные для скрепления элементов путем накручивания металлической плашки на резьбовые шпильки.

Для производства изделий используют стальные, алюминиевые или титановые сплавы.

Высокими показателями качества отличаются титановые болты. Черные болты для литых дисков производят из стали с добавлением молибдена или стали с хромированным или никелевым покрытием.

Характеристики болтов и гаек

Набор для крепления литых дисков

Болты и гайки различаются конструкционными особенностями, поэтому выбор определяется типом дисков. Штампованный диск изготавливают из прочного типа стали. При этом он имеет небольшую толщину в месте крепления к центральной части вращающейся детали. Для оптимального соединения болт и гайка должны иметь плоскую поверхность. В состав литых дисков входят относительно не тяжелые сплавы. Они обладают пониженными характеристиками надежности. Крепежная система изделий выполнена в виде конуса.

Резьба

Болты с разной длиной резьбы

При покупке болтов следует обратить внимание на резьбовую часть. Не все элементы имеют одинаковые показатели шага резьбы. Чаще встречаются метизы с шагом резьбы 1,25 и 1,5 мм с диаметром 12 либо 14 мм. Рекомендуется приобретать новые колесные болты в комплекте с дисками либо учитывать требования инструкции производителя авто.

Длина резьбы

Длину резьбы можно определить по количеству оборотов

Чтобы выбрать болт нужной длины, проще всего произвести примерку по месту. Такая методика не срабатывает в том случае, если на болт нанесено покрытие, которое жалко поцарапать. Тогда подойдет другой вариант, потребуется посчитать количество оборотов при выкручивании старого болта. Далее длину штыря с резьбой делят на полученную цифру. В итоге получится нужная длина крепежного элемента.

По габаритам крепежи делятся на:

  • короткие – применяются для фиксации штампованных дисковых изделий;
  • длинные – используют при шиномонтаже литых дисков.

Прижимная поверхность

Особенности крепления стальных и литых дисков

В соответствии с классификацией по посадочной зоне различают крепежи:

  • с шарообразной соединительной частью;
  • с прижимной частью в форме конуса. Модели выпускаются с промежутками в прижимной зоне и без. Размер подголовок составляет 1,3 миллиметра.

Многие автомобилисты задумываются, что будет наиболее подходить – конус или сфера. В каждом индивидуальном случае, чтобы подобрать болты к литым дискам, рекомендуется обратиться за помощью к профессионалу. Он посоветует, что будет лучше.

Покрытие

Болты с хромированным покрытием

Болты и гайки имеют хромированное и цинковое напыление. Поверхностный слой не защищает от коррозийных процессов. Модели с декоративным покрытием сохраняют внешне привлекательный вид не больше года. Крепежи с защитно-декоративной оболочкой стоят дороже.

Что такое разболтовка

Разболтовка - схема

Разболтовка – показатели, указывающие на соответствие размеров болтов и дисков. Информации полезна для поиска дисковых изделий. На основании данных находят идентичные отверстия на новых дисках. Число выемок находится в пределах трех, шести штук, но показатели диаметра и расстояния у каждого производителя отличаются.

Таблица совместимости

Диаметр отверстий, предназначенных для болтов – ключевой фактор при поиске оснований под колеса. Покупка дисков без учета этих показателей – большой риск, так как крепеж влияет на состояние ходовой части автомобиля. Даже мелкие расхождения приводят к повреждениям подвески и рулевой части.

Таблица совместимости

Как измерить самостоятельно

Самостоятельное измерение

Замеры должны быть максимально точными, так как показатели отличаются близкими значениями с расстоянием в пару миллиметров, к примеру, 98 и 100 либо 110 и 112 и они не являются взаимозаменяемыми. Чтобы исключить ошибку, рекомендуется использовать штангенциркуль или линейку.

Соседние отверстия

Формула расчета между соседними отверстиями

Вот как нужно определять расстояние между отверстиями для болтов. Берутся габариты окружности, на которой располагаются отверстия. Диаметр определяется при помощи таблиц совместимости либо измерением при помощи линейки. Полученное расстояние между соседними крепежами следует умножить на коэффициент, который зависит от количества отверстий. Окружность у ВАЗа равна 9,8 см, у легковых автомобилей составляет 139,7 миллиметров.

Дальние отверстия

Формула расчета между дальними отверстиями

Несложный метод измерения производится на моделях с четным количеством выемок – под 4, 6, 8 крепежей. Расстояние между параллельными отверстиями – PCD.

А вот как замеряют дальние отверстия дисков с пятью болтами: расчет производится между несмежными углублениями, полученную цифру следует умножить на 1,051.

Диаметр ступичного окна

Определение диаметра ступичного окна

Показательные данные по центральному ступичному окну указаны в таблице и в полной формуле разболтовки. В случае отсутствия информации, показания измеряются линейкой либо штангенциркулем. В диаметре ступичная зона на ВАЗ 2110 = 58,6 мм.

Произвести правильное измерение удается не всегда, из-за того, что у некоторых машин ступичная зона имеет неправильную форму.

Разболтовка осуществляется с учетом относительной величины вертикальной оси симметрии диска к зоне примыкания со ступицей.

Полная и сокращенная формула разболтовки

Изготовители указывают подробную формулировку, отражающую все важные значения. Автомобилисты используют сокращенные обозначения, которые не определяют полноценного описания продукта.

Формулы разболтовки

Сокращенная

PCD (Pitch Circle Diameter) – краткая формулировка, включающая в себя два параметра. Указывается она: 4×98 — разболтовка дисков на ВАЗ-2110. Четверка означает количество выемок под болты. Число 98 было получено в результате поперечной методики измерения их окружности.

Полная

Определение разболтовки

Рассмотрим пример: на ободе указана полная формула разболтовки: 7.5 J×15 H2 5×100 ET 40 D 54.1.

Расшифровка буквенно-цифирных групп обозначает:

  • 5 JX 15 – показатели ширины обода 7,5 дюймов и диаметр 15 дюймов;
  • Х – указывает, что диск изготовлен методом литья или ковки;
  • J – рекомендуется применять продукцию на моноприводных автомобилях;
  • JJ – маркировка полноприводных моделей;
  • H2 – количество выступов, которые фиксируют шины. Модели с одним выступом — Н1. Отсутствие выступов – маркировка АН;
  • Hump – обозначает качественное удержание резины, эта особенность исключает разгерметизацию.

Последствия от другой разболтовки

Применять несоответствующие болты опасно в первую очередь для безопасности. При разболтовке происходит осевое смещение всего колеса относительно ступицы. На высокой скорости колесо крутится неравномерно, машину будет трясти, что сопровождается биением в руль.

При монтаже колес автолюбители часто сталкиваются с такой проблемой, как несоответствие диаметра крепежей. В этом случае подойдут болты-эксцентрики с подвижной конусной частью, что позволит устранить несоответствия в размере.

Как выбрать колесный крепеж

Вся линия болтов и гаек имеет сферическую или конусообразную форму. Характеристика соединения определяется показателями мягкости металла литого диска, что приводит к увеличению контактной зоны диска и крепежа.

Толщина легкосплавных дисков превышает толщину стальных изделий, по этой причине лучше применять удлиненные болты. Из-за мягкости металлических изделий требуется периодически делать ревизию притяжки крепежной системы.

Затяжка креплений на литых дисках

Затяжка болтов

Перед тем как вмонтировать болты в посадочные углубления, рекомендуется обработать метизы графитовой смазкой. В результате при контакте с диском головка болта или гайки будет прокручиваться и полностью прилегать. Это исключит блокировку при стартовой мощности в результате трения между диском и крепежной системой. Выпускаются болты, компенсирующие минимальные отклонения габаритов крепежа. Неплотное присоединение приведет к цикличным сбоям в крепежной системе, болты и гайки начнут самораскручиваться.

Болты секретки для литых дисков

Секретки с ключами

Секретные болты для литых дисков – еще один подвид. Если установить секретки, автомобильные покрышки будут защищены от хищений. Обыкновенным гаечным ключом колесо демонтировать не получится. Для раскручивания секреток понадобится ключ, который идет с ними в одном наборе.

Подбирая крепежи на колеса, следует помнить, что литые изделия отличаются относительно большой толщиной. Соответственно, для них подбираются болты большей длины, чем для штампованных дисков.

Читайте также: